Митр. Питирим (Нечаев) |
Питирим (Нечаев)
(1926 — 2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии В миру Нечаев Константин Владимирович, родился 8 января 1926 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области в семье священника Владимира Нечаева. Рос в глубоко церковной, дружной и многодетной семье: у него было четыре брата и шесть сестер, сам он был последним, одиннадцатым ребенком.
Вскоре после начала войны Константин Нечаев с матерью и незамужними сестрами был эвакуирован в Тамбов, где окончил 8-й и 9-й классы.
После окончания средней школы в 1943 года поступил в Московский институт инженеров транспорта.
С 1945 года исполнял послушание иподиакона патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Патриарх Алексий желал, чтобы его юный иподиакон сначала получил диплом инженера, а потом уже получал духовное образование. Целый год Константину удавалось совмещать параллельное обучение в светском институте и в духовной школе, но затем это стало трудноисполнимым.
В 1947 году по окончании Московской духовной семинарии поступил в Московский православный институт, преобразованный позже в Московскую духовную академию и Семинарию.
В 1951 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и разбора западных вероисповеданий.
С 1951 года преподавал историю и разбор западных вероисповеданий в Московской духовной академии.
15 февраля 1952 года рукоположен во диакона патриархом Алексием I.
В 1953 году получил звание доцента.
Свящ. Константин Нечаев, 1954 г. |
4 декабря 1954 года рукоположен во иерея. Проходил пастырское служение в крестовом патриаршем храме в Переделкино.
Вел в семинарии уроки по сравнительному богословию, литургике, общей церковной истории. В академии читал курс истории и разбора инославных исповеданий.
С октября 1956 года возглавил кафедру Священного Писания Нового Завета, профессором которой оставался вплоть до февраля 1992 года.
13 апреля 1959 года пострижен в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского, постриг совершен в Троице-Сергиевой лавре.
8 октября того же года возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии. Это назначение удалось осуществить, преодолевая административные помехи, так как подопечный патриарха, был сыном репрессированного священнослужителя и его имя находилось в соответствующем списке.
2 января 1962 года назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» с сохранением за ним обязанностей инспектора Московских духовных школ.
23 мая 1963 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, назначен председателем Издательского отдела Московской Патриархии. Хиротонию совершал патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиепископы Ярославский и Ростовский Никодим, Можайский Леонид, Калужский и Боровский Леонид, Новгородский и Старорусский Сергий, епископы Дмитровский Киприан и Донат (Щеголев).
Был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата. Он возглавлял его с 1963 по 1994 год, с сохранением обязанностей профессора Московских духовных школ, оставаясь также главным редактором «Журнала Московской Патриархии».
С 23 октября 1964 по 5 февраля 1965 год временно управлял Смоленской епархией.
7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды».
C 10 мая по 28 ноября 1968 года временно управлял Тамбовской епархией.
Архиеп. Питирим (Нечаев), 1971 год. |
9 сентября 1971 года возведён в сан архиепископа.
30 декабря 1986 года возведён в сан митрополита с сохранением занимаемых им ныне должностей и обязанностей; именовать Преосвященного Питирима митрополитом Волоколамским и Юрьевским с возношением имени его за богослужением в храмах Волоколамского благочиния Московской епархии, после имени Патриарха Московского и всея Руси
.
С 1987 года — председатель редколлегии сборника «Богословские труды
«.
В 1989 году стал наместником Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого мужского монастыря [1].
3 декабря 1994 года в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет освобожден от должности его председателя. 27 декабря того же года был также освобожден от должности главного редактора «Журнала Московской Патриархии
» и председателя редакционной коллегии сборника «
Богословские труды
.»
Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского.[2]
Скончался 4 ноября 2003 года в Москве на 78-м году жизни. 7 ноября в Богоявленском Кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия по почившему митрополиту. Ее возглавил архиепископ Верейский Евгений, которому сослужили епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва и Дмитровский Александр. После литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин отпевания. Похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников.
Краткая биография
Митрополит Питирим биографию имеет обычную, схожую почти с любым священником.
