Храм Воскресения Словущего в Москве. Адрес, расписание богослужений, как доехать, фото

Московский храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Московский храм в честь Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме), на Успенском вражке
(Центральное благочиние Московской епархии)

  • Престолы: Воскресения Словущего (главный), прор. Елисея и свт. Николая
  • Адрес: Россия, 125009, г. Москва, Брюсов пер., 15/2 (в 1962-1994 гг. — ул. Нежданова)
  • Проезд: станция метро “Охотный ряд”, «Пушкинская», «Тверская», далее пешком
  • Телефоны: общ. вопросы, расписание +7 (495) 629-6616, дежур. священник +7 (915) 218-7199
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Некогда между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.
Храм впервые упоминается в 1548 г. Существующий каменный храм построен в 1634 г. на месте деревянного, сгоревшего в 1629 г.

С 1620 г. рядом находился храм прор. Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 г. и был возобновлен как придел к храму Воскресения в 1820 г.

Трапезная и колокольня перестроены в 1816-1820 гг., еще раз колокольня перестраивалась в 1897 г.

В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты.

В 1963-1964 гг., 1979 г., 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы.

Храм Воскресения Словущего сегодня

Храм Воскресения Словущего в городе Москва носит свое название в честь празднования события возведения знаменитого на весь православный мир иерусалимского храма Святого Гроба Господня Святым императором Константином Великим в середине IV столетия, воздвигнутого на реальном историческом месте распятия и погребения Иисуса Христа.

Долгое время это место величайших страданий было осквернено языческим капищем, пока Святой императрицей Еленой не был обретен Крест Господень, после чего здесь был воздвигнут и освящен храм Христова Воскресения в Иерусалиме, который стал символом возрождения или обновления главной христианской святыни и духовной жизни всей церковной общины.

В память об этом событии во всем христианском мире воздвигаются церкви, где торжественно празднуется престольный праздник чином пасхального богослужения.

В столице есть несколько таких храмов, один из которых находится в Успенском вражке, то есть на месте глубокого оврага. Рядом была деревянная церковь Успения Божьей матери, от которой и пошло название местности в этой части Белого города и древнего оврага.

В XVI столетии это урочище было засыпано, а на его месте возник переулок, который впоследствии получил название в честь вельможи Якова Брюса, генерал-губернатора екатерининской эпохи.

В XVII веке при храме были выстроены несколько монастырских келий для нищих стариц.

В XVIII столетии храму активно покровительствовал московский князь Гагарин, на чьи средства была отремонтирована кровля и обновление церкви. В 71 году страшная эпидемия чумы в городе привела к смерти всех священников храма, а еще через 2 года произошел сильный пожар, после которого обители пришлось довольно долго восстанавливаться.

Примечательно, что храм никогда не закрывался со дня своего основания. Наоборот, церкви передавались святыни и иконы из закрывающихся в окрестности храмов и соборов. В годы советского безбожия с церкви были сняты колокола, которые вернули на звонницу только в 90-е годы.

Здесь более 4 десятков лет прослужил Волоколамский митрополит Питирим, который стал духовником московской творческой элиты. На его проповеди и торжественные богослужения стекалось множество деятелей искусства, художников, писателей и ученых.

Сегодня историческое здание недалеко от Кремля признано памятником архитектуры государственного значения.

В годы богоборческого режима

Московским старожилам известно, что в течение всех десятилетий тотального атеизма, ставшего за годы советской власти важным аспектом государственной политики, и связанной с ним антирелигиозной борьбы церковь Воскресения Словущего входила в число тех немногих храмов, что не прекращали свою деятельность. Не менялось в Брюсовом переулке и расписание богослужений, поскольку весь их годовой и суточный цикл совершался в соответствии с церковными канонами.

