Каждый, даже далекий от религии человек, знает о том, что крестное знамение совершается не совсем одинаково в православных и католических конфессиях. Верующие же люди, посещающие церковные служения, разумеется, знают о том, что православные крестятся справа налево, а католики наоборот.
Однако в том, как правильно перекрестить другого человека, многие верующие испытывают затруднения. Действительно, ведь если совершить над кем-либо, а не над собой, привычное движение крестного знамения, то порядок плеч окажется нарушенным. Важно ли это? И как призвать на другого человека благословение правильно, не нарушая канонов? Для чего нужно креститься? Подобные вопросы актуальны для многих людей, которые по каким-либо причинам не решаются задать их церковнослужителю в храме.
Для чего и как крестятся? Как правильно перекрестить другого человека?
Каждый, даже далекий от религии человек, знает о том, что крестное знамение совершается не совсем одинаково в православных и католических конфессиях. Верующие же люди, посещающие церковные служения, разумеется, знают о том, что православные крестятся справа налево, а католики наоборот.
Однако в том, как правильно перекрестить другого человека, многие верующие испытывают затруднения. Действительно, ведь если совершить над кем-либо, а не над собой, привычное движение крестного знамения, то порядок плеч окажется нарушенным. Важно ли это? И как призвать на другого человека благословение правильно, не нарушая канонов? Для чего нужно креститься? Подобные вопросы актуальны для многих людей, которые по каким-либо причинам не решаются задать их церковнослужителю в храме.
Какие существуют исключения из правил
Каждый православный христианин знает, что крещение является великим религиозным таинством, которое происходит на протяжении жизни верующего человека только один раз. Несмотря на то, что повторное прохождение обряда не оговаривается Церковью, иногда все же возникают ситуации, которые могут рассматриваться в качестве исключений из правил.
Второе крещение ребенка может проводиться в следующих случаях:
- Если обряд проводился не духовным лицом, а другим человеком, не являющимся церковнослужителем. Такие ситуации иногда происходят, если населенный пункт располагается на большом расстоянии от православного храма и добраться до него с малышом не представляется возможным.
- При неправильном проведении обряда. Новый крестильный ритуал может потребоваться, если предыдущий проходил с нарушениями, недопустимыми ошибками, с чтением не соответствующих таинству молитвенных текстов. В этом случае все погрешности должны быть зафиксированы и подтверждены (лучше всего сразу несколькими лицами).
Иногда у взрослого человека появляются небезосновательные сомнения в том, что он проходил обряд крещения, будучи младенцем. Это становится серьезным препятствием на пути к обретению истинной веры, желанию жить по христианским заповедям. В подобных ситуациях Церковь допускает вероятность проведения нового ритуала с другими крестными.
При наличии искреннего желания пройти повторное крещение следует обратиться к священнику, подробно рассказать ему обо всех обстоятельствах принятия такого серьезного решения.
Когда совершается крестное знамение?
Это молитвенное движение уместно в любой жизненной ситуации. Интуитивно верующие перекрещиваются при сильном испуге или же при столкновении с чем-либо непонятным, получая какие-либо значимые известия или узнавая шокирующую информацию. Осеняют себя крестным знамением и во многих других жизненных ситуациях.
Но помимо обстоятельств, когда молитвенное движение совершается по наитию, существуют и те, при которых принято совершать крестное знамение для себя или другого человека. К таким ситуациям относятся прежде всего:
Конечно же, осенять знамением другого человека нужно и давая благословение, и во многих иных обстоятельствах. Нельзя забывать об этом действии и приступая к какому-либо важному занятию или же начиная новое дело.
Если же перекреститься необходимо возле иконы, то делается это трижды. Дважды человек осеняет себя крестным знамением, подойдя к образу и остановившись перед ним. После этого молится, устанавливает свечу и прикладывается к окладу иконы. Затем крестится в третий раз, кланяется и отходит от образа.
Нужно ли осенять себя крестным знамением во время искушений?
