Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
В действительности далеко не всякие мощи нетленны. Конечно, нетленность тела является одним из критериев при сборе свидетельств для канонизации праведника. Однако этот критерий не основной.
Тем, впрочем, примечательнее факт нетленности мощей отдельных святых, как, например, святитель Спиридон Тримифунтский или преподобный Иов Почаевский. А таковых действительно немало. Однако ещё больше тех, чьи мощи нетленны лишь частично, а то и вовсе сохранились в виде отдельных костей. Как уже было сказано, нетление мощей не основной и не единственный признак святости человека. Поэтому святой остаётся святым независимо от того, в каком состоянии находится его тело после смерти.
Совершенно очевидно, что называть нетленными все мощи подряд, на основании того, что все они – святыня, неправильно и недопустимо. Собственно, все мощи Церковь нетленными не называет, да и не называла никогда. Безусловно, мощи любого святого являются святыми. Однако нетленными можно назвать только те мощи, которые с момента смерти святого не подверглись разложению. Расширительно и при желании это понятие можно применить ещё к тем мощам, которые сохранились нетленными частично, как, например, мощи преподобного Александра Свирского. Но не более того.
Предвосхищая вопрос: «Почему же происходит так, что тела одних святых полностью нетленны, а другие истлели до костей?» – объясню. Святость – это состояние, которое достигается посредством веры человека, его покаяния и жизни согласно Евангелию. Но, поскольку никакими человеческими усилиями святость недостижима, она всегда – дар Божий. И дар этот – исключительно личный. Иные же благодатные дары, в нашем сознании нередко сопряжённые со святостью, праведник получает уже не для себя. Известные нам по опыту общения с праведными людьми или хотя бы просто из книг прозорливость, старчество, дар исцеления и прочие дары даются святому ради тех, кому они могут принести пользу. Откройте жизнеописание любого из святых прошлого века, и вы увидите не один десяток свидетельств об исцелениях неизлечимо больных, чудесных предостережениях от поступков, чреватых трагическими последствиями, молитвенной помощи в безвыходных ситуациях. Ради всех таких свидетелей, участников, исцелённых, умудрённых, раскаявшихся и даются праведникам дары благодати. Нетление тела – явление похожего порядка. К нетленным мощам идут люди, возле них исцеляются, каются, обретают веру. В этой связи вполне понятна нетленность мощей, например, преподобных Киево-Печерских. Но представьте себе, что святой полжизни подвизался в пустыне, где и скончался. Или погиб во время массового истребления христиан где-то на ныне мусульманском Востоке, или сам завещал не воздавать себе посмертные почести и оставить тело где-нибудь в непроходимых дебрях. Или жил в такой местности, где почитания мощей не было как такового (а в период I–V веков таковые существовали). Есть ли смысл в том, чтобы тело такого святого не истлело? Кому и какую пользу это принесёт? А в чём прок нетленности ради нетленности, я, признаться, не знаю и сам.
Второй фактор, непосредственно и крайне негативно повлиявший на сохранность мощей многих святых, как ни странно, – ревность верующих людей. К мощам святых церковный люд всегда относился с благоговейным почтением. И на сохранности многих мощей это сказалось самым худшим образом. Их попросту разобрали по частицам. Тем более что в истории Церкви бывали и такие времена, когда интерес к мощам был буквально повальным. Можете представить себе, сколько целых, сохранившихся и, возможно, нетленных на тот момент мощей не сохранились до наших дней в целости только потому, что святой был известен и почитаем. Не подумайте, я не имею ничего против отделения от мощей частиц, тем более, в некоторых случаях это – необходимость. Без частиц мощей мучеников невозможно, например, ни престол освятить, ни антиминс для храма выдать. Но частицы частицам рознь. Если в наше время отношение к этому внимательное и благоговейное, то в VIII или XII веке едва ли кто отделял от мощей частицы по волоску. И снова-таки, если в нетленности тела святого есть ясный смысл, то какой смысл в нетленности отдельно взятой фаланги его пальца – непонятно.
На этом, полагаю, можно закончить. На том закончить, с чего начали. Да, далеко не все мощи нетленны, но, несмотря ни на что, любые останки святого – святые мощи. Отношение к святыне, как нам хорошо известно, должно быть почтительным и благоговейным независимо от того, что перед нами – нетленное тело в монументальной раке или маленькая косточка в мощевике на иконе.
«Антимощи» – тела нераскаявшихся
Мощи – это то, во что превращаются тела праведников и святых. Но бывают другие случаи – случаи появления «антимощей», которые Бог являет людям как урок и как пример того, как православному человеку поступать нельзя.
