Описание и история иконы Сошествие Христа во ад, тексты молитв


Сюжет и значение

Таинство Пасхи священно и непостижимо, поэтому непосредственно Вознесение Господа иконописцы не изображают. Пасхальная иконография косвенно указывает на главное событие праздника с помощью предшествующих сюжетов из Евангелия. Одним из пасхальных образов является икона «Сошествие во ад». Образ символизирует пророчество об обретении праведными душами бессмертия, неоднократно упоминаемое в Старом Завете.

В основе сюжета лежат апокрифические, святоотеческие и богослужебные произведения:

  • «Евангелие Никодима» II века;
  • «Слово якорное», составленное святителем Епифанием Кипрским в VI веке;
  • проповеди Евсевия, епископа Александрийского, датированные V-VI веками.

Икона XII века изображает выход из Преисподней Иисуса и Адама. Христос спускается во Тьму, держа в руке крест, и выводит прародителя.

Позднее авторы развили сюжет. На псковской иконе XV века у разбитых врат преисподней стоит Христос, справа от него — Адам. За спиной прародителя изображены фигуры царей Соломона, Давида, других правителей и пророков, упоминаемых в Ветхом Завете. Слева изображена Ева. Прародительница в раскаянии преклонила колени перед Спасителем. За ней следуют ветхозаветные жены. Вверху изображен Иоанн Предтеча.

Редко на иконах о сошествии Христа в ад встречаются три праведные жены, стоящие вокруг Евы. Одна из праведниц протягивает к Спасителю руку. Он тянет руку в ответ, призывая выйти из сумрака преисподней.

На православных иконах XVI века появляются ангелы в красных одеяниях, поверженный ими Сатана и праведники в белом, восстающие из гробов. Художники VII века усложнили икону «Сошествие во ад» сериями клейм, соответствующих главным поминальным дням и праздникам. В центре помещали сложное изображение схождения.

Пример развернутой иконографии — Муромская икона. Кроме ключевых фигур Иисуса, Адама, Евы и Иоанна Предтечи, на среднике присутствуют изображение рая, шествующие к нему праведники, благоразумный разбойник, беседующий с праотцом Енохом и пророком Илией. Вверху витают два ангела со свитками в руках.

Древние иконы с усложненным сюжетом и большим количеством фигур служат образцами для написания храмовых образов и церковных росписей.

Зал 4. Дионисий и московская школа иконописи XVI века

Н.Г.Порфиридов. Древнерусское искусство (из книги «Государственный Русский музей»)

Укрепление русского государства в XVI в., расширение его границ, рост и общение городов, оживление торговых и политических связей с зарубежными странами — все это способствовало хозяйственному и культурному прогрессу страны. Рос интерес к познанию мира, нашедший отражение и в искусстве. Однако наряду с приближением к жизни, с некоторым расширением тематики, появлением бытовых подробностей и целых жанровых сцен, иногда даже отражением в иконописи передовых общественно-критических идей, в ней усиливалась и церковно-догматическая, отвлеченно-богословская сторона, задерживавшая развитие искусства. Прогрессивные тенденции в искусстве были связаны с идеологией демократических слоев общества, чье влияние во всех областях русской жизни в это время заметно усилилось.

Крупнейшим художником, почти столь же прославленным, как Рублев, был Дионисий (ок. 1440 — между 1502-1508), Московская школа, представителем которой он являлся, тогда уже приобрела общерусское значение.

Дионисий. Икона «Архангел Гавриил» Из Ферапонтова монастыря. Около 1500 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Творчество Дионисия во многом отличается от искусства Андрея Рублева. Его образы не имеют такой глубокой внутренней содержательности, его святые утонченнее, изящно е рублевских, но, вместе с тем, и однообразнее их. Для искусства Дионисия характерна не столько философская глубина замыслов, сколько тяготение к идеализированной красивости и внешней сюжетной занимательности. Отсюда большая, чем у Рублева, многофигурность сцен и сложность композиции. Самое главное, что связывается с представлением о живописи Дионисия, это проявившаяся в ней жизнерадостность мироощущения, полное отсутствие оттенка аскетической церковности. Искусство Дионисия светлое и радостное. Внешним выражением этих свойств явилась необыкновенная красочность произведений, сложная, тонко продуманная и мастерски разработанная палитра красок.

