Митрополит ВарсонофийСудаков Анатолий Владимирович

Митрополит Варсонофий (Судаков)

Варсонофий (Судаков)
(род. 1955), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, глава Санкт-Петербургской митрополии, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Межсоборного присутствия, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ В миру Судаков Анатолий Владимирович, родился 3 июня 1955 года в селе Малиновке Аркадакского района Саратовской области в многодетной крестьянской семье. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой, отличающейся особой набожностью.

В 1972 году окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в своём селе почтальоном и на кирпичном заводе.

Осенью 1973 года был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама.

В ноябре 1975 года, после демобилизации из армии, устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор города Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников).

В 1976 году поступил в Московскую духовную семинарию и успешно закончил её в 1979 году, за три года вместо четырёх. Уже в семинарии окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 года был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.

30 марта 1978 года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с наречением имени в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром был рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 года им же — в сан иеромонаха, а в 1982 году возведён в сан игумена.

В Лавре имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным). Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (Станкевич); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий (Саввин); благочинный архимандрит Марк (Петровцы). Они в значительной степени определяли и влияли на его жизненный путь.

С 1978 по 1982 год был помощником ризничего, а с 1982 по 1986 год — помощником благочинного.

С 1982 по 1986 год учился в Московской духовной академии, защитил диссертацию на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Темой научного исследования стал Афон.

После окончания академии был направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова).

С 15 сентября 1986 по 15 июня 1988 года — настоятель Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области.

В 1987 году возведён в сан архимандрита.

С 15 июня 1988 по 7 февраля 1991 года — настоятель Успенского собора города Пензы, секретарь Пензенского епархиального управления. Его духовным наставником в эти годы был архиепископ Пензенский и Саранский Серафим (Тихонов).

В 1988 и 1990 году был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.

29-31 января 1991 года постановлением Священного Синода определено быть епископом новообразованной Саранской епархии.

8 февраля того же года хиротонисан во епископа Саранского и Мордовского. Хиротонию в Московском Богоявленском кафедральном соборе возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

15 февраля того же года прибыл в Саранск.

С 3 июля по 28 декабря 2000 года временно управлял Пензенской епархией [1].

Архиепископ Варсонофий (Судаков)

22 февраля 2001 года возведён в сан архиепископа.
31 марта 2009 года назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. 25 декабря того же года утверждён в должности управляющего делами Московской Патриархии.

С 27 мая 2009 по 2013 год — председатель новообразованной Наградной комиссии при патриархе Московском и всея Руси [2].

27 июля 2009 года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 года — председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия [3].

1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [4] по должности.

6 октября 2011 года назначен главой Мордовской митрополии.

4 октября 2012 года был утверждён священноархимандритом Саранского Иоанно-Богословского монастыря [5].

19 марта 2014 года переведён на Санкт-Петербургскую и Ладожскую кафедру и назначен главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии [6].

26 февраля 2021 года был освобождён от должности управляющим делами Московской Патриархии [7].

Сочинения

  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 т.
  • т.1. Возвращение из забытия. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск, 1995, 248 с.;
  • т.2. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. — Саранск, 1995, 228 с.;
  • т.3. Афон в жизни Русской Православной церкви в XIX — начале ХХ вв. — Саранск, 1995, 176 с.;
  • т.4. Убеждение в истине. Проповеди. — Саранск, 1995, 200 с.;
  • т.5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. — Саранск, 1996, 216 с.
  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998, 240 с.
  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999, 374 с.
  • Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004 – 2005 гг., 324 с.
  • Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006 гг., 324 с.
  • Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного. /Составл. и предисл. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998, 308 с.
  • Также является автором многочисленных статей и посланий.

    Детство и юность

    Летом 1955 года в крестьянской семье Судаковых в Саратовской области, селе Малиновка родился очередной мальчик, которого назвали звучным именем Анатолий. Семья была очень набожная, особенно тщательно воспитывала своих детей в православной вере мать, Антонина Леонтьевна, регулярно водившая их в храм и давшая детям начальное церковной образование.

    Воспитывали в семье Судаковых просто, приучая к труду с малых лет, поэтому сразу после окончания средней общеобразовательной школы в 1972 году Анатолий работал в селе почтальоном, параллельно подрабатывая на кирпичном заводе.

