ЗЕРНО ГОРЧИЧНОЕ
Если ты не воспримешь зерна горчичного, о котором сказал Он, если не посеешь его на поле своем, то останешься вовсе без семени…
Преподобный Симеон Новый Богослов
Иисус Христос (Спаситель)
Царство Небесное подобно зерну горчичному
Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф.13:31,32).
Если будете иметь веру с горчичное зерно
Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего, он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него, и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему, ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас, сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:14-21).
Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас (Лк.17:6).
Святой Макарий Великий
Он — Глава Церкви святых и Он — Горчичное Зерно (Мф. 13:31);
Преподобный Симеон Новый Богослов
Зерно же это есть благодать Божественного Духа
Итак, кто бы ни приступил ко Мне, таким образом, нелицемерно повергшись предо мною (да слышит всякое создание), Я тотчас же приму его. Но если бы кто захотел хитростью получить Мою благодать и пришел бы лицемерно, имея внутри злобу или полагаясь на свои дела, будучи одержим надменностью или завистью, тот совершенно не будет иметь части со Мною. Это тебе и всем Бог через нас ежечасно возвещает. Если угодно, я и другими доводами ясно докажу тебе, что здесь еще должно тебе воспринять все Царство Небесное, если ты желаешь войти в него после смерти. Послушай Бога, опять говорящего тебе в притчах. Чему уподоблю Царство Небесное? Внимай: оно подобно зерну горчичному, которое человек некий взял и посеял на поле своем; и оно взошло и сделалось поистине великим деревом (Мф. 13:31). Итак, скажи, слушатель, что такое это зерно? Что ты думаешь о нем? Скажи откровенно, в противном случае я скажу и возвещу истину. Зерном, конечно, Он назвал для тебя Царство Небесное. Зерно же это есть благодать Божественного Духа. А поле — сердце каждого из людей, куда воспринявший Духа ввергает его, скрывая во внутреннейших частях, чтобы никто не видел его, и хранит его со всякой тщательностью, чтобы оно выросло и, сделавшись деревом, поднялось к Небу. Итак, если ты говоришь, что не здесь, но после смерти получат Царство Небесное все, горячо желающие его, то ты извращаешь слова Спасителя и Бога нашего. Ибо если ты не воспримешь зерна горчичного, о котором сказал Он, если не посеешь его на поле своем, то останешься вовсе без семени. Если же ты и воспринял семя, но заглушишь его терниями, или отдашь зерно на расхищение птицам, или оставишь свое поле по нерадению без орошения и семя твое не взойдет, не вырастет и не принесет плода, то, скажи мне, какая тебе будет польза от этого семени? Когда же в иное время, если не теперь, ты получишь это семя? После смерти, говоришь. Но ты уклоняешься от естественного порядка: на каком поле, спрошу я тебя, ты скроешь тогда зерно это? Какими трудами будешь возделывать его, чтобы оно выросло? Поистине, брат, ты полон заблуждения и совершенно обольщен. Ибо это время есть время трудов, а будущее-время венцов.
Здесь ты должен получить себе залог, сказал Владыка; здесь должен воспринять печать. Если ты благоразумен, то здесь зажги светильник души твоей, прежде чем наступит тьма и затворены будут врата делания. Здесь Я бываю для тебя жемчужиной, которую можно купить. Здесь Я являюсь для тебя пшеницей и как бы зерном горчичным. Здесь бываю для тебя закваской и заквашиваю смешение твое. Здесь Я являюсь для тебя водою и огнем услаждающим. Здесь бываю для тебя и одеждой, и пищей, и всяким напитком, если ты желаешь. Так говорит Владыка. Итак, если от здешних вещей ты познаешь Меня таковым и таким образом, то и там также будешь иметь Меня, и Я неизреченным образом сделаюсь для тебя всем. Если же отойдешь отсюда, не ведая действий Моей благодати, то и там найдешь во Мне только безжалостного Судию. О Христе мой и Боже мой, не осуди меня тогда и не подвергни наказанию много согрешившего пред Тобою, но прими меня как одного из последних наемников Твоих, и сподоби отныне послужить Тебе, Спаситель мой, и получить Божественного Твоего Духа — залог Царствия, и там насладиться славою чертога Твоего, созерцая Тебя, Боже мой, во веки вечные. Аминь
Преподобный Ефрем Сирин
Кто имеет веру и делает дела веры, в том вера, как самодвижное горчичное зерно.
