Определение
Христианская любовь является не просто обыденным чувством. Она представляет собой саму жизнь, пронизанную благородными делами, угодными Богу. Этот феномен представляет собой проявление высшей доброжелательности по отношению к каждой твари Божией. Человек, которому присущ подобный тип любви, способен демонстрировать эту благожелательность на уровне и внешнего поведения, и конкретных дел. Христианская любовь к ближнему – это прежде всего поступки, а не пустые слова.
Например, Игнатий Брянчанинов строгим образом предупреждает: если человек считает, что любит Всевышнего, однако в действительности в его душе живет неприятное расположение хотя бы к кому-нибудь, то он пребывает в самом что ни на есть горестном самообольщении. О наличии благодати здесь не может быть и речи. Сейчас можно говорить о том, что христианская любовь – это синоним доброжелательности или милосердия. О ее важности говорит и Иоанн Златоуст: «Если все милосердие на земле будет уничтожено, то все живое погибнет и будет истреблено». Действительно, если остатки милосердия на нашей планете будут уничтожены, то человечество разрушит самого себя посредством войн и ненависти.
Христос призывал любить ближнего и самого себя — это наибольшая заповедь и сущность христианства
С источником любви мы определились. Теперь о том, как же ей распоряжаться. Наибольшая заповедь Иисуса Христа звучит так:
(Иоан. 13:34)
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»
Ближний — это любой человек, который оказался рядом.
Здесь важно учесть пару моментов. Во-первых, любовь к ближнему — это любовь ко всем тем, кто рядом. Об этом Спаситель однозначно говорит в притче о добром самаритянине. Во-вторых, тут есть важный момент: человек, пребывающий в любви, направляет это чувство и на себя. То есть любовь должна быть уравновешена. Если этого нет, происходят два неприятных следствия:
- Податливость. Если мы любим ближних, но не любим себя.
- Эгоизм. Если мы любим себя, но не любим ближних.
В христианском понимании любовь — это абсолютное чувство. Бог в человеке должен всецело проявить свои чувства, а любит Он всякую тварь, а не избирательно.
Верно заметили те, кто сказал, что любить Бога или всё человечество в целом проще, чем своего ближнего. Абстрактное представление не наносит нам обид, не требует внимания, не капризничает. Поэтому в любви есть определённый подвиг. Но Он посилен каждому из нас. Есть такая фраза: «Господь терпел и нам велел». Её можно переиначить: «Возлюбил нас Бог, и тебе велел».
Говорят, святые видят Бога в человеке, а потому ко всему относятся с любовью. Быть может, это образ Всевышнего в каждом из нас кому-то поможет проявить любовь к окружающим. Как минимум, сказано, что все мы сотворены по образу Божьему, а значит, Его качества нам не чужды.
Первоначальный смысл слова
Интерес представляет и ранний смысл, которым наполнялось христианское слово «любовь». В те времена, когда был написан Новый завет, слово «любовь» обозначалось разными словами. Это «сторге», «филео», «эрос» и «агапэ». Данные слова являлись обозначениями для четырех видов любви. Слово «эрос» переводилось как «физическая любовь». «Сторге» означает любовь родителей к детям либо любовь между родственниками. «Филео» использовалось для обозначения нежных чувств между молодым человеком и девушкой. Но в качестве христианского слова «любовь» использовалось только «агапэ». Оно применяется для описания Божьей любви. Эта любовь, у которой нет границ, которая способна пожертвовать собой ради того человека, которым она дорожит.
Черты истинной любви
По своим главным чертам христианская любовь жертвенная, деятельная и бескорыстная.
Четыре глагола существует в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос)
,
φιλία (фили́я)
,
αγάπη (агапи)
.