Он стал возглавлять дом издательства в московской патриархии с 1963 по 1994 годы. Так как Константин Владимирович Нечаев являлся председателем отделения, поэтому мог совершать постоянно различные поездки в страны зарубежья. Благодаря этому он овладел иностранным языком и мог свободно на нем общаться. Но чаще общался и выступал перед людьми с помощью переводчиков.
После священного крещения 1972 года и до смерти он регулярно служил в храме Воскресения Словущего. К концу 1080 годов стал знаменитостью среди интеллектуальных и музыкальных кругов в Москве. Он никогда не числился постоянным членом Синода, но многие его считали одним из влиятельных иерархов РПЦ.
Ссылки
- www.patriarchia.ru/db/text/561584.html
Митрополиты Московские и всея Руси (1461—1589) Феодосий • Филипп I • Геронтий • Зосима • Симон • Варлаам • Даниил • Иоасаф • Макарий • Афанасий • Герман () • Филипп II • Кирилл • Антоний • Дионисий • Иов
Патриархи Московские и всея Руси (1589—1721) Иов • Игнатий • Гермоген •
Ефрем (Хвостов)
() •
Иона (Архангельский)
() • Филарет • Иоасаф I • Иосиф • Никон •
Иона Сысоевич
() • Иоасаф II •
Питирим • Иоаким • Адриан • Стефан (Яворский)
()Первенствующие члены Святейшего Синода (1721—1917) Стефан (Яворский) • Феодосий (Яновский) • Феофан (Прокопович) • Амвросий (Юшкевич) • Стефан (Калиновский) • Платон (Малиновский) • Димитрий (Сеченов) • Гавриил (Петров) • Амвросий (Подобедов) • Михаил (Десницкий) • Серафим (Глаголевский) • Антоний (Рафальский) • Никанор (Клементьевский) • Григорий (Постников) • Исидор (Никольский) • Палладий (Раев) • Иоанникий (Руднев) • Антоний (Вадковский) • Владимир (Богоявленский) • Платон (Рождественский)
Патриархи Московские и всея Руси (с 1917) Тихон • Пётр (Полянский) () • Сергий • Алексий I • Пимен •
Филарет (Денисенко)
() • Алексий II • Кирилл
Как проходили его детские годы?
Семья митрополита Питирима была глубоковерующей. Родители были священниками. Еще в детском возрасте они прививали Питириму любовь к вере. Его воспитание и быт семьи оказали очень сильный положительный отпечаток на всю его жизнь. Родители не ставили ему условий, где он будет учиться после того, как окончит школу. Поэтому после того, как он окончил школу, решил поступать в университет Москвы в отделение инженеров автотранспорта.
Но он в результате пошел служить духовенству, как и его родственники.
В 1944 году он стал первым из студентов монастыря Новодевичьего Богословского университета, который открыли 14 июня. Позже его переименовали в Духовную семинарию или академию.
В 1945 году его увидел патриарх Алексий1 и взял к себе иподиаконом.
В 1951 году митрополит Питирим окончил семинарию и получил степень кандидата богословия. Он остался на кафедре патристики. В 1951 году решил стать преподавателем по истории вероисповедания стран запада.
В 1952 году Алексий произвел его в диакона.
В 1953 году стал иметь звание доцента, а уже в 1954 стал священником. После чего стал служить в патриаршем храме.
В 1957 году стал преподавать писание нового завета.
С 1989 года стал игуменом наместником в одной из древних русских обителей мужского монастыря.
Митрополит Питирим, один из старейших иерархов Русской Православной Церкви. В последние годы жизни патриарха Пимена он являлся, пожалуй, наиболее влиятельным иерархом и представлял РПЦ практически на всех официальных мероприятиях. И повернись жизнь иначе, он бы стал новым первосвятителем.
В годы горбачевской «перестройки» митрополит Питирим являлся непременным гостем разнообразных общественных собраний, постоянно выступал на радио и телевидении, комментировал для прессы многие вопросы христианства и церковной жизни. Вместе с академиком Д. С. Лихачевым и Р. М. Горбачевой он активно участвовал в деятельности Советского Фонда культуры. В 1989-1991 годах был народным депутатом СССР.
