Образец записки о здравии: как правильно писать и подавать


Статья “Как правильно писать записки о здравии и упокоении в храме”

Записки в храме. Как правильно подавать и писать?


Записки в храме пишут всегда и многие. Когда вы заходите в храм, то видите людей, пишущих записки. Что же такое «записка в церкви» и зачем она нужна?! Перечень и пояснение видов записок в церкви. Что такое простая записка, заказная записка, сорокоуст, поминовение. Как правильно писать записку в церкви?! Какую записку в церкви лучше подать.

Вы знаете и понимание, что в храме молятся. Так вот, подавая записку, за людей, указанных в записке, будет молиться в храме священнослужитель. Сами подумайте, чья молитва «сильнее» — ваша или батюшки в храме. Притом священник делать это будет во время службы, когда сила молитвы считается ещё сильнее. Записки или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими в свечной ящик (там где свечки продают). На записках обязательно изображают святой крест. Записка обычно должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких, то подайте несколько записок.

Когда лучше подавать (написать) записку в церковь?!


Вообще, записку лучше писать при каждом посещении храма. Но можно писать и по случаям…: — Обязательно надо подавать записку в дни рождения и крещения вашего ребенка. — При болезни, госпитализации, операции, подготовке к родам — При случае, если люди впали в грех: пьянство, воровство, блуд и так далее

За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?!нельзя подавать записки о здравии за не крещенных. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка? Нет, так как ребенок ещё не крещен, лучше подать записку о здравии крещеной будущей мамы. — нельзя подавать записки за упокой за не крещенных, самоубийц (если нет специального разрешения) —нельзя подавать записки за тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.

Как правильно оформить и написать имена в записке в храме?!

— Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»): Александра, Петра, Екатерину… Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Опытные прихожане указывают имена людей, данные им при крещении. — в записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы (кроме церковных), степени родства. — можно использовать следующие слова перед именами за здравие: воина (военный) болящего (болящ.), путешествующего (путеш.); заключенного (закл.), беременной (не праздной) (не празд.). До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок (напр «мл. Сергия» или «отр. Евгения»). — если подаём записку о здравии священника, всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока или монаха. — можно использовать перед именами за упокой: «убиенный», «новопреставленный» (не прошло 40 дней со дня смерти)

Сначала пишут записки о здравии. Записки в церкви за здравие бывают: + простая записка о здравии. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения. + заказная записка о здравии. (Сверху записки надо написать «заказная») Священнослужитель повторно упоминает людей в молитве перед престолом.

+ записка на проскомидию. За людей будут молиться во время самой главной (сильной с молитвенной точки зрения) службы – литургии. + молебен. (Сверху записки пишем «молебен Луке Крымскому о здравии») Священнослужитель в храме совершит молитву за людей из записки определенному святому, которого вы укажете. Например совершит молебен Николаю Чудотворцу за путешествующих или Пантелеймону либо Луке Крымскому за болящих. + записка на Проскомидию. Молиться за людей будут во время Литургии. + Что такое сорокоуст и как его заказать? Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии (или об упокоении) во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв, то есть священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных. + Что такое годовое, полугодовое поминовение? Поминовение (молитва) за людей в течении полугода либо года. Оно бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).+ Что такое вечное поминовение? Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. + простая записка об упокоении. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения. + Сорокоуст – это сорокадневное поминовение об упокоении души во время Литургии (кто не читал сначала напоминаю, что сорокоуст бывает и о здравии).
+ Что такое Постовая записка. Записка в Дни Великого Поста (на Великий пост) — это время особой молитвы и время особого поминовения усопших. Особой формой молитвы за усопших является Постовая записка. Такие записки священники читают на протяжении всего поста до Среды Страстной Седмицы. + что такое записка панихида? Панихиды принято совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и так далее. Если вы заказали панихиду, вам желательно самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником.
Все прочтенные записки в храме, побывавшие в руках священнослужителей и мирян сжигаются в специальном месте.

Источник статьи: https://www.svechy-vosk.ru/page/statya-kak-pravilno-pisat-zapiski-o-zdravii-i-upokoenii-v-hrame

Проскомидия или обедня

Чем отличается обедня от проскомидии? Обеднею по-простому называют Литургию, которая длится с утра до обеда, а проскомидия — первая часть ее.

Во время обедни священник читает имена, а певчие поют «Достойно есть».

Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.

Порядок проведения проскомидии

Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.

Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.

Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд — представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.

Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».

После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.