Филия (φιλία) — любовь дружеская, эрос (ἔρως) — любовь-стремление (обычно понимаемая лишь как чувственная любовь); сторги (στοργή) —любовь в пределах семьи, рода, друзей, близких; агапи (ἀγάπη) — любовь духовная, любовь-уважение, доброе отношение (именно это слово было избрано Спасителем, чтобы наполнить его новым смыслом любви духовной).
С. Аверинцев (из статьи «Любовь»):«Разработанная терминология различных типов любви существовала в древнегреческом языке. Эрос – это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения. Филиа – это любовь-дружба, любовь-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. Сторгэ – это любовь-нежность, особенно семейная. Агапэ – жертвенная и снисходящая любовь “к ближнему”».
Господня любовь к человеку
Если человек любит искренне, его не может ранить или принизить тот факт, что ему не отвечают взаимностью. Ведь он любит не для того, чтобы получить что-то в ответ. Данная любовь несравненно выше остальных типов.
Господь возлюбил людей настолько сильно, что пожертвовал Собой. Именно любовь побудила Христа отдать жизнь за людей. Христианская любовь к ближнему выражается в том, чтобы быть готовыми отдать жизнь за братьев и сестер. Если человек любит своих ближних, однако не получает взаимности, это не может ранить его или обидеть. Их ответная реакция не имеет ровным счетом никакого значения, и она не способна угасить любовь-агапэ. Смысл христианской любви состоит в самопожертвовании, отречении от своих интересов. Агапэ представляет собой мощную силу, которая проявляет себя в действии. Это не пустое чувство, которое выражается только на словах.
Любовь между мужчиной и женщиной — это тоже светлое христианское чувство
Романтические чувства в среде религиозных фанатиков принято принижать и считать недостойными истинной духовности. Это странно, если учесть, что православие само проводит Таинство Венчания. Враги христианства, возможно, радуются неправде, которую распространяют, но первые же главы Библии опровергают их заблуждение. Ведь Бог создал Адама и Еву, Бог призывал Ноя взять каждой твари по паре.
А вот что говорит Священное Право:
(Еф. 5:25)
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее»
Если один человек всею душою любит другого, то это такое же проявление Божественного, которое никак не идёт в разрез с православным учением. Просто в иерархии христианских ценностей сперва идёт любовь к Богу, потом к ближнему (включая родных), а затем — романтика. Но в то же время супруг — это и есть ближний, просто не всегда уместно и нужно развивать дружеские христианские в семью. Но это уже дело отношений.
3 вида
любви можно выделить: к Богу, к ближнему, к возлюбленному
Нет никакого запрета на интимную жизнь или любование красотой супруга. Всё это приветствует Священное Писание:
(Песнь Песней 7:2–8)
«О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои — как два козленка, двойни серны; шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями. Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти»
Главное — правильно расставить приоритеты. В центре семьи должна быть любовь к Богу, а все поступки — из любви, как учит Библия.
Отличие от романтической любви
Высшая любовь, которая исходит от Бога, вовсе не представляет собой романтическое переживание или же влюбленность. Тем более речь не идет о половом влечении. В истинном смысле словом любовь можно назвать только христианскую любовь. Она является отражением божественного в людях. При этом святые отцы пишут и о том, что романтическое чувство, точно так же как и половое влечение, не чуждо человеческой природе. Ведь изначально Господь создал человека единым. Но грехопадение привело к тому, что природа человеческая претерпела искажение, извращение. И когда-то единое естество распалось на отдельно действующие составляющие – это ум, сердце и тело.
Некоторые христианские исследователи предполагают, что до того момента христианская любовь, романтическая, а также сфера физической близости были чертами одной и той же любви. Однако для того чтобы описывать поврежденного грехом человека, необходимо разделять эти термины. В христианском браке присутствует Божья гармония – в нем есть и духовное, и эмоциональное, и телесное.
