Богородице-Рождественский мужской монастырь
Он находится во Владимире. Монастырь заложили в 1191 году, по приказу великого князя Всеволода Юрьевича. Во время правления Александра Невского и еще более 100 лет после его смерти это был одним из самых влиятельных монастырей на Руси.
Именно здесь был похоронен Александр Невский в 1263 году, и его мощи хранились в этом монастыре, пока их не перевезли в Санкт-Петербург.
После 1917 года в этом здании размещалось ВЧК, а в 1930 году монастырь решили снести. В этом же году уничтожили собор и колокольню, а на этой территории построили следственные изоляторы. В них держали представителей духовенства, некоторых из которых приговорили к расстрелу.
Все храмовые постройки были разрушены, за исключением Христорождественского храма. С 1993 года началось возрождение монастыря: реконструировали сохранившийся храм, начали строить собор. Сейчас это действующий монастырь, у которого есть свои святыни.
Благодарность Ивана Грозного
Новое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится уже к эпохе Ивана Грозного. В 1552 году царь предпринял третью попытку захватить Казань. Муром стал боевым лагерем великого князя: на берегу Оки раскинулись воинские шатры, здесь готовились плоты и струги для переправы. Молясь о даровании победы практически под стенами Спасо-Преображенского монастыря, царь дал обет: в случае взятия Казани построить в Муроме новые храмы.
Иван Грозный сдержал свое слово: вскоре после похода на Казань в Муроме началось каменное строительство, и вскоре город украсили четыре новых каменных храма. Тогда же был отстроен и новый собор в Спасо-Преображенском монастыре. Государь не забывал обитель на протяжении всего своего правления, делал немалые денежные вклады, подарил церковную утварь, облачения, книги.
Псково-Печерский мужской монастырь
Это один из самых крупных монастырей в России. Он находился на территории Эстонии. Из-за чего смог устоять в сложный послереволюционный период и ни разу не закрывался. Но его прихожане все равно подвергались дискриминации. Годом его основания считается 1473, когда освятили пещерную церковь Успения Божией Матери. Здесь когда-то подвизался знаменитый архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Именно о пребывании в стенах этого монастыря была написана книга «Несвятые святые» епископом Тихоном (Шевкуновым), которая стала одной из самых читаемых среди верующих людей.
Управление и смотрители
Возглавляет обитель священноархимандрит — правящий архиерей или Патриарх, если это ставропигиальный монастырь. Непосредственно управляет обителью наместник, им может быть архимандрит, игумен, иеромонах.
Каждый из насельников монастыря несет определенное послушание:
- Благочинный — заместитель и помощник наместника. Заведует всем богослужением, выполнением уставных обязанностей.
- Духовник — окормляет братию.
- Казначей — хранит и распределяет финансовые средства.
- Ризничий — отвечает за благолепие храма, служебных книг, облачений, утвари.
- Эконом — управляет хозяйственной жизнью монастыря.
- Келарь — хранит и заготавливает продукты.
- Гостиничный — принимает паломников и гостей монастыря.
В женских обителях аналогичные послушания распределяются между сестрами. Отказываться от благословения на какие-либо определенные монастырские труды среди монашествующих не принято. Все воспринимается как от руки Божьей, и поэтому исполняется с радостью.
Игумения
Женскую обитель возглавляет игуменья, выбираемая из числа сестер. Если в самой обители достойных кандидатур не находится, правящий архиерей ставит своего человека. Игуменью можно отличить от других сестер обители по золотому наперстному кресту и праву давать благословение. Обращаться к настоятельнице можно следующим образом: «мать игуменья, матушка Неонилла (или другое имя) или просто матушка».
Духовенство
В мужских обителях церковные службы, требы проводятся силами монастырской братии: иеромонахов, иеродиаконов и прочих. Женские монашеские общины вынуждены приглашать к себе мирских священников, диаконов для обеспечения непрерывного богослужебного ритма.
Важное место занимает духовник обители. В мужском монастыре — это не обязательно должен быть старец, как в смысле духовных дарований, так и возраста. В женских обителях духовник, как правило, назначается из числа пожилых и опытных монахов.