Святые отцы призывали налагать крестное знамение при преодолении разных страстей. Например, блж. Иероним Стридонский упоминал совершение крестного знамения при печали и скорби о покойных, а свт. Иоанн Златоуст учил: «Обидел ли кто тебя? Огради крестным знамением грудь; вспомни все, что происходило на Кресте – и все погаснет» (Беседа 87). Однако чаще всего крестное знамение упоминается, в том числе сщмч. Киприаном Карфагенским (“Книга о падщих”), в качестве невидимой печати, отгоняющей диавола. Один из разделов «Апостольского предания» сщмч. Ипполита Римского подробно раскрывает именно этот аспект крестного знамения (“О крестном знамении”). Но больше всего о борьбе с демонами с помощью крестного знамения говорится в монашеской письменности. В Житии прп. Антония Великого приводится такое наставление: «Демоны, говорит он, производят мечтания для устрашения боязливых. Посему запечатлейте себя крестным знамением и идите назад смело, демонам же предоставьте делать из себя посмешище» (“Поучения”). В житии свт. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского рассказывается о том, как он, будучи вынужден заночевать в языческом храме, изгнал всех демонов, начертав крестное знамение в воздухе во время обычных вечерних молитв. К помощи крестного знамения против демонов прибегали даже неверующие. Так, император Юлиан Отступник, уже отрекшись от веры, однажды невольно перекрестился, когда был испуган, пишет свт. Григорий Богослов (“Слово 4”).
Как осенить знамением другого человека?
Как правильно перекрестить другого человека? Православие дает однозначный ответ на этот вопрос – знамение должно лечь так, как будто бы человек перекрестился самостоятельно.
Соответственно, важным моментом в этом действии является порядок чередования плеч. Именно в этом и заключается для многих людей сложность того, как правильно перекрестить другого человека. К примеру, в жесте благословения рука при движении от живота должна идти не в правую сторону, а в левую, поскольку человек, которого осеняют крестным знамением, как правило, стоит перед тем, кто его совершает.
Когда впервые стали совершать крестное знамение за богослужением?
В богослужении, по крайней мере, начиная с III в., крестное знамение используется как священнослужителями при совершении Таинств, так и всеми верными в определенные моменты службы. Уже Ориген сообщает о крестном знамении перед началом молитвы и чтения Свящянного Писания (см. Selecta in Ezechielem). Во многих традициях встречается наложение «печати» на чело оглашаемых при подготовке к принятию крещения или в качестве послекрещального signatio на новокрещеных.
Есть ли различия в осенении знамением человека, стоящего спиной и лицом?
Единственное различие в осенении крестным знамением человека, стоящего лицом к благословляющему и того, кто повернулся спиной, заключается в направлении движения руки.
Как правильно перекрестить другого человека если он стоит лицом? К лицу благословляющего отношение фигуры того, кого осеняют знамением, принимает такое же положение, как отражение в зеркале. Соответственно, движение в молитвенном жесте следует направлять так, чтобы первым плечом оказалось правое.
Как правильно перекрестить другого человека, если он стоит спиной? Точно так же, как и себя. Поскольку благословляемый не находится напротив того, кто совершает знамение, то есть не принимает зеркального положения, направление движения руки должно быть привычным. Разумеется, кисть нужно развернуть в сторону того, кого осеняют крестным знамением.
Источник
Когда крестное знамение следует и не следует совершать на богослужении?
В современной практике Русской Православной Церкви крестное знамение обязательно совершается при благословении священным предметом — Евангелием, Крестом или Чашей. Также принято осенять себя крестным знамением при чтении или пении «Приидите, поклонимся», Трисвятого, в начале и при окончании чтения Священного Писания, на «Аллилуия», при чтении и пении Символа веры, на отпусте. Обычай креститься во время каждого из прошений различных ектений не является уставным (в греческой и древнерусской традициях он не встречается). Крестное знамение совершается при прохождении по храму напротив Царских врат. Крестятся при поставлении свечи на подсвечник перед иконой, перед прикладыванием к иконе, перед потреблением просфор. Креститься не положено во время архиерейского или иерейского приветствия «Мир всем» или иных возгласов, сопровождаемых благословением народа рукой. Крестное знамение не совершается во время чтения или пения псалмов и стихир, запрещено креститься при подходе к Святой Чаше для Причащения. Крестное знамение в определенных случаях сочетается с поклонами, но при этом они не должны совершаться одновременно с крестным знамением.