У многих вызывает удивление, что в столице коммунистического государства, буквально в двух шагах от Кремля, где заседало его правительство, все эти годы действовала церковь, которая, в соответствии с пропагандистскими клише того времени, являлась не чем иным, как «очагом мракобесия». Невольно возникает вопрос: что сберегло от разрушения храм в Брюсовом переулке, когда многие московские святыни были варварски взорваны или переоборудованы для хозяйственных нужд?

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Воскресения Словущего построен в типичной архитектурной традиции XVII века посадских церквей в виде бесстолпного одноглавого четверика. От первоначальной задумки 5-главого белокаменного храма в современном строении остался только небольшой 2-светный четверик и 3-частная апсида.

Стены здания оформлены полукруглыми нишами с декоративными закомарами, строгим узорчатым карнизом и колончатым поясом с крупными кокошниками, угловыми пилястрами с полуколоннами. Трапезную с 3 полукруглыми приделами украшают на углах боковых фасадов рустованные ризалиты, пилястры, портики и фронтоны.

Общие пропорции здания классического стиля и ритмичный незаурядный рисунок окон говорит об опытности зодчего, имя которого история не сохранила до наших дней. Оконные проемы церкви декорированы очень скромными наличниками, цилиндрический барабан глухой на сплошном поясе с колоннами без окон, украшен аркатурой.

Колокольня храма с просторным 4-гранным 2-ым ярусом и маленькой главкой в современном виде была перестроена в конце XIX столетия взамен ротонды со шпилем стиля барокко, что было вызвано необходимостью размещения подаренного 327 пудового колокола. К нижнему ярусу пристроены с обеих сторон небольшие сторожки.

На оштукатуренных и выкрашенных в красноватые оттенки с белой отделкой стенах храма есть образы Святых, которые регулярно украшают живыми цветами и ставят свечи. Ограда и ворота обители сохранились в неизменном виде с конца позапрошлого столетия.

Современное состояние[править]

Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актёры и режиссёры. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актёров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссёра и актёра Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Максакову и многих других деятелей культуры и искусства, во многом благодаря которым в тяжёлое для Церкви советское время храм не был закрыт.

В настоящее время при храме существуют: детская и взрослая воскресные школы, курсы фотографии, курсы изучения церковнославянского языка и прочее.

Описание[править]

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого посадского храма XVII века. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — все архитектурные детали его убранства. Только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений говорит, что строил храм незаурядный и опытный зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 годах. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами.

Раскрытие старой (белокаменной) стены храма сделано реставраторами на южной стене храма.

Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Стены и своды покрыты масляной росписью, неоднократно поновлявшейся, но в основе своей сохраняющей композиции, восходящие, по-видимому, к последней трети XIX века. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870—1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.

История строительства

Самые первые упоминания о Воскресенской еще деревянной церкви на Успенском вражке относят к середине XVI столетия

Страшный пожар первой половины XVII века привел к уничтожению всех построек в этой местности. Поэтому вскоре началось строительство каменной церкви, освященной в 1634 году по прошению храмового священника и настоятеля Матфея патриарху Иоасафу.

К тому моменту в церкви было 3 престола:

  1. В честь пророка Елисея, освящен в память возвращения из польского плена патриарха Филарета, отца царя Михаила.
  2. Придел в честь Святого Николая Чудотворца.
  3. Престол Параскевы мученицы.

В неизменном виде здание церкви простояло более 2 столетий, а затем в начале XIX века перестроили звонницу и трапезную часть храма, а чуть позже расширили оконные проемы, которые отштукатурили килевидными обрамлениями в старорусском стиле.

К концу позапрошлого века архитектором Александром Мейснером были перестроены верхние этажи колокольни псевдоклассической формы под подаренный храму колокол большего размера, что можно видеть в современном здании. В 30-е годы прошлого столетия были сняты все колокола, но храм продолжал свою работу, благодаря заступничеству известных деятелей культуры и искусства.

