Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера

“Призвание святого Матфея” (1600) – одна из самых необычных картин Караваджо. Она произвела сенсацию среди современников мастера.

Даже сейчас она кажется неординарной. Христос стоит не в центре. И не на самом видном месте.

Нет, наоборот. В самом углу картины. В тени. Да ещё и почти полностью скрыт другой фигурой! Но мы все равно сразу видим его. Благодаря его красивому и благородному жесту “Ты! Следуй за мной!”

А кто же среди сидящих является Матфеем? Вроде очевидно. Тот, что показывает на себя “Кто? Я? Я должен следовать за тобой?”. Нет. Это не он.

Хотя большинство искусствоведов считает, что это Матфей. Я все-таки придерживаюсь другой версии. Ее разделяет гораздо меньшее число специалистов. Но все же она мне ближе.

Апостол Матфей в искусстве

Апостол Матфей в иконографии и изобразительном искусстве изображается довольно часто. Это объясняется его сугубым значением в распространении слова Божия.

К примеру, стоит обратить внимание на прекрасную работу «Апостол Матфей и ангел» итальянского живописца болонской школы, великолепного мастера барокко Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья) . Он учился у Карраччи и Феррантини, был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы.

Гвидо Рени. Апостол Матфей и ангел, 1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим

К выдающимся шедеврам живописи принадлежат три изумителных картины из жизни апостола кисти великого Караваджо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянского художника, реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко.

Караваджо. Призвание апостола Матфея. Фрагмент. 1598-1601 гг. Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези

Караваджо. Призвание апостола Матфея

Матье Контрель (строительный подрядчик) оставил завещание. Согласно ему, нужно было отделать фресками капеллу в церкви. Он выбрал определенную тему и необходимое количество. Контракт подписали с известным в то время живописцем Чезари д Арпино. Он был некогда соперником Караваджо. Но поскольку он был просто завален всевозможными заказами, то в 1599 году смог оформить только свод. Возникли серьезные опасения, что нужное время роспись не будет закончена.

Договоренность с д Арпино была разорвана. Решили доверить это ответственное дело Караваджо. До этого он занимался лишь частными заказами. Эта работа стала его первой пробой пера для широкой аудитории. Живописец решил полностью отказаться от традиционных фресок. Он предпочел большие холсты.

«Призвание апостола Матфея» — первая картина. Это произведение художника по праву лучшее творение, созданное на достаточно редкий сюжет.

Матфея увидел сам Иисус и решил призвать его на служение апостолом. Трактовка Караваджо иная. Он изображает этот сюжет, как одну из сцен обычной жизни того времени. Мы видим темную комнату. Сидят люди и считают выручку. Молодые люди обернулись и внимательно смотрят на вошедших. Матвей одет бедно. Никто не понял, кто он, кроме Левия.

Мрак прорван потоком света в том месте, где находится Иисус с апостолом Петром. Это символ веры, который неожиданно ворвался в мир. Наш взгляд строго организован тем, как он направлен. Мы невольно читаем всю сцену именно, начиная слева. Мы можем видеть лишь руку и голову Иисуса. Он зашел сюда лишь на минуту, так как его ноги повернуты по направлению к выходу. Здесь три раза повторен один и тот же жест – вытянутая рука. Многие исследователи считают, что это неслучайно.

Микеланджело Караваджо. Мученичество апостола Матфея. 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Мученичество апостола Матфея — Микеланджело Меризи да Караваджо. 1599-1600

Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Бессильно свисающая рука святого и причудливо освещенные фигуры на переднем плане подводят взгляд зрителя прямо к сцене насилия. Освещение двух центральных фигур подчеркивает мощный контраст мускулистого тела палача и беспомощно распластанного на земле старца в одежде священника. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. Невидимый палачу ангел протягивает святому пальмовую ветвь, символ мученичества, которую тот пытается схватить.

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера

Караваджо. Призвание святого Матфея. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.

“Призвание святого Матфея” – одна из самых необычных картин Караваджо. Она произвела сенсацию среди современников мастера.

Даже сейчас она кажется неординарной. Христос стоит не в центре. И не на самом видном месте.

Нет, наоборот. В самом углу картины. В тени. Да ещё и почти полностью скрыт другой фигурой! Но мы все равно сразу видим его. Благодаря его красивому и благородному жесту “Ты! Следуй за мной!”

А кто же среди сидящих является Матфеем? Вроде очевидно. Тот, что показывает на себя “Кто? Я? Я должен следовать за тобой?”. Нет. Это не он.

Хотя большинство искусствоведов считает, что это Матфей. Я все-таки придерживаюсь другой версии. Ее разделяет гораздо меньшее число специалистов. Но все же она мне ближе.

