Митрополит Иларион (1051—1054 или 1055) — краткая биография

Иларион Русин

, (+ 2-я пол. в.), митрополит Киевский и всея Руси, святитель

Память 21 октября, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых

Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником церкви св. Апостолов в Берестове, княжеской резиденции под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.

По словам преподобного Нестора Летописца:
«Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу…»
Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг.

Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви.

Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки. Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Это литературное произведение свидетельствует не только о богословских знаниях, но и о риторических и писательских дарованиях его автора, что заставляет предполагать, что Иларион получил высшее образование в Византии. Участвуя в посольстве ко французскому королевскому двору (ок. 1048), он имел возможность познакомиться также с Западной Европой.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом (по другим сведениям, он так и не был утвержден и с этим связано его недолгое правление). Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности.

На время его правления приходится освящение 26 ноября 1052 (1053) г. каменной церкви монастыря св. Георгия в Киеве, основанного Ярославом.

С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. Впрочем этот факт ставится под сомнения учеными, относящими этот номоканон к позднейшему времени (XII-XIII вв.) [1].

Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого, 20 февраля 1054 г., святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит — грек Ефрем.

Молчание летописи о кончине свт. Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка поставления киевских митрополитов и, вероятно, последовало вскоре после смерти Ярослава в феврале 1054 г. [1]

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати», известное в более 50 списках -XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Историко-политические предпосылки избрания митрополита из русских

Поводом к конфликту, переросшему в настоящую войну между греками и русскими в период правления Ярослава Мудрого, был инцидент, связанный с купцами из Киевской Руси.

В Константинополе был убит купец из Киева, при этом имущество, которое принадлежало погибшему, было конфисковано в пользу императора. Известия про случившееся довольно быстро достигли Киева и вызвали бурю негодования у правящей элиты и, конечно же, непосредственно у князя. Ведь незадолго до этого были проведены переговоры, оговаривающие подобные ситуации и меры по решению спорных вопросов, однако греки поступили абсолютно против принятых соглашений.

Военный поход против греков

Князь Ярослав отправляет в Восточную Римскую империю экспедиционный корпус, возглавил его старший сын князя, который отправляется морским путем. Около западных берегов Черного моря эскадра славян попала в большой шторм, потеряв более трети своих кораблей. Оставшаяся часть войск, двигавшаяся морем, была атакована греческими судами. После таких неприятностей часть еще пригодных к использованию кораблей была отправлена обратно, высадив при этом десант. На обратном пути корабли князя вновь были настигнуты греческой эскадрой, но в этот раз удача была на стороне воинов князя Ярослава. Суда греков в большом количестве были потоплены.

Шесть тысяч воинов, которых удалось высадить на берег, продолжили свой поход, вел войска опытный воевода Вышата. Известие про уничтожение флота привело императора Константина Мономаха в бешенство, поэтому вопрос высаженного десанта должен был быть по замыслу императора решен с максимальной жестокостью.

После ряда столкновений воевода Вышата был окружен и с остатками отряда взят в плен, в этом случае греки употребили очень жестокое наказание, которое, в принципе, уже применялось в истории, достаточно вспомнить Василия II Болгаробойца. Оставшиеся русские воины были ослеплены и отправлены на родину, конечно, такой акт со стороны греков не способствовал прекращению войны.

Смерть митрополита Феогноста как предпосылка к избранию Илариона

В 1048 году умирает митрополит Феогност. В связи с кризисом греко-славянских отношений новый митрополит не может приехать на Русь. Необходимо заметить, что до этого все иерархи присылались из Константинополя. Князь Ярослав Мудрый понимает, что ситуация критична и в ней необходимо действовать быстро и жестко. Поэтому он принимает решение поставить на должность митрополита-соотечественника без разрешения Византии. Выбор падает на насельника Киево–Печерской лавры, будущего первоиерарха Русской православной церкви, которым становится Иларион Киевский.

Митрополит Иларион (1051—1054 или 1055) — краткая биография

Святитель Иларион,первый митрополит

Киевский и всея Руси
славянского происхождения. Избран
на кафедру Святой Софии Киевской Константинопольского патриархата православным Собором русских епископов, в
1051
году. Духовник и соратник великого князя Ярослава Мудрого. Один из основателей Киево-Печерского монастыря в Киеве. Выдающийся
государственный деятель,
и великий
писательДревней Руси
.

Становление

Известно о Святителе Иларионе Киевском совсем немного. Сведения взяты из киевских летописей, «Повести временных лет», а также сохранившихся в отрывках личных записей. Родился

он уже после официального крещения Руси князем Владимиром
, в 990
году. Был «боголюбив и обучен грамоте». Много читал, знал греческий язык, изучал богословие и старался творить молитву в уединении.
Посвятил свою жизнь богослужению.
Подвизался в должности
иеромонаха
княжеской
церкви села Берестово,
освященной во славу Святых Апостолов. Выполнял обязанности
личного духовникавеликого князя
. В свое личное время часто уходил
на берег Днепра
, там построил себе пещерку, и
предавался уединенной молитве
. Предполагают, что образование получил в Византии, а отшельничество позаимствовал, пребывая на горе Афон. Неподалеку от кельи Илариона обосновался еще один отшельник, Антоний Печерский.
Впоследствии, на этом местеобразовался Киево-Печерский пещерный монастырь
. Иларион
разработал
русский
церковный устав
, расширявший возможности и полномочия церкви. Новые
правила проведения богослужений,
отличающиеся от греческих.

Иларион много сделал для установления суверенитета и независимости Киевской Руси. Он поддерживал князя Ярослава

в борьбе
против
Византийской империи, прекрасно владел приемами риторики, много писал. Известно, что Иларион входил в группу сопровождавшую княжну Анну, во время ее путешествия во Францию, в 1048 году. Эта миссия позволила богослову посетить Европу и познакомиться с ее традициями и законами. Незадолго до этого,
в 1040 году
, во время богослужения
Иларион прочел
свое первое творение «
Слово о законе и благодати».
В нем автор поминает князя Владимира, который провел всеобщее крещение. И показывает
место русской церкви в истории религии
, а также превосходство православия над иудейством. За первым трудом следует «Молитва», «Исповедание веры», «Слово на обновление десятинной церкви». Впоследствии, отрывки «Слова» и «Молитвы» упоминались в списках полусотни летописцев XV-XVI столетия.

