Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов для христиан, которые хотя бы раз попытались серьёзно задуматься над тем, во что они верят, а вернее в Кого. Этот вопрос аналогичен вопросу: «Как Иисус Христос может быть Богом и человеком одновременно?» И непосредственно касается понимания всемогущества Бога вообще.
У меня на блоге уже есть несколько статей на подобную тему. А сейчас я хочу суммировать всё сказанное ранее и предоставить универсальное понимание всемогущего Бога.
Эта статья для христиан, так как именно в дискуссиях с христианами я столкнулся с непринятием моей позиции по поводу понимания всемогущества Бога, а значит доктрин о Троице и Богочеловеке Иисусе Христе.
Начну с того, что Бог всемогущ! Достаточно просто сказать Всемогущий и уже будет ясно, что речь идёт о Боге и не о ком другом. Ибо только один Бог может быть всемогущим. И всемогущий Бог может быть только один. Не может быть несколько всемогущих, ибо каждый тогда был бы не всемогущим, так как всемогущество одного ограничивалось бы всемогуществом другого.
Библия не однократно говорит, что Бог всемогущий. Сам Бог о Себе это говорит:
Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; (Быт.17:1)
И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; (Быт.35:11)
Что значит Всемогущий?
Всемогущий значит всё могущий, абсолютно всё.
Иначе, мне кажется, это слово понимать и нельзя. Если же мы скажем, что всемогущий значит, может всё, кроме чего-то, тогда это уже будет не всемогущий, ибо может он уже не всё. Всё значит всё, абсолютно всё.
Философское определение Бога говорит: Бог — это персонификация Абсолюта. Иначе Личность-Абсолют. Иными словами Бог, Абсолют во всём. В том числе и во всемогуществе. Бог абсолютно всемогущ и не может быть никаких исключений.
Всемогущество это главный атрибут Бога, настоящего Бога. Без всемогущества Бог уже не будет Богом. Всемогущим может быть только Бог, стало быть, не всемогущий значит – не Бог.
С другой стороны, исходя из этого же философского определения, мы можем понять, что Бог обладает абсолютной свободой воли, Он же Абсолют. А что значит абсолютная свобода воли?
Свобода воли – это возможность личности делать выбор вне зависимости от любых обстоятельств, хотя бы в некоторых случаях.
Абсолютная же свобода воли – возможность Бога делать всё что угодно, не зависимо ни от каких обстоятельств вообще, всегда и при любых условиях.
Если Бог будет ограничен, хоть каким-то обстоятельством от Него независящим, Он уже не будет обладать абсолютной свободой воли, а значит и не будет Абсолютом. И опять же не будет Богом.
А теперь вы, конечно, меня спросите: «Подразумевается ли под абсолютным всемогуществом возможность делать невозможные или логически несовместимые вещи?» Ведь я же сказал: абсолютно всё. И я вам отвечу: «Да подразумевается, очевидно, что абсолютное всемогущество включает в себя и возможность делать невозможные или логически противоречивые вещи». Ибо всё – значит всё! Именно в таком духе я ответил на вопрос: «может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?»
Иисус Христос как человек не может поднять камня больше 100 килограмм. Но Иисус Христос, как Творец создал любой камень и может поднять любой камень
И тут находится камень преткновения: многие умные и думающие христиане обвинили меня в нелогичности и абсурдности такого подхода. Мол, Бог логичен, и приписывать Богу такие возможности нельзя. Мало того с таким подходом можно будто бы приписать Богу любой алогичный абсурд. И что такое понимание Бога только на руку безбожникам, ведь это логически противоречивое понимание, а значит ошибочное. Многие заходят ещё дальше и говорят, что Бог много чего не может и даже соглашаются, что Бог не всемогущ и, что всемогущества быть не может вообще, так как всемогущество само по себе логически противоречиво (Парадокс всемогущества). Они вынуждены согласится, что Бог всё-таки ограничен законами логики. Иначе попросту нельзя трактовать их позицию.
