Где и как найти своего духовника, помощника на духовном пути? Нужно ли священнослужителям приглашать к сотрудничеству врачей-психиатров?


Как найти духовного отца (духовника) в миру?


Фотография священника Игоря Палкина
Найти духовного наставника подчас сложнее, чем спутника жизни. Для многих впервые пришедших в Церковь людей проблема такого поиска усугубляется отсутствием чёткого представления о том, кого и зачем они ищут. При отсутствии духовного опыта новообращенный христианин в новой для него системе отношений пытается руководствоваться привычными мирскими стереотипами и в конечном счёте испытывает разочарование. Не меньшей проблемой, если не сказать бедой, является отсутствие у большого количества регулярно исповедующихся и причащающихся прихожан самой потребности в постоянном духовном наставнике. Современному человеку крайне трудно кому-то полностью довериться. А без взаимного доверия духовнические отношения невозможны.

Не секрет, что наиболее распространённой причиной обращения современного человека к Богу является трудно переносимая скорбь в земной жизни. В числе прочего люди страдают от сложных отношений с родителями или вообще от отсутствия таковых, от неудач в семейной жизни, от разнообразных болезней, от отсутствия ценностно-близких людей. И вот, придя со своей бедой в храм, человек может попытаться компенсировать свои душевные неудачи общением со священником. Что это означает? Скорбящий человек хочет как можно быстрее уврачевать свою душевную боль. И от священника он в первую очередь ждёт душевного тепла и участия, отеческой опеки, дружеского расположения. Далеко не всегда это происходит осознанно. Даже если разговоры со священником будут преимущественно посвящены духовным проблемам, главным желанием человека будет устранение испытываемой им в настоящей момент боли. Одним из средств этого и будет Бог. Средством, а не целью! Но в Евангелии Господь призывает нас искать ПРЕЖДЕ всего Царство Божие и только потом всё остальное. А Царство Божие – это Он Сам, Бог Троица, и живое общение с Ним в Его любви.

Духовник может вести своё духовное чадо за собой в Царство Небесное, может идти с ним рядом, может его просто периодически поддерживать на этом пути, но во всех этих случаях цель духовных усилий наставника и его пасомого – Сам Христос, а не удовольствие от душевного общения с духовником. От этой ошибки целеполагания необходимо оградить себя в самом начале поиска духовника, особенно если к этим поискам приступает женщина, не реализовавшая себя в полноценной семейной жизни. Помощь в разрешении душевных проблем вполне могут оказать квалифицированные психологи, в том числе и православные. Психология, как и любая другая наука, предназначена для того, чтобы сделать земную жизнь человека более комфортной и безопасной. А Христос своим последователям честно обещает: «в мире скорбны будете».


Далее необходимо оценить свою собственную способность или готовность к близким доверительным отношениям с духовником, особенно если в обычной мирской жизни опыта подобных отношений вообще не было. Даже в приходских храмах встречаются духовники, которые требуют от своих чад неукоснительного послушания в самых незначительных вопросах. Немалое количество мирских духовников, напротив, всячески уклоняются от жёсткого руководства духовными чадами. Стоит трезво оценить свою способность к послушанию на первоначальном этапе духовной жизни и искать соответствующего духовника.

Стоит предостеречь людей, по жизни ведомых, нуждающихся в «крепкой руке», от скорого и безрассудного предания себя во власть авторитарного духовника. Тайна послушания заключается в свободе, что принципиально отличает христианское послушание от армейской дисциплины. По слову преподобного Иоанна Дамаскина «то, что делается по принуждению, не есть добродетель». Опытный духовник сделает так, что его вновь обретённый духовный сын (или дочь) сам захочет подойти поближе, сам начнёт советоваться по всем духовным и житейским вопросам. И стоит крепко подумать о глубоких отношениях с духовником, который после первой встречи настаивает на исповеди за всю жизнь, откровении помыслов и исполнении строго регламентированного молитвенного правила.

Важным, но не всегда обязательным, является соответствие культурного, образовательного уровня и даже психологического способа мировосприятия духовника и его чада. Очень многие проблемы общения снимаются, когда люди говорят на одном языке, используют сходные метафоры и понимают друг друга с полуслова. Необязательным данное условие является в силу того, что чем больше преуспевает в духовной жизни духовник, тем больше он научается быть «всем для всех». Преподобный Паисий Святогорец, будучи по-мирски малообразованным человеком, находил общий язык с представителями самых разных национальностей, с простыми людьми и учёными мужами. И он не просто беседовал с ними на отвлечённые темы, но раскрывал им суть их духовных проблем и указывал пути их разрешения.

