Василисса (Василиса) Никомидийская Святая мученица. Икона на холсте

Рукописная икона Василисы Египетской. На двухцветном, оливково-зеленом фоне иконы изображена ростовая фигура преподобной Василисы Египетской. Взгляд святой устремлен на зрителя. Василиса одета в богослужебное облачение (монашеское одеяние). В правой руке святая Василиса держит крест, как символ мученичества и напоминание о крестных страданиях Спасителя. В левой руке закрытый свиток. Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику святой Василисы.

Икона Василисы Египетской выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

Краткое житие Василисы Египетской

21 января церковь совершает память святой мученицы Василисы и ее супруга – Иулиана. Родились святые в египетском городе Антиное и происходили из благородных и богатых семей. Родители настояли, чтобы те стали мужем и женой. Поскольку, и Василиса, и Иулиан, были глубоко верующими людьми, решившими полностью посвятили себя Господу, после венчания взяли на себя обет не вступать в близкую связь друг с другом и жить, как брат с сестрой. После того, как их родители скончались, супруги раздали все свое имущество нищим, решив принять монашество и построить монастыри. В мужском монастыре Иулиана, было до десяти тысяч монахов. А в обители, основанной Василисой, нашли свое место около тысячи монахинь.

В третьем веке, в правление жестокого Диоклетиана, для христиан наступила пора лютых мучений. Святых супругов схватили и заточили в темницу. Они предавались бесчеловечным пыткам, но стойко перенесли все мучения. Василиса молилась Господу, чтобы ни одна из ее монахинь не отступила от веры православной, устрашившись жестоких мук. Конечно же, Бог услышал молитву своей достойной служительницы и в течение полугода взял к себе одну за другой всех монахинь, а напоследок и их игумению – Василису. Перед кончиной, к святой Василисе пришли во сне ее сестры из мира иного. Все они явились ей светлыми и радостными, как ангелы Божьи и призвали свою духовную мать как можно скорее прийти к ним. Монастырь Иулиана, мучители сожгли. Сам же он, перед смертью смог обратить в христианство Келсия – сына одного из своих мучителей, а также его жену и несколько других язычников. Вскоре, святые мученики Василиса и Иулиан были усечены мечом.

Благородная и богатая девица Василисса по воле родителей вступила в брак с благочестивым юношей Иулианом. Когда после брачного пира жених с невестой вошли в опочивальню, комната наполнилась необыкновенным благоуханием . «Что это значит?» — удивленно спросила Василисса. «Благоухание, — ответил ей Иулиан, — происходит от Христа, Который любит чистоту. Если мы сохраним в непорочности свое девство и угодим Спасителю, то сделаемся его избранными сосудами и получим в грядущем веке спасение». «А что другое нужнее, чем спасение?» – воскликнула Василисса, и молодые преклонили колени и стали молиться.

И вот внезапно воссиял в комнате необыкновенный свет и явилось видение: Царь Славы Христос со множеством девственников и Пресвятая Богородица с ликами дев. Четыре старца, стоящие возле одра, держали в руках золотые чаши, полные ароматами. «Эти чаши, — сказал один из старцев, — изображают ваше совершенство, ибо вы блаженны, что устремились к вечной жизни». Иулиан и Василисса увидели на одре большую книгу, а в ней написанные золотыми буквами свои имена. «В этой книге, — продолжал старец, — перечислены люди чистые, трезвенные, милосердные, кроткие, претерпевшие тяжкие испытания. К их лику теперь причислены и вы». После этих слов видение прекратилось, и супруги в радости провели остальное время ночи в псалмопении.

Спустя время после бракосочетания Иулиана и Василиссы родители их скончались, оставив им богатое наследство. Они же, получив свободу для духовной жизни, построили два монастыря, мужской и женский, при­ня­ли ино­че­ство и на­сто­я­тель­ство­ва­ли в этих оби­те­лях.

В то время цар­ство­вал гонитель христиан Дио­кле­ти­а­н. Иулиан и Василисса слёзно молились Богу, чтобы он укрепил братий и сестер в предстоящих гонениях. Господь в ответ на эти молитвы явился в видении святой Василиссе и сказал, что ей предстоит вскоре отойти из этой жизни, но ещё раньше отойдут все бывшие под её попечением святые девы, чтобы ни одна из них из боязни мучения не отпала от веры. Для сего Василисса проживёт на земле ещё полгода. Иулиану же с братиями предстоит подвиг мученичества».

Так и случилось. В течение полугода весь лик дев, собранных Василиссой, обычной смертью отошёл ко Господу. В живых осталась одна Василисса. Через некоторое время все святые девы явились своей настоятельнице во сне и сказали ей: «Ждём тебя, мать наша, чтобы вместе с тобой поклониться Господу и Царю нашему». Проснувшись, преподобная возрадовалась тому, что все её сестры вошли в радость Господа своего, а также тому, что ей приготовлена небесная обитель. Она рассказала об этом видении святому Иулиану и через несколько дней предала дух свой. Преподобный Иулиан похоронил её тело с подобающими почестями.

Сам же свя­той Иули­ан в 313 го­ду же­сто­ко по­стра­дал за ве­ру Хри­сто­ву и при­ня­л му­че­ни­че­ский ве­нец, бу­дучи усе­чён ме­чом.

Значение иконы Василисы Египетской

Значение иконы святой Василисы заключается в несокрушимой силе духа, представленной в образе преподобной. Она олицетворяет силу веры, мученический подвиг, твердую решимость отстаивать христианские идеалы, даже ценой собственной жизни. Образ Василисы Египетской, история её жизненного пути, вдохновляют нас, побуждают к пламенной молитве и благочестивым делам. Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святой Василисы! Откройте ей свое сердце в искренней молитве и она услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святую, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей её молят о помощи, и она услышала и помогла и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что преподобная Василиса услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Василиса Египетская (21 января)

Святые мученики Иулиан и Василиса были родом из египетского года Антиное. Они оба происходили из знатных, богатых семей, и по настоянию родителей вскоре стали мужем и женой.

Несмотря на это Иулиан и Василиса оставались глубоко верующими людьми. Они полностью посвятили себя Господу, не вступали в близкую связь друг с другом и сохранили невинность. После смерти родителей Иулиан и Василиса основали мужскую и женскую обители и стали в их настоятелями, приняв монашество.

В III веке, во время правления императора Диоклетиана, верующие супруги были схвачены и заточены в темнице. Они несколько раз предавались жестоким пыткам, но смогли вынести все мучения. Иулиан даже смог обратить в христианскую веру сына своего мучителя Келсия и его жену Мариониллу, а также еще несколько язычников. Вскоре Иулиан, Василиса и другие мученики приняли смерть от меча.

Именины Василисы отмечаются 21 января. В этот день церковь также вспоминает Иулиана, Келсия, Мариониллу и других мучеников, которые были усечены мечом в 313 году.

Купить икону Василисы Египетской

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Василисы Египетской. и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ святой Василисы выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святая угодница Божия, преподобная Василиса Египетская, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Имя Василиса – достаточно редкое и красивое. С ранних христианских времен оно известно на Руси, при этом нашло отражение во многих народных сказках и преданиях. Имя является женской формой от имени Василий.

Краткие формы:

  • Вася;
  • Лиса;
  • Васена.

Вариации имени:

  • Василина;
  • Велиса.

Когда именины у Василисы по православному календарю

В церковном календаре есть пять дат, которые идут как день ангела у Василисы. Перед крещением подбирают ближайшую к рождению ребенка, а затем так и называют девочку.

