Мiръ
Россия Нижегородская область Арзамас Воскресенский собор (Арзамас) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.38667000000000228965291171334683895111083984375,»lon»:43.81333000000000055251803132705390453338623046875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%90%D1%80%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81)\» title=\»\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0410\u0440\u0437\u0430\u043c\u0430\u0441)\»\u003E\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0410\u0440\u0437\u0430\u043c\u0430\u0441)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u0301\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0301\u0440 \u0432 \u0410\u0440\u0437\u0430\u043c\u0430\u0301\u0441\u0435»’ \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 \u0434\u043e\u043c\u0438\u043d\u0438\u0440\u0443\u044e\u0449\u0435\u0435 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0421\u043e\u0431\u043e\u0440\u043d\u043e\u0439 \u043f\u043b\u043e\u0449\u0430\u0434\u0438. \u041e\u043d \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u0432 \u0447\u0435\u0441\u0442\u044c \u043f\u043e\u0431\u0435\u0434\u044b \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u0430 \u0432 \u041e\u0442\u0435\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0439\u043d\u0435 1812 \u0433\u043e\u0434\u0430.»,»title»:»\u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0410\u0440\u0437\u0430\u043c\u0430\u0441)»,»link»:»»,»lat»:55.38667000000000228965291171334683895111083984375,»lon»:43.81333000000000055251803132705390453338623046875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
55.386671; 43.81337
Россия, Нижегородская область, Арзамас, Соборная площадь, 19
Арзамас,Нижегородская область607223
Россия
Телефоны:
(83147) 9-43-46 (канцелярия благочиния), 9-44-93 (бухгалтерия)
Воскресе́нский собо́р в Арзама́се
занимает доминирующее положение на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
История[править]
По преданию, на месте нынешнего Воскресенского собора была построена первая в Арзамасе церковь во имя во имя Архистратига Божия Михаила при основании города царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1552 году. Сто лет спустя, вместо обветшавшего храма был выстроен новый во Славу Воскресения Христова, также деревянный. В XVIII веке он был перенесен из Арзамаса в деревню Костылиху, где находится по сей день. Вместо деревянного собора в 1742 году был возведен каменный пятиглавый храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь великомученика Иоанна Воина.
После триумфа над Наполеоном арзамасцы единодушно решили построить в новый собор «в благодарность Господу Богу за победу Державы Российской… и избавление Церкви и Отчизны от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Для этого на Соборной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. Каждый житель Арзамаса считал своим долгом внести посильный вклад в общее дело. Построенный целиком на народные деньги, на протяжении почти двух веков Воскресенский собор является символом воинской славы России, доблести русского оружия и героизма защитников Отечества всех времен. Именно поэтому, как одна из реликвий, до революции в нем хранилось знамя Арзамасской дружины Государственного ополчения, переданное в храм в 1815 году ее начальником Федором Стремоуховым.
Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса М.П. Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма. Строительство продолжалось 28 лет. Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.
Главный престол в честь Воскресения Христова был освящен в 1840 году. Остальные приделы, освящались последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах.
В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Как не парадоксально, но благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.
В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, по многочисленным просьбам верующих и непрестанным ходатайствам перед представителями власти Предстоятеля Русской Православной Церкви уроженца Арзамаса Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) собор был возвращен Нижегородской епархии, и в нем возобновилась литургическая жизнь.
Время разрушений и реставраций
Вначале 20 века Арзамас можно было назвать большим монастырским ансамблем, в который входило около тридцати церквей и четыре монастыря. Революционная вакханалия вызвала тревогу у известных архитекторов и специалистов из Эрмитажа, которые «били во все колокола» для спасения уникального города, но их никто не услышал.
К началу 30-х годов во всем Арзамасе уцелело два храма Преображения Господня и Воскресенский. После революции Собор Воскресения Господня в Арзамасе хотели взорвать, но, боясь возмущения горожан, просто закрыли. В нем устраивали спортзал, содержали политзаключенных, в 1932 году основали музей.
Важно! По настойчивым просьбам патриарха Сергия, дед которого посвятил служению в Воскресенском храме 32 года, с 1944 года решался вопрос об открытии арзамасской святыни, и власти пошли ему навстречу.