    Юность будущего митрополита пришлась на пору новых репрессий в СССР относительно Православной Церкви — пришедший к власти Никита Хрущев запустил новую волну притеснений и арестов священников, надеясь полностью уничтожить христианство на территории страны.

    Тем не менее, Анатолий рос верующим юношей, хотя и отправился отбывать воинскую повинность — в 1973-1975 гг. он служил в Германской Демократической Республике водителем и механиком танка.

    Награды

    Церковные:

    • памятная патриаршая панагия (2000, от патриарха Алексия II)
    • памятная патриаршая панагия (24 апреля 2013, от патриарха Кирилла в честь дня тезоименитства и 35-летия служения в священном сане) [8]
    • патриаршая грамота
    • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени
    • орден равноап. кн. Владимира III степени
    • орден блгв.кн. Даниила Московского II степени (2008)
    • орден прп. Сергия Радонежского I степени (2012) [9]

    Светские:

    • почётная грамота Республики Мордовия
    • Российский государственный орден Дружбы (2002)
    • медаль «300 лет Российскому Флоту»
    • медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения»
    • орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси) [10]

    Митрополит Варсонофий служит в армии и поступает в духовную семинарию

    Период восстановления Советского Союза после окончания Второй мировой войны можно назвать по-настоящему тяжелым. Западную часть страны буквально заново отстраивали из руин. И даже в 1955 году отголоски этого страшного отрезка времени еще слышались в отдаленных деревнях и селах.

    Именно в таком селе 3 июня 1955 года появился на свет мальчик, в будущем ставший владыкой Санкт-Петербургской и Ладожской митрополии. Семья святого отца могла похвастаться многодетностью. Он рос в окружении множества братьев и сестер.

    Огромное влияние на будущее оказала мать Анатолия – Антонина Судакова-Позорова. Она с ранних лет прививала своим детям любовь к церкви и даже дала им первичное церковное образование. Одновременно Анатолий получал обычное школьное образование, а закончи школу юноша сразу стал работать, чтобы помочь своей семье.

    Тогда Анатолию было всего семнадцать лет, а он уже успел поработать почтальоном в селе и рабочим на кирпичном заводе.

    2018

    в этом году Варсонофия не пускают на Афон

    Спустя год, в 1973, когда Анатолию стукнуло восемнадцать его, призвали на службу в армию. Надо сказать, что ему повезло – его отправили служить в Германскую Демократическую Республику.

    Условия службы в ГДР разительно отличались от оной в глубинке на Дальнем Востоке или пустынях Средней Азии. Положенные два года Анатолий отслужил в танковых войсках, будучи механиком-водителем танка. Так юноша посетил горд Потсдам и Бранденбурге. В 1975 году демобилизован и отправлен домой в родное село.

    Создание новых епархий

    Служба митрополита Варсонофия в качестве главы Саранской епархии ознаменовалась созданием двух новых, выделенных из её состава церковно-административных образований. Ими стали Краснослободская и Ардатовская епархии. Руководствуясь глубоким знанием специфики порученного ему дела, владыка неоднократно указывал на то, что для осуществления эффективного управления в подчинении епархиального архиерея должно находиться не более ста пятидесяти приходов, так как большее их количество затрудняет внимательное и последовательное руководство.

    Его инициатива нашла одобрение у членов Священного синода и повлекла за собой соответствующие структурные изменения. Тогда же митрополит Варсонофий был назначен временно исполняющим обязанности главы вновь созданной Мордовской митрополии.

    Владыка Варсонофий служит в церквях Русской православной церкви

    Всего спустя месяц монах Варсинафий получает следующий сан и становится иеродиаконом. А осенью 1978 года его рукоположат в сан иеромонаха. Стоит отметить, что в 1977 году он поступает в Московскую духовную семинарию и в 1979 с успехом ее оканчивает всего за три года, вместо обычных четырех.

    Получив сан иеромонаха Судаков продолжает служить в Лавре и занимается обязанностями помощника ризника. Это продолжается до 1982 года.

    Варсонофий защитил диссертацию – «Афон – великая сокровищница православия».

    В 1982 году Судакова рукоположили в сан игумена (настоятель храма или монастыря). Одновременно он поступает в Московскую духовную академию для получения высшего богословского образования. В ней святой отец проучится до 1986 года.

    Студентам МДА полагались каникулярные отпуска. Отец Варсонофий во время вынужденного отпуска отправлялся в Пюхтицки женский монастырь, что стоял в Эстонии. Здесь он служил под началом митрополита Алексия и игуменьи Варвары.