Случай явления «антимощей» описывает в своей книге «Янтарная глава» русский православный писатель Юрий Воробьевский. Много раз посещавший Святую гору Афон писатель рассказывает в книге о тайнах афонских костниц – хранилищах монашеских останков.
На Афоне не хоронят в землю, как это можно сделать в любом другом месте. Здесь под ногами – камень, скала, поэтому усопших монахов кладут в выдолбленные в камне могилы, а затем через три года могилы вскрывают и белые кости подвижников аккуратно переносят в костницы, где останки молитвенников ждут воскресения. Есть верная примета – если глава почившего монаха медово-янтарного цвета – значит, монах стал Святым. Известно, что ни останки святых, ни останки простых монахов не пахнут тлением. Подобное есть и в России – в Псково-Печерской Лавре, где тела монахов погребают в пещерах, и где все они ждут Второго пришествия Мессии и воскресения. Запаха тления в пещерах нет. Но иногда монахам бывают явлены «антимощи» – как урок и назидание.
Такой случай произошел в XIII веке при византийском императоре Михаиле Палеологе, когда произошла очередная попытка унии – объединения православной церкви и католицизма, которая затронула и Афон. Писатель указывает, что приход на Святую гору католиков всегда был сопряжен с насилием – там есть гора Виселичная, на которой католики вешали православных монахов, не соглашавшихся переходить к еретикам, а в болгарском монастыре Зограф есть икона, на которой католики сжигают башню с 26 болгарскими православными монахами. Есть и оставшаяся от старого монастыря Ксиропотам башня.
Согласно преданию, сохранившемуся на Афоне, в тот момент, когда в монастыре совместную службу вели католики и согласившиеся на это православные монахи, произошло великое землетрясение, и монастырь сполз в море. Присутствовавший при этом император Михаил едва не погиб.
Подобный случай совместно служения произошел и в Великой афонской Лавре Святого Афанасия, где три православных иеромонаха согласились на совместную молитву с католиками. Закончилось это плачевно: они умерли, не раскаявшись в своем грехе, были похоронены, а когда спустя три года могилы вскрыли, то оказалось, что тела сослуживших католикам иеромонахов представляют собой неразложившиеся смрадные, черные мумии. Монахов пытались перезахоронить еще на три года, «отмолить», но оказалось, что это невозможно — через несколько лет монахи сдались и отнесли «антимощи» в отдаленную пещерку, где они и стоят до сих пор.
В XXI веке один из любопытствовавших монахов решил посетить пещеру, но вышел оттуда наполовину седым. Как оказалось, у мумий сохранились даже выпученные глаза, волосы и ногти продолжали расти 700 лет, а в пещере до сих пор стоит смрад разложения. Но поседел монах не от этого, а от ощущения присутствия страшного зла, из-за чего бежал прочь из пещеры. Он рассказывал, что слышал рядом с «антимощами» голоса демонов, терзавших души вероотступников, и ощущал, что там течет «какая-то своя мертвая жизнь».
Рисунок с натуры ужасающих «антимощей» был впервые опубликован в греческой газете «Вестник Православия» монахом Северианом из заново отстроенного монастыря Ксиропотама. Это изображение появлялось в издании «Обоюдоострый меч» и в книге Коринфского епископа Каллиста.
В 1964 году видел антимощи иеромонах Гавриил, духовник Иверской келии Рождества Честного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ему их специально показал его духовный наставник старец Лавры Мелетий. Они находились в пещере в труднодоступном месте на отвесной скале и стояли, прислоненные к стене. Лица были угольно-черные, а волосы – совершенно седые. Иеромонах Гавриил не испытывал страха и осмотрел их « с тщанием», но после осмотра не мог есть несколько дней и надолго потерял сон. Богословы считают, что явление православным подобных «антимощей» должно стать наглядным уроком для тех, кто склоняется к еретическим учениям сам или склоняет к ним других людей.
Одна из самых почитаемых православных святых
Святая Матрона или как её больше любят называть — Матронушка. Она была бедной крестьянкой, к тому же слепой, но очень глубоко верующей. Когда она обращалась к Господу, по её молитве происходило множество чудес исцеления. Ещё при жизни к ней тянулись толпы людей. У неё, так же, проявлялся дар предсказывания.
Большую часть своей жизни Матрона провела сидя. Даже когда она была больной, до самой смерти не переставала принимать людей.