В 1947 году было проведено первое после закрытия богослужение. Арзамасский Воскресенский собор реставрировали к празднованию тысячелетия Крещения Руси, но жизнь внесла свои коррективы. В городе в 1988 году случилась страшная авария, в результате взрыва двух вагонов с взрывчаткой был уничтожен городской квартал, погибли люди, а в храмовых строениях не осталось ни одного целого стекла.
Богослужение в Арзамаском кафедральном соборе
При посещении самого большого действующего православного собора времен СССР митрополитом Ленинградским и Новгородским некогда прекрасный храм был назван «жемчужиной в грязи». Церковь Воскресения господня второй раз реставрировали, в 1991 году здесь временно находились мощи преподобного Серафима Саровского.
Нуждающийся в реставрации храм неоднократно посещался патриархом московским и всея Руси Кириллом, который 13 августа 2021 года совершил Литургию в честь празднования 150-летия Патриарха Сергия.
Современное состояние[править]
Внутреннее убранство храма
Приход кафедрального собора во славу Воскресения Христова расположен в городе Арзамасе, Нижегородской области. Входит в состав благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви и является второй кафедрой правящего Нижегородского архиерея.
В настоящее время приход имеет четыре храма: кафедральный собор во славу Воскресения Христова, церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» (зимняя), церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (крестильная), приписная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в ФКУ «Арзамасская воспитательная колония» ГУ ФСИН России по Нижегородской области, в поселке Высокая гора Арзамасского района. Ключарь прихода — иерей Илия Трушкин, благочинный округа города Арзамаса.
Воскресенский кафедральный собор — главный храм Арзамасского благочиния.
Архитектура и убранство сооружения
Монументальный и величественный вид храма символизирует величие и мощь России. Его облик гармонично сочетает симметрию, строгость и простоту.
Внешний вид
Собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Крест знаменует идею неизменности, устойчивости и равновесия. Все сооружение стоит на стилобате — высоком ступенчатом основании. Ширина и длина здания равны (по 63,9 метра), высота до среднего креста — 46,86 метра. Храм обрамляют пять сферических куполов, четыре портика и высокие фронтоны, в совокупности образующие 48 ионических колонн (13 метров высота каждой). Внутренние врата здания сделаны из дуба, а наружные — отлиты из чугуна.
Расписные стены и своды
О.С. Серебряков и его сын Александр, ученики Арзамасской школы живописи имени А.В. Ступина, вместе с другими художниками-ступинцами по сырой штукатурке расписывали тушью стены и своды храма с 1834 по 1837 год. Четырнадцать огромных полотен с изображением жизни Иисуса Христа украшают собор изнутри. Все фигуры выполнены в человеческий рост. Образцы были взяты из шедевров западной живописи. Фигуры двенадцати апостолов расположены между окон в главном куполе, а чуть ниже — четырех евангелистов.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство выполнено в строгом стиле и гармонии с архитектурным обликом. Внутри создается ощущение обширности, света и легкости благодаря искусно сделанным окнам (их 24). Около каждого окна имеется откос, они не смотрят прямо внутрь. Это сделано для того, чтобы улица не мешала молитве. Основным украшениями являются монохромные фрески местных мастеров. Иконы Иисуса Христа и Богоматери обрамляют алтарные врата главного престола. Работу над иконами выполнил профессор живописи Н.М. Алексеев, украшавший Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Полы выложены из деревянных брусьев. Преобладают коричневые легкие тона, настраивающие на молитву.
Роспись фресок
На фресках можно увидеть земную жизнь Иисуса Христа, евангельские сюжеты изображают четырнадцать больших полотен. Ощущение цельности живописного и архитектурного облика располагает к молитвам. В храме только две картины написаны масляными красками: Триипостасное Божество и Распятие. Местами можно принять за лепнину искусную роспись тушью. На фронтонах сооружения расположены фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Собор всех святых» (западный), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).
Престолы и иконостас
Братья Клима и Василий Ломакины создали сохранившийся до наших дней прекрасный резной иконостас. Престолы в соборе освящались по мере строительства. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Правый придел освящен в честь Митрофана Воронежского и Александра Невского, а в честь святого мученика Иоана-война — левый. В честь Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых имеются еще два придела с одноярусными иконостасами в полукруглых нишах портиков, справа и слева соответственно.
