10.10.1937. – Расстрелян в СССР законный предстоятель Российской Православной Церкви, патриарший Местоблюститель свщм. митрополит Петр Крутицкий.
Митрополит Петр
(в мiру Петр Федорович Полянский; 28.6.1862–10.10.1937) как преемник церковной власти от Патриарха Тихона был последним законным возглавителем Церкви в СССР, не пошедшим на сделку с богоборческой властью.
Родился он в семье священника в селе Сторожевое, Коротоякского уезда Воронежской губернии. Учился Воронежской Духовной семинарии, которую окончил в 1885 г. по первому разряду. Был определен на должность псаломщика при храме села Девицы в Коротоякском уезде.
В 1887 г. Петр стал студентом Московской духовной академии, которую окончил в 1892 г. со степенью кандидата богословия. В студенческие годы отличался благодушием, скромностью, доброжелательностью, – как писал в воспоминаниях его друг тех времен, будущий советский первоиерарх Сергий (Страгородский). В 1897 г. получил степень магистра богословия.
С 1892 г. – помощник инспектора Московской духовной академии, преподавал Закон Божий в частном женском училище Сергиева Посада, был секретарем Общества спасения на водах. В 1895 г. был церковным старостой у себя на родине, в селе Сторожевом Воронежской епархии. За особое усердие в благоукрашении приходского храма Богоявления он был удостоен архипастырской признательности.
В декабре 1896 г. был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. Привел училище, по отзыву ревизора Нечаева, в блестящее состояние. Участвовал в первой всероссийской переписи населения, исполнял обязанности члена-соревнователя Попечительства о народной трезвости, почетного мирового судьи Слонимского округа. За время службы был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степеней. В этот период познакомился с епископом Тихоном (Беллавиным), будущим Патриархом.
С 1906 г. – младший помощник правителя дел Учебного Комитета при Святейшем Синоде в С.-Петербурге; впоследствии стал членом Учебного Комитета, исполняя главным образом обязанности ревизора духовных учебных заведений. За время служения в Учебном Комитете обследовал состояние духовных семинарий, епархиальных женских училищ в Курской, Новгородской, Вологодской, Костромской, Минской и в ряде других епархий, побывал в Сибири, на Урале, в Закавказье. После каждой такой поездки им собственноручно составлялся обстоятельный отчет, в котором предлагались возможные меры по улучшению состояния обследованной школы. С 1916 г. – действительный статский советник. Был награжден орденом св. Владимiра.
Итак, Петр успешно избрал себе в Церкви научно-административную деятельность без принятия духовного сана. Революция внесла в его биографию новое измерение, связанное с возложенной на него духовной ответственностью за Церковь, от чего он не мог отказаться.
В 1918 г., после закрытия большевиками Учебного комитета, Петр Федорович состоял в секретариате Поместного собора. Для этого переехал в Москву. Работал главным бухгалтером в кооперативной артели «Богатырь». Жил в доме своего брата, священника церкви Николы-на-Столпах Василия Полянского.
После декрета об отделении Церкви от государства и ее ограблении (23 января/5 февраля 1918 г.) репрессии большевиков набирали обороты, давление шло с двух сторон: прямое насилие сверху и поощрение просоветского «обновленчества» в рядах самого духовенства. Патриарх Тихон очень нуждался в верных людях и предложил Петру Федоровичу принять постриг, священство, епископство и стать его помощником в делах церковного управления в условиях репрессий. Петр предложение принял, сказав при этом своим родственникам: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, – я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор»
. В возрасте 58 лет был пострижен в монашество митрополитом Сергием (Страгородским). 8 октября 1920 г. хиротонисан (патриархом Тихоном) и другими архиереями во епископа Подольского, викария Московской епархии. Сразу после хиротонии епископ Петр был арестован и сослан в Великий Устюг. Там он жил вначале у знакомого священника, потом в сторожке при городском соборе.
Возвратившись в Москву, стал ближайшим помощником Патриарха, был возведен в сан архиепископа (1923) потом митрополита (1924) Крутицкого и включен в состав Временного Патриаршего Синода. На совещании епископов, состоявшемся в Свято-Даниловом монастыре в конце сентября 1923 г., высказывался против компромисса с обновленцами.
25 декабря 1924 (7 января 1925) г. патриарх Тихон составил завещательное распоряжение, в котором говорилось: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосв. Митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосв. Митрополиту Агафангелу. Если же и сему Митрополиту не представится возможность осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру Митрополиту Крутицкому»
.
Патриарх Тихон скончался 25 марта (7 апреля) 1925 года. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел тогда находились в ссылке, местоблюстительские обязанности по кончине Патриарха Тихона немедленно взял на себя митрополит Петр. 9 апреля он направил председателю ВЦИК Калинину следующую записку:
«Вступая в управление Православной Русской Церковью долгом почитаю, как гражданин СССР, препроводить Вам прилагаемую при сем копию акта от 7 января 1925 г., собственноручно написанного почившим первоиерархом Русской Православной Церкви Патриархом Тихоном, коим на случай его кончины Патриаршие права и обязанности переданы мне как Местоблюстителю Патриаршего места. Патриарший Местоблюститель Петр, митрополит Крутицкий».