Благовещенский мужской монастырь
У берегов Оки, в Нижнем Новгороде, стоит этот монастырь с 1221 года. У него была несчастливая судьба. В 1229 году князь Пургас его разорил, убив всех иноков. Только через 100 лет его удалось возродить, но в 1369 году монастырь пострадал от обвала снега. Опять разрушились многие здания, умерли люди.
Его смог возродить митрополит Алексий. Он отправился в Золотую Орду, и пообещал, что если его визит закончится хорошо, заново его отстроить. Митрополит вылечил супругу хана, и тот отказался от набега. В 1370 году он смог исполнить свой обет. До революции здесь хранился список Корсунской иконы Божией Матери, который смог уцелеть при 3 пожарах. Но потом монастырь закрыли, список исчез. После здесь расположился планетарий. В 90-ых началось его возрождение.
История монашества
“Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им одним тоже нельзя. Одно внешнее без внутреннего даже приносит вред. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни пахай — ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено — молитва Иисусова. Молитва освещает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей и искушений…”
(преподобный Варсонофий Оптинский).
Мона́х (греч. μοναχός — одиночный, единичный) – член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве,отшельничестве.
Эти слова преподобного Исихия в полной мере отражают жизнь истинного монаха. Что же такое монашество и для чего нужны монастыри в современном мире?
Монахом является православный христианин, который отрекся от мирской жизни и принял обеты:
– девства (монах не может жениться);
– послушания (монах должен во всем слушаться игумена, не опираясь на свою волю и мысли);
– нестяжания или бедности (у монаха не должно быть никакой собственности, все общее с другими монахами).
Монашество зародилось в Египте во второй половине III века. Первым монахом стал Антоний Великий, он прожил в пустыни более 90 лет, перенес тяжкие испытания: голод, жажду, холод, жару, искушения и дьявольские нападки. К таким великим подвижникам стекались люди с разных уголков земли, селились рядом. Начали образовываться монастыри. В них иноки вместе жили и трудились под чутким руководством опытного старца (аббата) по строгому уставу.
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь
Он находится на Соловецких островах, раскинувшихся в Белом море. Начиная с XVI века он служил тюрьмой, в которой побывало более 500 человек. После 1883 года, когда тюрьму закрыли, в монастырь по-прежнему ссылали некоторых представителей церкви, провинившихся в чем-то.
В 1920 году монастырь ликвидировали, там появилась Соловецкая тюрьма, куда сажали интеллигенцию, офицеров белой армии и духовенство. В 1967 году здесь появился музей-заповедник, а в 2007 году его вывезли с территории монастыря.
Виды по типу подчинения
Все монастыри можно поделить также и по иерархическому подчинению. Всего есть три основных вида.
Ставропигиальные
Подчиняются непосредственно Святейшему Патриарху, который руководит ими через своего наместника. Призваны служить образцом внешнего благолепия и внутреннего благочестия другим монашеским обителям.
Епархиальные
Наиболее распространенный вид монастырей, управляемый епархиальным архиереем. Их открытие или, наоборот, закрытие происходит на основе решения Патриарха и Св. Синода РПЦ. Таким же образом назначается игумен (-ья).
Приписные
При наиболее благоустроенных монастырях, имеющих ставропигиальный вид подчинения, могут создаваться приписные монашеские обители. Они значительно меньше размером и количеством братии. Их возглавляет игумен, который подчиняется наместнику основного монастыря и Патриарху.
Ризоположенский женский монастырь
В Суздале стоит этот монастырь, основанный в 1207 году. Он прославился благодаря святой Евфросинии. В миру она была княжной Феодулией Черниговской, которая приняла в этом монастыре постриг, а потом стала его настоятельницей. Она совершила множество чудес при жизни, а также 2 посмертных чуда, о которых написал инок Григорий.
В 1923 году, монастырь закрыли, его колокола отправили на переплавку, а в зданиях расположились охранники политизолятора. Только в 1999 году его вернули церкви и он возродился.