Выборы

Со времени крещения Руси, она считалась митрополией Константинополя. Церковью управляли митрополиты греческой национальности, посланные из Царьграда. Они поддерживали политику Византии и всячески противились укреплению русского государства. Великий русский князь Ярослав Мудрый решает изменить это правило. На Соборе русских архиепископов митрополитом Киевским

единогласно, и по праву
избран Иларион.
Константинополь воспротивился выбору, ведь у иеромонаха не было высоких чинов. Перечить Ярославу не стали. Митрополит активно
поддерживал политику Ярослава великого
, что позволило Руси окрепнуть и продолжать утверждение православия.

Во время метрополии, Иларион делает упор на образовании. Вместе с Ярославом Мудрым занимается сбором литературы,

и
созданием библиотеки в Софии Киевской
. Кроме «Слова о законе и благодати», в этот период появляются и другие его труды, например: «Сказание о распространении христианства на Руси».
Все его творения можно назватьдревнейшей русской богословской литературой
.

Правление Илариона завершилось со смертью Ярослава, в 1053 году.

На церемонии прощания с князем митрополита уже не было. Считают, что после его устранения,
он доживал в Киево-Печерской лавре
.
Канонизация
Святого проводилась уже
в 1980
году.

Сближение будущего митрополита и князя

Еще до своего монашеского подвига Иларион Киевский отличался аскетической жизнью, подражая древним анахоретам.

Источники повествуют, что он выкопал себе пещеру в лесу. В ней он проводил уединённые часы в молитве. Впоследствии там поселился инок Антоний, вернувшийся с Афона. Именно с этого момента духовный авторитет Илариона начинает расти в глазах населения древнего Киева. Через некоторое время, вероятнее всего, в 50-х годах XI века, люди начинают прибегать к различным советам этого человека. Князь сделал его настоятелем собственного храма.

Иларион Киевский, митрополит: биография

Сведений относительно жизни будущего святителя и первого митрополита из русских не очень много. Достоверно известно, что митрополит Иларион Киевский и всея Киевской Руси был родом из Киева. Бесспорно, что сочинения, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о прекрасной подготовке автора как в богословии, каноническом праве, так и в знаниях правил ораторского искусства.

Существует предположение, что он владел греческим языком, который изучал на Афоне или в Константинополе, возможно, был и на Западе, где познакомился с западным богословием и богослужением. Однако такие гипотезы не имеют достоверного подтверждения.

До своей архиерейской хиротонии Иларион, митрополит Киевский, сначала был священником в селе Берестовое, расположенным под Киевом, и служил в церкви, принадлежащей князю.

Относительно его личных качеств как пастыря и человека свидетельств не сохранилось. Однако тот факт, что он возглавлял княжеский приход, свидетельствует о неком духовном авторитете, который завоевал этот человек в глазах князя. Единственные данные про Илариона, митрополита Киевского, можно отыскать в летописи, где говорится о нем как о человеке добродетельной жизни, постнике и книжнике. Однако понять, что означает последнее, трудно. Бесспорно, это говорится про его начитанность. Но ограничивается ли она изучением святых отцов и их творений или же получением систематического образования, судить трудно. В современной науке до сих пор не умолкают споры относительно этого.

Иларион, митрополит Киевский

Карпов А. Ю.
ИЛАРИОН (Ларион), митрополит Киевский (1051 — ранее 1055), русин; первый митрополит из русских, выдающийся писатель и церковный и государственный деятель древней Руси.

О жизни Илариона известно очень немного. До своего поставления на кафедру он был священником церкви Святых Апостолов в Берестовом — княжеской резиденции близ Киева. Здесь Иларион и обратил на себя внимание киевского князя Ярослава Владимировича (1017—1018, 1019—1054): «Боголюбивому бо князю Ярославу любящю Берестовое и церковь ту сущюю Святыхъ Апостолъ и попы многы набдящю; в них же бе презвутеръ именемь Ларионъ, мужь благъ, книженъ и постникъ…» Судя по сочинениям самого Илариона, будущий киевский митрополит в совершенстве владел греческим языком и хорошо знал в подлиннике творения Отцов Церкви (полагают даже, что он получил образование в Византии — Константинополе или на Афоне); возможно, он побывал и на латинском Западе, где познакомился с католическим богослужением. Не будучи иноком, Иларион вел жизнь отшельника, подражая древним палестинским монахам-анахоретам. С его именем летопись связывает возникновение киевского Печерского монастыря: «…И хожаше с Берестоваго на Днепръ на холмъ, кде ныне ветхыи (древний, первоначальный; имеются в виду т. н. Дальние пещеры. — А. К.

) манастырь печерьскыи, и ту молитву творяше, бе бо ту лесъ великъ; ископа печерку малу двусажену, и приходя с Берестового отпеваше часы и моляшеся ту Богу втаине…»

После того как Ярослав приблизил к себе Илариона (по-видимому, 40-е гг. XI в.), в оставленной им берестовской «печерке» поселился русский инок Антоний, вернувшийся на Русь с Афона. Судя по смутным известиям русских источников, Илариона и Антония и в дальнейшем будут связывать дружеские отношения. Так, по свидетельству Патерика киевского Печерского монастыря (XIII в.), именно Антоний совершил обряд пострижения Илариона в иноки перед тем, как тот был поставлен на митрополичью кафедру.

Поставление Илариона в киевские митрополиты было совершено в 1051 г. собором русских епископов по повелению князя Ярослава Владимировича: «В лето 6559 (1051) постави Ярославъ Лариона митрополитомь, русина, въ Святеи Софьи, собравъ епископы». В рукописи XV в. сохранилось «Исповедание веры» митрополита Илариона, которое тот, очевидно, произнес при поставлении. К нему присоединена запись о совершившемся событии: «Азъ милостию человеколюбивааго Бога мнихъ и прозвитеръ Иларионъ изволениемь Его от богочестивыихъ епископъ священъ быхъ и настолованъ въ велицемь и богохранимемь граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю…»

Избрание киевского митрополита собором епископов, без участия константинопольского патриарха и патриаршего совета («эндемусы») нельзя расценить иначе как прямой вызов если не всей византийской иерархии, то, по крайней мере, константинопольскому патриархату. Это беспрецедентный случай в истории древней Руси. За весь домонгольский период мы встретимся еще только с одним случаем такого рода — избранием собором епископов в 1147 г. митрополита Климента Смолятича, также в обход прав константинопольского патриарха.

