Икона «Распятие Иисуса Христа»: описание, история, значение, молитвы

В иконописи существует большое количество сильно воздействующих на эмоции и восприятие верующих образов. Одним из них является икона «Распятие Иисуса Христа», фото которой не сложно увидеть в любой православной галерее, а сам образ – практически в каждом храме.

Сюжеты иконописных образов возникали на заре становления христианства не случайно. Иконы исполняли миссию просвещения, в буквальном смысле были иллюстрациями, объясняющими религиозные сюжеты. Повествовали вновь обращенным о важных событиях и основных вехах становления христианства. Этим и продиктовано появление большинства сюжетов в иконописи, разумеется, за исключением простого изображения святых, хотя и оно нередко сопровождалось миниатюрами, разъясняющими их деяния.

Как выглядит образ?

То, как выглядит икона Христа Спасителя «Распятие», не однозначно, образ пишется по-разному. Авторы используют различные художественные приемы, которые, безусловно, имеют свой смысл.

Первое, чем отличаются образы – фон. Одни авторы используют темные, мрачные тона, другие прописывают распятие на золотом. Темный фон одновременно подчеркивает трагизм произошедшего и передает действительные события, ведь при распятии Иисуса померкло солнце.

Золотой фон используется иконописцами чаще. Этот оттенок является символом торжества, самого акта спасения человечества через жертву Иисуса. Символизирует он и величие подвига Спасителя во имя людей, его победу над смертью. Победа Иисуса символично выражается и еще в одной детали – черепе в земле, прописанном в основании распятия.

Кроме Христа, на иконе изображаются и другие персонажи, дополняющие ее сюжетную линию. Их количество тоже не остается постоянным. На каждом образе канонически присутствует лишь Богоматерь, остальные фигуры и их число меняются. Различны и размеры изображенных. Разница в размере передает их статус, значение и важность.

Кого еще изображают на иконе?

Икона «Распятие Господа нашего Иисуса Христа» неизменно содержит в своем сюжете фигуру Богородицы. Как правило, Богоматерь изображается иконописцами по правую руку от Иисуса.

Кроме Богоматери сюжет образа нередко дополняют фигуры:

  • Иоанна Богослова;
  • разбойников, взятых Иисусом на небо;
  • римских солдат.

Часто в верхней части образа изображаются небесные силы в виде ангелов. В сложных иконописных работах, наполненных деталями, позади распятия прописываются скалы, символизирующие случившееся при казни землетрясение. На настенных фресках сюжет нередко дополняют выписанные в верхней части по краям символические солнце и земля.

Сложность исполнения и наполненность деталями характерны для старых образов, несших просветительскую миссию. В конце средних веков икона Иисуса Христа «Распятие» деталями уже не перегружается, акцент делается на центральной фигуре, то есть на самом главном событии, о котором повествует сюжет образа.

Тексты молитв перед иконой распятия Христа

Молитвенные обращения должны идти от сердца, освобожденного от зависти, злобы, ненависти.

Иисусу Распятому

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу, приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения, яко человек, понести, да всем нам во всяких печалях, нуждах и озлоблениих состраждущий Помощник и Спаситель будеши. Вем, всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, Крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам Тебе, человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго; не вем, душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, благоутробне Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся пречистым Страстем Твоим и, вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой святый, да причащаяся зде с верою страданиям Твоим, сподоблюся видети и славу Царствия Твоего на небеси! Аминь.

Кресту Господню

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом насопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Иисусу Христу распятому

Глас 1-й Спа си, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Как со временем менялось изображение Господа?

Сюжет распятия – один из ключевых в христианстве. Соответственно и иконописные изображения на эту тему возникли одними из первых. Конечно же, икона Иисуса Христа «Распятие» с течением столетий менялась внешне не только в том, сколько деталей и персонажей было на ней изображено. Изменялся и сам образ Спасителя. Иконописцы ранних школ и Средневековья прописывали Господа по-разному.

До конца IX века и начала Х столетия икона Иисуса Христа «Распятие» хоть и исполнялась преимущественно в мрачных тонах, сам Господь выглядел на образе живым и торжествующим. Ладони были раскрыты, а руки распахнуты так, словно Иисус пытался обнять каждого приближающегося к иконе. После Х столетия икона Иисуса Христа «Распятие» меняется, Господа все чаще изображают умершим, со свернутыми или поникшими ладонями. Такая трактовка символизирует величие подвига Господа, акт его искупительной гибели, важность ее.

История иконы

История создания иконы «Распятие Христа» связана с распространением известного евангельского сюжета. Особенно это было важно в те времена, когда основная часть населения оставалась неграмотной, и соответственно не имела возможности прочитать Евангелие, но икона, повествующая о распятии, давала возможность совершенно любому человеку узнать о жизни, смерти и воскрешении Иисуса Христа.