Но у меня сразу возникает вопрос к этим христианам:
Бог Творец всего видимого и невидимого или не всего?
Если Бог Творец всего видимого и невидимого, попросту Творец всего, значит абсолютно всего, тогда ничего кроме Него Самого не может существовать само по себе и вне Его и до Его и над Ним. Мне кажется это бесспорно и соответствует основным доктринам христианства и Библии.
… ибо Бог его есть Творец всего … (Иер.10:16)
А Творец ли Бог законов природы? Ведь законы природы это не Сам Бог, это Его творения, как и всё остальное. Очевидно, что Творец! Он же Творец всего видимого и невидимого! Могут ли существовать нетварные законы природы? Которые вне Бога и которые над Богом? Которых не создавал даже Сам Бог? Если Бог Творец всего – то не могут.
ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Кол.1:16,17)
А Творец ли Бог законов логики? Ведь законы логики это такие же законы природы, как и все остальные. Очевидно, что Творец.
ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено. (Откр.4:11)
А как может быть Творец зависим от законов или подчинён законам, которые Он же Сам и сотворил? Либо Бог не зависим от законов логики и не подчинён им. Либо мы должны признать, что существуют законы природы, нетварные материи, которые существуют вне Бога и над Богом, которым подчинён даже Сам Бог!
Не кажется ли вам, что такая позиция противоречит как минимум двум фундаментальным доктринам христианства: Всемогущества Бога и Творца всего видимого и невидимого. Если Бог подчинён законам логики, тогда Он и не всемогущ и не Творец всего.
Кое кто пытается сказать, что законы логики – это просто часть Самого Бога. Но тогда ему придётся признать, что в таком случае Бог должен иметь составные части, от которых Он зависим. А это противоречит уже другой доктрине христианства, о простоте природы Бога. Если Бог состоит из составных элементов – Он уже не начало всего сущего, не Первопричина, стало быть, существуют элементы предшествующие Ему. И снова мы приходим к каким-то нетварным материям, да ещё и отрицаем Первопричинность Творца. По сути, у нас получиться, что Бог уже и не Творец, а Сам в некотором роде творение.
С другой стоны законы логики – это обстоятельства. Исходя из определения абсолютной свободы воли — Бог всегда не зависим от любых обстоятельств. Если бы Бог был зависим от законов логики, Он был бы зависим от каких-то обстоятельств и не обладал бы уже абсолютной свободой воли, т.е. не был бы Абсолютом.
Как не крути, а попытка вместить Бога в какие бы то ни было законы ещё более противоречива, чем просто представление Бога, как независимого от любых законов. Из этой же оперы все попытки логично разложить Троицу. Сколько я видел попыток объяснить логически Троицу – все они противоречивы, и не удивительно, ведь полностью логически представить Троицу невозможно! Троица — это же Бог независимый от законов логики! И через Троицу Бог нам демонстрирует своё настоящее всемогущество и то, что Он Творец всего и законов логики в т.ч. И в Троице может быть один и три одновременно. И для нас это логическое противоречие, но кто сказал, что мы должны нашими законами логики мерить Бога? Бог-Троица именно потому и есть настоящий Бог, что через Троицу демонстрирует свою независимость от законов природы, Им же сотворённых! И смешны все попытки вместить Троицу в законы логики, ведь это же попытки вместить неограниченного Бога в ограниченные законы!
Аналогично обстоит дело и с доктриной о Богочеловеке Иисусе Христе. Как может сочетаться в Иисусе Христе природа всемогущего Бога и природа ограниченного человека? Очень просто: Бог всемогущ и независим от законов логики, вместить это в законы логики также невозможно, как и Троицу.
ВСЕМОГУЩЕСТВО БОЖИЕ
Бог управляет миром и все, совершающееся на небе и в поднебесной совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Бог (Отец)
Я, Господь, делаю все это…
Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия, Я, Господь, делаю все это. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду, да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?» Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека, Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я. Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф (Ис.45:7-13).