Святой отец церкви Иоанн Златоуст учил, что в любви нет гнева и злобы
Божественная любовь может накидать, но ни в коем случае не карать. Это плохо вяжется с ветхозаветными рассказами о ревнивом и мстительном Боге. Для многих христиан, особенно гностиков это удобный повод подстегнуть ортодоксальных католиков и православных.
Но святой отец церкви Иоанн Златоуст рассуждал, что вся проблема заключается в том, что мы проецируем человеческие эмоции на Бога.
«Когда ты слышишь слова “ярость” и “гнев” в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».
С точки зрения Иоанна Златоуста, возлюбил нас Бог такими, какие мы есть. И любовь Бога к человеку не угасает, не превращается в гнев. А жуткие ветхозаветные события — это не кара Божья, а следствие нарушения человеком законов нашего мира. Если человек сунет пальцы в розетку, то виноват не электрик, который её сделал, а тот, кто неправильно её использовал.
Агапэ в семье
Христианская любовь позволяет воспитывать в себе настоящую ответственность, а также чувство долга. Только при наличии данных качеств оказывается возможным преодолеть многие трудности взаимоотношений между людьми. Семья – это среда, в которой личность может полностью проявиться как в положительном смысле, так и в отрицательном. Поэтому христианская любовь как основа семейной жизни – это не просто чувство к иллюзорному человеку, образ которого еще до заключения брака создает воображение или же и сам партнер (пуская в ход всевозможные актерские таланты).
Высшее чувство, любовь-агапэ, позволяет принимать другого в его истинном обличье. Семья представляет собой такой организм, в котором те личности, которые изначально были друг другу чужды, должны в конечном счете стать единым целым. Любовь в христианском понимании по своей сути противоположна расхожему мнению о существовании «вторых половинок». Напротив, в христианском браке люди не боятся смотреть в глаза своим недостаткам и прощать недостатки другого. В конечном счете это приводит к истинному пониманию.
Обыденный подвиг семейной жизни
Таинство, в котором Сам Бог благословляет мужчину и женщину, обычно называют венчанием. Нужно заметить, что слова «венчание» и «венец» являются однокоренными. Но в таком случае о каких венцах идет речь? Святые отцы подчеркивают: о венцах мученических. Требования Господа в отношении семейных обязанностей (например, запрет на развод) казались апостолам настолько тяжелыми, что некоторые из них в сердцах восклицали: если настолько строги обязанности человека по отношению к супруге, то лучше и не жениться вовсе. Однако христианский опыт показывает, что истинную радость могут принести не простые вещи, а те, ради которых стоит потрудиться.
Православная любовь направлена даже на врагов, она выражается в делах и не терпит плохих чувств
Священное Писание многое рассказывает нам о любви. Так, например, она должна быть у человека по отношению даже к врагам:
(Матф. 43:46)
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» .
Любовь православная — это не идея и не красивые слова, а только дела:
(1 Иоан.4:7)
«…станем любить не словом или языком, но делом и истиною»
Негативные эмоции не дают человеку чувствовать и проявлять истинную любовь
Человек любви не имеет, если в нём взяли власть негативные эмоции. Истинная любовь их истребляет:
(Коринф 13:4–7)
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» .
Временность мирского чувства
Обыденная мирская любовь крайне преходяща. Стоит только человеку отступиться от того идеала, который был создан в голове до заключения брака или даже начала отношений, как эта любовь превратится в ненависть и презрение. Это чувство имеет плотскую, человеческую природу. Оно мимолетно и быстро может превратиться в свою противоположность. Нередко в последние десятилетия люди расходятся по причине того, что «не сошлись характерами». За этими обыденными, казалось бы, словами стоит элементарное неумение решать трудности, неизбежно возникающие в любых взаимоотношениях. По сути, мирские люди не умеют ни прощать, ни жертвовать, ни говорить с другим человеком. Любовь – христианская добродетель, которая требует всего этого от человека. И простить или пожертвовать чем-либо на практике бывает крайне нелегко.