Икона «Распятие Господне»

Уместным будет вспомнить о том, что в те давние времена казнью через распятие наказывали лишь самых страшных преступников. Такой тип казни был достаточно распространенным и крест, на котором принимали смерть преступники, не имел какого-либо символического значения, а воспринимался как часть казни, в качестве ее орудия.

Распятие Иисуса Христа — одна из часто повторяющихся тем не только в иконописи, но и в живописи в целом. У разных художников, в определенный момент жизни, в совершенно разной, порою даже иносказательной форме появляется этот расхожий сюжет. Так, «страсти Христовы» встречаются в творчестве таких известных художников, как Виктор Васнецов, Василий Верещагин, Эль Греко, Франсиско Гойя и другие. Конечно, иконописные изображения в отличие от живописи, канонизированы и освящены, поэтому помимо смысловой нагрузки несут в себе особый, невидимый свет, помогающий человеку, обратившемуся к святому лику Христа, справиться с разного рода трудностями.

Читайте о Христе:

  • Крестные страдания Иисуса Христа
  • Смерть Иисуса Христа
  • Какой национальности был Иисус Христос

В чем значение иконы?

Господу верующие молятся обо всем, с каждой своей горестью и бедой идут к образам Иисуса. Но не каждый образ имеет то же значение, что икона с изображением акта распятия.

Этот образ не только неизменно впечатляет верующих, воздействует на их эмоции. Икона является своего рода кратким Евангелием, ведь она повествует о далеких событиях, легших в основу христианской веры. Это своеобразный «ликбез» для тех, кто тяготеет к Господу, но не имеет знаний о христианстве. То есть образ распятия крайне важен в наши дни, ведь десятилетия отсутствия духовности в России, годы, проведенные без преувеличения в идолопоклонничестве, называемом партийностью, практически лишили людей базовых, фундаментальных знаний основ христианства. Прихожане не всегда понимают даже то, кто именно изображен на какой-либо иконе, а фрески зачастую и вовсе воспринимают лишь как своеобразный вариант оформления церковных стен.

Соответственно, значение образа в современных храмах аналогично тому, каким оно было столетия назад. Икона выполняет просветительскую миссию и, разумеется, укрепляет веру прихожан, воздействуя на их эмоциональное восприятие, впечатляя. По этой причине образ – один из первых, которые видят верующие, входя в восстановленные или же пребывающие на реконструкции, вновь открытые храмы.

ИКОНОГРАФИЯ РАСПЯТИЯ

В XIV — начале XV веков нашла широкое распространение схема, в которой Крест с распятым Христом утвержден на невысоком Голгофском холме с пещерой, в которой изображен череп Адама. Фоном для изображения Креста обычно выступали невысокие стены Иерусалима. По бокам от Креста изображались: слева — Богоматерь, справа — Иоанн Богослов. Смотрите, например, икону конца XIV века из собрания ЦМиАР. Дополнительно в композицию могли вводиться следующие детали:

Святые жены, окружающие Богоматерь Сотник Лонгин рядом с Иоанном Богословом — его изображение связано с евангельскими текстами, согласно которым он свидетельствовал о Христе: «… воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54; Мк. 15:39; Лк. 23:47). Аллегорические изображения отлетающей Ветхозаветной и подлетающей Новозаветной церквей в виде небольших женских фигур, сопровождаемых ангелами. При этом Новозаветная церковь часто изображается собирающей в чашу кровь, истекающую из ребер Христа (эта деталь наиболее типична для византийских икон).

Все рассмотренные детали видны на иконе Дионисия из Павло-Обнорского монастыря.

Ил. 1. Эль Греко. Распятие. 1588 г.

До недавнего времени бытовало мнение, что образ Распятия не встречался в христианском искусстве, пока существовала крестная казнь[1]. И только якобы с V века, когда цивилизованное человечество окончательно оставило ее в прошлом и воспоминания о ней стали преданием, тогда и появляются первые изображения страданий Христа, причем сначала весьма условные, как бы намеками, а не в виде реальных сцен. Однако не так давно в местечке Ирунья Велея на севере Испании был обнаружен глиняный осколок с изображением Распятия, предположительно датируемый III веком от Р.Х.[2]. А вскоре последовала еще более удивительная находка – на Святой Земле, о которой поспешила сообщить пресса: на Елеонской горе археологическая экспедиция обнаружила якобы раннюю христианскую могилу, в которой был найден и крест. Открытия эти, правда, еще не получили надежных оценок специалистов, но и до них некоторые исследователи считали, что первые изображения Распятия восходят к I–III векам.

