Детство
Митрополит Варнава (в миру — Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области в глубоко верующей, благочестивой семье. Дед его по отцу, протоиерей Иоанн, был последним священником в этом селе, в той церкви, в которой на протяжении около трехсот лет священствовали его предки. В 1929 году, когда шла вторая волна репрессий по отношению к служителям Церкви и верующим вообще, протоиерей Иоанн был арестован и расстрелян.
В 1931 году отец будущего владыки Варнавы, Виктор Кедров, был назначен служить в это же село Высокое, и в Прощеное воскресенье его должны были рукоположить в сан диакона, а в последующем – священника. Но за несколько дней до этого, в четверг Масленой недели, его тоже арестовали, увезли в Рязань и дали срок – 10 лет. Несмотря на многие запросы его дальнейшая участь неизвестна.
Дом и все имущество отобрали в собственность колхоза, а мать будущего владыки, Евдокию, которая скоро должна была родить, с тремя малолетними детьми поселили в маленьком доме-времянке. Семьи осужденных обычно подлежали немедленной высылке, и через месяц, в Великую Субботу того же года, пришли и к ним, чтобы сослать в Сибирь. Но у матери в это время начались схватки, и вскоре она родила мальчика, которого назвала Владимиром. Володя был четвертый ребенок. Власти отложили арест и пообещали вернуться через несколько дней, но почему-то не вернулись. Так рождение будущего владыки спасло его семью.
Владыка Варнава вспоминает: «В церковь во время войны мы ходили в город Рязань, в кладбищенский храм «Всех Скорбящих Радость». Ночевать было негде, спали на кладбище, внутри высоких оград могил, чтобы не набрасывались на нас злые бродячие собаки. В городе были постоянные военные тревоги и бомбежки. Один раз вышли из дома, оглянулись – а дома уже нет, был взорван. В период войны мне было 10-14 лет. Мы копали окопы, потому что через наше село проходила линия фронта.
В 1946 году открылся храм в селе Бахмачеево, в восьми километрах от нас. Служил там протоиерей Петр Смирнов – мой двоюродный дядя, очень благочестивый, большой молитвенник. Он много помогал людям, исцелял болящих, обладал даром прозорливости. Я был у него пономарем. В это же время через верующих я познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской, слепенькой старицей, и стал иногда ходить к ней. Очень много ходило к ней народу за помощью, за советом. Власти не разрешали, некоторых, из приходящих к ней, арестовывали, но люди все равно шли, потому что ее прозорливость была известна.
В детстве я очень любил молиться, даже по ночам. Однажды услышал визг, как будто кто-то пляшет на чердаке. Но когда стал усерднее молиться, все исчезло».
Отрывок, характеризующий Варнава (Кедров)
– Под нижнюю подушку. – Да нету. Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было. – Вот чудо то! – Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их. Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было. – Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке. – Я не входил. Где положили, там и должен быть. – Да нет… – Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите. – Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил. Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова. – Г’остов, ты не школьнич… Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание. – И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка. – Ну, ты, чог’това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог’ю. Всех запог’ю! Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку. – Я тебе говог’ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену. – Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз. Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку. – Вздог’! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог’ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь. – Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери. – А я тебе говог’ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его. Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза. – Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так… Он не мог договорить и выбежал из комнаты. – Ах, чог’т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов. Ростов пришел на квартиру Телянина. – Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера. – Нет, ничего. – Немного не застали, – сказал денщик. Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина. Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина. – А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови. – Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол. Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге. – Пожалуйста, поскорее, – сказал он. Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину. – Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом. С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек. – Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он. Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел. – Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду. Ростов молчал. – А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же. Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет». – Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение. – Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом. – Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин. Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело. – Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться… – Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов. – Я… Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья. – Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!… Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать? – Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру. – Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира. Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона. – А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица. Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался. – Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так… – Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл… – Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение… – Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира? Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой. – Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил. – Не осадил, а сказал, что я неправду говорю. – Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться. – Ни за что! – крикнул Ростов. – Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно? Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова. – Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо! И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова. – Пг’авда, чог’т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г’остов! Ну! Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера. – Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
Начало церковного служения
«Когда открыли в Рязани Борисоглебский собор, — вспоминает митрополит Варнава, — я помогал при его ремонте, сначала как разнорабочий. Потом секретарь архиерея, протоиерей Симеон Грацианский, пригласил иподиаконом к Рязанскому архиерею. Так я стал иподиаконом».
