Митрофан (Баданин)
Баданин Алексей Васильевич
1953
Русская Православная Церковь
Третье поколение модернистов
Сан: митрополит
Окончил: Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова, ПСТГУ, ОЦАиД
Организации: Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта
Направление: экуменизм
Модернизм
Баданин Алексей Васильевич
(1953 — ) — митрополит Русской Православной Церкви, участник экуменического движения.
образование
В 1976 году окончил Высшее военно-морское училище. В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова.
В 1999 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2005 году, поступив в аспирантуру. 23 сентября 2009 года на заседании диссертационного совета ПСТГУ состоялась защита его диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых исторических документов (опыт критического переосмысления)»[1].
C 17 по 28 ноября 2014 года в Москве слушал двухнедельные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской православной церкви[2][3].
Биография
Потомственный военный моряк. Его прадед 12 лет отдал Императорскому флоту, служил под началом адмирала Макарова, прошёл вместе с ним два кругосветных похода. Отец, капитан 1-го ранга, участник Великой Отечественной войны, служил на подводных лодках в 50-е годы XX века[1]. Другой прадед епископа Митрофана, Степан Пименов, был управляющим дворцом великого князя Михаила Александровича.
Родился в 1953 году в Ленинграде во дворце Великого Князя Михаила Александровича (семья проживала во флигеле дворца вплоть до 1959 года). Крещен в младенчестве в кафедральном Никольском Морском соборе Петербурга[2].
В 1976 году окончил Высшее военно-морское училище и в том же году в звании лейтенанта начал службу на Северном флоте. C 1979 года был командиром кораблей различных классов[2].
В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова.
В 1997 году уволился в запас в звании капитана 2 ранга.
В 1998 году назначен пресс-секретарём епископа Мурманского Симона (Гети) и руководителем издательства Мурманской епархии. Основатель и первый редактор газеты Мурманской епархии «Православная миссионерская газета»[2].
В 1999 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2005 году, поступив в аспирантуру.
В 2000 году получил благословение от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на принятие монашества. 11 июня 2000 года архиепископом Мурманским Симоном (Гетей) пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, первого патриарха Константинопольского[2].
13 июня того же года рукоположён во иеродиакона, а 25 июня — во иеромонаха. Назначен настоятелем Успенского прихода села Варзуга[2].
«До меня в Варзуге сменилось четыре священника, после чего все они, показав себя с худшей стороны, перестали быть священниками. Варзуга поедала их. Когда владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырёх человек, и они переставали быть священниками. <�…> Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима — нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб превращается в камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно. Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников. Постепенно ситуация стала меняться, изменилось отношение людей».[3]
28 марта 2007 года возведён в сан игумена.
23 сентября 2009 года на заседании диссертационного совета ПСТГУ состоялась защита его диссертации на соискание учёной степени кандидата богословия «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых исторических документов (опыт критического переосмысления)»[4].
Архиерейское служение
2 октября 2013 года решением Священного синода избран епископом Североморским и Умбским[5]. 1 ноября в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке наречён во епископа. Чин наречения возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл[6]. 24 ноября в храме Сошествия Святого Духа в посёлке Первомайское города Москвы хиротонисан во епископа Североморского и Умбского. Хиротонию совершили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, митрополит Мурманский и Мончегорский Симон, епископ Красногорский Иринарх (Грезин), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Воскресенский Савва (Михеев)[7].
C 17 по 28 ноября 2014 года в Москве слушал двухнедельные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской православной церкви[8][9].
25 декабря 2014 года решением Священного синода утверждён в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря[10].
14 июля 2021 года решением Священного синода включён в состав Высшего церковного совета как председатель Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту[11].
26 февраля 2021 года решением Священного синода назначен епископом Мурманским и Мончегорским и главой Мурманской митрополии; одновременно ему поручено временное управление Североморской епархией[12].
17 марта 2021 года в связи с назначением главой Мурманской митрополии возведён в сан митрополита[13].
17 июля 2021 года Священным синодом утверждён священноархимандритом Свято-Троицкого Феодоритова Кольского мужского монастыря города Мурманска[14].