Дошедшие до нас наиболее известные памятники относятся лишь к V веку. Назовем здесь два из них: Распятие на рельефе двери в церкви Санта-Сабина в Риме и на таблетке Британского музея. Выразительно изображение на британском авории, представляющее собой рельеф того же времени, с уже развитой иконографической программой Распятия. На римской же двери – просто три человеческие фигуры с крестообразно распростертыми руками, одна из которых – центральная – крупней двух других. Поэтому совершенно неосновательно утверждение Ю.Г. Боброва: «Изображение исторического распятия с фигурой Христа стало распространяться лишь после решений Вселенского Собора 692 года, отменившего символические замены образа Христа»[3]. Сами памятники опровергают подобные мнения.

Так преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение против монофизитов «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест.

Можно ли согласиться с В.Н. Топоровым в том, что крест – это знак смерти, похорон (отчего его якобы устанавливают на могиле как иероглиф смерти, как знак вычеркивания, упразднения, отмены и т. п.)?[4] Во всяком случае, «Настольная книга священнослужителя» говорит об обратном: «Крест над могилою православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием»[5]. По всей видимости, светские люди воспринимают крест как знак смерти в силу того, что внутри Голгофской пещеры с IX века стали изображать череп – по мнению Н.В. Покровского, символ смерти, а не Адамову главу, как думал Г.Д. Филимонов. «Крест с Адамовой головой в подножии утратил бы всякое значение креста как символа победы и спасения и получил бы совершенно обратное значение, – пишет Н.В. Покровский. – В самом деле, какое значение могла иметь голова спасенного Адама, попираемая крестом – символом спасения. Ясно, что позднейший символ смерти, заменив под влиянием смягчения понятий древнейший символ, под тем же влиянием получил и совершенно чуждое натуре своей толкование головы Адамовой»[6]. Однако мнение Филимонова подтверждается в писаниях еще раннехристианских авторов. Предание о погребении Адама на Голгофе известно с III века от Р.Х. Ориген, например, видел Божественный Промысл в совпадении мест погребения прародителя и распятия Господа. Основной причиной такого умозаключения для знаменитого александрийского богослова являлись слова апостола Павла: «Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15: 21–22)[7]. Аналогично думал и Тертуллиан[8]. Святитель Василий Великий, объясняя термин «лобное место», поведал нам о неписанном предании, по которому череп Адама погребен был на Голгофе[9]. О том же рассказывают и многие апокрифы, с той лишь разницей, что по одним из них Адам был похоронен на Голгофе ангелами, а по другим – Сифом, который перенес туда тело родителя уже после потопа, по третьим – голова оказалась на Голгофе вместе с водами потопа. В связи с этим следует вспомнить и красноречивые сказания о крестном древе, выросшем из зерна, – из того семени, что было положено Сифом в рот умершего Адама. Древо потом люди вырвали с корнем и привезли в Иерусалим для строительства храма. Тогда и обнаружилось: корни насквозь пронизали череп неизвестного человека. Голову отделили от корней и выбросили. Но ее во время охоты нашел царь Соломон, решивший перенести свою находку обратно в Иерусалим. Так и сделали, благочестиво завалив при этом череп камнями (они почти натуралистически теперь воспроизводятся церковными умельцами в подножиях многочисленных «голгоф»). А из дерева позже изготовили Крест, на котором был распят Иисус Христос. Кровь, хлынувшая из ран Господа, оросила главу Адама и омыла прародительский грех. Жертвенник для проскомидии символизирует в храме лобное место, где принял крестные муки Христос и где погребен череп виновника грехопадения. Поэтому так ли уж ошибался Г.Д. Филимонов?

Обратимся к другим деталям Распятия. В древности и западноевропейские и византийские художники писали его с одинаковым числом гвоздей – четыре, то есть каждая рука и нога Спасителя были прибиты отдельным гвоздем. Но с XII века на Западе стопы все чаще стали изображать сложенными одна на другую и пробитыми только одним гвоздем. Эта подробность быстро превратилась в одно из существенных отличий православного и католического Распятия. Так, великий князь Василий Васильевич в 1441 году сообщал Константинопольскому патриарху Митрофану, обвиняя митрополита Московского Исидора, подписанта унии с Римом, что тот, возвратившись в Москву, во время шествия в Успенский собор велел нести перед собой латинское Распятие, ноги Господа на котором были пробиты одним гвоздем[10]. Греческий иконописец Теотокопули, с 1576 года переселившийся в Испанию и, несомненно, принявший там католичество, ставший прославленным художником Эль Греко, каждый раз «смущался», работая именно над Распятием. Почти на всех его картинах в этом сюжете вторая нога Христа так уведена в тень, что трудно понять – один или два гвоздя вонзились в ноги Распятого (ил. 1).

