И сказал безумец в сердце своем нет бога толкование


Свт. Афанасий Великий

Ст. 1-2 Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога
В конец, псалом Давиду

Содержание: В настоящем псалме со всею ясностью обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях, чтобы проповедать необходимость пришествия Христова.

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Поелику, не помыслив, что есть Бог, Который назирает и праведным судом судит человеческие дела, привели они в исполнение всякое непотребное дело, то по сему самому Господь с небесе приниче. А это ясно указывает на пришествие Господа к человекам.

Толкование на псалмы.

История и общие сведения псалма 13

Песнь содержит надписание: «Начальнику хора. В конец. Псалом Давида». Последняя часть фразы явно указывает на авторство Давида. Также он предназначался для хора на Сионе, что указывало на его особе предназначение. Обычно это относилось к псалмам, которые затрагивали судьбу всего еврейского народа. Фраза «в конец» относит текст к пророчествам, которые указывают на конец мира.


Псалом 13 указывает на будущую победу Всевышнего

Свт. Василий Великий

Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню

Как действительно лишенный ума и смысла, безумен тот, кто говорит: «несть Бог». Но близок к нему и нимало не уступает ему в бессмыслии и тот, кто говорит, что Бог – виновник зла. Я полагаю, что грех их равно тяжек: потому что оба равным образом отрицают Бога благого, один говоря, что Бога нет, а другой утверждая, что Он не благ. Ибо, если Бог – виновник зла, то, очевидно, не благ. А поэтому и в том и другом случае отрицается Бог.

Беседа о том, что Бог не виновник зла.

Толкование и богословское значение

Песнь восхваляет Господа за его безграничное терпение к своим детям и их постоянным прегрешениям. Главная мысль послания – спасение человека в Боге. Толкование псалма проводят по стихам:

  • Стих 1. Переводчики применили слово «безумен», чтобы донести смысл послания Давида. Он упоминал о нечестивом, живущем неправедной жизнью человеке. В контексте можно понять, что только безумец отвергает существование Всевышнего.
  • Стих 2-3. В нем представлено выражение – «нет делающего добро». Священное Писание содержит множество упоминаний о праведных людях и их поступках. Однако здесь дана общая картина человечества, которое в любом случае грешно в глазах Творца. Именно поэтому он послал Иисуса, чтобы он своей кровью спас весь сир.
  • Стих 4. Содержит вопрос, как нечестивцы могут не понимать, что Бог видит все их прегрешения и в конце их ждет расплата за содеянное.
  • Стих 5-6. Давид говорит про любовь Господа к людям, которых он не оставит в беде и распространит свою милость над землями Израиля. Также он указывает, что бедные больше приближены к Всевышнему и уповают на его помощь, чем богатые.
  • Стих 7. В нем звучит риторический вопрос: «Кто даст от Сиона спасение Израилево?». Автор уже знает ответ, что только твердая вера в Творца спасет еврейский народ.

Свт. Иоанн Златоуст

Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню

Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства пре­данности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, про­рок Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Как раб, преданный госпо­дину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и собственными руками нака­зывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и ста­рается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что гор­шечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с не­удовольствием говорил (псалмопевец): «доколе, Господи, будешь забывать меня до конца?« (Пс.12:2), и не много спустя: «доколе будет возноситься надо мною враг… мой?» (Пс. 12:3), – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (по­тому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гор­диться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он тер­пит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает сле­дующими словами: почему я болею сердцем? потому, что «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога».

Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это зна­ком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: «В ожидании их в Афинах (Тимофея и спутников его) Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). «Почему беззаконные живут» (Иов.21:7)? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» (1Цар.28:7). Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» (1Цар.28:8); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18)? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорит: «нет Бога». Свидетель Господь, говоря­щий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20)? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «поедающие народ Мой, как едят хлеб?… Господа они не призывали» (Пс. 13:4). Бога исповедают и при­знают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не при­звали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: «Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46)? «Всякий согрешающий не видел Его» (1Ин.3:6), говорит Иоанн.

Текст псалма 13 на русском языке

1 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.

6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Ярким примером пророческого текста, который указывает на греховность людей и неминуемое наказание, является псалом 13. В нем описано безграничное терпение Создателя к невежественному человеку, который, не боясь наказания, совершает неправедные поступки. Однако, в конечном счете, ему придется ответить за все и понести достойное его прегрешений наказание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Блж. Феодорит Кирский

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню

«В конец, псалом Давиду». И сей псалом отсылает нас к концу; потому что предвозвещает будущее. Содержание же его таково: царь ассирийский Сеннахирим наступил некогда с воинством на Иудею и овладел многими городами, из которых иные сдались добровольно, а другие взяты силою. В надежде же овладеть и Иерусалимом к владычествовавшему тогда над Иудеями Езекии послал он Рапсака с богохульными и злочестивыми словами. Ибо говорит он: скажите Езекии, да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей. «Где есть Бог Емафа и Арфада? где есть Бог» града «Сепфаруима?» Не могли они избавить от руки моей, и «измет ли Господь Иерусалима из руки моей» (4Цар.18:34–35)? Но так говорил Рапсак, а Езекия, пренебрегши и великое воинство, и безумие речей, водясь же собственным своим благочестием, призвал в помощь Божественное споборничество, и вскоре воспользовался оным. Ибо праведный Судия, возгнушавшись нечестием одного, и прияв благочестие другаго, чрез единаго Ангела умертвил сто восемьдесят пять тысяч Ассириян, а прочих обратил в бегство, и осажденным даровал чудное спасение.

«Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Начало псалма соответствует словам Сеннахирима и Рапсака.

«Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню». Основание и корень нечестия, говорит Пророк, есть растление жизни; потому что, предав себя самих невоздержанию и зверской жизни, изринули вы из разума памятование о Боге, а безумию вождя последовали и подданные.

Правила прочтения молитвы

Вторая кафизма включает 13 псалом, который в православной церкви принято читать на воскресном утреннем богослужении. Текст произносят на церковнославянском языке, однако накануне можно прочитать его на русском языке. Это позволит лучше понять слова священнослужителя и проникнуться глубинной сутью песни.

Псалтырь содержит молитвы, которые помогают в различных жизненных ситуациях.

Псалом 13 обладает особенной силой и рекомендован к прочтению людям, подвергающимся сильным бесовским нападениям. Читать его следует 3 раза в день в течение трех суток, после чего сердце освободится от страха, а душу наполнит смирение и умиротворение.


Вторая кафизма включает 13 псалом


Текст произносят на церковнославянском языке


Псалтырь содержит молитвы для разных жизненных ситуаций

Евфимий Зигабен

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню

В конец, псалом Давиду

И этот псалом обещает указать конец того, что в нем предсказано Давидом. На основании сего некоторые с Василием находят здесь пророчество о том, что имело быть во времена царя Езекии и осады Иерусалима Сеннахеримом —царем Ассирийским; другие, как Афанасий,—пророчество о событиях, относящихся к воплощению Христову. Что касается до нас, то мы будем изъяснять этот псалом в отношении к тому и другому мнению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]