иерархия
В 2000 году архиепископом Мурманским Симоном (Гетей) пострижен в монашество.
13 июня того же года рукоположен во иеродиакона, а 25 июня — во иеромонаха. Назначен настоятелем Успенского прихода села Варзуга. 28 марта 2007 года возведен в сан игумена.
1 ноября 2013 года наречен во епископа[4]. 24 ноября 2013 года хиротонисан во епископа Североморского и Умбского[5].
25 декабря 2014 года решением Священного синода утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря[6].
26 февраля 2021 года решением Священного синода назначен епископом Мурманским и Мончегорским и главой Мурманской митрополии; одновременно ему поручено временное управление Североморской епархией[7].
17 марта 2021 года в связи с назначением главой Мурманской митрополии возведен в сан митрополита[8]
сочинения
- «Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария и Мария». Мурманск, 2002.
- «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей». Мурманск, 2002. (Православные подвижники Кольского Севера: Книга I).
- «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления». Мурманск, 2003. (Православные подвижники Кольского Севера: Книга II).
- Знание или любовь? О допустимости научных методов в толковании Евангелия. Мурманск, 2005.
- Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского. Мурманск, 2006. (Кольский патерик: Книга I).
- Предание о Тихвинской иконе Божьей матери, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск — СПб., 2007. (Святыни Кольского Севера: Выпуск I).
- Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. СПб. — Мурманск, 2007. — (Православные подвижники Кольского Севера: Книга III).
- Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития. Мурманск — СПб, 2009. — (Православные подвижники Кольского Севера: Книга IV).
- Варзуга. Жемчужина Кольского Севера. К 590-летию первого русского поселения на Кольском Севере. Мурманск — СПб, 2009.
- «Неугасимая лампада „Курска“. К 10-летию трагедии 12 августа 2000 года». Мурманск — СПб. 2010.
- Жития новомучеников Кольского Севера. СПб. — Мурманск, 2011. — (Кольский патерик: Книга II).
- Молитвословия Всем святым Кольским и чтимым иконам. СПб., — Мурманск, 2011.
- Житие преподобного Варлаама Керетского чудотворца в краткой редакции, со стихотворным его изложением в форме акафиста. СПб., — Мурманск, 2011. (Кольский патерик: Книга III).
- Икона Великого князя. СПб., — Мурманск, 2012.
- Кашкаранские святыни Терского берега. СПб., — Мурманск, 2012. (Святыни Кольского Севера: Выпуск II).
- История Кандалакшского монастыря. СПб., — Мурманск, 2012.- (Святыни Кольского Севера: Выпуск III).
- Князь Александр Невский и Кольский Север. Неизвестные страницы жития. СПб., — Мурманск, 2013. (Кольский патерик: Книга IV).
- Война и любовь. СПб., — Мурманск, 2013.
- Правда о русском мате. СПб., — Мурманск, 2014.
- Кольский Север в средние века. СПб., — Мурманск, 2021 г. (В трех томах).
- Духовные истоки русской революции. СПб., — Мурманск, 2018.[12]
статьи
- Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 года письма Соловецкого монаха Сергия (Шелонина) // Материалы научно-практической конференции II Ушаковские чтения. Мурманск, 2005. С. 252—262.
- Краткий исторический обзор географических мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв. // III Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2006. С. 43 — 50.
- Варлаам Керетский // Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 632—633.
- Герман Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 227—228.
- Гурий Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 470—471.
- Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие // Материалы XIV Богословской Конференции ПСТГУ. М., 2004.
- Просветители Кольского Севера преподобные Феодорит Кольский и Тифон Печенгский. Опыт православной миссии в XVI веке // Первые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2007.
- Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале Канона письма соловецкого монаха Сергия (Шелонина)) // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2009. Т. — LXI.
- Mitrofan Badanin. La missione tra i Lapponi: San Trifon di Pečenga, San Feodorit di Kola e i loro discepoli // Le missioni della chiesa ortodossa russa. Atti del XIV Сonvegno ecumenico internazionale di spiritualita ortodossa sezione russa. L’Italia, Bose. 2006.