Владыка Варнава рассказывал, как однажды, в начале пятидесятых годов, на праздник Благовещения, который совпал в тот год с Великой Пятницей Страстной седмицы, его после службы силой завели в милицию и потребовали подписать бумагу об отказе от веры. Володя ничего не подписал. Его стали сильно избивать, но вот что удивительно: «Почему-то боли не чувствовал, — рассказывает владыка, — просто думал, что сегодня Страстная Пятница, то есть день, когда распинали и мучили Господа, и я как будто вместе с Ним страдаю. И еще одна мысль была – вот почему мученики переносили такие тяжкие истязания, не теряя мужества. Господь давал им силы перенести все это. Вечером меня выпустили. На следующий день я причастился, и такой радости после причащения я, наверное, никогда потом не испытывал.
Лавра
22 мая 1955 года Владимир поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 10 декабря 1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом) в Трапезном храме послушник Владимир был пострижен в монашество с именем в честь святого апостола Варнавы и уже в январе 1956 года назначен ризничным Лавры. «Началась моя монашеская жизнь, — рассказывает владыка, — всякое случалось – и трудное, и горькое. Но я все переносил без упрека, полностью положившись на волю Божию, всегда повторяя слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все». 15 лет не выходил за ворота монастыря; никогда не забывал, что назад пути нет. Когда было тяжело, закрывался в келии, становился на колени перед иконами с молитвой и сразу чувствовал облегчение».
Чебоксарская кафедра
К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 приходов. За 35 лет архиерейского служения на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей, открыто более 200 приходов и Чебоксарское духовное училище. При активном участии и огромном вкладе владыки Варнавы возрождена историческая часть города Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города.
По благословению митрополита Варнавы в епархии создан Православный миссионерский центр. На приходах открыты Дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Для многих прихожан и духовенства Чувашии владыка стал, как родной отец. В очереди на прием к митрополиту Варнаве, а он постоянно принимает людей, и сельская труженица, и университетский ученый, и врач, и учительница – для каждого найдется доброе слово и мудрый совет. Владыка постоянно служит, ездит по епархии, встречается со многими людьми. Имя владыки — Варнава — в переводе означает «сын утешения». Вот уж поистине — по имени и житие.
Я знаю владыку Варнаву 20 лет. Митрополит Варнава является для меня, и для многих-многих знающих его, примером ревностного служителя Церкви Христовой, мудрого архипастыря. Всегда буду помнить наказ владыки Варнавы: «Будь со Христом!». Со Христом и Его святой Церковью проводит всю свою жизнь и сам митрополит Варнава.
ВАРНАВА (КЕДРОВ)
В миру Кедров Владимир Викторович, родился 21 апреля 1931 года в селе Высоком Рязанского района Рязанской области. Предки его были священниками и служили в храме села Высокого с XVII века. Дед — протоиерей Иоанн Кедров служил в Высоковском храме апостола Иоанна Богослова, в 1929 году был арестован и репрессирован. Отец — Виктор Кедров был арестован в 1931 году, репрессирован, и сведений о нем никаких не было. Когда пришли арестовывать мать, у неё начались предродовые схватки, арест не состоялся, что спасло и её и сына Владимира. Мать Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей, которые с детских лет посещали храмы.
Владыка-молитвенник
Сегодня отпевание митрополита Чувашского и Чебоксарского Варнавы. 300 лет в его роду поколение за поколением служили у престола Божия. Деда-священника репрессировала советская власть, он погиб в ГУЛАГе. Отца арестовали всего за четыре дня до уже назначенной хиротонии. Пришли и за мамой. «Но ее не смогли арестовать, – рассказывал потом владыка Варнава, – потому что мама в этот момент рожала меня». Отец, как и дедушка, сгинул – вестей от него больше не было. Вдова осталась с четырьмя детьми на руках. Жили впроголодь. Приходилось и побираться. Только вера и спасала. А еще – молитва.
Владыка Варнава преставился на 90-м году. Скольких он за эти десятилетия спас своей молитвой и примером для жизни вечной! Своего архипастыря-отца вспоминают клирики его епархии.
