Симонов: самый грозный и самый забытый монастырь Москвы

Мiръ

Россия Москва Симонов мужской монастырь (Москва) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.71376939999999677866071579046547412872314453125,»lon»:37.65659720000000021400410332717001438140869140625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0421\u0438\u043c\u043e\u043d\u043e\u0432 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0421\u0438\u043c\u043e\u043d\u043e\u0432 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u043e\u043c \u043e\u0434\u0438\u043d \u0438\u0437 \u0441\u0430\u043c\u044b\u0445 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0445 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435\u0439 \u0431\u043b\u0438\u0436\u0430\u0439\u0448\u0435\u0433\u043e \u041f\u043e\u0434\u043c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u044c\u044f. \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0438 \u043f\u043b\u0435\u043c\u044f\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u043f\u0440\u043f. \u0421\u0435\u0440\u0433\u0438\u044f \u0420\u0430\u0434\u043e\u043d\u0435\u0436\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u2014 \u0441\u0432\u0442. \u0424\u0435\u0434\u043e\u0440\u043e\u043c \u0432 1370-\u0445 \u0433\u0433. \u043d\u0430 \u0437\u0435\u043c\u043b\u044f\u0445, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0436\u0435\u0440\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b \u0431\u043e\u044f\u0440\u0438\u043d \u0421\u0442\u0435\u043f\u0430\u043d \u0412\u0430\u0441\u0438\u043b\u044c\u0435\u0432\u0438\u0447 \u0425\u043e\u0432\u0440\u0438\u043d»,»title»:»\u0421\u0438\u043c\u043e\u043d\u043e\u0432 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.71376939999999677866071579046547412872314453125,»lon»:37.65659720000000021400410332717001438140869140625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.713892; 37.65717

Россия, Москва, Восточная улица, 4

Москва

Россия

Телефон:

(8 (495) 675-21-95

E-mail:

Симонов мужской монастырь

— в прошлом один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья. Основан учеником и племянником прп. Сергия Радонежского — свт. Федором в 1370-х гг. на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В XVI—XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большинство построек было снесено в 1930-е годы; территория частично застроена. В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии. В настоящее время на территориии монастыря действует приходской храм Тихвинской иконы Божией Матери.

История[править]

Мужской монастырь был основан вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря. Монастырь и позднее сохранял связь с родом Ховриных (Головиных); здесь была усыпальница его представителей.

Считалось, что монастырь был основан в 1370 году. Современные исследователи относят основание к 1375—1378 годам или к весне-осени 1377 года.

В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и поныне.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря вышла известные церковные деятели: св. Кирилл Белозерский (1337—1427), митрополит Иона, патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживали и работали знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан и богослов Максим Грек.

За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз подвергался набегам, был разорён в Смутное время.

В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в ближайшем Подмосковье; сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесённых построек в 1932—1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

В начале 1990-х остатки монастырских зданий передали церкви.

Настоятели

  • свт. Феодор (1370 — 1386)
  • cвт. Геронтий (упом. 1447 — 1453)
  • Нифонт (1482 — 1484)
  • свт. Вассиан (Санин) (ок. 1502 — 1506)
  • Иоанн (1514 — 9 февраля 1520)
  • Филофей (1560 — 1562)
  • Павел (сентябрь 1612 — август 1613)
  • Левкий (1620 — 6 июля 1634)
  • Иосиф (Дьяков) (1639 — 1642)
  • Павел (май 1671 — 15 сентября 1674)
  • Рафаил (Краснопольский) (нач. 1704 — 1708)
  • Иосиф (Туробойский) (1708 — 1710 [1])
  • Дорофей (Короткевич) (1710 — 1712)
  • Кирилл (Флоринский) (? — июль 1741)
  • Павел (Пономарев) (27 ноября 1783 — 13 октября 1785)
  • Аполлоний (Матвеевский) (1851 — 1861)
  • Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881 — 12 августа 1889)
  • Андрей (Садовский) (1889 — 1893)
  • Александр (Закке-Заккис) (16 апреля — 3 сентября 1893)
  • Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 — 5 декабря 1908)
  • Мисаил (Крылов) (4 декабря 1908 — ?)
  • Филипп (Перов) (не ранее 1912 — 1917)
  • Иаков (Пятницкий) (1921 — март 1922)
  • Петр (Руднев) (1923 — 1927 [2])

Современное состояние[править]

В настоящее время сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря:

  • южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая».
  • «Новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитектор О. Старцев),
  • братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.),
  • мастеровая палата,
  • хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

На территориии монастыря действует приходской храм Тихвинской иконы Божией Матери.

Проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

При храме:

  • существует самодеятельный коллектив жестовой песни и инсценировки;
  • проводятся духовные воскресные беседы с инвалидами по слуху и зрению;
  • на территории храма проходят занятия группы анонимных алкоголиков «Шанс» и группы анонимных наркоманов «Восток-4».

Симонов: самый грозный и самый забытый монастырь Москвы


Симонов монастырь. Войцех Вейс

В Симонов монастырь я приехал делать интервью с человеком, который организовал уникальную общину – слепоглухонемых, глухонемых и слабослышащих христиан. Ей в этом году исполнится 25 лет. Еще до беседы с протоиереем Андреем Горячевым – настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья в Симоновом монастыре – я немного заблудился. Пришлось обойти все уцелевшие стены древней обители. Хочу поделиться тем, что узнал, увидел и услышал.

Башни и стены Симонова монастыря

От прежнего величия и грандиозного замысла, который воплощался веками, практически ничего не осталось – только три башни из красного кирпича. Они в больших трещинах и нуждаются в срочной реставрации. Обновленный в начале 2000-х шатер еще больше подчеркивает запущенность древних стен: черепица новая – кирпич держится на честном слове.

«Солевая» башня – это первое, что бросается в глаза, если идти по Восточной улице. Она покрыта древней черепицей. С царских времен шатер «Солевой» башни не обновляли. Башня связана массивной южной стеной с двумя остальными. Все это – остатки самого могучего форпоста юга Москвы.


Симонов монастырь в первой половине XVIII в.

Из-за стен показываются ветхие бесформенные постройки промзоны, складские помещения. Но это по ту сторону. А по эту – аккуратный сквер с детской площадкой и дорожками. На месте бывшего кладбища.

Останавливаюсь у другой башни – «Кузнечной». Она самая маленькая. Пятиугольная. Такая маленькая громадина. Видимо, пару лет назад ее хотели отремонтировать. Но жидкие строительные леса, кажется, скоро сами рухнут. Ее, как и круглую «Солевую», в 1640-е построил архитектор Константинов. В это время обитель активно перестраивали: укрепляли оборонительные сооружения, которые пострадали в Смутное время.

Панорама на Москву с высокого и крутого берега впечатляет до сих пор. Не случайно здесь поставили самую высокую в Москве колокольню. Оценить вид, который открывался с пятого яруса знаменитой и утраченной звонницы, мы теперь можем только по старинным фотографиям.


Вид с колокольни Симонова монастыря

Подхожу к самой мощной из уцелевших – башне «Дуло». Ее возвел «государев мастер» Федор Савельевич Конь. «Дуло» – это прозвище или имя татарского предводителя. Его убило стрелой, пущенной с этой башни.

Федор Савельевич строил и стены. Высота сохранившейся каким-то чудом южной стены кое-где достигает 7 метров. Но то, что осталось, – это скорее тихий привет из прошлого.

Башня «Дуло» имеет 16 граней. Конь строил с размахом и на века. Ребра башни украшены лопатками. Они придают величавому сооружению стройный вид. Это если говорить языком исторического справочника. А если говорить, как есть, вся башня, несмотря на свою величавость, потихоньку оседает и разваливается.


Разоренный Симонов монастырь

Стены обители не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало

Но будем справедливы и аккуратны в выводах: стены и башни Симонова монастыря – настоящий шедевр русской фортификационной мысли. Они не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало. В 1591 году Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 года монастырь помешал, и весьма небезуспешно, продвижению войск Ивана Болотникова. В 1610–1613 годах был разорен – «едва не до основания» – польско-литовскими интервентами и пришел в упадок. А в 1812 году монастырь пострадал от французов. Тогда были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.


Французская армия у стен Симонова монастыря

Но в XX веке огромный по замыслу и по строительным меркам памятник почти угробили… свои же.