«В то время сам облик митрополита Питирима, библейского благообразного старца, производил ошеломляющее впечатление на полностью расцерковленное общество, – очень точно подметил автор статьи в газете Страна.ru. – А когда оказалось, что этот человек, будто сошедший со страниц священной истории, еще и в курсе всех современных событий, обладает уникальным даром проповедника, знает, как кажется, все на свете, видевшие и слышавшие митрополита Питирима невольно начинали внимательнее приглядываться к тому, что он представлял – к православной церковной традиции».
2
Владыка Питирим родился 08 января 1926 года в семье священника. В 1945 году Константин Нечаев, в то время студент Московского института инженеров транспорта (МИИТ), стал старшим иподьяконом Патриарха Алексия I. Это было время огромного религиозного подъема, вызванного войной и массовым обращением людей к Богу. Еще гремела на Западном фронте канонада, еще советские войска не форсировали Одер, но по всему чувствовалось, что войне приходит конец. Прошло Рождество, приближался Великий Пост, а за ним и светлый праздник Пасхи.
04 февраля 1945 года в стенах Богоявленского собора проходила торжественная интронизация нового первосвятителя. Дважды в тот день лучшие протодьяконы возглашали многолетия, с амвона и после молебна – всем Патриархам.
Спустя многие годы владыка Питирим вспоминал: «Нашему Патриарху возглашал многолетие престарелый и немощный старейший московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров. Это был один из замечательнейших русских протодиаконов, редкого музыкального дарования, неповторимой красоты голоса и беспорочной жизни.
После прозрачных верхов Георгия Карповича Антоненко, «тигровых» низов Сергея Павловича Турикова и еще каких-то незнакомых мне громовержцев собор затих. А затем вдруг наполнила его мягкая сила. Именно сила. Казалось, что-то мягкое, звучное, глубокое, плотное, обильное непреодолимо заливает собор доверху. От купола до дальнего угла ризницы. Это был осязаемый звук. Он лился, переполняя собой все, звучал в каждой частице пространства, это было более чем орган или оркестр, потому что этот звук был живым и органичным. Казалось, он шел ниоткуда, но был во всем и все наполнял собой. Это был «Михаил Кузьмич». Это была его лебединая песнь, последний и полный дар его старческих сил новому Патриарху Московскому и Всея Руси. Минутой позже он опустился в изнеможении на скамью в уголке ризницы».
3
Поставленный перед выбором – профессия железнодорожника или церковная стезя, Константин выбрал второе. Через 60 лет он вернется в alma mater в качестве заведующего кафедрой теологии. В стенах института будет восстановлен храм, начнутся регулярные богослужения.
В 1951 году Нечаев с отличием (первым по списку) завершил полный курс Московской духовной академии, тема кандидатской диссертации: «Значение божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова». Его оставляют преподавателем в Академии, – и вот уже более 50 лет он читает лекции по Священному Писанию Нового Завета и истории западных вероисповеданий.
В 1954 году Константин Нечаев был рукоположен в сан священника, а в 1959-ом, приняв монашеский постриг, назначается инспектором духовных школ. В 1963 году архимандрит Питирим становится епископом Волоколамским.
Чтобы понять, в какой период протекала его пастырское служение, необходимо бросить беглый взгляд на тогдашнее положение Церкви. Это было время ожесточенных «Хрущевских» гонений на Православие.
По всей стране закрывались храмы, а наиболее активные священники отстранялись от служения. В 1960 году был арестован и осужден на 3 года архиепископ Казанский Иов. Его обвинили в неуплате налогов с расходов на представительство, которые ранее налогом не облагались. В 1961 году арестовали архиепископа Иркутского Вениамина, – через два года владыка скончался в заключении.
При весьма странных обстоятельствах в больнице скончался («от перемены климата») митрополит Крутицкий и Коломенский Николай; уволенный по настоянию идеологического отдела ЦК на покой, он занимал жесткую позицию по отношению к гонителям Церкви.
Во многих городах власти препятствовали проведению крестных ходов даже в церковной ограде. Духовенство не имело права говорить проповеди без предварительного просмотра текста уполномоченными Совета по делам религии.
4
Сильный удар был нанесен по духовным учебным заведениям. Дошло до того, что встал вопрос о существовании ленинградской духовной Академии и семинарии – это, по определению газеты «Смена», «гнезда контрреволюции» в городе трех революций.
16 апреля 1961 года власти заставили Священный Синод принять постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни». Утвердить его должен был намеченный на 18 июля Архиерейский Собор.
Трех иерархов, которые были известны своей твердой, непреклонной позицией, не пригласили на его заседания, а архиепископа Ермогена, явившегося без приглашения, не допустили к заседанию.
Особенно сильный удар был нанесен по Церкви к лету 1962 года – власти, запугивая людей, ввели контроль над совершением треб: крещений, венчаний и отпеваний. Все они заносились в специальные книги с указанием фамилий, паспортных данных и адресов. Так, например, для крещения младенца требовалось обязательное присутствие обоих родителей.
Шла ликвидация монастырей. В 1961-1962 года настоящие сражения развернулись за Почаевскую лавру. Монахов запугивали, лишали прописки и угрожали отдать под суд за «нарушение паспортного режима». Каждый верующий житель этих мест состоял в государственных органах на специальном учете.
Но обитель не сдавалась. Чернецов и мирян разгоняли водой, сажали в тюрьму, принудительно вывозили за пределы области. Оборона монастыря приобрела международную известность.
Лавра выстояла. Несмотря на административный нажим, запугивания и репрессии, гонителям пришлось отступить. Православным удалось сохранить также и намеченные было к закрытию Псково-Печерский и Пюхтицкий женский монастырь.
5
Фронтальное наступление на Церковь породило массовое возмущение и сопротивление по всей стране. «Штурм небес» вызвал неодобрение даже в некоторых государственных организациях. Одним из первых дал негативный анализ этой кампании в своей докладной записке начальник 5-го управления КГБ полковник Ф. Д. Бобков.
Падение Хрущева было воспринято как небесная кара зарвавшемуся «кукурузнику». Его печально «знаменитое» обещание показать по телевидению, как музейную редкость, «последнего советского попа», оказалось явно невыполнимо.
Л. И. Брежнев и советское руководство постарались публично продемонстрировать смену курса религиозной политики. 19 октября 1964 года два митрополита были приглашены на правительственный прием в честь космического полета корабля-спутника «Восток».
С 1963 по 1994 год владыка Питирим был председателем Издательского отдела, главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды» (оба издания в советские годы были единственными легальными органами церковной мысли).
На страницах этих изданий ему удалось опубликовать писания отцов Церкви, богословские сочинения протоиерея Сергия Булгакова, священника Павла Флоренского и некоторых других авторов.
6
В 1971 году владыка Питирим был возведен в сан архиепископа. В этом же году он принимал участие в деяниях Поместного Собора, который признал церковную реформу XVII века «трагической ошибкой» и официально отменил все проклятия и анафемы по отношению к старому русскому обряду.
– Мы храним традицию, потому что она – это овеществленная, генетическая память нашего народа, – говорит митрополит Питирим. – Да, у нас было двоеперстие, мы приняли троеперстие. Но в 1971 году на Соборе Русской Православной Церкви молодая часть наших богословов провела постановление о равной возможности употребления и того, и другого.
А вот недавнее свидетельство епископа Древлеправославной (старообрядческой) Церкви Антония Богородского: митрополит Питирим «в одной из первых речей перед студентами у нас семинарии (по благословению владыка Антоний получил образование в семинарии и академии Московской Патриархии – Авт.), говорил о своих теплых чувствах к старообрядцам.
О том, как после решения Собора 1971 года о снятии клятв он отслужил старообрядческую литургию. Владыка тогда произнес интересную мысль, что не было настоящего раскола, а был только переходящий временами в потасовку спор о том, что такое Православие».
Большое значение владыка придавал возрождению и популяризации русского православного пения. По его инициативе было создано несколько церковных хоров, выступавших с концертными программами в России и за рубежом.
7
30 декабря 1986 года владыка Питирим был возведен в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского. А в конце 80-х стал, помимо своих прежних обязанностей, еще и настоятелем возвращенного Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, где до сегодняшнего для он часто служит по воскресным и праздничным дням.
В Москве резиденция владыки Питирима разместилась в живописном храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов переулок), – в храме, традиционно привлекавшем людей искусства, писателей, художников и общественных деятелей.
После провала ГКЧП в столичной прессе появилось несколько публикаций народного депутата России священника Глеба Якунина (впоследствии лишенного сана и отлученного от Церкви). В них один из лидеров «Демократической России» утверждал: ему стали известны документы, дающие основания полагать, что митрополит Питирим сотрудничал с КГБ.
«Глубокую обеспокоенность, – писал он, – вызывает визит митрополита Питирима (Нечаева) к объявленному президентом России вне закона государственному преступнику Б.К. Пуго 21 августа 1991 года. На дипломатическом языке – это признание «де-факто».
Питательной средой для такого визита явилось то обстоятельство, что Издательский отдел Московской Патриархии контролировался агентурой КГБ. В отчетах 5-го управления КГБ СССР по линии издательского отдела постоянно упоминаются агенты «Аббат» (из иерархов) и «Григорьев», часто ездившие за рубеж и, очевидно, занимавшие (занимающие) высокие посты в этом учреждении».
Любопытно, что ныне г-н Якунин входит в состав клира т. н. «Киевского патриархата», руководимого «патриархом» Филаретом (Денисенко), которого сам же Глеб Павлович в 1991 году наиболее яростно обличал в принадлежности к КГБ.
8
Имя владыки Питирима склоняли на всех либеральных перекрестках. Журналисты (в том числе Татьяна Миткова и Андрей Караулов) охотно разоблачали «митрополита в погонах». Вскоре пришла и опала церковная: в ноябре-декабре 1994 года на Архиерейском Соборе РПЦ, а затем и на заседании Священного Синода он был смещен со всех церковных должностей. В его ведении были оставлены только Воскресенский храм и Иосифо-Волоцкий монастырь.
В последние годы митрополит Питирим стал чаще появляться на церковных собраниях высокого уровня. По поручению Священного Синода он возглавлял представительные делегации, посещавшие Армению, Болгарию, Швейцарию в связи с разными событиями церковной жизни.
24 января 2002 года в итальянском городе Ассизи под руководством римского понтифика состоялось «совместное моление за мир», в котором участвовали 300 представителей 12 различных религий.
Первоначально эту службу предполагалось провести в одном из католических соборов, но иудеи заявили, что не станут молиться с христианами в храме. Тогда действие было перенесено на открытый воздух – на городскую площадь.
От лица московской Патриархии и по поручению Патриарха Алексия II в этом ежегодном мероприятии принимала участие целая делегация из трех архиереев во главе с митрополитом Питиримом. Выступая по каналу РТР в программе «Вести», владыка заявил, что он глубоко удовлетворен тем «духом единства и братской любви», который ему удалось ощутить во время такой совместной молитвы.
На имя Алексия II полетели гневные телеграммы: «С ужасом и возмущением мы восприняли новость о том, что официальный представитель МП участвовал в шабаше под руководством папы римского. Митрополит Питирим не только не скрывает своего участия в этом беззаконии, но даже публично восхваляет совместную молитву с инославными и иноверцами…»
Широкая православная общественность была возмущена. В результате подобного взаимодействия за счет мнимого «единства» размываются основы Веры. Не случайно, что по древним церковным канонам (45 правило Св. Апостол), «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен».
9
Владыка Питирим – носитель традиции. В том числе традиции советского периода, когда Церковь, чтобы выжить в условиях атеистического государства, вынуждена была идти на широкие контакты в рамках Всемирного Совета Церквей.
Эта охранительная традиция сохраняется в практике зарубежных контактов Московской Патриархии и до сих пор, вызывая критику со стороны православных как внутри страны, так и за ее рубежом.