- Сегодня останки Матроны хранятся в Московском православном монастыре. Из-за этого территория монастыря никогда не бывает пустой. Люди постоянно съезжаются, со всех районов страны, собирая длиннющие очереди. Они хотят прикоснуться к святой Матроне и просить её о многочисленных нуждах.
- Посещение паломников разрешается в определённое время: с шести утра и до восьми вечера.
- Люди знают и верят, что Матрона поможет. К ней обращаются о заступничестве, решение проблем со здоровьем, в бизнесе, в личной жизни, в бесплодии. Также, просят, когда что-то пропало и нужно найти.
- Людей учат, как правильно молиться. Нужно начинать с определённых слов: «О, блаженная матерь Матрона » или «Святая праведная старица Матрона, проси Бога за нас»
- Ещё нужно знать, как прикладываться к телу Матроны. Чтобы выразить ей своё почтение, перед этим снимают верхнюю одежду, оставляют вещи, сумки. Затем нужно успокоиться и сосредоточиться на молитве, потом покреститься дважды, столько же поклониться и вот теперь губами прикладываются к раке. После этого, нужно опять покреститься и сделать поклоны. Кланяться нужно низко, пока рука не прикоснётся к земле.
- Люди в большом количестве несут живые букеты цветом, поэтому область вокруг раки, всегда утопает в цветах. Эти цветы не выбрасывают, а по одному раздают людям, остальные высушивают и хранят. Приносить можно розы, гвоздики, любых цветов, а вот сирень и хризантемы, только белые и ещё можно красные тюльпаны.
- Многие люди рассказывают о своих переживаниях, что когда подходят к Матроне и молятся, то сразу чувствуется есть ответ или нет. На душе приходит покой, значит, прошение принято или чувствуешь отторжение, значит, нет. Но каждый знает и верит — Матрона хочет помогать всем. И если возникло негативное чувство, нужно подумать, что, может, просьба не является нуждой. Может, это прошение греховное или назло.
- При жизни Матрона учила — «нужно доверяться Божьей воле, Господь всё устроит!»
Интересно, какое определение даёт википедия?
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Мо́щи (др.греч. λείψανα, лат. reliquiae) — останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Исторических церквях. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями.
Это определение, подтверждает, то о чём было написано выше и даёт полноту понимания.
Где и как хранят мощи святых?
Из-за обладания такими чудесными свойствами останков, их не хоронят.
Когда где-то находят останки праведника, их переносят в храм. При этом совершают целый обряд и это называется «обретение мощей». Дальше помещают в ящик, который называется «рака».
Иногда мощи выставляют напоказ, особенно на большие религиозные праздники, чтобы люди могли почтить их. В этом случае, делают особенный ящик из дорогих пород деревьев, драгоценных металлов, по форме напоминающий гроб. Он украшается красивыми тканями. Мощи должны быть в каждом православном храме. Так как богослужения можно проводить только там, где есть мощь. Это было введено в седьмом веке. Как будто служение происходит в присутствии святых. Для этого мощи могут разделять на частицы, чтобы хватало на все места богослужений. Люди верят, что неважно, целая это часть или частица, там одинаково присутствует божественная сила и благодать.
Почему мощи святых не тлеют?
Из истории можно прочитать множество случаев, когда находили тела усопших нетленными, но на самом деле, чаще всего это легенды, поверья и всё это носит манипулятивный характер. Именно по этой причине, церковью было принято решение, не считать нетление признаком святости, а лишь только чудеса.
Но всё-таки факты есть таких случаев. Учёные это объясняют по-разному. Иногда это происходило из-за особенного места захоронения, например, подвалы катакомб и благодаря природным условиям, тела действительно сохранялись. Но также множество случаев, когда учёные были поставлены в тупик и вынуждены были признать особенность останков святых. В сравнении с египетскими мумиями, которые были зловонны, останки святых, наоборот, благоухали, и учёные установили, что это не было связано с бальзамированием, тем более что, православной церковью не разрешалось бальзамировать. А было связано с изменением структуры организма. Ещё рассказывают, что каждый святой благоухает по-особенному!
Конечно, православные верующие всегда верили и будут верить, что всё-таки есть божественное вмешательство. В православном богословии это описано как знамение о будущем воскресении тел, обещанного верующим.
Ещё очень интересный факт про Афонских монахов. В их вере и традиции всё было как раз наоборот. Когда они хоронили своих братьев, после этого начинали за них молиться. Потом через время выкапывали труп и проверяли. Если тело не истлело, это считалось признаком греха, его опять закапывали и продолжали ещё больше молиться за умершего брата. Потом снова проверяли и так далее.