Дионисий. Икона «Григорий Богослов» Из Ферапонтова монастыря. Около 1500 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Таковы принадлежащие самому Дионисию и его ближайшим помощникам две «чиновые» иконы «Архангел Гавриил»

и
«Григорий Богослов»
, происходящие из Ферапонтова монастыря, где Дионисий с сыновьями около 1500 г. исполнил большие живописные работы, в том числе знаменитую стенную роспись собора Рождества богородицы.


Мастерская Дионисия. Икона «Сошествие во ад» 1503 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Икона «Сошествие в ад»

, написанная для того же монастыря, обладает всеми достоинствами, присущими кисти этого мастера: ей свойственны изящные, стройные фигуры удлиненных пропорций, с небольшими головами, маленькими кистями рук и ступнями, несравненный «дионисиевский» колорит. Икона восхищает необыкновенным богатством и разнообразием красок — голубых, розовых, золотисто-желтых, бледно-зеленых, фиолетовых, в тончайшем сочетании. Вместе с тем, сопоставляя это произведение с односюжетными иконами XIV в., легко заметить, насколько развился в творчестве художников XVI столетия интерес к повествовательности, и рассказу, влекущий за собой многофигурность композиций, усложненность их разными подробностями и символикой. Былая простота и непосредственность (как, например, в иконах новгородских мастеров) сменились многословием, театральностью, зрелищной красотой, рассчитанными. с одной стороны, на любование иконой, с другой — на «чтение» ее.


Икона «Кирилл Белозерский в житии» Конец XV — начало XVI века Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

Чрезвычайна близка творчеству Дионисия икона «Кирилл Белозерский» (на стенде у окна), изображающая основателя знаменитого крупнейшего и богатейшего северорусского монастыря. Подлинный портретный облик Кирилла сохранен иконой, написанной его современником Дионисием Глушицким и находящейся в Третьяковской галерее. На ней изображен простой кряжистый, видимо деловой, старичок. Икона Русского музея представляет Кирилла в виде высокого, стройного старца-инока, благообразного, с ласковым и мудрым лицом. Этот идеализированный и опоэтизированный в духе творчества Дионисия портрет отличается изысканно-тонкой живописью, построенной на сочетании коричневого, зеленого и оливкового тонов.

На большой иконе «Кирилл Белозерский в житии»

(конец XV — начало XVI в.) тот же святой представлен в окружении сцен, рисующих отдельные эпизоды его жизни. Тип икон «в житии» или «в деяниях» давал особенный простор художникам, склонным к повествовательности. В двадцати маленьких, по сравнению с центральной фигурой, картинках (клеймах), весьма живо скомпонованных, много конкретного содержания и бытовых подробностей: рождение и крещение Кирилла, пострижение его в монахи, основание монастыря, «чудеса» Кирилла и даже враждебные действия крестьян против монастыря, захватившего их земли.

Стремление к изображению окружающего мира, конечно в рамках церковных сюжетов, характерно для искусства XVI в. Получают большое распространение такие темы икон, как «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь», «Всякое дыхание да хвалит господа» и т. п. На иконе «О тебе радуется»

в центре очень стройной, сложной композиции, в сине-голубом сиянии помещено изображение богоматери с младенцем. Вверху небо в виде голубой дуги, охватывающей «горний», т. е. небесный, мир, с райскими деревьями и хорами ангелов. Внизу — земля, на ней люди и «всякая тварь», т. е. всякое творение, все живое. В теме иконы отразилась попытка с помощью средневековой церковно-философской символики представить вселенную.

В несколько иной по композиции иконе «Всякое дыхание»

воплощена та же тема. Здесь художник изображает как бы слитый в пантеистическом мироощущении весь мир: человечество — в лице царей, бояр, простых людей, мужчин и женщин, молодых и старых, и всех других обитателей земли — ведомых и неведомых ему животных: коней, коров, медведей, зайцев, слонов, верблюдов, ехидн, всякие растения и цветы, даже небесные светила-солнце, луну, звезды.