21 января – день мученицы Василисы Египетской (игуменьи). Согласно преданию, вместе с мужем своим, Иулианом, остались они девственниками и организовали монастыри: женский и мужской. Василиса стала настоятельницей обители. Жила она в непростые времена правления Диоклетиана. Император отрицательно относился к христианству, и святую усекли мечом по его приказу.

23 марта, 29 апреля – дни мученицы Василисы Коринфской. Ее вспоминают в соборный день Коринфских мучеников. Женщина, будучи последовательницей святого Кодрата, добровольно пошла на муки за учителем. Все они были умерщвлены после долгих пыток по приказу правителя Деция.

16 сентября – день памяти отроковицы Василисы, святой мученицы Никомидийской. Девятилетнюю девочку схватил правитель ее родного города, а затем под пытками заставлял отречься от истинной веры. Но святая отроковица выдержала все муки и осталась жива благодаря благодати Божьей. Узрев это чудо, пытавший ее правитель Александр сам уверовал во Христа и покаялся в грехах.

28 апреля – день святой мученицы Василисы Римской. Женщина была обращена в христианскую веру апостолом Петром. Вместе с другой мученицей, Анастасией, во время гонений на христиан она собирала тела погибших от произвола тирании Нерона, а затем устраивала им погребения по христианскому обряду. За это святую заключили в темницу и подвергли ужасным пыткам огнем. Даже перед смертью мученица не отказалась от Христа, при этом с честью приняла ее.

Василиса Римская (28 апреля)

Две близкие подруги, Василиса и Анастасия, жили в Риме в I веке. Во время одной из проповедей апостолов Петра и Павла они приняли христианство и не предали своей веры до самой смерти.

С 54 по 68 год в Риме правил император Нерон. Он проводил жестокие гонения на христиан, пытками заставлял их отречься от веры, а в случае неповиновения – казнил мучеников. Василиса и Анастасия погребали тела погибших согласно христианским канонам. За это император приказал заточить их в темнице. Вскоре за свою веру Василиса и Анастасия подверглись пыткам. Но они смогли выдержать все мучения и сохранили веру в Иисуса Христа. За это в 68 году женщины были обезглавлены.

День памяти мучениц Василисы и Анастасии отмечается 28 апреля. Поклониться их мощам можно и сегодня в церкви Божией Матери Умиротворительницы, которая находится в Риме.

Значение имени Василиса

Широкое распространение из Греции имя получило в Римской империи. Оттуда оно перешло в христианскую традицию, а затем «осело» на Руси, став распространенным средневековым именем у восточных славян.

У древнегреческого слова «василисса» есть прямой аналог по значению – русское прилагательное «царственная». Это весьма справедливо для Василисы, ведь эта женщина обычно благородная, умеющая подать себя особа.

Неслучайно то, что в Греции этим словом называли жен царей. Современная Василиса – настоящая первая леди. Встретив своего мужчину, она будет ему верной опорой и надежным партнером на всю жизнь.

Характеристика имени Василиса

Женщины, носящие это имя, – люди с непростым характером. Возможно, именно так сказывается заложенная в это значение царственность. Нередко они мнят себя выше других, держась строго и обособленно.

Маленькая Вася – скромный ребенок. Ее стеснительность и высокий уровень самокритичности мешают адекватно относиться к себе. Трудолюбие и педантичность помогают Васе хорошо учиться в школе. Нередко такой ребенок посвящает больше времени урокам, чем общению с другими детьми. Из-за этого может показаться, что Лиса – нелюдимая девочка. Часто она просто стесняется, при этом не может найти общий язык со сверстниками, которых больше увлекают развлечения, чем знания.

Ее сильные стороны – точные науки и прикладное ремесло. В рукоделии Василисе нет равных. А вот с гуманитарными науками могут возникать проблемы: Вася привыкла к четкости, ясности ее любимых математики и физики.

Родителям и окружающим взрослым лучше поддерживать самооценку Васи, не давая ей скатиться в пучины самокопания. Похвала и поддержка лучше всего смогут настроить ребенка на свершения.

Что касается здоровья, то маленькая Лиса – ребенок-крепыш, редко доставляющий проблемы родителям бесконечными простудами.

Возрастные изменения касаются Василисы не только внешне, но и внутри. Здесь родителям важно не допустить перехода за грань от адекватной самооценки до чрезмерного высокомерного самолюбия. Женщины с этим именем последовательно строят карьеру, часто – в научной сфере. Не повезет тем, у кого Лиса будет научным руководителем. Ее педантичность перерастает в требовательность: она не прощает чужие ошибки, потому что сама всегда стремится сделать все идеально. Иногда она из лучших побуждений может начать без спросу критиковать других, что неизбежно приводит к конфликтам.

Из-за непростого характера часто первые попытки построить семейную жизнь для Лисы кончаются фиаско. Не каждый мужчина выдержит боевой и строгий настрой. Может понадобиться много лет, прежде чем женщина найдет того партнера, который будет такой же сильной и волевой личностью, как и она сама. С сильным мужчиной их союз будет крепок, а сама Вася будет относиться к мужу с нежностью и уважением. Она очень любит детей, поэтому стремится завести собственных. В материнстве требовательность никуда не девается, но благодаря любви к отпрыскам Василиса учится относиться к ним мягче.

В отношениях с другими людьми наблюдается неторопливость. Из-за особенностей характера, конечно же, Вася долго сближается с окружающими. Только единицы могут рассмотреть благородную, полную доброты и альтруизма душу. У таких женщин друзей немного, но все они проверены и временем, и делом. Она – заботливая подруга, на которую всегда можно положиться.

Как и в детстве, шумным компаниям Лиса предпочитает уединенные вечера. Не стоит стремиться слепить из нее экстраверта, ведь ей по душе спокойствие и доверительные беседы тет-а-тет. Из-за внутреннего консерватизма, естественно, все попытки переделать ее Василиса будет воспринимать в штыки.

Тайна имени Василиса

Как и любая женщина, Вася таит в себе много загадок. Не каждый в силах понять, как этой женщине удается достигнуть вершин. Она не пасует перед трудностями, с честью преодолевая каждую преграду на пути к цели. Собранность, самодисциплина – это составляющие ее успеха. Василиса редко опускает руки, столкнувшись с проблемами. Она лишь может на время затаиться, выжидая удобного момента и собираясь с силами для победного рывка.

Не дайте холодности и спокойности обмануть вас. У Васи есть повадки взрывного холерика, поэтому конфликты с ней чреваты. Она может сделать вид, что простила вас, а затем со всем коварством нанести удар и вспомнить все обиды. Терпение, так часто пригождавшееся Василисе в работе, пригодится, когда она будет планировать план отмщения. С такими людьми лучше дружить, а не быть врагами.

Несмотря на сложности в поведении, Вася – бескорыстный человек, умеющий и сочувствовать, и помогать. К ней всегда можно обратиться в моменты невзгод, и настоящие друзья знают об этой черте женщины.

Чтятся 8 раз в году.

  • 21.01 – преподобномученица игуменья Василисса Египетская;
  • 18.02 и 04.04 – мученица Василисса;
  • 23.03 и 29.04 – мученица Василисса Коринфская;
  • 28.04 – мученица Василисса Римская;
  • 04.07 – преподобная Василисса;
  • 16.09 – мученица Василисса Никомидийская.

Мирское и церковное имена отличаются друг от друга одной буквой «с». По православным традициям – Василисса.

