Храм на Красной площади в Москве (Собор Василия Блаженного). История, расписание богослужений


Адрес:

Россия, Москва, Красная площадь.

Время работы:

08.11.-30.04 с 11:00 до 17:00.

01.05.-31.05 с 11:00 до 18:00.

01.06.-24.08 с 10:00 до 19:00, кроме среды.

25.08.-03.09 с 10:00 до 16:00, кроме среды.

04.09.-07.11. с 11:00 до 18:00.

Службы проводятся каждый воскресный день, а также во второй день Пасхи. Начало в 10:00.

Цена билета:

вход – от 150 RUB.

Храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву – один из самых красивых и узнаваемых архитектурных памятников Москвы, прочно ассоциирующийся с российской культурой во всем мире. Предания гласят, что создателей прекрасного храма лишили зрения по приказу Ивана Грозного, в сложные постреволюционные годы строение не разрешал снести сам Сталин, а во время Великой Отечественной войны собор был надежно спрятан от обстрелов.

Второе название собора и место расположения

Несмотря на прижившееся и распространенное упоминание храма, его полное название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Этот ров был частью Кремлевской стены в качестве ее укрепления.

Собор находится недалеко от транспортных путей. Доехать к нему удобно от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд» через Манежную площадь. Оттуда обзор закрывает Исторический музей, но если его обойти, то на противоположной стороне площади будет располагаться Покровский собор.

Также доехать можно с помощью другого транспорта, поскольку в округе налажены автобусные маршруты и троллейбусные пути. Доехать автобусом удобнее всего до остановки «Красная площадь» или «Театральная площадь», троллейбусом – «Метро Китай-город», так называемая Славянская площадь.

Описание внешнего вида

Храм на Красной площади в Москве – образец русской архитектуры. При виде сверху – это строгая геометрическая композиция, состоящая из двух квадратов разных размеров. Их расположение под углом друг к другу составляет «кустодию» — фигуру восьмиконечной звезды.

Каждый угол звезды образует собой один из 8-ми храмов, а в центре расположена 9-я и основная церковь. Такое количество престолов и такая задумка имеет глубокое значение в православии: само число 8 довольно символично, оно знаменует Воскресение Христа, а кустодия – древний символ Богоматери.

4 стороны квадрата — это одновременно и крест, и всеобщность, и 4 Евангелия. 9-ый, центральный купол, символизирует в свою очередь объединение и покровительство Богородицы над Россией.

Внутри все церкви объединены одним общим фундаментом, внутренней галереей и сводчатыми переходами. Храм искусно украшен росписью, различными орнаментами и рисунками, но снаружи он не всегда был таким разноцветным и ярким. Красочные купола и переливающиеся шатры были добавлены позже, после постройки, а внутренние орнаменты для каждой церкви отличаются между собой.

Высота храма – 65 м, он долгое время был самым высоким сооружением в Москве.

Храм лишен главного входа, каждая из его сторон может считаться фасадной. Позже к основному сооружению был достроен еще один придел Василия Блаженного и колокольня.

Количество куполов так же изменялось со временем. Изначально над храмом было 25 больших и малых куполов, затем их количество сократилось до 10: каждый над своим храмом, над колокольней и дополнительным приделом. Купола луковичной формы индивидуальны и не повторяются.

Архитектура

Изначально внешний вид комплекса отличался мужественной строгостью, здесь преобладала множественность элементов, среди которых нельзя выделить основной. Интерьеры имели малое пространство, если сравнивать их с масштабными и богатыми фасадами. Создатели пытались отводить большую роль элементам декора.

Колокольня храма Василия Блаженного

Стены собора выкладывали из кирпичей, а основания, цоколи и некоторые поддерживающие детали — из белого камня. В кирпичной кладке делались отверстия, куда вставлялась проволока для соединения двух кирпичей. При помощи этой техники над пролётом создавалась стойкая горизонтальная поверхность.

