В том чудотворном месте, где находятся мощи Серафима Саровского, верующие прихожане обретают успокоение и надежду на благополучие. Останки преподобного совершают те же чудеса, что творил и сам святой еще при жизни. Сегодня православный человек может помолиться мощам Серафима в мужском Саровском монастыре, построенном в Нижегородской области.
Обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Краткая биография преподобного
Имя этого святого прославлено на всей территории православного мира. Он увидел свет в середине июля 1759 г. В Курске.
- В 1786 г. Серафим принял монашество и поклялся в вечной верности Всевышнему Отцу. Шесть лет он провел в ежедневных молитвах, часто забывая о сне и пище.
- Когда Серафиму исполнилось 39, его рукоположили в почетный сан иеромонаха. А через год он оставил обитель и уединенно молился Богу о спасении заблудших душ.
- В 1807 г. преподобный принял обет молчания, старался ни с кем не вступать в диалог. Такую аскезу он совершал десять лет, после чего возвратился из уединения в родной монастырь.
- Святой старец покинул бренный мир в 1833 г., находясь в молитвенной позе перед аналоем.
Читайте о святом:
- Праздник Серафима Саровского 1 августа
- Серафимо-Саровский монастырь в Воронежской области
- Икона преподобного Серафима Саровского
Мощи Серафима Саровского более недели простояли в храме, но не испустили и малейшего запаха гниения. После ритуала отпевания тело святого предали земле рядом с собором, оно находилось здесь 70 лет, до 1903 г.
На заметку! Преподобный наставлял: чем чаще причащаешься перед святыми образами, тем ближе становишься к спасению. Даже самый закоренелый в грехах человек постепенно избавится от тьмы невежества и искупит все пороки, если станет каждодневно молить Господа о даровании исцеления.
О подлинности мощей преподобного Серафима Саровского
Есть множество доказательств того, что мощи преподобного Серафима Саровского, вскрытые большевиками 17 декабря 1920 года, были тайно подменены до этого на останки другого саровского иеромонаха. И после закрытия мощей, состоявшегося 16 августа 1921 года, были снова положены в свой гроб. А мощи подмены, в том самом виде, в котором они лежали в раке преподобного, были возвращены на свое прежнее место.
И после пропажи, увезенных в 1927 году в Москву мощей батюшки Серафима, они были обнаружены сотрудниками Краснослободского ОГПУ и перевезены в Ленинградский музей религии и атеизма. Где были обретены в 1990 г. и перенесены в Дивеево в 1991 году как «подлинные» мощи Серафима Саровского.
Для наилучшего понимания событий всех тех лет приведем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:
«В 1920 году в городе Темникове (это ошибка, не в Темникове, а в Сарове – ред.) Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились…
Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито “Преподобне отче Серафиме”, а на другой — “Моли Бога о нас”. Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.
В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году.
Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского». («Московский церковный вестник», 1991г., №14(59)).
Но почему мы не можем признать их за подлинные мощи преподобного Серафима Саровского?
1. На мощах, находящихся в Дивеево, полностью отсутствуют следы дубильных веществ от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою. Свидетельство о чем имеется в воспоминаниях участника торжеств 1903 года протоиерея Димитрия Троицкого: «Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного — белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь — все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба». (Протоиерей Димитрий Троицкий. «Прославление преподобного Серафима Саровского». Библиотека прп. Серафима Саровского).
Если кто-нибудь из читателей видел этот цвет, то скажет, что он темно-коричневый.
Что подтверждает еще одно свидетельство из того времени: «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно темно-коричневую часть лба». (В.П.Шнейдер. «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников». Саровские торжества).
Этих следов на сегодняшних мощах нет и их цвет примерно в два раза светлее того, который имели мощи преподобного в 1903 году, что особенно четко видно по частичкам мощей в новых и дореволюционных мощевиках!
2. Доказательством их подмены служит и акт о закрытии мощей от 16 августа 1921 года, согласно которому цвет их стал «…темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Документы о вскрытии мощей).
То есть, только что извлеченные из могилы, они и в самом деле могли потемнеть на свету и свежем воздухе. Но как могут заметно потемнеть мощи имеющие цвет «корочки черного ржаного хлеба»?!
3. Доказательством их подмены является и «акт вскрытия останков Серафима Саровского от 17 декабря 1921 года», ясно показывающий, что торопившиеся с подменой саровские монахи явным-преявным образом перепутали расположение отдельных костей, которые при обретении подлинных мощей в 1903 году «были расположены в анатомическом порядке… Все кости были завернуты в монашеское одеяние… Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные — в перчаточки… Те и другие положены на своих местах…» (Письмо архимандрита Сергия Тихомирова от 18 июля 1903 года).