В день погребения Патриарха Тихона состоялось совещание собравшихся на его отпевание 58 архипастырей, утвердившее полномочия митрополита Крутицкого Петра. Он как патриарший Местоблюститель первым делом наладил помощь повсеместную заключенным и сосланным. Получая после службы пожертвованные деньги, обычно сразу отдавал их для пересылки в тюрьмы, лагеря и места ссылки.
Большевицкая власть всеми мерами административнаго воздействия старалась склонить православных епископов на соединение с просоветским обновленчеством: упорствующие арестовывались и высылались, колеблющимся сулили всякия блага при условии перехода их в обновленчество. Митрополит Петр решительно выступил против любых компромиссов с обновленцами. Он обратился к архипастырям, пастырям и всем чадам церкви с посланием, в котором говорилось:
«Должно твердо помнить, что по каноническим правилам Вселенской Церкви все… самочинно устраиваемые собрания, как и бывшее в 1923 году живоцерковное собрание, незаконны. Поэтому на них присутствовать православным христианам, а тем более выбирать от себя представителей на предстоящие собрания канонические правила воспрещают»
.
Это послание митрополита Петра сразу же восстановило твердый дух в Церкви и обрекло на полный крах столь долго осуществлявшийся проект обновленцев. Богоборческая власть, убедившись, что в лице нового предстоятеля Православная Церковь имеет неподкупного и безстрашного вождя, стала готовить его устранение.
В газетах появились статьи о якобы контрреволюционной деятельности митрополита Петра и его связях с заграницей. Одновременно с этим, перед лицом уже очевидной угрозы ареста – ГПУ начало вести с Митрополитом Петром переговоры о «легализации» Церкви на условиях: 1) издание подготовленной ГПУ декларации о признании советской власти, 2) отстранение от служения несогласных с этим епископов, 3) осуждение заграничных епископов и 4) сотрудничество с советским правительством в лице представителя ГПУ. За это обещалось официальное оформление церковного управления и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью. Однако митрополит Петр решительно отказался от этих условий. И в дальнейшем все подобные предложения сотрудника ГПУ Тучкова митрополит резко отвергал и даже выпроваживал его из своих покоев с такими словами: «вы все лжете; ничего не дадите, а только обещаете; а теперь потрудитесь оставить комнату, у нас будет заседание». Этого большевики стерпеть не могли.
В ноябре–декабре 1925 г. были арестованы епископы, принадлежащие к числу сторонников митрополита Петра. 9 декабря был арестован и он сам. Согласно завещанию, оставленному митрополитом Петром, – въ случае его ареста в управление Церковью долженъ был вступить в качестве заместителя Местоблюстителя сперва митрополит Сергий Нижегородский, затем митрополит Михаил, экзарх Украины, и, наконец, митрополит Иосиф Петроградскиий (находившийся в Ростове).
Во время следствия митрополит Петр содержался во внутренней тюрьме на Лубянке, в 1926 г. был переведен в крепость закрытого Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, превращенного в тюрьму. На допросе 18 декабря 1925 г. он заявил, что Церковь не может одобрить революцию: «Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может. Лишь война еще может быть благословлена Церковью, поскольку в ней защищается отечество от иноплеменников и православная вера»
.
Сразу же после ареста митрополита Петра подобранная ГПУ группа из девяти лояльных властям архиереев (во главе с архиепископом Григорием Екатеринбургским и епископом Борисом Можайским) попыталась захватить власть в Церкви. Они объявили, что деятельность митрополита Петра была контрреволюционна и что они организуют из себя «Временный Высший Церковный Совет» для управления Церковью.
Находясь в одиночном заключении и будучи совершенно оторванным от мiра митрополит Петр не имел информации о действительном положении церковных дел. Воспользовавшись этим, архиепископ Григорий и другие, получив 1 ноября 1926 г. свидание с митрополитом Петром – передают ему доклад о положении Церкви, в котором сообщают, что митрополит Сергий не может управлять Церковью, что митрополиты Михаил и Иосиф отказались, а церковныя дела требуют новаго распоряжения от Митрополита Петра, дабы избегнуть полной анархии.
Митрополит Петр, не подозревая предательства, положил на этом докладе резолюцию «О сдаче управления Церковью коллегии из архиепископа Николая Владимiрского, Дмитрия Томского и Григория Екатеринбургского». В это время архиепископ Николай сидел в тюрьме, а архиепископ Дмитрий былъ в Томске и в Москву приехать не мог. Архиепископ Григорий, зная все это, умолчал, чтобы самому стать хозяином положения. Однако резолюцию свою митрополит Петр обусловил невозможностью для митрополита Сергия управлять Церковью. И это дало Сергию и всей Церкви право отвергнуть предательство архиепископа Григория.