Трактуется как «царственная», «царица» и вот почему. Имя появилось еще во времена Древней Греции, когда оно звучало как Басилиса, производное от Басилевс. У древних греков так назывались императоры и цари. У имени есть и мужской вариант с этим же значение – . И женское, и мужское имена в России стали распространяться с приходом христианской веры.

Маленькая Василиса – стеснительная, скромная и послушная девочка. Родителям стоит ее чаще хвалить, так как она очень самокритична и часто винит себя во всех неприятностях. Даже в детстве Василиса отличается высокой работоспособностью и трудолюбием. Она любит рукодельничать, особенно у нее получается вышивать. Всегда помогает маме в домашних делах. Учится Василиса отлично, все задания делает качественно, тщательно и обдуманно. У нее математический склад ума и точные науки ей даются легче, нежели гуманитарные. Нежная и трепетная, она не терпит предательства и фальши, пытается бороться с несправедливостью.

Подрастая, меняет свой характер и свое видение мира, пытаясь подстроиться под него. И она справляется с этой задачей отлично. Она превращается в уверенную и порой высокомерную девушку, которая не терпит чужих ошибок. Отстаивая свою правоту, часто ввязывается в скандал, но сможет сгладить его благодаря своей самоиронии. Несмотря на обретенную властность, она все же добрая, отзывчивая и великодушная. Как и любая женщина, она хочет любви, страсти, чуткости и взаимопонимания. Василиса всегда знает, чего она хочет, здраво оценивая свои знания и способности. Как и в детстве, ей присущи усидчивость, трудолюбие и щепетильность.

Взрослая Василиса уже не является той скромняшкой и застенчивой девочкой. Она уже властная и уверенная в себе женщина, обладающая сильным и твердым характером. В любой сложной ситуации она действует твердо и решительно. Ее тяга к справедливости никуда не пропала. Она все также борется за нее, не пугаясь конфликтов и скандалов.

К окружающим относится с добротой и обходительностью, даже если это просто малознакомый человек. Ей не свойственно равнодушие. В ней развито творческое начало. Василиса всегда пытается быть уникальной и выделяться из толпы. Она достаточно любознательна и открыта, поэтому у нее достаточное количество поклонников, знакомых и друзей.

У Василисы опасное сочетание лидерских качеств, альтруизма и эгоизма. Этот характер может вынести далеко не каждый. Она порой и сама от него страдает. Для нее особенно важно быть кому-то полезной и нужной.

Мученица Василиса: именины православные 16 сентября

Во время правления в Риме императора Диоклетиана проводились страшные гонения на христиан. Но больше всего невинной крови пролилось в античном городе Никомидия (Никомедея). Только за один месяц здесь было усечено мечом свыше 17 тысяч христиан. Не помиловал мучитель ни взрослых, ни детей.

Пострадала в Никомидии и девятилетняя Василиса. На суд ее привели к игемону Александру, правившему в то время в городе. Он предложил Василисе отречься от веры в Господа, но девочка оставалась непреклонной. Она даже вступила в спор с Александром и говорила об Иисусе Христе так, будто она не ребенок, а взрослый человек.

Василису несколько раз подвергали мученическим пыткам. Сначала ее били по лицу, затем розгами по всему телу, а когда оно полностью покрылось язвами, девочку подвесили за ноги вниз головой и развели под ее телом костер. Но ни огонь, ни лютые звери не смогли убить Василису. Тогда правитель Никомидии припал к ее ногам и стал каяться. После этого он уверовал в Господа, и был крещен.

Вскоре игемон Александр умер, а Василиса ушла из города. В один из дней она почувствовала жажду, стала на камень и попросила у Господа воды. В эту же минуту из камня стал бить фонтан. Василиса выпила воды и сразу же преставилась. Возле этого камня она и была погребена нашедшим ее тело епископом.

Именины Василисы Никомидийской празднуются 16 сентября. В этот день мученица отдала Богу свою невинную душу.

Василисса Римская

В христианство Василисса Римская была обращена вместе с Анастасией Римской. Обратили их апостолы и . После этого судьбоносного события девы посвятили себя служению Богу. В то время император Нерон боролся с христианством и приказывал своим войскам преследовать христиан и казнить. Василисса и в тайне забирали тела погибших и хоронили их по всем христианским канонам. Когда их самих поймали и пытали, они не отказались от своей веры и вынесли за свои верования все тяжелые страдания. После их казнили.

Василисса Египетская

Преподобномученица Василисса жила в г. Антиной с супругом святым Иулианом. Но жили они как брат и сестра, а не как супруги. После кончины их родителей, каждый из них основал монастырь, где служили настоятелями. Во времена гонений христиан были казнены.

В нашем магазине есть икона Василиссы мученицы.

Во времена царствования римского императора Диоклетиана пролилось огромное количество крови. В месяц насчитывалось более 17 тысяч убиенных за веру во Христа и двадцать тысяч сожженных в церкви в день Рождества Христова. Длительное время проводилось убиение верующих. Святая Василиса была одной из пострадавших мучениц. В возрасте 9 лет ее привели на суд к игемону, то есть к правителю Никомидии Александру и Василисса очень смело для своего возраста исповедала Христа. Все присутствующие были удивлены свободному разговору с игемоном. Правитель попытался с помощью ласки и различных обещаний склонить ее к почитанию своих богов. Но Василисса была непреклонной. Тогда игемон стал бить ее по лицу, за что она возблагодарила Господа Бога. С нее сняли одежду и стали избивать розгами, и в этот раз она возблагодарила Бога. Император разозлился от таких слов и приказал бить Василиссу еще сильнее. Когда тело мученицы Василисы было похоже на сплошную язву, она выкрикнула: «Боже, благодарю Тебя за всё сие!»

Правитель Александр дал приказ развести костер и кинуть в него олово, смолу, масло, серу и подвесить Василиссу вниз головой, в надежде, что мученица быстро испустит дух после такого смрада и дыма. Но Василисса и при таких мучениях была словно в райской прохладе, при этом постоянно воспевала и благодарила Господа Бога. Император, видя пренебрежение Василиссы к мучениям, приказал бросить мученицу в разожженную печь. Войдя в печь, святая мученица Василиса долгое время находилась там без всякого вреда. Присутствующие с недоумением смотрели на это чудо. Василису вывели из печи и выпустили двух разъяренных львов, которые должны были съесть Василису, но и тут она осталась невредимой. Император Александр был потрясен происходящим и воскликнул: «Это судьбы Божии!». Он припал к ногам Василиссы и стал просить ее о помиловании и прощении. Он просил мученицу помолиться ее Богу, чтобы он не погубил его, ибо он теперь верует в Господа Бога. Василисса, прославив истинного Бога, отвела императора Александра к епископу Антонию, чтобы он научил и разъяснил истинную веру.

Александр принял крещение и покаялся в своем прежнем нечестии и причинении всем христианам жестоких мучений. Он просил святую Василиссу о том, чтобы она испросила прощения у Господа Бога. Благодаря молитвам святой мученицы Василиссы правитель Александр преставился в скором времени и был похоронен с почестями христиан, неподалеку от города. Почувствовав жажду, Василисса стал на камень, и помолилась Господу Богу, и из камня потекла вода. Утолив свою жажду, она отошла с этого места, и помолясь, отдала свой дух Богу. Епископ Антоний похоронил великомученицу вблизи от того камня, где потекла вода.

Многие верующие молятся мученице Василиссе мученице, икона которой есть в каждом храме, чтобы получить Господню благодать.