Обращение художников к морально-бытовым темам не всегда носило спокойный, созерцательный характер. Основой произведений изобразительного искусства становились литературно-назидательные сочинения, имевшие форму «притчей», иносказаний. Такого рода своеобразной изобразительной «публицистикой», по существу, были, например, замечательные иконы-притчи: «Видение Евлогия», «Лествица», «Притча о слепце и хромце»

, составлявшие части единой сюиты, полностью до нас не дошедшей. Эти «иллюстрации» к назидательным историям-видениям очень наглядно и впечатляюще бичевали жадность, распущенные нравы, нарушение благочестивых обетов в среде духовенства и монашества. В обстановке кипучей и напряженной общественной жизни страны в XVI в., острой борьбы горожан и крестьян за свои права, борьбы прогрессивной общественной мысли против притязаний монашества на владение землей и людьми, отклики искусства на такие злободневные вопросы были весьма актуальны. По чисто художественным достоинствам иконы принадлежат к лучшим образцам живописи XVI в.

Кроме названных, в зале выставлены еще некоторые иконы XVI в., расширяющие понятие о московской школе, к которой они относятся — «Покров», «Андрей Юродивый в житии»

и другие.

Читайте далее: Русский музей. Зал 4. Региональные центры живописи и иконы XVII века

Православные изображения спуска Христа в ад

С X века образ «Сошествие во ад» прочно укоренился в русской православной живописи и вошел в состав пасхальных икон. Древние образцы хранятся в Государственном Эрмитаже, Музее Московского Кремля, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее.

Сюжет вышивали на праздничном архиерейском одеянии. Среди икон и элементов настенной росписи наиболее известны четыре древнерусских памятника.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

Росписи на стенах киевского собора частично утратили первоначальный вид. Художники реставрировали фрески без четкого представления о расположении деталей. Фигуры Адама и Иисуса, а также левая часть изображения, переписаны маслом. В целом, фреска отображает основные особенности иконографии:

  • Иисус ступает по разрушенным адским вратам;
  • правой рукой Спаситель поддерживает Адама, поднимающегося из преисподней;
  • в левой руке Христа изображен крест.

Фигуры пророков Исайи и Симеона, предположительно, дописаны слева во время реставрации. Советский искусствовед В. Н. Лазарев предполагал, что изначально рядом с Адамом были изображены только Ева и фигура праведника.

В правой части фрагмента росписи изображены библейские цари Давид и Соломон, восстающие из саркофага. Они предсказывали приход Христа, и повторили предсказание во время пребывания в преисподней. Рядом с царями изображен Иоанн Предтеча. Он указывает на Иисуса в знак подтверждения своего предсказания о явлении Спасителя в аду.

Иконография софийской фрески близка к сюжету иконы XII века из Эрмитажа. Роспись преисполнена торжественности, особенно подчеркнутой в написании Иисуса Христа.

Прохор с Городца

Икона находится в Благовещенском соборе Московского Кремля и относится к концу XIV века. Автора считают учителем прославленного московского иконописца Андрея Рублева.

О жизни Прохора известно мало. Историки предполагают, что он был родом из волжского города Городец. Характерные особенности его иконописи — резкие переходы от тени к свету. В целом, художник придерживался стилей византийской и греческой иконописных школ.

Прохор участвовал в росписи стен Благовещенского собора и, предположительно, написал иконы для первого иконостаса. Изображения были утрачены из-за перестройки собора и пожара 1547 года. Иконы, которые стоят сейчас на иконостасе, выполнены в технике Прохора с Городца, поэтому его называют автором.

Русский мастер лаконично изобразил схождение:

  • под ногами Иисуса — разлом адских врат и черная бездна;
  • слева на коленях стоит Адам;
  • Спаситель и прародитель тянут друг к другу руки;
  • справа преклонила колени и тоже тянет руки Ева в красном одеянии;
  • на заднем плане выстроились библейские пророки и цари.

Иисус сделал шаг и чуть склонился к Адаму. Облик Спасителя выражает милосердие и прощение. Адам преисполнен раскаяния и благоговения.

Андрей Рублев

Икона из Троице-Сергиевой лавры напоминает работу учителя московского иконописца, Прохора из Городца.

Особенности «Сошествия во ад» Андрея Рублева:

  • Христос протягивает руки к Адаму и Еве, стоящим в правой части иконы;
  • Ева изображена стоя, а Адам — коленопреклоненным.

Андрей Рублев немного изменил композицию. На иконе Прохора фигура Адама расположена традиционно справа от Христа, в левой части изображения. Также традиционным считается фронтальное изображение спасителя.

На иконе Андрея Рублева Иисус Христос обращен в левую сторону, спиной к царю Соломону. Библейский царь указывает на Спасителя Давиду. Соломон торжествует — его пророчество сбылось.