Одновременно ГПУ предприняло еще множество интриг, угроз, дезинформировало митрополита Агафангела и других архиереев, пытаясь расшатать церковное руководство и добиться выпуска декларации о лояльности. Митрополит Петр из Суздаля был переведен в Москву в тюрьму ГПУ, где Тучков предложилъ ему отказаться от Местоблюстительства. Петр решительно не согласился на это и тогда же через сокамерников передал на волю, что «никогда и ни при какихъ обстоятельствах не оставит своего служения и будет до самой смерти верен Православной Церкви».
5 ноября 1926 г. он был приговорен к 3 годам ссылки. В декабре этапирован через пересыльные тюрьмы в Тобольск, в феврале 1927 г. доставлен в село Абалак, где содержался в контролируемом обновленцами Абалакском монастыре. В начале апреля вновь арестован и доставлен в Тобольскую тюрьму. Затем был выслан за Полярный круг, на берег Обской губы в поселок Хэ, где был лишен медицинской помощи. Петр с трудом переносил северный климат, особенно полярную ночь. В ответ на его просьбы о врачебной помощи 11 мая 1928 г. постановлением Особого совещания ОГПУ срок ссылки был продлен на два года.
За это время, 12 декабря 1926 г., был арестован заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). После его ареста обязанности Заместителя кратковременно исполняли митрополит Иосиф (Петровых), а после вскоре последовавшего ареста митрополита Иосифа – архиепископ Серафим (Самойлович). Но чекистам в заключении удалось сломить Сергия, который был выпущен и 16/29 июля 1927 г. выпустил Декларацию о лояльности богоборческой власти, потребовав от духовенства соответствующих подписок. Митрополит Петр отказался принять эту Декларацию и затем в декабре 1929 г. смог направить Сергию письмо, в котором, в частности, писал: «Мне сообщают о тяжелых обстоятельствах, складывающихся для Церкви в связи с переходом границ доверенной Вам церковной власти. Очень скорблю, что Вы не потрудились посвятить меня в свои планы по управлению Церковью»
.
В конце срока ссылки 17 августа 1930 г. митрополит Петр был вновь арестован. Содержался в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга. Он вновь отказался от снятия с себя звания патриаршего Местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение. В ноябре 1930 г. против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в том, что, находясь в ссылке, он «вел среди окружающего населения пораженческую агитацию, говоря о близкой войне и падении сов. власти и необходимости борьбы с последней, а также пытался использовать Церковь для постановки борьбы с сов. властью».
Заключенному и очень ослабевшему здоровьем законному первоиерарху ГПУ всячески стремилось ухудшить условия содержания, надеясь на его «естественную» смерть. Ему были запрещены прогулки в общем дворе – они были заменены на краткий выход в маленький сырой дворик, где воздух был наполнен испарениями отхожих мест. Мучительные боли наступали после каждого приема пищи. Ночами мучали приступы астмы. От духоты тюремной камеры часто случались обмороки, во время которых узник часами лежал на холодном тюремном полу. Его парализовало: отнялись правая рука и нога. Рука впоследствии поправилась, а нога так и не выздоровела, что вызывало затруднения при ходьбе. Несмотря на это, предстоятель Церкви продолжал отказываться от сложения своих полномочий.
Митрополит Петр писал: «В сущности Местоблюстительство лично для меня не представляет интерес, наоборот, оно все время держит меня в оковах гнета… Но я должен считаться с тем обстоятельством, что решение данного вопроса не зависит от моей инициативы и не может быть актом моей единоличной воли. Своим званием я неразрывно связан с духовными интересами и волей всей Поместной Церкви. Таким образом, вопрос о распоряжении Местоблюстительством, как не являющийся личным вопросом, не подлежит и личному усмотрению, в противном случае я оказался бы изменником Святой Церкви»
.
23 июля 1931 г. Особым совещанием ОГПУ митрополит Петр был приговорен к 5 годам лишения свободы в концлагере, однако был оставлен в тюрьме во внутреннем изоляторе. Никаких ответов на запросы о его местопребывании не выдавалось. Верующие при этом пребывали в уверенности, что он продолжает жить в заполярной ссылке. Петр был в качестве секретного узника (вместо имени он фигурировал под № 114) переведен в Верхнеуральскую тюрьму. Надзирателям было запрещено выводить его в такие места, где бы он мог встретить других узников. Срок его заключения заканчивался 23 июля 1936 г., но за две недели до этого Особым совещанием при НКВД СССР было решено продлить заключение Митрополита Петра еще на 3 года. Было очевидно, что жить митрополиту Петру оставалось недолго.
В конце 1936 г. в Москве распространились ложные сведения о смерти патриаршего Местоблюстителя, вследствие чего 27 декабря 1936 г. митрополит Сергий (Страгородский) принял на себя титул патриаршего Местоблюстителя. По митрополиту Петру была отслужена панихида.