Далее следует приготовление символа чистоты — Агнца. На каждую Литургию выпекается 5 просфор как напоминание о чуде, когда Иисус пятью хлебами накормил 5000 человек, не считая женщин и детей (Матю14:13-21)

Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника — Агнец.

До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.

Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.


Дискос, потир, звездица, копие, лжица

Значение предметов в Литургии

Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.

Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.

Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша — потир.

Далее священник переходит к остальным четырем просфорам.

Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части — символа Агнца.

С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.

Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть — живущие священнослужители, вторая — все миряне православной церкви.

Часть пятого хлеба — символ памяти усопших.

Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.

Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие — люди мира, которые так любимы Богом.

После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия — все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.

Почему необходимо молиться об усопших

Когда человек умирает, родственники надеются на хорошую загробную участь для него. Но сказать точно, куда попала душа усопшего не может никто. Молитва за покойников – огромная помощь для них. Находясь в ином мире, усопшие не могут творить добрых дел, которые могли бы повлиять на их участь здесь. Но это могут делать родные, оставшиеся на земле.

Молясь за умерших, родственники, в первую очередь, продолжают отношения с ними. У Бога нет мертвых, христиане верят, что их близкие, перешедшие в мир иной, живы. Веруют православные и в то, что по молитвам на земле, Господь простит и помилует души людей, умерших во грехе. Можно вымолить человека из ада, но для этого придется очень хорошо постараться.

Поминая умерших, люди облегчают их загробную участь. Молиться можно и дома, но особенно важно делать это в церкви. Молитва за упокой, равно как и за здравие (о живых) способна творить чудеса.

В чем пре­иму­ще­ство молитв о наших родных и близ­ких в храме

Домаш­няя молитва, как пра­вило, не имеет такой бла­го­дат­ной силы как молитва общая, собор­ная, то есть молитва Церкви.

Цер­ков­ная молитва – эта та молитва, о кото­рой Гос­подь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согла­сятся на земле про­сить о всяком деле, то, чего бы ни попро­сили, будет им от Отца Моего Небес­ного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19–20).

В храме для сов­мест­ной молитвы соби­ра­ются веру­ю­щие. В храме таин­ственно пре­бы­вает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме свя­щен­ники при­но­сят Свя­тей­шую Бес­кров­ную Жертву. Еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена молитвы сопро­вож­да­лись при­не­се­нием в жертву живот­ных во очи­ще­ние от грехов и уми­ло­стив­ле­ние Бога. В Церкви же Нового Завета жерт­во­при­но­ше­ния живот­ных не суще­ствует, ибо «Хри­стос умер за грехи наши» (1Кор.15:3). «Он и есть уми­ло­стив­ле­ние за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:2).

Он принес в жертву за всех Свою Пре­чи­стую Кровь и Плоть и уста­но­вил на Тайной Вечере Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния, при­не­се­ние под видом бес­кров­ных даров – хлеба и вина, – Его Пре­чи­стой Плоти и Крови во остав­ле­ние грехов, что и совер­ша­ется в храмах на Боже­ствен­ной литур­гии.

Цер­ков­ная молитва имеет осо­бен­ную силу еще и потому, что она воз­но­сится свя­щен­ни­ком, спе­ци­ально постав­лен­ным для того, чтобы совер­шать свя­щен­но­дей­ствия, воз­но­сить за людей молитвы и жертвы Богу.

«Я вас избрал и поста­вил вас, – гово­рит Спа­си­тель Своим Апо­сто­лам, – чтобы… чего ни попро­сите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин.15:16).

Данные от Гос­пода апо­сто­лам права и воз­ло­жен­ные на них обя­зан­но­сти и пол­но­мо­чия они пере­дали постав­лен­ным ими пре­ем­ни­кам: епи­ско­пам и пре­сви­те­рам, заве­щав им и власть, и право, и непре­мен­ный долг прежде всего… «совер­шать молитвы, про­ше­ния, моле­ния, бла­го­да­ре­ния за всех чело­ве­ков» (1Тим.2:1).

Потому святой апо­стол Иаков и гово­рит хри­сти­а­нам: «Болен ли кто из вас, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церкви, и пусть помо­лятся над ним» (Иак.5:14).

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский вспо­ми­нал, как его, еще моло­дого свя­щен­ника, незна­ко­мая жен­щина попро­сила помо­литься об успехе одного ее дела.

– Я не умею молиться, – сми­ренно отве­чал отец Иоанн.

– Помо­ли­тесь, – про­дол­жала про­сить жен­щина. – Я верю, что по вашим молит­вам Гос­подь помо­жет мне.