Ил. 2. Неизвестный художник. Крест из храма Сан-Дамиано. XII в. Ассизи

Закономерен вопрос: по какой же причине разошлись восточная и западная традиции в изображении данной иконографической детали? Православные объясняют свои особенности изображения верностью историческому преданию: Крест, привезенный царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь, имел следы от четырех гвоздей, стало быть, ноги Христа были прибиты каждая отдельно. Для католиков основанием служат три гвоздя Распятия, хранящиеся в Ватикане, а впоследствии и данные Туринской плащаницы, на отпечатках которой левая стопа так положена на правую, что вполне можно предположить их пробитие одним гвоздем.

Этим межконфессиональным иконографическим противоречиям находят объяснения научные исследования ХХ века. Авторитетный французский хирург Пьер Барбе (Barbet), внимательно изучавший плащаницу и разницу отпечатков правой и левой стоп, сделал вывод, что правая стопа различима вполне отчетливо, а у левой отпечаталась только пятка потому, что когда гвозди выдернули, а тело завернули в плащаницу, то кровь, стекая вниз, залила именно пяточную часть стопы. Барбе пришел к однозначному выводу: ноги Распятого были прибиты двумя гвоздями. Обычность именно такой казни подтвердили и археологические находки в Giv’at ha-Mivtar, пригороде Иерусалима, где в 1968 году при строительстве дороги бульдозер разворотил древнее захоронение с останками 35 тел, погребенных там в 50–70 года по Р.Х[11]. В числе прочего был найден и оссуарий с костями распятого человека. Его звали Johanan. Ученые достоверно установили: ноги страдальца пробивали тоже двумя разными гвоздями.

Таким образом, можно заключить: православная иконография имеет под собой твердую историческую основу, а следование церковному преданию снова посрамило самонадеянный рационализм при осмыслении фактов. Однако ради объективности необходимо отметить: католики не столь категоричны по отношению к изображениям Распятия. Например, крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи (XII в.) – одна из главных реликвий францисканского ордена кисти неизвестного умбрийского художника – с четырьмя гвоздями[12] (ил. 2). Аналогичное Распятие можно видеть в киевском костеле Николая Мирликийского. Существуют и другие памятники. Значит, для католиков в те времена это было не так уж и принципиально. Оттого, видимо, Эль Греко, уводя в тень вторую ногу Спасителя, не испытывал особого страха быть обвиненным в греческой схизме перед всесильной тогда инквизицией, а Сурбаран вообще написал ноги Спасителя хотя и перекрещенными, но пробитыми двумя гвоздями.

Ил. 3. Эммануил Лампардос. Распятие. Критская школа. Вторая четверть XVII в.

Скажем немного и о руках. На всех иконах отчетливо видно, как гвоздями прибиты ко Кресту кисти рук Спасителя. Сегодня общеизвестно, что человеку невозможно удержаться на кресте, если он прибит так, как Спаситель на иконах «Распятие». Мелкие кости ладоней, особенно в месте их соединения, не способны удержать на весу человеческое тело: оно сорвется с креста, что подтвердил Барбе многочисленными опытами, проведенными им в анатомическом театре. По следам крови на Туринской плащанице французский хирург доказал: в действительности распинатели вбивали гвозди между локтевой и лучевой костями предплечья, рядом с запястьем. Тем не менее, на православных иконах гвозди вбиты исключительно в ладони Иисуса. Это канон. Неужели византийцы были незнакомы с «технологией» такой казни? Нет, мы уже знаем, что и после правления императора Константина людей продолжали распинать на крестах. Стало быть, дело здесь не в отсутствии или наличии реального опыта и даже не в историческом реализме, а в насыщении образа символическим смыслом и значением. Обратим внимание на положение рук у разбойников. Что мы видим? На древних изображениях руки их часто уведены за спину и привязаны к вертикальному столбу креста или просто по обе стороны перекладины (ил. 3). Стало быть, иконописцы сознательно подчеркивают особенности изображения рук Спасителя[13]. В святоотеческом богословии существует термин кенозис

, означающий истощание, уничижение, умаление Бога[14]. Догматическое богословие считает верхней точкой кенозиса Голгофу. Логично предположить, что низшей точкой человеческого падения является распятие людьми Сына Божия. Человечество вбивало кованые гвозди в те самые руки, которые кормили и поили голодных, исцеляли безнадежных, подавали людям благодать и

«держат» само мироздание. Именно указанием, с одной стороны, на неизмеримую высоту смирения и кенозиса, а с другой – на безумную дерзость и неблагодарность гордыни человеческой служат пробитые кисти рук Спасителя. Пойди иконописцы по пути «правды жизни», сместив гвозди с ладоней на место, где они были вбиты реально, – данный смысл был бы смазан. Но он оказался настолько важен для Церкви, что она решила претворить его в канон иконы «Распятие».