Ко Мне обратитесь и будете спасены
Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык (Ис.45:21-23).
Святой Иов Многострадальный
Всемогущество и величие Божие
Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, — что можешь сделать? глубже преисподней, — что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря. Если Он пройдет и заключит кого в оковы, и представит на суд, то кто отклонит Его? Ибо Он знает людей лживых, и видит беззаконие, и оставит ли его без внимания? Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку (Иов.11:7-12).
Пророк (Царь) Давид
Уверенность во всемогуществе Божием
Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде. Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, (Ефиопским). Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки. Твой день и Твоя ночь; Ты уготовал светила и солнце; Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил (Пс.73:12-17).
Преподобный Иоанн Кронштадский
Как же мне не верить в Его всемогущество!
Господь и душу и тело мое привел из небытия в бытие – так Он всемогущ! Как же мне не верить в Его всемогущество! Что сочту для Него невозможным я, который сам приведен из небытия в бытие? Что у Бога на свете выше и драгоценнее меня – человека? Не я ли прежде всего – величайшее чудо всемогущества? Я, Самим Богом принятый в единение с Ним, я, умаленный малым чим от Ангелов, я, который соединясь с Ним верою и чистотою жизни, делаю сам чудеса всемогущества Божия, например: воскрешаю мертвецов, как Илия и апостолы? Если духи Ангелов и души человеческие приведены Им из небытия в бытие, то какого тела не сотворит Он одушевленного и неодушевленного? Более, если Сам Бог сделался плотию и душою человеческою, не перестав быть Богом, если это Он сделал невозможное для нас дело, то что же после этого может быть для Него невозможного? Что бесконечнее этого чуда? Так Бог наш на деле показал и показывает Свое всемогущество.
Если одно царское слово бывает причиною великих дел в его царстве: скажет, и начнется дело, и совершится; то слово Царя всякой твари вещественной и духовной, видимой и невидимой, – Царя всемогущего и премудрого, не совершит ли всего, что только Он восхощет? Речет, и не сотворит ли? Речет, и не пребудет ли? О, всемогущая Держава, в едино мгновение могущая все совершити, не оставляй нас за грехи наши, паче же за маловерие и отчаяние наше, собственным нашим немощам мучить нас, да не сокрушимся мы, яко сосуды скудельные. Даруй нам всем сердцем веровать во всемогущую державу Твою! да не усомнимся в исполнении каждого благого прошения нашего.
Бог, как един Сый, вездесущий, простой, во едино мгновение все может сотворить и претворить, как это было с чудесами египетскими. Простой делает просто, всемогущий – все может.
Тот, Кто украсил небо звездами, не мог ли благоукрасить паче неба свое мысленное Небо – Пресвятую Деву Богородицу? Тот, Кто преиспестрил землю многоразличными цветами, облил ее благоуханиями, не мог ли украсить земную Матерь Свою многоразличными и всеми цветами добродетелей и облагоухать всеми духовными ароматами? Воистину. И Владычица явися Небо и храм Божества, преукрашенная всеми благолепотами и благоухающая паче всех ароматов земных. О, если бы божественная благость и меня безобразного благоукрасила по молитвам Пречистой Своей Матери, если бы и меня нечистого облагоухала! Вся возможна суть у Бога. Аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю (Исаии 1:18).