Отец Иоанн, видя, что она воз­ла­гает такие боль­шие надежды на его молитву, еще больше сму­тился, снова утвер­ждая, что он не умеет молиться, но жен­щина ска­зала:

– Вы, батюшка, только помо­ли­тесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Гос­подь услы­шит.

Отец Иоанн стал поми­нать за литур­гией эту жен­щину. Через неко­то­рое время батюшка снова встре­тил ее, и она ска­зала:

– Вот вы, батюшка, только помо­ли­лись за меня, и Гос­подь послал мне по вашим молит­вам, что я про­сила.

Этот случай так повлиял на моло­дого свя­щен­ника, что он понял всю силу иерей­ской молитвы.

В чем преимущество молитвы в церкви

На Божественной Литургии приносится Бескровная Жертва за живых и умерших. Священник в алтаре вынимает частицы из просфоры – специального хлеба, который раздается после Литургии верующим, опуская их в чашу с вином. Вино – это кровь Господня, кусочки просфоры – Его тело, «за многия преломимое во оставление грехов» (с).

Подготавливаясь к таинству Евхаристии (причастие), священник поминает всех усопших, вынимая за них частички из просфоры.

Кроме поминальных записок, читаемых в алтаре священником, существует еще лития и панихида. Собираясь на панихиду, верующие молятся об упокоении душ своих близких, просят Господа простить и помиловать умерших.

Основные виды поминовений за усопших

Основные виды поминовений выглядят так:

  1. Панихида – короткое (не более 30 минут) Богослужение. На котором поминаются усопшие. Верующие просят об оставлении грехов умерших, упокоения их в Царстве Небесном. Панихида, как правило, совершается еженедельно, после основной службы. Для того, чтобы помянуть своего близкого на панихиде, необходимо подать соответствующую записку. Она так и называется – панихида, в записке, обычно, можно указать до десяти человек. Панихида служится как в церкви, так и на кладбище, требу совершает только священник.
  2. Лития – совсем короткое молитвенное правило (10 – 15 минут), по аналогии с панихидой. В отличии от оной, литию может прочесть любой христианин.
  3. Сорокоуст – поминовение усопшего в течение 40 дней на Литургии.

Но самым распространенным способом поминовения остается записка о упокоении.

Как писать в запис­ках имена людей, имён кото­рых нет в свят­цах?

Тра­ди­ция кре­стить с именем “из цер­ков­ного кален­даря”, т.е. по свят­цам — это лишь хоро­шая рус­ская тра­ди­ция, не исклю­ча­ю­щая поми­но­ве­ния тех хри­стиан, чьи имена ей не соот­вет­ствуют.

Журнал 165 засе­да­ния Свя­щен­ного Синода от 26 декабря 2019 года:

ИМЕЛИ СУЖ­ДЕ­НИЕ о раз­ра­ботке в Меж­со­бор­ном При­сут­ствии доку­мента «О воз­мож­но­сти при­ня­тия Кре­ще­ния с сохра­не­нием наци­о­наль­ного имени».

Справка:

Тема «Наре­че­ние имени ново­рож­ден­ным; вопрос о воз­мож­но­сти при­ня­тия Кре­ще­ния с сохра­не­нием наци­о­наль­ного имени» была вклю­чена в повестку дня комис­сии Меж­со­бор­ного При­сут­ствия по вопро­сам орга­ни­за­ции цер­ков­ной миссии (позд­нее объ­еди­нена с другой комис­сией в составе комис­сии по цер­ков­ному про­све­ще­нию и диа­ко­нии) реше­нием Пре­зи­ди­ума Меж­со­бор­ного При­сут­ствия от 28 января 2015 года.

Комис­сия по цер­ков­ному про­све­ще­нию и диа­ко­нии под пред­се­да­тель­ством Прео­свя­щен­ного мит­ро­по­лита Мин­ского и Заслав­ского Павла рабо­тала над данной темой с конца 2021 года и пред­ста­вила свои раз­ра­ботки в сек­ре­та­риат Меж­со­бор­ного При­сут­ствия к сере­дине 2021 года.

Изучив про­бле­ма­тику вопроса, комис­сия пришла к выводу, что сло­жив­ша­яся в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви тра­ди­ция наре­че­ния имени по свят­цам не всегда учи­ты­вает мно­го­об­ра­зие прак­тик и тра­ди­ций, сло­жив­шихся в других Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах, в том числе в связи с тем, что меся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви не содер­жит имен всех святых, про­слав­лен­ных Помест­ными Пра­во­слав­ными Церк­вами.