Блаженный Феофилакт Болгарский
(Толкование на Евангелие от Марка)
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Мало слово веры: потому что следует только уверовать во Христа, и ты спасешься. Видишь, что слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на землю проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив эллинскую мудрость! Таким образом, проповедь сделалась больше всего и пустила великие ветви. Ибо апостолы как ветви разошлись: один — в Рим, другой — в Индию, третий — в Ахаию, прочие же — в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно с состоянием слушателей. Поскольку народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, о траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-либо полезному или заставить его подойти и спросить, и по вопросе разуметь непонятное. Так, ученикам объяснял Он все наедине, поскольку они прямо приступали к Нему и спрашивали. Объяснял же все только такое, о чем они спрашивали и чего не знали, а не вообще все, даже и ясное. Ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.
Епископ Александр (Милеант)
О Зерне Горчичном
“Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” (Мф.13:31,32).
На Востоке горчичное растение достигает крупных размеров (более двенадцати футов), хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев времен Христа существовала поговорка: “Мал, как горчичное зерно.” Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира — от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии. Люди самых различных рас, языков и культур обретали в Церкви спасение и духовный мир, подобно тому, как птицы в ненастную погоду находят убежище на ветвях могучего дуба.
Клин православный
В Евангелии есть немало мест, которые могут быть трудны для понимания. Сегодня поговорим об одном из них.
«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17, 20)
Значит ли это, что по-настоящему верующих людей нет?
Понятно, что перед христианами не стоит задача изменения географических условий своей Родины. Однако первые христиане, можно сказать, сдвинули гору: обратили ко Христу огромное количество язычников, потерявших практически все нравственные ориентиры. Причем это было сделано в первые три века в условиях постоянных кровавых гонений, когда христианство было объявлено в Римской империи вне закона и фактически обречено на физическое уничтожение.
Жан-Леон Жером «Последние молитвы христианских мучеников»
Подобное чудо повторилось и в нашем Отечестве, где сатанинская по духу, кровожадная власть обрекла христианство на полное уничтожение. В двадцатые и тридцатые годы ХХ столетия только лишь за веру пострадали сотни тысяч из числа духовенства и миллионы верующих. А уже в период «оттепели» первый секретарь коммунистической партии и глава государства не только заявил о построении коммунизма к 1980-му году, но еще до этого срока обещал показать по телевизору «последнего попа». А я вот уже тридцать восьмой год служу священником…
Собственными глазами я видел, как боролись с христианской верой, как третировали людей за то, что они ходили на богослужения, как выгоняли из учебных учреждений, снимали с очередей на квартиру и детский сад. С моих семнадцати лет вплоть до времен Горбачева проверяли переписку, я не получал ни одной бандероли невскрытой, контролировали телефонные разговоры и не только…
Постоянно, систематически в СССР закрывали православные храмы. Но вот пришло празднование 1000-летия Крещения Руси, и всколыхнулся народ. С этого времени более чем вчетверо увеличилось количество активных верующих людей.
Вот вам и сдвинутые горы!
Обратимся к Евангелию. Господь сказал Своим ученикам: Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17, 19-20).
Апостолы получили от Иисуса власть творить чудеса Его Именем, но для совершения чуда необходима была непоколебимая вера в божественную силу Даровавшего им эту власть и уверенность в том, что этой властью чудо действительно будет совершено. А такая вера у апостолов была не всегда.
Господь сравнивает силу веры, необходимую для совершения чуда, с горчичным зернышком, которое, как мы знаем, было самым маленьким. Но речь вовсе не о том, что достаточно и малой веры для совершения чуда и что у апостолов ее не было. Апостолы несомненно верили во Христа. Они даже называли Его Сыном Божиим.
Христиане, имевшие сильную и непоколебимую веру во Христа, во время гонений мужественно переживали страшные пытки и умирали, ни на мгновение не сомневаясь, что там, за гробом, они встретят Спасителя. Такая твердая, ничем непоколебимая вера, действительно могла творить чудеса. Такую сильную веру Христос сравнил с горчичным зернышком. Из маленького живого зерна вырастает большое дерево. Будучи очень маленьким, оно содержит в себе огромную животворящую силу. Для тех, кто имеет такую веру, нет ничего невозможного. Поэтому апостол Иаков так пишет о вере: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1, 5-7).
Поскольку, как мы уже сказали, некоторые «горы» оказались сдвинутыми по вере христиан, то нет оснований утверждать, что настоящих верующих нет.
О затруднениях в молитве Все молитвы — только для мужчин?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
ВЕРА С ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО — ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
«Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице есей:
«исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас». (Луки 17:6).
Один пожилой верующий человек спросил меня: «Как ты понимаешь эти слова Христа?».
«Буквально»,- сказал я.
Человек вспыхнул: «Что ты говоришь!? Мы же не можем словом пересаживать деревья!..».