Историки по-разному определяют причины столь необычного шага. Еще авторы Никоновской летописи, обосновывая право русских епископов самим выбирать предстоятеля Русской Церкви (вопрос очень актуальный в первой половине XVI в., когда составлялась Никоновская летопись), вспоминали о «бранях и нестроениях», бывших при князе Ярославе между русскими и греками. Вслед за ними и многие отечественные историки XVIII—XX вв. также рассматривали события 1051 г. как прямое продолжение русско-византийского противостояния, начатого русско-византийской войной 1043 г. Однако следует учесть, что к 1051 г. отношения между двумя странами успели полностью восстановиться (мир между ними был заключен около 1046 г.). В последнее время исследователи обращают внимание на то, что действия участников собора 1051 г. укладываются в русло движения за обновление Церкви, охватившего в середине XI в. не только Восточную, но и Западную Церковь, и в частности за восстановление древних канонических прав провинциальных соборов на избрание епископов, зафиксированных еще в 1-м правиле Апостольского собора: «два или трие епископы да поставляють единаго епископа». Во всяком случае, избрание Илариона было, по-видимому, признано в Константинополе: об этом говорит присутствие его имени в официальных списках русских митрополитов. (В позднейших русских источниках XVII—XVIII вв. сообщается о поставлении Илариона константинопольским патриархом Михаилом Кируларием или «чрез грамоту» Михаила Кирулария — но это едва ли не догадки книжников Нового времени.)

Так или иначе, но это был первый случай, когда во главе Русской Церкви встал русский пастырь. И не случайно, что с именем «русина» Илариона историки связывают подлинное утверждение русской национальной Церкви.

Святительство Илариона продолжалось очень недолго. Возможно, он оставил кафедру вскоре после кончины князя Ярослава Владимировича (19 февраля 1054). Во всяком случае, под 1055 г. в источниках упоминается уже новый митрополит — грек Ефрем. Таким образом, практика поставления киевских митрополитов в Константинополе вновь возобладала.

О деятельности Илариона в сане митрополита также известно немного. Его имя упоминается в т. н. «Церковном уставе князя Ярослава»: «А се азъ, князь великыи Ярослав… сгадал есмь с митрополитом киевскым и всея Руси Иларионом, сложихом греческыи номоканон…» По мнению современных исследователей, принятие этого устава означало существенную реформу церковного права и отказ от норм византийского церковного законодательства. Известно также, что 26 ноября неизвестного года (в пределах 1051—1053) митрополит Иларион освятил в Киеве храм во имя Св. Георгия — небесного покровителя князя Ярослава. Рассказ об этом вошел в древнейший русский Пролог, а день освящения (26 ноября) празднуется Русской Церковью доныне (т. н. осенний Юрьев день).

В русскую историю Иларион вошел не только как церковный деятель и первый русский митрополит, но и как выдающийся проповедник и писатель, автор знаменитого «Слова о законе и благодати». Оно было произнесено Иларионом в присутствии князя Ярослава и членов княжеской семьи в одном из киевских храмов, по-видимому, во второй половине 40-х гг. XI в. (во всяком случае, ранее 1050 — начала 1051 г.; более точная датировка затруднена) — т. е. еще до поставления Илариона на кафедру.

Основная идея «Слова» — обоснование равенства Руси среди других христианских народов. Иларион обращается «не к несведущим… но с преизбытком насытившимся книжной сладости» — иными словами, к интеллектуальной и политической элите киевского общества. Его «Слово», несомненно, можно отнести к жанру церковной проповеди; причем эта проповедь имеет свою, казалось бы, отвлеченную, чисто богословскую цель: дать толкование известных слов апостола Иоанна Богослова: «…Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17

). Сравнение ветхозаветного закона и христианской благодати, иудейства, отвергшего Христа, и христианства, поклоняющегося Христу (это тема первой, наибольшей по объему части «Слова о законе и благодати»), Иларион проводит с изумительным мастерством, используя лучшие образцы византийской богословской литературы. Его буквально завораживает параллелизм мировой истории, в которой Ветхий Завет — лишь предтеча, символическое объяснение подлинной истории человечества, начавшейся с приходом в мир Спасителя. Цель и содержание этой истории — в неуклонном продвижении человечества от «законной лести» к евангельской благодати, от «тени» к истине, от тьмы к свету, наконец, от рабства к свободе. Это путь всех народов, избравших «благодать», т. е. сделавшихся христианскими, — и прежде всего, Руси. Олицетворением «законной лести» и ветхозаветного рабства является для Илариона иудейство — религия «избранного» народа, отказавшегося принять новое общечеловеческое учение Христа. (Несомненно, это книжный образ, привычный всей христианской литературе, хотя не следует забывать о том, что иудаизм — в качестве живой, а не книжной религии — был хорошо известен в Киеве во времена Илариона и полемика с киевскими иудеями представлялась отечественным апологетам христианства делом вполне актуальным.) Но из-под пера автора «Слова о законе и благодати» вышел отнюдь не полемический антииудейский трактат. Тема ветхозаветного иудейства привлечена им прежде всего для того, чтобы показать величие того шага, который совершила еще вчера языческая Русь. Именно в прославлении Руси, сумевшей — в отличие от «обветшавшего» иудейства — миновать тьму «идольского мрака» и перейти к евангельской благодати, и состоит основной пафос всего произведения.

В развитие идей первоучителей славян Константина (Кирилла) и Мефодия Иларион утверждает мысль о равенстве всех христианских народов через их приобщение к христианству. Более того, можно думать, что ему была близка идея такого вовлечения новых народов в лоно христианства, при котором эти новые народы (а к их числу в первую очередь и относилась Русь) усваивали новое вероучение даже глубже, чем те, кто был призван прежде. «И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, “в мехи ветхие”, обветшавшие в иудействе, — “а иначе прорываются мехи, и вино вытекает” (Мф. 9: 17

)… Но новое учение — новые мехи, новые народы!» (здесь и далее перевод диакона Андрея Юрченко).