Значение крестного знамения в православии
Крестное знамение — важный и особенный знак в православии, символ веры в Святую Троицу и напоминание о жертве Иисуса Христа, распятого на кресте во имя спасения людей. При нанесении символа человек проводит рукой ото лба к нижней части живота, затем доводит руку по правого плеча, затем до левого. При этом у крестящегося человека сложены три пальца, символизирующие веру в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.
Перекрещиваясь, человек наносит на себя божественную защиту, выражает веру в Бога, сына его Иисуса Христа. Крестное знамение наносят не спеша, родители часто перекрещивают маленьких детей самостоятельно. После нанесения крестного знамения следует поклониться, так человек уповает на Божью милость к своему грешному существованию.
В каких ситуациях уместно его использовать?
Человек дитя Господа от рождения. Божественная сущность заключена в душе каждого человека. Но это не означает, что креститься необходимо постоянно, нанесение крестного знамения без причины может выглядеть неуместно. Ситуации, когда православный верующий может нанести крестное знамение:
Нанесение святого креста — символ веры в Господа. Верующие не должны стесняться перекрещивания, ведь это святое действие заключает в себе Божью благодать, несет защиту и напоминание о заповедях Господа. Но в то же время нельзя допускать «показушности», сильно махать руками и громко молиться. Данные действия неуместны, нанесение креста на тело человека — духовное таинство, в котором не должно быть спешки. Видимое свидетельство веры должно быть праведным, не наносящим вред душе человека.
Как правильно креститься православным?
Если душа человека открыта для Господа, то произвести религиозное действие правильно для верующего не составит труда. Особенности нанесения крестного знамения в православной традиции:
Завершается нанесение креста поклоном Господу, таким образом человек признает грешность свою по отношению к Небесам и просит защиты и Божьего благословения.
На заметку. В католической вере крест наносится слева направо, и используют при этом полностью всю ладонь.
Поклон в завершении обряда делают по пояс или до самой земли. При совершении земного поклона необходимо встать на колени, обычно так делают в стенах храма или церкви. Наносить православный крест можно мысленно, открытым сердцем и душой, каноны церкви это делать не запрещают.
Нужно ли осенять себя крестным знамением, если вдруг оказался в неправославном храме?
Церковные писатели IV – V вв. сообщают об обязательном наложении христианами крестного знамения при вынужденном входе в языческий храм или синагогу. Например, свт. Иоанн Златоуст (“Против иудеев”) пишет: «Как войдешь ты в синагогу? Если запечатлеешь лицо свое [крестным знамением], тотчас убежит вся вражеская сила, обитающая в синагоге; а если не запечатлеешь, то уже при самом входе ты бросишь свое оружие, и тогда диавол, нашедши тебя беззащитным и безоружным, причинит тебе множество зла». Особое внимание наложению крестного знамения уделялось даже при переходе из одного помещения в другое внутри монастыря или храма во времена прп. Колумбана Люксейского ( VI – VII вв.) в ирландской монашеской традиции, где за неналожение крестного знамения даже предусматривалась епитимия.
Как перекрестить другого человека?
Нет большей защиты для ребенка, чем перекрестие от родителей, которые молятся за своих чад ежедневно. Нанести такое Божье знамение необходимо правильно. Крест на теле перекрещиваемого человека должен выглядеть так, как будто бы он перекрестился сам. То есть движение руки в данном случае меняет свое направление, три перста накладывают сначала в левую часть предплечья, а затем ведут к правой. Окрещаемый человек при этом должен стоять лицом к лицу к человеку, наносящему крестное знамение.
Больше всего воздействию негативной энергии со стороны подвержены дети, поэтому обряд крещения младенца рекомендуется провести уже на сороковой день после рождения.