Я отвечал, что, раз мы не можем словом пересаживать деревья, значит, у нас нет веры даже размером с горчичное зерно…
Человек был возмущен. Он верил в Бога всю свою долгую жизнь, и считал, что у него крепкая вера в Бога. Затем он стал мне объяснять, что это — притча Иисуса, которую не следует понимать буквально. По его словам «смоковница», о которой сказал Христос, есть некий набор отрицательных качеств, находящихся в нашем сердце, которые мы, развивая в себе веру, можем «пересадить» от себя, избавиться от них. И море – не понимается буквально. Это есть символ пучины, глубины, невозвратного пути, куда нужно бросить свои плохие качества и склонности…
РЕЛИГИОЗНАЯ ГОРА МУДРСТВОВАНИЙ
Объяснения этого человека представляют собой классический пример того, как религия истинный смысл Писания подменяет религиозной философией и казуистикой, и как слова Христа переворачивает с ног на голову, отводя внимание слушателя от главного, и переключая на второстепенное.
Между тем хорошо видно, что в приведенном случае Христос не вел речь о смоковнице. И о море Христос не говорил. Господь здесь учил о вере. Он говорил о том, что у Его учеников была крайне малой вера. И Он говорил о великой силе и о могуществе веры.
Пример с горчичным зерном Христос применял не один раз. Был случай, когда ученики не могли изгнать беса из человека. «Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Матф. 17:14-20).
Упомянутый выше религиозный человек «гору» из ответа Иисуса также объясняет горой проблем, которые встают на духовном пути верующего, и которые он своей верой отодвигает в сторону…
Для христианских религий, зараженных языческими представлениями о загробной жизни, о выходе человека из тела, исповедующих жизнь человека вне тела, проповедующих гибель земли, для таких религий очень многие тексты Библии являются непонятными, загадочными, вообще – противоречивыми. Например, такими неудобными для религий являются слова Господа из Нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»; или, как сказано в Современном Русском переводе Библии: «Блаженны кроткие! Бог им отдаст во владение землю». Да и сама Господняя молитва «Отче наш», несмотря на то, что регулярно повторяется религиями, произносится лишь формально, без какого либо вникания в ее смысл, который прямо говорит, что воля Божья и на земле будет такой же, как и на небе.
Слова Христа о вере с горчичное зерно являются такими же трудными для религий словами.
МОГУЩЕСТВО ВЕРЫ
Исследование Писания показывает, что слова Христа о вере величиной с горчичное зерно, есть как-бы маленькая, едва заметная вершина громадного айсберга информации, которая содержится в Библии о сущности человека, о его природе и о его будущем.
Смысл Библейского учения о человеке заключается в том, что человек является человеком только в теле. Имеется тело, значит, есть человек. Нет тела — нет и человека. Таково учение Библии.
Так же авторитетно Священное Писание повествует, что человек, материальный, телесный, может и должен иметь свободу общения с Богом. И должен получать от Бога помощь и силу. Без этого человек просто не сможет существовать.
Вопрос: Как проявится эта помощь и сила Бога для человека?
Она будет видна в делах, в событиях и формах материального характера. Древние пророки, например, Илия, Елисей обладали колоссальной помощью от Бога. И что? Они могли творить великие чудеса! Они даже мертвых воскрешали. Буквально, материально.
Христос пришел на землю с властью и силой Бога. И как эта власть и сила проявлялись? В чудесах и в делах материальных.
Апостолы в Пятидесятницу получили власть и силу Бога. Как это было видно? Из их дел, видимых, материальных.
Что всем этим подчеркивается? То, что человек есть существо телесное, буквальное, материальное. И жизнь вечная ему будет дана такая же.
Чтобы телесный материальный человек мог жить вечно, он, кроме обязательных глубочайших духовных качеств и способностей должен обладать некими особыми дарами и возможностями материальными. Он должен быть способен на такие дела, которые для нынешнего смертного человека являются просто настоящим чудом. И это именно так и будет. В Божьем Царстве смерть потеряет власть над человеком. Бессмертного человека невозможно будет убить. Как сейчас в теле человека работает «программа» разрушения и старения, так в Божьем Царстве в теле человека будет работать программа восстановления и заживления.
О том, каким будет человек вечный, какими он будет обладать возможностями и способностями, на Своем личном примере показал Божий Сын Иисус. Он сошел с неба на землю. Он через женщину принял материальное тело. И Он творил такие дела, и совершал такие поступки, которые для всех людей были невероятным чудом. Его смогли убить только потому, что Он Сам пошел на смерть, пожертвовав Свою жизнь ради людей, как Спаситель грешных.
Христос чудесным образом исцелял больных. Исцелял буквально, телесно, материально.