Русский народ, «новые люди», по выражению Илариона, и есть эти «новые мехи»; приобщение Руси к христианству — торжество воплощения Божественного замысла, кульминация всей мировой истории. «Так и совершилось. Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу, а Иудея молчит; Христос прославляется, а иудеи проклинаются; язычники приведены, а иудеи отринуты… Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел — и спас нас и привел в познание истины!» Именно на русском народе, последним пришедшем к христианству (но по слову евангельскому: «Так будут последние первыми», Мф. 19: 30; 20: 16

), исполнились пророчества, некогда данные Господом через святых пророков: «И скажу не Моему народу: “Ты — народ Мой”, и он скажет Мне: “Ты — Господь Бог мой”» (
Осия, 2: 18, 23
); «Обнажит Господь святую мышцу Свою пред всеми народами, и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (
Исаия, 52: 10
). Эту идею «нового народа», воистину «работников одиннадцатого часа» (из знаменитой евангельской притчи), мы встретим и у других авторов XI—XII вв., воспринявших и ход мыслей Илариона, и его систему аргументации. Но такого неиссякаемого исторического оптимизма уже не будет. Исследователи считают возможным говорить об особом «адоптионизме» Илариона — его приверженности идее Божественного «усыновления» страны и народа, при котором крещение не просто открывает путь к Спасению, а почти тождественно ему. «Славный град Киев» оказывается под защитой и покровительством Господа и Пресвятой Богородицы. «Радуйся, град православный! Господь с тобою!» — перефразирует киевский проповедник слова архангела Гавриила, обращенные к Деве Марии.

И как любой христианский народ, русские имеют своего Крестителя и Апостола — князя Владимира Святославича, торжественный гимн которому составляет заключительную часть «Слова о законе и благодати»: «Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и Павла… Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере. Восхвалим же и мы — по немощи нашей хотя бы и малыми похвалами — свершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого кагана земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына славного Святослава, которые во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах…» Как полагают, обоснование возможности и необходимости канонизации князя Владимира, Крестителя Руси, — одна из главных целей «Слова» Илариона. Он прославляет и сына Владимира — своего покровителя, киевского князя Ярослава, «которого соделал Господь преемником власти» отца; прославляются в «Слове» и члены семьи Ярослава Мудрого — его жена Ирина, а также сыновья и внуки — внуки и правнуки святого Владимира.

«Слово о законе и благодати» дошло до нас во множестве списков (наиболее ранний, включающий в себя фрагмент памятника, датируется второй половиной XIII в.). Однако только в одном списке (ГИМ. Син., № 591; вторая половина XV в.) памятник сохранился в полном виде — с заключительной похвалой князю Ярославу Владимировичу. В этой рукописи находится своеобразное «собрание сочинений» митрополита Илариона: помимо «Слова о законе и благодати», в него входят «Молитва» (встречающаяся во многих рукописях отдельно от «Слова») и «Исповедание веры» с заключительной припиской самого Илариона о его поставлении на кафедру.

В русской рукописной традиции встречаются и другие сочинения, надписанные именем «Илариона, митрополита Киевского» (или просто «Лариона митрополита»). Среди них «Послание к брату столпнику» (или «Наказание святого Илариона к отрекшимся от мира»), фрагмент какого-то поучения («А се от иного слова»), входящий в статью «А се грехи», и некоторые другие. Однако их принадлежность Илариону Киевскому остается пока недоказанной.

О дальнейшей судьбе Илариона ничего определенного сказать нельзя. Умер ли он еще до 1055 г. или же по какой-то причине покинул киевскую кафедру, неизвестно. Нередко полагают, что после смерти Ярослава Иларион удалился в киевский Печерский монастырь и именно его имеет в виду преп. Нестор, упоминая в Житии преп. Феодосия, игумена Печерского, о некоем чернеце Иларионе, бывшем искусным книгописцем («бяше бо и книгам хытр псати»). Однако простого совпадения имен и общего для обоих навыка в книгописании для такого отождествления кажется недостаточно. Высказывавшееся в литературе предположение об участии Илариона в летописании (и в частности, о составлении им некоего гипотетического «Сказания о первоначальном распространении христианства в Руси», якобы вошедшего в летопись) также остается спорным.

Не до конца выясненным остается вопрос относительно церковной канонизации митрополита Илариона. Как таковая она, по-видимому, не была совершена. Тем не менее в современной церковной традиции святитель Иларион Киевский безусловно почитается святым; отмечается, что его мощи почивают в Ближних пещерах киевского Печерского монастыря. Память Илариона, митрополита Киевского, празднуется ныне 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

ИСТОЧНИКИ

Издания «Слова о законе и благодати»:

Молдован А. М.

«Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984;

Розов Н. Н.

Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в. // Slavia. R. 32. Praha, 1963. 2. S. 141—175;

Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986. Ч. 1. С. 13—41, 45—64 (подг. текста и перев. Т. А. Сумниковой), 101—171 (факсимиле рукописи);

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. С. 26—61 (подг. текста А. М. Молдована; перев. А. И. Юрченко);

Иларион, митр. Киевский.

«Слово о законе и благодати». М., 1994 (подг. текста и перев. В. Я. Дерягина).

Другие сочинения:

Розов Н. Н.

Из творческого наследия русского писателя XI в. Илариона // Dissertationes slavicae. Acta Universitates Szegediensis de Atilla Jozsef. Szeged, 1975. T. 9—10. P. 115—155 («Молитва Илариона, митрополита Российского»);

Петровский М. П.

Поучение, приписываемое Илариону, митрополиту Киевскому // Ученые записки Имп. Казанского университета. Т. 1. Казань, 1865. С. 47—84 («Послание к брату столпнику»).

Другие источники:

Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997 (репринт издания 1926 г.). Стб. 155—156;

Полное собрание русских летописмей. Т. 9: Никоновская летопись. М., 2000 (репр. изд. 1882 г.). С. 183;

Абрамович Д. И.

Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 17, 102;

Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв. / Изд. подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 85—139;

Жуковская Л. П.

Двести списков XIV—XVII вв. небольшой статьи как лингвистический и исторический источник (Статья Пролога о построении церкви во имя Георгия Ярославом Мудрым) // Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев, 1987. С. 40—41.
© Все права защищены

Последующая судьба митрополита

После смерти великого князя, который боролся за независимость церкви от Константинополя, этот церковный и политический деятель был практически смещен, вместо него был прислан ставленник из Византии. Это событие произошло в 1055 году. Дальнейшая судьба первого митрополита из русских неизвестна, существует несколько версий:

  1. Самостоятельно ушел с кафедры и доживал свои дни как насельник Киево-Печерского монастыря.
  2. Причиной появления митрополита из Византии стала смерть митрополита Илариона Киевского, но в этом случае вопрос о том, была ли она естественной, остается открытым.
  3. Был принудительно снят с кафедры и заточен в монастырь.