Кто же на картине Матфей?

Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.

Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.

Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.

Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.

Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.

На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.

Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.

Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.

Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.

Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 г. (Копия). Оригинал утерян во время Второй Мировой войны

Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.

Кстати, картина “Святой Матфей и Ангел” многострадальная. Ее не приняли заказчики. Служители церкви были возмущены видом святого. Как можно? Какой-то бродяга с грязными пятками. Да ещё сгорбился над книгой! А где возвышенность образа? Где святость?

Это была не единственная отвергнутая работа мастера. Об этом я подробно писала в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов жизни и творчества”.

В угоду церкви Караваджо написал другого “Святого Матфея”. На ней уже сходства с юношей нет. Уже видимо не до этого было.

Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. Wikimedia.m.commons.org

Зачем Караваджо “спрятал” Христа?

Да, картина необычна. Караваджо смог виртуозно показать столкновение обыденного, греховного. С чудом и светом надежды на спасение.

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Первый вариант центральной картины цикла, посвящённого апостолу Матвею, был отвергнут духовенством как противоречащий канонам. Апостол, натурщиком для которого, вероятно, послужил пожилой человек из народа, сидел в кресле, скрестив обнажённые грубые ноги. Он внимательно вглядывался в книгу, лежащую у него на коленях, создавая впечатление, что едва ли знает грамоту. Над апостолом склонялся, резко контрастируя с ним, прекрасный ангел, фигура которого ясно обрисовывается одеждой. Ангел с большим трудом направлял движение руки пишущего апостола. Позы персонажей алтарного образа были признаны «неподобающими». Картину приобрёл банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани, вызволив художника из трудного положения. Позднее это полотно хранилось в Берлине и погибло в апреле 1945 года во время штурма города. Сохранилась лишь его чёрно-белая репродукция.
Во второй версии картины, законченной к 1602 году, художник смягчил первоначальный замысел. Размеры образа были увеличены по сравнению с первым вариантом — к тому времени заказчики расторгли контракт со скульптором Якобом Кобертом, который должен был изваять фигуру святого для алтаря. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займёт место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой, ныне они расположены на одном уровне. Во второй половине XVII века три полотна Караваджо, посвящённые истории апостола, убрали в церковную крипту. Благодаря искусствоведу Роберто Лонги полотна были открыты вновь и показаны в 1951 году на первой персональной выставке Караваджо

Сюжет[ | ]

Две фигуры ярко выделяются на глухом чёрном фоне. Вдохновлённый Матфей внимает витающему над ним в вихре белых одежд небесному посланцу. Поза Матфея неустойчива — простой табурет, на который он опирается коленом, накренился над пустотой. В то же время апостол сохраняет естественность и непринуждённость, записывая слова ангела. Жест ангела, отгибающего пальцы, указывает на то, что он даёт точные указания.

Ангел является символом евангелиста Матфея. По «Золотой легенде», Матфей имеет символ в образе человека, потому что яснее других евангелистов указал на человеческую природу Иисуса.

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Заслуживает внимание также картина Питера Артсена (1508 — 1575) «Четыре евангелиста»

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела.

Апостол Матфей. Иконография

Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.

Апостол Матфей. Иконография

В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах — четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса — подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Аудиоплеер

00:00

00:00

Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкость.

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Святой мытарь из Капернаума

Святой апостол и евангелист Матфей (что значит «дар Божий»), сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме, лежавшем на северо-западном берегу Галилейского моря. До призвания к апостольству он именовался Левием, так называют его евангелисты Марк и Лука. После призвания он известен более под именем Матфея. По мнению блаженного Иеронима, простонародное имя его было Матфей, а имя более почетное, как бы книжное и религиозное – Левий. Апостолы из уважения к нему называют его именем лучшим, а сам он постоянно именует себя Матфеем, не стыдясь при этом говорить и о прежней должности своей, столь презренной в глазах соотечественников. Матфей был мытарем, то есть сборщиком податей для Рима. Люди преимущественно корыстолюбивые и жестокие, мытари считались у евреев предателями народа и отступниками от Бога. Говорить со сборщиком податей считалось грехом, входить в их дома – осквернением. Однако среди мытарей встречались добрые и богобоязненные люди. Таким был и будущий апостол Матфей. Климент Александрийский сообщает, что святой Матфей за всю жизнь свою не вкушал мяса, а питался одною зеленью и плодами.

Матфея, как и всех подобных ему, презирали соотечественники. Но Господь остановил на нем, всеми презираемом, Свой Божественный взор. Обращение и призвание мытаря, вероятно, было подготовлено самими обстоятельствами его жизни: Матфей не раз имел возможность слышать учение Иисуса Христа в Капернауме, был свидетелем Его многочисленных чудес.

