Зачем каяться перед Богом и как правильно у него просить прощения


Чем грех опасен для человека

Грех — это не юридическое преступление. Грех, прежде всего, наносит душевную травму самому человеку, это болезнь, рана, которая появляется на душе. Нужно определенное время для врачевания греха.

Как правильно просить у Бога прощения? Чтобы покаяние не было бесплодным, стоит не просто называть свои грехи, а принести Богу в жертву добродетели, противоположные тем грехам, которые раньше совершили. Назвать свои грехи — это еще не покаяться.


Как попросить прощение у Бога за грехи

Необходим плод достойный покаяния:

  • перемена жизни;
  • перемена ума;
  • превратить свою жизнь в противоположную тем грехам, что были раньше.

Грех не может возникнуть спонтанно. Христос в нагорной проповеди раскрывает духовные корни грехов. Для иудеев грех — это убийство, прелюбодеяние, а Христос показывает некий генезис происхождения того или иного греха. Он говорит, что прелюбодей не только тот, кто совершил прелюбодеяние, но и всякий, кто смотрит на женщину с вожделением уже прелюбодействует с ней в сердце своем; убийца в заветном понимании не тот, кто убил, а и тот, кто напрасно гневается на брата своего — уже есть человекоубийца.

О грехах:

  • О любостяжании
  • Грех сребролюбия
  • Почему играть в карты — грех

Церковь определяет, что есть восемь смертных грехов. Но при этом мы понимаем, что смертные грехи не возникают на голом месте. Поэтому если говорить, что есть большие и малые грехи, то самой такой постановкой мы в некотором виде легализуем часть своих проблем, а это неправильно. Поэтому не бывает мелких грехов.

Важно! Любой грех, если это запущенная проблема, приведет к чему-то серьезному, к тому, что называется смертным грехом.

То есть Христос вскрывает внутренние мотивации, обнаруживает тот самый закон греха, который реально может присутствовать в каждом человеке.

Как исповедовать грехи

Существует десять грехов, всё остальное — это разновидность этих грехов. Поэтому, когда готовитесь к исповеди, готовьтесь с акцентом на лаконичность десяти заповедей, но при этом вы должны быть готовы, что священник может задать вопрос: сколько раз вы пали? С кем вы пали? Было ли чувство раскаяния у того, с кем вы пали? Это уже дело священника, захочет он что-то уточнять или нет.


Таинство покаяния

Иногда человеку очень трудно рассказать какой-то свой грех. Особенно это случается тогда, когда вы дружите со священником, и вы боитесь, что когда будете называть свои грехи, то это изменит доброе отношение священника к вам, он будет смотреть на вас уже отрицательно. Но на самом деле это ложный стыд.

Священник, когда чувствует, что человек неискренне себя ведет на исповеди, таким недоверием он может оскорбиться. А когда священнослужитель видит, что вы называете грех своим именем, он чувствует ваше доверие к нему и с пониманием отнесется. Подстраивайтесь под священника, под его вопросы, его реакцию.

Внимание! Исповедь совершается не перед священником. Читаются молитвы: «Се Христос незримо стоит, приемлет исповедание твое». Священник только свидетель исповеди и грехи-то отпускает священник не силой своего благочестия, не силой своего сана, а властью данной ему от Иисуса Христа.

Поэтому исповедь совершается перед Христом, а священник — свидетель. И на Страшном суде именно священник будет свидетельствовать об искренности вашей исповеди.

Существует епитимья — это не наказание за грех, а период, за который человек лечит покаянием свой грех. Чтобы потом приступить к чаше Евхаристии.

Иногда за тяжелые смертные грехи священник рекомендует на некоторое время воздержаться от причастия. Усилить покаяние молитвой, постом, чтением Священного Писания, святоотеческой литературы или другими положительными поступками. Чтобы именно покаянием врачевать свою душу, а потом уже приступать к Чаше Христовой. Естественным состоянием является чувство скорби от совершенного греха. Естественна боль и тяжесть душевная. Но переживая скорби, душа учится смиряться, перерождается.

Задача исповеди заключается в том, чтобы вы стали обвинять самих себя! Что происходит на исповеди, когда человек начинает обвинять самого себя? Бог начинает его оправдывать. Задача именно кающегося обвинять себя. Ведь в обыденной жизни мы занимаемся тем, что постоянно оправдываем себя.