Если у ребенка начались затяжные периоды болезней, крики и капризы без причины, бессонница или, наоборот, упадок сил, то малышу необходимо оказать помощь, ведь проводить религиозные обряды самостоятельно он еще не умеет. Прежде всего, испуганного ребенка необходимо успокоить и умыть его личико святой водой, прочитав молитву. Затем на малыша наносят крестное знамение, так ребенок получает защиту от бесовских промыслов и отрицательной энергии.
Что означает обряд крещения
Под крещением подразумевают особо важное священнодействие, при проведении которого незримым образом присутствует сам Господь. При этом происходят важнейшие события:
- крещеный человек очищается от греха, приобщается к своему Создателю;
- новый член Церкви получает высшую благодать;
- христианин проходит через духовное рождение, навсегда отрекается от Сатаны.
Если крестильный обряд предназначен для маленького ребенка, все необходимые ритуальные действия за него совершают крестные (духовные) родители. Этим людям необходимо поручиться за чадо перед Богом, взять на себя серьезную ответственность за духовное воспитание крестника в течение всей жизни. Крестной матери и отцу следует молиться за него, приучать к церковным таинствам, подавать личный пример того, каким должен быть истинный христианин. Священники утверждают, что молитвы, возносимые крестными за вверенного им юного члена Православной церкви, обладают особой силой и способны оказывать ему огромную помощь.
Что еще важно знать?
Рассмотрим случаи, когда еще уместно и верно использовать крестное знамение:
Православный крест — это основная защита людей от дел греховных и промыслов дьявола. Распятый на кресте Иисус Христос искупил грехи людские и отобрал у бесов возможность полного воздействия на человека, защитив им верующих, как щитом. Злые силы боятся святого креста, который отнимает у них силу не чистую. В православных писаниях описаны случаи, что отравленная еда, перекрещенная святым крестом, теряла способность наносить вред здоровью верующих.
Традиция нанесения креста известна в православии с незапамятных времен. Верующим нельзя стесняться наносит на себя крестное знамение в обществе, но церковь допускает и мысленное нанесение креста на человека. Ведь человек может выражать любовь и преданность Господу сердцем, важно, чтобы в этот благословенный момент душа человека была открыта, а мысли человека были честными и благими.
Смысл православного креста
Крест – это исповедание веры православных христиан. Оно напоминает о крестных страданиях Спасителя, которые Он претерпел для спасения грешников из ада и возвращения в Царство Небесное. Вообще смерть на кресте считалась самой страшной и позорной смертью. Ей предавались мужчины, совершившие особо тяжкое преступление. На кресте руки и ноги прибивались гвоздями. Смерть наступала от удушья, разрыва сердца и потери крови. Умирали на кресте мучительно в течение долгих часов, а иногда и суток.
фильм М.Гибсона «Страсти Христовы»
Христос избрал самую мучительную смерть для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества. Теперь грешники могут покаяться Ему и получить прощение тут же, благодаря такой страшной жертве Христа. Люди до конца не осознают всю важность и величие подвига Спасителя ради них. Как и то, что мучения на кресте выглядели намного страшнее, чем это показано на иконах, картинах и даже голливудских фильмах.
Всем известен фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», который смотреть просто невозможно из-за обилия кровавых сцен и мучений. Но даже он не смог передать весь ужас страданий Христа. На кресте люди находились совершенно нагими, и все смотрели на них. Христос перед этим претерпел жестокие избиения, бичевание, поэтому тело Его превратилось в кровавую массу. Потом Он нёс перекладину от креста до Голгофы.
Для того, чтобы руки держались на перекладине, их растягивали, в результате, суставы рук были вывихнуты. Кроме боли от гвоздей и вывиха, Он испытывал страшное удушье и жажду. Ему приходилось постоянно двигаться, чтобы глотнуть воздуха, Он не висел неподвижно, как в фильме. У Него было обезвоживание, пульс поднялся до 200, давление упало до 70 на 40. Христос испытывал сосудистый коллапс и сильную сердечную недостаточность. У него были сильные судороги. Кроме того Он испытывал Богооставленность, Отец Небесный отвернулся от Него. Это, пожалуй, было самым страшным мучением для Него.