Христианская любовь — это сильное, возвышенное чувство
Христианская любовь никогда не ограничивала проявление чувств человека. Да, в церкви мы наблюдаем святых с серьёзными лицами, но должны понимать, что это лишь закон жанра. Вспомним, что Христос не избегал празднеств и наверняка был общительным, открытым человеком.
Любовь никогда не бывает без эмоций, а любовь к Богу, без сомнения, самое сильное эмоциональное переживания из доступных живому существу.
Всё, что мы делаем в своей жизни, можно делать во славу Его, с Его участием. Если пропустить через себя Божественную любовь, меняется не характер, а их мотив. И он, совершенно точно, приносит в душу счастье и умиротворение.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Библейские примеры
Человеческий ум, который по своей сути является бесстрастным, противопоставляется сердцу. В нем преимущественно кипят всевозможные страсти (не только в смысле греха, но и в виде эмоций, бурных чувств). Романтическая любовь представляет собой ту сферу, которая затрагивает именно сердце. И это богоданное чувство оказалось подвержено всевозможным искажениям. В Библии, к примеру, чувство между Захарией и Елисаветой наполнено искренностью и самоотверженностью. Они могут быть примером христианской любви. Взаимоотношения же Самсона и Далилы пропитаны коварством, манипуляциями. Очень распространен в последнее время второй вариант. Многие люди сейчас чувствуют себя глубоко несчастными. Они не могут устроить свою личную жизнь или хотя бы построить сколько-нибудь длительные отношения. При этом они без конца влюбляются, однако их состояние сродни болезни.
Основа христианства
Любовь представляет собой основу христианской жизни. Повседневный быт каждого последователя Христа наполнен этим великим даром. Про христианскую любовь пишет апостол Иоанн Богослов:
Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
Подобная любовь является даром Духа Святого. Это тот дар, без которого невозможна ни христианская жизнь, ни вера. Божественная любовь позволяет создать Церковь как единое существование людских душ по образу Нераздельной Троицы. Церковь, пишут святые отцы, представляет собой образ Троицы. Дар Господней любви позволяет создать внутреннюю сторону Церкви как мистического Тела Христа. Про христианскую любовь сказано многое. Обобщая, можно сказать: она является основой жизни не только христианина. Как духовная сущность, любовь также является и душой жизни всего сущего. Без любви ум мертв, и даже праведность внушает страх. Настоящая христианская праведность заключается в милости. Сострадание, милосердие и истинная любовь пронизывает все деяния Христа, начиная от Его Воплощения и до Крестной смерти.
Любовь истинная и ложная
Каждому человеку свойственно желание не замыкаться на самом себе, искать, находить что-то живое и общее с другими людьми. Душа начинает тосковать, если рядом нет того, с кем можно было бы поделиться. И вместе, как трудно найти того, кто понял бы тебя во всем до глубины души, хранил бы все твои тайны, и сам ничего от тебя не скрывал. Поэтому каждый человек хочет иметь друга. И не просто друга.
Кто скажет, откуда берется это удивительное чувство, вдруг охватывающее душу, поражающее сердце, заставляющее совсем по-особому, не как обычно, смотреть на человека противоположного пола? Это случается с каждым. Мы все рано или поздно влюбляемся. Такова созданная Богом природа человека — в нее вложена сила любви, которая подобна магниту — заставляет стремиться друг к другу в поиске глубинного единения как душой, так и телом.
Но что есть любовь?
Надо признать, что душа человека испорчена. Среда окружающего нас мира сполна предоставит жалкие образы, «эталоны» осуществления этого, чистого по Божественному предназначению, чувства души. Где мы найдем примеры «любви»? В многосерийных ли телефильмах, где главные герои из серии в серию выясняют отношения с «возлюбленными», меняют их как перчатки, внушая телезрителям мысль нормальности постоянных разводов? Или, может, в реальной практике свободных браков, где испытание друг друга вершится на общем ложе без каких-либо взаимных обязанностей? Греховная страсть лукава. Мы слишком многое понимаем в меру своей испорченности. И то, что дается от Бога для блага и жизни, мы слишком часто проводим через призму нечистого сердца. Разбитые судьбы, разводы, аборты — все изобличает потерю любви, ее отсутствие, незнание, что же есть любовь истинная.