Господь есть совершенный Обладатель и Повелитель всей твари; и мы знаем, что повелений Его, воли Его слушает вся тварь: Ангелы и смысленные сердцем человеки, небо, земля и все, что на них, даже ад и все, что в нем. Повелевает Ангелам – и они быстро шествуют исполнять волю Его; повелевает быть хранителями возрожденных людей – и они хранят всю жизнь и ни в чем не преступают повелений Его; повелевает небу – и оно или дает дождь и росу, или снег и град, или удерживает их; повелевает ветрам, воде – и они слушаются Его; повелевает огню – и он повинуется Ему; повелевает солнцу – и оно затмевается или светит всей подсолнечной, согревая и освещая ее; повелевает земле – и она прозябает разного рода растениями; запрещает произращать – и перестает; повелевает водам неудержимо литься на землю – и они льются, как в потоп всемирный, повелевает ветрам – и они дуют, свирепствуют и бывают разрушительными за грехи наши; повелевает киту морскому пожрать пророка Иону – и он готов на лов; повелевает рыбе наполнить сеть учеников Своих, и она бежит, бежит, послушная велению Творца; повелевает мертвецу встать, ожить – и смерть бежит от человека и является жизнь; повелевает болезни оставить больного – и болезнь бежит, и больной встает, бодрый и здоровый; повелевает бесам – и они беспрекословно повинуются. Велико имя Господне, хвально имя Господне, препрославленно имя Господне! Он может претворять твари Свои как Ему угодно: например, воду в кровь, воду в вино, посох в змия живого, или опять: посох – в живое растение; человека – в столп, как жену Лотову; змея – в золото, и опять золото в змея, как это по молитве угодника Своего Спиридона Тримифунтского сотворил Господь. Но особенно сила, держава Господня проявляется в том, что Он претворяет человека-грешника в святой и избранный сосуд, падшего падением ужасным – восстановляет, растленного воскрешает и обновляет, мертвого душою и телом человека – оживляет, падшего в вечную смерть – вводит в вечную жизнь. Это чудо чудес; это являет бесконечную благость, премудрость и всемогущество Господа твари; или еще то, что Он Сам, будучи Господом твари безначальным, невместимым, изволил и возмог Сам соделаться Человеком нашего ради спасения, и Слово, Имже вся быша, плоть бысть, и вселися в ны (Ин.1:14), с человеки пожив и по всему быв как человек, кроме греха. Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски (канон Анг. гл. 8, песнь 9, ирмос.), беседовал с нами, благодетельствовал нам, бесчисленные чудеса сотворил, пострадал (о чудо!), умер (о ужасное чудо!) и воскрес, и нас, умерших в Адаме, совоскресил с Собою! Славлю всеблагую, святую, всемогущую, премудрую державу Твою, Господи! Яви и на мне, Господи, чудную державу Твою и, имиже веси судьбами, спаси мя, недостойного раба Твоего, презирая вольные и невольные согрешения мои, согрешения ведомые и неведомые, наставляя меня присно на путь Твой и укрепляя меня в пути сем благодатью Твоею, чрез меня же – и прочих, для которых Ты поставил меня светильником, пастырем, учителем и священнодейственником.
Что стоит это для всемогущества Божия?
О, божественная сила веры! Господь уверяет, что, если мы имеем хотя небольшую веру в Господа как всемогущего и всеблагого Творца мира видимого и невидимого, и тогда мы можем делать при ее посредстве чрезвычайные дела, например, переставлять горы с места на место. В самом деле, что стоит это для всемогущества Божия? Если земля, которой тяжесть по причине огромного количества весу почти невозможно исчислить, держится в пустом пространстве мира, ничем не поддерживаемая, если бесчисленные миры, большая часть которых превосходит величиной нашу землю, также вращаются, подобно легким мячам, в пространствах неба силой притяжения и отталкивания, то не пойдет ли со своего места по слову разумной твари, преданной своему Творцу и верующей в Его бесконечное могущество, какая-нибудь земная гора, какая-нибудь масса земного вещества? Духу естественно повелевать вещественной природой: он бесконечно выше, благороднее и могущественнее ее, по крайней мере таким он создан и таким быть должен. Только по грехам нашим вещественная природа вышла из-под нашего подчинения, не слушает нас, иногда даже враждует против нас. Возвратим себе первобытное господство, сделаемся по живой вере едино с Господом, Творцом мира, тогда мы увидим, что значит человек верующий, святой, богоподобный: он делается как бы богом.
