Как правильно перекрестить ребенка перед сном на схеме

Каждый, даже далекий от религии человек, знает о том, что крестное знамение совершается не совсем одинаково в православных и католических конфессиях. Верующие же люди, посещающие церковные служения, разумеется, знают о том, что православные крестятся справа налево, а католики наоборот.

Однако в том, как правильно перекрестить другого человека, многие верующие испытывают затруднения. Действительно, ведь если совершить над кем-либо, а не над собой, привычное движение крестного знамения, то порядок плеч окажется нарушенным. Важно ли это? И как призвать на другого человека благословение правильно, не нарушая канонов? Для чего нужно креститься? Подобные вопросы актуальны для многих людей, которые по каким-либо причинам не решаются задать их церковнослужителю в храме.

Для чего и как крестятся? Как правильно перекрестить другого человека?

Каждый, даже далекий от религии человек, знает о том, что крестное знамение совершается не совсем одинаково в православных и католических конфессиях. Верующие же люди, посещающие церковные служения, разумеется, знают о том, что православные крестятся справа налево, а католики наоборот.
Однако в том, как правильно перекрестить другого человека, многие верующие испытывают затруднения. Действительно, ведь если совершить над кем-либо, а не над собой, привычное движение крестного знамения, то порядок плеч окажется нарушенным. Важно ли это? И как призвать на другого человека благословение правильно, не нарушая канонов? Для чего нужно креститься? Подобные вопросы актуальны для многих людей, которые по каким-либо причинам не решаются задать их церковнослужителю в храме.

Какие существуют исключения из правил

Каждый православный христианин знает, что крещение является великим религиозным таинством, которое происходит на протяжении жизни верующего человека только один раз. Несмотря на то, что повторное прохождение обряда не оговаривается Церковью, иногда все же возникают ситуации, которые могут рассматриваться в качестве исключений из правил.

Второе крещение ребенка может проводиться в следующих случаях:

  1. Если обряд проводился не духовным лицом, а другим человеком, не являющимся церковнослужителем. Такие ситуации иногда происходят, если населенный пункт располагается на большом расстоянии от православного храма и добраться до него с малышом не представляется возможным.
  2. При неправильном проведении обряда. Новый крестильный ритуал может потребоваться, если предыдущий проходил с нарушениями, недопустимыми ошибками, с чтением не соответствующих таинству молитвенных текстов. В этом случае все погрешности должны быть зафиксированы и подтверждены (лучше всего сразу несколькими лицами).

Иногда у взрослого человека появляются небезосновательные сомнения в том, что он проходил обряд крещения, будучи младенцем. Это становится серьезным препятствием на пути к обретению истинной веры, желанию жить по христианским заповедям. В подобных ситуациях Церковь допускает вероятность проведения нового ритуала с другими крестными.

При наличии искреннего желания пройти повторное крещение следует обратиться к священнику, подробно рассказать ему обо всех обстоятельствах принятия такого серьезного решения.

Когда совершается крестное знамение?

Это молитвенное движение уместно в любой жизненной ситуации. Интуитивно верующие перекрещиваются при сильном испуге или же при столкновении с чем-либо непонятным, получая какие-либо значимые известия или узнавая шокирующую информацию. Осеняют себя крестным знамением и во многих других жизненных ситуациях.

Но помимо обстоятельств, когда молитвенное движение совершается по наитию, существуют и те, при которых принято совершать крестное знамение для себя или другого человека. К таким ситуациям относятся прежде всего:

Конечно же, осенять знамением другого человека нужно и давая благословение, и во многих иных обстоятельствах. Нельзя забывать об этом действии и приступая к какому-либо важному занятию или же начиная новое дело.

Если же перекреститься необходимо возле иконы, то делается это трижды. Дважды человек осеняет себя крестным знамением, подойдя к образу и остановившись перед ним. После этого молится, устанавливает свечу и прикладывается к окладу иконы. Затем крестится в третий раз, кланяется и отходит от образа.