Бывает часто так, что где-то молодой человек впервые видит такую девушку, черты лица и фигуры которой вдруг проникают горячим чувством его еще неопытное сердце. Образ увиденной надолго запечатлевается в сознании. Воображение насильно влечется к мечтам. Горячее чувство способно двигать юношу к рыцарским подвигам, способно вершить из него героя. Но есть вопрос для размышления: почему бывает, что человек, показавшийся сначала самым прекрасным в мире, при личном, более близком общении, вдруг теряет свою красоту; напротив, нередко человек с виду невзрачный, по мере общения и познания души его предстает взору все более и более красивым?
Истинная любовь не есть страсть!
Сколько людей преткнулось, нанесло глубокую рану сердцам своим, прельстившись внешней, телесной красотой, манерами поведения, либо «имиджем» человека. Поспешив определить свою брачную участь, сколько затем разочаровалось в выборе, вдруг обнаружило отсутствие в супруге красоты настоящей. Красота лица исчезла, стала привычной, приелась, взамен явилось внутреннее недопонимание друг друга. Крайне опасно доверяться своему слишком горячему, пылкому, безумному чувству к другому, ведь ярко вспыхнувший костер быстро и погаснет. Пылкая любовь, возбужденная красотой телесной и внешними манерами, подобна бенгальскому огню, который привлекает взор яркими искрами, он скоро гаснет, оставляя затем один дым.
Истинная любовь любит душу!
Пройдут годы, телесная красота станет увядать, со временем погаснет плотское влечение. Но если на нем основывались взаимоотношения любимых, то с прекращением страсти прекратится любовь. Истинная любовь обращена к душе, она вся — в глубочайшем понимании душ друг друга, и значит, во взаимной верности, в полном принятии скорбей и радостей любимого, как своих личных скорбей и радостей. Истинная любовь есть вполне объективное ощущение, что все, что есть в этом человеке — действительно «твое», это что-то очень родное и близкое твоему сердцу. И общение с этим человеком идет просто, естественно, без внутренней скованности, без лишних слов. Потому что есть какое-то родство, близость, сокровенность двух душ, искренно испросивших благословение Божие в Церкви. Их близость — не в плотском разгорячении, вовсе нет, но во взаимном сердечном тепле, в постоянном согревании душ друг друга. Посредством этого тепла, посредством зрения души другого красивым является и тело его, но…
Истинная любовь чужда дерзости!
Она благоговеет пред целомудрием любимого, видит в нем святыню и хранит ее, не позволит себе растлевать чистоту любимого. Блуд несовместим с истинной любовью. На самом деле, кто действительно любит, тот даже в мысли не допустит плотской страсти с другим. Так, каждый может проверить самого себя: любовь греет ли сердце его или же разжигает греховную плоть? Желание обладать другим человеком, желание насытить себя его красотой и девственностью показывает не любовь, а тайную гордость. Самолюбивый ищет удовлетворения лишь себя, своих низких, приземленных чувств. Он жаждет насытить понравившимся человеком преступную страсть, но как только насытится, вмиг охладевает и отвращается от мнимо любимого.
Истинная любовь есть жертвенность!
Она — вся во внимании к другому. Кто-то из древних святых заметил, что хотя небожителей намного больше, чем живущих на земле, однако на небе — у всех одна воля, а на земле — у каждого своя. Так вот любовь творит из двух воль одну, вдохновляя каждого отдавать свое ради другого. Здесь жертвовать собой не значит ущемлять себя, потому что у любящих жертвенность добровольная. Близка мать детям, близки друзья друг другу, но близость возлюбленных намного глубже: они — одна душа, их скорби и радости настолько взаимны, что здесь реально осуществляется слово Писания: «Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей; и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5—6).
