ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ


Собор святителя Петра

Престольные праздники: 3 января – святителя Петра, митрополита Киевского, первого Московского чудотворца (1326).

6 сентября – перенесение мощей святителя Петра (1479).

Археологи склонны полагать, что ныне стоящий храм был построен в 1514–1517 гг. на месте деревянного храма, пришедшего в ветхое состояние. Считается, что первый храм на этом месте был посвящен апостолам Петру и Павлу и что именно митрополит Петр был его основателем в 1315 году. Наименование храма связано с небесным покровителем первого московского святителя. И даже после канонизации митрополита Петра и освящения храма в его честь обитель еще долго именуют Петропавловской. В начале XVI века великий князь всея Руси Иоанн III принимает решение о перестройке храма в камне, но вскоре умирает. Дело возведения храма продолжает его преемник великий князь Василий III.

Возглавил строительство итальянский зодчий Алоизо Ламберти да Монтанья, на Руси больше известный как Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле и еще 10 храмов в разных частях Москвы. Перед ним, как перед исполнителем великокняжеских заказов, стояла особая задача – создать образ храма-монумента, величественного и целостного. Эта постройка, как и большинство московских построек XVI века, должна была стать своего рода символом возвышения Москвы. А сам процесс осмысления был связан непосредственно с первосвятителем Петром и, конечно, не случайно в строительстве храма Алевиз обращается к новой для Москвы архитектурной форме.

Вотчина императора Петра I

Будучи первой каменной постройкой монастыря, собор митрополита Петра становится отправной точкой для строительства последующих веков и центром всего ансамбля.

Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, один из очень немногих примеров каменного церковного строительства Петра I в Москве. Впоследствии император создаст свой новый город, где будет уже новая архитектура, величественная и праздничная, с роскошными дворцами и грандиозными соборами, но пока он в Москве, его взор обращен именно на Высоко-Петровский монастырь, теснейшим образом связанный с историей его семьи по материнской линии. В разговоре о соборе митрополита Петра важно отметить, что кардинальные перемены в архитектурном облике царских заказов не сильно коснулись главного собора монастыря, хотя сделали его облик более парадным и нарядным. К 1690 году происходит перестройка собора: были растесаны щелевидные окна и порталы, изменен декор (известно, что по приказу Петра I фасад был богато декорирован росписями, фрагменты которой сохранились по сей день). В целом, измененный облик собора очень сблизил его с постройками конца XVII века, что впоследствии стало вводить в заблуждение многих исследователей, так как в таком виде собор просуществовал вплоть до реставрации 1980-х годов. Л.А. Беляев, археолог, научный сотрудник Института Археологии РАН, работавший на раскопках и на реставрации собора в 1980-х, отмечает парадоксальный факт: в XIX веке никто не сомневался в древности собора, а в XX веке эти знания были утрачены и возникли ошибочные датировки.

В итоге, единственным путем обретения утраченного знания стало натурное исследование, а именно археологические раскопки. Здесь стоит отметить особый вклад в исследования этого памятника Б.П. Дедушенко, возглавлявшего археологические раскопки и реставрационные работы в Высоко-Петровском монастыре в 1980-х годах. Именно ему удалось установить, что собор митрополита Петра действительно был построен в начале XVI века.

Тогда же, в 1986 году, храму был возращен его первоначальный облик, а Москве возращен один из уникальных примеров зодчества XVI века, явивший уникальный синтез итальянской и русской традиции.

Роза о восьми лепестках

Надо сказать, что период творчества итальянских архитекторов в Москве – это особо важный этап формирования новых для Руси архитектурных форм, которые впоследствии стали базой для возникновения новых стилей в русской архитектуре. Церковь Петра митрополита – один из ярчайших примеров уникальных по своей форме итальянских построек в Москве, не уступающих, пожалуй, даже Архангельскому собору Кремля, послужившему источником так называемых «итальянизмов» в русской архитектуре. Вопросами бытования «итальянизмов» в русском зодчестве занимался Л.А. Баталов, но он касался в основном главной постройки Алевиза – Архангельского собора, касательно собора митрополита Петра этот вопрос остается пока малоисследованным.

При создании главного собора монастыря итальянский мастер прибегает к очень редкому типу центрического храма квадрифолия («четырехлистника»). К тому же при постройке собора Алевиз Новый усложняет рисунок «квадрифолия», в итоге в плане собор образует восьмилепестковую розу – октаконх.

Здесь уместно привести еще один крайне важный для современного изучения этого памятника факт: благодаря новейшим археологическим исследованиям храма великомученицы Варвары на улице Варварка в Москве было установлено, что изначальное строительство Варваринского храма возглавлял также Алевиз Новый. За основу плана алевизовской постройки, как и в соборе митрополита Петра, был взят квадрифолий, об этом говорит сохранившийся фундамент начала XVI века. Сейчас на этом месте одноименный храм, построенный уже в XVIII веке архитектором Родионом Казаковым в стиле классицизм.

Тот факт, что Алевиз Новый строил не один храм такого редкого типа, крайне любопытен, и тем ценнее для нас то, что собор митрополита Петра сохранился и почти не утратил свой первоначальный облик.