В середине века, а затем в 80-е годы проводились ремонтно-реставрационные работы. А в марте прошлого года были завершены восстановление стеновых фресок и орнаментов на сводах, также отреставрировали медальоны над оконными проемами.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Внутреннее убранство

Высота внутреннего пространства храма равняется 15 м. Интерьер неоднократно поновлялся, сохраняя основную композицию.

Стены и свод с лепными украшениями и орнаментом расписаны масляными фресками. В ходе реставрационных работ были обнаружены старинные росписи в четверике и алтарной части, скрытые от глаз слоем краски. Фреску с изображением события снятия Господа с креста удалось полностью восстановить. Частично восстановлены остальные фрагменты утраченной живописи.


Стены Храма Воскресения Словущего в Москве украшают красивейшие росписи

Помещение освещается 2 рядами окон. Старинные иконы искусно оформлены резными ризами и киотами. Резной белый с золотом главный иконостас соответствует стилю конца позапрошлого века. Иконостас бокового Никольского придела сборный, выполнен в период конца XVII начала XIX веков.

Святыни и мощи храма

В богато украшенном киоте в левой части храма можно увидеть старинный Богородичный образ Взыскания погибших в богатой серебряной ризе с множеством пожертвованных украшений и драгоценностей получившими чудесную помощь.

Божья Матерь изображена на этой иконе с непокрытой головой, что символизирует отданный ею покров для спасения грешников. Сюда ежедневно приходит огромное количество паломников и просителей.

По древнему преданию эту икону сохранил благочестивый прихожанин Христорождественской церкви, вдовец, постоянно молящийся о благополучии своих дочерей. Во сне ему было повеление отдать икону в храм, что он незамедлительно исполнил.

Позже церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а чудотворный образ брошен и расколот. Художники реставраторы смогли восстановить святую икону, которая была перенесена из Палашинского храма в 30-х годах прошлого века.

Стоит обратить внимание на расположенный в главной части храма в богатой резной ризе редкий чудотворный образ Спиридон Тримифунтского, справа от иконы Спасителя. В центре иконы имеется маленький ковчег, который открывает частицу святых мощей.

Имеется в левом приделе церкви древнейшая Можайская икона XVI века с изображением святого архиепископа Николая Мир Ликийских с частицей чудотворных мощей. Почитаемые святыни XVII-XVIII столетия с образами пророков Елисея и Илии с житием можно увидеть в правом пределе.

Древняя икона XVII века с изображением Иустина Философа установлена в иконостасе Никольского придела.Имеется в храме почитаемый образ Анны Кашинской с частицами ее святых мощей.

В главном престоле между окнами находятся почитаемые изображения Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Великого князя Владимира и княгини Ольги, выполненные знаменитым мастером церковной росписи Нестеровым.

История храма

Первое упоминание о храме на Успенском вражке относится к 1548 году, на Петровом плане Москвы здание было обозначено в 1596—1598 годах. В то время на этом месте стояла деревянная церковь, построенная в честь одноименного праздника.

В 1629 году из-за крупного пожара деревянная постройка полностью сгорела. Местные жители тут же начали возведение каменного собора. Из-за неправильного прочтения летописи долгое время 10 апреля 1629 года считался датой начала строительства. На самом в книге указана дата пожара, после которого в короткие сроки (вероятнее всего, летом этого же года) началось строительство. Окончено оно было 1634 году: 4 июля священник в письме попросил о благословлении 2-х престолов.

В начале XIX века были перестроены колокольня и трапезная, во второй половине столетия были расширены оконные проемы, которые получили обрамление в русском стиле. В конце века были заменены верхние ярусы колокольни: новые были выполнены в псевдоклассическом стиле по проекту Мейснера. Причиной перестройки стало дарение слишком большого колокола. В этом виде храм сохранился по наш день.