Истинная любовь есть спокойное, ровное, тихое чувство. Оно мирно и несет мир. Здесь человек не раздирается помыслами ревности, не сторожит непрестанно «любимого», остерегаясь возможных соперников и обращая на них весь гнев. Истинная любовь верна и верит. Она не сковывает любимого, не закрепощает запретами общаться с кем-либо. Потому что истинная любовь свободна, она любит добровольно, жаждет встречной добровольной любви и верит в искренность любимого.
Но… признаем, не все бывает так ровно и гладко, как хотелось бы каждому. Ведь что есть жизнь наша? — Непредсказуемость. И на пути общения двух любящих друг друга лиц проходят определенные ступени взаимного познания. Бывает, вначале каждый настроен видеть в другом идеал красоты и всех совершенств, по мере же реального общения сталкивается с особенностями характера, с немощами любимого. И тогда, возможно, наступит не то чтобы разочарование, вовсе нет, любовь не допустит этого, но возможны некоторые огорчения, когда ты видишь, что любимый не во всем таков, каким хотелось бы видеть его. Этого не стоит бояться.
Прежде всего, задай вопрос самому себе, насколько ты сам соответствуешь идеалу, своим запросам о другом человеке. Открой глаза на свое несовершенство, на свою собственную немощность, а отсюда пойми и сострадай немощам другого!
На самом деле, когда оба любящих преодолеют в себе надуманные стереотипы образа другого человека, когда все недопонимания разрешатся в духе христианской любви и жертвенности, тогда реальный образ любимого предстанет намного красивее, намного лучше вымышленного.
Не делай из человека кумира!
И когда снимутся с ума мерки о другом человеке по прихотям своей испорченной природы, тогда окажется, что любимый в реальности как раз отражает все идеалы, соответствует всем сокровенным желаниям. Реальность выше вымысла, чище, лучше мечтаний. И зрение идеала, а лучше сказать, образа Божия в другом человеке, возможно лишь при чистоте своего собственного сердца. Потому что другой человек бывает настолько красив перед нами, насколько мы сами с добром и любовью относимся к нему. Так, один отечественный писатель заметил: мы любим людей за то добро, которое им делаем; и ненавидим их за то зло, которое им делаем.
Полюби человека таким, каков он есть на самом деле! Прими и пойми его. Будь христианином, пожертвуй собой! Если человека любят за что то, это несовершенная любовь. Истинная любовь приемлет человека таким, каков он есть в реальности, не взирая на его заслуги и достоинства, не взирая и на его недостатки. Потому-то любовь и несовместима с гордостью, что чистая, искренняя любовь объемлет ближнего, каким бы он ни был. А ложная любовь — самолюбие — довольна лишь теми, кто ублажает ее, кто льстит и заискивает перед ее самомнением. Думающий о себе как об обладателе великих достоинств никогда не поймет ближнего, никогда не почувствует скорби рядом стоящего человека, не порадуется его радости, тем более не снизойдет его недостаткам. Потому что истинная любовь есть сострадание и сорадование, а это возможно только в христианстве. И если в сердце нашем появляется хотя бы капля зависти при успехах ближнего, хоть сколько-то жесткости при его нуждах или раздражение при видении его немощей, значит, мы чужды любви.
Путь к любви истинной пролегает через внутренний труд над самим собой, через искоренение греховных страстей, которые все сводятся к самости и желанию чувственных удовольствий. Не ближнего нашего нужно изменять, чтобы он стал любим, а преображать необходимо самого себя. И истинная любовь вполне достижима. Она — дар Божий, который дается тем, кто способен принять его, отнимается, когда мы не храним дарованное. Но кто способен принять этот дар, кто сохранит его? Лишь тот, кто верен Источнику любви — Богу, хранит Его заповеди и остерегается всего Ему неугодного. Сердце человека, не любящего Бога, ни примет и созданного Им человека. Лишь христианин способен вместить ближнего в своем собственном сердце.