    После окончания Московской духовной академии занимался следующим:

    • 1986 — 1988 — игумен в Казанской церкви города Кузнецк, что в Пензенской области;
    • 1987 — рукоположен в сан архимандрита;
    • 1988 — 1991 — занимал должность настоятеля в Успенской церкви города Пенза;
    • 1988 и 1990 года — участник Поместного собора.

    В кругу мудрых наставников

    Исполняя в Троице-Сергиевой лавре возложенные на него послушания, будущий митрополит Варсонофий в своих трудах опирался на советы мудрых наставников. Среди них были духовники лавры архимандриты Наум и Кирилл, наместник лавры архимандрит Евсевий (Саввин) и многие другие лица, делившиеся с ним своим духовным опытом.

    Приходилось ему также тесно общаться с будущим патриархом всея Руси, а в те годы митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером). С ним игумен Варсонофий встречался, и даже неоднократно сослужил ему во время посещений женского Пюхтитского монастыря в Эстонии, куда регулярно наведывался в каникулярное время.

    Возведение в сан митрополита

    Следующим важным этапом на пути архиерейского служения владыки стало его назначение на должность управляющего делами Московской патриархии, и утверждение в качестве постоянного члена секретаря Священного синода. В связи с 1 февраля 2010 года патриаршим указом архиепископ Варсонофий был возведён в сан митрополита.

    Годом раньше ему было поручено возглавить Наградную комиссию, созданную незадолго до этого при Патриархе Московском и всея Руси. Эту почётную обязанность митрополит Варсонофий исполнял вплоть до 2013 года.

    Свято-Варсонофиевский женский монастырь

    Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец пол­учил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понят­ливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чте­ние Псалтири и церковное пение.

    В 1512 году крымские татары под предводительством сыновей Менгли Гирея — Ахмат Гирея и Бурнат Гирея (Бурнаша) ходили в поход на Ря­зань, но «не успев ничтоже во взятии града Рязани» прошли быстрым и неожиданным опустошительным походом по берегам Оки. В числе многих оказавшихся в плену был и семнадцатилетний Иоанн. Горь­ко было положение пленника, но молитва облегчала его скорбь и доставляла сердцу такое утешение, какого не чувствовал он в роди­­тельском доме. В нем росла любовь к Богу, а с нею и пред­анность Его святой воле. Иоанн работал неверным со всем усердием и обучался безответному послушанию, терпению и не­злобию. Пост, поначалу невольный, обратился в дело его доброго произволения. Утомительные работы занимали у него все время дня, а ночь он посвящал мо­литве, которая стала потребностью его души. Усердием и кротостью Иоанн расположил к себе ожес­точенные сердца ино­верцев, которые стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным спо­собностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Он изучил магометанскую веру так, что мог отчетливо говорить как о содержании этой веры, так и о заблуждениях ее. Основательным познанием языка и веры татар исполнилась премудрая цель, для которой Господь попустил рабу Своему быть в плену.

    Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына из татарской неволи.

    Возвратившись домой, по обету, данному еще в плену, он поехал в Москву, где в Спас­о- Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение. Три года плена заменили для него послушнический искус. Отрекаясь от мира, монах умирает для него и рождается в новую жизнь, потому и дается ему новое имя. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. В Андронико­вом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522—1567), родной брат преподобного Иосифа Волоцкого, архипастырь добрый и благочестивый. Епископ Акакий, «обладавший духовною прозорливостью пастырь, св<�ятому> Варсонофию весьма задолго, и именно еще во время его иеродиаконства, неоднократно предсказывал, что займет в Твери его место и будет в ней управлять людьми Божиими».

    Вероятно, от Акакия о добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало из­вест­но митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсоно­фия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни. Основанная в 1361 году учеником прп. Сергия Радонежского преподобным Мефодием в лесной глуши в 25 верстах от Дмитрова на правом берегу реки Яхромы при впадении в нее реки Пешноши, в старину пустынь эта имено­валась «Никола на Песнуше».