В. Г. Пуцко. Монастыри Древней Руси как культурный феномен эпохи средневековья
Среди многочисленных русских обителей были древние, основанные еще в ХI-XIII вв. и пережившие эпохи различных национально-общественных потрясений. Были и монастыри Московской Руси, возникшие в ХIV-ХVI вв. в иных политических условиях и отразившие в своем устройстве иные идеалы и нормы иноческой жизни, впрочем формально подчиненные тем же благочестивым намерениям личного спасения и молитвенного предстательства за грешный мир. Однако реально те и другие монастыри существовали в конкретном географическом и политическом пространстве и никогда не были изолированы от современного им общества, частью которого они оставались при любых условиях. Отсюда логически возникает вопрос о роли средневекового монастыря в развитии национальной культуры. Априорно можно мыслить ее как большую и исключительную, при этом трудно отвести скептические возражения, исходящие от сторонников взгляда на монашество как на некий нарыв на теле общества. Естественно, при таком положении вещей следует апеллировать к конкретным историческим фактам, в большинстве случаев достаточно известным, хотя и оставшимся доныне не сведенными воедино.
Естественно, что наиболее ранние русские монастыри были организованы по образцу византийских, представление об устройстве которых дают сохранившиеся тексты их Типиков, с многочисленными локальными особенностями, иногда весьма существенными.1 История русского монашества, к сожалению, не имеет в своем распоряжении столь важного источника.2 И изучающему культурное наследие эпохи средневековья поэтому приходится в первую очередь учитывать реально сохранившиеся памятники, актовый материал и свидетельства агиографической литературы.3 При таком положении вещей вряд ли стоит надеяться на полноту охвата явлений. Но в то же время отмеченное обстоятельство не может служить причиной отказа от обращения к самой проблеме культурного феномена эпохи русского средневековья. И некоторые соображения, даже при их спорности, будут фиксировать определенный этап в осмыслении важных и временами неоднозначных явлений, отражающих поступательное развитие национальной духовной культуры. В этом смысл сформулированной темы.
Ранние киевские монастыри преимущественно были княжескими, и их ктиторы имели возможность реализовать свои представления о художественном облике основанных ими обителей.4 В центре каждого из этих монастырей, как правило, возвышался каменный соборный храм. О характере этих сооружений можно судить по данным археологических исследований.5 Собор Выдубицкого монастыря, заложенный в 1070 г. и освященный в 1088 г., сохранился частично.6 Собор Михайловского Златоверхого монастыря, возведенный между 1108 и 1113 гг., существовал до 1930-х гг.7 Он известен своими мозаиками, выполненными константинопольскими мастерами.8 Византийский облик этих монастырских храмов, возведенных из местного материала, не исключает причастность к их созданию греческих зодчих, роль которых документально засвидетельствована лишь по отношению к заложенному в 1073 г. Успенскому собору Печерского монастыря, законченному строительством в 1075 г.9 Хотя монахи Печерской обители всячески противопоставляли ее как созданную трудами и слезами святых богатым княжеским монастырям, это нисколько не мешало им пользоваться средствами, выделяемыми теми же киевскими князьями. Реальная роль последних отчетливо проглядывает в сказаниях Киево-Печерского патерика на фоне повествования о чудесном призвании константинопольских зодчих, а позже и мозаичистов.
Печерский монастырь оказался среди немногих уцелевших и единственным сохранившим свои богатые исторические предания с XI в. Можно подозревать в них определенную тенденциозность, но в то же время трудно игнорировать конкретные факты, отчасти подтверждаемые сохранившимися реалиями. Первая из них высокий образовательный ценз печерских иноков, позволявший выдвигать их на замещение епископских кафедр, что в начале XIII в. особо отмечал владимирский епископ Симон (1216 1226), сам бывший постриженцем этого монастыря.10
Вторая способность иноков к литературному труду, засвидетельствованная широко известными произведеньями преподобного Феодосия (ок. 1036 1074)11 и Нестора,12 а также иных авторов, чьи сочинения вошли в состав уже упомянутого Киево-Печерского патерика. В монастыре явно существовала богатая библиотека, а книгописанием, по свидетельству Нестора, занимались уже с XI в. Очевидно были рукописи и южнославянского происхождения, а среди них, может быть, находилась и знаменитая Минея четья со словами преимущественно Иоанна Златоуста, позже оказавшаяся в Супрасльском монастыре.13 Здесь протекала деятельность знаменитого иконописца Алимпия Печерского, являвшегося прямым учеником константинопольских мастеров.14 Далеко не случайно Нестор в своем литературном произведении проявляет интерес к искусству.15 В Печерском монастыре находились и византийские иконы,16 и предметы церковной утвари работы греческих мастеров.17 Пусть эта обитель была одной из немногих, поддерживавших столь активные отношения со столицей Византии (именно оттуда был принесен устав Студийского монастыря), но, тем не менее, ее пример показателен для определения культурного облика киевского монастыря древнейшей поры истории русского монашества.