Таким образом, биография митрополита Киевского Илариона является иллюстрацией процесса стремления молодой церкви на территории Киевской Руси к автокефалии и нежелания Византии потерять рычаги давления на государство и общество, предоставив самостоятельность новообразованной митрополии.

Святитель Иларио́н, митрополит Киевский, Печерский

Свя­ти­тель Ила­ри­он, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си, жил в эпо­ху ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го († 1054), сы­на свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра. В ис­то­рию Рус­ской Церк­ви он во­шел как пер­вый из ее рус­ских пред­сто­я­те­лей, по­став­лен­ных на мит­ро­по­лию Со­бо­ром рус­ских епи­ско­пов.

Рус­ская Цер­ковь бы­ла в то вре­мя мит­ро­по­ли­ей, вхо­дя­щей в со­став Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Пер­вы­ми мит­ро­по­ли­та­ми на Ру­си бы­ли гре­ки, по­став­ле­ние их со­вер­ша­лось в Ца­рь­гра­де. Свя­той Ила­ри­он, свя­щен­ник кня­же­ско­го се­ла Бе­ре­сто­ва, под Ки­е­вом, был ду­хов­ным от­цом и спо­движ­ни­ком кня­зя Яро­сла­ва. «Бо­го­лю­би­вый князь Яро­слав лю­бил Бе­ре­сто­во и быв­шую там цер­ковь свя­тых апо­сто­лов, и мно­гих пре­сви­те­ров чтил и со­дер­жал, – рас­ска­зы­ва­ет пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец. – Был сре­ди них пре­сви­тер име­ни Ила­ри­он, муж благ, и кни­жен, и пост­ник. Хо­дил он из Бе­ре­сто­ва на Днепр, на холм, где ныне вет­хий мо­на­стырь Пе­чер­ский, и тут мо­лит­ву тво­рил в глу­хом ле­су. Ис­ко­пав пе­щер­ку ма­лую двух­са­жен­ную, при­хо­дя из Бе­ре­сто­ва, пел здесь ча­сы и мо­лил­ся в уеди­не­нии Бо­гу…» Свя­той Ила­ри­он, как сви­де­тель­ству­ют его тво­ре­ния, был не про­сто «муж книж­ный», но об­ла­дал ве­ли­ки­ми ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми, глу­би­ной бо­го­слов­ско­го ве­де­ния. Все свои си­лы он от­да­вал слу­же­нию Рус­ской Церк­ви. Ко­гда скон­чал­ся мит­ро­по­лит Фе­о­пемпт, Русь на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии вой­ны с Ви­зан­ти­ей. Со­бор­ным суж­де­ни­ем иерар­хов Рус­ской Церк­ви бы­ло ре­ше­но по­ста­вить мит­ро­по­ли­та в Ки­е­ве, не об­ра­ща­ясь в Ца­рь­град. Свя­той Ила­ри­он сла­вил­ся сре­ди рус­ско­го ду­хо­вен­ства вы­со­той ду­хов­ной жиз­ни и про­по­вед­ни­че­ским да­ро­ва­ни­ем. Неза­дол­го до то­го он про­из­нес в Де­ся­тин­ной церк­ви в по­хва­лу свя­то­му кня­зю Вла­ди­ми­ру свое зна­ме­ни­тое «Сло­во о за­коне и бла­го­да­ти», в ко­то­ром дал бо­го­слов­ское осмыс­ле­ние ме­ста Рус­ской Церк­ви в ис­то­рии Бо­же­ствен­но­го до­мо­стро­и­тель­ства спа­се­ния.

Вы­бор Со­бо­ра ар­хи­ере­ев был по ду­ше Яро­сла­ву Муд­ро­му. В Свя­той Со­фии по­движ­ник был по­став­лен мит­ро­по­ли­том в 1051 го­ду. Поз­же свя­той Ила­ри­он был утвер­жден Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом. Но пер­во­свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви он был недол­го. Ле­то­пись не от­ме­ти­ла го­да его кон­чи­ны, но на по­гре­бе­нии кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го († 20 фев­ра­ля 1054) свя­ти­те­ля уже не бы­ло, а в 1055 го­ду в Ки­ев при­был но­вый мит­ро­по­лит. Оче­вид­но, свя­той Ила­ри­он ото­шел ко Гос­по­ду в 1053 г.

Остав­лен­ное им ду­хов­ное на­сле­дие жи­вет в Рус­ской Церк­ви. И, преж­де все­го, луч­шее тво­ре­ние древ­не­рус­ской цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ры – «Сло­во о за­коне и бла­го­да­ти». Со­дер­жа­ние его глу­бо­ко и мно­го­сто­ронне. В цен­тре «Сло­ва» – уче­ние о спа­се­нии и бла­го­да­ти. Боль­шое вни­ма­ние уде­ле­но во­про­су о пре­вос­ход­стве хри­сти­ан­ства над иудей­ством. Эта те­ма бы­ла ак­ту­аль­на в те вре­ме­на для Ки­ев­ской Ру­си: к свя­то­му Вла­ди­ми­ру при­хо­ди­ли иудеи, на­де­ясь об­ра­тить его в свою ве­ру, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий Пе­чер­ский († 1074) хо­дил на «жи­дов­ский ко­нец» в Ки­е­ве с про­по­ве­дью Хри­ста Рас­пя­то­го. Из­вест­но так­же, что евреи ста­ра­лись со­вра­тить в иудей­ство свя­ти­те­ля Ни­ки­ту За­твор­ни­ка, ко­гда он был еще ино­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря (1088 г.). Об этом рас­ска­зы­ва­ет свя­ти­тель Си­мон в «Ки­е­во-Пе­чер­ском па­те­ри­ке». По­это­му по­нят­но вни­ма­ние, ко­то­рое уде­ля­ет свя­ти­тель Ила­ри­он во­про­су «о за­коне, Мо­и­се­ем дан­ном, и о бла­го­да­ти и ис­тине, чрез Иису­са Хри­ста быв­ших». На­ко­нец, тре­тья те­ма, дав­шая по­вод про­из­не­се­нию са­мо­го «Сло­ва»,- про­слав­ле­ние апо­столь­ско­го по­дви­га свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