Заметной отличительной деталью между католическим и православным Распятием можно назвать и терновый венец на голове Спасителя. В подавляющем большинстве русских и византийских икон всех веков венца нет. Как исключение можно указать на два образа: VIII столетия из Синайского монастыря святой Екатерины и XIV века из праздничного чина Софийского собора в Великом Новгороде. Но эти отступления от канона по причине их малого числа можно не принимать во внимание.

Н.В. Покровский считал, что приоритет в написании венца принадлежит католическим художникам; они стали его изображать «в XII–XIII веках с целью усилить страдальческий вид Распятого»[15]. Этот выдающий специалист по иконографии, очевидно, не знал о существовании упомянутой синайской иконы. Современный искусствовед и реставратор В.В. Филатов, напротив, предполагает, что «из Иерусалима эта особенность была занесена на католический Запад крестоносцами и там прочно вошла в иконографию»[16]. Но сами православные до XVII столетия венец на Распятии отвергали (исключения оставляем за скобками). Насколько нам известно, в XVII веке впервые он встречается лишь в Сийском Евангелии.

Ил. 4. Распятие. XII в. Музей византийского искусства. Афины

Принципиально важным был и наклон головы Спасителя. На православных иконах мы видим ее склоненной к правому плечу (ил. 4), однако западные художники, следуя «реализму», часто изображали голову и без наклона, смотрящей прямо на зрителя, а если изображали склоненной, то нередко на грудь, но тоже прямо. В чем причина названной православной специфики, удовлетворительно объяснить пока не удается. Следует обратить внимание на два варианта изображения глаз Спасителя. В одном случае глаза закрыты, в другом (чаще в ранних памятниках) – открыты. Думается, здесь византийские иконописцы расставляли разные акценты: Спаситель с открытыми глазами напоминает о Своем Божественном бессмертии, а с закрытыми – полагает жизнь за «овец Своих».

Существует и связь Распятия с литургией. Довольно рано (с V–VI вв.) в иконографии данного образа по сторонам Креста появляются фигуры воинов[17]. Один из них подает Спасителю губку с уксусом, а другой прободает Его копьем (ил. 5). На подавляющем большинстве древних православных икон эта рана приходится в правый бок. Так и во время проскомидии из евхаристического агнца первая частица вынимается с правой стороны именно в связи с прободением у Господа правого ребра. Причем орудие, которым священник вынимает частицы, называется «копие» и по форме фактически повторяет наконечник этого оружия. «Толкование символического значения раны, нанесенной Христу Лонгином, и излившейся из нее крови и воды восходит к Августину, – сообщает А. Майкапар. – Святая кровь и вода – это символы святых таинств – евхаристии и крещения, и как Ева была сотворена из ребра, изъятого у Адама, так и два главных христианских таинства излились из пронзенного копьем ребра Христа, Этого Нового Адама»[18]. Иногда на древних иконах можно видеть ангела, собирающего в чашу кровь и воду, изливающиеся из раны Спасителя (ил. 5, 9). Это еще более наглядное подчеркивание евхаристической темы. Цепь реальное событие – литургия – икона

совершенно очевидна, и каждое звено в ней свидетельствует о ее неразрывности.

Ил. 5. Распятие. 1535 г. Великая Лавра. Афон

Средневековые художники помещают у Креста не только воинов. С III, а не с VI века, как принято думать, там изображают Матерь Божию и Иоанна, будущего Богослова, позже живописали Марию Магдалину, Марию Иаковлеву, Марию Клеопову и Саломию (у Креста стояли трое из них, хотя художники иногда писали и больше)[19]. Проникновенные образы их можно видеть на мозаике в нише наоса, что в монастыре Неа Мони (Хиос; ок. 1050 г.), на сербской фреске из храма Девы Марии в Студенице (1209 г.), на византийской иконе из реликвария кардинала Виссариона (середина XV в.). Выразительно представил тоже троих мироносиц Дионисий в Распятии для Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря (1500 г.) (ил. 6)[20]. И нигде, до времен упадка, нет почти что театральной мизансцены, с поддерживанием близкими изнемогающей Богородицы, как то сплошь встречается в католической живописи[21]. Везде Пречистая не умирает от горя, а «со-умирает с Сыном Своим», как выразился архимандрит Агафангел (Догадин)[22], мужественно перенося величайшую скорбь, когда «железо прошло душу Ее». Чувственная же сцена «умирания» принижает духовный подвиг Матери Божией, если ни лишает Ее этого подвига вовсе.

Ил. 6. Дионисий. Распятие. 1500 г.