- Проблема трактовки житийного образа прп. Трифона Печенгского в свете новых исторических документов // IV Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2008.
- Святитель Макарий и опыт православной миссии на Кольском Севере в XVI веке // IV Макарьевские чтения. Сборник научных статей. Можайск, 2008.
- Образы восхождения к православной святости на примере житий святых Кольского Севера XVI века. Уникальность пути при единстве цели. // IV Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2009.
- Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере Житий святых Кольского Севера // Прославление и почитание святых. XVII Международные Рождественские образовательные чтения. Материалы конференции. М., 2009. С. 33-42.
- Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера // Церковный Вестник. М., 2009. № 6. С. 11.
- Нравственный пример святых, как верный ориентир в духовных поисках. По материалам агиографии святых Крайнего Севера // Вторая международная конференция «Амвросианские чтения». Сборник статей. Милан. 2009.
- Иона Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXIII.
- Нравственный пример святых Кольского Севера, как верный ориентир в духовных поисках в условиях современного мира // V Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2010.
- Возвращение к традиционным духовным ценностям — верный путь качественного скачка в повышении учительского потенциала // Новой школе — нового учителя. Материалы Областной научно-практической конференции. Мурманск, 2010.
- Варзуга — старейшее поселение Кольского Севера. Исторический путь формирова¬ния духовности и традиций // Вторые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2010.
- Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения // Вторая международная научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)». Сборник научных статей. М., 2010.
- Путь страданий со Христом, как уникальная возможность исцеления человеческой природы // Третьи Феодоритовские чтения «Страдания и скорби в спасении человека». Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2010.
- Некоторые аспекты духовных причин катастроф и потрясений в жизни современного человека. К десятилетию трагедии АПЛ «Курск» // Третья международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2010.
- Крайний Север, как феномен человеческой Истории // Четвертые Феодоритовские чтения «Север и история». Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2011.
- Проблема исторического познания мира в «постхристианской» науке // Четвертая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2011.
- Человек — домоправитель творения Божьего. Опыт преображения окружающей природы в агиографическом наследии Крайнего Севера. XX международная богословская конференция. Монастырь Бозе. Италия. 2012.
- История Кандалакшского (Кокуева) монастыря // Православная Энциклопедия. М., 2012. Т. XXVII.
- Икона Дома Романовых. К четырехсотлетию спасения России от врагов в 1612 году заступлением Божией Матери ради Казанской иконы Ея. // Пятые Феодоритовские чтения «Дом Романовых в истории». Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2012.
- К 400-летию Дома Романовых. Христианское свидетельство представителей династии в завершающий период правления // Пятая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2012.
- Мученики XX века // Пятые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск — СПб., 2013.
интервью
- Игумен Митрофан: «Храм меняет обстановку вокруг себя», «Аргументы и факты», 2010
- «Курск» ушел в небытие для того, чтобы мы вернулись из небытия // «Православие и мир», 12 августа 2011
- Трифонов-Печенгский монастырь: обитель для покаявшихся разбойников // «Православие и мир», 24 декабря 2012
- Замкнутый круг епископа Североморского Митрофана // Православие и мир
Интервью
- [www.pskov.aif.ru/society/society_details/147100 Игумен Митрофан: «Храм меняет обстановку вокруг себя»], «Аргументы и факты», 2010
- [www.pravmir.ru/kursk-ushel-v-nebytie-dlya-togo-chtoby-my-vernulis-iz-nebytiya/ «Курск» ушел в небытие для того, чтобы мы вернулись из небытия] // «Православие и мир», 12 августа 2011
- [www.pravmir.ru/trifonov-pechengskij-monastyr-obitel-dlya-pokayavshixsya-razbojnikov/ Трифонов-Печенгский монастырь: обитель для покаявшихся разбойников] // «Православие и мир», 24 декабря 2012
- [www.pravmir.ru/zamknutyj-krug-episkopa-severomorskogo-mitrofana/ Замкнутый круг епископа Североморского Митрофана] // «Православие и мир»
источники
- Митрофан, епископ Североморский и Умбский (Баданин Алексей Васильевич) // Патриархия.ru
- Митрофан (Баданин) // Кольская энциклопедия. В 5 т. Т. 3. Л — О / Гл. ред. В. П. Петров. — Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2013. — 477 с. : ил., портр.