Цар­ство при­ро­ды, цар­ство бла­го­да­ти и бу­ду­щее Цар­ство Сла­вы вос­при­ни­ма­ют­ся в ду­хов­ном опы­те Церк­ви в нераз­рыв­ной слит­но­сти. За­кон – лишь пред­те­ча и слу­га бла­го­да­ти и ис­ти­ны. Ис­ти­на и бла­го­дать – лишь слу­ги бу­ду­ще­го ве­ка и жиз­ни ис­тин­ной. Так же учит свя­ти­тель Ила­ри­он о пре­ем­ствен­но­сти Церк­ви: «Мо­и­сей и про­ро­ки о Хри­сто­вом при­ше­ствии по­ве­да­ли, что Хри­стос же и апо­сто­лы Его о Вос­кре­се­нии и о бу­ду­щем ве­ке». С мо­мен­та, как при­шел в мир Спа­си­тель, Вет­хий (преж­ний) За­вет че­ло­ве­ка с Бо­гом утра­тил си­лу. Бо­го­слов­ски­ми сим­во­ла­ми Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов слу­жат свя­ти­те­лю за­им­ство­ван­ные у свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла об­ра­зы двух жен Ав­ра­ама – сво­бод­ной Сар­ры и ра­бы­ни Ага­ри. «Из­гна­на бы­ла Агарь, ра­бы­ня, с сы­ном ее Из­ма­и­лом, и Иса­ак, сын сво­бод­ной, на­след­ник был Ав­ра­аму. Так же из­гна­ны бы­ли иудеи и рас­се­я­ны по стра­нам, а сы­ны бла­го­да­ти, хри­сти­ане, на­след­ни­ки ста­ли Бо­гу и От­цу. Как меркнет свет лу­ны при вос­си­яв­шем солн­це, так и за­кон – при яв­ле­нии бла­го­да­ти; сту­жа ноч­ная гибнет от сол­неч­но­го теп­ла, со­гре­ва­ю­ще­го зем­лю, – и че­ло­ве­че­ство уже не гор­бит­ся под бре­ме­нем за­ко­на, но в бла­го­да­ти сво­бод­но хо­дит».

Ра­дость о Хри­сте пре­ис­пол­ня­ет свя­то­го про­по­вед­ни­ка, ко­гда он го­во­рит о вхож­де­нии род­ной Ру­си в сонм хри­сти­ан­ских пле­мен. «Хри­сто­ва бла­го­дать всю зем­лю ис­пол­ни­ла» и преж­де все­го мо­ло­дые жиз­не­стой­кие на­ро­ды, к ко­то­рым от­но­сил­ся и рус­ский на­род. «При­ли­че­ству­ет бла­го­да­ти и ис­тине на но­вые лю­ди вос­си­ять. Не вли­ва­ют, по сло­ву Гос­под­ню, ви­на но­во­го – уче­ния бла­го­да­ти в ме­хи вет­хие, об­вет­шав­шие в иудей­стве, но но­вое уче­ние – в но­вые ме­хи, но­вые на­ро­ды». Так ве­ра бла­го­дат­ная «по всей зем­ле рас­про­стер­лась и до на­ше­го язы­ка рус­ско­го до­шла. Вот уже и мы со все­ми хри­сти­а­на­ми сла­вим Свя­тую Тро­и­цу, а Иудея мол­чит; языч­ни­ки при­ня­ты, а иудеи – от­ри­ну­ты». Рус­ские пра­во­слав­ные от­ныне «не идо­ло­слу­жи­те­ля­ми зо­вут­ся, но хри­сти­а­на­ми, и уже не ка­пи­ща стро­им, но Хри­сто­вы церк­ви зи­ждем; уже не за­ко­ла­ем дру­га бе­сам в жерт­ву (см. па­мять ва­ря­гов-му­че­ни­ков 12 июля), но Хри­стос за нас за­ко­ла­ет­ся в жерт­ву Бо­гу и От­цу. Все стра­ны Бла­гий Бог по­ми­ло­вал – и нас не пре­зрел, за­хо­тел и нас спа­сти и в ра­зум ис­ти­ны при­ве­сти». Ве­ли­кий апо­столь­ский по­двиг про­све­ще­ния Рус­ской зем­ли свер­шил свя­той князь Вла­ди­мир (па­мять 15 июля), «по­доль­ник свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му Кон­стан­ти­ну», ко­то­рый «за­по­ве­дал по всей зем­ле сво­ей кре­стить­ся во Имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, и яс­но и гро­мо­глас­но во всех гра­дех сла­вить Свя­тую Тро­и­цу и всем быть хри­сти­а­на­ми – ма­лым и ве­ли­ким, ра­бам и сво­бод­ным, юным и ста­рым, бо­га­тым и убо­гим». С гор­до­стью го­во­рит свя­той Ила­ри­он о род­ной зем­ле: «Свя­той Вла­ди­мир не в ху­дой и не в неве­до­мой зем­ле вла­ды­че­ство­вал, но в Рус­ской, ко­то­рая ве­до­ма и слы­ши­ма все­ми кон­ца­ми зем­ли».