Кроме того, было отме­чено, что, согласно биб­лей­ской тра­ди­ции, наре­че­ние имени ново­рож­ден­ному мла­денцу явля­лось пре­ро­га­ти­вой роди­те­лей. Об этом, в част­но­сти, сви­де­тель­ствует наре­че­ние имени про­рока Иоанна Кре­сти­теля его отцом — свя­щен­ни­ком Заха­рии (Лк. 1:63), а также свя­ти­тель Симеон Солун­ский в сочи­не­нии «О свя­щен­но­дей­ствиях и таин­ствах цер­ков­ных»: «запе­чат­ле­вает его иерей крест­ным зна­ме­нем на челе, устах и груди и со свя­щен­ной молит­вой дает ему имя, избран­ное роди­те­лями, кото­рые участ­вуют в обряде кре­ще­ния».

Комис­сия также отме­тила, что не суще­ствует пре­пят­ствий к при­ня­тию в таин­стве Кре­ще­ния имени в ином, чем при­выч­ное, наци­о­наль­ном зву­ча­нии (к при­меру: Иоанн — Джон; Иоанна — Жанна), а также к уча­стию в таин­ствах с этим именем, в тех слу­чаях, когда чело­век носил имя в данном зву­ча­нии до кре­ще­ния или когда был крещен с именем в тако­вом зву­ча­нии. Эти иные наци­о­наль­ные зву­ча­ния имен, нахо­дя­щихся в пра­во­слав­ных меся­це­сло­вах, сле­дует отли­чать от ново­из­мыш­лен­ных имен, кото­рые в своей основе не имеют связи с куль­ту­рой пра­во­слав­ных наро­дов.

На осно­ва­нии раз­ра­бо­ток комис­сии по цер­ков­ному про­све­ще­нию и диа­ко­нии сек­ре­та­ри­а­том Меж­со­бор­ного При­сут­ствия пред­ло­жен проект реше­ния Свя­щен­ного Синода.

ПОСТА­НО­ВИЛИ:

1. Имея в виду, что Свя­щен­ное Писа­ние отно­сит наре­че­ние имени ново­рож­ден­ного мла­денца к правам роди­те­лей, и учи­ты­вая, при этом, тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви, обра­тить вни­ма­ние духо­вен­ства на воз­мож­ность бес­пре­пят­ствен­ного — по усмот­ре­нию роди­те­лей — наре­че­ния мла­ден­цев (и после­ду­ю­щего их кре­ще­ния) име­нами святых, почи­та­е­мых в любой из Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей.

2. Под­черк­нуть недо­пу­сти­мость каких-либо огра­ни­че­ний в бого­слу­жеб­ном поми­но­ве­нии и допу­ще­нии к цер­ков­ным таин­ствам веру­ю­щих, нося­щих наци­о­наль­ные имена, тра­ди­ци­он­ные для других Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей (или имена в иных наци­о­наль­ных зву­ча­ниях).

3. При кре­ще­нии или при­со­еди­не­нии к Пра­во­слав­ной Церкви взрос­лого чело­века, нося­щего имя, не име­ю­щее ана­лога в меся­це­сло­вах Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей и не явля­ю­ще­еся иным наци­о­наль­ным зву­ча­нием имени из пра­во­слав­ного меся­це­слова, предо­став­лять тако­вому чело­веку само­сто­я­тель­ного изби­рать кре­стиль­ное имя из пра­во­слав­ного меся­це­слова, причем жела­тельно, чтобы оно было близко по зву­ча­нию с граж­дан­ским именем.

В чем отличие простой записки от заказной

Перед тем, как писать записку за упокой в церкви, необходимо знать, какие они бывают.

Простая записка может читаться в алтаре, но частичку за усопших, перечисленных в ней, не вынимают. Это просто поминовение, схожее с обычным, домашним.

Когда читается заказная записка, священник вынимает частички из просфоры за каждого усопшего, чье имя упоминается.

Заказное поминовение стоит дороже простого. Во втором случае, ориентировочный размер пожертвования указан за записку, в которой перечислены не более 10-ти имен. Подавая заказную записку, каждое имя оплачивается отдельно. Например, одно имя стоит 5 рублей, значит, за 10 имен придется заплатить 50 рублей.