В это время репрессии против Церкви ужесточились и перешли даже на лояльное сергианское духовенство: оно выполнило свою роль, выдав своих нелояльных собратий на уничтожение, и больше было власти не нужно. Шла так называемая «безбожная пятилетка» с целью полного уничтожения Церкви. В июле 1937 г. Сталин распорядился о расстреле всех находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим против митрополита Петра было возбуждено новое уголовное дело по следующему обвинению: «Отбывая заключение в Верхнеуральской тюрьме, проявляет себя непримиримым врагом Советского государства, клевещет на существующий государственный строй … обвиняя в «гонении на Церковь», «ее деятелей». Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование НКВД отказаться от сана Местоблюстителя Патриаршего престола».
2 октября 1937 г. тройкой НКВД по Челябинской области патриарший Местоблюститель был приговорен к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня он был расстрелян – по разным версиям в тюрьме НКВД в Магнитогорске или на станции Куйбас. Место погребения остается неизвестным.
Русская Православная Церковь за границей отказалась признать митрополита Сергия (Страгородского) законным предстоятелем Церкви при еще живом Местоблюстителе Петре. После выпуска Сергием Декларации от 29.07.1927 с требованием подписок о лояльности, РПЦЗ перешла на автономное существование на основании патриаршего указа № 362 от 7/20 ноября 1920 г. Все последующие годы в РПЦЗ поминали заключенного митрополита Петра как законного первоиерарха вплоть до его кончины, даже точно не зная о его судьбе. (Лишь в годы т.н. «перестройки» стала известна точная дата его смерти.)
В 1981 г. митрополит Петр был причислен Русской Зарубежной Церковью к лику святых в целом сонме Новомучеников и исповедников Российских. В Московской Патриархии его прославление произошло в 2000 г. с составлением отдельного патриархийного жития, в котором подчеркивается законность передачи им полномочий митрополиту Сергию. Митрополита Иосифа (Петровых) и многих катакомбников, не признавших митрополита Сергия, в МП до сих пор отказываются прославить и считают «раскольниками».
Постоянный адрес страницы:
Оставить свой комментарий
« Предыдущая запись
Житие митрополита Петра Крутицкого
Многие православные священники пострадали от большевистского террора в послереволюционные годы. Именно в это время Петр Полянский, имеющий духовное образование, но не принявший монашество, круто меняет жизнь, становится священником, епископом, затем митрополитом и местоблюстителем.
Полянский многие годы занимался церковно-учебной работой, был человеком веселым, дружелюбным, обаятельным, немало сделал для духовного образования молодежи. Принятие священства в двадцатые годы не сулило ни богатства, ни счастливой жизни. Полянский знал, что обрекает себя на трудности, репрессии, но оставить церковь не мог. Свою судьбу святой выбрал осознанно, понимая, что разделит участь тысяч других православных священников.
Происхождение
Петр родился в 1862 году в Воронежской губернии. Отец служил священником в приходе села Сторожевое, детей воспитывал в православных традициях. Брат Петра Полянского был клириком Московского храма.
Образование получил духовное – окончил Воронежскую семинарию, затем поступил в Московскую духовную академию. Такой путь выбирали многие дети священников. Петр был жизнелюбивым, склонным к шалостям и проказам, легко заводил друзей и приятелей. Особой усидчивостью и серьезностью не отличался.
Московскую академию окончил в 1892 году. По решению ученого совета стал кандидатом богословия и был оставлен работать помощником инспектора.
Жизнь до принятия сана
Петр Полянский совмещал духовную и светскую службу, легко сходился с людьми. Знакомые считали его доброжелательным и уступчивым, готовым прийти на помощь. На всех участках работы Полянский заводил друзей, при этом блестяще справлялся с любыми обязанностями.
Вехи трудовой биографии Петра:
- Учил девушек закону Божьему в женском училище.
- Стал церковным старостой в родном селе в 1895 году.
- Работал преподавателем греческого языка в духовном училище Звенигорода.
- В 1896 году стал смотрителем духовного училища в селе Жировичи. По оценке инспекторов, Петр блестяще наладил работу в училище.
- Участвовал в переписи населения, за что получил благодарность царя.
- В 1897 году защитил магистерскую диссертацию.
- В 1899 году получил орден Святого Станислава.
С 1906 года Петр начал службу в столице в Учебном комитете Священного Синода. Он инспектировал духовные учебные заведения по всей России, прославился отсутствием тяги к стяжательству, богатств на хлебной должности не накопил.
Получил чин статского советника в 1916 году, что соответствовало генеральским званиям в армии. После революции Учебный комитет упразднили, Петр перебрался в Москву, стал работать в секретариате Поместного собора.
О работе с Полянским коллеги вспоминали с теплотой и благодарностью. Петр был крупным мужчиной, по внешнему виду – типичный русский человек, любящий пошутить, вкусно поесть, похож на купца в изображении русских классиков.
Святой всю жизнь прожил в одиночестве, тяги к семейной жизни не испытывал. Знакомые Полянского уверены – если бы он выбрал церковную карьеру, принял постриг в молодости, быстро бы поднялся до сана епископа. Петру удавалась любая работа, везде он трудился с огоньком, добивался значительных успехов.
Становление главой церкви
После переезда в Москву святой вновь стал общаться с Патриархом Тихоном, знакомым ему по совместной работе. В 1920 году Владыка просит Петра стать монахом, священником и помогать ему в управлении делами церкви.