А теперь сравните их расположение с актом от 21 декабря 1920 года:
«Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека, то же самое и во второй руке. Развертывается вата кисти. В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей пястных четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке, причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки, в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля, в числе костей ступни имеется кость руки.(!)». (Архив МБ МССР. Д. 29. Л. 249 об.-250) (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Кощунство).
Это же настоящая чехарда с костями, совершенно недопустимая для мощей столь Великого Святого! Но, что интересно, ни те, что вскрывали их в 1920-м, ни те, что обретали их в 1990 году, ровным счетом так ни о чем и не догадались!
Между тем, как перепутать их в момент обретения в 1903 году не было никакой физической возможности, потому что согласно воспоминанием того же протоиерея Димитрия Троицкого: «Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением». (Библиотека прп. Серафима Саровского).
А вот перепутать их в случае отсутствия скрепляющих их покровов довольно легко. Потому что сложенные на животе кости кистей легко смешиваются не только между собой, но и с лежащими под ними позвонками.
4. Доказательством их подмены является и свидетельство о новом материале для мантии в том же акте от 1920 года: «Затем снимается золотая парчовая епитрахиль, для чего поднимается голова фигуры. Видна также фигура в черной мантии, сшитая из черной материи и совершенно новой. (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об ).
5. Доказательством подмены мощей является и то, что указанные выше остатки кожных покровов на мощах, лежащих сегодня в Дивеево, полностью отсутствуют!
Вот свидетельство об этом владыки Арсения, архиепископа Истринского, рассказанные им на радио Радонеж 24.07.2003 года: «Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага — в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство — но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки, каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного…
В 1990 году… мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой — такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов…»
…И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам – здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости!» (Библиотека прп. Серафима Саровского).
6. Доказательством их подмены является и определенный на глаз «небольшой» рост усопшего, в то время как рост преподобного Серафима (2 аршина и 8 вершков или 1м 78 см) был довольно высоким. Вот отрывок из того же акта: «Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека». (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об ).
7. Доказательством подмены служат и слова последней дивеевской матушки схимонахини Маргариты Лахтионовой, сказанные ею о том периоде времени: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»).
8. Доказательством подмены мощей служит и телефонограмма, обнаруженная в 2001 году в партийных архивах Мордовии, которая была посланна в Пензу в июле 1927 года начальником Краснослободского ОГПУ Матвеевым: «Настоящим сообщаю: что подлинные останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд».
То есть, через три месяца после увоза в Москву и пропажи по дороге туда мощей преподобного обнаружились и другие, но уже «подлинные останки Серафима Саровского»!
Вот одно из свидетельств исчезновения мощей преподобного Серафима монахини Серафимы (Булгаковой): «Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»).
9. Но самым явным-преявным доказательством подмены мощей, не требующим проведения каких-либо криминалистических или генетических экспертиз, является полное отсутствие следов прижизненных травм, четко зафиксированных при обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Вот свидетельство об этом архимандрита Сергия (Тихомирова) от 18 июля 1903 года: «На одной реберной кости следы того, что она была когда-то сломана и снова срослась. То же самое и на одной кости ножной».
Этих следов (костных мозолей) на останках лежащих сегодня в дивеевской раке нет!
https://diveevo-tsarskoe.info
Месторасположение и помощь останков
Святой лично предсказал нахождение его останков. Он добавил, что христианская община утратит их.
В первой половине XX века все святые мощи вскрывались во времена большевистских гонений на религию. Множество останков предали поруганию, поэтому священство прятало их в своих квартирах. Мощам Серафима Саровского удалось избежать плачевной участи. В благоприятное время их разместили в московском Страстном храме.
Знаменитая келья 1867 года постройки, в которой провел последние мгновения жизни преподобный старец, вошла в состав храма Пресвятой Троицы. В этой монашеской обители хранятся личные вещи Серафима Саровского: мантия, суконная шапочка, крест, лестовки из кожи, Евангелие, часть камня и скамейка.
Рака с мощами Серафима Саровского. Дивеевская обитель
Что можно привести из Серафимо-Дивеевского монастыря
На территории монастыря много сувенирных лавочек и маленьких магазинов. Эксклюзивным сувениром считаются сухарики батюшки Серафима, освященные в его казанке. Стоят недорого – 35-45 рублей, имеются в продаже во всех лавках. Они изготавливаются в монастыре. Кстати, очень вкусные и хрустящие.