Когда лучше подавать записку в церковь

Записочки о упокоении можно подавать ежедневно в те храмы, где совершается служба. Также, существуют особые дни поминовения усопших:

  • Третий день после смерти, когда душа возносится на поклонение Творцу. Первые два дня после успения, душа, в сопровождении ангела, посещает на земле места, к которым была привязана при жизни. А на третий день восходит к Богу, дабы поклониться ему.
  • Девятый день. После того, как душа возносится на поклон к Богу, ей дано несколько дней для того, чтобы посетить райские обители. После чего, на девятый день, душа снова предстает перед лицом Господа, а церковь молится о милосердии Всевышнего по отношению к ней.
  • Сороковой день – самый серьезный, если так можно выразиться. Душа опять возносится к Богу, дабы Он решил ее посмертную участь. Иными словами, на сороковой день душу отправляют либо в рай, либо в ад, в зависимости от того, как она жила на земле. В этот день особенно необходимы молитвы за усопшего, нужно просить Бога о помиловании его души.
  • Годовщина смерти. В этот день, близкие поминают усопшего с сердечной, особой теплотой. Необходимо помянуть покойного и в церкви, причем, в записке о упокоении он о. То есть, поминаемый снова – не забытый.
  • Родительские вселенские субботы. Первая родительская суббота в году бывает перед масленичной неделей. В 2021 году она выпадала на 22 февраля.
  • Затем следуют великопостные субботы , на 2-ой, 3-ей и 4-той неделе Великого поста. Соответственно, это 14-ое, 21-ое и 28-ое марта в 2021 году.
  • Радоница – день поминовения усопших после Пасхи. Этакая Пасха для покойных, отмечаемая во второй вторник после праздников. Радоница выпадает на 28 апреля в 2021 году.
  • 9 мая поминают всех усопших воинов.
  • Троицкая родительская суббота бывает перед Троицей, соответственно. В 2021 году выпадает на 6 июня.
  • Дмитриевская родительская суббота – на первую субботу ноября.

Также, особое поминовение умершего совершается в день его рождения и именин. Желательно подать заказную записку, панихиду и самому поминающему причаститься в этот день.

После смерти человека будет очень полезным для его души частое поминовение. Считается, что идеальным вариантом станет заказ сорокоустов в сорока монастырях и храмах. Но не каждый может позволить себе это финансово.

По возможности, до 40 дней, пока усопший считается новопреставленным, желательно ежедневно подавать заказные записки за него.

Как пра­вильно поми­нать усоп­ших

Обычай поми­нать усоп­ших встре­ча­ется уже в Церкви вет­хо­за­вет­ной.

С особой ясно­стью о поми­но­ве­нии усоп­ших упо­ми­нают Поста­нов­ле­ния Апо­столь­ские. В них мы нахо­дим как молитвы за усоп­ших при совер­ше­нии евха­ри­стии, так и ука­за­ние на дни, в кото­рых осо­бенно необ­хо­димо поми­нать усоп­ших: третий, девя­тый, соро­ко­вой, годо­вой .

Таким обра­зом, поми­но­ве­ние усоп­ших – это апо­столь­ское уста­нов­ле­ние, оно соблю­да­ется во всей Церкви и литур­гия за усоп­ших, при­не­се­ние о спа­се­нии их Бес­кров­ной Жертвы есть самое силь­ное и дей­ствен­ное сред­ство к испра­ше­нию усоп­шим мило­сти Божией.

Цер­ков­ное поми­но­ве­ние совер­ша­ется только о тех, кто был крещен в пра­во­слав­ной вере.

Пани­хиды по само­убий­цам, а также по не кре­щен­ным в пра­во­слав­ной вере, не совер­ша­ются. Тем более эти лица не могут быть поми­на­емы на литур­гии. Святая Цер­ковь воз­но­сит непре­стан­ные молитвы об отшед­ших отцах и бра­тьях наших при всяком бого­слу­же­нии и осо­бенно литур­гии.

Но кроме этого Святая Цер­ковь творит в опре­де­лен­ные вре­мена особое поми­но­ве­ние всех от века пре­ста­вив­шихся отцев и братий по вере, спо­до­бив­шихся хри­сти­ан­ской кон­чины, равно и тех, кото­рые, быв застиг­нуты вне­зап­ной смер­тью, не были напут­ство­ваны в загроб­ную жизнь молит­вами Церкви. Совер­ша­е­мые при этом пани­хиды назы­ва­ются все­лен­скими.

В суб­боту мясо­пуст­ную, перед сырной неде­лей, нака­нуне вос­по­ми­на­ний Страш­ного суда, мы молим Гос­пода, чтобы Он явил Свою милость всем усоп­шим в день, когда насту­пит Страш­ный суд.

В эту суб­боту Пра­во­слав­ная Цер­ковь молится о всех усоп­ших в Пра­во­слав­ной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему соци­аль­ному про­ис­хож­де­нию и поло­же­нию в земной жизни.

Молитвы воз­но­сятся о людях «от Адама до днесь усоп­ших в бла­го­че­стии и правой вере».