Дионисий

Последователь иконописной традиции Андрея Рублева изобразил сошествие Христа в ад в цикле росписей на стенах храма Рождества Богородицы Феропонтова монастыря. Полный цикл иллюстрирует акафист Пресвятой Богородицы.

Фреска соответствует 12 кондаку и дословно передает его смысл: Спаситель пришел к праведным душам в преисподнюю и разорвал рукописание, желая дать Благодать Божию.

В исполнении Дионисия Иисус стоит на перекрещенных обломках врат преисподней. По обе стороны от Спасителя преклонили колени Адам и Ева. Христос держит их за руки. Позади прародителей стоят пророки и цари. Внизу под вратами изображены во тьме два ангела и поверженный ими Сатана, а также праведники в белых одеждах.

5-й дневник о Русском музее.

Отражения окон и люстр — блики — в Михайловском дворце не позволяли мне заснять интересное так, как хотелось бы. Древние иконы в стекле, конечно, сохраняются в нужном им режиме, но даже рассмотреть их не так просто. А режим обязательно нужен, и охрана, и осмотры. Многим из нас, конечно, хотелось бы, чтобы иконы были в храмах, но время и условия содержания могут безжалостно ответить на подобный эгоизм. Сохранить сокровища для потомков — это и для верующих важно, и советские атеисты этим тоже жили. Что Богу не помеха — любят или не любят его люди, так и иконе без разницы, где пребывать — от этого её святость нисколько не уменьшается.

Помню, долго стоял я в московской «Третьяковке» перед иконой Рублёва «Сошествие во ад». А как иначе? Это же САМ Рублёв! И вот передо мной другая икона с тем же названием. Что-то есть общее, а есть и различия. Запомнилось что стиль Рублёва — как бы рубленный, что ли. Строгий. Чёткий. Лаконичный. А икона из мастерской Дионисия (из Ферапонтиева монастыря), которого считают продолжателем Рублёва и даже учеником называют — она мягче, линии не такие острые, и деталей, как мне показалось (могу ошибиться), больше. Мастерская Дионисия — это примерно 1500 год. Это — сам Дионисий и два его сына. Иконы и фрески — их «амплуа».

Сцена пребывания Христа в аду не описана ни в одном из четырёх Евангелий. Это вполне объяснимо. Марк, Матфей, Лука и Иоанн писали только то, о чём они знали. Описывали то, что видели. Записывали воспоминания свидетелей. Откуда было им знать о том, что Иисус побывал в аду и вывел оттуда праведников и уверовавших? Да, потом они ещё увидят Христа, но встреча эта будет недолгой, не достаточной для того, чтобы Он им рассказал подробности. Поэтому лишь Пётр в послании мельком говорит про то, что Спаситель был в аду. Этого свидетельства апостола Петра достаточно для того, чтобы увидеть и убедиться, что сбылись многие ветхозаветные пророчества.

Однако тема сошествия во ад широко распространена в православном учении. На что же она опирается? На рекомендацию Церкви знать апокрифическое «Евангелие от Никодима». Кстати, от фарисея.)

На иконе Иисус в золотом облачении выводит с собой наших прародителей — Адама и Еву. Множество народа пойдут следом — цари и нищие, пророки и предвестники… На иконе они уже выше ада, но пока ещё в очереди. Присмотритесь на тех что слева и справа от Иисуса. Посмотрите и на тех, кто мается в чёрной бездне. Ведь не все вышли оттуда, далеко не все. Многим томиться там до Второго Пришествия, тогда и выйдут все.

Ангел и архангел связали сатану. Связали, но не победили. Враг человеческий жив пока ещё, хоть и меньше стала его сила. Придёт время, и будет окончательная над дьяволом победа. Будет, но надо подождать. Будет, потому что мы в это верим. А верим мы потому, что через Иоанна Господь так сказал. Словам Божьим как можно не верить?

Много страстей ведут в ад. Иконописец перечисляет их: смерть, горесть, отчаяние, ненависть, спадение, скверность, неразумие, кривость, вражда, величание, скорбь. Это далеко не весь перечень, в иных источниках больше. Кстати, не нашёл я восьми из православной аскетики: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Похожи по смыслу страсти, да не совершенно.

У католиков несколько иной перечень, но тоже интересно: гордыня, скупость, зависть, гнев, похоть, обжорство, лень или уныние

Широка дорога и велики ворота в ад.