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием во время иску­ше­ний?

Святые отцы при­зы­вали нала­гать крест­ное зна­ме­ние при пре­одо­ле­нии разных стра­стей. Напри­мер, блж. Иеро­ним Стри­дон­ский упо­ми­нал совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния при печали и скорби о покой­ных, а свт. Иоанн Зла­то­уст учил: «Обидел ли кто тебя? Огради крест­ным зна­ме­нием грудь; вспомни все, что про­ис­хо­дило на Кресте – и все погас­нет» (Беседа 87). Однако чаще всего крест­ное зна­ме­ние упо­ми­на­ется, в том числе сщмч. Кипри­а­ном Кар­фа­ген­ским (“Книга о падщих”), в каче­стве неви­ди­мой печати, отго­ня­ю­щей диа­вола. Один из раз­де­лов «Апо­столь­ского пре­да­ния» сщмч. Иппо­лита Рим­ского подробно рас­кры­вает именно этот аспект крест­ного зна­ме­ния (“О крест­ном зна­ме­нии”). Но больше всего о борьбе с демо­нами с помо­щью крест­ного зна­ме­ния гово­рится в мона­ше­ской пись­мен­но­сти. В Житии прп. Анто­ния Вели­кого при­во­дится такое настав­ле­ние: «Демоны, гово­рит он, про­из­во­дят меч­та­ния для устра­ше­ния бояз­ли­вых. Посему запе­чат­лейте себя крест­ным зна­ме­нием и идите назад смело, демо­нам же предо­ставьте делать из себя посме­шище» (“Поуче­ния”). В житии свт. Гри­го­рия Чудо­творца, епи­скопа Неоке­са­рий­ского рас­ска­зы­ва­ется о том, как он, будучи вынуж­ден зано­че­вать в язы­че­ском храме, изгнал всех демо­нов, начер­тав крест­ное зна­ме­ние в воз­духе во время обыч­ных вечер­них молитв. К помощи крест­ного зна­ме­ния против демо­нов при­бе­гали даже неве­ру­ю­щие. Так, импе­ра­тор Юлиан Отступ­ник, уже отрек­шись от веры, одна­жды невольно пере­кре­стился, когда был испу­ган, пишет свт. Гри­го­рий Бого­слов (“Слово 4”).

Как осенить знамением другого человека?

Как правильно перекрестить другого человека? Православие дает однозначный ответ на этот вопрос – знамение должно лечь так, как будто бы человек перекрестился самостоятельно.

Соответственно, важным моментом в этом действии является порядок чередования плеч. Именно в этом и заключается для многих людей сложность того, как правильно перекрестить другого человека. К примеру, в жесте благословения рука при движении от живота должна идти не в правую сторону, а в левую, поскольку человек, которого осеняют крестным знамением, как правило, стоит перед тем, кто его совершает.

Когда впер­вые стали совер­шать крест­ное зна­ме­ние за бого­слу­же­нием?

В бого­слу­же­нии, по край­ней мере, начи­ная с III в., крест­ное зна­ме­ние исполь­зу­ется как свя­щен­но­слу­жи­те­лями при совер­ше­нии Таинств, так и всеми вер­ными в опре­де­лен­ные моменты службы. Уже Ориген сооб­щает о крест­ном зна­ме­нии перед нача­лом молитвы и чтения Свя­щян­ного Писа­ния (см. Selecta in Ezechielem). Во многих тра­ди­циях встре­ча­ется нало­же­ние «печати» на чело огла­ша­е­мых при под­го­товке к при­ня­тию кре­ще­ния или в каче­стве после­кре­щаль­ного signatio на ново­кре­ще­ных.

Есть ли различия в осенении знамением человека, стоящего спиной и лицом?

Единственное различие в осенении крестным знамением человека, стоящего лицом к благословляющему и того, кто повернулся спиной, заключается в направлении движения руки.