Несмотря на свою умную сущность, состраждут Христу и ангелы, которые обычно парят над Крестом и закрывают лики гиматием. Преподобный Иоанн Дамаскин подтверждает для них потенциальную возможность скорбеть: «Будучи выше нас, как бестелесные и свободные от всякой телесной страсти, они, однако, не бесстрастны, ибо бесстрастно одно только Божество»[23]. У Дионисия существует еще один регистр ангелов, но не скорбящих, а занятых утверждением Церкви в виде женской фигуры в красном и изгнанием Синагоги в виде оборачивающейся назад женщины в багровом мафории (ил. 7). И у Церкви, и у Синагоги – одинаковые нимбы. Призвание обеих – собирать людей во имя Божие. По мысли Дионисия, у Креста Церковь получает свои священные права, а Синагога их теряет. Однако не Дионисию принадлежит приоритет в разработке такой иконографии. Генезис ее связан с литературным творчеством раннехристианских писателей. У одного из них, Климента Александрийского, можно найти два сравнения: Церкви – с благочестивой многодетной женщиной и Синагоги – с матерью, растерявшей многочисленных чад из-за своего неверия[24]. Позже такая аллегоризация найдет опору в миниатюрах, а потом и в монументальной живописи[25]. Но на Руси она приобретет актуальность только в конце XV века, по случаю ереси жидовствующих.

Ил. 7. Дионисий. Распятие. Фрагмент

Обратим внимание и на то, как иконописцы изображали на иконе «Распятие» реакцию природы. Основу для этого они находили, бесспорно, в текстах Писания. Как известно, евангелисты повествуют о тьме, разразившейся с шестого до девятого часа (Мф. 27: 45; Мк. 15: 33; Лк. 23: 44–45). Такая деталь, в отличие от имевшего место землетрясения, для выразительных средств живописи «удобней». Поэтому образы солнца и луны уже с VI века входят в обиход церковного искусства (см., например, Евангелие Раввулы, 586 г.), причем не в виде замысловатых античных аллегорических персонажей, скачущих на колесницах или повозках, подобных тем, что встречаются в западных памятниках, а в виде круглых ликов (ил. 8)[26]. Луна, оставаясь в круге, иной раз изображалась в профиль[27]. Прямой связи с античностью и ее мифологией солнце и луна на распятиях не имеют. Как в Евангелиях, так и в иконописи мы имеем дело с эсхатологическим характером изображения природы, и потому-то красной изображается часто луна, а не солнце. Это согласуется и со словами Откровения: «И вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6: 12). Аналогичное предсказание находим и в Деяниях святых апостолов: «Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный» (Деян. 2: 20).

Ил. 8. Распятие. 1520 г. Кипр

Рассказ евангелиста Матфея о восстании из гробов умерших, несомненно, перекликается с темой Судного дня. Развернутое продолжение он находит в апокрифическом Евангелии Никодима, повлиявшим непосредственно на иконографию, особенно в жанре книжной миниатюры[28]. Репрезентативна в данном отношении увлекательная история воскресших Карина и Левкия[29], которые там истолкованы как дети Симеона Богоприимца. Но в иконописи подобные образы довольно редки.

Ил. 9. Распятие. XV в. Греция

Значительно чаще, начиная с V–VI веков, изографы писали разбойников, распятых по обе стороны от Христа (ил. 9). Их имена сохранились в древних источниках, но все они называют разбойников по-разному. В арабском Евангелии детства Спасителя это Тит и Думах; в Евангелии Никодима – Дисмас и Гестас; в Ерминии Дионисия Фурноаграфиота – Фесда-иерихонец и Дима-галилеянин; в рукописи XVI века из библиотеки новгородской Софии – Араг и Геста; в Слове о страданиях и крестной смерти Христа по рукописям XVI–XVII веков – Дизмас и Гевьста; в лицевых подлинниках, посвященных страстям Господним, – Дижмон и Эста[30]. На Руси благоразумный разбойник на северных алтарных дверях обозначался как Рах, но, по мнению Покровского, это имя не связано ни с какими литературными источниками. Происхождение его неизвестно. Чтобы подчеркнуть иерархическое значение центрального образа, большинство иконописцев стремилось иконографически выявить и показать различия между Спасителем и разбойниками даже в деталях. Так, основной одеждой, прикрывающей наготу несчастных, была не повязка, а перизома; ко крестам, как уже говорилось, разбойники чаще не пригвождались, а привязывались; на миниатюре Евангелия из университетской библиотеки в Афинах (XII в.) мы видим у Господа крест семиконечный, а у разбойников – четырехконечный. Скорее всего, существовал и ряд других отличий, здесь неучтенных. Дальше дифференциация шла непосредственно между разбойниками: в начале Средневековья с бородой изображался злонравный Гестас, позже – благоразумный Дисмас, ибо на заре христианства сказывались еще античные понятия о красоте, а с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке (вспомним в связи с этим хотя бы сопротивление русских старообрядцев бритью бород).