Примечательно, что в Евангелии, которое было написано Матфеем в 41-м году, спустя восемь лет по Вознесении Христовом, апостол излагает историю своего призвания. Однажды во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и, сопровождаемый народом, направился к морю по караванной дороге. Матфей, собиравший пошлину с проезжающих здесь купцов, сидел около своей мытницы: «…Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9). Обращаясь к Матфею с этим воззванием, Сердцеведец знал, что этот мытарь будет Его избранным сосудом. Матфей, не раздумывая, встал и пошел, оставив все. Он раздал свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. И теперь уже никогда от Него не отлучался. Вскоре Матфей удостоился от Господа сопричисления к лику двенадцати избранных апостолов, будучи избранным на место отпавшего Иуды. Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные чудеса, творимые Иисусом Христом, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и вознесения Его на небо.


Святой апостол Матфей и Ангел

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на апостолов, святой Матфей в течение восьми лет оставался в Палестине, вместе с другими апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Когда же пришло время отбытия апостола из Иерусалима в далекие страны для обращения народов к вере Христовой, иерусалимские христиане из иудеев просили его оставить для них письменное свидетельство о жизни и учении Иисуса Христа. Эту просьбу поддержали и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, апостолы.

По времени своего написания – это самое раннее из всех четырех Евангелий, поэтому в ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым.

Местом написания Евангелия называют Палестину. Полагают, что Евангелие написано святым Матфеем по прошению иерусалимских христиан в то время, когда, вследствие воздвигнутого на них сильного гонения, им угрожала опасность быть рассеянными, и они желали, где бы ни пришлось им находиться, иметь при себе верное сказание о земной жизни и учении Богочеловека Иисуса Христа. Не исключено, что писание Евангелия было начато в пору означенного гонения и закончено – ко времени ухода апостолов на проповедь в разные страны.

Евангелие свое Матфей написал на сирохалдейском (или арамейском) языке, на котором в то время говорили палестинские иудеи, но еврейскими буквами, как замечает блаженный Иероним. Позднее Евангелие было переведено на греческий язык, а еврейский подлинник утрачен. Существует предание, что с еврейского Евангелие перевел сам евангелист Матфей. Согласно другой версии, перевод был сделан евангелистом Иоанном Богословом. Несомненно одно: греческий перевод (который признан каноническим, так как сирохалдейский текст был искажен еретиками) был сделан еще при апостолах.


Евангелист Матфей, икона XIII века, Македония

В своем Евангелии Матфей благовествует преимущественно о воплощении и человечестве Иисуса Христа. В этом контексте примечательно то, что уже с конца II в. в христианском богословии, а с IV в. – и в христианском искусстве символом евангелиста Матфея стал образ ангела. Согласно интерпретации Иринея Лионского, человеческий образ ангела должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея.

Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Македонию, Сирию, Персию, Парфию, Мидию. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в Эфиопию. Страна эта была заселена звероподобным чернокожим народом – людоедами. В городе, называемом Мирмены, апостол обратил несколько идолопоклонников к вере во Христа, основал для новообращенных небольшую церковь и поставил епископом своего спутника Платона.

Сам же удалился на близлежащую гору и пребывал в посте, усердно молясь Господу об обращении эфиопов. И вот явился ему Господь в образе прекрасного юноши, с жезлом в руке. Он повелел апостолу сойти с горы и водрузить жезл при дверях созданной в Мирменах церкви.

«Жезл этот, – говорил Господь, – силою Моею вырастет в высокое дерево, которое принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в ней, людоеды получат благолепие лица, и всякий, вкусивший от плода, забудет зверские нравы и станет человеком добрым и кротким».

Приняв жезл от рук Господа, апостол Матфей сошел вниз и пошел в город исполнить повеление. По дороге он встретил жену и сына местного князя Фульвиана, одержимых нечистым духом. «Кто послал тебя с этим жезлом на нашу пагубу?» – кричали они дикими, угрожающими голосами. Матфей же именем Христовым изгнал нечистых духов и исцелил бесноватых. Оба исцелившиеся поклонились апостолу и кротко последовали за ним. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.

Узнав о его приходе, при входе в город апостола уже встречал епископ Платон с клиром. Все они пошли к храму и сделали так, как повелел Господь: воткнули в землю жезл, и тот немедленно вырос в большое дерево, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, а от корня истек журчащий ручей хрустальной воды. Все видевшие это изумились. Тогда все население города собралось к храму, люди пили воду и вкушали плоды. Апостол же Матфей, стоя на возвышенном месте, проповедовал собравшимся на их языке Слово Божие. Все присутствовавшие там уверовали во Христа, и крестил их апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, становились благолепны лицом и утрачивали черноту кожи.