Святитель Иоанн Златоуст
«Я Бог Всемогущий»
Спустя девять лет [разумеется, после того, как даны были Аврааму обетования о потомстве] получил Авраам Измаила от рабыни, и думал, что на нем-то исполнятся обетования.»Аврам был, — говорит Писание о праотце, — восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила» (Быт.16:16). Между тем, Бог еще тринадцать лет испытывает терпение праведника, и только тогда исполняет Свое обетование. Он хорошо знал, что, как золото, очищаемое чрез долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее. Когда же, говорится, Аврааму было девяносто девять лет, явился опять ему Бог (Быт.17:1). Для чего Он медлил столько времени? Для того чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособною к деторождению, потому что тело Авраама уже увяло и иссохло от старости, — тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника, и являя Свою силу, Бог исполняет Свои обетования. Необходимо, впрочем, выслушать самые слова, сказанные Богом Аврааму: когда ему было девяносто девять лет, «явился» ему Бог «и сказал ему». Когда ты слышишь, что Бог явился, не предполагай тут ничего земного, и не думай, что можно видеть телесными глазами божественное и бестелесное естество, но рассуждай обо всем благочестиво. «Явился» ему Бог, то есть, его сподобил откровения, и, видя его достойным Своего промышления, являет ему особенное снисхождение, и вступает с ним в беседу: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое» (Быт.17:1,2,3).
Велико благочестие праведника, необычайно и благоволение к нему всеблагого Бога! Говорит: «Я Бог Всемогущий» или «Я — вот завет Мой с тобою». Как бы так сказал: «Я», до настоящего времени многоразлично устроявший судьбу твою, «Я», воззвавший тебя из дома твоего и приведший сюда; «Я», поборавший по тебе и возвеличивший тебя над всеми наветниками твоими. И не сказал просто: «Я Бог»; но — «Я Бог Всемогущий» или «Я — вот завет Мой с тобою». Примечай великую благость, смотри, как и этим прибавлением выражает Он Свое благоволение к праведнику. Бог всей вселенной, Содетель всяческих, Творец неба и земли, говорит: «Я Бог Всемогущий». Великая почесть праведнику! Так обыкновенно говорят и пророки. Как теперь Сам Он, общий всех Господь, позволяет рабу называть Себя Богом своим, и после, как увидим, Он говорит: Аз есмь Бог Авраамов, Исааков, Иаковлев, — так и пророки нередко говорили: Боже, Боже, — не ограничивая собою только господства Его, а показывая свою неизмеримую любовь. Но когда это делают люди, ничего нет удивительного, а когда сам Бог так делает в отношении к людям, это необычайно и чудно. Впрочем, не будем удивляться, возлюбленные, а послушаем пророка, который говорит: «Лучше один праведник, нежели тысяча грешников» (Сир.17:3), также блаженного Павла, который говорит: «Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин» (Евр.11:37,38).
Таким образом пророк выражает, что один, творящий волю Божию, лучше бесчисленного множества беззаконных, а блаженный Павел, учитель вселенной, вспомнив о всех праведниках, проводящих свою жизнь в скорбях и во всякой тесноте, говорит: «Те, которых весь мир не был достоин». Целому миру он противопоставил этих гонимых и скорбящих, чтобы показать величие добродетели. Потому-то и Содетель всех говорит праотцу: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен». Я не презрю подвигов столь великой твоей добродетели, но «поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя». Не просто (говорит) умножу, но умножу «весьма», показывая необычайное размножение. Что прежде выразил Он словами: «Как песок земной» и «звезды», то же и теперь означает словом: «весьма». А признательный и благочестивый раб, видя столь великое снисхождение к себе от Бога и такое попечение Его о своем служителе, изумляясь и помышляя о собственном немощном естестве, о благости Божией и бесконечной силе, — «Пал Аврам, — говорит Писание, — на лице свое», — выражая таким образом свою признательность. Не только не возгордился и не вознесся мыслию от оказанного ему благоволения, но еще более смирил себя: «Пал, — сказано, — на лицо свое». Такова признательная душа: чем больше пользуется приближением к Богу, тем больше обнаруживает благоговения к нему: «Пал Аврам на лице свое». И когда праведник, после того (данного ему) дерзновения, смотря на себя и на немощь человеческой природы, не дерзал даже восклонить главы, а, преклонившись долу, выражал тем свое глубокое благоговение, — смотри опять, какое неизреченное милосердие являет всеблагой Бог. «Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя» (ст. 3-6).