Владыка Варнава (Кедров)
«Я вспомнил, как Господь страдал, и мне было совсем не больно»
Протоиерей Николай Иванов, секретарь Епархиального управления, настоятель Покровско-Татианинского собора г. Чебоксары:
– Знаю владыку Варнаву более 25 лет. Был келейником, потом секретарем. Владыка за всё это время ни разу не был в отпуске, чтобы, как мы привыкли, отдыхать. Ездил только в Иерусалим, – но в этом паломничестве служил по возможности каждый день.
Святый град Иерусалим он очень любил. Все Патриархи, епископы его там знали, любили. Где ни попросит послужить, всюду разрешали. Хотя не всем архиереям так всюду на Святой Земле все двери открываются.
Владыка – молитвенник. Всегда читал утреннее и вечернее правило. Всех, кто приходил к нему, – принимал. Не смотрел ни на сан, ни на звание, ни на положение в обществе. Принимал любого. Каждый день был на рабочем месте. Буквально до последних дней, пока не слег.
В Горненском монастыре. Иерусалим
Не смотрел ни на сан, ни на звание, ни на положение в обществе. Принимал любого
Начиная с Лазаревой субботы, ежегодно, вообще служил утром и вечером всю Страстную, потом точно так же – всю Светлую седмицу, и заканчивал это непрестанное служение только к Радонице. Но и так старался не пропускать ни одной из служб.
Владыка был очень мудрым. Всегда находил, что сказать. Много давал интересных комментариев. Однажды приезжает к нам дама-министр. А он ее и попросил о самом на тот момент насущном:
Монах Варнава, насельник Троице-Сергиевой лавры – Вот бы к празднику асфальт положить, – а то ни подъехать, ни пройти в дождливую погоду к храму было.
Это владыка еще по детству привык босиком – и по грязи, и по морозцу – в храм бегать, а ботиночки, чтобы не разбить да не запачкать, уже прямо перед входом в церковь надевать. Он и потом всю жизнь, уже будучи архиереем, ходил в тонком сатиновом подрясничке да в кирзовых сапогах. И ни в какие морозы дополнительно не утеплялся. Но кому из нас сейчас такие подвиги доступны? О других-то он не то, что о себе, – заботился.
Так вот, дама-министр послушала архипастыря, да и разошлась:
– Нету сейчас возможности! Где я вам технику возьму?
А он ей:
– Я-то думал, ты такая добрая, приветливая. Улыбаешься же всегда. А ты, оказывается, злая… Не знаю, что с тобой делать даже…
И оттого, что он ей так это всё просто сказал, прямо по-детски, – откуда ни возьмись вдруг и техника чуть ли не через 15 минут уже подкатила, люди какие-то засуетились сразу, что-то там разгребать стали, вот уже и пар от расстилаемого асфальта идет… Вот такие чудеса творились.
Из любого положения выход мог найти. С юмором ко всему подходил. Добрый он был архиерей. Любящий. Отец для всех.
Ничего своего у него практически не было. Какие-то разве что церковные принадлежности. А так все, даже свою пенсию, раздавал на нужды строящихся храмов. Как-то раз к нему пришел глава города, мы разговорились, сказали ему всё, как есть: владыка ничего не копит, всё на нужды храмов отдает.
Ничего своего у него практически не было. Все, даже свою пенсию, раздавал на нужды строящихся храмов
– Да у меня и родственников нету, – тут же отозвался Его Высокопреосвященство и шутя добавил: – А если буду копить деньги, то и родственники появятся.
У владыки Варнавы одно всегда наставление к священникам было:
– Батюшки, Господь всё и всегда видит. Каждое наше действие, любую мысль. Если вы хотите служить, не читая правила накануне, или еще чего там делать не так… Помните: Бог поругаем не бывает. Накажет.
Иеромонах Варнава, насельник Троице-Сергиевой лавры Богу владыка действовать предоставлял. А сам каждого священника любил все равно что сына родного. Когда и поругает немножко, то по-отечески. Только если, конечно, кто-то серьезно провинится, – тогда прещения налагал. А так – старался, чтобы человек сам исправился. Молился за всех, особенно за духовенство. Опекал. Всех жалел. Это на себя он внимания не обращал обычно.
Первое лекарство владыка выпил ближе уже к 70-ти годам. До этого я его спрашивал, он отвечал:
– Я не знаю, что такое лекарство.