Между уверовавшими и крещеными находились жена и сын правителя Фульвиана. Узнав о случившемся, князь сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, увидев, что народ оставляет идолов и идет к апостолу креститься, разгневался на Матфея и замыслил погубить его.

В ту же ночь явился благовестнику Спаситель и повелел ему укрепиться духом, обещая не покидать его в наступающих скорбях.

Когда наступило утро и апостол, восстав от сна, молился в храме с верующими, князь послал четырех воинов арестовать святого. Как только они прибыли, тотчас объяла их тьма, так что и назад едва могли вернуться. В страхе говорили воины: «Голос его мы слышали, самого же не только взять, но и видеть не могли». Еще сильнее разгневался Фульвиан. На этот раз он послал в храм еще больше вооруженных воинов, приказав во что бы то ни стало привести Матфея. Но и эти воины вернулись ни с чем. Небесный свет осиял апостола, и стражи, будучи не в состоянии смотреть на него, в ужасе бросили оружие и прибежали назад, полумертвые от страха.

Тогда, исполнившись ярости, Фульвиан, в сопровождении толпы слуг, сам пошел взять апостола. Но едва он приблизился к нему, как внезапно ослеп и стал просить, чтобы ему дали проводника. Испугавшись, он стал умолять апостола простить ему согрешения и вернуть зрение. Матфей сотворил крестное знамение на очах князя, и Фульвиан прозрел. Но чудо не вразумило его. Правитель приписал это чародейству и замыслил сжечь Матфея, как волхва. Взяв апостола за руку, Фульвиан повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его. Но Матфей, провидя лукавые замыслы, обличил князя: «Льстивый мучитель! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил? Делай то, что сатана вложил в твое сердце, – я готов все перенести за Бога моего».

По приказанию Фульвиана воины растянули Матфея на земле, прибили гвоздями руки и ноги его, сверху же положили множество сухих ветвей, облили смолой и серой, и все это зажгли. Огромный столб пламени поднялся в небо, и, когда всем стало казаться, что апостол сгорел, внезапно огонь охладел, пламя угасло, и все увидели святого живым и невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда, и воздал хвалу Богу апостола. Один Фульвиан продолжал оставаться в ослеплении, яростно называя Матфея чародеем. Князь приказал добавить хвороста в костер и поставить вокруг него двенадцать своих золотых идолов, надеясь, что с их помощью удастся сжечь апостола в пепел. Матфей же, объятый пламенем, молил Господа показать силу Свою, явить ничтожность языческих богов и посрамить надеющихся на них. И вот пламя со страшным шумом обрушилось на идолов. Они, как воск, в одну минуту растаяли, и многие из тех, кто стоял рядом, опалены были огнем.

Из расплавившихся идолов вышло другое пламя, в образе змея, и устремилось на Фульвиана. Тогда испуганный правитель стал молить благовестника избавить его от погибели, и по молитве мученика бесовское пламя улеглось. Это стало моментом обращения чернокожего князя. Он хотел вывести святого из огня и оказать ему всякие почести. Но апостол сотворил предсмертную молитву и предал Господу душу свою. Тогда по повелению Фульвиана принесли золотой одр, возложили на него неповрежденное огнем тело святого мученика, покрыли драгоценными одеждами и с честью внесли во дворец.

Сомнения, однако, продолжали колебать Фульвиана. Он велел выковать железный ковчег, положить в него мощи апостола, наглухо запаять оловом и бросить в море. При этом князь сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому Истинному Богу.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, говоря: «Завтра иди на морской берег, на восток от княжеского дворца, и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу».

Утром епископ, в сопровождении множества христиан, отправился к морю и обрел на берегу среди скал железный ковчег. Он был с честью перенесен в храм, построенный апостолом.

На берег моря пришел и правитель Фульвиан со своей свитой, чтобы своими глазами увидеть чудо. И тогда только уверовал он во Христа и громогласно исповедал Его Единым Истинным Богом. Припав к ковчегу со святыми мощами, правитель просил у мученика прощения и изъявил искреннее желание креститься. Епископ Платон, видя веру и усердие Фульвиана, крестил его с именем Матфей, которое дал ему, исполняя повеление Божие.

Приняв в крещении имя апостола, князь старался подражать ему и в жизни. Вскоре он отказался от княжеской власти, предался посту и молитве и стал пресвитером. По смерти епископа Платона Фульвиану явился апостол Матфей и увещал его возглавить Эфиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фульвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]