- Митрофан (Баданин) на сайте «Русская линия»
- Митрофан (Баданин) на сайте «Православие и мир»
- Митрофан (Баданин) на сайте издательства «Ладан»
- Экуменический симпозиум в Бозе // Антимодернизм.ру. – 2012. – 5 сентября. – Дата обращения: 22.8.2018.
- Модернисты о «христианской» миссии. Конференция в Милане // Антимодернизм.ру. – 2012. – 4 октября. – Дата обращения: 22.8.2018.
Сноски
- Защита кандидатской диссертации игумена Митрофана (Баданина) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. II:4 (33). С. 156—158.
- Завершились курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви — Общецерковная аспирантура и докторантура Русской Православной Церкви.
- Митрополит Волоколамский Иларион открыл IV курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви.
- Святейший Патриарх Кирилл возглавил наречение архимандрита Силуана (Глазкина) во епископа Лысковского, архимандрита Митрофана (Баданина) во епископа Североморского и архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского.
- Предстоятель Русской Церкви совершил освящение храма Сошествия Святого Духа в пос. Первомайское г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Митрофана (Баданина) во епископа Североморского и Умбского.
- Журналы заседания Священного Синода от 25 декабря 2014 года. Патриархия.ru.
- Журналы заседания Священного Синода от 26 февраля 2021 года Патриархия.ru.
- В Неделю Торжества Православия Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
- Митрофан, епископ Североморский и Умбский (Баданин Алексей Васильевич) // Патриархия.ru.
- Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2021 года. Патриархия.ru.
- Митрополит Митрофан рассказал о желании построить церковь в Киркенесе // Аиф-Мурманск. – 2021. — 22 января. — Дата обращения: 28.1.2020.
- «Духовные истоки русской революции» // Североморские вести. 04.01.2018
Отрывок, характеризующий Митрофан (Баданин)
Когда он проснулся на другой день утром, дворецкий пришел доложить, что от графа Растопчина пришел нарочно посланный полицейский чиновник – узнать, уехал ли или уезжает ли граф Безухов. Человек десять разных людей, имеющих дело до Пьера, ждали его в гостиной. Пьер поспешно оделся, и, вместо того чтобы идти к тем, которые ожидали его, он пошел на заднее крыльцо и оттуда вышел в ворота. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видал больше Пьера и не знал, где он находился. Ростовы до 1 го сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе. После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. Николай находился где то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха. Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал наконец средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что то сражаются и что то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети!» – думала она. В последних числах августа Ростовы получили второе письмо от Николая. Он писал из Воронежской губернии, куда он был послан за лошадьми. Письмо это не успокоило графиню. Зная одного сына вне опасности, она еще сильнее стала тревожиться за Петю. Несмотря на то, что уже с 20 го числа августа почти все знакомые Ростовых повыехали из Москвы, несмотря на то, что все уговаривали графиню уезжать как можно скорее, она ничего не хотела слышать об отъезде до тех пор, пока не вернется ее сокровище, обожаемый Петя. 28 августа приехал Петя. Болезненно страстная нежность, с которою мать встретила его, не понравилась шестнадцатилетнему офицеру. Несмотря на то, что мать скрыла от него свое намеренье не выпускать его теперь из под своего крылышка, Петя понял ее замыслы и, инстинктивно боясь того, чтобы с матерью не разнежничаться, не обабиться (так он думал сам с собой), он холодно обошелся с ней, избегал ее и во время своего пребывания в Москве исключительно держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность. По обычной беспечности графа, 28 августа ничто еще не было готово для отъезда, и ожидаемые из рязанской и московской деревень подводы для подъема из дома всего имущества пришли только 30 го. С 28 по 31 августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненых в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы. Несмотря на афишки Растопчина, или независимо от них, или вследствие их, самые противоречащие и странные новости передавались по