Но побеждают эти страсти ангелы в голубых одеждах (их много вокруг Христа) красными копьями. У ангелов в руках державы с перечислением добродетелей: счастье, восстание, любовь, истина, радость, мудрость, смирение, сладость, разум, живот, чистота.

Спорный перечень? А чего вы хотите? 1500-й год всё же. Как знали, так и говорили. Католики вот тоже перечисляют добродетели:

  • Благоразумие (лат. Prudentia)
  • Мужество (лат. Fortitudo)
  • Справедливость (лат. Justitia)
  • Умеренность (лат. Temperantia)
  • Усердие (лат. Industria)
  • Терпение (лат. Patientia)
  • Доброта (лат. Humanitas)
  • Смирение (лат. Humilitas)
  • Вера (лат. Fides)
  • Надежда (лат. Spes)
  • Любовь (лат. Caritas)

Мне такая последовательность-очерёдность показалась странной. А вам? Ну вот как вера, надежда и любовь могут завершать список? Как?! У православных нет других благодетелей, кроме ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Все остальные — всего лишь составляют эти три главные. Однако у католиков, например, та же справедливость вполне может быть без отдельно выделенных веры, надежды, любви. Разве такое возможно? Скорее, что я не понимаю этого.

Об этом же чётко и конкретно сказано в Новом Завете, в Первом послании к Коринфянам: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Я чётко и наверняка знаю, что Вера, Надежда и Любовь — эти три вполне могут заменить весь перечень, нанесённый кистью Дионисия на эту икону. Однако же…

Однако я понял, что повод ещё раз сходить в Русский музей у меня есть. Хочу внимательнее посмотреть, какая из добродетелей (по мнению иконописца) какую страсть пронзает. Жаль, что не додумался до такого сразу, а репродукция иконы для ответа на мой вопрос не слишком достаточно качества.

Скачать икону: ссылка

Буду рад, если кто из авешников напишет предположения, какая добродетель с иконы какой из пороков пронзает копьём.

Православные молитвы

Праздник схождения Иисуса в ад отмечают в Великую Субботу. В церквях проходят праздничные службы. Накануне Пасхального Воскресения вспоминают песнопения, возвещающие о схождении Христа в преисподнюю. Священнослужители читают стихиры Иоанна Дамаскина и пророчество Ионы, сгинувшего в чреве кита и вновь вышедшего наружу.

Для келейного прославления Воскресения Спасителя предназначены молитва и тропарь.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Иконы «Сошествия во ад» («Анастасис») и «Воскресение»

История праздника Два иконографических образца, связанных с темой Воскресения Христова, «Сошествие во ад» и «Воскресение», являются иллюстрациями двух следующих друг за другом величайших событий евангельской истории. Первый образ изображает событие, происшедшее во второй день пребывания Христа во гробе и воспоминаемое Церковью за богослужением Великой субботы, а вторая икона уже непосредственно изображает само торжество Воскресения.

Сошествие Христа во ад является одним из наиболее таинственных эпизодов новозаветной истории, имеющим неоднозначные толкования в современном христианском богословии. Суть данного события заключается в том, что после распятия Иисус Христос спустился во ад, сокрушив его врата, и, после евангельской проповеди в преисподней, освободил заключенные там души послушавших Его.

В раннехристианской письменности таинство сошествия Христа во ад нашло отражение, прежде всего, в апостольских посланиях и деяниях (1), а также во многих апокрифических источниках (2). В самом Евангелии единственным упоминанием о рассматриваемом событии являются слова Христа, обращенные к ученикам: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф. 12:40).

В современном богословии существуют две различные точки зрения на такой принципиальный момент рассматриваемого события, как вопрос о том кого именно Христос вывел из ада, в чем прослеживается православная и католическая традиции толкования сошествия во ад. Православное вероучение считает, что за Христом последовали все заключенные во аде праведники во главе с Адамом, а затем и прочие люди, откликнувшиеся на Его евангельскую проповедь. Традиционная католическая догматика, напротив, настаивает на том, что Христос после Своей смерти на кресте сходил во ад исключительно для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников (3). Следует отметить, что подобное мнение достаточно широко распространено и среди православных христиан, хотя такой подход далек от древнего восточно-христианского понимания (4).

Сошествие Христа во ад для богословов, поэтов и мистиков Восточной Церкви остается прежде всего тайной, о которой ничего нельзя сказать определенно и окончательно. Именно поэтому данной теме уделено сравнительно мало внимания в богословских трактатах, но она занимает исключительное по значимости место в литургических текстах (5).