Как правильно перекрестить другого человека если он стоит лицом? К лицу благословляющего отношение фигуры того, кого осеняют знамением, принимает такое же положение, как отражение в зеркале. Соответственно, движение в молитвенном жесте следует направлять так, чтобы первым плечом оказалось правое.

Как правильно перекрестить другого человека, если он стоит спиной? Точно так же, как и себя. Поскольку благословляемый не находится напротив того, кто совершает знамение, то есть не принимает зеркального положения, направление движения руки должно быть привычным. Разумеется, кисть нужно развернуть в сторону того, кого осеняют крестным знамением.

Источник

Когда крест­ное зна­ме­ние сле­дует и не сле­дует совер­шать на бого­слу­же­нии?

В совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви крест­ное зна­ме­ние обя­за­тельно совер­ша­ется при бла­го­сло­ве­нии свя­щен­ным пред­ме­том — Еван­ге­лием, Кре­стом или Чашей. Также при­нято осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием при чтении или пении «При­и­дите, покло­нимся», Три­свя­того, в начале и при окон­ча­нии чтения Свя­щен­ного Писа­ния, на «Алли­луия», при чтении и пении Сим­вола веры, на отпу­сте. Обычай кре­ститься во время каж­дого из про­ше­ний раз­лич­ных екте­ний не явля­ется устав­ным (в гре­че­ской и древ­не­рус­ской тра­ди­циях он не встре­ча­ется). Крест­ное зна­ме­ние совер­ша­ется при про­хож­де­нии по храму напро­тив Цар­ских врат. Кре­стятся при постав­ле­нии свечи на под­свеч­ник перед иконой, перед при­кла­ды­ва­нием к иконе, перед потреб­ле­нием просфор. Кре­ститься не поло­жено во время архи­ерей­ского или иерей­ского при­вет­ствия «Мир всем» или иных воз­гла­сов, сопро­вож­да­е­мых бла­го­сло­ве­нием народа рукой. Крест­ное зна­ме­ние не совер­ша­ется во время чтения или пения псал­мов и стихир, запре­щено кре­ститься при под­ходе к Святой Чаше для При­ча­ще­ния. Крест­ное зна­ме­ние в опре­де­лен­ных слу­чаях соче­та­ется с покло­нами, но при этом они не должны совер­шаться одно­вре­менно с крест­ным зна­ме­нием.

Значение крестного знамения в православии

Крестное знамение — важный и особенный знак в православии, символ веры в Святую Троицу и напоминание о жертве Иисуса Христа, распятого на кресте во имя спасения людей. При нанесении символа человек проводит рукой ото лба к нижней части живота, затем доводит руку по правого плеча, затем до левого. При этом у крестящегося человека сложены три пальца, символизирующие веру в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Перекрещиваясь, человек наносит на себя божественную защиту, выражает веру в Бога, сына его Иисуса Христа. Крестное знамение наносят не спеша, родители часто перекрещивают маленьких детей самостоятельно. После нанесения крестного знамения следует поклониться, так человек уповает на Божью милость к своему грешному существованию.

В каких ситуациях уместно его использовать?

Человек дитя Господа от рождения. Божественная сущность заключена в душе каждого человека. Но это не означает, что креститься необходимо постоянно, нанесение крестного знамения без причины может выглядеть неуместно. Ситуации, когда православный верующий может нанести крестное знамение:

Нанесение святого креста — символ веры в Господа. Верующие не должны стесняться перекрещивания, ведь это святое действие заключает в себе Божью благодать, несет защиту и напоминание о заповедях Господа. Но в то же время нельзя допускать «показушности», сильно махать руками и громко молиться. Данные действия неуместны, нанесение креста на тело человека — духовное таинство, в котором не должно быть спешки. Видимое свидетельство веры должно быть праведным, не наносящим вред душе человека.

Как правильно креститься православным?

Если душа человека открыта для Господа, то произвести религиозное действие правильно для верующего не составит труда. Особенности нанесения крестного знамения в православной традиции:

Завершается нанесение креста поклоном Господу, таким образом человек признает грешность свою по отношению к Небесам и просит защиты и Божьего благословения.