«Сло­во о за­коне и бла­го­да­ти» – пер­вое по вре­ме­ни тво­ре­ние Рус­ской Церк­ви, в ко­то­ром свя­той кре­сти­тель Ру­си убла­жа­ет­ся в чине рав­ноап­о­столь­ных. «Ра­дуй­ся во вла­ды­ках, апо­сто­ле, не мерт­вые те­ле­са вос­кре­сив­ший, но ду­шею нас мерт­вых вос­кре­сив­ший: ибо то­бою обо­жи­лись и жизнь Хри­сто­ву по­зна­ли». Та­ко­во со­дер­жа­ние это­го за­ме­ча­тель­но­го па­мят­ни­ка древ­не­го рус­ско­го бо­го­сло­вия. Из дру­гих тво­ре­ний свя­ти­те­ля Ила­ри­о­на из­вест­но его ар­хи­ерей­ское «Ис­по­ве­да­ние», став­шее об­раз­цом епи­скоп­ской при­ся­ги в Рус­ской Церк­ви. К «Сло­ву о за­коне и бла­го­да­ти» в ру­ко­пи­сях при­со­еди­ня­ет­ся обыч­но «Мо­лит­ва свя­то­го Ила­ри­о­на». Это тво­ре­ние свя­ти­те­ля так­же име­ет дол­гую жизнь в оте­че­ствен­ном цер­ков­ном пре­да­нии. В 1555 го­ду при от­прав­ле­нии в но­во­учре­жден­ную Ка­зан­скую епар­хию свя­ти­те­ля Гу­рия по­ве­ле­но бы­ло ему в Москве и в дру­гих го­ро­дах, чрез ко­то­рые он бу­дет про­ез­жать, чи­тать мо­лит­ву «тво­ре­ние мит­ро­по­ли­та Ила­ри­о­на Рус­ско­го». Свя­ти­тель Ила­ри­он был по­гре­бен в Ки­ев­ских пе­ще­рах. В над­пи­са­ни­ях его тво­ре­ний, в ру­ко­пис­ных свят­цах и ка­та­ло­гах свя­ти­те­лей свя­ти­тель Ила­ри­он неиз­мен­но име­ну­ет­ся свя­тым и пре­див­ным чу­до­твор­цем. Устой­чи­вое ли­тур­ги­че­ское по­чи­та­ние его как свя­то­го за­сви­де­тель­ство­ва­но в служ­бах Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным. Как в служ­бе Со­бо­ру от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) так и в служ­бе всем Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­тым (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста) он пе­ре­чис­ля­ет­ся на­равне с дру­ги­ми свя­ты­ми иерар­ха­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Общественная деятельность митрополита Илариона

Многие исследователи истории Русской православной церкви, такие как Карташов, Голубинский, митрополит Макарий, Смирнов, часто пытаются дать историческую оценку этому феномену в истории Российского государства. Возникает закономерный вопрос: «Иларион Киевский, митрополит, что сделал для государства и церкви, как это повлияло на развитие этих двух институтов общественной жизни?»

Будущий святитель не только занимался церковными делами, но и участвовал вместе с князем в формировании правовой системы Киевской Руси. Благодаря его непосредственному участию, была создана и систематизирована правовая система, действующая на территории Киевской Руси.

Литература

  • Посторжинский М., прот. История русской церк. проповеди, 2-е изд. Киев, 1891, с. 11-31.
  • Соловьев С.М. История России, кн. 1-я, с. 210, 211 пр. 1-е, 254, 255, 260, 261.
  • Касаткин В., прот. Монастыри, соборы и прих. церкви Влад. еп., ч. I, 1906, с. 135, 158, 222.
  • Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 150, 229.
  • Протопопов Д. Жития святых, 1885, август, с. 436-438.
  • Токмаков И. Историч. и археологич. опис. Покровского девичьего м-ря в Суздале. М., 1889, с. 19-27.
  • Филарет (Гумилевский) И. Р. Ц., период I, с. 76, 89-91, 106 пр. 149; 119 пр. 178; 120, 155, 170-173, 185, 196.
  • Строев П., с. 1.
  • Булгаков, с. 1402.
  • Летопись Е. А., с. 362-364.
  • Н. Д., с. 12.
  • Истор. вестн., 1895, май, с. 629.
  • Ж. П. Б., декабрь, с. 1012, 1045.
  • П. С. Р. Л., т. I, с. 67, 254-255; т. II, с. 268; т. III, с. 2; т. V, с. 138; т. VI, с. 84; т. VII, с. 332, 339.
  • Ж. М. П., 1951, № 6, с. 46-48.
  • «-» 1954, № 10, с. 44.
  • БЭЛ, т. V, с. 846.
  • БЭС, т. I, с. 932; т. II, с. 1573.
  • РБС, т. VIII, с. 85.

Участие в организации Киево-Печерской лавры

Также он принимал активное участие в строительстве Киево-Печерской лавры. Имея очень близкие отношения с князем, он получил необходимые земли для строительства будущего центра духовной культуры всего Российского государства.

Кроме этого, святитель принимал участие в формировании библиотеки, которая создавалась при соборе святой Софии. Его авторству принадлежит ряд церковно-литературных памятников, которые являются настоящим произведением искусства древнеславянской письменности.

Литературная деятельность святителя Илариона

Наиболее значимым произведением, принадлежащим ему, является литературное произведение, которое полностью перевернуло представление ученых про интеллектуальное развитие Киевской Руси. Был высокообразованным человеком Иларион Киевский, митрополит. «Слово о законе и благодати» указывает на то, что была необходима симфония власти.

Известнейший исследователь литературного наследия Древней Руси Лихачев Д. С. считал, что это произведение написано на высоком уровне. Автор выстроил логически выверенный текст, простота повествования и разнообразие литературных приемов свидетельствуют о таланте писавшего его человека. Ритмически правильно расставленная речь приравнивает этот текст к аналогичным литературным памятникам византийских авторов. Писал и другие работы митрополит Иларион.

Киевская Русь — государство, подарившее свету такого талантливого человека. Кроме вышеозвученного произведения, ему принадлежат еще несколько сохранившихся до нашего времени сочинений.

Интересным произведение является «Исповедание веры», написанное по случаю епископской хиротонии. По обычаю, поставляемый клирик в епископы должен прилюдно рассказать о своих богословских убеждениях, чтобы все присутствующие могли понять, что он не является еретиком.

Также ему принадлежит молитва, которая имеет название «Молитва преподобного отца нашего Илариона, митрополита Российского», производящая незабываемое впечатление на читателя поэтичностью и обилием поэтических образов.

Кроме этого, он является автором «Похвалы» в честь Ярослава Мудрого, написанной после его проставления на престол митрополита.

ИЛАРИОН

ИЛАРИОН (середина 11 в.), митрополит Киевский, русский писатель и церковно-политический деятель эпохи Ярослава Мудрого. Сведения о его биографии содержатся в Повести временных лет. Под 1051 годом летопись упоминает имя пресвитера Лариона как одного из священников клира княжеской церкви на Берестове. Этот факт позволяет сделать вывод, что Иларион, «муж благ, книжен и постник», был в числе приближенных князя Ярослава. Вероятно, он принимал самое активное участие в предпринятой Ярославом организации первой русской библиотеки при Софийском соборе (1037), занимаясь перепиской и переводом книг. С именем Илариона летопись также связывает начало самого древнего русского Киево-Печерского монастыря. Ища уединенного места для молитв, он «ископа печерку малу двусажену» на том месте, где впоследствии будет основана знаменитая Лавра. Когда князь Ярослав, отстаивая независимость молодого государства, захотел поставить на Киевскую митрополию русского митрополита, его выбор пал на Илариона. В 1051 русский епископ был возведен в митрополичий сан собором епископов, однако занимал кафедру недолго. Сразу после смерти Ярослава (1054) Иларион был смещен и заменен митрополитом-греком, присланным из Царьграда. Вероятнее всего, Иларион, будучи монахом и человеком высокой книжной культуры, лишившись сана, поселился в пещерах Киево-Печерского монастыря. Не исключено, что именно он упоминается в монастырском патерике, где говорится о черноризце Ларионе, который был «книгам хитр писати… и по вся дни и нощи писаше книгы в келии…».