Святой знает, что, приняв сан, обрекает себя на преследования властей, скорую гибель, но отказаться от помощи церкви не может. Петр принимает решение, понимая, что это воля Божья, противиться ей он не в силах.
Святой принял постриг в 1920 году, затем его рукоположили в сан епископа Подольского. После этого последовала трехлетняя ссылка. Вернувшись в Москву, епископ занимается делами церкви, становится ближайшим сподвижником Патриарха.
Власть продолжает активную борьбу с религией, ряды церковных иерархов редеют. Епископов, митрополитов арестовывают одного за другим, отправляют в лагеря по надуманным обвинениям.
В январе 1924 года Петр становится митрополитом Крутицким, управляет делами Московской епархии. В это время Патриарх уже тяжко болен, Петр часто навещает его в больнице, советуется по всем церковным делам.
В завещательном документе Святейший Патриарх указывает имена 3-х возможных кандидатов на Патриарший престол. Имя Петра стоит третьим, но именно он становится местоблюстителем после кончины Тихона, так как два других митрополита оказываются в ссылке.
Деятельность на должности
В 1925 году Архиерейский Собор утвердил Петра в должности местоблюстителя. Святой оказался во главе церкви в страшное для страны и мирян время. Приходы оставались без священников, храмы закрывали и жгли.
Святой не шел на сделку с властью, начал решительную борьбу с обновленчеством. Главной задачей церкви считал поддержку всех пострадавших от репрессий. Митрополит передавал деньги заключенным, пытался облегчить жизнь сосланных священников, сохранить церкви для прихожан.
Дипломатичность оказалась несвойственна прежде сговорчивому Петру. Митрополит осудил обновленчество, признал действия его сторонников незаконными, идущими против церковных устоев. Сторонники сотрудничества с большевиками оказались в изоляции – паства перестала ходить в церкви, где обновленцы вели службы, клир отказался от общения с ними.
Посулам ОГПУ поддержать более лояльную к власти церковь митрополит Петр не верил, призывал священников не сотрудничать с большевиками, отказаться от уступок. В ответ на решительные шаги местоблюстителя советская власть предприняла обычные действия – запустила клеветнические статьи в газетах о контрреволюционной деятельности митрополита и предательстве трудового народа.
Во время недолгого нахождения на должности местоблюстителя Петр проводил богослужения в церквах и монастырях Московской епархии, встречался с мирянами.
Большевики считали главной задачей дискредитировать церковь в глазах граждан. Они всячески поддерживали раскол, искали сторонников среди высших церковных иерархов. Возглавлял антицерковную деятельность правительства Тучков.
Аресты
В декабре 1925 года митрополит Петр был арестован. Повод был формальный – местоблюстителя обвинили в отказе лишить сана митрополита Киевского. Фактически власть вступила в новую фазу борьбы с православием, лишая церковь предстоятеля.
Святого держали в Лубянской тюрьме, склоняли к сотрудничеству с властью. Но митрополит отказался признать законность и благо революции, указывая, что церковь не может благословить гражданскую войну.
Тучков сам неоднократно допрашивал митрополита, пытался добиться одобрения смены руководства церкви, устранения неудобных для власти иерархов. В тюрьме здоровый и жизнелюбивый Петр быстро постарел, превратился в немощного и слабого человека. Но запугать и переубедить митрополита не удалось.
В ноябре 1926 года святого приговорили к ссылке в Тобольск и отправили по этапу. Затем опять заключили в тюрьму, после бесчисленных допросов ссылку продлили и выслали на крайний север.
Все время митрополит был лишен общения, находился в тесной камере. Петр предпочел бы пребывание в лагере, где было труднее физически, но можно поговорить с людьми. Власть добивалась от митрополита добровольного сложения с себя сана местоблюстителя, за это обещала вернуть свободу.
Справка: ссылаясь на волю Патриарха Тихона, Устав церкви и личную ответственность, святой отказался облегчить свою участь, не отказался от сана и остался в заключении.
Расстрел
В 1936 году митрополиту сообщили о решении особой комиссии продлить срок заключения, святой отец понял, что на свободу он не выйдет. Петра перевели в Верхнеуральскую тюрьму, где он значился под номером.
В Московскую епархию сообщили о смерти митрополита Крутицкого, во главе церкви встал новый местоблюститель, по святому отслужили панихиду.
В 1937 году Сталин решил освободить тюрьмы и лагеря от священников, дав срок 4 месяца. Против митрополита Петра быстро сфабриковали новое обвинение – ведет подрывную работу среди заключенных, высказывает клеветнические измышления против власти, НКВД, обвиняет большевиков в преследовании церкви.
Тройка НКВД приговорила митрополита к расстрелу. 2 октября 1937 года приговор привели в исполнение. Место смерти и погребения святого точно не известны.
Образование[править]
В 1885 по первому разряду окончил Воронежскую духовную семинарию. В 1892 окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, полученной за работу «Объяснение первого послания св. Апостола Павла к Тимофею». В студенческие годы он, по воспоминаниям его сокурсника митрополита Евлогия, отличался благодушием, покладистостью, доброжелательностью. Со времён учёбы в академии был дружен с будущим Патриархом Сергием (Страгородским). Магистр богословия (1897, тема диссертации: «Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования»).
Почитание в православии
Митрополит Петр возглавил церковь в тяжелые для православия годы, когда государство встало на путь искоренения религии. Все силы святой отдавал на преодоление раскола, пытался отстоять целостность православия, защищал священников и мирян.
Священномученика славят за стойкость веры, бесстрашие перед лицом мучителей, готовность бороться до конца за идеалы православия. Святой совершил подвиг – стал священником, предчувствуя свою гибель и зная, какой тяжелый путь ему предстоит пройти.
Патриарший местоблюститель[править]
В 1924 Патриарх Тихон составил завещание, в котором говорилось: «В случае нашей кончины, наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, представляем временно Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу. Если же и сему Митрополиту не представится возможность осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру, Митрополиту Крутицкому».
В день погребения Святителя Тихона, 12 апреля 1925 состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей; ознакомившись с текстом Завещания, епископы постановили подчиниться воле почившего Первосвятителя. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, обязанности Патриаршего местоблюстителя возложены были на митрополита Крутицкого Петра.
В качестве местоблюстителя помогал многим заключенным и сосланным. Получая после службы пожертвованные деньги, обычно сразу отдавал их для пересылки в тюрьмы, лагеря и места ссылки. Он дал благословение приходским причтам жертвовать в пользу заключенных священнослужителей. Часто совершал Божественную литургию в московских приходских и монастырских церквах, в том числе в Свято-Даниловом монастыре.
Решительно выступил против любых договорённостей с обновленцами, которые в 1925 провели свой собор, на который пригласили представителей православной церкви. Обратился к архипастырям, пастырям и всем чадам церкви с посланием, в котором говорилось: «Должно твердо помнить, что по каноническим правилам Вселенской Церкви все …. самочинно устраиваемые собрания, как и бывшее в 1923 году живоцерковное собрание, незаконны. Поэтому на них присутствовать православным христианам, а тем более выбирать от себя представителей на предстоящие собрания канонические правила воспрещают». В результате абсолютное большинство клириков и паствы митрополита Петра отказались от компромисса с обновленцами. Представители обновленчества обвиняли его в сношениях с церковной и политической эмиграцией (в том числе в признании, совместно с Патриархом Тихоном, великого князя Кирилла Владимировича «прямым и законным наследником престола»), в контрреволюционных настроениях и антиправительственной деятельности.
Отказался пойти на условия карательных органов (ГПУ), на которых те обещали нормализовать юридическое положение Церкви. Условия включали в себя издание декларации, призывающей верующих к лояльности относительно советской власти, устранение неугодных власти архиереев, осуждение заграничных епископов и контакт в деятельности с правительством в лице представителя ГПУ.
В ноябре — декабре 1925 были арестованы епископы, принадлежащие к числу сторонников митрополита Петра. В начале декабря, зная о предстоящем аресте, писал:
Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый. Не боюсь труда — его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого — неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие личности. Опасаюсь одного: ошибок, опущений и невольных несправедливостей, — вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем — пастырском — особенно.
9 декабря 1925 по постановлению Комиссии по проведению Декрета об отделении Церкви от государства при ЦК ВКП(б) был арестован. По распоряжению Местоблюстителя исполнение его обязанностей перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) в ранге Заместителя местоблюстителя. Позднее, не имея достоверной информации о происходивших событиях и будучи вводим в заблуждение чекистами, стремившимися к расколу Патриаршей церкви, делал противоречивые распоряжения о церковном управлении. При этом отказался поддержать инспирированную властями инициативу нескольких епископов о коллегиальном управлении церковью (так называемое «григорианство», григорьевский раскол — по имени его лидера, архиепископа Григория (Яцковского)), запретил в священнослужении его активных деятелей.
Православные тексты
Священномученика Петра церковь славит 27 сентября во всех православных храмах.
Тропарь
Божиим промыслом к святительскому служению святым Патриархом Тихоном призванный, для стада Христова ты стал неусыпным стражем и бесстрашным защитником, священномученик Петр. Жестокие заключения и далекие ссылки, страдания и смерть от богоборцев ты претерпел. Венец мученический получив, на Небесах сейчас радуешься. Моли милостивого Бога, да сохранит Церковь нашу от беспорядков, единомыслие и мир людям Своим дарует и спасет души наши.
Кондак
Дух мирный и кроткий стяжав, твердую надежду на милосердие Божие имея, ты стал верным блюстителем Церкви Российской и исповедником Христовым, священномученик Петр, постоянный о нас перед Богом представитель и молитвенник о душах наших.
Кондак святителям Московским
Во святителех благочестно пожисте, и люди к богоразумию настависте, и добре Богу угодисте; сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся, яко ученицы Божия благодати.