Уникальный и высокий собор не имеет глубокого фундамента, строительство осуществлялось за счёт высокого подклета на холме. Восемь приделов обладают луковичными главами. Они сгруппированы вокруг главной церкви Покрова. К приделу, освященному в честь Василия Блаженного, пристроен храм Рождества Богоматери, где в конце XVI похоронили тело Иоанна Московского. Основные строения имеют общее основание, а также обходную галерею и внутренние переходы.

Интересно! Храм Василия Блаженного пристроили к ансамблю в 1588 г. над местом захоронения юродивого святого. Распоряжение о возведении выдал сын Иоанна Грозного — Федор Иоаннович.

Придел обладает кубической формой, увенчан традиционным световым барабаном, пол церкви выстлан чугунными плитами. На стенах интерьера видны сцены жития преподобного Василия. Над захоронением святителя установлена декоративная арка, считающаяся чрезвычайно почитаемой святыней.

История создания

Завоевательный поход Ивана Грозного по взятию Казани подходил к концу. Решающее сражение завершило историю существования отдельного Казанского ханства, навсегда подчинив его и сделав частью Русского государства. 1 октября 1552 г. начался последний штурм Казани, он стал решающим сражением и привел к полному поражению казанских защитников.

Именно 1 октября праздновался день Покрова Богородицы, и поэтому большой каменный храм был заложен в честь этого праздника. Каждый из существующих приделов нового храма был в свое время походной деревянной церковью.

Эти церкви были освящены в честь тех праздников и дней поминовения святых, на празднование которых выпали знаменательные победы на пути к взятию города. Все эти походные церкви и объединили в большом Покровском соборе.

История создания обрастала множеством легенд. Одна из них говорит о мастере Постнике Яковлеве, по прозвищу Барма. Вторая легенда – что это не один мастер, а два архитектора. Согласно преданию, эти мастера были ослеплены по завершению строительных работ, чтобы они больше не смогли создать что-либо настолько совершенное.

Эта легенда довольно распространена, но особых подтверждений не имеет. Еще по одной из версий архитектор был посажен в темницу за хвастовство, что может создать церковь еще лучше.

Еще одна легенда говорит, что рядом со старой церковью находился почитаемый москвичами юродивый, Василий Блаженный. Он был прозорлив, лечил людей, предсказывал, юродствовал, и был очень почитаемым среди людей. Василий собирал деньги на постройку нового храма, а после передал их царю.

Подтвердить или опровергнуть окончательно эту версию нельзя, так как нет точных известий о времени смерти Василия Блаженного: возможно, он умер раньше, чем постройка собора была запланирована.

История возведения

Строительством храма Иван Грозный увековечил память поражения Золотой Орды. Возводить строение начали через 2 года после взятия Казани на месте, где стоял Троицкий храм и был погребен Василий Блаженный, которого считали божьим человеком и чудотворцем, сам царь имел благоговение к нему. Существует миф, что он просил деньги на постройку собора.

Сам же Василий ходил почти голый, а местные жители любили его за незлобный характер. Позже сын Ивана Грозного распорядился отвести предел, где поместили останки благо юродивого. Собор возводили пять лет.

Существует несколько мифов кто создатель храма Василия Блаженного:

По одной легенде автором художественного замысла является митрополит Макарий, а осуществляли строительство архитекторы Барма и Постник.По другой легенде строительством руководил псковский зодчий.По третьему мифу Иван Грозный спросил архитектора, который возводил храм о том, смог ли он построить точно такое строение. Утвердительный ответ не понравился царю и он приказал ослепить мастера.

Псковский храм за время существования страдал от пожара в середине 16 века и нашествия наполеоновской армии в 1812 году. Собор так понравился Наполеону, что он имел желание переместить здание в Париж, но не существовало такой техники. Тогда в здание положили порох, но люди стали молиться о спасении, которое пришло в виде проливного дождя.