Три суб­боты Вели­кого Поста – суб­боты второй, тре­тьей, чет­вер­той недель Вели­кого поста – уста­нов­лены потому, что во время пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии не бывает такого поми­но­ве­ния, какое совер­ша­ется во всякое другое время года. Чтобы не лишить умер­ших спа­си­тель­ного пред­ста­тель­ства Церкви, и уста­нов­лены эти роди­тель­ские суб­боты. Цер­ковь во время Вели­кого поста хода­тай­ствует об усоп­ших, чтобы и им Гос­подь про­стил грехи и вос­кре­сил их в жизнь вечную.

В Радо­ницу – втор­ник второй сед­мицы по Пасхе – с усоп­шими делятся радо­стью Вос­кре­се­ния Гос­пода, в надежде вос­кре­се­ния и наших усоп­ших. Сам Спа­си­тель сошел во ад про­по­ве­дать победу над смер­тью и извел оттуда души вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков. От этой вели­кой духов­ной радо­сти день этого поми­но­ве­ния и носит назва­ние «раду­ница», или «радо­ница».

Тро­иц­кая роди­тель­ская суб­бота – в этот день Святая Цер­ковь при­зы­вает нас совер­шать поми­но­ве­ние усоп­ших, чтобы спа­си­тель­ная бла­го­дать Свя­того Духа очи­стила грехи душ всех от века усоп­ших пра­от­цов, отцов и братий наших и, хода­тай­ствуя о собра­нии всех в Цар­ство Хри­стово, молясь об искуп­ле­нии живых, о воз­вра­ще­нии пле­не­ния душ их, просит «упо­ко­ить души прежде отшед­ших на месте про­хла­жде­ния, яко не мерт­вии вос­хва­лят Тя, Гос­поди, ниже сущий во аде испо­ве­да­ния дерз­нут при­не­сти Тебе: но мы, живые, бла­го­сло­вим Тя и молим, и очи­сти­тель­ный молитвы и жертвы при­но­сим Тебе о душах наших».

Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суб­бота – в этот день совер­ша­ется поми­но­ве­ние о всех пра­во­слав­ных уби­ен­ных воинах. Оно уста­нов­лено святым бла­го­вер­ным князем Димит­рием Дон­ским по вну­ше­нию и бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского в 1380 году, когда он одер­жал слав­ную, зна­ме­ни­тую победу над тата­рами на Кули­ко­вом поле. Поми­но­ве­ние совер­ша­ется в суб­боту перед Димит­ри­е­вым днем (26 октября по ста­рому стилю). Впо­след­ствии в эту суб­боту пра­во­слав­ные хри­сти­ане стали тво­рить поми­но­ве­ние не только воинов, за веру и оте­че­ство поло­жив­ших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех пра­во­слав­ных хри­стиан.

Поми­но­ве­ние усоп­ших воинов совер­ша­ется Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 26 апреля (9 мая по новому стилю), а также 29 авгу­ста, в день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи.

Обя­за­тельно надо поми­нать усоп­шего в день его смерти, рож­де­ния и именин.

Дни поми­но­ве­ния надо про­во­дить чинно, бла­го­го­вейно, в молитве, бла­го­тво­ре­нии нищим и близ­ким, в раз­мыш­ле­нии и о нашей смерти и буду­щей жизни.

Пра­вила подачи запи­сок «О упо­ко­е­нии» такие же, как и запи­сок «О здра­вии».

«На екте­ний же больше поми­на­ются ново­пре­став­лен­ные или зна­чи­тель­ные стро­и­тели оби­тели, и то не более одно или два имя. Но про­ско­ми­дия самое важное поми­но­ве­ние, ибо выну­тые части за усоп­ших погру­жа­ются в кровь Хри­стову и очи­ща­ются грехи сею вели­кою жерт­вою; а когда слу­ча­ется память кого из родных, то можешь подать записку и помя­нуть на екте­ний», – писал в одном из писем пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский.

За кого нельзя подавать записки

В записках о упокоении не пишут:

  • Некрещеных людей. Чтобы церковь могла поминать человека, он должен быть ее частью. Церковь – это одно большое тело, а каждый человек – его член, некрещеный таковым не является. Сюда же относятся и некрещеные младенцы.
  • Самоубийц. Лишить себя самого главного дара Господня – жизни – страшный грех. Самоубийц не отпевают в церкви, их не хоронят на общем кладбище и, тем более, не поминают на Литургии. Исключение составляют самоубийцы, имеющие диагноз по психиатрии. И то, их поминают и отпевают только с разрешения митрополитов.
  • Представителей иных религиозных конфессий. Таковых можно помянуть в домашней молитве, но писать их имена в записках запрещено.