В Арзамасе в каждом приходе было принято иметь по два храма: летний («холодный») и теплый, с печами. Воскресенский собор – холодный. В нем богослужения совершаются в период от Пасхи до Покрова. А в холодное время года работает второе здание — отапливаемый храм во имя Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного источника.
Святыни храма
Во времена, когда храм был музеем религии, в него были перенесены наиболее почитавшиеся святыни в Арзамасе. Главную святыню города — Честной Животворящий крест Господень — доставили из Ильинского храма, где сейчас располагается краеведческий музей.
Согласно летописному сказанию, крест принес купец Шаянский с Макарьевской ярмарки. Однажды он отправился на пристань после Литургии, и там внимание его привлекло одно красивое судно. Взойдя на корабль, он увидел Честной Крест Господень. Юноша немедленно стал перед ним молиться, а за это время подошел и хозяин судна. Купец, испытывая благочестивый восторг, умолял того продать ему святыню. Получив согласие, Шаянский побежал к братьям: те согласились ему помочь и дали нужную сумму.
Вернувшись на следующий день на пристань, купец не нашел никакого судна. Окрестный народ отвечал неоднозначно: одни вообще не видели корабля, другие говорили, что он отплыл еще пару дней назад. Юноша взял Крест и пешком отправился в Арзамас, неся его на себя. Он прошел более ста километров за сутки, не чувствуя никакой усталости. Дойдя домой, купец внес распятие на крыльцо, но дальше пройти не смог. Он попросил приходского священника отслужить молебен, и во время пения увидел, как от Креста исходит свет. Поняв, что не может хранить святыню дома, юноша пожертвовал ее храму.
До сих пор Крест являет чудесные знамения:
- избавление от пожаров 1889 храма, где находился святыня;
- люди неоднократно видели свет, исходящий от лика Распятого во время молебнов;
- отмечены случаи исцеления младенцев и многое другое.
Животворящий Крест Господень от Пасхи до Покрова находит в Воскресенском соборе, и переносится в зимнюю церковь в холодное время, когда собор закрыт.
Икона Николы Можайского доставлена из Никольского монастыря. На ней святитель Николай в левой руке держит город, а в правой — меч. Согласно преданию, усердно молящиеся жители города Можайска увидели святого на небе именно в таком виде. В народе сама икона получила название «Никола-прощи», от слова «прощать».
Справа от Креста расположена самая древняя святыня храма — икона Воскресения Христова XVI века. По преданию, икону в подарок оставил государь Иоанн Грозный при основании города.
Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора перечислим следующие: икона Покрова Пресвятой Богородицы, икона «Всех Скорбящих радость», образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма, древняя икона св. Иоанна Воина, икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», Казанская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского, икона святого благоверного и великого князя А. Невского, икона Божией Матери «Неопалимая купина», икона Божией Матери «Семистрельная». Также в храм было перенесено большое количество деревянных резных скульптур.
Престольные праздники[править]
Воскресение Христово (Пасха)
— Переходящая дата
Покров Пресвятой Богородицы
— 14 октября
Александр Невский, благоверный князь
— 6 декабря, 12 сентября
Собор Всех Святых
— первое воскресенье после Дня Святой Троицы
Иоанн Воин, мученик
— 12 августа
Уникальность архитектуры
Уникальная архитектура собора создана при помощи пяти с половиной миллионов кирпичей, тысячи кубических метров камня и 164 тонн железа. Ныне, видимый со всех точек Арзамаса, кафедральный собор гордится уникальностью каждого из четырех своих приходов, расположенных в виде креста:
- северного — мученика Иоанна Воина и Серафима Саровского;
- западного — Николая Угодника и Всех Святых;
- южного — святого Александра Невского и Митрофана Воронежского;
- восточного — Покровский и Иоанна Богослова.
Над величественным зданием со строгими 48 колоннами возвышаются 5 глав, украшенных прорезными оконными проемами. Храмовое здание с высоты представляет собой греческий крест, уложенный на квадрат. Соборные фронтоны украшены большими фресками, повествующими о жизни Христа и библейских героев.
Внутреннее убранство Воскресенского собора
С восточной стороны прихожан встречает картина «Воскресение Христа», а на южном фронтоне изображено «Явление Святой Троицы Аврааму». Невозможно пройти мимо, не остановившись около западной иконы «Собор Всех Святых».