Если христианин преисполнен решимости создать семью или уже является супругом (супругой), то его регулярное общение с женатым приходским священником, в доме которого царит мир, может оказаться много полезнее, чем редкие наставления иеромонаха. Духовные проблемы тесно переплетаются с семейными отношениями, которые всегда остаются для любого внешнего по отношению к семье человека тайной. Для женатого священника такая тайна – реальность, тогда как для никогда не состоявшего в браке иеромонаха – всегда в некоторой степени теория.

С чего же начать поиски духовника? С молитвенной просьбы помощи у Господа в этом важном деле. Для Него нет ничего невозможного. Доверившись Христу, надо начинать общение с теми священниками, которые служат поблизости, регулярно исповедуют людей и доступны для общения за рамками храмового богослужения. Если после нескольких исповедей возникнет желание доверительного общения со священником, стоит попросить его о личной встрече, в ходе которой подробно рассказать об обстоятельствах своей жизни и о своих духовных проблемах. Параллельно стоит присмотреться к духовным чадам этого священника. Ведь не исключено, что именно с ними в дальнейшем будет протекать наша церковная жизнь. Если поиски вызывающего доверия священника в близлежащих храмах не увенчались успехом, то необходимо расширить географию поисков. Но не увлекаться. Личную встречу с духовником, разговор лицом к лицу не заменят никакие современные средства коммуникации. Поэтому стоит остановить свой выбор на том священнике, до которого в критическую минуту реально добраться в любой ситуации.

Регулярная исповедь у одного и того же священника даст ему возможность провести качественную «диагностику» духовных проблем своего потенциального чада. Если с таким священником складываются доверительные отношения, стоит перейти к стадии жизни по совету, т.е. при возникновении любой проблемной или нестандартной жизненной ситуации после напряжённой личной молитвы Господу о вразумлении обращаться за советом к священнику. Именно за советом, а не за благословением (приказом) поступить тем или иным образом. Окончательное решение на этой стадии отношений с духовником человеку придётся принимать самому. В условиях всеобщей разобщённости современных людей, особенно в крупных мегаполисах, именно такой характер отношений со священником представляется наиболее реалистичным. Необходимым условиям близких отношений является совместное проживание жизни, а этого подчас нет и в современных крупных монастырях.


Только в случае благоприятного развития отношений при жизни по совету стоит переходить к отношениям духовного сыновства, предварив их глубокой и искренней исповедью за всю жизнь. Собственно, только на этой стадии священник становится для христианина духовным отцом. Общение с духовником происходит постоянно и регулярно, а не эпизодически. Человек полон решимости без рассуждения исполнить любое благословение духовника. Но приступать к таким предельно доверительным отношениям с духовником надо крайне осторожно. На первых двух стадиях «знакомства» с будущим духовником надо поверять его советы и рекомендации на соответствие Евангелию и учениям святых отцов. А для этого необходимо постоянно читать Евангелие, изучать творения святых отцов и в реальной жизни учиться всему написанному следовать.

Духовное сыновство у разных людей может протекать по-разному. Человек, привыкший жить по инструкции, будет обращаться к духовнику за согласованием каждого своего шага. Тот, кто больше нацелен на конечный результат, будет просить благословение гораздо реже – в самых сложных и принципиальных ситуациях (женитьба, выбор специальности, разрешение сложных нравственных коллизий). По-настоящему опытный духовник обязательно учитывает отличия в душевном устроении своих чад и не выстраивает общение с ними по одному шаблону.

Нельзя, конечно, исключать и встречи со своим духовником, подобной любви с первого взгляда. Но, как и в мужеско-женских отношениях, в духовной жизни такая встреча редкое исключение на фоне часто встречающейся и ни к чему позитивному не приводящей влюблённости.

Особняком в духовничестве стоят старцы – те подвижники, которые получили от Бога дар узнавать и сообщать человеку волю Божью о нём. Вероятность стать духовным чадом старца крайне невелика. Их слишком мало, а поток обращающихся к ним за помощью людей огромен. Но это не исключает возможности обратиться к старцу в случае мучительного выбора жизненного пути, например, между монашеством или семейной жизнью. Но и в этом случае на поездку к старцу стоит получить благословение своего духовника.

В заключение хотелось бы порекомендовать всем приступающим к поискам духовника прочитать книгу протоиерея Вячеслава Тулупова «Как найти духовного отца и жить под его руководством».

Старцы – целители душ

Возникшее в Византии, оно прочно вошло в русскую культуру и заняло одно из значимых мест. Старцы несли обет послушания и своим словом и поступками были призваны обличать грехи и утешать запутавшихся в собственных сомнениях людях. Спасительными беседами и наставлениями они врачевали души, вносили в них покой и умиротворение.