Разрешено подавать записки только о упокоении крещеных, православных людей.

Кого нужно и можно поми­нать в запис­ках

В запис­ках, пода­ва­е­мых для поми­на­ния, пишут имена только тех, кто крещен в Пра­во­слав­ной Церкви.

Первая записка, пода­ва­е­мая нами, – «О здра­вии».

Поня­тие «здра­вие» вклю­чает не только здо­ро­вье, физи­че­ское состо­я­ние чело­века, но и его духов­ное состо­я­ние. И если мы молимся о здра­вии чело­века, кото­рый сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в даль­ней­шем пре­бы­вал в таком же состо­я­нии – нет, мы молим Бога, чтобы Он пере­ме­нил его наме­ре­ния и внут­рен­нюю неустро­ен­ность, сделал так, чтобы наш недоб­ро­же­ла­тель или даже враг стал пре­бы­вать в гар­мо­нии с Богом, с Цер­ко­вью, с окру­жа­ю­щими.

В эту записку сле­дует запи­сать всех хри­стиан, кому мы желаем здра­вия, спа­се­ния и бла­го­ден­ствия.

Слово Божие учит, что каж­дому необ­хо­димо молиться не только за себя, но и за других: «моли­тесь друг за друга» (Иак.5:16). На этой общей молитве друг за друга и стро­ится Цер­ковь.

В импе­ра­тор­ской России все молебны начи­на­лись с имени Госу­даря Импе­ра­тора, от «здра­вия» кото­рого зави­села судьба не только России, но и каждой семьи, каж­дого пра­во­слав­ного. Сейчас мы должны первым напи­сать имя нашего Пат­ри­арха, а за ним – епар­хи­аль­ного архи­ерея (мит­ро­по­лита, епи­скопа), забо­тя­ще­гося и при­но­ся­щего Гос­поду молитвы и жертвы за вру­чен­ную ему паству. Так посту­пают многие хри­сти­ане, так учит Свя­щен­ное Писа­ние: «прежде всего прошу совер­шать молитвы, про­ше­ния, моле­ния, бла­го­да­ре­ния за всех чело­ве­ков, за царей и за всех началь­ству­ю­щих, дабы про­во­дить нам жизнь тихую и без­мя­теж­ную во всяком бла­го­че­стии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спа­си­телю нашему Богу, Кото­рый хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» (1Тим.2:1–4).

Затем пишется имя вашего духов­ного отца, свя­щен­ника, кото­рый вас настав­ляет, забо­тится о спа­се­нии вашей души, молит о вас Гос­пода: «Поми­найте настав­ни­ков ваших» (Евр.13:7).

Затем пишутся имена роди­те­лей, свое имя, имена членов своей семьи, близ­ких и родных. Каждый должен молиться о здра­вии и бла­го­по­лу­чии своей семьи: «Если же кто о своих и осо­бенно о домаш­них не печется, тот отрекся от веры и хуже невер­ного» (1Тим.5:8).

За своей семьей и род­ными впи­шите имена ваших бла­го­де­те­лей. Если они сде­лали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Гос­пода, чтобы не оста­ваться перед ними в долгу: «отда­вайте вся­кому долж­ное… Не оста­вай­тесь долж­ными никому ничем, кроме вза­им­ной любви; ибо любя­щий дру­гого испол­нил закон» (Рим.13:7–8).

Нако­нец, если у вас есть недоб­ро­же­ла­тель, обид­чик, завист­ник или даже враг, впи­шите его имя для молит­вен­ного поми­но­ве­ния, по запо­веди Гос­пода: «любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас» (Мф.5:44).

Молитва за врагов, за враж­ду­ю­щих – вели­кая сила для пре­кра­ще­ния вражды и водво­ре­ния мира. Сам Спа­си­тель молился за врагов. Известно мно­же­ство слу­чаев, когда один из враж­ду­ю­щих впи­сы­вал имя своего недоб­ро­же­ла­теля в записку о здра­вии рядом со своим именем – и вражда пре­кра­ща­лась, бывший враг ста­но­вился доб­ро­же­ла­те­лем.

Вторая записка, пода­ва­е­мая нами, – «О упо­ко­е­нии». В ней мы пишем имена усоп­ших срод­ни­ков, зна­ко­мых, учи­те­лей, бла­го­же­ла­те­лей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умер­ших – и не только за бли­жай­ших срод­ни­ков, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умер­шие, хотя и отошли от нас, хотя и пре­бы­вают плотью в земле, а душой у Гос­пода, не исчезли, про­дол­жают жить неви­ди­мой для нас духов­ной жизнью пред очами Божи­ими, так как Сам Гос­подь гово­рит в Святом Еван­ге­лии: «Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).

