Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея

Основная книга для чтения любого христианина — Библия. Основные ее части — Ветхий и Новый Заветы, повествуют о Боге. И если Ветхий Завет говорит о пути еврейского народа, как богоизбранного, то Новый Завет призывает всех и каждого за Христом. Чаще всего начинать чтение Священного Писания рекомендуют именно с Нового Завета, хотя он находится не в самом начале Библии.

Для того, чтобы правильно понимать глубокие смыслы священных строк, зачастую недостаточно собственного разумения. Человек, по своему духовному непониманию, может значительно исказить то, что было сказано много веков назад. Именно поэтому наша Церковь всегда советовала читать Священное Писание не само по себе, а с авторитетными толкованиями.


В Священном Писании заложены все истины христианской церкви

Новый Завет также состоит из нескольких книг, основными из которых являются четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Именно эти Евангелия считаются каноническими и достоверно передают события земной жизни Иисуса Христа. Кроме них существуют так называемые апокрифы — описания, чье авторство не было достоверно установлено или же содержащие сомнительные смыслы. Не всегда апокрифы являются ложными или несущими искажения, но для того, чтобы не навредить собственной душе лучше читать канонические Евангелия. И первое из них принадлежит апостолу Матфею. Рассмотрим его детальнее.

О чем повествует Евангелие от Матфея

Главное, о чем рассказывает нам евангелист Матфей — жизнь и деятельность Иисуса Христа с начала его проповедания и до Воскрешения. Текст изначально предназначался для иудеев, поэтому содержит много ссылок на Ветхий Завет, на древние пророчества. Целью Матфея было показать, что с приходом Мессии выполняются те пророчества, которые были записаны древними отцами.

Первое, с чего начинает свое повествование Матфей — родословная Иисуса Христа, которая ведется от Адама и заканчивается Иосифом, Обручником Пресвятой Богородицы. Такая детализация нужна для того, чтобы показать, что Христос пришел на землю для каждого человека — и прежде живущего, и рожденного после.

совершенных Спасителем, и постоянным слушателем Его наставлений. Сведения о его дальнейшей жизни можно найти у нескольких древнехристианских писателей. Так, Климент Александрийский и Евсевий свидетельствуют, что в период времени после вознесения Иисуса Христа и до разрушения Иерусалима Матфей проповедовал Евангелие иудеям в Палестине. Затем он покинул Палестину и распространял христианство в других странах. Сведения о внепалестинской деятельности апостола Матфея крайне скудны. По этим сведениям, он проповедовал Евангелие в Эфиопии, Македонии, Персии и других азиатских странах и умер мученической смертью в Иераполе, во Фригии или Персии.

Исторически доказано, что первое Евангелие написано именно Матфеем в 42 году после рождения Христова. По свидетельству Папия, ученика апостола Иоанна, Матфей письменно изложил учение и жизнь Иисуса Христа на еврейском, точнее, арамейском языке. О еврейском подлиннике Евангелия от Матфея свидетельствуют Ириней, Ориген, Евсевий, Иероним и другие. Все эти древние писатели сами пользовались Евангелием от Матфея на греческом языке. Многие богословы считают, что апостол Матфей через некоторое время перевел свое арамейское Евангелие на греческий язык с некоторыми дополнениями для язычников.

Из самого Евангелия можно заключить, что его автор был палестинским евреем: он хорошо знаком с Ветхим Заветом, географией Палестины, историей и обычаями своего народа. На Матфея как автора первого Евангелия указывает и то обстоятельство, что в списке апостолов этого Евангелия — Мф. 10,3 его имя помечено словом «мытарь»; это указывает на глубокое смирение автора, ибо мытари были в презрении у иудеев из-за своей далеко не почетной работы — сбора податей или налогов.

Считают, что Матфей писал свое Евангелие для евреев, Марк — для римлян, Лука — для греков, а Иоанн — для Церкви; в то же время все четыре Евангелия предназначены быть вестью спасения во Христе. Евангелия от Матфея, Марка и Луки обычно называют синоптическими Евангелиями. «Синоптическое» происходит от двух греческих слов, которые значат «видеть вместе». Следовательно, вышеупомянутые Евангелия получили это название потому, что в них описаны одни и те же события из жизни Иисуса Христа. Матфей начинает повествование с Авраама, Марк — с Малахии, Лука — с Иоанна Крестителя, а Иоанн — с Самого Бога.

В Евангелии от Матфея имеется: девять заповедей блаженства, восемь «горе вам», семь последовательных чудес, пять длинных проповедей, четыре пророчества о смерти Христа. Седьмая глава от Матфея есть продолжение Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Это злачная пажить, это четыре реки воды живой. Проповедник Д. Муди любил эту главу особой любовью и оставил для нас некоторые заметки. В этой главе мы имеем: двое ворот — широкие и узкие; две дороги — узкая и пространная; два класса людей — многие и немногие; две судьбы — жизнь и погибель; два дерева — доброе и худое; два плода — добрый и худой; два основания — камень и песок; два строителя — мудрый и неразумный; два дома; две бури.

Целью евангелиста Матфея было: изложить историю спасения так, чтобы показать, что Иисус из Назарета есть Христос, обещанный Мессия, Царь Иудейский, Которого отверг собственный народ, но приняли язычники. Иисус Христос у Матфея — отверженный и грядущий Царь и предсказанный пророками Мессия.

Важнейшие события о жизни Иисуса Христа были предвозвещены, поэтому часто повторяется в этом Евангелии: «Сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка…» — Мф. 1,22; 2,15. В Евангелии от Матфея имеются ссылки на 65 мест из Ветхого Завета, а дословно приведены 45 изречений, то есть столько же, сколько имеется цитат в трех других Евангелиях, вместе взятых. Автор показывает, что в Иисусе Назарянине весь смысл Пятикнижия, пророков и псалмов.

Метод изложения у Матфея особенный. Труд сборщика податей в прошлом приучил его к аккуратности и порядку. Излагая историю искупления, автор не всегда держится хронологической последовательности, а группирует похожие события и проповеди, чтобы усилить их значимость. Так, например, он в одной из глав поместил семь из четырнадцати упоминаемых в Евангелии притч, в другой главе — объединил десять чудес из приведенных двадцати. Учение Христа объединено в пять проповедей: Нагорная проповедь — 5—7-е главы, поучение Господа апостолам — 10-я глава, притчи о Небесном Царстве — 13-я глава, обличение фарисеев — 23-я глава, пророческие предсказания о Его втором пришествии — 24—25-е главы.

Евангелиста Луку, соблюдающего хронологический порядок, можно сравнить с ботаником, который, идя по лугу, постепенно собирает все встречающиеся ему цветы. Матфей же предпочитает подбирать цветы по красоте и видам, составляя из них затем прекрасные букеты.

Главная мысль в Евангелии от Матфея: Мессия есть Спаситель мира. Матфей не говорит о вознесении на небо Иисуса Христа, он как бы оставляет Его на земле. И заканчивает свое повествование словами Иисуса Христа: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» — Мф. 28,20.

Будем исследовать Евангелие от Матфея, и в нем мы непременно найдем своего личного Спасителя!

Чем отличается это Евангелие от других

Изначальный вариант текста был написан на арамейском языке, в отличие от остальных книг, которые были на греческом. Однако оригинал был очень быстро утерян, и в канон вошел уже греческий переведенный вариант.

В данном тексте деятельность Христа во время Его земной жизни рассматривается в следующих контекстах:

  • Пророк;
  • Первосвященник;
  • Законодатель.

Как и в других частях Библии, Матфей делает упор именно на особенности нового для иудеев учения Иисуса Христа. Несмотря на большое сходство с оставшимися синоптическими Евангелиями, именно в тексте от Матфея мы можем увидеть уникальные сюжеты:

  • исцеление от слепоты двух человек;
  • освобождение от одержимости немого бесноватого;
  • повествование о рыбе с монетой внутри.


Притча о сеятеле записана в 13 главе Евангелия от Матфея

Поскольку во всех Евангелиях множество смыслов передается языком притч, святой апостол Матфей также приводит подобные истории, а именно:

  • притча о пире на празднике бракосочетания;
  • притча об использовании талантов;
  • притча о винограднике и многие другие.

1 Я есть То, что есть Иисус

Логия 1

И сказал он:

Того, кому откроется значение этих слов,

смерть не коснётся.

Здесь речь идёт о внутреннем Иисусе, а не его многочисленных изображениях.

По сути, в итоге мы говорим: «Я есть Иисус».

«Я есть То, что есть Иисус». Это другое. Иисус сказал: «Я есть То, что есть Отец, но я не Отец». Это всегда указывает на суть того, что есть, никак его не называя. Поэтому я скажу: «Я есть То, что есть Иисус», но не «Я есть Иисус».

Разве это не то же, что и «Я есть То»?

Когда Бог сошёл с небес и Моисей спросил его: «Кто ты?», он ответил: «Я есть То, что я есть». Таким образом, он определённо дал понять, что он является сутью этого «я есть». Тем, чем является сознание, но не самим сознанием.

Что могло бы означать, что личность остаётся…

Нет-нет, напротив. Фактически это её уничтожает. Это уничтожает определение. Ещё раз: Иисус – это имя, определение. Тогда как ты пуст. Ты – пустота, в которой находится природа Христа. В христианской традиции говорится, что сутью является природа Христа. Так же, как в буддизме сутью является природа Будды, истинное Я. Это просто другое название истинного Я.

Значит, важно уточнять значение некоторых слов.

Да, и поэтому я говорю: «Я есть То, что есть», а не «Я есть Иисус» или «Я есть Бог», я не называю этого. Есть книга Нисаргадатты, которая называется «Я есть То», и это оставляет То абсолютно открытым. Это уничтожает мир. Это указывает исключительно на то, что предшествует феноменальному миру, и всегда отсылает к ноумену. К тому, что нельзя ни назвать, ни описать.

Нет разных истинных Я. Даже если То кажется скрытым, в действительности скрыть его нельзя. Нет никакого тайника, никакой завесы. Даже если То кажется забытым на какое-то время, скрытое религией, традицией, всё равно То всегда лежит в основе, То всегда присутствует и То проявит себя снова. Во всех традициях есть мистики и метафизики, стоящие на вершине пирамиды и взирающие оттуда на религии. Пути неисчислимы, однако все они ведут к Тому, чем ты являешься. Потому что все они созданы истинным Я ради истинного Я. Поэтому ты не можешь упустить свое истинное Я. Какой путь наилучший? Не могу сказать. Когда ты находишься наверху, путей вообще не существует. Но это не соревнование. Каждый шаг ведёт к Тому, что ты есть. Нет такого пути, который был бы лучше другого. Истинное Я знает наилучшее, и нет ничего, кроме истинного Я.

Когда религии проходят через периоды огромных отклонений, доходя до таких крайностей, что кажутся утратившими все смыслы, то это тоже путь?

Иногда отклонение является прямым путём. А иногда то, что кажется прямым путём, оказывается бесконечным путём. Кто это решает? Кто устанавливает стандарты? То, что кажется таким долгим, – ничто для Того, чем ты являешься. То, чем ты являешься, – за пределами времени, а то, что обусловлено временем, никогда не станет тем, что предшествует времени.

Послание Иисуса – это внутреннее послание, он говорит нам, что истинное Я находится у нас внутри, в тайной пещере, и это истинно. И всё же две тысячи лет назад мы ухватились за Иисуса, чтобы создать из него религию. Павел Тарский, называемый Святым апостолом Павлом, изобрёл абсурдную религию, утверждающую нечто совершенно противоположное тому, о чём говорит послание его учителя, обещая личности вечную жизнь в мире ином. Но ведь это же мир Диснея!

Да, абсолютно.

И две тысячи лет миллионы человеческих существ находятся в тупике!

Однако если ты так говоришь, это значит, что ты всё ещё видишь кого-то, кто может зайти в тупик. Но для Того, что ты есть, это не важно, «достижение Того, чем ты являешься» не имеет никакого смысла. Следовательно, всё, что сделала эта сила, было именно таким действием, которого хотело от неё Сознание, или Бог. Никого нельзя сбить с пути. И до тех пор, пока ты являешься кем-то, кого можно сбить с пути…

Вы хотите сказать, что всего того, что исходит из истинного Я, не существует?

Это отражение. Но это не истинное Я. И в этом отражении они являются бесконечными отражениями – правильные пути и пути, ведущие к заблуждению. Любая идея о возможном введении в заблуждение нуждается в том, кого можно ввести в заблуждение. И первая мысль «я» уже сама является ложью. Говоришь ли ты: «Это меня ведёт» или: «Это сбивает меня с пути», и то и другое – ложь. Как только возникает «я»-мысль, сразу же возникает концепция, и всё приходящее с ней ведёт к заблуждению. Никогда не будет кого-то, кто сможет прийти к правильному пути. Сама идея правильного пути создаёт идею ложного пути.

Значит, нет ни добра, ни зла. Всё хорошо. Тогда у апостола Павла была своя роль в замысле истинного Я.

В тибетском буддизме те, кто поддерживает религию или учение в живом состоянии, называются хранителями дхармы. Для этого нам нужны техники, пути и всё, что может быть сделано для того, чтобы существовал этот мир. Это всего лишь деятельность, сохраняющая этот мир. В этом нет ничего истинного или ложного, дело не в этом. Для кого это должно быть истинным или ложным?

Если ты что-то как-то называешь, ты наделяешь это жизнью. Когда ты говоришь «иллюзия», возникает иллюзия. И что бы ты ни делал с ней дальше, ты будешь наделять её реальностью. Простой факт произнесения слова «иллюзия» делает её реальной. Для этого необходим кто-то, кто скажет, что что-то является иллюзией, но этот кто-то – сам иллюзия. Тот, кто даёт определения, сам является определением, обозначением. И тогда, что бы ни исходило из этого первого определения, что бы человек ни говорил, это не имеет никакого значения для Того, что ты есть. Присваивание имён не может сделать тебя Тем, что ты есть. Понимание, что мир является иллюзией, приходит и уходит, но не Ты, и Ты не зависишь от этого понимания или осознания, что всё это является сном. Какое бы имя ты ему ни присвоил, оно будет лишь очередной концепцией.

Я совершенно согласен с тем, что вы сейчас сказали. Воображать, что возможен какой-то путь, значит находиться в полной иллюзии. Таким образом, всё, что отделено, начиная с личности, иллюзорно, лишено существования. И всё же кажется, что в этом улучшенном теле питекантропа присутствует «я».

Да, но Иисус сказал: Как человек, Я – абсолютный человек. Как Дух, Я – абсолютный Дух. И как источник, Я – абсолютный источник. Потому что Я есть Абсолют при любых обстоятельствах. Нет никакой разницы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]