Это мы сейчас, чуть что прихватит, – сразу, мол, ой, мученики. А у него детство такое было: ни еды, ни одежды, притеснения, побои. Однажды, вспоминал, бежал в храм на службу вечером под Великий Пяток. Его поймали и начали дубинками бить за то, что в Церковь ходит. А он говорит: «Я вспомнил, как Господь страдал, и мне было совсем не больно». Те к нему подступают:
Протоиерей Николай Иванов – От храма откажись, не ходи больше.
А он и отвечает:
– Нет, не откажусь.
Чистый ребенок, не мог слукавить. Так эти дружинники и отстали от него, и больше не препятствовали ему в храм ходить. «Били меня этими дубинками, – вспоминал, – а мне приятно было».
В лавре, уже будучи монахом, отец Варнава каждый день на службы ходил. Братский молебен никогда не пропускал. Не опаздывал. Мы с ним всюду и потом по приходам здесь, уже в Чувашской епархии, колесили. Ни разу не помню, чтобы владыка на службу опоздал и его кому-то ждать пришлось. Хотя было: однажды машина поломалась. Но это ведь один-единственный раз – за все 25 лет, пока я был с ним рядом. А так – всегда вовремя к службе подъезжал. На всенощном бдении владыка обязательно сам всех помазывал. А после литургии каждого прихожанина сам лично благословлял.
Никогда он не нарушал постных дней. Был очень строг к соблюдению Устава
Перед литургией мы с владыкой непременно читали правило ко Причастию. Никогда он не нарушал постных дней. Был очень строг к соблюдению Устава. У него уже даже диабет начался, но он перед литургией все равно ничего не ел и даже лекарство не принимал.
К себе относился очень строго. Как монах всю жизнь и прожил. Домик у него был старенький, ничего особенного. Ни дач, ни дорогих средств передвижения не признавал. Любил свой «Жигуленок», семерочку. Только на совсем уж дальние приходы его возили на чем-нибудь посерьезней. А так, жил очень скромно.
Никогда не нарушал заведенного правила, чтобы опустить утренние или вечерние молитвы. Для него это было обязательно. До последнего дня. Даже когда его уже в больнице в последний раз причащали, он настоял, чтобы келейники правило ко Причастию прочитали. Хотя вообще-то в таком состоянии и без всяких молитв причащают обычно. Но для него это было принципиально. Всю жизнь – в молитве.
Он никогда не связывал свободы человека
Протоиерей Михаил Павлов Протоиерей Михаил Павлов, председатель Епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель храма в честь Иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Чебоксары:
– Владыку Варнаву я с самого детства знаю, еще с дошкольных лет. Отец у меня священник. Так что я и иподиаконствовал у владыки в свое время, читал у него на службах. Он всем нам – отец. Мог, конечно, и пожурить. Но как-то так, беззлобно. По-отечески. Тут же забудет. Улыбнется.
Всех всегда принимал. Даже на Страстной седмице, на Светлой. Хотя он в это время и служил утром и вечером, и службы длинные, уставные были. Ничего никогда не сокращал на своих службах, и других священников не благословлял ничего форсировать.
В алтаре всегда такое благоговение хранилось. Это вроде бы элементарно. Но простое мы и упускаем часто. А владыка как-то всё умел поставить так, чтобы не перед ним трепетали, а Бога боялись, любили. Всё остальное непрочно.
К нему всегда можно было обратиться, прийти в епархиальное управление за советом. И в духовной жизни получить наставление, и даже по-житейски. И всё он говорил из опыта богообщения, молитвы. Утром служит, потом в епархию едет – принимает народ, вечером опять служит. И так каждый день. Вот это архиерей. И всегда с народом. Проповеди такие доходчивые для каждого говорил. Что-то простое, жизненное, что каждому нужно. «Всех любить. И врагов, и благодетелей. Ко всем добрым быть – вот таким призван быть человек. Тогда и вас все любить будут».
«Ко всем добрым быть – вот таким призван быть человек»
Сами люди всегда поддержку своего архиерея ощущали. Добрый. Отзывчивый.
Божию Матерь очень почитал. Всегда наставлял полиелеи, всенощные служить – чтить ее память особо. Акафисты читать. Как-то раз у него благословения просили привезти чудотворную икону Божией Матери «Всецарица», а он такие слова сказал:
– Конечно! Как же я не благословлю? Накажет еще меня. Обидится.