Икона Святой мученицы Василиссы Никомидийской (День памяти установлен Православной Церковью 3/16 сентября) — покровительницы женщин по имени Василиса, — помогает в обретении силы в вере. Икона Святой Василисы Никомидийской Она помогает практически во всех случаях жизни, когда требуется серьезная молитвенная поддержка молящемуся. Если имя Василисы носит кто-то из родных или Вы — эта мученица, юная свидетельница о Христе, станет Вашей небесной покровительницей.

Мученица Василиса Никомидийская — удивительный пример того, что мученичество как свидетельство о Боге даровалось не только взрослым, но и детям, ведь во время свершения своего подвига Василисе было всего 9 лет. Пример юной Василисы, прошедшей невозможные пытки и оставшейся невредимой, — свидетельство о любви Бога к тем, кто готов пренебречь временной физической жизнью, чтобы обрести жизнь вечную. Сам пример святой мученицы, осознание его величия — уже защита от заблуждений и сомнений. От нас не требуется таких

подвигов, и, возможно, именно это отсутствие испытаний позволяет духу верующего человека, как говорится, расхолаживаться. Тогда спасительной защитой от этого теплохладного состояния становится молитва первомученикам, которая станет еще искренней, если мы будем знать историю их подвига.

Во времена царствования римского императора Диоклетиана пролилось огромное количество крови. В месяц насчитывалось более 17 тысяч убиенных за веру во Христа и двадцать тысяч сожженных в церкви в день Рождества Христова. Длительное время проводилось убиение верующих. Святая Василиса была одной из пострадавших мучениц. В возрасте 9 лет ее привели на суд к игемону, то есть к правителю Никомидии Александру и Василиса очень смело для своего возраста исповедала Христа. Все присутствующие были удивлены свободному разговору с игемоном. Правитель попытался с помощью ласки и различных обещаний склонить ее к почитанию своих богов. Но Василиса была непреклонной. Тогда игемон стал бить ее по лицу, за что она возблагодарила Господа Бога. С нее сняли одежду и стали избивать розгами, и в этот раз она возблагодарила Бога. Император разозлился от таких слов и приказал бить Василису еще сильнее. Когда тело мученицы Василисы было похоже на сплошную язву, она выкрикнула: «Боже, благодарю Тебя за всё сие!» Правитель Александр дал приказ развести костер и кинуть в него олово, смолу, масло, серу и подвесить Василису вниз головой, в надежде, что мученица быстро испустит дух после такого смрада и дыма. Но Василиса и при таких мучениях была словно в райской прохладе, при этом постоянно воспевала и благодарила Господа Бога. Император, видя пренебрежение Василисы к мучениям, приказал бросить мученицу в разожженную печь. Войдя в печь, святая мученица Василиса долгое время находилась там без всякого вреда. Присутствующие с недоумением смотрели на это чудо. Василису вывели из печи и выпустили двух разъяренных львов, которые должны были съесть Василису, но и тут она осталась невредимой. Император Александр был потрясен происходящим и воскликнул: «Это судьбы Божии!». Он припал к ногам Василисы и стал просить ее о помиловании и прощении. Он просил мученицу помолиться ее Богу, чтобы он не погубил его, ибо он теперь верует в Господа Бога. Василиса, прославив истинного Бога, отвела императора Александра к епископу Антонию, чтобы он научил и разъяснил истинную веру. Александр принял крещение и покаялся в своем прежнем нечестии и причинении всем христианам жестоких мучений. Он просил святую Василису о том, чтобы она испросила прощения у Господа Бога. Благодаря молитвам святой мученицы Василисы правитель Александр преставился в скором времени и был похоронен с почестями христиан, неподалеку от города. Почувствовав жажду, Василиса стал на камень, и помолилась Господу Богу, и из камня потекла вода. Утолив свою жажду, она отошла с этого места, и помолясь, отдала свой дух Богу. Епископ Антоний похоронил великомученицу вблизи от того камня, где потекла вода.

Житие и страдание святых мучеников Иулиана и Василиссы и других с ними

Память 8 января

Святой Иулиан родился в египетском городе Антиное310, от знатных и богатых родителей. От юности возлюбив чистоту девства, он желал сохранить ее до самого конца своей жизни. Положив сию чистоту в основание всех других добродетелей, он пребывал в страхе Божьем, прилежно читая и изучая Божественные книги. Иулиан учился и еллинской мудрости, и христианскому учению, прошел и светскую философию, и в то же время хорошо изучил все Божественное Писание. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, родители стали понуждать его к вступлению в брак, так как он был у них единственный сын, а они хотели, чтобы их род продолжился. Иулиан же всячески отказывался от брака. Когда родители и родственники стали крайне докучать ему своими советами и просьбами, принуждая его к женитьбе, то целомудренный юноша попросил себе на размышление одну неделю. Всю эту неделю он провел в посте, молитве и слезах днем и ночью умоляя Бога, чтобы Он сохранил в непорочности девство, которое он, Иулиан, Ему обещал. В седьмой день, когда настала ночь, Иулиан, изнемогши телом от поста и молитвы, лег и заснул; и вот во сне ему явился Господь, Который утешал его, ободрял и говорил:

– Не бойся исполнить волю и совет твоих родителей, ибо ты возьмешь себе такую жену, которая не нарушит твоего девства и не отлучит тебя от Меня. Мало того, – ради тебя, она и свое девство сохранит и после этого и тебя и ее, как девственников, Я приму в Мои небесные обители, ибо, по вашему примеру, немало юношей и девиц сделаются девственниками и наследниками небесного Царства. Я буду с тобою всегда, обитая в тебе и побеждая все телесные вожделения твои и плотскую брань. Девицу же, которая будет сопряжена с тобою браком, Я сделаю такою, какою захочу. Я сделаю то, что и она захочет последовать твоему доброму намерению, и вы оба увидите Меня в уготованном вам чертоге, с ангельскими ликами и бесчисленными девственниками обоего пола, которых природа разделила, а вера в Меня – соединила, и которым ты явишься подражателем.

Сказав это, Господь прикоснулся к Иулиану и произнес:

– Мужайся и да крепится сердце твое!

Будучи так укреплен и утешен сим божественным видением, благородный юноша воспрянул от сна и сказал:

– Благодарю тебя, Господи Боже, испытующий наши сердца, за то, что Ты далеко отгоняешь от меня сладости и утешения мира сего и обещаешь быть хранителем моей чистоты и помощником моим. Твердо надеюсь я, что Ты дашь мне то, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2:9), то, что уготовал Ты любящим Тебя. А так как Ты сподобляешь меня идти путем Твоим, то я молю Тебя, чтобы Ты Сам был для меня добрым путем, а также путем для всех любящих чистоту. Ты знаешь, Господи, что с самого дня моего рождения и до этого часа, в который Ты соблаговолил призвать меня, я не любил и не желал ничего иного, кроме одного Тебя. Посему утверди обещания, вышедшие из моих уст и приведи их в осуществление.

Вышедши из спальни своей, юноша заявил родителям, что он согласен исполнить их желание и не отказывается от брака. Они же, исполнившись радости, тотчас стали выбирать девицу, которая бы соответствовала их сыну по знатности происхождения и богатству. Наконец, они нашли таковую в лице Василиссы, которая была единственною дочерью у своих родителей, и отличалась красотою и добродетелями. И была повенчана она с Иулианом. Когда, после брачного пира, жениха с невестою ввели в опочивальню, и затворилась за ними дверь, невеста почувствовала необыкновенное благоухание, какое бывает в саду от лилий и роз и других благовонных цветов. С удивлением она сказала жениху:

– Что это значит, господин мой? Теперь – зима, а между тем я обоняю благоухание благовонных цветов как бы весною, и так наслаждаюсь этим благоуханием, что ни о чем другом не хочу и думать.