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Бог управляет миром
Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем. Бог управляет миром: разумные твари Его да покоряются Ему, и слуги Его да созерцают благоговейно, да славословят в удивлении и недоумении превышающее разум их, величественное управление Его! Бог управляет миром. Слепотствующие грешники не видят этого управления. Они сочинили чуждый разума случай: отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного, они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности и смысла; они хулят управление Божие, и действие премудрое признают и называют действием безумным. «Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его» (Пс. 104:7) — проповедует царственный пророк. «Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе» (Пс. 18:10). В них нет ничего несправедливого! в них нет ничего неразумного! Оправдываются они последствиями своими, своими духовными плодами; оправдываются они совершенством всесовершенного Источника своего.
Живая вера во всемогущество Божие
Начало вожделения славы Божией и стремления к ней основываются на живой вере во всемогущество Божие и в неизреченную милость Его к падшему человеку. Падший человек посредством покаяния и исполнения евангельских заповедей может примириться с Богом, стяжать у Бога, выразимся так для ясности, благое о себе мнение, как сказано в Писании от лица Божия человеку, которого дела оказались угодными Богу: Добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего. Сообразно начальной причине своей, деятельность человека, желающего стяжать славу Божию, заключается в тщательном и постоянном Богоугождении, или в последовании Господу с крестом своим на раменах, в угождении ближним, допускаемом и установляемом евангельскими заповедями. Такое угождение отнюдь не удовлетворяет и даже приводит в негодование сынов мира, которые ищут и требуют неограниченного угождения страстям своим и своему самообольщению, за что и награждают земною славою человекоугодника, враждебного Богу и истинному благу ближних. — Аще кто Мне служит, сказал Господь, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой.
О нравственном законе и неизбежности воздаяния
Что сказать Вам на письмо Ваше от 10 июня? Молитеся, да не внидете в напасть, говорил Господь ученикам Своим пред наступлением напасти (Мф.26:41). Бывает время сеяния, бывает и время жатвы. Непреложен нравственный закон, по которому люди должны неизбежно пожать то, что они посеяли произвольно. Но всемогущество Божие и неограниченная милость Божия могут изменить или смягчить и законную, логичную последовательность твердого нравственного закона. Благословение Божие да почиет над Вами и над чадом Вашим, а милость Божия да сохранит Вас от всякого зла.
Нужно просто понять, что всемогущий Бог независим от законов природы и может всё что угодно!
И может, если захочет, создать квадратный круг, может и поднять и не поднять камень одновременно, может быть Богом и человеком одновременно, может быть одним и во множестве одновременно. И наоборот, тот бог, который этого не может, который полностью подчинён законам природы, законам логики – уже и не настоящий Бог и не Бог вообще, ибо не всемогущ!
Если вы не можете представить себе Бога, который не подчиняется законам логики, то, как вы представляете себе Бога чудотворца? Ведь чудеса, которые творил Бог – тоже нарушение законов природы или их обход, называйте как хотите. Творение всего из ничего – противоречит законам сохранения. Творение всей вселенной за 6 дней вообще, я вижу, не даёт покоя тем, кто хочет всунуть Бога в, привычные для них, законы природы. А то, как Иисус Христос накормил 5000 народу несколькими хлебами и рыбинами, не противоречит опять же законам сохранения вещества? А когда превратил воду в вино? я и сам не знаю, какие законы природы обошел Христос. А воскрешение из мёртвых – это как соотносится с известными нам законами природы?