Примечательно, но в Советском Союзе собор не снесли и даже не закрыли — только лишили колоколов. Это стало возможно благодаря заступничеству известных артистов, проживавших на улице Неждановой. Они же и были его прихожанами: отмечают, что на службы приходили певцы братья Пироговы и Козловский, актеры Смоктуновский, Заманский и Станиславский, артисты оперы Мигая и Неждонова, солистка Большого театра Максакова и многие другие. В храм передавали иконы и святыни из закрывающихся церквей для сохранности.

Были даже проведены реставрационные работы — в 1963—1964, 1979 и 1982−1986 годах. Последняя реставрация закончилась только в 2021 году: были восстановлены 40 росписей на сводах и стенах, 2 медальона над окнами. Сегодня храм является памятником архитектуры и охраняется на государственном уровне.

Храм выполнен в типичной для небольшого посадского храма XVII века манере. Его здание представляло собой бесстолпный одноглавый четверик. Декоративных элементов было немного: скромные оконные наличники, угловые пилястры, узорчатый «пояс».

От первого варианта уцелело немного: 3-частная апсида и двусветный четверик. Трапезная и колокольня была построены только в начале XIX столетия, при последующих реставрационных работах была раскрыта южная стена, добавлены элементы. Современная роспись стен и лепнины, скорее всего, относятся к концу XIX.

Снаружи стены также украшены образами святых. Ко многим регулярно приносятся цветы и свечи.

Приделы и святыни

Всего в храме 3 предела: Воскресения Словущего (главный), Николая Чудотворца (северный), пророка Енисея (южный). Последний был перенесен сюда из закрывшейся неподалеку церкви несколько веков назад.

К святыням храма относятся:

  1. Икона Богородицы «Взыскание погибших». Перенесена в 1937 году из храма Рождества Христова на Палашах. Считается, что ее написали примерно в XVIII веке, но до начала XIX она принадлежала московской семье. По легенде, один из членов семьи отдал икону в дар, когда его молитвы о благополучии дочерей были услышаны и исполнены. Икона расположена в киоте слева от иконостаса и является одной из нескольких самых известных в Москве. Перед ней молятся о выздоровлении и исцелении от пороков (особенно от пьянства), о счастливом замужестве и благополучии в семье.
  2. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей. Это редкая московская святыня размещена в главном приделе справа. Святой Спиридон считался покровителем бедных и обездоленных, торговцев, честно ведущих дела, больных. Считается, что к нему могут обратиться за незамедлительной помощью люди, оставшиеся безо всяких средств и те, кто может потерять жилье.
  3. Икона Николы Можайского с частицей его мощей. Это самый старый образ: он был написан в конце XVI века. Расположена в левом приделе.
  4. Иконы пророка Елисея и святого Ильи-пророка (XVII—XVIII века, расположены в правом приделе), икона святого мученика Иустина Философа (XVII век, обновлена в XIX, находится в иконостасе левого придела).

Также в соборе есть иконы Богоматери («Казанской», «Смоленской», «Боголюбской», «Иверской», «Утоли мои печали» и другие), чудотворцев Космы и Дамиана, великомучеников Никиты и Георгия Победоносца, мученика Трифона, преподобного Саввы Сторожевского. Многие образы представлены с мощами святых.

Часть икон являются чудотворными. Узнать о совершенных ими чудесах можно на сайте храма.

Название церкви и места

Название храма переводится как «Воскресенская церковь». Оно связано с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме (храмом Гроба Господня). На Голгофе, месте распятия Христа, священном для христиан, был построен храм языческой богини Венеры. В 355 году император Константин и его мать Елена возвели на этом месте церковь Воскресения (Вознесения) — «обновили» святое место, возродили его. 26 сентября отмечают праздник в честь этого события. Поэтому полное название звучит как «храм в честь Обновления храма Воскресения Христова».

Успенский вражек же (Успеньев враг) — это небольшой (меньше километра) ручей, правый приток реки Неглинной, который протекал в Тверском районе и пересекал Брюсов переулок. Сегодня река заключена в подземный коллектор. Само слово «вражек» означает «овраг» — по нему и протекал ручей. Например, Сивцевый вражек — овраг, в котором протекала река Сивка (Сивец). Успенский вражек был самым древним в «Белом городе» — огороженном при Дмитрии Донском месте.