Тогда жених ее, блаженный Иулиан, сказал:

– Благоухание, какое ты ощущаешь, – не обыкновенное, а происходит от Христа, Который любит чистоту и дарует жизнь вечную тем, кто сохраняет свое девство непорочным. Итак, если хочешь сохранить со мною заповеди Христовы и угодить Христу, то возлюбим Его всею душою своею и будем соблюдать для Него в непорочности свое девство. Мы сделаемся его избранными сосудами в настоящем веке, чтобы воцариться с Ним в будущем и никогда не разлучимся друг с другом.

На эти слова блаженная невеста Василисса отвечала:

– А что другое более нужно, как не спасение, которое, соблюдши девство, мы получим вместе с жизнью вечною? Верю твоим словам и вместе с тобою желаю пребывать в девстве до самой кончины, чтобы получить воздаяние от Христа, моего Господа.

Когда она сказала это, блаженный Иулиан повергся на землю, поклоняясь Богу, и лежал, простершись долу и вопия к Нему:

– Утверди, Господи, то, что Ты начал совершать в нас!

Девица же Василисса, видя своего жениха молящимся, и сама стала молиться. И вот внезапно потряслись основания брачной опочивальни, и в ней воссиял такой необыкновенный свет, что и самые свечи, горевшие в опочивальне, потускнели пред лучами небесными. И явилось великое божественное видение: на одной стороне виден был Царь Славы, Христос с бесчисленным множеством девственников, а на другой стороне Пречистая Владычица наша Богородица с ликами дев; и с обеих сторон слышались исполненные неизреченной сладости небесные песнопения, которых еще не слыхало ухо человеческое.

В это время два сияющих мужа в золотых поясах подошли к Иулиану и Василиссе, подняли их и показали им положенную на одр их большую и прекрасную на вид книгу; около же одра стояли четыре почтенных и благообразных старца, с золотыми чашами в руках и из этих чаш, полных ароматов исходило чудное благоуханье, которое наполняло комнату. И сказал один из старцев:

– Эти чаши изображают ваше совершенство, ибо вы блаженны тем, что, победив временные утехи сей жизни, устремились к жизни вечной, которая не может быть еще постигнута человеческим умом. Прочти же, Иулиан что написано в сей книге жизни!

Тогда Иулиан посмотрел в книгу и увидал там написанные имена свои и своей супруги. Золотыми буквами там было написано следующее:

– Иулиан, отвергшийся от мира ради любви ко Мне, будет причислен к тем,«кто не осквернил себя с женами» (Апок. 14:4); Василисса же за свою чистоту и девственность непорочную, причтется в лику дев, сопровождающих истинную Деву Марию, Мою Пречистую Матерь!

Когда Иулиан прочел это, книга закрылась, и стоявшие по обеим сторонам светозарные мужи и девы единогласно воскликнули:

– Аминь!

Тогда старец опять обратился к Иулиану и Василиссе и сказал:

– В этой книге, которую вы видите, перечислены люди чистые, трезвенные, правдивые в слове, милосердные, смиренные, кроткие, любящие нелицемерно, претерпевшие всевозможные тяжкие испытания, скорби и бедствия, – люди, которые так возлюбили Христа, что, ради любви к Нему, оставляли и отца, и мать, и жену, и чада, и поместья, и богатство, и кроме того, не побоялись и самую жизнь свою отдать за Христа; к их лику и вы единены теперь.

После сих слов почтенного старца, божественное видение прекратилось, и блаженные супруги, исполнившись необыкновенной радости, провели остальное время ночи в псалмопении. Когда наступил день, родители их и родственники, а равно и прочие приглашенные на брак гости все еще пировали, празднуя плотское соединение жениха и невесты, не подозревая о чудном их соединении духовном. И жили, таким образом, Иулиан и Василисса друг с другом в совершенной чистоте и целомудрии, сохраняя неповрежденный цвет своего непорочного девства. При этом они, однако, скрывали эту тайну от людей, так, что о девственной их жизни не знал никто из людей, даже родители и родственники, до тех пор пока Сам Господь не открыл ее на пользу многих.

Спустя немного времени после бракосочетания Иулиана и Василиссы, родители их скончались, оставив им богатое наследство; они же, получив свободу для своей духовной жизни, задумали послужить спасению и других людей, а не только заботиться о своем собственном. Для сего они построили два монастыря мужской и женский и, разошедшись, постриглись – он в мужском, а она – в женском монастыре. Собрав там около себя лики иночествующих, они приняли начальство над ними.

В обители святого Иулиана жило до десяти тысяч братий, усердно служивших Богу; ибо Господь дал ему такую благодать, что к нему со всех сторон стекались хотевшие спасти свои души. Оставляя свои дома, жен, родителей, родственников, имение и все утехи мира, они вручали ему свои души, чтобы он привёл их в Царство Небесное. Также и святая Василисса собрала в своем монастыре и сделала невестами Христовыми до тысячи чистых дев и, кроме того, множество жен. И в обоих монастырях, как бы в двух садах райских процветала ангельская чистота, и торжествовало девство над сладострастным бесом нечистоты.

Но время уже сказать о кончине святых о том, как они с чадами своими, собранными о Боге, перешли в небесные обители, взывая к Христу Богу: «Вот мы и дети, которых дал нам Господь».311

В то время царствовали два нечестивых царя – Диоклетиан и Максимиан312 и против христиан было воздвигнуто сильное гонение313, которое, переходя из одной страны в другую и возмущая Церковь Христову, приближалось и к границам той страны, где жили св. Иулиан и Василисса. Многие из верующих впали в смущение и страх, а блаженный Иулиан и Василисса, пребывая в посте и молитвах, со слезами молили Бога, чтобы Он укрепил верующих в Него и собранные ими лики иночествующих и всех до единого сохранил бы от падения и погибели, дабы все они могли войти в Небесное Отечество. Господь услышал эту молитву и в особом видении явился святой Василиссе и сказал, что ей предстоит скоро отойти из этой жизни в вечный покой, но что еще ранее отойдут из этой жизни все бывшие под ее попечением святые девы, чтобы ни одна из этих дев, оставшись после нее, не отпала, из боязни мучения, от веры и не была исключена из святого лика; для сего Василисса проживет на земле еще полгода, пока святые девы, жившие под ее попечением не перейдут к Богу; после же смерти Василиссы духовный брат ее, Иулиан со многими братьями совершит подвиг мученичества и, победив своим мужеством врага, отойдет из сей жизни для того, чтобы получить двойной венец девства и мученичества «в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Так и случилось. В течение полугода весь лик дев собранный святою Василиссою, обычною смертию перешел в небесный чертог своего бессмертного Жениха и из них осталась в живых одна Василисса. По прошествии непродолжительного времени, все те святые девы явились ей во сне, одетые в царские светлые одежды, и говорили ей:

– Ждем тебя, мать наша, чтобы вместе с тобою поклониться Господу и Царю нашему. Иди же и передай нас Xристу, Которого невестами ты нас сделала!