Литературным трудом занимались и в иных киевских монастырях. Стоит вспомнить хотя бы свидетельство выдубицкого игумена Сильвестра от 1116 г.18 или внесенное в Ипатьевскую летопись под 1200 г. похвальное слово иного игумена Выдубицкого монастыря, Моисея, приуроченное к торжественному освящению подпорной стены, сооруженной Петром Милонегом.19
В большинстве случаев мы знаем лишь о самом факте существования того или иного монастыря с определенного времени, но при этом лишены возможности осветить его жизнь средневекового периода. Сказанное, в частности, относится к Елецкому монастырю в Чернигове, существующий Успенский собор которого возведен в самом начале ХII в., если не в 1090-х гг.20 Подобные явно богатые обители не могли оставаться в стороне от общего культурного процесса; уже само по себе сочетание в декоре упомянутого храма фресок и витражей заставляет задуматься о месте западных элементов в реальной жизни русского монастыря византийского обряда. К тому же побуждают и стенописи собора Рождества Богородицы 1125 г. в основанном Антонием Римлянином новгородском монастыре, возможно, выполненные мастерами-бенедиктинцами.21
Редкие из ранних славяно-русских рукописей сохранили записи писцов, свидетельствующие об их выполнении в монастырских книгописных мастерских. Тем большую значимость приобретают книги, вышедшие на рубеже XI XII вв. из новгородского Лазарева монастыря.2 2 Даже несмотря на их весьма скромное графическое оформление, они остаются ценными образцами каллиграфического искусства. По-видимому, на продукцию монастырских скрипториев определенное влияние оказывали иллюминованные рукописи, выполненные мастерами своего дела, являвшимися носителями различных художественных традиций, оказавшиеся в стенах той или иной обители. Так, в Юрьевом монастыре в Новгороде осели выполненное между 1119 и 1128 гг. Евангелие писанное «угринцем»,23 и Выголексенский сборник конца ХП в. галицко-волынского происхождения (по крайней мере писец был носителем этого диалекта).24 В оформлении первой рукописи присутствуют каролингские и романские декоративные мотивы, во второй еще неадаптированные византийские, получившие распространение также в иллюминации болгарских рукописей. Ростовский епископ Кирилл, посвященный в 1216 г. из иноков Дмитриевского монастыря в Суздале, как известно, был собирателем и владельцем замечательных рукописей, которые, очевидно, лишь частично могли последовать с ним в 1229 г. в место его пострижения.25 Из жития преп. Евфросиньи Полоцкой можно видеть, что книгописанием в XII в. занимались и в женских монастырях.
Как ни скудны и отрывочны приведенные сведения, но за ними все-таки угадывается достаточно четко организованная культурная жизнь средневекового русского монастыря, призванная прежде всего служить удовлетворению требований богослужебного уклада, унаследованного от Византии. Предметы византийской церковной утвари, разумеется, были весьма желанными, но они практически не могли быть многочисленными и иметь повсеместное распространение. Поэтому охотно использовали и изделия западного происхождения,26 и конечно, явно преобладавшие вещи, изготовленные местными мастерами. Для того, чтобы обеспечить всем нужным даже только известные по названию монастыри, требовалось большее количество книг, икон, облачений, разнообразных предметов утвари, от литургических сосудов до хоресов и кадил. Ювелирные изделия, как правило, исчезали первыми, и поэтому известны лишь единичные их образцы.