В заключение необходимо особенно подчеркнуть важность иконографических деталей, хотя мы рассмотрели их далеко не все. Как учат святые отцы, в Церкви нет и не может быть ничего лишнего. Так и в иконе. Она есть следствие Боговоплощения, она источник постижения Божественной Премудрости, ибо в ней все возвещено небом и осмыслено соборным сознанием. В этом мы могли убедиться на примере одного из центральных живописных образов православного храма.

Литература:

[1] Казнь через распятие была заимствована римлянами от персов, применялась она исключительно к рабам и просуществовала как минимум до второй половины IV в. Принято считать, что ее отменил император Константин Великий после 319 г., подписавший закон о запрете убивать рабов (о чем сообщали его современники Аврелий Виктор, Кассиодор, Созомен). Но другие современники – Ксенофонт Ефесский, Фирмик Матерн, Пакут и Харитон – свидетельствуют о крестной казни в IV в. как о чем-то обыденном. Н.В. Покровский пишет: «Примирить это разноречие возможно тем вероятным предположением, что распоряжение императора, как плод его личной филантропии, не получило по неизвестным нам причинам санкции закона и потому отдельные случаи распятия преступников встречались и после Константина Великого. В пандектах действительно такого закона нет. Нет в пандектах и узаконения крестной казни, хотя предписывается казнить разбойников на месте преступления» (Покровский Н.В.

Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 402–403).

[2]Зарайский Владислав

. Два эпохальных открытия.

[3]Бобров Ю.Г

. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С. 143. Требуется уточнение и к другой мысли этого автора: «Распятие является одной из центральных тем во всем христианском искусстве и входит в число двунадесятых праздников, составляющих отдельный ряд иконостаса» (Там же. С. 141). Распятие, однако, никогда не входило и не входит «в число двунадесятых праздников», на иконостасе же в праздничном чине оно иногда встречается, но как своеобразный контрапункт особого страстного цикла. При этом надо подчеркнуть, что страстной цикл – явление позднее, он составлял самый верхний шестой ряд, что разрушало иерархический смысл и строй иконостаса, по этой причине он и не прижился. Иногда его внедряли непосредственно в уже существовавший праздничный чин, как это было в Софии Новгородской при расширении иконостаса в XVI в.

[4]Топоров В.Н

. Крест // Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 12.

[5] Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 492.

[6]Покровский Н.В

. Евангелие в памятниках иконографии. С. 441.

[7]Ориген

. Толкование Евангелия по Матфею // Migne, Patrol, cursus complet. ser. graec, т. XIII, col. 1777.

[8]Тертуллиан

. Против Маркиана // Богословский сборник. М., 2005. № 13. С. 195.

[9]Василий Великий,

святитель. Толкование на пророка Исаию // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1845. Ч. 2. С. 187.

[10] Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Ч. 1. С. 533.

[11] См.:khazarzar.skeptik.net.

[12] Благодарю доцента Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Александра Ранне за указание на данный памятник.

[13] Например, критский иконописец Эммануил Лампардос во второй половине XVII в. изобразил на Распятии руки Христа со сложенными пальцами – точно так же

, как они изображаются при благословении, но у благоразумного разбойника они привязаны за спиной к вертикальному брусу креста, хулитель же показан нам со спины, ибо распят лицом ко кресту, руки его привязаны с другой стороны перекладины креста.

[14]Кенозис

– дословно
опоражнивание
,
пустота
, производное от
пустой
,
порожний
,
бесплодный
,
неосновательный
,
бессмысленный
.

[15]Покровский Н.В

. Евангелие в памятниках иконографии. С. 447.

[16]Филатов В

. Праздничный ряд Софии Новгородской. Л., 1974. С. 43.

[17] В Новом Завете, как известно, воины поименно не упоминаются, но по разным древним источникам, насколько нам удалось установить, их три: Лонгин, Стефатон и Кальпурний. На русских лубках встречается, правда, еще воин Лабас, фрязин родом. Но никто не брался отрицать, что так могли звать и непосредственно стражников. Церковь чтит сотника Лонгина как мученика, память его – 16/29 октября.

[18]Майкапар Александр

. Новозаветные сюжеты в живописи: Распятие Христа // Искусство: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 42 (210). Ноябрь.

[19] Матфей называет Марию Магдалину, Марию – мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых (Мф. 27: 56). Марк говорит о стоящих вдали Марии Магдалине, Марии – матери Иакова меньшего и Иосии и о Саломии (Мк. 15: 40). Лука пишет обобщенно: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23: 49). Иоанн перечисляет: «При Кресте Его стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).

[20] Называем самые известные памятники, но многие замечательные фрески, мозаики и иконы остаются по объективным причинам вне поля нашего зрения.