Но не надо вносить в церковь элементы вашей обычной жизни, когда мы маскируемся, пытаемся оправдаться, отказываемся от каких-то обвинений против нас. Через ложную стыдливость вы становитесь сами себе врагом.

Как правильно просить прощения

Подготовьте план

Подумайте над тем, что и как вы будете говорить. Как показало исследование An Exploration of the Structure of Effective Apologies 2016 года, наиболее эффективные извинения состоят из шести компонентов:

  1. Выражение сожаления.
  2. Объяснение причины.
  3. Признание личной ответственности за содеянное.
  4. Раскаяние.
  5. Предложение путей решения проблемы (исправления ошибки).
  6. Просьба о прощении.

Интересно, что компоненты не равны по значимости. Участники исследования делали акцент на третьем пункте. Как было сказано выше, признание своей ошибки болезненно для человека. Именно поэтому пострадавшему важно знать, что вы готовы пойти на это и уладить конфликт.

В числе наименее важных — объяснение причины, так как зачастую оно больше похоже на обычное оправдание.

Просите прощения при встрече наедине. Выберите спокойное место, где вас никто не потревожит.

Только не торопитесь Better Late Than Early: The Influence of Timing on Apology Effectiveness . Если просить прощения во время конфликта или сразу после него, извинения покажутся неискренними: слишком сильны эмоции. Подождите, пока все успокоятся и обдумают случившееся.

Соблюдайте правила

Сухого, небрежно брошенного «прости» недостаточно. Но и слишком усердствовать не нужно. К тому же никаких гарантий, что вас простят, нет. Поэтому подготовьтесь и соблюдайте простые правила.

  1. Будьте искренни. Покажите, что на самом деле сожалеете о случившемся.
  2. Не оправдывайтесь. Вы виноваты. Точка. Не стоит злить собеседника, пытаясь перекинуть ответственность.
  3. Не используйте никаких но. Они автоматически превратят ваше извинение в оправдание или даже критику собеседника.
  4. Фокусируйтесь на том, что сделали вы. «Прости, что мои слова тебя задели!» — не очень-то похоже на искреннее извинение, не так ли? Просите прощения за свои поступки, а не за то, как человек их воспринял. Например: «Прости, что сгоряча назвал тебя плохим специалистом. Мне жаль. Больше это не повторится».
  5. Не перекидывайте вину на других. Если обидчиков несколько, не делайте на этом акцент.
  6. Не жалейте себя. В первую очередь вы должны думать о чувствах обиженного, а не о своих. Выразите сожаление, но не расписывайте свои страдания.
  7. Не ждите мгновенного прощения и не давите. Фразу «Ну я же извинился уже 15 раз!» забудьте. Иногда пострадавшему нужно время.
  8. Подтверждайте слова действиями. Исправьте ошибку, если пообещали, и не повторяйте её. В противном случае в ваших извинениях нет смысла.

Позаботьтесь о себе

Запомните, что признание ошибки и просьба о прощении не делает вас слабым. Чтобы переступить через себя и принять ответственность за причинённый вред, вы должны обладать мужеством. Возможно, вы даже сможете извлечь выгоду из этого — научитесь обдумывать поступки.

Бог и кающийся человек

Есть три разных слова, которые встречаются в Священном Писании и которые говорят об отношении Бога к кающемуся человеку.


Христос и грешница

Это, прежде всего, слово — прощение. Что значит человека прощают? Ему не будут напоминать о том, что он совершил.

Но есть другое слово — человека милуют. Он не просто совершил проступок, а и заслужил наказание, но его милуют.

А третье слово в Священном Писании является основным в характеристике того, как Бог относится к нашему акту покаяния. Это слово — оправдание, то есть означает, что никогда не был виновен.

Бог в Иисусе Христе всецело освободил человека от власти греха. В том смысле, что человек уже не отвечает, если он покаялся в грехе, произошел акт покаяния, то это именно называется оправданием, то есть всецелое, тотальное прощение. Это связано с тем, что после того, как Христос совершил акт нашего искупления, Бог-Отец смотрит на нас через раны Своего Сына и видит нас оправданными.

Такое значение имеет то, что совершил Христос.