Восстав от сна, преподобная Василисса весьма обрадовалась, частью потому, что весь лик собранных ею дев вошел «в радость господина твоего», частью потому, что ей там как оказалось, приготовлена была небесная обитель. Она рассказала все это своему духовному брату, святому Иулиану, а потом через несколько дней, во время усердной молитвы, она предала дух свой в руки бессмертного Жениха своего – Бога, и святое тело ее преподобный Иулиан похоронил с подобавшими ему почестями.

Вскоре после этого явился в тех местах правитель Маркиан со своею женою и сыном, и стал с яростью преследовать христиан, отдавая их на истязание и смерть. Узнав об Иулиане, что он человек знатного происхождения и верует во Христа, а также услышав о множестве живших с ним и исповедовавших одну с ним веру братиях, он послал к нему видных граждан, чтобы они убедили Иулиана принести жертвы идолам, как того требовал император. В то время в обители преподобного Иулиана из окрестных городов собралось множество священников, диаконов и других клириков, вместе с епископами, и все они, пламенея любовью к Господу своему, готовы были охотно принять за Него мученическую смерть. Когда явились к ним посланные от правителя, то все собравшиеся отвечали им, что у них один Царь – пребывающий на небе Господь Иисус Христос, и Он повелел им не поклоняться идолам и скрывающимся в них бесам, но поклоняться только единому Истинному Богу; и вот они повинуются Христу и готовы тотчас умереть за Него. Посланные возвратились к правителю и донесли ему о том, что услышали, и правитель, разгневавшись, послал отряд войска взять одного Иулиана, – а монастырь, со всеми находившимися в нем сжечь. Итак, блаженный Иулиан был взят и, связанный, отведен в темницу, а находившаяся в монастыре братия его, числом до 10 тысяч, вместе с бывшими там епископами и клириками, были сожжены, вместе с монастырем, как благовонная жертва Богу. И долгое время после этого на том месте слышалось сладкогласное пение большого хора поющих именно в те часы, когда обычно совершаема была божественная служба – в первый, третий, шестой и девятый. На том же месте совершалось множество исцелений от разных болезней – над теми именно больными, которые удостаивались услышать упомянутое пение.

Наутро святой Иулиан был представлен на суд правителя. Святого долго то убеждали хитрыми словами, и ласками, то устрашали страхом наказания, но он не послушался ни угроз, ни убеждений. Тогда его стали бить без жалости суковатыми палками. Во время этого истязания одна палка, от силы удара, переломилась и кусок ее попал в глаза одного родственника правителя, и повредил их, отчего правитель пришел в еще большую ярость. Святой страдалец сказал правителю:

– Послушай, Маркиан! Вели собраться всем своим самым искусным жрецам и пусть они призовут имена богов и богинь своих умоляя их подать исцеление твоему родственнику. Если же они не смогут этого сделать, то я, призвав имя Господа моего Иисуса Христа, не только возвращу ему выпавшее око телесное, но и очи ума его сделаю такими, что они увидят истину.

Правитель принял предложение и, собрав всех жрецов, повелел им идти в ближайший идольский храм принести там жертвы и умолить богов и богинь, чтобы они исцелили око раненного. Жрецы пошли и исполнили то, что им было приказано, но, после принесения множества жертв услышали от богов своих такие слова:

– Уходите от нас, ибо мы преданы вечному огню и пребываем во тьме. Как можем мы дать зрение слепому, когда и сами ничего не видим? А молитва Иулиана к Вышнему Богу настолько сильна, что с того времени, как его стали мучить, наше мучение в геенне стало во сто раз тяжелее.

Когда в храме послышались эти бесовские слова, все идолы, которых там было до пятидесяти, тотчас упали и сокрушились в прах.

Правитель же закричал на святого Иулиана:

– Волшебник! Твои чарования так сильны, что ты сокрушил даже богов наших! Но мы посмотрим, даруешь ли ты ослепленному прежнее зрение, как ты обещал.

И повелел правитель облить нагого мученика нечистотами, чтобы от него отступила, как говорил правитель, его волшебная чудодейственная сила. Но смрад тех нечистот внезапно превратился в удивительное благоухание, которое наполняло весь воздух, так что все были поражены изумлением. Святой же Иулиан, сотворив крестное знамение над оком раненого, призвал имя Господне; и тотчас больной исцелился, и око его стало видеть по-прежнему. Ослепленный злобою правитель приписывал это исцеление волшебству, а не Христовой силе, а исцеленный громко взывал:

– Действительно Иисус Христос есть Истинный Бог, и Его одного должно почитать и Ему поклоняться!

Тогда правитель повелел отсечь исцеленному голову и, таким образом, прозревший телесно и духовно, получив крещение в своей собственной крови, отошел к духовному созерцанию невидимого Бога.

Святого же Иулиана нечестивый Маркиан повелел оковать тяжелыми оковами по рукам и ногам, и в таком виде повелел водить его по городу на всеобщее поругание и во время остановок на улицах мучить его различными пытками. Во время этого истязания и поругания, глашатай восклицал:

– Вот чему подвергаются те, кто не кланяется богам и презирает царские повеления!

Когда же пришли мучители вместе со святым к тому дому, где обучался наукам единственный сын правителя, по имени Кельсий, то отрок, который также смотрел на святого, сказал своим товарищам, что он видит нечто удивительное. Те стали спрашивать его, что он видит, и Кельсий сказал:

– Я вижу, что того осужденного христианина, которого водят воины скованным, окружают множество лучезарных юношей; – из коих одни ему оказывают услуги и помощь, а другие возлагают на главу его столь блестящий венец, что сияние его превосходит свет солнечный. Думается мне, что хорошо веровать в такого Бога, и служить ему, Который так охраняет Своих служителей и украшает такою славою; поверьте мне, друзья мои, что я также хочу стать таковым служителем, если Бог этого христианина соблаговолит быть моим Богом!

С этими словами Кельсий бросил книги и красивую одежду, оставляя миру то, что ему принадлежит, и поспешил вслед за святым. Припав к ногам мученика, он воскликнул:

– Тебя хочу иметь вторым отцом своим; от нечестивого родителя своего по плоти, врага праведников, истязателя, я отрекаюсь совершенно. Я присоединяюсь к тебе, я желаю так же, как и ты, страдать за Христа Господа и Спасителя моего, Коего я доселе не знал!

Воины, истязавшие Иулиана, были удивлены, и весь город сбежался на необычное зрелище и дивился, видя, как сын правителя обнимал мученика и лобзал его раны. И сказал отрок народу:

– Знайте, что я сын правителя; вместе с моим нечестивым отцом я доселе преследовал неповинных святых. Но так поступал я по неведению, ныне же, познав Бога, и будучи сам познан Им, отвергаюсь от ложных богов, отрекаюсь от отца и матери и презираю свое богатство; я исповедую Христа и верую в Него и заявляю, что я последователь блаженного Иулиана. Зачем вам медлить, слуги и воины? Идите и объявите моим родителям, что я познал истинного Бога и хочу пребывать вместе с Его верным служителем.

Когда об этом было донесено отцу и матери Кельсия, то они, услышав эту неожиданную весть, были глубоко опечалены и тотчас послали за отроком, чтобы взять его от Иулиана и привести домой, Но Бог охраняющий младенцев сделал так, что никто не мог прикоснуться к нему, ибо всякий, кто прикасался к нему, тотчас чувствовал сильную боль в руке и плече; и потому никто не осмеливался взять его и отлучить от мученика. Узнав о сем, правитель велел привести к себе обоих вместе, и сказал блаженному Иулиану:

– Ты своею хитростью стараешься отнять от меня всю мою надежду, и юное сердце прельщаешь дурными речами, искореняя в нем любовь к родителям!

В то время, когда правитель говорил, прибежала мать Кельсиева с толпою родственников обоего пола. Она рвала на себе волосы, раздирала себе на груди одежду, и крики ее так были ужасны, что правитель сам разодрал на себе одежды и сказал мученику:

– Жестокий Иулиан! посмотри на мучения отца и матери и на рыдания всех родных и освободи невинного отрока от действия твоей волшебной силы! Отдай нам единственного сына, и нашему дому вороти наследника и господина. Тогда и я попрошу за тебя царей, чтобы была прощена тебе вина твоя, и ты будешь отпущен на свободу невредимым.

Святой Иулиан на это отвечал:

– Я не нуждаюсь в твоей помощи и не ищу прощения от царей твоих, но о том только умоляю Господа моего Иисуса Христа, чтобы меня вместе с агнцем, который родился в волчьей утробе314, и со всеми верующими, причел Он к лику сожженных, когда я довершу свой мученический подвиг. Пред тобою же находится тот кто родился от тебя по плоти, а ныне возродился духом, веруя вместе со мною во Христа. Он сам уже на возрасте, – пусть он сам тебе и отвечает, пусть сам сжалится над материнскими слезами и пожалеет вскормившую его грудь.

На это благородный и благоразумный отрок сказал:

– От терния вырастает шипок, но ни он не утрачивает своего благоухания от того, что произошел от терния, ни терние, производящее шипок, не теряет чрез то своих острых колючек. Итак, родители мои, вы, по своему обычаю, продолжайте, как терния, терзать невинных, а меня оставьте, как шипок, издавать благоухание для верующих; пусть вам повинуются те, кто стоит на пути погибели, а за мною пусть следуют те, кто стремится перейти из царства тьмы в царство света. Ради Господа моего Иисуса Христа я отрекаюсь от вас родителей, вы же, из почтения к богам своим мучьте сына вашего, ибо я чрез смерть временную хочу достигнуть вечной жизни. Не могу быть для вас добрым, а для себя злым, и любовь к вам не поставлю выше радостей вечных. Зачем медлить, отец? Поступи со мною, как поступил со своим сыном Авраам! Возьми меч и принеси меня, сына своего, в жертву Христу. Если тебе мешает это сделать естественная любовь родительская, то отошли меня к самым жестоким мучителям, чтобы я мог пострадать за Господа моего, Иисуса Христа. Напрасны ваши рыдания и слезы, ибо они не могут меня заставить изменить моему исповеданию.

Услышав это, правитель повелел отвести Иулиана и Кельсия в смрадную и мрачную темницу, но, когда они вошли туда, тьма в темнице превратилась в свет; и смрад – в благоухание. Двадцать воинов бывшие при этом, уверовали во Христа, но так как блаженный Иулиан не был пресвитером и не мог крестить уверовавших, то это повергло его в печаль. Однако Бог, исполняющий желания боящихся Его, послал им пресвитера.

В том городе был один человек, весьма знатного происхождения, которого цари Диоклетиан и Максимиан очень уважали, как родственника одного из бывших императоров Карина315. Этот человек со всем своим семейством исповедовал христианскую веру. Он и супруга его скончались в вере и благочестии, оставив после себя семерых сыновей, которые хотя и были юны годами, но зрелы разумом. Из уважения к их родителям цари позволили им исповедовать отцовскую веру и безбоязненно прославлять Христа своего. Поэтому у них был свой пресвитер, по имени Антоний, из рук которого они принимали Св. Таинства. Им-то Бог в особом откровении и повелел идти вместе со своим пресвитером в темницу и посетить, находившихся там, Иулиана и Кельсия. Когда они пошли туда ночью, пред ними шел ангел, при одном прикосновении которого отверзлись темничные двери, и они, войдя в темницу, облобызали святых узников и стали вместе с ними молиться Богу. Пресвитер окрестил блаженного отрока Кельсия, сына правителя, и двадцать воинов, а семеро тех братьев возгорались ревностью к общему с ними страданию за Христа и не хотели уходить из темницы. Узнав о сем, игемон дивился, что те, которым царями было разрешено свободно исповедовать христианскую веру, сами идут в узы и на мучения, и, призвав братьев к себе, он долго увещевал их идти домой и славить своего Христа, как им угодно, раз им дано такое позволение от царей. Но они стремились в узы и темницу, и не желали свободы.

– Не годится для царского венца, – говорили они, – то золото, которое не было раньше переплавлено и очищено в горниле. Так и мы не будем достойны нашего Христа, если наша вера, в Него не будет испытана, как золото. Немного цены в дереве, украшенном только листвою, но не приносящем плодов. Так и мы не будем благоугодны нашему Христу, если не принесем Ему прекрасных плодов нашей веры.

Тогда правитель повелел исполнить их желание, а сам обещал донести о них царю.

Итак, блаженные отроки возвратились от правителя не домой, а в темницу, к святым Иулиану и Кельсию и двадцати воинам, а с ними пошел и пресвитер Антоний. Правитель же послал к царям донесение о Иулиане, о сыне своем Кельсии, о воинах и о тех семи братьях. По прошествии немногого времени, пришло от царей повеление сжечь всех, кто окажет непобедимое упорство; если же они, благодаря своим чарам, сохранят себя от действия огня, то правитель сам пусть умертвит их, как найдет удобным. Получив такое повеление от царей, правитель повелел устроить посреди города судилище и, сев пред народом, велел поставить пред собою святого Иулиана со всею его дружиною, с Кельсием, семью братьями, пресвитером Антонием и двадцатью воинами. Он стал увещевать их к поклонению идолам, указывая им на царское повеление, требовавшее их казни, если они не покаются. Но они дерзновенно стояли в правой вере, утверждая, что идолопоклонникам Царь Небесный определил вечную погибель, если они не покаются; и так долгое время прошло во взаимных препирательствах.

В это время мимо судилища проносили одного мертвеца на погребение, и правитель, увидев этого мертвеца, повелел принести его к себе и положить пред ним. Народ был в недоумении, не зная, что намерен сделать с тем мертвецом правитель.

И сказал правитель святому Иулиану:

– О вашем учителе, Христе, сказывают, что Он прежде чем был распят воскрешал мертвых. Воскресите и вы мертвеца этого, как делал ваш Учитель, и тогда будет ясно, действительно ли Он Бог.

Святой Иулиан произнес в ответ:

– Какая польза слепому, когда ему говорят, что восходит солнце?

– Оставь свои присловья, – сказал правитель, – и если ты и Бог твой имеете силу, то воскреси этого мертвеца, как я сказал тебе.

И сказал Святой Иулиан в ответ:

– Хотя ваше неверие и недостойно видеть такое чудо от Господа,, однако, вы сейчас же увидите его, так как уже настало время для того, чтобы явилась Божественная сила Его, и чтобы вы знали, что Бог может это сделать. Я надеюсь, что Господь пошлет мне все, чего я с верою буду просить у Него и не посрамит меня пред вами.

Сказав это, святой Иулиан возвел к небу очи и сердце свое и молился во всеуслышание, между тем как лицо его все сияло светом.

И говорил он такую молитву:

– Господи Иисусе Христе, Истинный Сыне Божий, – Ты, Который рожден от Отца прежде век, а по исполнении положенного времени принял человеческую плоть бессеменно, от Пречистой девы Марии! Призри ныне с небесной высоты, чтобы постыдились враги Твои и укрепились верующие в Тебя! Услышь меня ныне с небесного Твоего престола и воскреси этого мертвеца, дабы живые не умерли духом, а мертвые духом ожили, видя Твое всемогущество.

Так молился он некоторое время, а потом, обратившись к умершему, сказал:

– Тебе говорю, сухая земля, именем Того, Кто воскресил четверодневного Лазаря: воскресни и стань на ноги твои.

Как только Святой сказал это, мертвец тотчас же ожил и встал и весь народ пришел в ужас. Воскресший же громко провозгласил:

– О как всемогущи молитвы раба Божьего и его непорочное девство! Ибо куда несли меня и откуда я возвращен?

Правитель Маркиан со вниманием смотрел на происходившее и удивлялся, но так как его ослеплял бес, то он не видел здесь действия силы Христовой, а приписывал все волшебству. Потом, желая посмеяться над воскресшим, он спросил его:

– Откуда ты вернулся?

Но тот подробно стал отвечать ему такими словами:

– Веден я был неведомыми мне эфиопами исполинского роста, страшными на вид и с огненными очами, с зубами как у льва, с когтями как у орла, от которых видимо, нельзя было ожидать помилования. Радуясь, они влекли меня в ад, но когда я очутился уже при самом входе в пропасть, те эфиопы стали ожидать предания земле моего тела, которое было взято от земли. Но вдруг весь ад пришел в смятение и с престола Божьего послышался голос:

– Ради возлюбленного Моего Иулиана, пусть эта душа возвратится в свое тело!

И тотчас пришли двое в белых ризах и, взявши меня из рук нечистых, возвратили в этот мир, чтобы я мог через Того, Кто воскресил меня, познать после смерти Истинного Бога, Коего я отрицался при жизни.

Услышав это, правитель смутился и не знал, что ему делать; но потом, опасаясь смятения в толпе народной, он повелел воскресшего вместе со святым Иулианом и прочими святыми отвести в темницу и запечатать двери темницы своим именным перстнем. Там в темнице, св. Иулиан повелел блаженному Антонию пресвитеру окрестить воскресшего, и в святом крещении сей последний получил имя Анастасий, что значит, в переводе с греческого, – воскресший.

Наутро правитель Маркиан повелел приготовить тридцать одну смоляную бочку, по числу святых мучеников и до половины наполнить их смолою и серою, приготовив при этом большой запас дров и хвороста для сожжения святых. Когда все было приготовлено, вывели из темницы связанных страстотерпцев Христовых, причем Иулиана с Кельсием связали вместе. Многие из народа не могли удержаться от слез, жалея о том, что столь юные и прекрасные отроки идут на смерть, будучи ни в чем неповинны. Святой же Иулиан говорил им:

– Не мешайте золоту пройти сквозь огонь для того, чтобы оно было еще чище!

Правитель не хотел смотреть на сожжение своего сына, о котором он мучился в сердце своем и, оставив своего наместника для приведения в исполнение царского приказа, удалился в печали. Тогда каждого святого посадили в приготовленную для него бочку со смолою и потом, обложивши все бочки дровами, сором и хворостом зажгли их. Пламень от этих бочек поднимался до тридцати локтей в вышину, но святые стояли посреди огня, пели и хвалили Бога. Когда же сгорели бочки, и весь костер то оказалось, что святые остались живы, целы и невредимы, и что лица их сияли радостью. Весь народ, видя это, был поражен удивлением и когда о сем было донесено правителю, то он поспешил убедиться в том собственными глазами и, убедившись, пришел в совершенное недоумение. Однако он снова повелел отвести святых в темницу, куда поспешила прийти и жена его, мать Кельсия, узнавшая, что сын ее остался жив и невредим. Увидев сына, она уверовала во Христа и окрещена была в темнице пресвитером Антонием. Имя ей было Марионилла. Правитель же, узнав скоро о том, что жена его приняла христианское крещение, заключил в темницу и ее.

Потом, сев на судилище, он повелел казнить мечом святых двадцать воинов и семерых братьев, отроков Иулиана же с Кельсием, а также пресвитера Антония, Анастасия и жену свою Мариониллу решил снова судить, и потому оставил их в узах.

Когда настал день суда, святые сделали вид, что они как бы повинуются воле царя и совету правителя и хотят поклониться идолам. По этой причине их с радостью повели к идольскому храму, но когда шествие приблизилось к храму, святой Иулиан обратился с молитвою к Богу, – тотчас храм упал и задавил всех бывших в нем жрецов и до тысячи других людей. Самая земля, на которой стоял храм разошлась, и огонь, выходивший из расселин пожирал язычников приближавшихся к ним. После этого святые были снова отведены в темницу, где им во время молитвы, явилось в сиянии великое множество, прежде них пострадавших, мучеников которые были одеты в белые одежды и пели небесные песнопения. Посреди них было двадцать воинов и семеро братьев, недавно усеченные мечом. Явилась также и святая Василисса со всем своим ликом святых дев и возвестила святому Иулиану, что он скоро со своею дружиною совершит подвиг, окончит жизнь и с торжеством войдет в небесные селения.

– Тебе открыто, – сказала она, – Царство Небесное и Господь наш Иисус Христос возьмет тебя к Себе, а равно и находящихся с тобою; навстречу вам с торжеством выйдут лики патриархов, пророков, апостолов и мучеников и вы навеки пребудете с ними.

Сказавши это, она стала невидима, а с нею удалились и все явившиеся святые, оставив узников в неизреченной радости и веселии душевном.

После сего мучитель снова воссел на судилище и, выведя святых, предал их разным мучениям. Сначала он повелел обвить их пальцы на руках и ногах пряжею, смоченною в масле, и зажечь эту пряжу; но пряжа на руках и ногах святых сгорела, не причинивши им никакого вреда. Потом он повелел содрать с головы святого Иулиана и Кельсия кожу, блаженному же пресвитеру Антонию и Анастасию выколоть глаза. Когда же хотели мучить святую Мариониллу, то у палачей омертвели руки, и они ее не коснулись. После сего святые были отданы на съедение зверям, но и от зверей они были сохранены силою Божьей, которая заградила уста зверям. Наконец правитель повелел собрать из всех темниц преступников, осужденных на смерть, чтобы вместе с ними казнить и святых мучеников. И, когда это повеление было исполнено, он приказал всех отвести на казнь, а вместе и мучеников не пощадив при этом своего сына и супруги. Таким образом святые скончались, будучи усечены мечом вместе с преступниками316. Тотчас после казни, совершенной над ними, началось землетрясение, которое разрушило целую треть городских зданий, причем не уцелело ни одно место, где стоял какой-нибудь идол. В то же время блистала молния, гремел гром и шел град, и от грозы погибло немало язычников. Правитель Маркиан сначала едва не умер от страха, а потом вскоре заболел и действительно умер: его заели черви, образовавшееся в его теле.

На следующую ночь, после совершения казни над святыми, пришли священники с благочестивыми мужами собрать тела мучеников. Но так как эти святые тела находились посреди многих трупов, то они не могли их признать и, преклонив колена, стали молиться. И вот явились им души святых в образе дев, причем каждая душа находилась при своем теле. Узнавши чрез это святые тела мучеников, пришедшие собрали их и похоронили в храме, под алтарем. Бог же, Который прославляет, святых Своих, повелел источнику живой и целебной воды открыться на том месте, на котором были погребены тела святых мучеников, и всякие болезни исцелились тою водою и молитвами святых, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]