Вы благочестиво прожили как святители и людей к познанию Бога направляли и хорошо послужили Богу, поэтому от Него прославились нетлением и чудотворением, наученные Божией благодатью
Принятие сана и архипастырская деятельность[править]
Работал главным бухгалтером в кооперативной артели «Богатырь». Жил в Москве, в доме своего брата, священника церкви Николы-на-Столпах Василия Полянского.
Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и епископство и стать ему помощником в делах церковного управления в условиях репрессий большевиков против церкви. Предложение принял, сказав при этом своим родственникам: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, — я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Был пострижен в монашество митрополитом Сергием (Страгородским). 8 октября 1920 хиротонисан (Патриархом Тихоном) и другими архиереями во епископа Подольского, викария Московской Епархии. Сразу после хиротонии был арестован и сослан в Великий Устюг. Там он жил вначале у знакомого священника, потом в сторожке при городском соборе. В ссылке он имел возможность совершать Божественную литургию в сослужении великоустюжского духовенства.
Возвратившись в Москву, он стал ближайшим помощником Патриарха, был возведен в сан архиепископа (1923) потом митрополита (1924) Крутицкого и включен в состав Временного Патриаршего Синода. На совещании епископов, состоявшемся в Свято-Даниловом монастыре в конце сентября 1923 высказывался против компромисса с обновленцами.
Интрига вторая: спасительная оговорка
Было решено подточить Церковь с третьей стороны, действуя через второго кандидата на пост Местоблюстителя по завещанию Патриарха Тихона — митрополита Агафангела. Тот томился в тюрьме. Сделка предлагалась такая: Агафангел возвращается в Ярославль, его епархия регистрируется властями, он вступает в обязанности Местоблюстителя — тут следователь снова врал, представляя Церковь обезглавленной и бесправной из-за раскола. И митрополит Агафангел согласился. В Москву полетело его послание о вступлении в должность…
А в то же самое время митрополита Петра ГПУ настойчиво уговаривало отказаться от Местоблюстительства, обещая освобождение от уз и лечение на Кавказе или в Крыму. Введенный в заблуждение дезинформацией и лишенный всякого честолюбия, митрополит Петр передает власть Агафангелу.
Церковь тогда спасла одна маленькая оговорка: «В случае отказа митрополита Агафангела от восприятия власти или невозможности ее осуществления права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя возвращаются снова ко мне, а заместительство — митрополиту Сергию».
Агафангел отказался от места…
«Полярная» ссылка
65-летний митрополит Крутицкий и Коломенский был сослан в глухое северное село: жил на территории бывшего Абалакского монастыря, сам топил печь, готовил себе, убирал дом… Но передышка длилась недолго — всего около 2 месяцев.
В апреле 1927 году Местоблюстителя перевели в Тобольскую тюрьму, оттуда — за Полярный круг, в поселок Хэ на берегу Обской губы (территория нынешнего Ямало-Ненецкого округа)… Там он был обречен на медленную и мучительную смерть: старого, больного архиерея оставили без всякой медицинской помощи в местности, где 8 месяцев в году — суровая, ветреная зима. Кроме того, срок ссылки был продлен еще на 2 года… Владыка писал заявления с просьбой смягчить условия ссылки — но бесполезно.
«О себе лично скажу, — писал Петр в ссылке, — что я прошел все виды страданий, какие можно себе представить. Казалось, что у меня одно время года — время скорби, но Господь, видимо, не оставляет меня. Он поддерживает мои силы, ослабляемые тяжелыми условиями изгнания, и вносит в душу успокоение, которое если и отравляется, то только болью о Церкви…»
Но даже в далекой ссылке он был примером и настоящим главой Церкви: местные священники оказались обновленцами, и митрополит не ходил в их храмы, а, глядя на него, их перестали посещать и другие верующие.
Больной, живущий на краю земли, он продолжал влиять на церковную жизнь! Местоблюститель был лишен возможности переписки со своим заместителем в Москве, но сам писать письма мог. С горечью писал своему заместителю, после ареста и заключения издавшему Декларацию, в которой подчеркивалась лояльности Советской власти; сокрушался о нестроениях и спорах среди паствы и священства. Однако твердо не велел митрополиту Сергию складывать с себя полномочия…
Из письма митрополиту Сергию (Страгородскому):
«Я постоянно думаю о том, чтобы Вы являлись прибежищем для всех истинно верующих людей. Признаюсь, что из всех огорчительных известий, какие мне приходилось получать, самыми огорчительными были сообщения о том, что множество верующих остаются за стенами храмов, в которых возносится Ваше имя. Исполнен я душевной боли и о возникающих раздорах вокруг Вашего управления и других печальных явлениях. Может быть, эти сообщения пристрастны, может быть, я достаточно не знаком с характером и стремлением лиц, пишущих мне. Но известия о духовном смятении идут из разных мест, и главным образом, от клириков и мирян, оказывающих на меня сильное давление. Я, конечно, далек от мысли, что Вы решитесь вообще отказаться от исполнения возложенного на Вас послушания — это послужило бы не для блага Церкви».