Несколько лучше обстоит положение с характеристикой культурного облика русских монастырей XIV XVI вв. Лучше сохранились сами монастырские архитектурные ансамбли с отличающими их планировкой, церковными и хозяйственными постройками.27 В некоторых случаях уцелело оформление интерьера монастырских храмов, и здесь особо надо отметить иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Сравнительно до недавнего времени существовали лишь отчасти потревоженные библиотеки и ризницы, из которых сейчас наиболее удовлетворительно сохранившаяся опять-таки Троице-Сергиевой лавры, хорошо известная благодаря отчасти опубликованным ее сокровищам.28 Эта ризница при всей своей исключительности все-таки может служить зеркалом как развития церковного искусства Руси XIV-XVI вв. в целом, так и роли в этом процессе монастырей, в частности. Конечно, далеко не каждая даже из числа богатых русских обителей этого периода могла собрать в своих стенах хотя бы часть таких сокровищ. Однако, если от общих восторгов перейти к трезвому анализу накопленных в течение столетий материалов, то выяснится, что они далеко не равноценные по своему художественному уровню. Шедевры, естественно, слишком малочисленны по сравнению с преобладающими предметами художественного ремесла. Казалось бы, в Троице-Сергиевом монастыре последнее усилиями местных мастеров сохраняло все признаки элитарности. Но и здесь ожидает некоторое разочарование: Амвросий и немногие близкие ему резчики были скорее исключением. В середине ХV в. в монастыре оказался виртуозно выполненный явно одним из блестящих константинопольских мастеров деревянный резной наперсный крест-складень, хранившийся здесь еще в 1928 г. Его резьбу вскоре стали повторять в упрощенном варианте в изделиях из дерева и кости местные ремесленники и к началу XVI в. довели ее до схематизма. Конечно, из этого не следует, что пластическое искусство в монастыре шло по пути деградации, но подобные примеры все же учитывались.
В любом случае средневековые русские монастыри в плане художественного феномена сохраняют значение исторически сложившихся художественных сокровищниц даже независимо от количественного состава накопленных произведений. О нем дают наглядное представление известные инвентари и вкладные книги.29 Отмеченные в них вещи не всегда могут быть обнаружены, а между тем давно назрела необходимость подготовить издание этих сокровищ, дающих представление о развитии русского сакрального искусства эпохи средневековья в целом. Попутно выясняется, что византийские произведения, похоже, большей частью оказались в пределах Руси уже после 1453 г., когда перестала существовать Византия, а обнищавшие греки стали все чаще обращаться за материальной помощью к своим богатым северным единоверцам. По крайней мере, дошедшие камеи, за единичными исключениями, в русских ювелирных оправах ХVI XVII вв., и это не стоит игнорировать.
На сегодняшний день обстоятельно изучено книжное дело в московских и подмосковных монастырях XIV начала XV в.30 И его образцы, соответственно, дают представление о каллиграфическом искусстве указанного времени. Есть также опыты изучения рукописной продукции отдельных писцов, таких как преп. Нил Сорский один из самых строгих русских подвижников ХV в.31 В христианском мире он известен благодаря составленному им Уставу скитского жития.32 Были предметом изучения и библиотеки северных русских монастырей.33 Однако накопленных наблюдений явно недостаточно для общей исчерпывающей характеристики, и поэтому проблема культурного феномена древнерусских монастырей требует дальнейшей разработки, предполагающей проведение частных разысканий. Пока же, по необходимости, приходится судить об общих явлениях на конкретных примерах.
Здесь не было ничего сказано о внутреннем устройстве монастырей, об опытах введения в них общежительного устава, о большой и разнообразной хозяйственной, а временами и миссионерской деятельности. Но это вовсе не значит, что нам остается неизвестным прошлое таких крупных монастырей, как Кирилло-Белозерский.34 Что не учтены опыты анализа внутренней жизни древнего Печерского монастыря.35 Что, наконец, оставлены без внимания многие важные и интересные памятники художественной культуры, в том числе давно охваченные специальными исследованиями. Нашей целью было привести немногие исторические факты, позволяющие взглянуть на монастыри как на очаги культурной жизни средневековой Руси.
Общественное и культурное значение этих монастырей явно было различным. В одних из них существовали богатые и тщательно комплектованные библиотеки, работали книгописные мастерские, трудились иконописцы и различные ремесленники, продукцию которых далеко разносили паломники. В других, бедных и захолустных, было самое необходимое, и ни о каких шедеврах искусства здесь не имели представления. Но культура живет и развивается в своих самых различных проявлениях, и даже самочтение книг, внимание пению и ежедневно звучавшим поэтическим текстам молитв на ежедневных богослужениях, в сущности было приобщением к сокровищам христианской духовности. Порой обыденным и неприметным. Тот общий уклад, который сохранился в живой монастырской традиции и в старообрядческом быту, показывает, что человек, даже, казалось бы, не склонный к интеллектуальному труду, получал тот объем знаний, который нецерковными людьми усваивается с большими усилиями. Оказавшиеся в числе монастырской братии неграмотные крестьяне порой становились хорошо эрудированными в Писании и святоотеческой литературе.