На заметку. В католической вере крест наносится слева направо, и используют при этом полностью всю ладонь.

Поклон в завершении обряда делают по пояс или до самой земли. При совершении земного поклона необходимо встать на колени, обычно так делают в стенах храма или церкви. Наносить православный крест можно мысленно, открытым сердцем и душой, каноны церкви это делать не запрещают.

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием, если вдруг ока­зался в непра­во­слав­ном храме?

Цер­ков­ные писа­тели IV – V вв. сооб­щают об обя­за­тель­ном нало­же­нии хри­сти­а­нами крест­ного зна­ме­ния при вынуж­ден­ном входе в язы­че­ский храм или сина­гогу. Напри­мер, свт. Иоанн Зла­то­уст (“Против иудеев”) пишет: «Как вой­дешь ты в сина­гогу? Если запе­чат­ле­ешь лицо свое [крест­ным зна­ме­нием], тотчас убежит вся вра­же­ская сила, оби­та­ю­щая в сина­гоге; а если не запе­чат­ле­ешь, то уже при самом входе ты бро­сишь свое оружие, и тогда диавол, нашедши тебя без­за­щит­ным и без­оруж­ным, при­чи­нит тебе мно­же­ство зла». Особое вни­ма­ние нало­же­нию крест­ного зна­ме­ния уде­ля­лось даже при пере­ходе из одного поме­ще­ния в другое внутри мона­стыря или храма во вре­мена прп. Колум­бана Люк­сей­ского ( VI – VII вв.) в ирланд­ской мона­ше­ской тра­ди­ции, где за нена­ло­же­ние крест­ного зна­ме­ния даже преду­смат­ри­ва­лась епи­ти­мия.

Как перекрестить другого человека?

Нет большей защиты для ребенка, чем перекрестие от родителей, которые молятся за своих чад ежедневно. Нанести такое Божье знамение необходимо правильно. Крест на теле перекрещиваемого человека должен выглядеть так, как будто бы он перекрестился сам. То есть движение руки в данном случае меняет свое направление, три перста накладывают сначала в левую часть предплечья, а затем ведут к правой. Окрещаемый человек при этом должен стоять лицом к лицу к человеку, наносящему крестное знамение.

Больше всего воздействию негативной энергии со стороны подвержены дети, поэтому обряд крещения младенца рекомендуется провести уже на сороковой день после рождения.

Если у ребенка начались затяжные периоды болезней, крики и капризы без причины, бессонница или, наоборот, упадок сил, то малышу необходимо оказать помощь, ведь проводить религиозные обряды самостоятельно он еще не умеет. Прежде всего, испуганного ребенка необходимо успокоить и умыть его личико святой водой, прочитав молитву. Затем на малыша наносят крестное знамение, так ребенок получает защиту от бесовских промыслов и отрицательной энергии.

Что означает обряд крещения

Под крещением подразумевают особо важное священнодействие, при проведении которого незримым образом присутствует сам Господь. При этом происходят важнейшие события:

  • крещеный человек очищается от греха, приобщается к своему Создателю;
  • новый член Церкви получает высшую благодать;
  • христианин проходит через духовное рождение, навсегда отрекается от Сатаны.

Если крестильный обряд предназначен для маленького ребенка, все необходимые ритуальные действия за него совершают крестные (духовные) родители. Этим людям необходимо поручиться за чадо перед Богом, взять на себя серьезную ответственность за духовное воспитание крестника в течение всей жизни. Крестной матери и отцу следует молиться за него, приучать к церковным таинствам, подавать личный пример того, каким должен быть истинный христианин. Священники утверждают, что молитвы, возносимые крестными за вверенного им юного члена Православной церкви, обладают особой силой и способны оказывать ему огромную помощь.

Что еще важно знать?

