Митрополит Калужский и Боровский Климент. Биография


Митрополит Климент (Капалин)

Климент (Капалин)
(род. 1949), митрополит Калужский и Боровский, глава Калужской митрополии, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия, член Комиссии по вопросам церковного права Межсоборного присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ, ректор Калужской духовной семинарии В миру Капалин Герман Михайлович, родился 7 августа 1949 года в посёлке Удельная Раменского района Московской области в семье Михаила Герасимовича (1914 — 1967) и Марии Алексеевны (1916 г.р., ныне схимонахиня Мария) Капалиных. Герман был третьим ребёнком в семье, кроме него были ещё трое братьев, двое старших и один младший, все из которых впоследствии приняли монашество: Николай Попов (1942 г.р., в монашестве Пафнутий, до принятия монашества был женатым священником); Виталий (1946-2006, в монашестве Василий, умер в сане архимандрита) и Алексей (1952 г.р., в монашестве Димитрий, митрополит); по заповеди отца, все четыре сына приняли священнический сан [1].

По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии.

С октября того же года по ноябрь 1972 года служил в армии. Затем продолжил обучение в семинарии.

В 1974 году окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании академии оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 года пострижен в монашество инспектором Московской духовной академии архимандритом Александром (Тимофеевым); 24 декабря того же года рукоположен во иеродиакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом).

7 апреля 1979 года рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем общей церковной истории в семинарии.

14 октября 1981 года возведен в сан игумена.

1981-1982 годах исполнял обязанности старшего помощника инспектора.

18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита.

8 августа 1982 года хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонию в Свято-Духовском соборе города Минска совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), епископы Тульский и Белевский Герман (Тимофеев), Пинский Афанасий (Кудюк).

23 марта 1987 года — утверждён управляющим Патриаршими приходами в США и Канаде.

19 мая 1989 года удостоен сана архиепископа.

Архиепископ Климент (Капалин)

С 20 июля 1990 года — архиепископ Калужский и Боровский.
В 1996 году назначен временно исполняющим обязанности ректора возрождённой Калужской духовной семинарии.

Назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного Синода по должности.

25 февраля 2004 года возведен в сан митрополита.

На Поместном соборе в Москве 2009 года был выдвинут кандидатом в Патриархи. По результатам голосования набрал 169 голосов из 702.

31 марта 2009 года освобождён от обязанностей управляющего делами Московской Патриархии и назначен председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви.

27 июля того же года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а 5 марта 2010 года и его президиума [2]. С 29 января 2010 года — председатель Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, член Комиссии по вопросам церковного права Межсоборного присутствия [3].

21 января 2010 года присвоена учёная степень кандидата исторических наук (по специальности «Отечественная история») решением Диссертационного совета при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741-1867 гг.» [4].

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [5] по должности.

29 мая 2013 года утвержден ректором Калужской духовной семинарии, настоятелем (священноархимандритом) Пафнутьева Боровского монастыря и Калужской Тихоновой пустыни [6].

2 октября 2013 года назначен главой новобразованной Калужской митрополией и временно управляющим новообразованной Песоченской и Юхновской епархией (управлял до 30 мая 2014) [7]. Песоченской епархией управлял до 30 мая 2014 года.

16 сентября 2014 года присвоена учёная степень доктора исторических наук (по специальности «Отечественная история») решением Диссертационного совета при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по результатам защиты диссертации на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» [8].

Награды

Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского II ст. (1986)
  • орден прп. Германа Аляскинского (1989, ПЦА)
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст. (1996)
  • орден Святогробского братства I ст. (1997, Иерусалим. ПЦ)
  • орден св. Климента Охридского I ст. (1998, БПЦ)
  • орден свт. Иннокентия Московского II ст. (1999)
  • орден ап. Марка I ст. (2000, АлПЦ)
  • орден мч. Трифона II ст. (2000)
  • орден св. равноап. кн. Владимира II ст. (2004)
  • орден прп. Серафима Саровского II ст. (2007)
  • орден свт. Алексия Московского II ст. (2009) [9]
  • орден свт. Макария, митрополита Московского, II ст. (2014) [10]

Светские:

  • орден Дружбы народов СССР (1988 г.)
  • национальная премия Русского биографического института по номинации «Человек года» (2001, 2003 гг.)
  • орден Почёта РФ (2000 г.)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепления дружбы между народами, 2009 год) [11]

иерархия

7 декабря 1978 года пострижен в монашество.

24 декабря 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен во иеродиакона.