Преподобного Серафима Саровского очень любил. Его память зимой и летом особо торжественно отмечали. Рассказывал, когда еще только его мощи после советского разорения второй раз обрели, сомнения его одолевали: «‟Точно ли это мощи преподобного? Мало ли чьи там останки в запасниках музея нашли…”. Стал молиться. А внутренне успокоиться все не могу». И вот, говорит, ему преподобный во сне явился:
Епископ Варнава (Кедров) – Это мои мощи. Верь, не сомневайся, молись мне, – и стал невидим.
Но увидел он его во сне именно на том месте, где, оказывается, – на солее левого придела в Богоявленском Елоховском соборе, – его мощи и стояли, пока их обратно в Дивеево не перенесли. Впоследствии пришел он мощам поклониться и изумился.
И владыки вообще таких вещих снов много было. И когда он еще был архимандритом в Троице-Сергиевой лавре, ему как-то приснилось, что архиерей в Чебоксарах скончался, а Патриарх Пимен его туда отправляет. Встал утром, поспешил на братских молебен, да там, у мощей преподобного Сергия, действительно о кончине этого архиерея узнал… А после вышло так, что его на нашу кафедру как раз и назначили.
Я, кстати, в этом году в архивах поднимал документы, – удивительно, даже местные уполномоченные по делам религии о владыке Варнаве какие-то уважительные характеристики писали. Хотя сначала, конечно, те еще были бои. Как только владыка приехал сюда на кафедру, уполномоченный ему заявил, чтобы к нему только в светской одежде являлся, по приходам не ездил, кандидатуры на учебу в семинарию у него утверждал, проповеди также – только при согласовании, а также потребовал снять секретаря епархии и настоятеля Введенского собора и поставить тех, кого укажут. А владыка по всем пунктам дал отпор: увольнять он никого не собирается – «Они не у вас, а у меня работают»; проповеди править: «У вас богословского образования нет»; точно так же как и «решать, кому в семинарии учиться, не ваше дело»; по приходам ездить он должен, как архиерей: «Это моя прямая обязанность»; а светской одежды у него давно уже нет: «Сами тогда ко мне приходите». Еще и припечатал: в Москве заявит, что здесь уже есть «управляющий епархией». Так его и зауважали.
Рождественская елка в Театре оперы и балета. 2000 год
Владыка и в наше время у властей пользовался авторитетом. А народ-то его как любил. Он всегда всё всем нуждающимся раздавал. Вот и недавно как-то позвонил:
– Приезжайте, заберите, мне столько не надо. Раздайте.
Мы у него какие-то мешки картошки из кладовки погрузили, еще что-то. А ведь действительно ему оказалось всё это уже не нужно. Открыто ему, что ли, это было? Он всегда во все проблемы приходящих к нему вникал.
Помню такой случай. У нас у одного батюшки от матушки все врачи уже в один голос требовали прервать беременность: мол, болен ребенок, нельзя рожать. Пришла она к владыке:
– Что делать?
А он:
– Ничего не надо делать. Все будет хорошо. Рожай.
На нее чуть ли в милицию уже подавали заявление. Медики просто неистовствовали: под вашу ответственность.
А она, как владыка благословил, родила – здоровый ребенок. Уже вырос: 20 лет. Она и потом еще рожала. А если бы на аборт пошла?..
Как скажет владыка, так и надо поступать. Сделаешь по-своему, жалеть будешь
Всегда было так: как скажет владыка, так и надо поступать. Сделаешь по-своему, жалеть будешь. Помните, даже в книге «Несвятые святые» написано, как Господь всё владыке Варнаве мог открывать. Он никогда ничего никому не навязывал. У него просто спросят совета, он и ответит:
– Я думаю, надо сделать вот так.
А там уж твое дело – как ты поступишь. Не давил. Просто как отец посоветует. Он никогда не связывал свободы человека. Старец-архиерей. Но никогда никакого диктата не было: мол, слушайте меня. Ни в коем случае. Не властвовал над людьми. Это самое низкое – порабощать за счет любого ресурса власти, тем более духовной.