В подарок верующим можно приобрести красивые платки для посещения церквей, которые освящены на мощах. Продают землю и травку со Святой Канавки, а также освященное масло. Для верующих это очень дорогие святыни.
В лавках можно купить церковную утварь, магнитики, книги, иконы и освященные наборы восковых свечей для домашнего использования. Для своей мамы я приобрела маленькие сувениры – магнитик, сухарики и освященные свечи.
Дивеевский женский монастырь: фото сувениров
Как добраться
Сегодня мощи святого Серафима располагаются на территории Саровского монастыря, находящемуся в Нижегородской области. Часть останков преподобного хранится в церкви Георгия Победоносца и внутри Спасо-Преображенской обители.
Мощную энергетику святых мощей православный подвижник ощутит в монастыре, в котором похоронили преподобного старца.
Множество людей утверждает, что настоящее исцеление приходит только здесь, в Дивеево. Добраться сюда из Москвы можно за шесть часов, если использовать личный транспорт. Часто на место погребения собираются православные паломники, которые берут с собою всех желающих.
Дивеевский женский монастырь: инфраструктура
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен в большом красивом селе Дивеево, где хорошо развита инфраструктура. Здесь всегда можно найти жилье на любой вкус и на любое время.
Доступен общественный транспорт и организовано хорошее питание. В селе есть магазины, аптека, больница, многочисленные кафе и ресторанчики, столовая, отделение Сбербанка.
Приезжающие паломники часто кушают в православной монастырской трапезной. Еда там постная и не отличается разнообразием. Прибыв на место, можно снять недорогую комнату у местных жителей. Цена за ночь составляет 400-500 рублей с человека, а то и меньше.
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Дивеевский женский монастырь – это особый мир. У входа в него расположен Паломнический центр. Располагаться в нем на ночлег или проживание возможно при наличии документа, подтверждающего личность, – паспорта или водительских прав.
Расписание Дивеевского женского монастыря можно увидеть у входа. Уже с 5 часов утра он открыт для посещений и до самого позднего вечера. В 23:00 его ворота закрываются на ночь.
Все паломники знают, как нужно правильно себя вести в Святой обители. Ну а тем, кто приезжает на экскурсию, необходимо усвоить, что сквернословие, курение и алкогольные напитки здесь строго под запретом.
В монастыре чувствуется спокойствие и какая-то молитвенная тишина. При этом вокруг толпы людей. Вести себя следует тихо, чтобы не нарушать монастырский уклад жизни.
Из видео вы узнаете все про Дивеевский женский монастырь
Советы путешественникам
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь требует соблюдения правил посещения богоугодных святых мест. Хочу дать несколько советов для тех, кто соберется туда съездить.
- Съёмка запрещена внутри храмов и соборов. На территории монастыря фотографировать можно.
- С парковкой нет проблем. Для автомобилистов-паломников и туристов она расположена прямо на территории монастыря и совершенно бесплатна.
- Женщины и даже маленькие девочки обязательно внутри соборов и храмов должны находиться в длинных юбках и с покрытой головой.
- Прикладываться к мощам святых нужно правильно – губами и лбом, затем обязателен поклон.
- В святых источниках для купания нужно полотенце, а женщинам ещё и нательная сорочка. Если не взяли из дома, то можно купить рядом в лавках.
Сделайте вашу поездку к святому месту радостью для Вашей души. Не стоит забывать о главной цели путешествия, не нужно суетиться и вести пустые разговоры, стараться не осуждать ближнего и, возможно, Бог позволит исполнить ваши сокровенные желания.
Выводы
Время, проведённое в Дивеево, стоит посвятить покаянию за совершенные грехи, насладиться красотой храмов, заглянуть внутрь своей души и ответить себе на многие вопросы. Можно не спеша подумать о своей жизни и решить, как можно многое улучшить в ней и что-то исправить.
Поездка в Серафимо-Дивеевский монастырь была интересной и насыщенной, она надолго останется в моей памяти. Хочется обязательно вернуться сюда летом, чтобы искупаться в Святых источниках, так как в этот раз на улице было очень холодно, и я не смогла окунуться в ледяную воду источника.
К местам моих путешествий по России прибавилось еще одно – Дивеевский женский монастырь, где я смогла почувствовать благодать Святого места и многое про себя понять.
Напишите, пожалуйста, понравилось ли вам мое повествование, была ли статья интересной и познавательной, не захотелось ли Вам посетить Дивеево? Буду рада услышать Ваше мнение в комментариях. С искренним уважением к Вам, автор онлайн-дневника, Ольга