Впрочем, кто знает – что ожидает Церковь впереди? И может быть, этот опыт, но уже в новых политических условиях, окажется востребованным?..
«Похоже, с течением времени, – делает вывод «Страна.ru, – подлинный масштаб личности митрополита Питирима (Нечаева) как богослова, проповедника, церковного иерарха становится все более очевидным.
Случайные черты забываются, все преходящее изглаживаются из памяти, а на первый план выходят опыт, спокойствие и мудрость иерарха, без деятельного и творческого участия которого не прошло ни одно значительное событие новейшей церковной истории второй половины века» Источник
04 ноября 2003 года на 78-м году жизни скончался митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим после долгого и тяжелого недуга.
07 ноября 2003 года в 10.00 в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит отпевание новопреставленного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.
Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) в семье священника. По окончании школы поступил в Московский государственный институт путей сообщения.
В 1945 году стал старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I в Богоявленском соборе. В 1947 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1951 — Духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1952 году рукоположен во диакона, через два года, 4 декабря 1954 года, — во иерея. В 1959 году принял монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. В том же году был назначен инспектором Московских Духовных школ.
В продолжение почти 30 лет преподавал в Московских Духовных академии и семинарии историю и разбор западных вероисповеданий, а с 1957 года — Священную историю Нового Завета.
В 1963 году был рукоположен во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В 1971 году возведен в сан архиепископа, а с 1986 года — митрополит Волоколамский и Юрьевский.
С 1963 по 1994 год Владыка Питирим возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата, был главным редактором `Журнала Московской Патриархии`. В течение ряда лет он также был председателем редакционной коллегии сборника `Богословские труды`.
Возглавляя издательский центр Русской Православной Церкви, он сформировал профессиональный редакторский и журналистский коллектив, подняв на новый уровень церковную издательскую деятельность. Митрополит Питирим — автор нескольких книг и более 70 богословских статей. Под его руководством было снято несколько документальных фильмов о жизни Русской Православной Церкви, о православном искусстве.
По инициативе митрополита Питирима, уделявшего большое внимание возрождению и развитию традиций церковного пения, было создано несколько хоров, которые не только пели в храмах, но и выступали на концертных площадках в нашей стране и за рубежом с программами православных песнопений.
Митрополит Питирим был известен как всесторонне одаренный человек, отличавшийся глубокой церковной культурой. Он хорошо помнил старую церковную жизнь, заботился о сохранении преемства ее традиций — богослужебных, пастырских, богословских, литературных, церковно-практических.
Почивший архипастырь прилагал много сил для воспитания новых поколений пастырей и церковных тружеников. В нелегкие годы гонений и ограничений под руководством Владыки Питирима трудились многие церковные интеллигенты, включая молодых людей, которые в период работы в Издательском отделе обучались в Духовных школах, принимали монашество и священный сан.
Митрополит Питирим принимал активное участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он был руководителем и членом многих делегаций, участвовавших в межправославных, межхристианских и церковно-общественных мероприятиях за пределами Отечества.
Его попечением устраивались выставки и другие культурно-просветительские акции, рассказывавшие зарубежной общественности о жизни и наследии Русской Православной Церкви. При его активном участии было организовано немало церковно-общественных мероприятий и программ в России. Владыка всегда был особенно близок к научным, культурным и общественным кругам, творческой интеллигенции, пользовался у них известностью и уважением.
Митрополит Питирим — доктор богословия, профессор, академик Российской Академии естественных наук, заведующий кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, почетный доктор теологического факультета Пражского университета, профессор кафедры ЮНЕСКО `Золотое наследие Руси`.
Труды митрополита Питирима отмечены высокими церковными и государственными наградами. Он был награжден церковными орденами святого равноапостольного князя Владимира (I и II степеней), преподобного Сергия Радонежского (I степени), святого благоверного князя Даниила Московского (II степени), государственным орденом `Дружбы народов`, юбилейной медалью 30-летия образования ВСМ, почетной золотой медалью `Борцу за мир`.