Молитвенник. У него же в роду священники с XVII века. А каких он сам еще пастырей застал! Никаких тогда машин не было. Пешком за множество километров по любой погоде ходили, причащали народ. Конечно, когда есть образцы такой жертвенной любви, то и у людей ответно – горение веры, благоговение настоящее. Так и владыка наставлял: в любое время суток будьте готовы откликнуться.
Он стал просто духовным отцом всему чувашскому народу
Сейчас владыка Варнава преставился, а его смерть коснулась сердец даже людей, казалось бы, совсем светских, далеких от Церкви. Для всех он – значимый человек, родной по-своему.
Когда владыка почти 45 лет назад приехал в Чебоксары, тут всего-то три с лишним десятка приходов на всю Чувашию было. Сейчас их в 10 с лишним раз больше. 7 монастырей восстановлены, люди к монашеству потянулись. Чебоксарское епархиальное духовное училище открылось. Молодежь, сколько помню, тянулась к архиерею, это были совершенно разные люди, разных специальностей, но каждому он мог дать исчерпывающий ответ на его запрос. В 1990-е годы владыка чуть ли не каждые выходные на службах кого-то в диаконы, во пресвитеры рукополагал. Библию на чувашский язык за годы его управления епархией перевели. Он стал просто духовным отцом всему чувашскому народу.
«С Богом всегда легко»
Протоиерей Александр Панзин, настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца в поселке городского типа Вурнары:
– Владыку знаю уже более четверти века. Был у него иподиаконом. После рукоположения, помню, я у своего духовника спросил:
– Как же мне, батюшка, жить теперь, чтобы всегда по-священнически поступать?
– Ты, – говорит, – смотри всегда на нашего владыку Варнаву, не ошибешься.
Он просто задает своим примером траекторию духовного развития. Как камертон: всё, что по его благословению, – с волей Божией согласно. Сколько раз убеждаться в этом приходилось. Просто смотри на владыку – и поступай, как он учит своей жизнью, словом.
С мамой и братом на родине в селе Высоком
Много за эти годы перед глазами было примеров жизни владыки со Христом. У нас недавно в епархии книга издана, которая описывает его жизненный путь. Ее название для нас (особенно в эти тревожные времена) – точно девиз: «С Богом всегда легко».
Он просто задает своим примером траекторию духовного развития
Владыка Варнава для всех нас, священников, кого он рукополагал, – родной отец. Всех он нас, свое духовенство, паству, любил, вразумлял, как мог. Бывает, даже кто-то провинится, но не было такого священника, которого бы владыка полностью отверг. Даст епитимью для исправления, – исполнив ее, те, кто, конечно, хотел, возвращались. Все мы, безусловно, разные. Несмышлёные, непослушные порою. Но все у нас в епархии было как в большой семье. С доверием и любовью друг к другу.
Когда два года назад у меня тяжело заболел, а потом преставился духовник, я подошел за благословением к владыке:
– Как мне быть?
А он сразу же отозвался:
– Давай ко мне.
Это было очень благодатное время окормления у него. Всё всегда прямо можно было спросить. Все его жизненные истории, которые он рассказывал, были всегда очень назидательны и полезны.
Протоиерей Александр Панзин Помню, когда мы были с приходом в паломничестве на Святой земле, спросят нас:
– Откуда вы приехали?
– Из Чувашии, – говорим.
Люди как-то так отстраненно всё воспринимают: это им ни о чем не говорит. А когда скажем:
– У нас там владыка Варнава, – все сразу же улыбаться, кивать начинают.
Помню, я как-то встретил одного еврея, он даже не крещен был, хотя и объехал уже множество христианских святынь по миру. И вот, он выходит после службы, которую наш владыка возглавлял, весь потрясенный, и вид у него такой, как будто ему очень жарко.
– Чего еще искать, – говорит. – Вот старец.
Люди, даже нецерковные, впервые увидев его, признавали за ним харизму, благодать Божию.
Люди, даже нецерковные, впервые увидев его, признавали за ним харизму, благодать Божию
Или, помню, когда я еще только в семинарию в Казань ехал, встретил на вокзале каких-то бабушек-паломниц, разговорились. Опять же, вопрос:
– Откуда ты?
– Из Чебоксар.
– Не знаем.
– У нас там владыка Варнава.
– О! Владыку Варнаву знаем! – они его еще, оказывается, по Троице-Сергиевой лавре помнили.