Зачем просить прощения

Наш мозг верит, что мы всегда правы. Признание собственной ошибки создаёт Why It’s Hard to Admit to Being Wrong когнитивный диссонанс. Нам кажется, что мы будем выглядеть слабыми, наша самооценка страдает Refusing to apologize can have psychological benefits (and we issue no mea culpa for this research finding) . И мы пытаемся оправдаться во что бы то ни стало.
В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

Но ошибки совершают все, их не избежать. Поэтому просить прощения — нормально. И полезно.

Раскаяние и миротворческие жесты помогают вам избавиться Conciliatory gestures promote forgiveness and reduce anger in humans. от отрицательных эмоций. Ну и, конечно, сохранить отношения. Исследования показывают Interpersonal Forgiving in Close Relationships , что искренние извинения побуждают людей прощать обидчиков.

Ищите прощения — умейте прощать

Так как мы нуждаемся в прощении, мы должны научиться прощать. Иначе как читать молитву Господню, где есть слова: «Остави нам долги наша, якоже мы оставляем должником нашим».

Еще о покаянных молитвах:

  • Молитва покаяния в грехах
  • Канон покаянный ко Господу
  • Великий покаянный канон Андрея Критского

Если, испрашивая прощение у Бога мы сами не прощаем, то нам нельзя читать молитву «Отче Наш». Тогда мы будем говорить Богу: «Не прощай нам, как и мы не прощаем» — таков будет смысл в наших словах, даже если мы будем правильно произносить слова этой молитвы.

Помня о том, что мера того, как мы относимся к другим, это мера того, как Бог может отнестись к нам. Мы должны ответственно подойти к этим словам: это значит,что, когда мы прощаем ближнего, мы обеспечиваем и для себя прощение Божественное.

Поэтому тот, который нуждается в прощении, тот, который прощен, он должен прощать и должен забывать, что простил и быть готовым повторить акт прощения по отношению к человеку, который ищет примирения с ним.

Таинства церкви — помощь в исцелении грехов

Все таинства, существующие в церкви, обладают врачующими свойствами. Крещение — снятие первородного греха. Если бы люди не грешили, то не было бы второго таинства — таинства покаяния.

Какие грехи снимаются в таинстве покаяния, исповеди? Снимается грех, как проступок, когда человек исповедует его перед священником. Затем идет к причастию и его причащают во оставление грехов и жизнь вечную.


Причастие в православном храме

Возникает вопрос: «А во оставление каких грехов, если человек исповедовался и грех был снят?» Дело в том, что грех-то снят, как проступок в Таинстве Исповеди, но Таинство Причастия снижает саму склонность ко греху, то что апостол Павел называет законом греха, который живет в каждом человеке. То есть любой греховный поступок рождается от тех склонностей, которые есть у каждого из нас. Они могут совпадать, могут не совпадать, но именно в причастии уменьшается сама склонность, причина греха.

Далее Таинство Соборования — врачевание души и немощей телесных. Венчание — таинство, снисхождение к плотским немощам человека и обеспечение нормальной семейной жизни.

Важно: человек, который считает себя грешным, должен безбоязненно идти в церковь, потому что все основные таинства церкви связаны с человеческими немощами, грехами, склонностями дурными. И если человек говорит, что не идет в церковь, потому что грешен, то он не понимает, что такое церковь.

Все таинства обращены, чтобы помочь немощному человеку, поэтому ему самое место в храме. И когда человек говорит, что у него нет грехов, то он сам себя обманывает.

Как добиться прощения у Бога?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Наверно мой вопрос покажется банальным, и Вы уже 100 раз на такие отвечали, но все же спрошу. Как мне добиться прощения Господа? Я не чувствую, что Он слышит меня. А прощение мне есть за что просить. В юном возрасте я хулил Его, плевал на иконы от злости или из-за очередной какой—то неудачи. По Библии, я должен вернуть Ему вчетверо больше, но икон я рисовать не умею, денег у меня тоже нет. Бог, наверное, уже наказал меня за мои грехи: мне уже 31 год, я не женат и тяжело болен (рассеянный склероз). С каждым днем мое состояние потихоньку ухудшается. Но я не знаю, как обратиться к Нему, чтобы Он услышал меня! Я не чувствую особой веры, наверное. Просто покаяться, но ведь это всего лишь назвать свой грех вслух, но как очистить действительно сердце свое? Как молиться дома (я не всегда могу вообще перемещаться на ногах, чтобы пойти в храм), но молиться искренне, вот как в себе открыть эту искренность? И как побороть отчаяние, что завладело душой моей? Ведь это тягчайший грех, и неужели я уже обречен?