7 апреля 1979 года рукоположен во иеромонаха.

14 октября 1981 года возведен в сан игумена.

16 июля 1982 года решением Священного синода был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США.

18 июля 1982 года патриархом Пименом возведен в сан архимандрита.

8 августа 1982 года хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), епископ Тульский и Белевский Герман (Тимофеев), епископ Пинский Афанасий (Кудюк).

23 марта 1987 года освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США.

19 мая 1989 года удостоен сана архиепископа.

С 20 июля 1990 года — архиепископ Калужский и Боровский и первый заместитель председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.

29 февраля 2004 года возведен в сан митрополита[5].

25 января 2009 года Архиерейским собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.

27 января 2009 года на Поместном соборе РПЦ в Москве набрал 169 голосов из 677, уступив митрополиту Кириллу.

Сочинения

[12]

  • «Духовный облик и поведение пастыря». (Кандидатское сочинение).
  • Архиепископ Калужский и Боровский Климент. В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
  • Речь при наречении во епископа Серпуховского. // ЖМП. 1982. № 10. С. 6; Братья Киреевские — путь христианского становления. // Иван и Петр Киреевские в русской культуре. Издательство Гриф. Калуга. 2001. С. 5-10.
  • Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске. // Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. № 1. 2003. С. 35-78.
  • Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. № 2. 2004. С. 35-126.
  • Православная семья в становлении Российского государства. // Седьмые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 5-9.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
  • Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
  • Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.
  • Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. 2009. Монография.

Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.

Климент — папа Римский, родился еще в первом столетии от Рождества Христова

Почему же именно Римский епископ? Кто он был? Климент — папа Римский, родился еще в первом столетии от Рождества Христова. Православная церковь чтит его память и считает самым выдающимся христианским святым.


Климент — папа Римский, родился в первом столетии от Рождества Христова. Верующие чтят его память и считают самым выдающимся христианским святым

Климент был по счету третьим сыном в семье. Их родственниками были римские цари. Отец и мать Климента были язычниками. Родной брат отца очень полюбил его жену, и постоянно склонял ее к измене своему мужу. Но Матфидия — мать Климента, испробовала одну хитрость, сказав своему супругу о том, что во сне ей снится сам Бог и советует ей уехать с детьми на несколько лет.

Если же она этого не сделает, то погибнет вместе с детьми своими.

Муж поверил жене, и не захотел ее смерти, отправил ее с двумя детьми. А Климента оставил себе. История эта закончилась не очень хорошо, во время пути началась страшная буря, корабль на котором они плыли — разбился.

Мать выбросило на берег, где она уже стала жить самостоятельно. А дети попали к руки разбойников, которые после продали их одной женщине. Женщина заботилась об этих детях, как о своих собственных. Позже они приняли христианство и стали последователи апостола Петра.


Апостол Петр — встретил братьев Климента, а затем и его самого, которые после от него приняли христианство и стали его последователями

Муж Матфидии очень сильно тосковал по ней и детям. Он очень часто отправлял своих рабов, чтобы те хоть что-то узнали о его жене и детях. Но рабы всегда возвращались, без каких либо известий.

Тогда он сам решил отправиться на поиски, оставив Климента дома на попечение родственников. Когда Климент вырос, он направился в Иерусалим, но попал в то самое место, где проповедовал апостол Петр.

Здесь Климент и принял крещение, а чуть позднее встретил свою пропавшую давно мать и братьев. Однажды отец Климента встретил и рассказал Петру о том, что 24 года он потерял жену и двух сыновей. Тогда апостол и понял, что это их отец. Именно так семья снова встретилась, и все вместе они вернулись в Рим.

После произошедшего они стали исповедовать новую религию. Климент же стал учеников апостола Петра. Петр же перед своей кончиной возвел Климента в чин епископа Рима.

Но это было очень тяжелое время для православия, язычники довольно сильно ополчились против христиан. Царь Троян сослал епископа Климента в ссылку, где он работал на каменоломнях.

Но и поддерживал христиан, которые попали туда вместе с ним, а затем стал крестить язычников в православную веру. Когда об этом узнал царь, он приказал утопить епископа в море.

Но одно чудо произошло со смертью Климента, возможно именно поэтому Митрополит Климент выбрал именно этого святого, приняв монашество. Люди очень долго молились Господу, и тогда вода отступила. В одной из пещер были найдены мощи епископа Климента. На удивление — они были нетленны.