Обязательно к прочтению: Храм Григория Неокесарийского на Полянке

Собор чудом уцелел во время Октябрьской революции, лишь только несколько снарядов попали в стены строения. Гонения на религию и разрушение церквей не коснулись собора покрова Пресвятой Богородицы, он был внесен в перечень памятников культурного значения.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Как молиться Ангелу-хранителю Мудрые поучения старца — схиамандрита ИанникияЕще в постели, с утра, призывайте, молитесь — Ангелу-хранителю: 50 раз «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне». На десятке: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, наставь и вразуми меня». В этот день плохой человек — �… Читайте далее

СОВЕТЫ — БАТЮШКИ. КАК СОХРАНИТЬ — СЕМЬЮ. Игумен Георгий (Шестун) Мужчина должен знать: НЕЛЬЗЯ — УНИЖАТЬ и оскорблять свою жену — ОБЗЫВАЯ её грубыми словами. Грубые слова — ЗАПОМНЯТСЯ, лягут — Раной на сердце и ИЗГОНЯТ оттуда — Любовь.Мужчина НЕ ИМЕЕТ права — КОМАНДОВАТЬ, кричать, обижать, и СИЛОЙ, насилием ПОДЧИНЯТЬ — жену себе.Му�… Читайте далее

Притча. Когда приказывает Господь… Бедная женщина из небольшой семьи была очень религиозной. И однажды, когда денег не хватало даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи.В то время как сотрудники радио с пониманием отнеслись к верующей женщи�… Читайте далее

История Об Одной Семье, Собаке И О Том, Как Трудно Найти Порядочную Жену Все у меня шло хорошо, жена досталась просто на зависть, трое детей-погодков только в радость, бизнес развивался в таком темпе, чтобы жить с него было можно, а внимания лишнего к себе не привлекал… Сначала даже не верилось, потом привык и думал, что всегда так и будет. А на два… Читайте далее

Храму был присвоен статус Государственного исторического музея, с него сняли своды и запретили в храме Василия Блаженного богослужения. В постсоветский период собор перешел в общее управление православной церкви России и исторического музея.

Этапы строительных работ

Возведение церкви длилось 6 лет, с 1555 по 1561 г.

Это время условно можно поделить на несколько этапов:

  • 1588 г. – царь Федор Иванович установил праздник в честь почитаемого Василия Блаженного и в том же году, убедившись во множестве чудес, повелел возвести над ракой святого каменный храм. Он стал 9-й пристройкой к церкви.
  • Конец XVI – точная дата пожара неизвестна, но после него собор отчасти преобразился. Вместо плоского покрытия и одного купола у церкви появились луковичные главы, а на территории была построена колокольня.
  • 1672 г. – чудесное открытие мощей Иоанна Блаженного. Это событие повлекло за собой достройку к собору.
  • II-я половина XVII века – вид собора изменяется. Деревянные арки и крыльцо заменяются кирпичной кровлей и столбами. Церковь девы Феодосии надстраивается над главным входом, создавая верхний ярус.
  • 1683 г. – перестраивается звонница. Теперь это 2-этажное сооружение с открытой площадкой.

Стиль собора

Нынешний вид собора очень отличается от раннего строения, которое имело белые стены, крашенные под кирпич, позже появилась растительная живопись. Строение представляет уникальный комплекс центральный шатер и восемь куполов вокруг него по восьми направлениям света.

По проекту собор состоит из форм в виде квадратов, которые формируют звезду с направлениями на восемь частей света, как символ пресвятой Богородицы. Знак восемь имеет символическое значение воскрешения Спасителя. Строение возводили из современного в те времена кирпича. Детали украшений, основание и цоколь были из белого кирпича, а крыша оформлена кафелем из поли хрома и кокошниками.

Одной из самобытной особенности собора является соединение здания общим основанием и галереей. Стиль сочетает европейское и русское зодчество периода Возрождения. Отличительные черты имеют арочные проемы, в строении прочные стены и отсутствует подвал. Северная часть свода здания не имеет никаких столбов для поддержки.

В 17 столетии здание было перестроено и украшено в разные цвета. Появилась живопись с фресками на куполах и столпах. Такой вид могут наблюдать посетители в настоящее время.

Купола храма Василия Блаженного луковичной формы, а центральное строение завершается конусом. Все главы отличаются друг от друга по цвету и фактуре.