Интересный факт: название ручья произошло от имени Успенского оврага, названного по имени местной Успенской церкви на Газетном переулке.

Духовенство, наставники

Сегодня председателем Приходского совета и настоятелем храма является митрофорный протоиерей Николай Балашов, назначенный в 2012 году. Также в церкви служат штатными священниками иереи: Алексей Харламов и Павел Карев, а дьяконами являются Николай Пянзин и Дмитрий Богута.

В свое время в этом храме служили такие известные личности как:

  • Артемий Владимиров;
  • Владимир Ригин;
  • Сергей Круглов;
  • Владимир Романов;
  • Геннадий Огрызков;
  • Борис Цепенников;
  • Виталий Боровой;
  • Николай Поспелов;
  • Владимир Елховский;
  • Андрей Ткачев.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.


Внутри Воскресенского храма

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Приход и хор храма

После воскресной литургии прихожане храма собираются на совместное чаепитие в приходском доме, где обсуждают насущные проблемы жизни прихода, выслушивают отчеты о проведенных конкретных делах милосердия нуждающимся и помощи пожилым людям, планируют организацию культурной программы проведения ближайших праздничных мероприятий.

При храме работают постоянные курсы изучения церковнославянского языка для всех желающих, проводятся занятия по фотографии, организуются лекции и встречи с интересными гостями, концерты классической музыки.

По субботам и воскресеньям проходят еженедельные встречи членов киноклуб, где организуется совместный просмотр и обсуждение различных православных и документальных фильмов. Проводятся встречи молодежного литературного клуба, где читаются произведения классической литературы.

В дни памяти служителей и известных прихожан служат панихиды, а также проводятся встречи на приходе с чаепитием и просмотром документальных хроник и фильмов. При храме организован хор, где желающие изучают церковные песнопения и распевы.

К праздничным датам проводятся концерты и выступления в музыкальной гостиной, где воспитанники воскресной школы демонстрируют свои успехи и таланты родителям и прихожанам.

Социальная работа, повседневная жизнь

При храме постоянно находится дежурный священник, которому можно лично или по телефону горячей линии задать интересующие вопросы, попросить совета и заказать требы.

Сотрудниками и добровольцам прихода регулярно обновляется свежая и актуальная информация на страницах храма в социальных сетях:

  • www_instagram_com/hram_vslov/;
  • http_//vk_com/hram_vslov;
  • https_//www_facebook_com/hramvslov/.

При храмовом складе проводится сбор вещей и продуктов для нуждающихся и многодетных семей. Кроме того добровольцы прихода и члены молодежного клуба в рамках церковного социального служения регулярно готовят обеды, а потом кормят на Курском вокзале всех нуждающихся.

По понедельникам и пятницам проводятся встречи членов группы анонимных алкоголиков, где оказывается поддержка людям в трудной жизненной ситуации и членам их семей.

Храм Воскресения Христова в Андреевском монастыре

История

Этот храм находится на территории Андреевского монастыря (назван по имени святого Андрея Стратилата, римского военачальника, который принял христианство и за это был замучен до смерти). Расположившаяся у Воробьевых гор обитель известна с начала 17 века. Именно тут возникло первое училище для иноков, «учительное братство», которое объединило образованнейших монахов своего времени. По сути, это была первая академическая структура в Москве. Иноки переводили книги с греческого на русский.

Создавал и содержал монастырь и все его храмы друг и фаворит царя Алексея Михайловича, боярин Федор Ртищев — чиновник, если говорить современным языком, и меценат. Он похоронен в подклете Воскресенского храма.