Отправная точка «нарышкинского барокко»

Касаясь архитектурных форм Петровского собора, также весьма важно вспомнить о том, что авторитетные историки архитектуры XX века, такие как М.А. Ильин или П.А. Раппопорт, в своих трудах относили собор к периоду «нарышкинского барокко».

«Нарышкинское барокко» – условное название стиля русской архитектуры конца XVII – начала XVIII вв. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных. В «нарышкинском барокко»

соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западно европейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках «нарышкинского барокко» начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки), а также украшения в виде раковин и волют, ярусной, пирамидальной композиции зданий. Яркий пример «нарышкинского барокко» – церковь Покрова в Филях.

Несомненно, собор Петра митрополита (ранний памятник, имеющий центрическую ярусную пирамидальную композицию) послужил образцом для целой линии развития храмов центрической композиции в московской архитектуре уже конца XVII – начала XVIII вв., которые в значительной степени определяют для нас облик своеобразнейшего «нарышкинского барокко». Стоит вспомнить, что изначально стиль барокко зародился в Италии в конце XVI века. И, возможно, совсем не случайно, что на Руси именно памятник XVI века, построенный итальянским зодчим (носителем культуры, сформировавшей стиль барокко), стал одной из отправных точек для зарождения своих опосредованно заимствованных барочных форм в русском зодчестве. К сожалению, пока малоизвестно, какие прототипы в итальянском зодчестве, доступные Алевизу Новому, архитектор мог взять за основу строительства собора. Изучение этого вопроса открыто для исследования. Так что мы не можем говорить о прямом заимствовании, но проследить связь на общем культурном подтексте не составляет труда.

Особо показательно, что основной ансамбль монастыря тяготеет именно к нарышкинскому барокко, и когда Петр I изменил облик фасада храма, расширив окна и украсив его причудливым декором, храм органично влился в более поздний стиль всего ансамбля, что позволило исследователям ошибочно относить его к более позднему периоду. Но, как мы видим, современные исследования ярко демонстрируют обратное.

Cвязь собора митрополита Петра с архитектурой XVII века обоснована тем, что формы собора стали одной из основных точек отсчета возникновения всего направления «нарышкинского барокко». Таким образом, речь идет не просто о древнем соборе в уникальной сохранности, но о важном, ключевом памятнике в истории всего русского зодчества.

6 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Петровского храма Высоко-Петровского монастыря.

Дарья Гордиенко

  • 135shares
  • 132
  • 1
  • 1
  • 1
  • Share

Щедрость бояр Нарышкиных

Расцвет монастыря связан с царским родом Нарышкиных. В конце XVII века дед Петра Великого, Кирилл Нарышкин, выдал свою дочь Наталью Кирилловну за царя Алексея Михайловича. Незадолго до рождения внука – будущего императора Петра I – Кирилл Полуэктович Нарышкин был пожалован в дворяне, а затем и в бояре.

Усадьба Нарышкиных располагалась рядом с Высоко-Петровским монастырем. Семейство, обрадованное рождением наследника, маленького Петеньки, подарило усадьбу монастырю. Так территория обители выросла в 2 раза. На средства бояр Нарышкиных построили монастырский каменный комплекс в конце XVII – начале XVIII веков. В 1735 году в обители жило 70 насельников, монастырь владел 6000 крестьян.

Некрополь

На монастырском кладбище с XV века хоронили братию и знатных жителей Москвы. Во время археологических раскопок обнаружили захоронения XVII веков с саркофагами и надгробными плитами. Извлеченные из земли, они выставлены на обозрение у южной стены церкви Сергея Радонежского в ожидании погребения.

Монастырскую территорию, врезаясь в нее клином, занимает прогулочно-игровая площадка детского сада № 878. Территориальный спор между Высоко-Петровским монастырем и дошкольным учреждением решается правительством Москвы.

Святыни монастыря

  1. Чудотворные иконы Божьей Матери: Казанская, Толгская, Неупиваемая.
  2. Чаша с предстоящими святыми.
  3. Часть мощей святителя Петра, митрополита Московского.
  4. Частицы мощей святых Петра и Павла.
  5. Частицы мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
  6. Частицы мощей священномученика Фаддея Тверского.

Частицы мощей преподобных:

  • Сергея Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Иова Почаевского;
  • Нила Столобенского;
  • Алексия и ГерманаЗосимовских;
  • Киево-Печерских преподобных святых.

Высоко-Петровский мужской монастырь, расположенный в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара, зажат московскими высотками и узкими улицами, поэтому в народе часто называют его «невидимкой» и знают о нем немногие. Тем не менее монастырь привлекает паломников со всей России и стран ближнего зарубежья как центр духовной жизни комплекс памятников культуры.

Судьба обители в XX веке

После прихода Советской власти обитель ликвидировали, место погребения Нарышкиных уничтожили, а в храме создали ремонтный завод. Здесь же располагались спортивные залы и конторы, литейные цеха и библиотеки, коммунальные квартиры.

Градостроительные планы предусматривали снос старинного монастыря для расширения автомагистрали. К счастью, этого не произошло, и в 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника.

В 1994 году старинные здания передали церкви, где начал действовать Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. 10 октября 2009 года в обители возобновилась монашеская жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]