За событием сошествия во ад последовало Воскресение Христово, произошедшее рано утром в первый день недели. Согласно Евангелию, торжество Христова Воскресения сопровождалось великим землетрясением. Камень от дверей гроба Господня был отвален Ангелом, вид которого был, как молния, а одежды белы, как снег. Воины, стоявшие на страже и охранявшие гроб, дабы никто из учеников не украл тело Христа, в страхе разбежались. О событии Воскресения Христова повествуют все четыре канонических Евангелия (Мф. 28, 1-15; Мк. 16, 1-14; Лк. 24, 1-48; Ин. 20, 1-31), поскольку таинство это является смыслом и основой нашей веры, по словам апостола: «Если Христос не воскрес, тщетно наше проповедание, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15, 14).

Установление праздника

Упоминания о событии сошествия Христа во ад встречается у греческих авторов II-III веков, таких как Поликарп Смирнский, Игнатий Богоносец, Иустин Философ, Мелитон Сардийский, Ипполит Римский, Ириней Лионский (6), Климент Александрийский (7) и Ориген (8). Следует отметить, что все крупные писатели следующего за ними «золотого века святоотеческой письменности» (IV в.) тем или иным образом касались темы сошествия Христа во ад, раскрывая ее, прежде всего, в контексте учения об искуплении (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).

Служба Великой субботы, на которой вспоминается событие Сошествия Христа во ад, сохранила ряд характерных черт раннехристианского богослужения: литургические особенности празднования этого дня прослеживаются еще в памятнике письменности IV века, называемом «Паломничество Эгерии».

«Праздник праздников» и «Торжество торжеств» светлое Христово Воскресение (Пасха) получил свое начало еще во времена апостолов. В послании к филиппийцам современника апостолов Игнатия Богоносца есть упоминание о празднике Пасхи как обыкновенном в его время. В нем же он дает указание о запрещении празднования его вместе с иудеями. Сохранились свидетельства, что первоначально Воскресение Христово отмечалось еженедельно, и только со II века его празднование приобретает характер ежегодного события.

Само пасхальное богослужение складывалось уже в последующие века христианства, а его прекрасное увенчание — вдохновенный пасхальный канон, поемый на утрени, был составлен в VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным.

Духовный смысл праздника

Помимо того, что учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии, осмысливаемое как последняя ступень кенозиса (умаления), которое совершил ради нас Господь, оно имеет также несомненное вневременное, универсальное значение. Плоды данного события распространяются не только на тех, кто на момент сошествия Христа во ад находился там, но и на последующие поколения людей.

Достаточно часто в песнопениях Октоиха встречается отождествление всей Церкви или, еще шире, всего человечества с теми, на кого в свое время распространилось спасительное дело Христа в момент Его сошествия во ад. В частности, когда говорится о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама, то имя праотца здесь означает не конкретную личность, а символ всего падшего человечества: «Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриарха воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея» (воскресный кондак 3 гласа).

Иконография

В православной иконописной традиции произошло своеобразное смешение названий различных иконографических типов, которые условно можно назвать «Анастасис» (греч. «Aνάστασις»), «Сошествие во ад» (лат. «Descensus ad inferos») и «Воскресение Христово» (наиболее поздний иконописный извод образа Воскресения).

Иконография образа «Анастасис» сложилась к Х веку (9). В XI веке данный извод обретает свою законченную форму в ряде византийских мозаик (мозаики монастырей Осиос Лукас (начало XI в.), Неа Мони на Хиосе (1042-1056 гг.), Дафни (конец XI в.), мозаики собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг.). В центре названных мозаичных изображений представлен Христос с большим крестом в руке, стоящий на перекрещенных створках ада (или персонификации дьявола в виде языческого божка в оковах). Свободной рукой он изводит из гроба Адама, за которым стоит праматерь Ева. В рассматриваемых мозаиках обязательно присутствуют изображения царей Давида и Соломона. В некоторых случаях (например, мозаики Дафни) представляется более расширенная группа праотцев, возглавляемая Иоанном Предтечей.

В XI веке в западноевропейском искусстве (в миниатюре, фреске, памятниках прикладного искусства) возникает изображение «Descensus ad inferos» (Сошествие во ад), созданное именно как образ нисхождения Христа во ад. На всех этих изображениях Христос идет навстречу чудовищу и протягивает руку людям, находящимся у чудовища в пасти.