Храм находится на территории Андреевского монастыря. Фото: Екатерина АРУТЮНОВА, commons.wikimedia.org

При Петре Первом монахов перевели в Донской монастырь, Андреевский упразднили и устроили в нем приют для беспризорников. Потом тут была тюрьма, потом — место для содержания умалишенных. В 19-м веке тут устроили богадельню для престарелых и инвалидов, а после революции в зданиях монастыря обосновались дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В Воскресенской церкви тогда устроили клуб.

В 1991 году монастырь вернули верующим. А с 2013 года тут снова существует мужской монастырь.

Святыни:

  • Особо чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы (Казанская считается одной из самых сильных, перед ней молятся и о семье, и о защите от недругов).
  • Деревянное распятие 19 века.

Как добраться

Метро

м. Ленинский проспект, Воробьевы горы, Площадь Гагарина, Андреевская наб., 2.

Воскресная школа

При храме с 1989 года работает воскресная школа, которая сегодня принимает всех желающих взрослых и детей. Регулярные познавательные занятия проходят на неделе и по выходным дням, которые начинаются в 14-30 и в 17 ч. На занятиях проводятся чтения, изучение и толкование Писания, книг Нового и Ветхого завета.

Кроме этого проходят празднования религиозных событий и фестивали, организуются экскурсии и поездки по святыням Москвы и области, посещения выставок и музеев, проводятся концерты и ставятся спектакли.

Воспитанники детской школы принимают активное участие в творческих встречах центрального благочиния других храмов. Они показывают литературно-музыкальные и театральные композиции, выступают на вокальных конкурсах и балах.

Расписание служб, режим работы

В храме Воскресения Словущего проходят регулярные церковные богослужения по следующему расписанию:

День неделиВид богослуженияВремя начала
С понедельника по пятницуЧасы, исповедь8-40 ч.
Литургия9 ч.
Вечерня и утреня18 ч.
СубботаЧасы, исповедь, литургия8-40 ч.
Всенощное бдение18 ч.
Воскресенье, праздничные дниЧасы, исповедь6-40 и 9-40 ч.
Ранняя литургия7 ч.
Поздняя литургия10 ч.
Вечерня, по окончании молебен с чтением акафиста Богородице перед иконой Взыскания погибших и водосвятие18 ч.

Каждый вторник в 18 ч. читается акафист Святому епископу Спиридону Тримифутскому. По четвергам проходит служба с водосвятием Святому угоднику божьему Николаю, которая начинается сразу после вечерни.

Каждую пятницу служится молебен с акафистом Господу Иисусу сладчайшему. Накануне всех церковных праздников вечером совершается Всенощное Бдение.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.

Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:

  • зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • потери веры и уверенности в жизни;
  • разладов в семье;
  • исцеления от неизлечимых болезней.

Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.


Чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского

Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

В начале прошлого века именно перед этой иконой Взыскания погибших, но в другой церкви, было проведено венчание Сергея Эфрона с поэтом Мариной Цветаевой.

Храм в таком знаменательном квартале рядом с театрами и Консерваторией всегда посещали представители творческой интеллигенции:

  • певец Иван Козловский;
  • актер Иннокентий Смоктуновский;
  • известные оперные певцы братья Пироговы;
  • театральный режиссер Константин Станиславский;
  • артист Сергей Мигай;
  • певица оперы Антонина Нежданова;
  • солистка Мария Максакова.

В храме в свое время было совершено отпевание таких известных деятелей культуры: режиссера Сергея Бондарчука, актеров Олега Борисова и Евгения Евстигнеева, телеведущего Влада Листьева.

Интересные факты

За время своего существования Воскресенский храм в Брюсовом переулке «обзавелся» несколькими интересными фактами. Они помогут взглянуть на московский собор с новой стороны.