За обширные просветительские и миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения в 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил митрополита Питирима ордена святителя Иннокентия Московского.
www.pseudology.org
Митрополит Питирим монашество
В 1959 году его постригли в Троице Сергиевом лавре именем Питирим. Чуть позже его назначили инспектором в духовном семинарии в Москве.
В 1962 году стал главным редактором в журнале патриархии Москвы, который являлся официальным органом РПЦ.
В 1963 году стал епископом Волоколамским, назначен председателем в издательстве отдела патриархии в Москве. А немного позже его назначили епископом в Смоленской епархии.
Он считался сыном духовенства, как исповедник схиархимандрит Севастиан Карагандинский.
Награды
Церковные:
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени,
- Орден преподобного Сергия Радонежского I степени,
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени
Государственные:
- Орден Почёта (23 февраля 2001 года) — за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление гражданского мира
[19] - Орден Дружбы народов
- Орден «Знак Почёта»
Архиерейство
В 1963 году в Вознесении хиротонисан в епископа.
Также в это время его назначили председателем в издательстве патриарха Москвы. На этом же месте он и оставался работать в течение 30 лет. После преобразования в издательский совет его освободили от занимаемой должности. За это время значительно увеличилось численность сотрудников.
С 1964 по 1965 годы стал временно управлять Смоленской епархией.
В 71 году образовали английскую редакцию журнала патриархии в Москве, которая имела подписчиков во многих странах. Насчитывалось их около 50 стран.
В 71 году возвели в сан архиепископа.
Его заботой стало издательский совет, который в одно время ютился в одном здании с трапезной храма Успенского Новодевичьего монастыря. Также это здание ему дали в аренду с последующей реконструкцией. Окончательно переехал он в конце 81 года. Несмотря на то, что в здании у него была издательская деятельность, он открыл еще много различных отделений. Например, фотовыставку, киносъемочную группу, отдел по работе со слайдфильмами, видеофильмами, звукозаписями, справочный отдел по биографиям, отдел переводческой службы и др.
Смерть и похороны
Последнее публичное появление Питирима Нечаева было в ночь пасхи 2003 года, когда после болезни Алексия II он дал богослужение в храме Спасителя Христа. В это же время он принял участие в схождении благодатного огня в городе Иерусалиме, который впоследствии и доставил к началу богослужения в Москву.
В июне ему сделали сложную операцию. Но, несмотря на болезнь, он смог принять участие в торжестве, которое посвящено столетию канонизации Саровского. Оно проходило в городах Саров и Дивеево этого же года. После возвращения Питирим Нечаев снова сильно заболел, был вынужден госпитализироваться на несколько недель.
После сложной болезни в 2003 году митрополит Питирим умер.
Несколько дней тело лежало в храме. В это время проходили заупокойные богослужения, и люди могли прийти и проститься с покойным.
7 ноября – свершение литургии в Богоявленском за упокой чистой души его во служении Евгения Верейского. Были Савва Красногорский, епископ Алексий Орехово-Зуевский, Александр Дмитровский. После окончания отпевания Патриарх Алексий II со своими членами Синода и собора архиереев сделали чин для отправления души в мир иной, произнесли последние прощальные слова, где были отмечены все великие труды покоевшегося. На отпевание великого митрополита приехал полномочный представитель президента Российской Федерации Полтавченко, мэр города Москвы Лужков, также было много известных личностей.
Примечания
- Блаженной памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима // Церковный вестник. — № 21(274). — Ноябрь 2003.
- ↑ 12
Николай Бульчук. «В нашей семье было только так: „Церковь — это праздник!“» // Православие.Ru, 4.11.2016. - Митрополит Питирим. «Святейший Патриарх Алексий и его окружение». На официальном сайте МП 8 ноября 2007 г.
- Дронов М., протоиерей
. Главный редактор. Воспоминания очевидца. // Журнал Московской Патриархии. — 2011. — № 8—9. - Поспеловский Д. Н.
Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1996. — С. 355. — ISBN 5-87507-019-6. - Митрохин Н.