Но тут мне могут вполне резонно заявить: так Богу можно приписать любой алогичный бред и, мало того, следуя моему подходу, можно теперь сказать, что чем противоречивее, чем бредовее описание того или иного «бога», тем он более настоящий, более всемогущий. Ещё стоит добавить, что следуя моему подходу, Бог, получается, может грешить, ведь всемогущий Бог может всё, абсолютно всё.
Это не совсем так или вернее совсем не так. Начну я из возможности Бога грешить.
Может ли Бог грешить?
Исходя из всемогущества – может. НО! С чего кто-то взял, что имея возможность грешить, святой Бог обязательно должен это делать? Да, Бог может (имеет способность) грешить, но Он никогда этого не делал и не будет делать, потому что Он святой!
Но это не всё, ведь исходя из моего подхода, можно теперь сказать: «а ведь что мешает всемогущему Богу изменить сами законы добра и зла, изменить сами законы понимания и смысла вещей и, например, создать мир, где ужасное насилие над невинными детьми будет добром?» Да, всемогущий Бог может и это.
Но тут мы приходим к самому главному в понимании всемогущества Бога. Ведь всемогущество не только означает, что Бог независим ни от каких законов, но и то, что Бог может раз и навсегда установить такие объективные законы мироздания, которым Он по Своей воле будет подчиняться, мало того, ведь Он может их сделать абсолютными даже для Самого Себя, ведь всемогущество означает и это. Т.е. Бог однажды установил такие законы, которым не просто подчиняется, а которые Он установил раз и навсегда даже для Самого Себя. Которые Он Сам Себе не позволяет нарушить или изменить, ибо само их изменение было бы их нарушением. Кто скажет, что Бог этого не может? Он ведь всемогущ, а, значит, может и это.
К таким законам, например, относятся законы нравственности. Бог не просто установил их для людей, а Сам делает, что хочет, нет – Бог установил их для всех вообще и для Себя Самого в том числе! Он Святой! Поэтому Бог никогда не будет создавать мир, в котором ужасное насилие над невинными детьми будет считаться добром.
К таким законам относится и часть законов логики, ибо можно было бы попытаться, не нарушая законов нравственности, изменить сами законы понимания и смысла вещей и опять же создать подобный извращённый мир. Но и тут Бог ограничил Сам Себя.
С чего я это всё беру? Во-первых: из нравственного чувства, благодаря которому мы чувствуем, что законы нравственности объективны и абсолютны и мы это так чувствуем, что это подразумевает и то, что Сам Бог им подчиняется. Во-вторых: из Библии, где Бог неоднократно устанавливает заветы с людьми и клянётся в том, что их исполнит не зависимо ни от чего, и клянётся Он прежде всего перед Самим Собою. В-третьих: я верю в доброго Бога, который не обманывает своих творений и Который устанавливает одни нравственные законы для всех и для Себя в том числе, а значит я могу доверять своему нравственному чувству, Библии и своему разуму, в противном случае всё теряет смысл!
Теперь вернёмся к законам логики, законам понимания и смысла вещей вообще. Очевидно, что хотя бы часть этих законов установлены Богом абсолютно для всех и для Себя Самого, аналогично законам нравственности. Поэтому мы не можем приписать Богу любой бред! И не можем утверждать, что чем бредовее и извращённее описание какого-то «бога», тем он, значит, более всемогущий. Это вовсе не так.
Дело в том, что такие понятия, как Троица (3 и 1 одновременно), Богочеловек (Бог и человек) одновременно, квадратный круг (квадрат и круг) одновременно, на самом деле по отдельности имеют смысл. Отдельно может быть 3 и 1. Отдельно может быть Бог и может быть человек. Отдельно может быть квадрат и отдельно может быть круг, это не совершенно алогичные вещи. Просто, исходя из логики материального мира, они противоречивы, т.е. не могут быть одновременно. Но по отдельности вполне могут быть. И тут Бог для нас демонстрирует Своё всемогущество, показывая, что законы логики Ему подчиняются, что Он их Творец.