городу. Кто говорил о том, что не велено никому выезжать; кто, напротив, рассказывал, что подняли все иконы из церквей и что всех высылают насильно; кто говорил, что было еще сраженье после Бородинского, в котором разбиты французы; кто говорил, напротив, что все русское войско уничтожено; кто говорил о московском ополчении, которое пойдет с духовенством впереди на Три Горы; кто потихоньку рассказывал, что Августину не ведено выезжать, что пойманы изменники, что мужики бунтуют и грабят тех, кто выезжает, и т. п., и т. п. Но это только говорили, а в сущности, и те, которые ехали, и те, которые оставались (несмотря на то, что еще не было совета в Филях, на котором решено было оставить Москву), – все чувствовали, хотя и не выказывали этого, что Москва непременно сдана будет и что надо как можно скорее убираться самим и спасать свое имущество. Чувствовалось, что все вдруг должно разорваться и измениться, но до 1 го числа ничто еще не изменялось. Как преступник, которого ведут на казнь, знает, что вот вот он должен погибнуть, но все еще приглядывается вокруг себя и поправляет дурно надетую шапку, так и Москва невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоряться. В продолжение этих трех дней, предшествовавших пленению Москвы, все семейство Ростовых находилось в различных житейских хлопотах. Глава семейства, граф Илья Андреич, беспрестанно ездил по городу, собирая со всех сторон ходившие слухи, и дома делал общие поверхностные и торопливые распоряжения о приготовлениях к отъезду. Графиня следила за уборкой вещей, всем была недовольна и ходила за беспрестанно убегавшим от нее Петей, ревнуя его к Наташе, с которой он проводил все время. Соня одна распоряжалась практической стороной дела: укладываньем вещей. Но Соня была особенно грустна и молчалива все это последнее время. Письмо Nicolas, в котором он упоминал о княжне Марье, вызвало в ее присутствии радостные рассуждения графини о том, как во встрече княжны Марьи с Nicolas она видела промысл божий. – Я никогда не радовалась тогда, – сказала графиня, – когда Болконский был женихом Наташи, а я всегда желала, и у меня есть предчувствие, что Николинька женится на княжне. И как бы это хорошо было! Соня чувствовала, что это была правда, что единственная возможность поправления дел Ростовых была женитьба на богатой и что княжна была хорошая партия. Но ей было это очень горько. Несмотря на свое горе или, может быть, именно вследствие своего горя, она на себя взяла все трудные заботы распоряжений об уборке и укладке вещей и целые дни была занята. Граф и графиня обращались к ней, когда им что нибудь нужно было приказывать. Петя и Наташа, напротив, не только не помогали родителям, но большею частью всем в доме надоедали и мешали. И целый день почти слышны были в доме их беготня, крики и беспричинный хохот. Они смеялись и радовались вовсе не оттого, что была причина их смеху; но им на душе было радостно и весело, и потому все, что ни случалось, было для них причиной радости и смеха. Пете было весело оттого, что, уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом мужчиной; весело было оттого, что он дома, оттого, что он из Белой Церкви, где не скоро была надежда попасть в сраженье, попал в Москву, где на днях будут драться; и главное, весело оттого, что Наташа, настроению духа которой он всегда покорялся, была весела. Наташа же была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти, и она была здорова. Еще она была весела потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно свободно двигалась), и Петя восхищался ею. Главное же, веселы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы, что раздают оружие, что все бегут, уезжают куда то, что вообще происходит что то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого. 31 го августа, в субботу, в доме Ростовых все казалось перевернутым вверх дном. Все двери были растворены, вся мебель вынесена или переставлена, зеркала, картины сняты. В комнатах стояли сундуки, валялось сено, оберточная бумага и веревки. Мужики и дворовые, выносившие вещи, тяжелыми шагами ходили по паркету. На дворе теснились мужицкие телеги, некоторые уже уложенные верхом и увязанные, некоторые еще пустые. Голоса и шаги огромной дворни и приехавших с подводами мужиков звучали, перекликиваясь, на дворе и в доме. Граф с утра выехал