Необычны следующие детали:

  1. Возле Воскресенской церкви с 1620 года располагалась небольшая деревянная церковь пророка Елисея. Она была построена на память о встрече русского царя Михаила Федоровича Романова с отцом, патриархом Филаретом. Через 16 лет ее перестроили в каменную, в середине XIX века упразднили. Покровский предел был перенесен в Собор Воскресения Словущего и переименован в Елисеевский.
  2. В «Переписной книге Москвы» за 1638 год встречается упоминание «монастыря» при храме Воскресения, в котором живут «старицы нищие». Речь идет не о полноценном монастыре: в XVII веке возле некоторых церквей строились несколько келий, в которых жили престарелые или нищие люди.
  3. С 1972 года в храме регулярно служил епископ РПЦ и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. После его кончины 4 ноября 2003 года произошло успение: гроб с телом 2 дня стоял тут же, чтобы желающие могли попрощаться.
  4. 27 января 1912 года тут произошло венчание Цветаевой и Эфрона.
  5. В 1981 году произошел пожар, его причиной стала свеча, установленная перед иконой «Взыскание погибших». Киот сильно пострадал, но образ остался невредим. Впоследствии ему сделали новый оклад, где использовали украшения, подаренные прихожанами в благодарность — кольца, серьги, цепочки, крестики.
  6. 4 марта 1995 года в церкви прошло отпевание убитого Владислава Листьева.

Возле церкви всегда проживала творческая интеллигенция: рядом расположились Дома композиторов и художников, Консерватория. Многих ее представителей (и прихожан храма) позднее отпевали в храме.

Информация для паломников

Храм Воскресения Словущего открыт для посещения всем желающим с 7 до 20 ч. в будние дни недели, а по воскресеньям и праздничным дням с 6-30 ч. Имеется собственный сайт в интернете http_//vslov_ru/, где всегда можно узнать актуальное расписание богослужений.

Также можно связаться с сотрудниками храма по электронной почте: [email protected]_ru или по телефонам:

  • дежурного священника +7-915-218-71-99;
  • старосты +7-903-532-22-87;
  • +7-495-629-66-16.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Расположен этот старинный храм в самом центре исторической части столицы между улицами Большая Никитская и Тверская в Брюсовом переулке, строение №15/2.

Доехать на общественном транспорте метрополитена можно до станций: Пушкинской, Тверской или Охотного ряда, а дальше необходимо выйти в сторону улицы Тверская и совсем немного пройти пешком. Ориентиром служит здание Министерства наук.

Прямо напротив входа в церковь установлен памятник Мстиславу Ростроповичу, виолончелисту, пианисту и дирижеру с мировым именем. Авторами бронзового памятника в одноименном сквере Брюсова переулка, недалеко от места проживания народного артиста с женой Галиной Вишневской, стали скульптор А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский.

Рядом с храмом в Леонтьевском переулке 4 находится дом музей Станиславского, а в Брюсовом переулке 12 расположен филиал музея-квартиры Мейерхольда. Также недалеко, на Тверской улице 13, заседает правительство Москвы.

На большой Никитской улице дом 2 можно посетить научно-исследовательский зоологический музей МГУ имени Ломоносова, а на Моховой 11 расположен Государственный геологический музей имени Вернадского. В непосредственной близости от здания церкви также находится Консерватория имени Чайковского и театр Маяковского, Дом художника и Дом композиторов.

В незаметном храме Воскресения Словущего царит тишина, умиротворение и спокойствие, которые особенно поражают всех входящий сюда и попадающих в совершенно другой мир Старой Москвы из суеты шумной современной столичной жизни.

Церковь, прославляющая великий праздник

По поводу названия церкви, построенной в Брюсовом переулке, о котором уже шла речь выше, добавим одну подробность. Дело в том, что в связи с важностью освящения в 325 году храма, возведенного в Иерусалиме на месте Воскресения Христова, только он получил право именоваться этим событием. Остальные же все (в том числе и наш московский), именуются лишь «Словущими», то есть «прославляющими». Кроме того, важно отметить, что все они посвящены не самому этому важнейшему событию, а лишь празднику, отмечаемому в его честь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]