Литература
- Владислав Цыпин
. Гл. III. Русская Церковь во главе с Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром / История Русской Церкви (1917—1997). — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. — 831 с. — ISBN 5-7302-0815-4. - Кострюков А. А.
Русская зарубежная церковь и патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) в 1925—1926 гг. // Клио. — 2011. — № 2(53). — С. 84-87. - Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий / ред. протоиерей Владимир Воробьёв. — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. — 992 с. — (Мат-лы по новейшей истории Русской православной церкви) — ISBN 987-5-7429-0734-3.
- иерей Александр Мазырин.
«Веруй и умей нести свой крест: жизнь и подвиг священномученика Петра (Полянского)» // ЖМП. — № 5. — май 2014 / 23 мая 2013
Примечания
- де-факто до декабря 1925 года
- ↑ 1234567891011121314151617
Священномученик Пётр, Митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола // Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия, Жизнеописания и материалы к ним. Кн.2. Тверь, 1996, стр.341-369: Примечания (80-92); стр. 470—511. - ↑ 12
Вопрос об отношении священномученика митрополита Петра (Полянского) к Костромской духовной школе — тема научной статьи по религии и атеизму читайте бесплатно текст научно-иссл… - ↑ 12
Священномученик Пётр (Полянский) (1862—1937)
(неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 10 января 2021. Архивировано 23 сентября 2014 года. - ↑ 123456789
Сергей Гриняк Камень веры // журнал «Ступени» № 3 (27) 2007 - Выпускники Московской духовной академии 1818—1916, 1918—1919 гг. XLVII курс (1888—1892 гг.)
- ↑ 123Коскелло А. С.
Священномученик Пётр (Полянский): недипломатичный архиерей. Православие и мир, 10.10.2012. - Религиозные праздники 10 октября. РИА Новости, 9.10.2015.
- Обновленчество: Анатолий Левитин, Вадим Шавров.
- ↑ 12Свящ. Александр Мазырин.
Вопрос о Патриаршем Синоде в «межсинодский» период 1925—1927 гг. // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. — 2010. — Вып. II:2 (35). — С. 61—78. - https://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.html Архивная копия от 5 марта 2021 на Wayback Machine 26. Епископ Петр Подольский — архиепископ и член ВЦУ при Патриархе — 1.10.
- Архивированная копия (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 25 августа 2021 года. - Цит. по: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сб. в 2 ч. / Сост. М. Е. Губонин. — М., 1994. — С. 413 (текст приведён как часть послания местоблюстителя митрополита Петра от 12 апреля 1925 года; здесь приводится по факсимиле подлинника с сохранением точной редакции и пунктуации машинописного текста: Там же, С. 414).
- Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922—1925 гг. / Подгот. изд. Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова. — Кн. 2. — Новосибирск-М., 1998. — С. 454.
- Цит. по: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943. Сб. в 2 ч. / Сост. М. Е. Губонин. — М., 1994. — С. 413 (приводится по факсимиле подлинника с сохранением точной редакции машинописного текста: Там же, стр. 415).
- Кришталь С. Н.
От покаяния к воскресению России! // Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): Материалы международной научно-практической конференции. г. Тюмень, 30 октября — 1 ноября 2009 года / Под ред. И. С. Карабулатовой. — Тюмень: Тип. «Печатник», 2009. - ↑ 123Мазырин Александр, священник.
Уральский узник Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и его московский заместитель митрополит Сергий (Страгородский): две судьбы и два взгляда на отношения Церкви и власти в период гонений // Церковь. Богословие. История: Материалы III Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 6–7 февраля 2015 г.). — Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2015. — С. 342–361. Архивировано 27 апреля 2016 года. - Дионисий (Шишигин), архимандрит
. «Былое пролетает…» Патриарх Пимен и его время. - Архиерейское подворье во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого (неопр.)
.
Екатеринбургская епархия
. Информационное агентство Екатеринбургской епархии. Дата обращения: 14 октября 2021. - Храм Петра, митрополита Крутицкого; село Сторожевое 1-е. Сеть православных сайтов Приход.ру
- Петровские образовательные чтения. Магнитогорская епархия.
Интрига третья: Синод во главе с раскольником
ГПУ-шники, скрежетавшие зубами после второй неудачи, распорядились поместить митрополита Петра в одиночную камеру в Суздальский политизолятор — так он оказался в полнейшей изоляции от внешнего мира.
Тучков, начальник 6-го (антирелигиозного) секретного отдела ОГПУ, не сдавался. Он снова начал переговоры с митрополитом Петром. На этот раз предлагая учредить Синод, но с условием: в Синоде обязательно должен состоять лидер раскольников — архиепископ Григорий, а Сергий (Страгородский) будет лишен прав заместительства и удален в Красноярск. Петр решительно отказался!
Несговорчивого Местоблюстителя сослали на 3 года в село Абалак.
Тут он, освободившийся из информационной изоляции, узнал настоящее положение дел. И передал на волю свое обращение к пастве. И снова в пересыльную тюрьму к владыке приходил глава раскольников, но ничего не смог добиться от Петра…