Также по теме:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Объем литературного наследия Илариона определить непросто в силу краткости и порой анонимности приписываемых ему произведений. В настоящее время безусловно принадлежащими перу митрополита Илариона считаются Слово о законе и благодати, т.н. Молитва и Исповедание веры. Есть основания предполагать участие Илариона в древнерусском летописании. Слово о законе и благодати, которое по праву считается произведением, с которого начинается история древнерусской литературы, было написано не ранее 1037 и не позднее 1051. Не исключено, что оно написано по случаю готовившегося собора епископов в качестве своеобразной программы кандидата в митрополиты. Этим может объясняться и актуально политический характер сочинения, забота о всей Русской земле, о княжеском роде, о возвышении язычества Руси над последователями «закона». Для доказательства величия и исторической значимости деятельности князя Владимира, крестителя Руси, Иларион привлек обильный богословский и церковно-исторический материал, переосмыслив целый ряд положений и цитат книг Св. Писания. Иларион подчеркивает полную самостоятельность Руси и Русской церкви, увязывая крещение Владимиром Руси с непосредственным Божьим побуждением. Произведение русского митрополита, проникнутое высокими помыслами, передает духовную атмосферу эпохи.

См. также МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Канонизация святителя Илариона

Вопрос о канонизации остается открытым и сейчас. Достоверно неизвестно, когда произошло это событие, возможно, что митрополит Киевский и всея Руси Иларион Киевский был причислен к лику святых без определения церковного собора. Впрочем, большинство церковных историков считают, что непосредственно решения собора по данному вопросу не было. Причиной стало народное почитание. Мощи этого святого находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря. День памяти совершается 21 октября.

До настоящего времени не сохранилось достоверных изображений, на которых изображен Иларион Киевский, митрополит. Фото, представленные в статье, это подтверждают. Также в соответствии с русскими традициями, мощи находятся под облачением, их не показывают широкой публике. Можно лишь увидеть фото гробницы, где находятся мощи святого.

Митрополит Илларион. Историческое сочинение

Митрополит Илларион – это глава православной церкви города Киева и всея Руси во времена правления князя Ярослава Мудрого. Он был самым первым митрополитом славянского, а не греческого, происхождения в истории Древнерусского государстве.

Также Илларион прославился в качестве духовного писателя, автора древнейших оригинальных русских литературно-богословских произведений. Главное из них – это «Слово о законе и благодати», содержащее апологию Русской земли.

В лице Иллариона, впервые митрополитом стал священнослужитель, назначенный киевским князем с согласия собора русских епископов, а не константинопольским патриархом. Причиной этого важного исторического события стал расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром, превращение Древнерусского государства в могущественную державу с самостоятельной внешней и внутренней политикой.

Тот факт, что Илларион стал первым «местным» митрополитом на Руси – славянского, а не греческого происхождения, говорит о том, что Русская православная церковь начала постепенно избавляться от своей зависимости от Константинополя. Следствием данного события стало то, что такая тенденция обретения самостоятельности продолжилась и в будущем. В 1448 году в России митрополит впервые будет назначен на русском поместном соборе, а не решением из бывшей столицы Византии, а в 1589 году – будет основано русское патриаршество.

Также необходимо отметить, что митрополит Илларион всеми силами старался способствовать укреплению княжеской власти. Он пропагандировал необходимость подчинения населения всей Русской земли верховной власти киевского князя. Кроме того, Илларион был уверен, что успехи в управлении государством тесно связаны с наличием у верховного правителя образованности и высокого интеллектуального развития.

Митрополит сам был человеком из знатного рода, начитанным и очень образованным по меркам своей эпохи. Вместе с князем Ярославом Мудрым он составил церковный устав-судебник, который вошёл в историю под названием «Устава Ярослава». Следствием этой деятельности митрополита Иллариона стало укрепление сотрудничества государственной власти и церкви; разработка единых законов и правил, действовавших на всей территории Киевской Руси.

Характерно, что на следующий же год после смерти Ярослава Мудрого Илларион оставил митрополичью кафедру и продолжил свою жизнь уже как монах – в трудах, молитвах, посте и благочинии. Этого человека можно с полным правом назвать верным и последовательным союзником князя Ярослава в деле духовного и политического развития Киевской Руси.

Ещё одна важнейшая сторона деятельности митрополита Иллариона – это написание им литературных произведений. На посту митрополита Киевского он создал немало сочинений на религиозную тематику. В частности, это «Номоканон» – свод правил церковной жизни, получивший на Руси название «Кормчей книги»; «Исповедание веры», «Слово к брату-столпнику».

Самым выдающимся произведением митрополита Иллариона является его «Слово о Законе и Благодати». Оно посвящено популярному и доступному для любого обывателя трактованию Закона, то есть Ветхого Завета, и Благодати – Нового Завета.

Кроме того, в данном произведении Илларион прославил просвещение Руси, огромную роль христианства в её жизни. С большим почтением пишет митрополит Илларион об отце Ярослава Мудрого – Владимире Святославиче, который сделал православие государственной религией Киевской Руси; об огромных преимуществах христианства по сравнению со старыми языческими верованиями.

Прославляет он в «Слове о Законе и Благодати» и Ярослава Мудрого – большого любителя книг, и советует каждому человеку следовать его примеру. А ещё Илларион выступает в своём сочинении как великий патриот Русской земли.

Митрополит Илларион оказал существенное влияние на последующую историю Руси. Он способствовал распространению национальной письменности и культуры, усилению роли религии в жизни русских людей. Он стал выразителем той безоговорочной поддержки, которую оказывала православная церковь официальной власти киевского князя.

Выбери ответ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]