Отчего в мире царит недоверие, неискренность, обособленность всех от всех? Почему мы часто в общении с другими испытываем внутреннюю скованность? Человек замыкается на самом себе, не может открыть своего сердца другому. Он замкнут, потому что нет того, кто поймет его душу, и потому что часто в открытую душу плюют, ее попирают, как это случилось с сердцем любвеобильного Данко. Мы одиноки в мире, часто либо озлоблены, либо находимся на грани какой-то внутренней бездны оставленности, ощущаем отсутствие нужнейшей опоры в жизни. И любовь к другому человеку, которую вложил Господь в естество наше, и которая способна воссиять лишь в христианском сердце, выводит из состояния внутренней скованности. Чье сердце коснулось любви, тот не может быть замкнут. Сердце любящего болит о другом, и эта боль растопит холод бесчувствия, подаст вдохновение чего-то совершенно нового в жизни. Любовь обновляет и учит человека действительно жить, потому что истинная жизнь — не ради себя, а ради друг друга.
Любовь открывает нам значимость нашего ближнего, его величайшую ценность и важность для нас. Она постепенно возводит сердце к принятию и исполнению заповедей Христовых, которые все — в самопожертвовании, в соборности церковной жизни. И дай Бог каждому идти этим путем, храня в душе сокровище любви, первое проявление которой — к тому, кто тебе самый близкий.
oldarzamas.ru
Милосердие
Любовь как основа нравственности в христианской этике представляет собой движущую силу, которой управляются все поступки человека. Последователь Христа руководствуется в своих делах милосердием и нравственностью. Его дела продиктованы высшим чувством, а потому они не могут противоречить библейским канонам морали. Благодатная любовь делает людей соучастниками любви Божьей. Если обыденное чувство обращено только к тем, кто вызывает симпатию, то Божия любовь позволяет быть милосердными и к невыносимым людям. В этом чувстве нуждается каждый человек. Однако не все могут или желают его принимать.
Целостность явления
Милосердие само по себе не отменяет других естественных типов любви. Они могут даже принести добрый плод – однако только в том случае, если базируются на основе христианской любви. Любое проявление обычного чувства, в котором нет греха, может превратиться в проявление дара или же нужды. Что касается милосердия, то оно является самым тайным трудом. Человек не должен его намеренно замечать и подчеркивать. Святые отцы говорят: хорошо, когда родитель начинает играть с ребенком, который до этого ослушался. Это позволит показать чаду, что его простили. Но истинное милосердие позволяет таким образом настроить душу, что человек добровольно захочет начать игру.
Необходимо развивать в себе милосердие, которому свойственна нужда. Ведь в каждом человеке обязательно присутствует невыносимо отвратительная черта. И если у человека создается впечатление, что на земле можно прожить без христианской любви, коей является милосердие, то это означает, что он пока не приобщился к христианскому укладу.
Отечественный богослов К. Сильченков детально рассматривал основную заповедь христианства. Ее можно рассматривать в качестве одной из общечеловеческих этических моделей. Христос дал людям новую заповедь, а также пояснил ее новизну, показав Своим ученикам пример истинной любви. Именно этот высочайший образец говорит не только о заповеди как таковой, но и о нравственном идеале.
Любовь, согласно учению апостола Павла, представляет собой союз совершенства. Она представляет собой главную из добродетелей, а также является показателем принадлежности к последователям Христа. Нарушение закона любви – это развязывание войны, ссоры и конфликты, неискренность.
Как мужу и жене на практике осуществить такую христианскую взаимопомощь в деле спасения?