Сергей

Протоиерей Андрей ЕФАНОВ

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Уважаемый Сергий, Вас постигла страшная болезнь. Вы правы в том, что нет ничего, чего Бог бы не допустил, но я не возьмусь утверждать, что болезнь — это наказание от Бога. Наказание вообще — это «наказ», наставление, что-то, что ставит человека в такое положение, при котором он наконец-то начинает пересматривать свою жизнь с правильной точки зрения. То есть это не месть за проступок, а ситуация с направленностью в будущее. Возможно, что Ваша болезнь — это результат каких-то генетических процессов в организме, то есть была бы при любой ситуации — мы не знаем.

Вопрос — что Вам делать. Знаете, не нужно ждать, что Вы что-то особое почувствуете или вдруг станете молиться как-то по-особому. Молятся люди по-разному и даже по-разному в разные периоды жизни. Если Вы почитаете жития святых, скажем, преподобного Силуана Афонского, то увидите, что и они переживали моменты богооставленности, и правильность их выбора заключалась в том, что они продолжали делать то, что должно, несмотря на то, что какого-то внутреннего вдохновения у них не было. Им было трудно, но они понимали разумом, что нужно делать и ради чего это все. Мне кажется, это очень подходит к Вашей ситуации: Вы понимаете, что к чему. И теперь давайте подумаем, что можно делать.

Дома В/ы можете стоя или сидя, как получается, начать с завтрашнего же дня читать утренние и вечерние молитвы. Поскольку Ваша боль — о грехе, очень полезно будет читать Покаянный канон ко Господу и молебный канон Божией Матери. Они есть в любом молитвослове, если что, можете найти оба текста в интернете. Канон можно читать в любое время дня, опять же, стоя или сидя — как удобно. Можете читать каждый день или через день, не торопясь, вчитываясь в слова, чтобы понимать смысл. Что будет непонятно — отмечайте себе и потом смотрите, например, в словаре (церковно-славянского — русского языка, есть он-лайн).

Если Вы не можете прийти в храм, всегда есть возможность в храм позвонить и договориться, чтобы священник пришел к Вам домой для исповеди и причастия. Если Вы никогда не исповедовались, попросите поговорить со священником по телефону, чтобы уточнить, как Вам готовиться ко причастию. Традиционно накануне читают три канона — Покаянный ко Господу, Молебный Матери Божией и Ангелу-хранители и Последование ко Святому Причащению. Можете прочитать это все за два-три дня накануне причастия. Прочитали канон — отдохнули — читаете другой или читаете на следующий день. Внутри Последования тоже можно сделать паузу, скажем, после канона (перед большими молитвами, Вы увидите по тексту).

Что касается исповеди, Ваше дело — честно назвать свои грехи. Дальше уже будет совершаться само Таинство, и что будет происходить, предугадать невозможно, потому что через священническую молитву Вашего сердца коснется благодать Божия. Не всегда это бывает с первой исповедью, иногда нужны несколько исповедей или какое-то время духовной жизни — но Вы почувствуете. Поэтому сейчас не смущайтесь и озарений не ждите, а просто сделайте то, что должно: пригласите священника домой и на исповеди назовите все то, что в своей жизни и поведении понимаете как неправильное или не согласующееся с церковными заповедями.

Дальше договоритесь со священником, когда сможете исповедоваться в следующий раз. Если будет время, возможно, священник сможет с Вами и немного поговорить.

Если вдруг окажется, что священник Вас не понял или что-то пошло не так, уточните в него все что можно либо в другой раз позвоните в другой храм и пригласите другого священника. Но желательно, чтобы к Вам приходил один и тот же священник: зная Вас, он сможет лучше давать советы относительно духовной жизни, да так и правильнее, чтобы был один.

Что касается самого визита, принимайте его как гостя. Если есть желание, угостите, чем можете, хотя бы чаем. Обычно спрашивают про пожертвование — это на Ваше усмотрение и по силам. Главное, чтобы визит состоялся.

Помоги Вам Бог!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]