В Западной Европе довольно рано возникли университеты, да и в среде католического монашества культивировалась склонность к научным занятиям. Иностранцы искренне недоумевали, почему греки после падения Византии основывали университеты в Италии, а не в единоверной им Москве. Но Москве с ее идеей Третьего Рима оказалась более нужной София Палеолог, а несколько позже появившийся ученейший Максим Грек был обречен на унижения и многолетнее заключение. И в ХVI в., как и раньше, функцию университета осуществляли монастыри. Именно оттуда выходили многие писатели и видные церковные деятели, не только начитанные, но и с практическим опытом учительства и ведения сложного хозяйства. В этом, может быть, с наибольшей очевидностью сказывался культурный феномен средневекового русского монастыря, жизнь которого в значительной мере была скрыта от постороннего глаза. Думается, это обстоятельство и теперь затрудняет широкую характеристику культурной деятельности даже тех обителей, результаты которой налицо.
1 Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1895. Т. 1: Типика. Ч. 1.
2 См.: Казанский П. История православного русского монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Святой Троицы преподобным Сергием. М., 1855.
3 Пуцко В. Богослужебный и бытовой уклад средневекового русского монастыря // La vie quotidienne des moines et chanoines reguliers au Moyen Age et Temps modernes. Actes du Premier Colloque International du L. A. R. H. C. O. R., Wroclaw — Ksiaz, 30 novembre — 4 decembre 1994. Wrozlaw, 1995. C. 721 — 727.
4 Слюсарев В. Церкви и монастыри построенные в Киеве князьями, начиная с сыновей Ярослава до прекращения киевского великокняжения // Труды Киевской духовной академии. 12 892. Т. 33. Ч. 1. С. 104 — 154.
5 Обобщены в кн.: Раппопорт П. А. Русская архитектура X — XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982. (САИ. Вып. Е 1 — 47).
6 Там же. С.26−27(No35).
7 Там же. С.16−17(No18).
8 Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966.
9 Раппопорт П. А. Русская архитектура X — XIII вв. С. 23 — 25 (No 33). Подробнее см.: Холостенко М. В. Успенський собор Печерського монастиря // Стародавнiй Киiв. Киiв, 1975. С. 107 — 170.
10 Подробнее см.: Воронин Н. Н. К вопросу о начале ростово-суздальского летописания // Археографический ежегодник за 1964 год. М., 1965. С. 21 — 24.
11 Чаговец В. А. Жизнь и сочинения преподобного Феодосия. Киев, 1901; Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // Труды Отд. др.-рус. лит. 1947. Т. V. С. 159 — 184.
12 Богуславский С. Л. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора // Изв. Отд. рус. яз. и слов. АН. 1914. Т. XIX. Кн. 1. С. 131 — 186; Кн. 3. С. 153 — 191.
13 Супрасълски или Ретков сборник. София, 1982 — 1983. Т. 1 — 2.
14 Пуцко Н. Киевский художник XI века Алимпий Печерский. (По сказанию Поликарпа и данным археологических исследований) // Wiener slavistisches Jahrbuch. 1979. Bd. 25. С. 63 — 88.
15 Пуцко В. Некоторые эпизоды из Жития преподобного Феодосия Печерского // Старобългарска литература. 1990. Кн. 23 — 24. С. 57 — 62.
16 Карабинов И. А. «Наместная икона» древнего КиевоПечерского монастыря // Изв. Гос. академии материальной культуры. Л., 1927. Т. 5. С. 102 — 113; Пуцко В. Печерский ктиторский портрет // Зограф. Београд, 1982. Кн. 13. С. 42 — 48; он же. Печерська iкона Успiния Богородицi: легенда i дiйснiсть // Роддовiд. 1994. Ч. 9. С. 65 — 74.
17 Пуцко В. Г. Крест Марка Пещерника // СА. 1987. No 1. С. 217 — 229.