Мы верим, что наши усоп­шие срод­ники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потом­ках.

Мы, живу­щие на земле, состав­ляем с отшед­шими от нас одну Цер­ковь, одно тело, име­ю­щее Одну Главу – Гос­пода Иисуса Христа. «Живем ли – для Гос­пода живем; уми­раем ли – для Гос­пода уми­раем: и потому, живем ли или уми­раем, – всегда Гос­подни. Ибо Хри­стос для того и умер, и вос­крес, и ожил, чтобы вла­ды­че­ство­вать и над мерт­выми и над живыми» (Рим.14:8–9).

Един­ство и обще­ние наше с умер­шими осо­бенно чув­ству­ется во время усерд­ной молитвы за них. Она про­из­во­дит на душу моля­ще­гося чрез­вы­чайно глу­бо­кое дей­ствие и впе­чат­ле­ние, дока­зы­вая дей­стви­тель­ное обще­ние души моля­ще­гося с душами тех, за кого воз­но­сится молитва.

Как правильно написать записку о упокоении

Сейчас практически в каждом храме есть листочки, на которых пишется записка. Кроме того, листочки распечатаны на компьютере, с надписью о том, какая это записка и нумерацией (максимально допустимое количество людей, которое можно написать).

Однако, необходимо знать, как правильно оформить записку. Образец того, как пишутся имена в записке о упокоении:

  1. Имена должны писаться в родительном падеже: Александра, Марии, Виктории и т.д.
  2. Если с момента смерти не прошло 40 дней, перед именем пишется слово «новопреставленного», то есть – умерший недавно. Например, новопреставленного Виктора.
  3. Перед именем усопшего, поминаемого в день его рождения, именин или в годовщину смерти, пишется слово «приснопоминаемого». К примеру, приснопоминаемой Маргариты.
  4. Подавая записку о упокоении ребенка, если он умер до 7-милетнего возраста, перед именем пишется «младенца». Дети в возрасте от 7 – ми до 14-ти лет именуются отроками. Например, младенца Дарьи, отроковицы Александры.
  5. Если поминается воин, то так и надо написать «воина». Воина Иоанна, например.
  6. Убитого человека поминают как «убиенного». Убиенного Игоря, к примеру.
  7. Поминая священнослужителя, необходимо указывать его сан: иерея Дмитрия, игумена Галактиона, диакона Анастасия, митрополита Никодима, архимандрита Трифона.
  8. Монашествующих поминают в зависимости от того, какую степень покойные имели при жизни. Обычные ли они были монахи или схимники. Если человек еще не был в постриге, а носил послушнические одежды, он именуется послушником. Того, кто принял иноческий постриг, поминают как инока или инокиню, в зависимости от пола.

Печать записок дома разрешена, но лучше написать их от руки.

Как часто сле­дует пода­вать записки для поми­на­ния

Молитва Церкви и Свя­тей­шая Жертва при­вле­кают на нас бла­го­дать Гос­пода, очи­ща­ю­щую и спа­са­ю­щую нас.

Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуж­да­емся в мило­сти Божией к нам.

Поэтому удо­ста­и­ваться молитв Церкви и при­не­се­ния о нас или наших близ­ких, живых и усоп­ших, жертвы Святых Даров, необ­хо­димо как можно чаще, и обя­за­тельно в те дни, кото­рые имеют особое зна­че­ние: в день рож­де­ния, день кре­ще­ния, день именин как своих, так и членов своей семьи.

Почи­тая память свя­того, чье имя мы носим, мы этим при­зы­ваем своего покро­ви­теля на молитву и хода­тай­ство пред Богом, потому что, как гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии, много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного (Иак.5:16).

Обя­за­тельно надо пода­вать записку на поми­на­ние в дни рож­де­ния и кре­ще­ния вашего ребенка.

За этим должны тща­тельно сле­дить матери, ибо забота о ребенке состав­ляет их святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овла­де­вает ли нами какая страсть, иску­шает ли диавол, пости­гает ли нас отча­я­ние или неутеш­ная скорбь, посе­тили беда, нужда, болезнь – в таких слу­чаях молитва Церкви с при­не­се­нием Бес­кров­ной Жертвы служит самым верным сред­ством к избав­ле­нию, укреп­ле­нию и уте­ше­нию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]