Протяженность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Подведем итог: в современном архитектурном ансамбле монастыря из пяти башен сохранились три: «Дуло», «Кузнечная» и «Соляная».

Глубокая история поверхностными мазками

А начиналось все в 1370 году. Ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор основал Симонов Успенский мужской монастырь. Место для будущей обители выбрано было на живописной возвышенности, расположенной вниз по течению Москвы-реки. Эти земли пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В постриге он получил имя Симон – отсюда и название монастыря. Но это лишь версия.

Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов.

Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан)1. И конечно, здесь жил известный Максим Грек.

Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро

Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись».

Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней.


План Симонова монастыря

Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца2.

Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере3. Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад.

Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

В прошлые века эти пейзажи и эта местность манили больших писателей, великих поэтов и знаменитых художников.


Симонов монастырь в начале XVIII в.

В пруду, который находился недалеко от монастыря, Николай Карамзин утопил свою Лизу. Здесь работал Аполлинарий Васнецов, творил Константин Тон. Был здесь и Александр Пушкин, но это уже грустная история, о которой речь пойдет ниже…

Высокая классика и роскошное барокко

Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX века. Но уже в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату.

Открытый сегодня Тихвинский храм – это и есть та самая Трапезная.

Первоначально за работу по ее сооружению взялся архитектор Парфен Петров. Но заказчик работу мастера не оценил: не понравились мотивы древнемосковской архитектуры. Дошло до суда. Уже через три года другой зодчий, Осип Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко.

Архитектор дал волю фантазии и соорудил просторную смотровую площадку. По размерам она не уступала большому четверику церкви. А вот что написал об этом архитектурном решении Михаил Юрьевич Лермонтов:


Северный фасад Тихвинской церкви

«Далее к востоку на трех холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею почти между небом и землей висящею платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар»4.

До наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец

Северный фасад был украшен окнами с наличниками замысловатой формы. Это и по дошедшим до нас фотографиям видно. Но до наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма.

Упомянутый выше Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола». Это 1927 год. Едва успел.


Васнецов А.М. Симонов монастырь. 1927

Даже на черно-белом снимке все сказочно красиво. А так выглядел Тихвинский храм со знаменитым щипцом в советские годы.


Тихвинский храм разрушенный

А западноевропейский маньеризм, который чудесным образом проник за толстые крепостные стены Симонова монастыря, имеет блестящие образцы во Флоренции. Взять, например, замечательную Библиотеку Лауренциана. Ее строил Микеланджело с учениками – Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Отголосок той волны в архитектуре теперь застыл на крыше Тихвинского храма. Так до конца, кстати, и не отреставрированного. В этом смысле он недалеко ушел от башен-сестер.

Знаменитой колокольне Симонова монастыря повезло меньше. Точнее – совсем не повезло. А возвел эту пятиярусную колокольню в 1839 году Константин Тон. Говорят, он очень любил Симонов. Колокольня была на 9 метров (а по некоторым данным, и на 12) выше «Ивана Великого». Выдержанная в русско-византийском стиле, она стала самой высокой в Москве: 90 метров. Симонов монастырь превратился в настоящую архитектурную жемчужину.


Симонов монастырь в расцвете

Теперь можно только представить, что за звон проносился над излучиной Москвы-реки, когда монахи звали людей на богослужения. Кстати, самый большой колокол весил более 1000 пудов – это 16 тонн. Безбожники эту махину сняли и переплавили. Но даже старинные фотографии передают всю грандиозность колокольни. Есть на что посмотреть. Это, к примеру, самый первый ее снимок. Его сделали в 1852 году.


Первая фотография колокольни Симонова монастыря. 1852

Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А потом и уничтожат и некрополь

А вот старинная открытка Симонова монастыря. Автор – художник-гравер Луи-Пьер-Альфонс Бишбуа.. Луи-Пьер-Альфонс, к слову сказать, красоту и масштаб прекрасно понимал и ценил. Благодаря его работам мы знаем, как поднимали Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.


Л. Бишбуа. Симонов монастырь. 1846

Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А через год и уничтожат и знаменитый монастырский некрополь.

Похороненный некрополь

Душа сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! Тебе всё чувствовать дано, Но жизнью ты не насладишься.

Это строчки замечательного московского поэта Дмитрия Веневитинова. Он умер в 21 год. Но успел состояться как великолепный романтик.


Дмитрий Веневитинов

В 1826 году Веневитинов написал блестящее стихотворение, в котором находим строчки:

Вот час последнего страданья! Внимайте: воля мертвеца Страшна, как голос прорицанья. Внимайте: чтоб сего кольца С руки холодной не снимали; – Пусть с ним умрут мои печали И будут с ним схоронены.

«Завещание» Веневитинова не исполнили. Кольцо действительно было. Точнее – перстень из Геркуланума. Его умирающему поэту надел славянофил Алексей Хомяков. На его похороны в Симонов монастырь приехал и Александр Сергеевич Пушкин. После «молниеносной» жизни прах Дмитрия Владимировича потревожили. Страшную «волю мертвеца» нарушили в 1930 году. Кольцо забрали, и теперь оно хранится в Литературном музее.


Красноармейцы на субботнике выносят имущество Симонового монастыря

Потревожили и прах Сергея Тимофеевича Аксакова – автора «Аленького цветочка». Тела обоих литераторов эксгумировали и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А вот родственникам Веневитинова повезло меньше. Их могилы были уничтожены. Как и сотни других. Их не стали переносить. Все останки смешали с землей. Классовые враги – представители старинных дворянских русских фамилии: Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, которые были здесь похоронены, – новой большевистской «России» оказались не нужны. А еще под фундаментом библиотеки Дома культуры «ЗИЛ» находится захоронение сподвижника Петра Великого, первого кавалера ордена святого Андрея Первозванного – Федора Головина. Этот Дом культуры был выстроен на фундаменте пятиглавого Успенского собора Симоновой обители.

Вместе с надгробьями навсегда исчезли и Успенский собор, и другие церкви – перед революцией в обители действовали шесть храмов с 22 престолами, – и Сторожевая башня, и Тайнинская.

Приход слепоглухонемых и новая жизнь Симонова монастыря

Симонов монастырь стал оживать в 90-е годы прошлого века. Благодаря огромной энергии и нечеловеческим усилиям протоиерея Андрея Горячева – настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. Он начал восстанавливать и разрушенный монастырь, и утраченный некрополь.


Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в наши дни

Уже проведена большая экспертиза по отделению человеческих останков и останков животных: кости были беспорядочно разбросаны по территории монастыря и засыпаны землей и строительным мусором. После небольшой экскурсии по монастырю мы с отцом Андреем спустились в усыпальницу Мусиных-Пушкиных. Валентина Платоновича, родственника того самого Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который уговорил Екатерину II открыть Симонов монастырь. Валентин Платонович построил два двухэтажных придела храма.


Алексей Иванович Мусин-Пушкин

В глаза бросилось еще одно надгробье с фамилией «Толоконников». Из черного гранита. Оно лет 60, как и сотни других, лежало под землей. А прямо напротив входа в Тихвинский храм лежат еще несколько могильных плит. Видимо, чтобы память не отшибло.

Сюда на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно

Я пришел в Симонов монастырь, чтобы поговорить с отцом Андреем Горячевым об общине слепоглухонемых. Сюда уже больше 20 лет на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно. И здесь очень крепкая община.

Уже после интервью отец Андрей провел небольшую экскурсию по храму. Само интервью об уникальном приходе слепоглухонемых появится позже. Прежде захотелось познакомить читателей с этим удивительным местом, где чудом дошедшие до наших дней стены, башни и храм готовы рассказать много историй. Было бы желание их послушать.

Паломнику[править]

Симонов мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в богослужениях и поклониться святыням.

Расписание богослужений:

Ежедневные богослужения (обедница), начало в 9.00.

В пятницу, субботу и воскресение – Божественная литургия, начало в 9.00.

Накануне двунадесятых и великих праздников, в дни особо чтимых святых и чтимых икон читается акафист, начало в 16.00, в день праздника – Божественная литургия, начало в 9.00.

Служба ведется одновременно голосом и жестами без сопровождения хора.

Телефон:

(8 (495) 675-21-95

Сайт:

https://hram.deafnet.ru/

E-mail:

Использованные материалы

  • «Монастырь Симонов» // Сайт «Русское Православие»
  • Москва. Симонов мужской монастырь // «Народный каталог православной архитектуры»
  • «Симонов монастырь» // Библиотека сайта «Музей фресок Дионисия»
  • Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

[1] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 172.

[2] Людмила Куликова. «Верный присяге». К истории мученичества Архиепископа Петра (Руднева)

. По материалам предоставленным о. Александром Яковлевым, свящ. Вознесенского собора г. Великие Луки // Православная интернет-газета «Благовестъ» (Самара):

Описание архитектуры

В монастырский комплекс входили:

  • Успенский собор. Иконостас XV века был украшен иконами работы Максима Грека и Андрея Рублева. Демонтировали храм в 1930 году;
  • колокольня. Возводилась в XVI веке и включала два придела — архангела Михаила и Николая Чудотворца. Перестраивалась, после чего упомянутые приделы были упразднены. Уничтожена большевиками;
  • Спасская церковь над Святыми вратами. Строилась в конце XVI века в память о победе над ордой Казы-Гирея. В XIX веке в ней велись ремонтные работы, в результате чего был установлен новый иконостас и позолочена главка;
  • церковь Сошествия Святого Духа. Представляла собой двухэтажный храм с одним куполом;
  • церковь Тихвинской иконы Богоматери;
  • надвратная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с восточной стороны;
  • новая трапезная по проекту Осипа Старцева;
  • крепостная стена с башнями. Обитель располагала пятью башнями. С четырех сторон располагались ворота — Луговые, Западные, Боковые, Водяные;
  • некрополь с захоронениями представителей дворянства.

Башни Симонова монастыря

В прошлом мощный форпост имел протяженные крепостные стены и 5 башен. Из них уцелели только 3 башни (Дуло, Кузнечная, Солевая) и часть стен.

Считается, что Кузнечная и Солевая башни были построены по проекту зодчего Антипа Константинова в XVII веке. Кузнечная башня пятиугольная, имеет каменный шатер, покрытый красной черепицей. Солевая башня — девятнадцатигранник, имеющий арочные ниши с нижними и средними боями.

Дуло производит впечатление самой крепкой и могучей из башен. Ее авторство приписывают зодчему Федору Коню. По одной из версий, ее название происходит от имени или прозвища татарского предводителя, убитого стрелой, которую пустили с башни. Она имеет 16 граней, ее ребра украшают лопатки, они делают вид башни стройным.

Башня Дуло, © Максим Ершов

Храмы Симонова монастыря

К началу ХХ века на территории действовало 6 храмов с 22 престолами. Первым появился Успенский собор, его иконостас был расписан Максимом Греком и Андреем Рублевым. О богатстве украшения храма можно судить по сохранившимся золоченым Царским вратам, которые сейчас выставлены в экспозиции Эрмитажа. В архитектурном ансамбле монастыря были Спасская церковь, церкви Сошествия Святого Духа, Знамения Пресвятой Богородицы и другие религиозные постройки.

До наших дней сохранился только храм Тихвинской иконы Божией Матери, возведенный при трапезной Симонова монастыря в 1677 году. В нем регулярно проводятся богослужения. В храме 4 придела (Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Феодора архиепископа Ростовского, преподобного Сергия Радонежского, Всех Святых) и крестильный храм преподобного Александра Свирского. Среди святынь храма — мерный список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, иконы покровителей Симонова монастыря, «Исцеление глухонемого», «Умягчение злых сердец», Симоновских святых.

Расписание богослужений на официальном сайте храма Тихвинской иконы Божией Матери

Стены башни монастыря, © Максим Ершов

Святыни и престольные праздники

К числу почитаемых православных святынь Симонового монастыря относятся иконы:

  • список Тихвинской Божией Матери;
  • Казанский образ Богородицы;
  • «Умягчение злых сердец»;
  • Исцеления глухого;
  • Преподобных Отцов Симоновских с частицей мощей святителя Ионы.


В Тихвинском храме богослужение ведется с сурдопереводом

Также здесь пребывает ковчег с мощами Оптинских старцев.

Престольный праздник отмечается 9 июля — Тихвинской иконы Богоматери.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]