18 Поппэ А. В. О записи игумена Сильвестра // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 51 — 52.
19 Боровський Я. Е. «Похвальное слово» Мойсея, iгумена Видубицького монастиря // Лiтературна спадщина Киiвськоi Русi i украiнська лiтература XVI — XVIII ст. Киiв, 1981. С. 54 -58.
20 Раппопорт П. А. Русская архитектура X — XIII вв. С.45−46 (No 63).
21 Пуцко В. Новгородские фрески XII — XIII веков // Wandmalerei des Hochfeudalismus im europaischbyzantinischen Spannungsfeld (12. und 13. Jahrhundert). Halle, 1983. C. 192 — 195.
22 Янин В. Л. Новгородский скрипторий рубежа XI — XII вв. Лазарев монастырь // Археографический ежегодник за 1981 год. М., 1982. С. 52 — 63.
23 Пуцко В. Художественный декор Юрьевского евангелия // Ars Hungarica. 1979. No 1. С. 7 — 21. Илл. 112.
24 Выголенский сборник. М., 1977. См. рис. 1 — 29.
25 Ср.: Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — начала XV веков. М., 1980. С. 21.
26 Подробнее см.: Даркевич В. П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (X — XIV вв.). М., 1966. (САИ. Вып. Е 1 — 57).
27 О некоторых из них см.: Памятники архитектуры Московской области. М., 1975. Т. 1 — 2; Выголов В. П. Архитектура Московской Руси XV века. М., 1988; Подъяпольский С. С. К характеристике кирилловского зодчества XV-XVI веков//СА. 1966. No 2. С.75−95; он же. Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря (XV — XVI века) // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV — XVI вв. М., 1970. С. 437 — 457; Балдин В. И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. М., 1976.
28 См.: Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII — XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960; она же. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1926.
29 См. наприм.: Ведомость у обретающихся образов всякого звания привесов отобранных 722 году в Покровском девичем монастыре // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1908. Кн. X; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого монастыря. М., 1993; Описи Саввина Сторожевого монастыря XVII века. М., 1994.
30 Вздорнов Г. И. Книгописание и художественное оформление рукописей в московских и подмосковных монастырях до конца первой трети XV в. // Взаимодействие литературы и изобразительного искусства Древней Руси. М.; Л., 1966 (ТОДРЛ. Т. XXII). С. 119 — 143.
31 Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского // Памятники культуры. Новые открытия. 1974. М., 1975. С. 37 — 54.
32 Преподобный и богоносный отец наш Нил Сорский и Устав его о скитской жизни… М., 1991.
33 Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI — XVII веков. Л., 1977. См. также: Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991.
34 Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб., 1897, 1910. Т. 1 — 2.
35 См.: Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X — XII вв. СПб., 1913.
← Назад | Вперед →
Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Другое его название – Кириллов монастырь. Он раскинулся у Сиверского озера в Кириллове. Расцвет монастыря пришелся на 15-17 века, когда он был самым крупным и богатым в России. Его устав отличался особой строгостью. Он был одним из российских книжных центров.
Считается, что здесь царская чета вымолила наследника, который позже стал Иваном Грозным. После революции монастырь разорили, его настоятеля расстреляли. Все вывезли, а также забрали монастырскую библиотеку. Его могли бы разрушить и снести, если бы в 1924 году здесь не открылся музей-заповедник. До сих пор верующие пытаются возродить монастырскую жизнь в его стенах.
Монашество в России
На Руси монашество получило большую популярность и людскую любовь. Первый монастырь образовал в 1051 году Антоний Печерский в Киеве и получил название Киево-Печерской Лавры. В это время в Киеве строятся и другие монастыри: Димитриевский, Спасский Берестовский, Кловский Влахернский. Монастыри на карте страны стали появляться все чаще и чаще. Каждый правитель стремился в своем стольном граде основать монастырь.
Монастыри России становились не только местом уединенной молитвы для иноков, но и крупными образовательными центрами. В православные монастыри стекались христиане со всей страны за советом к опытным старцам, с просьбой о молитве и о материальной помощи. Много испытаний пришлось пережить православным святыням за долгие своего существования, но и в наши дни монастыри России возрождаются или возводятся на новых местах.