Прямым указанием на способ осуществления христианской любви в браке можно считать слова апостола Павла …Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (1 Гал 6:2). Эта фраза звучит в тексте Нового Завета не просто как некое благое пожелание, но как заповедь, не исполнив которую, человек не может считать себя христианином. И, конечно же, речь здесь идет не о помощи друг другу в переноске тяжестей. Святитель Феодорит Кирский так поясняет эти слова: «Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым».
Однако такое великодушное и участливое терпение недостатков друг друга вовсе не означает благодушного попустительства греху. Ведь если на твоих глазах любимый человек губит свою душу, развивая в себе какую-либо страсть, если он грешит день за днем, а ты не останавливаешь его, оправдывая себя апостольским словом о терпении тягот, тогда ты содействуешь не спасению его, а погибели.
Где берет начало агапэ
Во взаимной любви христиане получили от своего Учителя знак принадлежности к новому Царствию. Его невозможно осязать руками, однако он громко взывает к внутреннему чувству. При этом христианская любовь друг к другу представляет собой только лишь первое и необходимое условие для любви ко всем людям.
Во взаимной любви друг ко другу христиане должны черпать силы для милосердия по отношению к другим людям, во внешнем мире, где любовь представляет собой уже более сложное и необычное дело.
Подобно любому чувству в человеке, христианская любовь для своего всестороннего развития требует соответствующих благоприятных условий, специальной среды. Общество верных, в котором взаимоотношения построены на любви, и представляет собой такую среду. Находясь в подобной живительной среде, человек получает возможность не ограничиваться братской любовью. Он учится дарить ее каждому, к кому она может относиться, – именно такова христианская любовь. Тема эта очень обширна и многогранна. Но начинается «агапэ» именно с повседневности, с самых обыденных проявлений милосердия.
Любовь разумная
Фото: Flickr.com
Любить разумом – значит осознавать то, что объект любви, это именно то, что нужно человеку. Пусть сердце имеет свободу, душа -иные привязанности, но разум подсказывает: «Будь здесь, это то, что тебе нужно». Именно с такой любви начинают свой путь нововоцерковленные христиане. Они понимают — всё то, что называется любовью вне Церкви, не по заповедям Спасителя, вряд ли имеет какое-то отношение к спасению души, ощущению праведности и смысла жизни.
И, еще не имея в душе достаточно места для Бога, оставаясь занятыми на работе, в семье, такие люди уже делают первый шаг к постижению Бога как единственного объекта, который достоин истинной, целостной любви. Это не так плохо, как кажется – начать любить по расчету. Если не остановиться на этом этапе, а развиваться, самосовершенствуясь и приходя к пониманию духовной, а затем и сердечной любви, то это прекрасный путь. И прекрасный способ «отряхнуть прах со своих ног», то есть отказаться от грязи, которая налипла на душу в мирской жизни, заняться очищением и богообщением.
Философские исследования
Максом Шелером было подробным образом рассмотрено понятие о высшей божественной любви, в отличие от представления о ней в различных мировоззренческих системах, разработанных к началу XX века. Что касается христианской любви, то она отличается деятельностью. Начинается она в той точке, где заканчиваются требования восстановления справедливости на уровне действующего законодательства. Многие мыслители современности разделяют мнение о том, что проявления благодушия становятся излишними по мере возникновения все большего количества законных требований.
Однако данный взгляд идет вразрез с убеждениями христианской морали. Это наглядно иллюстрируется случаями передачи попечительства бедных из компетенции церкви к государственным структурам. Такие случаи также были описаны Шелером. Такие действия не связаны с идеей о жертвенности, христианского сострадания.
В подобных воззрениях игнорируется тот факт, что христианская любовь всегда обращается на ту часть человека, которая непосредственно связана с духовным, с участием в Царствии Небесном. Подобные взгляды привели к тому, что философ Фридрих Ницше решил отождествить христианскую мысль о любви с абсолютно отличной от нее идеей.