В последующие века в древнерусском искусстве под влиянием западноевропейских образцов произошло образование особой иконографии нисхождения Христа во ад, в общих чертах напоминающей изводы «Анастасис», но отличающейся от них более расширенным изображением ада и подчеркиванием самого момента нисхождения Христа. Данной иконографии позднее и было присвоено название «Сошествие во ад».

Существуют различные изводы данного образа с одинаковым смысловым содержанием. В зависимости от расположения фигуры Христа по отношению к Адаму исследователи условно выделяют три основных композиционных варианта этого образа.

В первых двух вариантах, в которых сказывается влияние римских триумфальных изображений, фигура Христа повернута навстречу к прародителям или от них. В третьем композиционном варианте, появившемся позднее, фигуры Адама и Евы расположены по обе стороны от Христа, а Господь протягивает им руки. Именно этот последний извод по своей композиционной структуре более всего напоминает образ Преображения Господня, чем подчеркивается момент обоженья человека. Христос словно притягивает Адама и Еву к Себе, вовлекая их внутрь мандорлы, чем зрительно выражена мысль о преображении человеческого естества, ставшем возможным после Воскресения Христова.

Кроме Адама и Евы, на образах «Сошествия во ад» обязательно присутствуют царь Давид и царь Соломон, а также Иоанн Предтеча, первый новозаветный пророк, благовествовавший о Христе в аду. Извод с фронтальным изображением Христа имеет также изображение креста, поддерживаемого ангелами в верхней части композиции, что также вносит в идейное содержание образа и эсхатологический момент.

Еще одной главной идеей, заложенной в данном образе «Сошествия во ад» является мысль о переходе из ада в рай, что символизируется ярким контрастом черной бездны внизу и золотого сияния вверху. Кроме того, в некоторых позднейших вариантах данного извода, появившихся в XV в., в бездне под ногами Христа изображается пророк Моисей, выводящий группу праведников из ада. В святоотеческой литературе переход Моисея через Черное море осмысливается как уход от рабства греху к благодатной жизни в земле обетованной.

Исследователями отмечалась и такая уникальная особенность образов «Сошествия во ад», как стремительное движение Христа, Который в один и тот же момент и нисходит во ад, и взлетает из него, увлекая за собой освобожденных праотцев. Данное впечатление передано противопоставлением движения складок гиматия Христа, взвившихся будто при стремительном падении, и безудержным порывом вверх самой фигуры Спасителя. Такая, казалось бы, незначительная особенность композиционного построения несет огромный смысловой подтекст. Она передает мысль об уже наступающем Воскресении Христовом, происшедшим вслед за Его нисхождением в адские глубины.

Наконец, позднейшим образом, посвященным Воскресению Христову, является изображение самого выхода Спасителя из гроба. На данных образах, появившихся в западноевропейском искусстве в XIV в., Христос представлен со знаменем в руке стоящим на воздухе над открытым гробом, около которого находятся два воина. В древнерусском искусстве данный образ известен с XVII века, где он чаще всего входит в состав сложных композиций Воскресения, в которых в нижней части представлено «Сошествие во ад», а в верхней — «Исшествие из гроба».

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ // и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8

Аще и во гроб снизошел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу, / и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: радуйтесь! / и Твоим апостолом мир даруяй, // падшим подаяй воскресение.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради во ад сшедшаго, // и с собою вся воскресившего.

Молитва

О Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый, преславный и спасительный день святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь на земли радуется и веселится, и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет в мрачныя души и сердца наша и просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, якоже новая тварь о Тебе. И тако просвещении Тобой изыдем священоснии во сретение Твое, исходящу Тебе из гроба яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев, зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы красного паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный Свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания

1. В частности, особенно ясное указание на событие сошествия Спасителя во ад содержится в посланиях апостола Петра: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. III:19-20).«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. IV:6).