Когда он только приехал в Чебоксары, его на перроне встретили двое бородатых мужчин в светской одежде. А владыка в рясе вышел, с посохом. Окинул их взором… Им потом досталось. Все-таки для него мирская одежда на священнике была неприемлема. И это отнюдь не формальный вопрос.
У нас, у чувашского народа, твердая вера: наш архиерей – святой жизни человек. Многие и о его прозорливости свидетельствуют. Помню, после пяти лет моего священства владыка дал мне послушание, которое переменило всю мою жизнь. Не скажу, что я уж сильно противился, – ослушаться я, разумеется, не мог, но внутренне роптал: не хотелось браться. Я ему, конечно, ничего не говорил, но и скрыть от владыки ничего нельзя было. Так что он меня сразу же приободрил:
– Подожди-подожди, через несколько лет ты меня еще благодарить будешь.
И действительно, прошло несколько лет, владыка мне даже припоминал время от времени:
– А помнишь, ты меня ослушаться хотел? – я ему ничего не говорил об этом… – А теперь вот радуешься.
Наш храм Великомученика Георгия Победоносца очень непросто строился, – в течение 14 лет. До меня там сменилось несколько настоятелей. Когда владыка меня сюда перевел, я ему сразу сказал: «Я неопытный». А он благословил нас еженедельно читать акафист святителю Спиридону Тримифунтскому. Владыка его очень почитал. Так вот, все эти последние 6 лет мы с приходом его и читаем. Так, с Божией помощью, храм и достроили. Стали уже и другие акафисты читать.
У владыки была детская, прямолинейная вера в Бога. Ты доверялся ему, и всё по его благословению получалось.
Владыка до последнего служил. Я приглашал его к нам на престольный праздник, а это было буквально за два дня до того, как владыка слег. Он уже, видимо, себя чувствовал не очень. Но не отказался, сказал: «Я подумаю». А потом уже от него позвонили, сообщили, что не может. Теперь уже владыка у Престола Божия молится за всех.
Награды
Церковные:
- наперсный крест (1958)
- наперсный крест с украшениями (1963)
- орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1971);
- орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени;
- орден св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени;
- орден свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского 2-й степени;
- ордена Животворящего Креста Господня 1-й (с крестом Гроба Господня), 2-й и 3-й степени (Иерусалимской Православной Церкви)
Светские:
- Российский государственный орден Дружбы
- Российская государственная премия в области строительства и архитектуры
- Почетный гражданин города Чебоксары
Примечания
- [www.patriarchia.ru/db/text/126436.html Журналы заседания Священного Синода от 17 июля 2006. Журнал№ 60]
- [www.patriarchia.ru/db/text/2507811.html Журналы заседания Священного Синода от 4 октября 2012. Журнал№ 91]
- [www.patriarchia.ru/db/text/2507811.html Журналы заседания Священного Синода от 4 октября 2012. Журнал№ 103]
- Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 2006 года № 728
- [graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1567465 Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 971 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»]
- Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 1106
- [gov.cap.ru/list4/law/rec.aspx?gov_id=49&link=49&preurl=.&FKey=F_JURL_ID&id=33840 Указ Президента Чувашской Республики от 25 апреля 2006 года № 32 «О награждении орденом „За заслуги перед Чувашской Республикой" Митрополита Варнавы (Кедрова В. В.)»]
- Указ Президента Чувашской Республики № 100 от 25 августа 2010 года — [g[gov.cap.ru/laws.aspx?gov_id=49&id=85721&page=2&size=20 Митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Варнаве присвоено почетное звание «Почетный гражданин Чувашской Республики»]li>
- [w[www.patriarchia.ru/db/text/1456328.html Патриаршее поздравление митрополиту Чебоксарскому Варнаве с 80-летием со дня рождения]li>
- [w[www.patriarchia.ru/db/text/102491.html Патриаршее поздравление митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Варнаве по случаю 75-летия]li>
- [m[mospat.ru/archive/2003/10/nr310315/ Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава удостоен высшей награды Иерусалимского Патриархата : Русская Православная Церковь]li>
Сочинения
- Речь при наречии во епископа Чебоксарского и Чувашского от 29 ноября 1976г. // ЖМП. 1977, №2, с. 18-19.
- «В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (19 декабря 1976г. в Кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары). // ЖМП. 1977, №7, с. 30.