Действующие монастыри России – это излюбленные места паломничества православных христиан. Здесь можно уединиться от мирской суеты и набраться душевных сил, получить совет от опытных священников и потрудиться во Славу Божию.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев Посад, Московская область)
Введенская Оптина пустынь
Эта одна из самых старинных обителей расположилась рядом с городом Козельском. Согласно легенде ее основал раскаявшийся разбойник по имени Опта.
В 1821 году здесь появился скит, в нем поселились пустынники. К ним тянулись люди со всей России, пытаясь получить ответы на свои вопросы и исцеление. После гибели сына Ф.М. Достоевский пробыл в скиту 3 дня.
Монастырь прославился Оптинскими старцами, которые стали утешителями народа. После революции Оптина пустынь закрыли, здесь размещался и дом отдыха, и концлагерь, и госпиталь. В 1987 году ее вернули церкви.
Распорядок монахов
Центральным стержнем монашеской жизни служит церковное богослужение, которое, по слову свт. Василия Великого, есть «…напряженное, постоянное и неразвлеченное внимание к Тому, Кому служишь».
Монашеская жизнь включает в себя также:
- Выполнение различных послушаний — монастырских трудов.
- Социальное служение: забота о нищих, содержание домов милосердия, прочее.
- Просветительская инициатива: издание духовной литературы, реализация различных миссионерских проектов.
- Другие виды деятельности.
Время нахождения монаха вне церкви проводится в непрестанной внутренней молитве. Это то, чем он живет и дышит, заповедь «…непрестанно молитесь…» воспринимается и выполняется им буквально. Монахи — это такие христиане, которые насколько возможно оставляют земные дела для более полного и глубокого занятия молитвой, чтобы ее посредством соединиться с Богом.
Свято-Юрьев мужской монастырь
У реки Волхов, на окраине Великого Новгорода расположился Юрьев монастырь. Его основали в 1030 году, когда –то считался духовным центром всей Новгородской земли. После октябрьского переворота все ценности из монастыря вывезли, а после 1932 года в нем расположился инвалидный дом. Позже здесь жили люди, были размещены почта и другие учереждения. Лишь в 90-ые годы началось его возрождение.
Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Он расположился на острове Ладожского озера, со всех сторон окружен водой. Считается одним из самых красивых монастырей. Его называют Северным Афоном. На него не раз нападали и разоряли, но монахи никогда не брали в руки оружие и не защищались, предпочитая умереть.
Расцвет монастыря пришелся на XIX век. После революции он остался на территории Финляндии, благодаря чему смог устоять, но подвергался дискриминации со стороны финских властей. До 1940 года Валаам принадлежал Финляндии, но потом вновь отошел к России после русско-финской войны. Сейчас к нему стекаются паломники, которых привлекает не только история обители, но и красивейшие пейзажи.
Формы монашеской жизни
Монашество в том виде, в котором оно существует сейчас, сформировалось не сразу. Оно прошло через разные формы, наиболее приемлемые в тот или иной период.
Отшельники
Это особый вид монашеского делания, к которому приступают только те, кто прошел искус в общежительных обителях, получив необходимую духовную практику и опыт.
Для реализации особых аскетических подвигов и молитвы такой инок может получить благословение наместника на уединенную жизнь. Монах остается жить в послушании у игумена, но освобождается от монастырских трудов и несколько удаляется от всей братии. Современное отшельничество — это чаще всего затворничество в пределах обычного общежительного монастыря.
Скитская жизнь
В небольшом монашеском поселении, удаленном от основного монастыря, жизнь, как правило, течет по более строгому уставу. Здесь больше возможностей для уединения и делания особых подвигов воздержания. Немногочисленность братии и отсутствие паломников создают все условия для внутренней молитвы, созерцания.
Общежительная
Наиболее распространенная форма иноческого жития. Здесь формируются условия, максимально способствующие духовному преуспеянию.
В первую очередь это:
- свобода от материальных попечений;
- отказ от собственной воли;
- совместное жительство с ближними, благодаря чему отсекаются многие «острые» углы характера.
Формируется дух единения и евангельской любви между братьями. Одновременно с этим является беспрекословное послушание игумену (-ье). Кроме того, присутствует общее богослужение, трапеза, место проживания и имущество, а также пожизненное попечение о всех членах общины.