Но бред сумасшедшего остаётся при этом бредом сумасшедшего. Или бессмысленный набор символов, остаётся бессмысленным набором символов или слов, например: «ылоа ыф жды фовыфалд ышагышщв гж ывга ыфжша ожыдва ожфыщга лыаождолыф аопвлоп ыдлаоа ыэ фа ыжло ыж ыфжа о» И грех остаётся грехом даже если бы его делал Бог.
К чему же мы пришли? А мы пришли к почти тому, с чего начинали. Бог, получается, подчиняется хотя бы некоторым законам мироздания. И что, скажите вы, зачем всё это было мудрить, если пришли к тому, с чего начинали: получается, Бог подчиняется законам. Так, но не совсем!
Это подчинение не лишает Бога всемогущества и не подразумевает существование нетварных материй и законов природы, не лишает Бога абсолютной свободы воли и простоты природы Бога.
Примеры[править]
Литература[править]
- Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — Саваоф Баалович Один. Субверсия. «Он казался всемогущим. И вот где-то в середине шестнадцатого века он воистину стал
всемогущим. Проведя численное решение интегро-дифференциального уравнения Высшего Совершенства, выведенного каким-то титаном ещё до ледникового периода, он обрёл возможность творить
любое
чудо. Он мог всё. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. Никакому разумному существу. Ни на Земле, ни в иной части Вселенной. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог. И С. Б. Один навсегда оставил магию». Вячеслав Рыбаков «Человек напротив» — собеседница протагониста прямо сравнивает его с С. Б. Одином. Протагонист подробно объясняет «почему вмешиваться нельзя», а в итоге всё же вынужден вмешаться.
- Аналогично у Роджера Желязны в «Острове мёртвых»: — Может ли Ярл Всемогущий создать камень, который не сможет поднять? — Он не станет его создавать. — Это не ответ! — Ответ. Подумай: ты бы стал?
Кино[править]
- «Брюс Всемогущий» — главный герой становится исполняющим обязанности Бога.
- Киновселенная Марвел — Танос и его Перчатка Бесконечности.
Мультсериалы[править]
- «Дэнни-Призрак» — в сюжетной арке «Путешествие по реальности» всплывает явная калька с Перчатки Бесконечности.
- «Бен 10» — в Омнитриксе имеется ДНК целестиала (или, с языка Бена — «Пришелец-Икс»), по сути являющегося рядовым богом.
- «Генератор Рекс» — мета-наниты настолько могущественны, что могут управлять не только нанитами, но и некоторыми аспектами мироздания, вроде пространства и времени.
Комиксы[править]
- «Хранители» — Доктор Манхэттен.
Аниме и манга[править]
- «Меланхолия Харухи Судзумии» — одна из групп экстрасенсов полагает Харухи всемогущим богом. Девушка действительно демонстрирует способности к изменению реальности в весьма широких пределах, но является ли она всемогущим богом — предмет споров даже внутри её собственного культа. Стычки же Харухи с также способными изменять реальность достаточно развитыми инопланетянами кончались плачевно.
- Bleach — именно к этому стремился Айзен, сливаясь с «хогёку» — местным исполнителем желаний. Увы, не фартануло. Что, впрочем, не помешало ему стать бессмертным и получить level-up на ровном месте. Впрочем, если вспомнить, что Хогёку исполняет ещё и истинное желание владельца, проигрыш Айзена и стал тем самым исполнением желания — встретить достойного противника и проиграть ему.
- Один из гонщиков, звёздный колдун Сул, демонстрирует не только огромный контроль над реальностью вокруг себя (его просто невозможно ранить!), но и всеведение. Единственный, кто мог противостоять прямым атакам Каналетто, пока тот не придумал более оригинальный способ убрать его.