    В 1553 г. на пути в Кирилло-Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный, совершающий паломничество в благодарность за чудесное избавление от смерти. Он обратил внимание на опытного нас­тавника иноческой жизни, побывавшего в плену и знающего татарский язык и нравы этого народа. Потому, когда Казань покорилась царю Иоанну Васильевичу, и была образована новая епархия, то вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, по указу царя был направлен в Казань для основания монастыря и архимандрит Варсонофий. В неделю святых отец, 26 мая 1555 г., при звоне всех колоколов кремлевских, митрополит Макарий с епископом Крутицким Нифонтом и всеми архимандритами Московскими и игуменами, а также и святитель Гурий со своими архимандритами и освященным клиром, в присутствии царя и всего синклита, отслужили в Успенском соборе напутственный молебен. По окончании которого первосвятители Казани торжест­венно отправились в путь, длившийся два месяца.

    В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с архимандритом Варсонофием и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом и иноками Пешношского и Андроникова монастыря прибыли в Казань. С крестами и хоругвями встречали их в Казанском Благовещен­ском соборе. Уже в сле­дующем 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение, устроив в Казанском Кремле Преображенский монастырь. Им был освящен и первый каменный храм монастыря во имя святителя Николая Ратного, и главный храм в честь Преображения Господня. В уставе монастыря, написанном самим архимандритом Варсонофием, он назы­вает себя «многогрешным чернецом, что был игуменом на Песноши». Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни Казани. Через несколь­ко лет число иноков в нем доходило до ста человек. Уменье лечить болезни привлекало к нему недужных всякого рода. По воле святителя Гурия, к которому он сохранял полное послушание и сыновнюю любовь, святитель Варсонофий ревностно зани­мался обращением магометан в христианскую веру. 2 декабря 1563 года святой Варсонофий постриг в великую схиму, а 4 декабря предал погре­бению тело своего ближайшего друга и настав­ника — святителя Гурия, архиепис­копа Казанского. По смерти епископа Тверского Акакия (+1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.

    Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всей своей жизнью указывая спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным под­виж­ни­ком, каким он был и в Пешношской обители, и в Казани. Ночи он проводил в молитве, дни в трудах и заботах. Отдыхая, шил клобуки для братии, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни, обращавшихся к нему. В 1567 г. святителем Варсонофием был освящен один из 5 каменных соборов Тверской земли того времени — величественный соборный храм Вознесения Господня древнего Оршина монастыря.

    В тяжелое время Господь судил ему управлять Твер­скою паствою. Царь Иоанн Грозный стал ужасом и бичом для своих под­данных, насаждая «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С болью и него­дованием видел святитель Варсонофий, как его друг, архиепископ Герман, вызванный из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, был изгнан и умер в заточении после того, как кротко напомнил царю об ответе за жестокости на суде Божием. Много страшных событий прошло перед очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Именно в Твери, в виду его палат, через Волгу, был задушен в Отроче монастыре его святой рукоположитель, митрополит Филипп, и никто не посмел дать известие о том святителю Варсонофию. В то же время страшная моровая язва опустошала Тверь и Москву. В одной обители Иосифа Волоцкого умерло до трехсот человек братии, не считая мирян. Многие селения и города опустели; церкви стояли без священников и без службы, некому было погребать умерших; голод и засуха довершали бедствия. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсо­нофий.

    Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в осно­ванную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском мо­настыре, в молитве и уединении, где, по источникам XIX века, принял великую схиму. Когда по немощи он уже не мог сам ходить в церковь, любящие ученики приносили его в храм Божий, зная его любовь к богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном.

    По повелению царя Феодора Иоанновича, в обители начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преображения Господня. При строительстве храма в 1595 году были обретены мощи святи­телей Казанских Гурия и Варсонофия. Описание открытия мощей было сде­лано очевидцем, будущим патриархом Гермогеном, в то время Ка­зан­ским архиепископом. «Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать об этом мне, смиренному. Принесши со всем освящен­ным собором бескровную жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святого Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его, как это видят все и ныне… Я, недостойный, много­грешною рукою коснулся святого тела, осязал ризы, в которых он был погребен, и они были весьма крепки. Попытался с силою потянуть и мантию его, и прочие погребальные одежды, и они казались крепче новых. В главах у препо­добного Гурия лежал греческий клобук вязаный, который, по сказанию учеников святого Варсонофия, был сделан препо­добным Варсонофием для Гурия, и по смерти святителя положен недоконченным в возглавие гроба его. Мы соборне осмотрели этот клобук и, взяв прядь из него, едва могли перервать ее, потому что она была крепче новой. Мы перелили благоуханное миро в новый сосуд, и православные христиане, пользуясь тем миром, непрестанно получали исцеле­ния. Потом мы открыли раку Варсонофия и увидали, что и его мощи почтены от Бога нетлением… в чем мы удостоверились, перелагая святые и чудотворные мощи обоих своими собственными руками с архимандритом Арсением из гробов в ковчеги. Дивясь неизреченному человеколюбию Божию, мы со слезами и кротостью пропели надгробные песни над преподобными отцами и поставили их поверх земли, дабы все приходящие видели их и, дивясь, славили Бога».