Предлагаем ознакомиться: Молитва рождества христова на русском

Доработки и изменения

Храм на Красной площади в Москве не сразу имел изначальный вид, а несколько раз видоизменялся. После основной постройки его постоянно улучшали. По задумке архитекторов собор был полностью белым и построенным из белокаменных глыб, но в XVII веке это изменилось. Вместо белых стен – орнаментальная живопись.

Вместо золотистого купольного покрытия – декоративная обработка в современном ее виде. Окончательно неизвестна полная разгадка такой цветности куполов. Есть только предположения, что строятся на предании об Андрее Юродивом, который и связан с праздником Покрова Божией Матери. Он видел в своем сне Небесный Иерусалим в виде цветущего сада.

Постепенно все детали собора улучшались без резких изменений в архитектуре. Деревянные ненадежные шатровые постройки заменялись каменными, купола полностью были сделаны из металла. В подклет собора, подземное перемещение, были перенесены для сохранности престолы из разобранных церквей.

Там хранились престолы из церквей «на крови», которые располагались на старых местах публичных казней. По различным сведениям, таких престолов было от 13 до 20. Тогда же перенесены и несколько престолов из сгоревших московских храмов.

Переименовываются и несколько приделов: по ходатайству богатой вкладчицы церковь Киприана и Иустины переименовывают в церковь ее святых покровителей Адриана и Наталии, а церковь Трех Константинопольских патриархов теперь носит название в честь Александрийского патриарха Иоанна Милостивого.

Эти названия будут закреплены до XX-го века. Так же в Покровскую церковь переносится иконостас из кремлевской церкви. Добавляется травный орнамент на парапетах и внутренней отделке галерей и, в целом, собор почти завершает все реставрационные работы.

Троицкий пожар в 1737 г. почти полностью уничтожил внутреннее убранство собора. Его восстановление затянулось надолго, так как тогда пострадала вся Москва. Особое внимание реставрации было уделено в период 1784-1786 гг. В это время внешний вид собора был изменен: надстроенную Феодосиевскую церковь разобрали.

Храм Василия Блаженного в Москве

Храм Василия Блаженного в Москве

Содержание
Покровский собор или Храм Василия Блаженного в Москве — находится на на Красной площади, является одним из самых красивых и необычных архитектурных исторических памятников России середины XVI в. Покровский собор входит в состав Государственного Исторического музея Москвы. В 1990 году эти архитектурные объекты были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Много лет я любовалась красотой и великолепием Покровского собора со стороны, проходя мимо, и лишь совсем недавно заглянула внутрь. Я была просто восхищена внутренним убранством и оригинальностью данного сооружения, построенного несколько веков назад. В музее храма Василия Блаженного представлено много информации в виде табличек на стенах помещений, на которых кратко написано о самом здании, возникновении его и периодах строительства, о святых, в честь которых названы церкви собора.

Для посещения музея можно купить комплексный билет с аудиогидом, но за него надо внести залог наличными 1000 руб. В Центральной церкви — Покрова Пресвятой Богородицы — мне довелось услышать великолепное песнопение мужского коллектива, отзвуки их созвучных голосов разносились по всем уголкам собора. Здесь же коллектив продаёт диски с записями своих концертов, при желании вы можете их приобрести.

Краткая история возникновения Храма Василия Блаженного в Москве

Храм был построен в 1555-1561 годах в память о победе над Казанским ханством по приказу Ивана IV Грозного. Храм состоял до 1588 года из девяти столпообразных церквей, расположенных на одном (общем для всех отдельных церквей) основании. Каждая церковь освящена в честь праздников, выпадающих на момент решающих сражений за Казань. Главная центральная церковь, высота которой составляет 65 метров, освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Вокруг главной церкви расположено восемь церквей меньших по размеру, увенчанных луковичными куполами. Все эти церкви объединены двумя галереями. Строителями храма были Постник Яковлев из Пскова и зодчий Барма.