Христос чудом кормил голодных. Кормил буквально, материально.
Христос воскрешал мертвых. Воскрешал буквально, материально, телесно.
Христос ходил по воде. Ходил буквально, материально, телесно.
Христос приказал буре и шторму немедленно утихнуть. И те сразу же повиновались. Буквально, материально.
Что, Христос был материалист? Нет, Христос был в высшей степени человеком Духа. И был исполнителем воли Всевышнего относительно человека, образа Божьего в материальном теле.
Какой был Христос на земле, такими будут люди, получившие вечную жизнь. Они будут способны исцелять, врачевать, заживлять, в том числе и самих себя. И они буквально будут способны «пересаживать деревья и двигать горы» одним только словом. Причем, все это является лишь минимумом того, на то будет способен человек бессмертный.
Чудо, неимоверное чудо пересаживания дерева в море и перемещения горы одним словом, Иисус сравнивал с горчичным зерном. То есть, Христос говорил, что для таких невероятных чудес человеку нужно будет «веры» всего лишь с горчичное зерно, то есть, самый минимум. А что же сможет человек, у которого вера возрастет до размеров горы? Если с минимумом человек сможет творить такое, то, что же он сделает с максимумом веры, когда придет, как написано, «в меру полного возраста Христова»? Какие перспективы в плане возможностей откроются перед людьми, когда, как написано «Сам Бог будет обитать с ними»?
Человек был задуман Творцом как материальное подобие и образ Его Самого, Бога. Человек был поставлен владыкой над природой. В словах и делах человека должно было отражаться Величие и Слова Бога.
Бог очень любит человека. Любовь Бога к человеку превосходит всякое разумение. Бог спасает человека от смерти. Но, пока человек смертен, Бог предъявляет ему самые минимальные требования. Почти – микроскопические.
Хотя Христос и говорил о вере с горчичное зерно, однако Христос не потребовал, чтобы мы сейчас передвигали горы. И не поставил условие, что для спасения непременно необходима такая вера. Даже веры с горчичное зерно Бог сейчас от нас не ожидает. Размер горчичного зерна был бы для нас слишком великим. По всему видно, что Бог ждет, чтобы мы сейчас проявили веру даже не с горчичное зерно, а, как бы с молекулу, или даже с атом. И этой веры, такой маленькой, такого мини-микро размера для Него будет достаточно, чтобы объявить нас праведниками, чтобы подарить нам вечную жизнь. А там, в жизни вечной, мы достигнем полной веры в совершенстве.
Обращаясь к смертному человеку, Милосердный Господь говорит всего-навсего так: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты, и весь дом твой». Это, по правде, есть вера, по размеру сравнимая разве что с элементарной частицей, с одним атомом. На такие уступки идет Бог, чтобы только спасти человека.
Бог всегда был таким. Вспомним, например, древнюю Ниневию. Ее грехи были так велики, что Господь приговорил ее к уничтожению. Но, стоило только Ниневии попросить у Бога помилования, как Бог сразу отозвался, и отменил Свой приговор. Что сделала Ниневия? Какая была у нее вера? Явно меньше, чем горчичное зерно. Ни деревьев, ни гор Ниневитяне словами не передвигали. Они всего на всего – покаялись. И этого было достаточно, чтобы Господь даровал им спасение. Христос говорил о них, как о спасенных.
Иныне от людей Бог ждет тот же минимум веры. И заключается он в покаянии перед Богом. И – все! И – будешь спасен! «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». (Деяния 17 гл).
Учение Христа о вере с горчичное зерно является для нас не укором, не обличением, а мощной поддержкой, укрепляющей нашу надежду на вечную жизнь, которую Он обещал верующим в Него. Сейчас нет никакой необходимости словом пересаживать деревья и передвигать горы. Для этого придет свое время. Как в начале Бог все сотворил Своим Словом, так в Его Царстве, святой, безгрешный человек, достигнув состояния образа и подобия Бога, действовать будет словом. Бог даст человеку такую силу.
Библия многократно показывает, как серьезно Бог относится к словам, которые произносит каждый человек. Христос однажды сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда; ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». (Матф. 12 гл). Согласно Библии, пустословие является одним из дел грешных людей. Слово есть нечто, чрезвычайно важное в глазах Бога. Но это другая тема…
Сейчас нужно покаяться, — кто еще не покаялся,- и жить по заповедям Бога. А все остальное – приложится… там, в Божьем Царстве, где перед бессмертным человеком по воле Создателя откроются такие захватывающие перспективы, каких сегодня не может предположить даже самый смелый фантаст.
«…Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божьей. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего, и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии…». (1Коринф. 2 гл).