    Святители Гурий и Варсонофий были канонизированы по указу патриарха Иова. Первое их житие составил патриарх Гермоген, а текст службы святым написал Димитрий Ростовский. Мощи святителя Варсонофия до 1918 года находились в Преображенском соборе, а затем были перенесены в Казанский Богородицкий монастырь, закрытый в 1929 году. С этого времени местонахождение мощей святителя Варсонофия Тверского остаётся неизвестным, в Национальном музее Республики Татарстан сохранились детали его раки.

    Тропарь святителю Варсонофию, епископу ТверскомуТропарь, глас 3:

    Возвестителю пути спасительнаго, истинный хранителю апостольских преданий, столпе непоколебимый, благочестия учителю и Православия наставниче, святителю Варсонофие, Владыку всех моли мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

    Ин тропарь, глас 4:

    Тихостию нрава направляемый, святителю Варсонофие, в тихое пристанище достигл еси, смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей, святою душею твоею на Небеса возлетел еси, идеже Христу предстоя, моли спастися нам, почитающим память твою.

    Ин тропарь, глас 8:

    По Божием законе ревнителю, лютый разрушителю неприязненныя лести, яко миром, потом своим во трудех и бдениих подвизася посреде Казанскаго царствия, обитель строя боголепнаго Преображения и великому своему учителю Гурию последуя, с нимже великий соуз имея духовный, якоже в животе, такоже и по преставлении, обретением честных мощей ваших во едино время и многими чудесы вас Бог прослави; и, радостию восходя в Небесныя обители, твердый камене веры, от иноплеменник многи скорби претерпел еси, добрый вводниче в вечную жизнь, в нюже, молим тя, введи ны, преподобне отче наш Варсонофие и моли Христа Бога спастися душим нашим.

    Кондак, глас 6:

    Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворил еси, сего ради святительства саном почтеся, чисте, Чистейшему предстоиши. Моли Христа Бога, святителю, спасти люди твоя, святе, да вси вопием ти: радуйся, отче преподобне Варсонофие, граду нашему Казани похвало и утверждение.

    Кондак, глас 5:

    Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси, обогатив себе молитвою и постом, и тело свое веригами удручая, в полоне же от иноплеменник много пострадал еси. Непоколебим верою многая лета, ангелом купно соединим, бесовская ополчения огорчаваше. Последуя безмездником Косме и Дамиану, врачебною хитростию многия исцелил еси. Темже ныне честное и боготрудное тело твое, от земных недр обретенное, чудесы Господь прослави, исцеляеши бо многонедужныя не токмо у гроба, но и от честных вериг подаеши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.

    Величание

    Величаем тя, святителю отче Варсонофие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

    Анатолий становится монахом

    В родном селе молодой человек не задержался и сразу отправился работать в церковь. Уже обладая начальным церковным образованием он легко устраивается алтарником в храм Архангела Михаила города Сердобск, что в Пензенской области.

    Анатолий много и усердно трудится, проявляет интерес к службам. Видя это настоятель храма архимандрит Модеста советует юноше получить более глубокое духовное образование. Судаков воспринимает совет батюшки и решает стать монахом и получить среднее церковное образование.


    Успенский собор в городе Пенза. Три года им руководил отец Варсонофий

    В 1976 году Анатолий подготавливает необходимые документы и поступает в Московскую духовную семинарию. Тут он полностью проникается атмосферой учебного заведения и принимает окончательное решение стать иноком. Здесь он проучится следующие два года и получив диплом отправится на место своего первого послушания.

    Молодого человека приняли на службу братство Трицко-Сергиевой лавры. До 30 марта 1978 года он служил простым монахом, но именно в эту дату случилось одно из важнейших событий в жизни Анатолия. Лично архимандрит Лавры Иероним постриг его в монахи. С этих пор Анатолию присвоили церковное имя Варсонафий, в честь святителя и епископа Тверского Варсонафия.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]