Начиная с 1588 года, внешний вид храма стал изменяться. Над захоронением Василия Блаженного после канонизации его была пристроена внизу ещё одна церковь — десятая, а в 1672 году — одиннадцатая, над могилой Иоанна Московского. В 1670 году была возведена шатровая колокольня на месте старой; через 11 лет пристроили крыльца с шатрами, внешнюю галерею перекрыли кирпичными сводами. Спустя столетие во время правления Екатерины Великой (1780-1784 г.г.) был проведен первый капитальный ремонт собора Василия Блаженного: полы из кирпича заменили на белокаменные, в церквях появилась роспись, купола стали разноцветными.

Храм Василия Блаженного в Москве за всю историю существования неоднократно перестраивался, восстанавливался после пожаров и разграблений, реконструировался и реставрировался. Последняя реставрация проходила в период с 2001 по 2011 г.г. После которой здесь была размещена постоянная экспозиция музея.


В музее собрана большая коллекция древнерусской иконописи и предметов церковно-прикладного искусства, отражающих четырех вековую историю существования собора. Внизу (в подклете) — всё посвящено истории строительства и дальнейшего развития храма, в отдельном помещении находятся экспонаты со времен первых реставраций, на стенах прикреплены таблички с информацией о разных исторических периодах создания собора. Наверху (на втором ярусе) — расположены девять церквей с уникальными предметами интерьера, иконами святых; на стенах галереи сохранена художественная роспись, созданная живописцами того времени.

Названия всех 11 церквей храма Василия Блаженного:

Церковь Александра Свирского; Церковь Варлаама Хутынского; Церковь Входа Господня в Иерусалим; Церковь Григория Армянского; Церковь Киприана и Иустины; Церковь Святой Троицы; Церковь Николы Великорецкого; Церковь Трёх Патриархов — патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового; Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы; Церковь Иоанна Блаженного; Церковь Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного — это второе название Покровского собора в Москве, которое он получил спустя почти сто лет после захоронения в нём святого Василия Блаженного.


Время работы музея в Храме Василия Блаженного и стоимость билетов

Музей в Покровском соборе работает ежедневно с 11:00 до 17:00; в летние месяцы — 10:00 — 18:00. Зимой при температуре ниже -15С музей закрыт для посещения.

Стоимость входного билета для граждан РФ и ЕАЭС — 500 рублей; пенсионерам и студентам (дневной формы обучения) — 150 рублей; семейный билет (два родителя + два ребёнка до 16 лет) — 600 рублей. Комплексный билет: входной билет + аудиогид на русском — 800 рублей; на иностранном языке — 1200 рублей. Для получения аудиогида нужно внести залог в сумме 1000 рублей.

Билеты продаются в кассах и на сайте ГИМ; приобретение льготных билетов для граждан РФ и ЕАЭС — только в кассах музея. Оплата возможна как наличными, так и кредитными картами.

Также в Покровском соборе проводятся богослужения, арт-фестивали, выставки, творческие конкурсы. Сотрудники музея проводят лекции для всех интересующихся русской историей. Стоимость билета на лекцию — 350 рублей; льготный билет — 100 рублей; бесплатно — детям до 16 лет и гражданам др. льготных категорий.

Вход в собор напротив билетных касс, расположенных слева от центрального крыльца. При входе прямо, в подклете находится Церковь Василия Блаженного, в ней над захоронением Святого установлена отделанная драгоценными камнями рака (желающие могут приложиться к мощам). Перед тем как подняться на второй ярус обязательно осмотрите все помещения подклета, так как оттуда выход будет с другой стороны — через главное крыльцо храма. При входе и выходе расположены сувенирные лавки.

При посещении залов Покровского собора разрешена бесплатно видео- и фотосъёмка без вспышки и штатива.

Как добраться до Храма Василия Блаженного

Станция метро: Площадь Революции, м. Охотный ряд, м. Театральная Адрес: Москва, Красная площадь, д. 7. Официальный сайт Государственного исторического музея: https://shm.ru/

Начало ХХ в

Война с Францией и Наполеоном в 1812 г. едва не привела к разрушению храма. В нем солдаты держали лошадей, а по одной из легенд храм и вовсе хотели взорвать, и только божественное вмешательство в виде дождя его остановило. Несмотря на это, собор теперь был в плачевном состоянии. Его разграбили и повредили взрывами соседних зданий.

После окончания войны началась реставрация площади, но сам храм тогда еще не был восстановлен во всем великолепии: тогда была поправлена только ограда и опорная стена. В 1880 г. храм приобрел усадьбу, и на ней до 1918-го г. там жил его последний настоятель, о. Иоанн (Восторгов). В 1880-х гг. началась масштабная реконструкция храма. Ризница была украшена витражами, полы были укреплены.

Была созвана особая Комиссия, призванная обновить и отреставрировать собор в его изначальном виде. Но надвигавшаяся Октябрьская революция, ее последствия, и отсутствие средств, не позволила этому произойти.

Реставрационные работы в середине ХХ в

Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.

Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.

В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.

Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.

Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.

В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.

1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.

Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.

Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает.

Современный статус собора, и как он менялся

Сегодня право пользования собором делят между собой РПЦ и Государственный исторический музей. Церковные службы там проходят по воскресеньям, а чтобы посетить храм как музейный объект, надо знать часы работы собора Василия Блаженного.

На протяжении своей долгой истории храм использовался в разных целях.

Помимо основной функции — проведение богослужений — собор выполнял также роль хранилища: в нем находилась царская казна и имущество привилегированных горожан. Богатства были спрятаны в нижних помещениях хозяйственного назначения.

В 1923 году в соборе перестали проходить церковные службы, и он получил статус филиала государственного исторического музея, который сохраняет до сих пор. Также именно с советских времен храм Василия Блаженного был признан национальным историческим памятником, находящимся под защитой государства. В его архивах хранятся древние церковные книги (как рукописные, так и печатные).

А с 1991 года, когда пал советский строй, в храме возобновились богослужения, которые продолжаются и по сей день.

Завершение реставрации

Собор прекратили реставрировать во время Великой Отечественной войны, но после ее завершения он открылся в рекордно быстрые сроки. Уже 7 сентября 1947 г., в день празднования 800-летия Москвы, храм был открыт на торжественном мероприятии во время массового празднования на Красной площади.

А через несколько лет началась полная реставрация внутренних стен. Детальное исследование позволило обнаружить настоящую роспись времен постройки. Собору начали возвращать его настоящий облик, тогда же была обнаружена точная дата постройки: 12 июля 1561 г. В 1960-х гг. собору перекрыли купола, заменив металл на устойчивую к износу медь.

Она не требовала регулярных замен и обновления, тогда же купола перекрасили и вернули им привычный современный облик. Обнаружение оригинальных фресок позволило воссоздать оригинальную роспись во внутренних храмах и на нескольких наружных фрагментах.

В 1990 г. собор внесли в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

При нем открылась наибольшая коллекция из 19-ти колоколов. В этом же году было утверждено право совместного пользования собором между Государственным историческим музеем и Русской православной церковью.

Новые реставрационные работы начались в 2001-м г. и длились на протяжении почти десятилетия. Это самая масштабная и полноценная реставрация за всю историю собора. Все десять церквей были обновлены, отреставрирована главная святыня собора, икона Покровы. Нижний ярус и подклеты были так же отремонтированы. На данный момент в списке «7 чудес России» собор занимает 5-е место.

Архитектурные особенности

У Собора Василия Блаженного есть очень много архитектурных особенностей, ведь его планировка не характерна для сооружений XVI века. Многие иностранные гости Русского Царства, так называлась Россия при правлении Ивана Грозного, удивлялись его архитектуре.

Первая особенность заключается в том, что у собора отсутствует фасад. Это говорит о его многогранности, с какой стороны ни подойди, открывается парадный вид и кажется, что это и есть главный вход.

Второй особенностью является тот факт, что в соборе нет подвалов, в отличие от остальных храмов и соборов того времени. Вместо этого у него есть подклет с очень прочными стенами толщиной 3 метра.

Еще одна особенность – это девять церквей, которые объединены одним основанием, окольной галереей и внутренними переходами с потолком в виде свода. Галерея украшена причудливыми орнаментами, изображающими растительность, которые также нехарактерны для того времени.

Церкви

Они названы в честь святых праздников, которые пришлись на решающие дни битвы за Казань:

  • Центральная церковь – Покровская.
  • Восточная церковь − Троицкая.
  • Юго-восточная церковь − Александра Свирского.
  • Южная церковь − Николая Чудотворца.
  • Юго-западная церковь − Варлаама Хутынского.
  • Западная церковь – Вход Господня в Иерусалим.
  • Северо-западная церковь − Св. Григория Армянского.
  • Северная церковь – Св. Адриана и Наталии.
  • Северо-восточная церковь − Иоанна Милостивого.

Удивительно, что архитекторам удалось объединить традиции русского и западноевропейского искусства эпохи Возрождения, что придает неповторимый облик собору.

Купола

У Собора Василия Блаженного 10 необыкновенной красоты куполов, которые вы нигде больше не встретите. Каждый купол уникальный и совсем не похож на остальные. Сочетания голубого, белого, желтого, зеленого, красного и золотого создают некую торжественную атмосферу. А неповторимые формы притягивают взгляд, и уже невозможно оторваться! Правда, не всегда купола выглядели именно так. Собор неоднократно подвергался пожарам, и каждый раз их облик менялся. Они были обиты немецким железом и имели темно-зеленый цвет. Позже появились первые изразцы, а цвет приобрели только в 1780-х гг. После реставрации 1967-1969 гг. непрочное железо заменили на долговечную медь.

***

Собор Василия Блаженного – это не просто собор на главной площади страны. Это уникальное культурное наследие, которое нам необходимо сберечь. Ведь не зря его отнесли к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей богат росписями и древними иконами, а декор собора и его архитектура настолько неповторима, что собор узнают по всему миру!

Режим работы

Попасть в собор можно практически каждый день на проводимые экскурсии или просто так, заплатив за вход. Выходные дни – последний понедельник и первая среда месяца, а также каждый вторник. В летний период добавляется санитарный выходной каждую среду. Время посещения может сокращаться при температуре от -15 и при отдельных мероприятиях на Красной Площади.

Расписание работы храма изменяется в зависимости от сезона:

Летнее время (1 июня – 24 августа)10:00 – 19:00
25 августа – 3 сентября10:00 – 16:00
Осеннее время (4 сентября – 6 ноября)11:00 – 18:00
Зимнее время (7 ноября – 30 апреля)11:00 – 17:00
2 – 8 января11:00 – 18:00
Май (1 мая – 31 мая)11:00 – 18:00

За 1 ч до закрытия храма прекращается допуск туристов на территорию собора, а кассы закрываются за полчаса до закрытия.

Сколько стоит билет в собор

Как и часы работы собора Василия Блаженного, цена за его посещение тоже разнится, но зависит она не от времени года, а от возраста. Взрослым за право увидеть храма изнутри надо заплатить 500 рублей. Для подростков от 16 до 18 лет стоимость ниже — всего 150 рублей. А дети младше 16 лет вообще пропускаются бесплатно.

Кроме того, льготные категории граждан (студенты-очники, пенсионеры и др.) могут рассчитывать на скидку, если имеют при себе документ, подтверждающий их статус.

Также учитывайте, что за экскурсии идет отдельная плата, которая не включена в стоимость входного билета.

Примерно за час до закрытия музея перестают работать кассы и прекращают впускать в здание новых посетителей.

Наверняка после знакомства с историей и временем работы Собора Василия Блаженного у многих возникло желание воочию увидеть этот величественный памятник архитектуры. Желаем вам обязательно его осуществить!

Проведение богослужений

Храм на Красной площади в Москве является музеем и памятником архитектуры, поэтому в нем запрещены постоянные богослужения, кроме Литургии и последующего акафиста Блаженному Василию в его приделе. Начало Литургии в 10:00.

Дополнительная служба проводится на светлый вторник после Пасхи. Так же проходят богослужения на престольные праздники в каждом приделе.