Все это Христос испытал для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества, чтобы мы смогли попасть в Царство Небесное. В таких страданиях за людей видно не только огромное терпение, но несказанная любовь. Ведь все это Он принял на Себя добровольно!
Именно поэтому крест как символ говорит верующим о многом. Православные относятся к нему очень благоговейно. Нельзя изображать, например, кресты на полу, чтобы не наступить на них нечаянно. В каждом доме у верующих есть распятие, которому они кланяются и лобызают его.
Поэтому верующие осеняют себя как можно чаще крестным знамением в знак почитания крестных мук Спасителя. Апостол Павел писал: «крест для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие, а для нас – Божия сила и премудрость», также: «мертвость Господа в теле моем ношу».
Как правильно крестить предметы?
Как правильно крестить предметы?
Когда мы крестим предметы, то нужно их осенять крестным знамением с произнесением таких же слов, как и при нанесении крестного знамения на себя. Чтобы изобразить крест на каком-либо предмете мы, сначала, крестим его вверх со словами: «Во имя Отца», затем вниз со словами «И Сына», затем в левую сторону со словами «И Святаго Духа» и, затем в правую сторону со словами «Аминь». Производить крестное знамение нужно не спеша и благоговейно с молитвой ко Господу.
Как правильно крестить людей?
Во многих Православных семьях принято, чтобы мать и отец благословляли своих детей крестным знамением перед их выходом из дома. Ребенок поворачивается лицом к матери или отцу, которые крестят их. Сначала они касаются их лба, затем живота, затем правого плеча и, затем левого плеча. При таком благословении родители молятся, чтобы Господь охранял их ребенка и защищал силой крестного знамения. Крест Христов и его изображение имеет несказанную силу, он не раз избавлял людей от различных бед, скорбей и, даже, смерти. Христиане наносят крестное знамение на себя, других людей и окружающие предметы. Чтобы знать, как правильно крестить людей нужно просто уметь самому креститься. В данном тексте мы употребляем слово «крестить» в значении «осенять крестным знамением».
Как правильно крестить пищу?
Как правильно крестить углы?
Верующие люди часто осеняют крестным знамением не только себя, но и все, что их окружает. После грехопадения первых людей лукавые силы стали способны наносить вред людям. Часто мы можем не видеть злых духов, и не знать от чего у нас происходят беды, искушения и нехорошие душевные состояния. Чем чаще человек будет крестить себя и все, что его окружает с верой и молитвой о помощи Божией, тем легче ему будет идти по дороге спасения. Как правильно крестить углы, можно сделать вывод из того, как правильно наносить крестное знамение на других людей и предметы. Нужно повернуться в сторону того угла и произвести перед собой крестное знамение, сначала, в воздухе производят изображение верха креста, затем низа, затем левой стороны и в завершение, правой стороны. Произносят, при этом слова: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Крестное знамение всегда наносят правой рукой, кроме этих слов и нанесения крестного знамения можно читать молитву с призывом Силы Креста Господня или другие молитвы. Просят, чтобы Господь оградил нас Силой Животворящего Креста и сохранил от всякого зла. Можно читать Псалом 90 или другие Православные молитвы по Вашему желанию и зову сердца. Можно, также молится своими словами, но обязательно, с пожеланием душевного спасения всем людям. Пусть Господь Вас умудрит и сохранит Силой Своего Животворящего Креста.
Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед
Источник
Крестное знамение
Кре́стное зна́мение – осенение знамением Креста, внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос; при этом осеняющий выражает внутреннюю веру во Святую Троицу; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к Богу, надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на спасение.
Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.
«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.
Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.
Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).
Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. 35).
В «Лавсаике» рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: “Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».
Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).
Протоиерей Василий Шустин (1886–1968) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: “Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей”. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: “Ты возьми кувшин и налей воду в самовар”. – “Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть”. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: “Возьми”, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: “Ну, что, тяжелый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание”. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).
Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие. С.А. Левицкий