Рассмотрим случаи, когда еще уместно и верно использовать крестное знамение:

Православный крест — это основная защита людей от дел греховных и промыслов дьявола. Распятый на кресте Иисус Христос искупил грехи людские и отобрал у бесов возможность полного воздействия на человека, защитив им верующих, как щитом. Злые силы боятся святого креста, который отнимает у них силу не чистую. В православных писаниях описаны случаи, что отравленная еда, перекрещенная святым крестом, теряла способность наносить вред здоровью верующих.

Традиция нанесения креста известна в православии с незапамятных времен. Верующим нельзя стесняться наносит на себя крестное знамение в обществе, но церковь допускает и мысленное нанесение креста на человека. Ведь человек может выражать любовь и преданность Господу сердцем, важно, чтобы в этот благословенный момент душа человека была открыта, а мысли человека были честными и благими.

Смысл православного креста

Крест – это исповедание веры православных христиан. Оно напоминает о крестных страданиях Спасителя, которые Он претерпел для спасения грешников из ада и возвращения в Царство Небесное. Вообще смерть на кресте считалась самой страшной и позорной смертью. Ей предавались мужчины, совершившие особо тяжкое преступление. На кресте руки и ноги прибивались гвоздями. Смерть наступала от удушья, разрыва сердца и потери крови. Умирали на кресте мучительно в течение долгих часов, а иногда и суток.

фильм М.Гибсона «Страсти Христовы»
Христос избрал самую мучительную смерть для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества. Теперь грешники могут покаяться Ему и получить прощение тут же, благодаря такой страшной жертве Христа. Люди до конца не осознают всю важность и величие подвига Спасителя ради них. Как и то, что мучения на кресте выглядели намного страшнее, чем это показано на иконах, картинах и даже голливудских фильмах.

Всем известен фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», который смотреть просто невозможно из-за обилия кровавых сцен и мучений. Но даже он не смог передать весь ужас страданий Христа. На кресте люди находились совершенно нагими, и все смотрели на них. Христос перед этим претерпел жестокие избиения, бичевание, поэтому тело Его превратилось в кровавую массу. Потом Он нёс перекладину от креста до Голгофы.

Для того, чтобы руки держались на перекладине, их растягивали, в результате, суставы рук были вывихнуты. Кроме боли от гвоздей и вывиха, Он испытывал страшное удушье и жажду. Ему приходилось постоянно двигаться, чтобы глотнуть воздуха, Он не висел неподвижно, как в фильме. У Него было обезвоживание, пульс поднялся до 200, давление упало до 70 на 40. Христос испытывал сосудистый коллапс и сильную сердечную недостаточность. У него были сильные судороги. Кроме того Он испытывал Богооставленность, Отец Небесный отвернулся от Него. Это, пожалуй, было самым страшным мучением для Него.

Все это Христос испытал для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества, чтобы мы смогли попасть в Царство Небесное. В таких страданиях за людей видно не только огромное терпение, но несказанная любовь. Ведь все это Он принял на Себя добровольно!

Именно поэтому крест как символ говорит верующим о многом. Православные относятся к нему очень благоговейно. Нельзя изображать, например, кресты на полу, чтобы не наступить на них нечаянно. В каждом доме у верующих есть распятие, которому они кланяются и лобызают его.

Поэтому верующие осеняют себя как можно чаще крестным знамением в знак почитания крестных мук Спасителя. Апостол Павел писал: «крест для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие, а для нас – Божия сила и премудрость», также: «мертвость Господа в теле моем ношу».

Как правильно крестить предметы?

Как правильно крестить предметы?

Когда мы крестим предметы, то нужно их осенять крестным знамением с произнесением таких же слов, как и при нанесении крестного знамения на себя. Чтобы изобразить крест на каком-либо предмете мы, сначала, крестим его вверх со словами: «Во имя Отца», затем вниз со словами «И Сына», затем в левую сторону со словами «И Святаго Духа» и, затем в правую сторону со словами «Аминь». Производить крестное знамение нужно не спеша и благоговейно с молитвой ко Господу.

Как правильно крестить людей?

Во многих Православных семьях принято, чтобы мать и отец благословляли своих детей крестным знамением перед их выходом из дома. Ребенок поворачивается лицом к матери или отцу, которые крестят их. Сначала они касаются их лба, затем живота, затем правого плеча и, затем левого плеча. При таком благословении родители молятся, чтобы Господь охранял их ребенка и защищал силой крестного знамения. Крест Христов и его изображение имеет несказанную силу, он не раз избавлял людей от различных бед, скорбей и, даже, смерти. Христиане наносят крестное знамение на себя, других людей и окружающие предметы. Чтобы знать, как правильно крестить людей нужно просто уметь самому креститься. В данном тексте мы употребляем слово «крестить» в значении «осенять крестным знамением».

Как правильно крестить пищу?

Как правильно крестить углы?

Верующие люди часто осеняют крестным знамением не только себя, но и все, что их окружает. После грехопадения первых людей лукавые силы стали способны наносить вред людям. Часто мы можем не видеть злых духов, и не знать от чего у нас происходят беды, искушения и нехорошие душевные состояния. Чем чаще человек будет крестить себя и все, что его окружает с верой и молитвой о помощи Божией, тем легче ему будет идти по дороге спасения. Как правильно крестить углы, можно сделать вывод из того, как правильно наносить крестное знамение на других людей и предметы. Нужно повернуться в сторону того угла и произвести перед собой крестное знамение, сначала, в воздухе производят изображение верха креста, затем низа, затем левой стороны и в завершение, правой стороны. Произносят, при этом слова: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Крестное знамение всегда наносят правой рукой, кроме этих слов и нанесения крестного знамения можно читать молитву с призывом Силы Креста Господня или другие молитвы. Просят, чтобы Господь оградил нас Силой Животворящего Креста и сохранил от всякого зла. Можно читать Псалом 90 или другие Православные молитвы по Вашему желанию и зову сердца. Можно, также молится своими словами, но обязательно, с пожеланием душевного спасения всем людям. Пусть Господь Вас умудрит и сохранит Силой Своего Животворящего Креста.

Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед

Источник

Крест­ное зна­ме­ние

Кре́стное зна́мение – осе­не­ние зна­ме­нием Креста, внешне выра­жа­е­мое в таком дви­же­нии руки, что оно вос­про­из­во­дит сим­во­ли­че­ское очер­та­ние Креста, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос; при этом осе­ня­ю­щий выра­жает внут­рен­нюю веру во Святую Троицу; во Христа как в воче­ло­ве­чив­ше­гося Сына Божьего, Иску­пи­теля людей; любовь и бла­го­дар­ность по отно­ше­нию к Богу, надежду на Его защиту от дей­ствия падших духов, надежду на спа­се­ние.

Для крест­ного зна́мения мы скла­ды­ваем пальцы правой руки так: три первых пальца (боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний) сла­гаем вместе кон­цами ровно, а два послед­них (безы­мян­ный и мизи­нец) при­ги­баем к ладони…

Сло­жен­ные вместе три первых пальца выра­жают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Свя­того Духа как еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную Троицу, а два пальца, при­гну­тые к ладони, озна­чают, что Сын Божий по вопло­ще­нии Своем, будучи Богом, стал чело­ве­ком, то есть озна­чают Его две при­роды – Боже­скую и чело­ве­че­скую.

Осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием надо не торо­пясь: воз­ло­жить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опу­стив правую руку можно делать пояс­ной или земной поклон.

Осеняя себя крест­ным зна­ме­нием, мы при­ка­са­емся сло­жен­ными вместе тремя паль­цами ко лбу – для освя­ще­ния нашего ума, к животу – для освя­ще­ния наших внут­рен­них чувств (сердца), потом к пра­вому, затем левому плечам – для освя­ще­ния наших телес­ных сил.

О тех же, кото­рые зна­ме­нуют себя всей пятер­ней, или кла­ня­ются, не окон­чив еще креста, или махают рукой своей по воз­духу или по груди своей, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст сказал: «Тому неисто­вому маха­нию бесы раду­ются». Напро­тив, крест­ное зна­ме­ние, совер­ша­е­мое пра­вильно и неспешно, с верою и бла­го­го­ве­нием, устра­шает бесов, ути­шает гре­хов­ные стра­сти и при­вле­кает Боже­ствен­ную бла­го­дать.

Созна­вая свою гре­хов­ность и недо­сто­ин­ство перед Богом, мы, в знак нашего сми­ре­ния, сопро­вож­даем нашу молитву покло­нами. Они бывают пояс­ными, когда накло­ня­емся до пояса, и земные, когда, кла­ня­ясь и ста­но­вясь на колена, каса­емся голо­вою земли.

«Обычай делать крест­ное зна­ме­ние берет начало со времен апо­столь­ских» (Полн. Пра­восл. бого­слов. энцик­лоп. Сло­варь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тер­тул­ли­ана крест­ное зна­ме­ние уже глу­боко вошло в жизнь совре­мен­ных ему хри­стиан. В трак­тате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограж­даем свое чело крест­ным зна­ме­нием при всех обсто­я­тель­ствах жизни: входя в дом и выходя из него, оде­ва­ясь, воз­жи­гая све­тиль­ники, ложась спать, садясь за какое-либо заня­тие.

Крест­ное зна­ме­ние не явля­ется лишь частью рели­ги­оз­ного обряда. Прежде всего, это – вели­кое оружие. Пате­рики, отеч­ники и жития святых содер­жат много при­ме­ров, сви­де­тель­ству­ю­щих о той реаль­ной духов­ной силе, кото­рой обла­дает образ Креста.

Уже святые апо­столы силою крест­ного зна­ме­ния совер­шали чудеса. Одна­жды апо­стол Иоанн Бого­слов нашел лежа­щим при дороге боль­ного чело­века, сильно стра­дав­шего горяч­кой, и исце­лил его крест­ным зна­ме­нием (Димит­рий Ростов­ский, свя­ти­тель. Житие свя­того апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова. 26 сен­тября).

Пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий гово­рит о силе крест­ного зна­ме­ния против демо­нов: «Посему, когда демоны при­хо­дят к вам ночью, хотят воз­ве­стить буду­щее или гово­рят: “Мы – ангелы”, не вни­майте им – потому что лгут. Если будут они хва­лить ваше подвиж­ни­че­ство и убла­жать вас, не слу­шайте их и нимало не сбли­жай­тесь с ними, лучше же себя и дом свой запе­чат­лейте кре­стом и помо­ли­тесь. Тогда уви­дите, что они сде­ла­ются неви­ди­мыми, потому что бояз­ливы и осо­бенно стра­шатся зна­ме­ния креста Гос­подня. Ибо, кре­стом отъяв у них силу, посра­мил их Спа­си­тель» (Житие пре­по­доб­ного отца нашего Анто­ния, опи­сан­ное святым Афа­на­сием в посла­нии к инокам, пре­бы­ва­ю­щим в чужих стра­нах. 35).

В «Лав­са­ике» рас­ска­зы­ва­ется о том, как авва Доро­фей, сотво­рив крест­ное зна­ме­ние, выпил воду, взятую из колодца, на дне кото­рого был аспид: «Одна­жды авва Доро­фей послал меня, Пал­ла­дия, часу в девя­том к своему колодцу налить кадку, из кото­рой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начер­пав воды, побе­жал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмех­нулся скромно, потому что был ко мне весьма вни­ма­те­лен, и, пока­чав голо­вой, сказал: “Если бы диа­волу взду­ма­лось набро­сать аспи­дов или других ядо­ви­тых гадов во все колодцы и источ­ники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотво­рив крест­ное зна­ме­ние над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».