«Живучесть» Собора

Несколько раз храм подвергался риску быть уничтоженным.

Сильные повреждения храму нанес пожар 1737 года, после которого здание подверглось серьезной реконструкции.

Первую целенаправленную попытку разрушить собор предпринял Наполеон Бонапарт, размещавший на его территории свои конюшни. Покидая Москву, он отдал приказ сжечь здание. Однако внезапно начавшийся дождь помешал этим планам, погасив уже зажженные пушечные фитили.

В период Советской власти храм также мог исчезнуть с лица земли и карты Москвы. В 30-е годы проводилась архитектурная модернизация столицы, шла она под руководством Лазаря Кагановича. Он хотел снести храм, чтобы освободить дополнительное место для проведения военных парадов и демонстраций. Каганович представил Сталину модель Красной площади, на которой собора Василия Блаженного не было. Однако «отец народов» приказал вернуть здание назад.

Также, по слухам, за храм «заступился» и архитектор Петр Барановский, отказавшись измерять его площадь для последующего сноса. За это он поплатился несколькими годами тюремного заключения, однако цель была достигнута — собор остался стоять на Красной площади.

Экскурсии

В соборе регулярно проводятся экскурсии самых различных направлений. Стоимость каждого вида экскурсии разнится, но почти всегда дополнительно к ним придется купить отдельный билет на вход в собор.

  • Специальные экскурсии – особенные мероприятия. Они включают в себя специалиста-гида и посещение собора в особое время, например, вечернее посещение, на котором можно послушать выступление вокального ансамбля. Такие экскурсии закрыты и проводятся в определенное время, при наличии минимальной группы. Специальные экскурсии могут проводиться за 1 ч до открытия или за 1 ч после, но для таких экскурсий также нужна минимальная группа. Эти экскурсии подойдут тем, кто хочет получить необычные впечатления.


    В храме на Красной площади в Москве (Василия Блаженного) есть специальные экскурсии для детей и мастер классы

  • Обзорные экскурсии – подойдут для всех возрастов, от учащихся начальной школы до старшеклассников и взрослых. Стоимость таких экскурсий ниже, чем у специальных, а группа относительно небольшая. Во время экскурсии можно будет обойти весь храм, узнать обо всем понемногу: и об истории, и о живописи, и о размещении храма и основных исторических вехах.
  • Тематические экскурсии – приурочены или к особенному событию, или к отдельной конкретной тематике. Например, экскурсии, на которых разбирается исключительно архитектура, иконы или живопись. Такие экскурсии подойдут тем, кто хочет углубиться в какой-то конкретный аспект истории и узнать об этом подробнее.

Город Москва – Третий Рим. Нельзя оказаться там и не посетить Красную площадь, а оказавшись на Красной площади, не посетить знаменитый на весь мир храм. Этот собор несет в себе многовековую историю и культуру, он — значимый памятник древнерусского зодчества и уникальный ансамбль из 10-ти церквей, именуемый «каменным цветком».

Автор: Волкова Катя

Оформление статьи: Мила Фридан

Строители собора

Доподлинно неизвестно, кто же возводил Храм Василия Блаженного. На этот счет существует несколько версий. Одна из самых популярных гласит, что Собор был создан усилиями русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева. Некоторые источники утверждают, что речь идет не о двух, а об одном человеке, которого звали Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник.

Существует страшная легенда о том, что царь повелел после окончания строительства Покровского Собора ослепить его мастеров, чтобы они не смогли создать равного по красоте и величию сооружения. Однако документальные источники опровергают этот рассказ. Например, Постник Яковлев упоминается в более поздних казанских книгах как строитель Казанского Кремля, также ему приписывают и другие архитектурные, преимущественно церковные, объекты.

Некоторые исследователи склоняются к версии, что Покровский Собор возводили не русские, а западноевропейские, скорее всего, итальянские мастера. Оценить красоту и великолепие здания можно во время экскурсий по собору Василия Блаженного, о часах работы которого расскажем далее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]