2. Намного подробнее, чем в текстах, вошедших в Новый завет, тема сошествия Христа во ад раскрывается в раннехристианских апокрифах, таких как «Вознесение Исаии», «Завет Ашера», «Завещания двенадцати патриархов», «Евангелие Петра», «Послание апостолов», «Пастырь» Ерма, «Вопрошания Варфоломея» (или «Евангелие Варфоломея»). Наиболее развернутое повествование о представляет собой текст «Евангелия Никодима», в котором содержится весь комплекс идей и образов, использовавшихся в христианской литературе последующих столетий для изображения сошествия Христа во ад. Согласно Никодиму, Христос не просто сходит в адские бездны, Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры. Все эти образы призваны иллюстрировать основную идею: Христос сходит во ад не как очередная жертва смерти, но как Победитель смерти и ада, перед Которым силы зла оказываются бессильны. Именно такое понимание будет характерно для памятников литургической поэзии, посвященных данной теме, а также для восточнохристианской святоотеческой литературы.

3. В толковании на Апостольский Символ веры Катехизис Католической Церкви говорит: «Часто встречающиеся в Новом Завете утверждения, что Иисус «воскрес из мертвых» подразумевают, что, прежде чем воскреснуть, Он побывал там, где пребывают мертвые… Иисус сошел в ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали».

В богослужении латинского обряда тема сошествия Христа в ад используется в пасхальный период. В гимне провозглашения Пасхи, который завершает Литургию Света, первую часть богослужения навечерия Пасхи, поётся: Это ночь, когда разрушив узы смерти, Христос от ада взошёл победителем (из чина мессы пасхального периода).

4. Учение о том, что Христос, сойдя во ад, «часть вывел, а часть оставил», не встречается ни у ранних латинских, ни у восточнохристианских авторов. Как в греческой, так и в латинской патристике говорилось либо о том, что Христос вывел из ада всех, либо что Он вывел некоторых (праведников, святых, патриархов и пророков, «избранных», Адама и Еву и т.д.), но при этом не уточнялось, кого Он не вывел из ада. В самом деле, Если бы Христос спас только тех, кому спасение принадлежало по праву, это было бы не актом милосердия, а только лишь исполнением долга.

В богослужебных текстах, посвященных данному событию, говорится о том, что победа Христа над адом означала «истощание» ада, то есть, что после сошествия туда Христа ад оказался пуст, так как в нем не осталось ни одного мертвеца. Таким образом, авторы литургических текстов воспринимали сошествие Христа во ад как событие универсального характера, имевшее значение для всех без исключения людей.

5. Особенно часто тема сошествия во ад Христа Спасителя встречается в текстах Октоиха, содержащего песнопения седмичных и воскресных служб, где она является одной из центральных. Эта тема в Октоихе переплетена с темами крестной смерти Спасителя и Его воскресения, чем проводится мысль о победе Христа над адом, смертью и диаволом, об «упразднении» державы диавола и об избавлении людей от власти смерти и ада силой Воскресшего из мертвых.

6. Сочинения «Доказательство апостольской проповеди» и «Против ересей». В нем свт. Ириней говорит о том, что сошествие Христа во ад «было для спасения умерших».

7. Сочинение «Строматы», в котором свт. Климент выражает уверенность в том, что проповедь Христа была адресована всем, кто, находясь в аду, был способен уверовать в Него.

8. В одной из книг «Против Цельса» Ориген пишет, что когда душа Христа освободилась от тела, то он обратил свою проповедь «к тем душам, которые освободились от тела, чтобы и из них привести к вере в Себя те души, которые сами желали [этого обращения], а равным образом и те, на которые Он Сам обратил Свои взоры по основаниям, одному только Ему известным».

9. Древнейшим из известных в наше время памятников иконографического типа «Анастасис» является горельеф одной из колонн кивория в соборе святого Марка в Венеции (VI в.). К ранним примерам изображения этого типа также относятся, например, миниатюры Хлудовской псалтыри IX века.

10. Подобные изображения представлены на фресках храма в Грейт Тью (1290 г., Оксфордшир, Англия), датских церквах в Киркерупе (1350 г.), Хьембэке (1475 г.), Эструплунде (1542 г.). Список может быть дополнен произведениями известных западноевропейских средневековых художников, такими как клеймо « Маэсты» Дуччо, полотна Джотто, Себастьяно дель Пьомбо, Якопо Беллини, Фра Беато Анджелико. Следует отметить, что в западном искусствознании по отношению к данным произведениям обычно употребляется термин «Христос в лимбе» (Christ in Limbo), который точно обозначает конкретный круг ада, куда спустился Иисус. На этих полотнах Иисус либо склоняется над провалом в земле, либо (в ранних произведениях, а также средневековых миниатюрах), ад изображен в виде пасти гигантского левиафана, наполненной людьми.

https://www.portal-slovo.ru/art/46407.php

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]