Пре­по­доб­ный Вене­дикт Нур­сий­ский (480–543) за стро­гую свою жизнь был избран в 510 году игу­ме­ном пещер­ного мона­стыря Вико­варо. Святой Вене­дикт с усер­дием правил мона­сты­рем. Строго соблю­дая устав пост­ни­че­ского жития, он никому не поз­во­лял жить по своей воле, так что иноки стали рас­ка­и­ваться, что выбрали себе такого игу­мена, кото­рый совер­шенно не под­хо­дил к их испор­чен­ным нравам. Неко­то­рые решили его отра­вить. Они сме­шали яд с вином и дали пить игу­мену во время обеда. Святой сотво­рил над чашею крест­ное зна­ме­ние, и сосуд силою свя­того креста тотчас же раз­бился, как бы от удара камнем. Тогда чело­век Божий познал, что чаша была смер­то­носна, ибо не могла выдер­жать живо­тво­ря­щего креста» (Димит­рий Ростов­ский, свя­ти­тель. Житие пре­по­доб­ного отца нашего Вене­дикта. 14 марта).

Про­то­и­е­рей Васи­лий Шустин (1886–1968) вспо­ми­нает о старце Нек­та­рии Оптин­ском: «Батюшка гово­рит мне: “Вытряси прежде само­вар, затем налей воды, а ведь часто воду забы­вают налить и начи­нают раз­жи­гать само­вар, а в резуль­тате само­вар испор­тят и без чаю оста­ются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кув­шине; возьми его и налей”. Я подо­шел к кув­шину, а тот был очень боль­шой, ведра на два, и сам по себе мас­сив­ный. Попро­бо­вал его подви­нуть, нет – силы нету, тогда я хотел под­не­сти к нему само­вар и налить воды. Батюшка заме­тил мое наме­ре­ние и опять мне повто­ряет: “Ты возьми кувшин и налей воду в само­вар”. – “Да ведь, батюшка, он слиш­ком тяже­лый для меня, я его с места не могу сдви­нуть”. Тогда батюшка подо­шел к кув­шину, пере­кре­стил его и гово­рит: “Возьми”, – и я поднял и с удив­ле­нием смот­рел на батюшку: кувшин мне почув­ство­вался совер­шенно легким, как бы ничего не веся­щим. Я налил воду в само­вар и поста­вил кувшин обратно с выра­же­нием удив­ле­ния на лице. А батюшка меня спра­ши­вает: “Ну, что, тяже­лый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удив­ля­юсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послу­ша­ние, кото­рое нам кажется тяже­лым, при испол­не­нии бывает очень легко, потому что это дела­ется как послу­ша­ние”. Но я был прямо пора­жен: как он уни­что­жил силу тяже­сти одним крест­ным зна­ме­нием!» (См.: Шустин Васи­лий, про­то­и­е­рей. Запись об Иоанне Крон­штадт­ском и об Оптин­ских стар­цах. М., 1991).

Вна­чале хри­сти­ане кре­сти­лись одним пер­стом, под­чер­ки­вая этим веру в еди­ного Бога – в про­ти­во­вес язы­че­скому мно­го­бо­жию. После Никей­ского все­лен­ского собора (325 г.), сфор­му­ли­ро­вав­шего догмат о един­стве двух природ во Христе, хри­сти­ане стали кре­ститься двумя пер­стами. Когда Русь кре­сти­лась в пра­во­сла­вие, в Визан­тии кре­сти­лись еще двумя пер­стами, како­вой обычай пере­шел и на Русь. Затем, в XI веке, в про­ти­во­вес оче­ред­ной ереси, отри­цав­шей Тро­ич­ность Божию, было поло­жено кре­ститься тремя пер­стами (символ тро­ич­но­сти). Но, в силу отрыва Руси от Визан­тии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Ста­ро­веры, не зная ничего о даль­ней­шем раз­ви­тии цер­ков­ной куль­туры в Визан­тии, упорно дер­жа­лись за дву­пер­стие. С.А. Левиц­кий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]