[21] Правда, у Дионисия в названной иконе Саломия, обнимая Марию, поддерживает Ее.

[22] Старорусский пастырь архимандрит Агафангел. М., 2005. С. 204.

[23]Дамаскин Иоанн,

преподобный. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. (Репринт: М., 2002. С. 120.)

[24]Климент Александрийский

. Увещевание к язычникам. Ярославль, 1892. С. 68. (Переиздание: М., 1996.)

[25] См., например, фреску Распятие (1209 г.) из храма Девы Марии в Студенице.

[26] См. также ампулу Монци (VI в.) с композицией «Распятие».

[27] Хлудовская славянская Псалтирь (XIII–XIV вв.); оклад Евангелия Симеона Гордого (XIV в.); подвесная пелена из Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1525 г.).

[28] См.: 1) греческое Евангелие XI в. из Национальной библиотеки в Париже; 2) славянскую Псалтирь из собрания Хлудова (XIII–XIV вв.); 3) Евангелие Сийского Антониева монастыря (вторая половина XVII в.).

[29] В славянской Псалтири Хлудова они названы Карином и Лицеошем. Но немецкий исследователь Липсиус считал их одним лицом – гностиком Левкием Карином.

[30] Первым везде мы называли благоразумного разбойника. В иконописных подлинниках XVI в. он носит имя Варвар, но, отметим, его часто путали с другим разбойником – фракийским мучеником Варваром, пострадавшем при Юлиане Отступнике. И как результат – благоразумный разбойник подчас оказывался изображенным в одеждах фракийского мученика.

Виктор Кутковой

icon-art.info
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

В чем помогает образ?

Изображений Господа много, и у каждого из них собственный сюжет. С его содержанием и связано понимание того, кому и в чем поможет молитва перед конкретной иконой. Икона «Распятие Иисуса Христа» в чем помогает? В обретении и сохранении веры, в покаянии и вступлении на праведный путь.

К этому образу испокон веков идут люди, чувствующие за собой вину, терзаемые раскаянием и угрызениями совести. Гнетущее эмоциональное состояние может быть вызвано любыми причинами. Вовсе не является обязательным для возникновения ощущения раскаяния совершение дурного поступка. Раскаяние нередко преследует людей и вовсе не сделавших в жизни никому ничего плохого. Угнетенное эмоциональное состояние приходит при отсутствии понимания смысла в собственной жизни, осознании душевной пустоты.

От таких эмоций и спасает вера в Господа. А молитва перед иконой с изображением акта распятия исстари помогает в покаянии и наполняет душу светом веры и добротой.

Содержание иконы

Существуют некоторые отличия в иконописных изображениях данного сюжета. Что касается фона, то на более ранних иконах преимущественно 9-10 веков для его создания использовались мрачные, густые тона, как бы подчеркивающие трагизм происходящего, обостряя ситуацию эмоционально, и одновременно как бы выталкивая изображение Иисуса из полотна, изображая его как бы наполненным светом, что создавало впечатление на смотрящего, будто Христос находится прямо перед ним.


Икона «Распятие Иисуса Христа»

Одновременно с таким изображением существуют и иконы, где основной цвет фона — золотой, служащий символом победы света над тьмой, и жизни над смертью, как бы предвосхищая тем самым еще один известный сюжет — Воскрешение Иисуса Христа. Золото, используемое в иконографии, символизирует также и величие Христа, положившего свою жизнь за людей.

Интересно! Следует отметить, что также на иконах присутствует и еще одна деталь, указывающая на торжество победы Спасителя над смертью, это череп, находящийся на земле, у основания распятия, вызывающий в мыслях каждого христианина известные строки о Воскрешении Иисуса «смертию смерть поправ».

Верхняя часть иконы обычно уделяется изображению ангелов и небесных светил. Существуют также некоторые иконы (чаще такой тип изображения близок традиции западного христианства), когда позади фигуры Христа изображаются скалы, указывающие на то, что по совершении казни над Мессией, разверзлась земля от случившегося землетрясения.

Как молиться перед образом?

Безусловно, перед иконой с изображением распятия проводятся канонические служения, читается тропарь и совершаются иные церковные действия. Обычному же прихожанину вполне можно молиться своими словами, ведь главное условие для обращения к Всевышнему – искренность, прямота сердца и чистота помыслов.

Можно использовать такой пример молитвы:

«Иисус Христос, Господь Всемогущий и Всемилостивый! Смиренно молю тебя, Спаситель душ человеческих. И вручаю Тебе жизнь свою. Дабы пребывать в лоне твоем и узреть жизнь вечную. Избежать геенны и соблазнов, ведущих к ней. Побороть мысли недобрые. Неблагочестивых избежать помыслов и поступков. Прими меня, Господи, научи, вразуми, наставь на путь праведный и помилуй! Аминь».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]