Северный фронтон украшен святым образом «Покров Пресвятой Богородицы». В монументальности заложен символ величия России. Простота подчеркивает симметрию и строгость строения.
Другие храмы и монастыри Арзамаса
Город Арзамас является одним из центров русского православия. Действующих храмов Арзамаса на Соборной площади и на территории города в целом сохранилось немало, даже несмотря на годы революции. С течением времени увеличивается их количество: открываются старинные приходы, возводятся новые Божьи дома.
Сегодня в городе насчитывается десять действующих церквей и храмов, два монастыря — Спасо-Преображенский мужской и Свято-Николаевский женский. Церковь Сошествия Святого Духа была построена в 1776 году. В 1929 ее переделали под типографию, но в 1995 Епархия вернула храм себе. Сейчас здание является действующим и восстанавливается.
В 1793 построена церковь Андрея Первозванного. В ней расположен двухчастный двухаспидный алтарь. Аналогов такому чуду нет во всей Епархии. С 2004 года проводятся богослужения.
Также в Арзамасе расположены церкви Владимирской иконы Божьей Матери, Входа Господня в Иерусалим и многие другие. Над всеми ведутся восстановительные работы.
Божий храм, превращённый в музей
В 30-е годы местному руководству пришла идея использовать собор для размещения в нём экспозиций незадолго до этого созданного музея религии и атеизма, как это было сделано в Ленинграде с Исаакиевским собором. Следует признать, что это решение сыграло положительную роль в судьбе исторического памятника и уберегло его от неминуемых перестроек или полного разрушения. Привычное для старожилов города, расписание богослужений Воскресенского собора в Арзамасе сменила вывеска с графиком работы музея и перечнем ближайших атеистических лекций, но в целом облик здания остался прежним.
В те годы созданный большевиками музей стал средоточием многих православных святынь, свезённых в него из разорённых храмов не только Арзамаса, но и многих других городов и сёл России. Среди них, в частности, оказался весьма почитавшийся на протяжении веков напрестольный крест XVII века, находившийся более двух столетий в разрушенной большевиками Ильинской церкви, а также целый ряд икон, признанных уникальными памятниками древнерусской живописи.
Как проходят богослужения
Расписание богослужений немного отличается от графика, принятого в российских церквях. По будням оно начинается с молебна в 7:30 в честь святого, который отмечен в церковном календаре в этот день. В 8:00 следует Божественная литургия, в 17:00 проходит всенощное бдение (или вечерня и утреня). В праздничные и воскресные дни к расписанию добавляется Божественная литургия, начинающаяся в 6:00. Перед посещением следует уточнять расписание.
Значение собора
Самый величественный храм города — Воскресенский Собор возведен в часть победы в войне 1812 года (архитектор Коринфский). Вот уже почти на протяжении двух веков храм является символом героизма защитников Отечества, доблести русского оружия и воинской славы России. Соборная площадь названа именно по нему. Даже в те времена, когда здание было ликвидировано как молитвенное место, люди все равно приходили молиться. Русское благочестие отразилось в истории храма, как в зеркале. Хочется верить, что оно не иссякло, и прекрасный собор вновь засияет во всей своей красоте.
Оформление внутренних помещений
Благодаря обилию света, проникающего в собор через 24 вертикально прорезанных окна, внутри него создаёт ощущение обширности и пространства. В целом оформление интерьера выполнено в приглушённых коричневых тонах, что способствует концентрации внимания и создания у присутствующих молитвенного настроения.
Кроме многочисленных фресок, на которых представлены эпизоды из земной жизни Иисуса Христа, а также традиционных для любого храма икон, внутренние стены собора украшает целый ряд живописных полотен, большинство из которых являются копиями работ известных европейских мастеров прошлого, писавших на библейские сюжеты.
Примером тому может служить помещённое над главным алтарём изображение «Тайной вечери», являющееся точным воспроизведением знаменитой картины Леонардо да Винчи. Между окнами, прорезанными в главном куполе, помещены изображения 12 апостолов, а под ними на парусах- той части конструкции, которая является связующим звеном между плоскостями стен и окружностью купольного барабана, — написаны фигуры четырёх евангелистов.