- «Одушевленный храм». // ЖМП. 1980, №5, с. 32.
- «Значение храма в жизни христианина» (9 июля 1980г. в с. Козловка). // ЖМП. 1981, №5, с. 36.
- «В день памяти Святителя Николая, чудотворца» (Проповедь, произнесенная в храме Святителя Николая г. Канаш. 19 декабря 1981г.). // ЖМП. 1983, №12, с. 30.
Биография
Родился 21апреля 1931 года в с. Высокое Рязанского района Рязанской области. Предки его были священниками и служили в храме с. Высокое с XVII в. Только отец не был священником, он лишь окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1945 году окончил среднюю школу. В 1952-53 гг. прислуживал в храме во имя Св. Троицы в с. Бахмачеево, Рязанской обл. С 1953 по 1955 гг. был иподиаконом в кафедральном соборе в честь св. страстотерпцев князей Бориса и Глеба в г. Рязани. В мае 1955 года вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры и был назначен помощником ризничего. 10 декабря того же года наместником Лавры архим. Пименом (Извековым) был пострижен в монашество с наречением имени в честь св. ап. Варнавы. 18 янв. 1956 года назначен ризничим Лавры. 15 февр. 1956 года в Богоявленском патриаршем соборе Свят. Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона. 9 марта 1957 года в Лаврском Крестовом храме во имя Филарета Милостивого рукоположен во иеромонаха. В 1958 году награжден наперсным крестом. В 1960 году возведен в сан игумена. В 1963 году награжден крестом с украшениями. В 1965 году возведен в сан архимандрита. В 1970 году назначен благочинным Лавры. В 1971 году от братии Троице-Сергиевой Лавры был членом Поместного Собора РПЦ. В том же году награжден орденом св. равноап. князя Владимира 2-й степени. 30 ноября 1976 года в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершали: Свят. Патриарх Пимен, митр. Крутицкий и Коломенский Серафим, архиеп. Волоколамский Питирим, епископы Рязанский и Касимовский Симон, Орловский и Брянский Глеб. В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Св. Гору Афон. 7 сент. 1984 года возведен в сан архиепископа. С 27 по 31 октября 1984 года сопровождал Свят. Патриарха Пимена в его поездке в Болгарию. В 2001 году возведен в сан митрополита.
Т р у д ы: Речь при наречении во епископа Чебоксарского и Чувашского 29 нояб. 1976 г. ЖМП. 1977, № 2, с. 18-19. «В день памяти свят. Николая» (19 дек. 1976 г. во Введенском каф. соборе г. Чебоксар). ЖМП. 1977, № 7, с. 30. «Одушевленный храм». ЖМП. 1980, № 5, с. 32. «Значение храма в жизни христианина» (сказано 9 июля 1980 г. в с. Козловка) ЖМП. 1981, № 5, с. 36. «В день памяти Свят. и Чудотворца Николая»: (Проповедь, произнесенная в Никольском храме в г. Кнаше, 19 дек. 1981 г.) ЖМП. 1983, № 12, с. 30.
Литература: ЖМП. 1977, № 1, с. 10; № 2, с. 18-20, 22; № 7, с. 20; № 10, с. 9. -«-, 1978, № 1, с. 29; № 10, с. 7; № 12, с. 10. -«-, 1979, № 8, с. 6, 41; № 9, с. 8, 25; № 12, с. 6. -«-, 1980, № 3, с. 25; № 4, с. 17; № 5, с. 25, 28; № 9, с. 13, 34; № 12, с. 23, 30. -«-, 1981, № 5, с. 30; № 11, с. 17, 20; № 12, с. 24. -«-, 1982, № 1, с. 20; № 3, с. 33; № 8, с. 11, 25; № 12, с. 8, 34, 36. -«-, 1983, № 1, с. 11; № 2, с. 44, 47; № 4, с. 27; № 6, с. 35; № 8, с. 9; № 9, с. 5, 26; № 11, с. 4; № 12, с. 9. -«-, 1984, № 3, с. 15; № 5, с. 35; № 7, с. 33; № 9, с. 7; № 11, с. 11; № 12, с. 18. -«-, 1985, № 1, с. 8; № 3, с. 27, 55; № 4, с. 22; № 5, с. 24; № 10, с. 13; № 11, с. 28, № 12, с. 10.