Русская православная церковь в 1990 году // НЛО : журнал. — 2007. — № 3. - ↑ 123Бульчук Н.
«Мне все нравилось во владыке». Митрополит Питирим в воспоминаниях Вячеслава Петровича Овсянникова. Православие.ru. - МИТРОПОЛИТ ПИТИРИМ
- Выписки свящ. Глеба Якунина из отчетов КГБ о работе с агентами-сотрудниками Московской патриархии
- Евдокимов П.
Митрополит в погонах. Архивная копия от 27 декабря 2021 на Wayback Machine religare.ru, 10.2.2006. - Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994. — Изд. Московской Патриархии, 1995. — С. 33.
- Определение «Об издательской деятельности». Патриархия.ru.
- «Общение с владыкой Питиримом было всегда школой для любого думающего человека». Православие.ru.
- ↑ 12
Патриарх отпел митрополита: похороны. // Коммерсантъ, 10.11.2003. - Валентин Никитин. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ МИТРОПОЛИТА ПИТИРИМА: ФАКТЫ И ДАТЫ Православие.Ru, 8 января 2011
- Святейший Патриарх совершил отпевание митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Седмица.ru
- Могила Питирима на Даниловском кладбище
- В подмосковном Волоколамске состоялось открытие памятника митрополиту Питириму (Нечаеву)
- Указ Президента Российской Федерации от 23 февраля 2001 года № 229 «О награждении орденом Почёта митрополита Питирима (Нечаева К. В.)»
Какие он написал труды?
Он выпустил труды на нескольких языках и по различным темам. Всего насчитывается более ста изданий. Среди его духовных стараний, запечатленных на бумаге, были и те, которые связаны с его научной деятельностью. Большая часть работ, конечно, посвящена главному призванию своей жизни и связана с его духовным просвещением.
К основным работам митрополита следует отнести:
- Кандидатское сочинение на тему окончания учебного года в духовной школе Москвы.
- «Какое значение имеет любовь в аскетическом мировоззрении.» Выпустили труд в 1960 годах.
- «Во имя мира и единства» — выпустили в 1962 году.
- «Какие имеются праздники в Троице-Сергиевом лавре в духовной школе Москвы» — выпущен в 1962 году.
- «Слово в день памяти Чудотворца Алексия» — 1963 .
- «Пара дней паломничества» — 1962.
Питирим был наречен митрополитом Волоколамским и Юрьевскийм в 1963.
Научная работа
Занимаясь научной и практической деятельностью, Питирим стал выдвигать все задачи духовного и патриотического мира в отечественной истории при осознании роли православной церкви в России во всех проявлениях жизни человека, включая все особенности от экологии до межличностных взаимоотношений. Главная схема представляется как понимание мира в качестве единой системы осуществления всего творчества Создателя, который позволяет направить свободную волю человека в мировой процесс. Питирим считал, что нельзя рассматривать мир изолировано с различных точек зрения. Все законы Божьи понимаются свободной волей людей и способны осуществиться в процессе жизнедеятельности отдельного человека. Но, к сожалению, каждый человек индивидуален, способен нанести небольшое отклонение в мире духовенства и нанести ощутимый вред. Вся эта позиция отражена в декларации ООН, носит название Декларация прав Земли. В ней рассказывается о взаимоотношениях человека с Землей, как она реагирует на все негативные человеческие факторы.
Поездки, делегации, конференции
С 25 апреля по 5 мая 1967 года с делегацией паломников Русской Православной Церкви посетил Святую Землю.
24 июня 1968 года назначен членом делегации Русской Православной Церкви на IV Ассамблею ВСЦ.
20 марта 1969 года включен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную Богословскую комиссию по диалогу с Дохалкидонскими Церквами.
25 июня 1970 года включен в состав комиссии Священного Синода для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви.
В том же году в Загорске с 10 по 14 октября от Русской Православной Церкви участвовал в консультации между представителеями конференции католических епископов США и Национального Совета Церквей Христа в США.
Член Комиссии по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.
17 марта 1989 года избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. Был членом комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики.
13 сентября 1989 года назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати.