Русская изба, русская печь, красный угол — все эти выражения невозможно обойти, когда рассказываешь о жизни русских людей в старые времена. Часть традиций сохраняется и до нашего времени. Даже в современных квартирах, некоторые люди оборудуют тот самый красный угол, который играл большую роль в жизни многих поколений россиян. И это не просто дань традиции. Красный угол в жилище людей с давних пор носит некое сакральное значение.
Фотограф: Сергей Суворов
Но время неумолимо идет вперед. Что-то из быта предков уходит в прошлое, а что-то и вовсе забывается. Понятие красного угла не минует сия чаша. Хотя, выражение до сих пор встречается в литературе, в фильмах, в спектаклях. Чтобы лучше понять, какую роль играла эта часть избы русского человека и где красный угол располагался, стоит обязательно познакомиться с данным материалом, который опубликован работниками Абдулинского историко-краеведческого музея.
Фотограф: Сергей Суворов
Устройство традиционной русской избы
В древности для русских изба олицетворяла всю Вселенную, здесь были небо с землёй (пол и потолок), стороны света (стены) и «нижний мир» (погребок). Причем восток и юг древние люди связывали с солнечным восходом, весной, полднем, летом, жизнью и теплом, а север и запад — с закатом, зимой и осенью, холодом и смертью. Исходя из этого, наши предки стремились обустроить свой дом таким образом, чтобы в него невозможно было войти силам зла, которые шли со стороны севера и запада. А вот силы добра и тепла не должны были видеть на своем пути никаких преград и иметь возможность беспрепятственно проникать в избу. И поскольку в те далекие времена окна еще не были изобретены, то единственным отверстием, ведущим внутрь дома, была дверь. Двери всех славянских изб без исключения были повернуты на юг, а вот печь ставилась напротив двери, то есть на севере, месте, откуда может в дом подкрасться зло и холод. Со временем место двери в русской избе изменилось, то есть выбор стены для двери стал непринципиальным, зато печь всегда оставалась на северной стороне, а “красный угол” располагался по диагонали от печи, в юго-восточной части избы. Это расположение неизменно и по сей день.
Отрывок, характеризующий Красный угол
Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему. «Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти. Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела. В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой. – Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него: – Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией. Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск. Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся. – Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием. Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону. – Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать. Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов. В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать. Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца. Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена. Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою. Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял. – Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он. Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал: – Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве… – Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему. Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его. – Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ] – Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Значение печи и “красного угла” для древних русских
Печь – это тепло, значит оно символизирует солнце и является центром святости данного дома. “Красный угол” в русской избе тоже является не менее святым местом. И хотя сегодня многие думают, что подобный уголок в доме связан с христианской религией, тем не менее некоторые источники твердят, что задолго до принятия русскими христианства в домах уже был обычай создавать “красный угол”. Однако, согласно другим источникам, в древнерусской избе единственной святыней была печь. И только позже, после принятия христианства, в домах стали появляться такие углы.
Взаимное расположение икон
После принятия христианства в славянских семьях появилась новая традиция – хранить дома лики святых. Некоторые и в наши дни продолжают верить в чудодейственную силу икон. Это объясняет бережное отношение к «красному углу». Его всегда держали в чистоте.
Лики, которые располагали в данном месте, были украшены резьбой и цветами. Также тут ставили лампадку с зажжённой свечой. На торжественных мероприятиях самого важного гостя усаживали поближе к «священному» месту. |
Иконы располагали в «красном углу» по аналогу с церковным алтарем: слева от лика Спасителя стояла Богородица. С правой стороны изображение Николая. Над иконами Христа и Девы Марии размещали Троицу или Распятие.
Славяне старались придерживаться иерархии и не ставили лики святых, больших по размеру, чем изображение Спасителя или Богородицы. Вернуться к оглавлению
Почему “красный” угол?
В русском языке слово «красный» имеет несколько значений. Первое – определенный цвет, а второй – это синоним к слову «красивый», следовательно, «красный угол» можно также назвать красивым углом. Он всегда устроен на самом видном месте, и любой гость при входе в избу с первой же минуты должен увидеть и понять, где находится «красный угол» в доме. И поскольку в этом месте располагаются иконы, то входящий должен сразу же их заметить и покреститься, а только после этого поприветствовать хозяев дома.
Обряды и их значение
В красном углу люди не только молились, здесь отмечали все религиозные праздники и наиболее важные события – рождение ребенка, свадьбу или поминки. Практически вся жизнь человека была напрямую связана с этим особым, сакральным местом.
Пожалуй, отголоски древнего, языческого поклонения солнцу, которое ассоциировалось с красным углом, можно увидеть в обряде, сохранявшемся вплоть до ХХ века во многих регионах России. В начале жатвы первый сноп торжественно приносили с поля и ставили в самом почетном месте избы. Точно также поступали с последним снопом при завершении сбора урожая. Эти действия, согласно народным поверьям, должны были обеспечить семье достаток и благополучие.
Расстояние до красного угла во время трапезы или отдыха определяло иерархическое положение домочадцев или гостей, их социальный статус. Среди крестьян существовало множество примет, связанных с теми или иными жилыми зонами. Например, если люди слышали треск, мышиную возню или стрекот кузнечика в печном углу, то считалось, что это предвестие смерти хозяйки, а если в красном – скоро ей придется хоронить мужа.
Самое почетное место избы имело большое значение во время свадебных обрядов. Здесь располагались сваты, посланные женихом. Сюда приходил будущий муж, чтобы символически выкупить невесту у сестер и подружек. Из красного угла родительской избы девушку увозили на венчание. Затем она направлялась в дом новоиспеченного супруга и садилась рядом с ним на почетное место за столом – у божницы с иконами.
Как написал в своей вышеупомянутой энциклопедии А.А. Кононенко, в самые первые дни жизни новорожденного купали именно в красном углу. Очевидно, это делалось, чтобы защитить ребенка от злых чар и заручиться поддержкой высших сил.
“Красный угол” в квартире
Сегодня многие из нас живут не в частных домах, а в квартирах, и тем, кто желает создать в своем современном жилище «красный угол», необходимо также придерживаться некоторых правил. Конечно, в квартирах нет печей, чтобы ориентироваться на них. Поэтому священный угол в квартире должен быть напротив входной двери, для того чтобы входящий первым делом видел в квартире святые образы. Иногда современная планировка квартиры не подразумевает углов для размещения икон, поэтому «красный угол» в доме — это не всегда угол в прямом понимании.
Литература
- Платонов О. А.
[rusinst.ru/docs/%D0%9A_obraz.pdf Красный угол] // [www.rusinst.ru/articlesoftheme.asp?rzd=1&tm=15 Русский образ жизни]. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 364–365. — ISBN 978-5-902725-05-3. - [happynouruz.narod.ru/semenova/13.htm Красный угол] / М. В.Семёнова // Мы — славяне! : Популярная энциклопедия. — СПб. : Издательский дом «Азбука-классика», 2006. — 560 с. — ISBN 5-91181-040-9.
- Ware, Timothy.
The Orthodox Church. — London: Penguin Books, 1964. — ISBN 0-14-020592-6.
Как устроить «красный угол» в квартире?
Святилище в квартире можно создать, приставив к стене высокой столик либо специальный шкафчик, покрыть его красивой скатертью или какой-либо другой нарядной материей. На нее выставить святые образы. Что же касается места “красного угла”, то оно должно быть расположено напротив входной двери. Выбирая место для него, можно также ориентироваться на восток. Для этого нужно определить, где восходит по утрам солнце, и в этой части разместить “красный уголок”. По старорусскому, вернее православному, обычаю, верующим положено молиться глядя на восток. Именно эта часть света символизирует добро, возрождение, веру и надежду. Что же касается высоты такого угла, то он никоим образом не должно располагаться ниже линии глаз. На святые образы нельзя смотреть сверху вниз. А вот расположить его выше уровня глаз вполне уместно. В идеале столик или шкаф должен иметь верхнюю и нижнюю полку. На верхнюю размещают святые образы, подсвечники со свечами, кадильницу, а на нижнюю — святые книги: Библию, Евангелие, молитвенники, церковные календари и прочее.
Ссылки
- Кучумова А. С.
[www.folk.ru/Research/kuchumova_krasny_ugol.php Красный угол. Положение в пространстве (location) как семантический признак вещи] (folk.ru) - [nesusvet.narod.ru/ico/books/listok/home.htm Иконы в доме] (nesusvet.narod.ru)
Это заготовка статьи по иконописи. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
: неверное или отсутствующее изображение | В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 июля 2014 года . |
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)