Так выглядят мощи епископа Климента, которые были найдены в одной из пещер в море

Славянские учителя Кирилл и Мефодий попросили епископа Георгия открыть мощи святого. Во время крестного хода море осветилось, и останки тела епископа Климента сами поднялись наверх. Мощи были отнесены в Рим.

патологическая речь

Мастер патологической речи, владеет жаргонами модернизма, экологического сознания.

темы

освоение космоса

  • В советской эпохе была и героическая победа в Великой Отечественной войне, и запуск первого искусственного спутника Земли, и полет в космос Юрия Гагарина[14].
  • Вспоминая советское время добрым словом, люди говорят о победе в Великой Отечественной войне, о полетах в космос
    , бесплатном образовании и медицине, об успехах науки и культуры[15].

дискурс

критика Синодального периода

Несмотря на почти двадцатилетний перерыв в деятельности духовных школ (с 1928-го по 1945 год), такие преданные Церкви люди, как митрополит Григорий (Чуков), профессора Алексей Иванович Георгиевский, протоиерей Александр Ветелев и др., в условиях тотальной несвободы смогли воссоздать православное духовное образование, преодолев при этом «западное пленение» русского богословия Синодального периода[16].

штампы

потенциал

Подлинно образованный человек — это многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные ориентиры, способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала

Основным принципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания… Из этих положений проистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал


Пора понять, что Церковь обладает тем духовно-нравственным потенциалом
, который необходим обществу для излечения своих ран, но нам нужны действенные механизмы, обеспечивающие реальную эффективность приложения имеющегося потенциала к насущным проблемам общества[17].

духовный потенциал

Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых золотым и серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и ее трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России…

Годы атеистической цензуры в отечественной культуре не ослабили творческий потенциал писателей, которые транслируют православные нравственные принципы и убеждения[18].

вектор

Мы имеем довольно значительное число прихожан, чье духовное и социальное становление происходило в период возрождения Православия в нашем Отечестве. Однако, слыша на протяжении всей сознательной жизни о духовном преображении общества, о возвращении людей к вере, они по-прежнему видят декларирование тех же целей, что стояли перед Церковью двадцать лет назад. Несомненно, это ставит перед нами вопрос о необходимости корректировки вектора приложения усилий по достижению этих целей[19].

самореализация

Субъективные идеалы определяют интенцию (направление) развития и самореализации личности, они формируют наши жизненные ценности[20].

Видение

  • Христианская эстетика распространяется на те художественно-образные средства языка, при помощи которых авторы передают свое постижение Христа, свое видение
    отношений человека с Богом, понимание христианской жизни, осмысление того, как человек, живя в XXI веке, может выполнить заповеди Евангелия[21].

Составляющая

  • Это люди разной судьбы (лауреаты Патриаршей литературной премии. — Ред.), но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая
    [18].

Код

  • Учитывая то, что алеуты, эскимосы, тлинкиты имели другой культурный код
    , то от проповеди миссионеров требовалось глубокое воздействие на ментальность жителей. Они должны были изменить цивилизационные установки с языческих на христианские[22].
  • С сожалением приходится констатировать, что за последние 20 лет «массовая культура» смогла глубоко проникнуть в наше общество и заложить иной культурный код
    [23].

Позитив

  • В современной светской литературе много пошлости, насилия и недостаточно позитива
    , хороших примеров[24].

Подсознание

  • И это (непристойные телепередачи. — Ред.) смотрят дети, которые за завтраком перед школой всегда смотрят телевизор! Что у них останется в подсознании
    — что такой образ жизни является нормой?[25]

Неоднозначный

  • Болонский процесс — явление крайне сложное и неоднозначное
    . Однако общую положительную динамику здесь вряд ли возможно отрицать[16].

целостность творения

  • Без сомнения и восстановление целостности творения
    неосуществимо без восстановления духовной целостности самого человека[26]. (Текст заимствован у А. И. Осипова без ссылки).

призвание

  • Может быть, самой существенной целью образования является его призвание закрепить в сознании человека идеальные образы
    , к которым следует стремиться, и которым следует подражать[27].

ругательные слова

гетто

  • Не надо представлять себе православную среду каким-то гетто. Православный журналист — это не компромисс. Профессионализм и церковность сочетаются в нем весьма органично[25].

эго

  • Современные молодые люди… не способны справиться со своим «хочу», их раздутое эго
    постоянно мучается в самоизоляции[25].

приемы

канцелярская речь

нанизывание падежей

  • Несомненно, это ставит перед нами вопрос о необходимости корректировки вектора приложения усилий по достижению этих целей
    [19].
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]