Русское старчество берёт свои истоки от преподобного Паисия Величковского и достигает своего развития благодаря монахам Оптинской Пустыни. Монастыри с их духовными наставниками в течение длительного времени были центром паломничества православного народа. Старчество имело свою особенность, где строгое подвижничество чередовалось с активными выходами в мир. Эти выходы выражались в контакте с народом и в службе миру в качестве духовного помощника, наставника и советника.

Задача наставника

Духовное наставничество стремится к совершенствованию личности и проявлению в ней образа Бога, к воспитанию духовного начала в человеке. Православному христианину стоит обязательно прочитать и проникнуться наставлениям святых отцов. Они гласят:

  • духовными помыслами любого православного должен руководить священник, к помощи которого необходимо обращаться и исповедуясь, и в учении;
  • старайтесь общаться с духовником на протяжении всей жизни, раскрывая свои грехи и богомерзкие помыслы;
  • следуя поучениям своего духовного отца, непременно обретёшь Царство Небесное;
  • если доверить своё сердце духовнику, то божия благодать поселится в душе.

Своего духовника нужно тщательно выбирать, ибо ему доверяешь самое ценное

Так что же делать, чтобы обрести своего духовника? Не давать же объявления в газету, что нужен духовник? Конечно, нет. Нужно проделать серьёзную работу — общаться с людьми, которые разбираются в духовной жизни, присматриваться к ним.

Так об этом рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов):

Тихон (Шевкунов)

архимандрит

«Но не торопитесь окончательно назвать того или другого священника духовным отцом. Приглядитесь к разным священникам, побеседуйте с ними, исповедайтесь у них перед причастием. Пусть пройдет немало времени, прежде чем Вы подойдете к священнику и попросите его быть Вашим духовником. “Чтобы не ошибаться, не должно торопиться”, — советовал преподобный Амвросий Оптинский. А уж торопиться в деле избрания духовного руководителя совсем не следует. Вы должны быть опытом убеждены, что этому священнику Вы доверите свою духовную жизнь и во многом дело вашего спасения.

Не выбирайте духовника по пристрастию: по его красноречию, обилию духовных чад, известности, тем более внешнему виду. Избирайте, советуют святые отцы, смиренного, молитвенного, не осуждающего никого, имеющего страх Божий. Молитесь, чтобы Господь послал Вам такого батюшку. А как и когда встречаться с ним, решите позже, это само собой происходит».


Есть стереотип, что духовником должен быть только старец. Но это не так (Картина «Старец» Художник Дмитрий Лукин)
Преподобный Исаия советует:

Исая (Скитский)

отшельник, аскет, церковный писатель

«Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих».

Не стоит переживать, если духовника нет или искать его не хочется

Хотя много было сказано о том, как полезен духовник, это вовсе не значит, что без него никак. Бывают разные ситуации. Если Бог не даёт духовника, значит без него лучше.

Есть такая мудрость на Востоке:

«Учитель приходит тогда, когда готов ученик».

Стоит к ней прислушаться. Нет духовного отца — не время. Кто знает, какой путь уготовал Господь каждому из нас. Духовный отец вовсе необязателен для духовной жизни.

Духовный руководитель — это вовсе не обязательное условие для ведения духовной жизни.

Если не нашёлся нужный священник или нет потребности его искать, стоит прислушаться к протоиерею Олегу Стеняеву:

Олег (Стеняев)

протоиерей

«Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: в последнее время духовных наставников не будет — спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства».

Ну, и, пожалуй, не стоит забывать, что мы все друг другу в некотором смысле духовные учителя, как и сама жизнь — наш лучший наставник.

На видео ниже Протоиерей Владимир (Головин) подчёркивает, что духовником может быть любой духовно опытный человек — не обязательно священники и не обязательно мужчина:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Достижение простоты смирением

Занимаясь религиозным образованием своих учеников, старцы учили мудрости, способствовали нравственному росту и совершенствованию. В течение земной жизни своего духовного ученика они координировали и направляли поступки и действия чада. Связь между учителем и учеником была очень прочна, потому что строилась на доверительных и уважительных отношениях, покорности и любви. Отец Захарий наставлял беречь совесть свою и стремиться к простоте, которую можно достичь только смирением.

К старцам приходили за советом, когда были сомнения и возникали трудные ситуации. От духовника ждали утешений и помощи. Уникальность старчества в православии заключалась в непоколебимой вере и духовной силе старцев и в той тонкой работе, которую они проводили в душе своего ученика. Влияя на человеческую психику, они деликатно и аккуратно направляют человека на путь обретения любви к Господу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]