куда то. Графиня, у которой разболелась голова от суеты и шума, лежала в новой диванной с уксусными повязками на голове. Пети не было дома (он пошел к товарищу, с которым намеревался из ополченцев перейти в действующую армию). Соня присутствовала в зале при укладке хрусталя и фарфора. Наташа сидела в своей разоренной комнате на полу, между разбросанными платьями, лентами, шарфами, и, неподвижно глядя на пол, держала в руках старое бальное платье, то самое (уже старое по моде) платье, в котором она в первый раз была на петербургском бале. Наташе совестно было ничего не делать в доме, тогда как все были так заняты, и она несколько раз с утра еще пробовала приняться за дело; но душа ее не лежала к этому делу; а она не могла и не умела делать что нибудь не от всей души, не изо всех своих сил. Она постояла над Соней при укладке фарфора, хотела помочь, но тотчас же бросила и пошла к себе укладывать свои вещи. Сначала ее веселило то, что она раздавала свои платья и ленты горничным, но потом, когда остальные все таки надо было укладывать, ей это показалось скучным. – Дуняша, ты уложишь, голубушка? Да? Да? И когда Дуняша охотно обещалась ей все сделать, Наташа села на пол, взяла в руки старое бальное платье и задумалась совсем не о том, что бы должно было занимать ее теперь. Из задумчивости, в которой находилась Наташа, вывел ее говор девушек в соседней девичьей и звуки их поспешных шагов из девичьей на заднее крыльцо. Наташа встала и посмотрела в окно. На улице остановился огромный поезд раненых. Девушки, лакеи, ключница, няня, повар, кучера, форейторы, поваренки стояли у ворот, глядя на раненых. Наташа, накинув белый носовой платок на волосы и придерживая его обеими руками за кончики, вышла на улицу. Бывшая ключница, старушка Мавра Кузминишна, отделилась от толпы, стоявшей у ворот, и, подойдя к телеге, на которой была рогожная кибиточка, разговаривала с лежавшим в этой телеге молодым бледным офицером. Наташа подвинулась на несколько шагов и робко остановилась, продолжая придерживать свой платок и слушая то, что говорила ключница. – Что ж, у вас, значит, никого и нет в Москве? – говорила Мавра Кузминишна. – Вам бы покойнее где на квартире… Вот бы хоть к нам. Господа уезжают. – Не знаю, позволят ли, – слабым голосом сказал офицер. – Вон начальник… спросите, – и он указал на толстого майора, который возвращался назад по улице по ряду телег. Наташа испуганными глазами заглянула в лицо раненого офицера и тотчас же пошла навстречу майору. – Можно раненым у нас в доме остановиться? – спросила она. Майор с улыбкой приложил руку к козырьку. – Кого вам угодно, мамзель? – сказал он, суживая глаза и улыбаясь. Наташа спокойно повторила свой вопрос, и лицо и вся манера ее, несмотря на то, что она продолжала держать свой платок за кончики, были так серьезны, что майор перестал улыбаться и, сначала задумавшись, как бы спрашивая себя, в какой степени это можно, ответил ей утвердительно. – О, да, отчего ж, можно, – сказал он. Наташа слегка наклонила голову и быстрыми шагами вернулась к Мавре Кузминишне, стоявшей над офицером и с жалобным участием разговаривавшей с ним. – Можно, он сказал, можно! – шепотом сказала Наташа. Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, поправились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых. – Надо все таки папаше доложить, – сказала Мавра Кузминишна. – Ничего, ничего, разве не все равно! На один день мы в гостиную перейдем. Можно всю нашу половину им отдать. – Ну, уж вы, барышня, придумаете! Да хоть и в флигеля, в холостую, к нянюшке, и то спросить надо. – Ну, я спрошу. Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями. – Вы спите, мама? – Ах, какой сон! – сказала, пробуждаясь, только что задремавшая графиня. – Мама, голубчик, – сказала Наташа, становясь на колени перед матерью и близко приставляя свое лицо к ее лицу. – Виновата, простите, никогда не буду, я вас разбудила. Меня Мавра Кузминишна послала, тут раненых привезли, офицеров, позволите? А им некуда деваться; я знаю, что вы позволите… – говорила она быстро, не переводя духа. – Какие офицеры? Кого привезли? Ничего не понимаю, – сказала графиня. Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась. – Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери. В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой.