Марфа и Мария как образ деятельной и созерцательной жизни

Христос ходил проповедовать по разным городам и селениям и везде творил чудеса и нес Слово Божье. Люди видели, что он действительно Сын Божий и следовали за ним.

Евангелия наполнены рассказами о таких людях. Такими были и сестры Марфа и Мария.


Во время странствий Христос остановился у двух сестер, Марфы и Марии

Смотрите также статьи Евангелие от Марии

Сведения о сестрах находятся в Евангелиях от Луки и от Иоанна

Полностью притча о Марфе и Марии звучит так:

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

(Лк. 10:38-42)

Библия наполнена притчами, которые нужно правильно толковать.


Христос у Марфы и Марии рассказал о спасении души

Толкуют эпизод обычно следующим образом:

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой…

Христа приняла Марфа. Она была главной в доме: либо хозяйкой, либо старшей в семье. Приняла его вместе с учениками: Христос везде ходил вместе с ними.

То, что в притче про них не сказано, не должно беспокоить: Иисус как Сын Божий был главным и ему уделялось основное внимание.

Марфа приняла Христа как странника, ведь Он не имел места жительства, проповедовал по Палестине и питался подаянием.

…у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Иисус вошел в дом и начал проповедь. В повествовании появляется третий персонаж притчи — сестра Марфы Мария.

Марфа продолжает исполнять обязанности старшей по дому. Ей надо накормить пришедшую компанию. Но делает это она одна: Мария внимает Христу, обратив свой слух и мысли к его речам и не хочет пропустить ни единого слова из Божественного Откровения.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Марфа откровенно не справляется. Долг странноприимства обязывает ее угодить гостям, но одной пары рук мало, тем более, что она хочет подать странникам «большое угощение». Ей нужна помощь сестры, которая сидит и слушает Иисуса.

Марфа просит Христа воздействовать на «непутевую» сестрицу.

Возникает противоречие: с одной стороны, очень нужные, но мирские дела. С другой, можно упустить слова учителя и не прийти таким образом к спасению.

Две сестры выражают Христу любовь, но по-разному: Марфа — исполняя долг гостеприимства, Мария — вниманием к его учению. Об этом и говорит Христос:

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё…


Противопоставление мирского и духовного войдет в Нагорную проповедь: нельзя служить одинаково двум господам, Богу и маммоне, т.е. нельзя с одинаковым усердием заниматься и духовными, и мирскими делами
Христос благодарен Марфе, но обращает ее внимание на другую, духовную сторону дела, наставляет на путь к Высшему Благу. В Нагорной проповеди Он скажет:

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

(Мф. 6:33)

И еще:

…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

(Мф. 16:26)

Таким образом, Христос учит, чтобы мы внимали его учению и искали прежде всего спасения нашей бессмертной души.

Однако не стоит думать, что можно все бросить и ничего не делать. Не стоит думать о материальном в ущерб духовному, но и забывать своих обязанностей по отношению к близким, работе, делам не надо.

Что говорит о Марии Магдалине церковное Предание?

Всем христианам известен рассказ о том, как через несколько лет после Вознесения Господа Мария посетила римского императора Тиберия (Тиберий правил Римской империей до 37 года н. э. Значит, если предположить, что Христос был распят и воскрес около 30 года (учитывая, что родился Он в 5–6 году до н. э.), у Марии Магдалины оставалось примерно шесть с половиной лет, чтобы совершить путешествие в Рим), сообщила ему о Воскресении Христа и преподнесла скромный подарок — яйцо. Император посмеялся: «Умерший не может воскреснуть — так же, как это яйцо не может из белого стать красным», — и тогда яйцо в его руке покраснело. Что, впрочем, императора-язычника не убедило (по другим сведениям, Тиберий, наоборот, уверовал и наказал распявших Христа Пилата, Анну и Каиафу).


Святая Мария Магдалина. Икона XIX века. Мария Магдалина изображена держащей ковчежец в знак того, что является одной из жен-мироносиц
Но этот рассказ очень позднего происхождения: судя по всему, впервые он появляется в апокрифическом (Апокрифами (от греч. «тайный, сокровенный») называются книги, «дополняющие» или «продолжающие» Священное Писание, повествующие о событиях, связанных с библейскими героями, но не упомянутых в Библии. Церковь в целом не считает апокрифы сколько-нибудь надежными и авторитетными источниками, хотя отдельные сведения из отдельных апокрифических книг — например, о Рождестве Богородицы, о Ее введении во храм, о Ее Успении — приняла в свое Предание.) «Ответе Тиберия к Пилату» (X–XI вв.). В этом тексте, подлинность которого вызывает у специалистов большие сомнения, Тиберий отвечает на донесение Пилата о казни галилеянина Иисуса и сообщает, что к нему приходила Мария Магдалина и свидетельствовала о чудесном Воскресении Распятого. Еще позже о путешествии Марии к римскому императору сообщают автор ее латинского жития (XII век), византийские историки Георгий Кедрин (рубеж XI и XII веков) и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV век). Раннехристианских свидетельств о Марии Магдалине, за исключением Евангелия, почти не сохранилось. Единственный, кто упоминает о ней во второй половине II века, — это римский философ Цельс, непримиримый враг христиан. А среди дошедших до нас христианских рассказов о Марии Магдалине самый ранний — «Слово на мироносиц» святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского (VII век). Два века спустя этот текст (в кратком пересказе) был включен в «Библиотеку» святителя Фотия, Патриарха Константинопольского. О путешествии Марии в Рим там нет ни слова, зато рассказывается, что она была в услужении у Пресвятой Богородицы, а после Ее Успения отправилась в Ефес (крупный город в Малой Азии, ныне Турции), где большую христианскую общину возглавлял апостол Иоанн Богослов. Упоминается в этом «Слове» и о мученической кончине святой Марии: перед смертью ее пытали, и во время пыток она вдруг преобразилась, так что тело ее показалась мучителям как бы сверкающим кристаллом. Сведения о служении и проповеди Марии Магдалины в Ефесе сохранились и в других византийских памятниках конца I — начала II тысячелетия по Р. Х. В ее кратком житии, вошедшем в состав синаксаря (Синаксарь — от греч. Συναξάριον, «сборник» — сборник выдержек из святоотеческих писаний и житий святых, которые раньше читались во время утреннего богослужения, после шестой песни канона) Константинопольской Церкви (конец Х века) говорится, что Мария Магдалина «преподобнически преставилась» в Ефесе и была погребена при входе в пещеру Семи Ефесских отроков (очевидно, еще до того, как произошло чудо с самими отроками, жившими и усопшими в III веке). Примерно за 100 лет до составления этого жития мощи святой равноапостольной Марии были перенесены по повелению византийского императора Льва VI Мудрого (866–912) из Ефеса в константинопольский монастырь праведного Лазаря. Впрочем, русский игумен Даниил, автор известного «Хождения» в Святую Землю (1106–1108), сообщал, что и в это время гробницу Марии Магдалины в Ефесе все еще почитали, и там даже сохранялась честная глава святой. По сведениям Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV век), благовестнические труды Марии Магдалины не ограничились Палестиной и Ефесом. Согласно этому византийскому историку, она прошла с проповедью всю Италию и Галлию (территорию, охватывающую север нынешней Италии, всю Францию и юго-запад Германии), побывала в Египте, Финикии, Сирии, Памфилии (южная провинция Малой Азии, ныне в составе Турции). Еще позже, в XV–XVI веках, житие Марии Магдалины обрастает новыми подробностями. Возникает предание о том, что по возвращении из Рима в Иерусалим святая некоторое время трудилась вместе с апостолом Петром (и, возможно, даже присутствовала при его казни в Риме), а спустя 14 лет после Вознесения Христова стала помощницей апостола «от семидесяти» Максима. Однажды иудеи схватили Максима, Марию Магдалину и еще нескольких христиан, посадили их на неуправляемый корабль и предоставили на волю ветра и морских волн. Волны принесли судно к Массилии (ныне французский город Марсель), где местный правитель уверовал во Христа после того, как его жена по молитве Марии Магдалины забеременела. В Ефес, согласно этой версии жития, святая Мария отправилась уже в зрелом возрасте, предчувствуя скорую кончину. Житие, составленное на Афоне, называет местом мученичества Марии Магдалины Палестину. Жестоким пыткам ее подвергли иудеи, но в момент наивысших страданий тело Марии засверкало как кристалл — тогда-то мучители, испугавшись, и посадили ее вместе с другими учениками и ученицами Христа в неуправляемую ладью и пустили в море.

Марфа и Мария ‒ сестры воскрешенного Христом Лазаря


Одним из чудес Христа стало воскресение Лазаря из Вифании, брата Марфы и Марии
Евангелие от Луки рассказывает только саму притчу о Марфе и Марии. 11-я и 12- главы Евангелие от Иоанна рассказывает нам немного больше о жизни сестер. 11-я глава описывает нам воскрешение Лазаря. В первом же стихе упоминаются сестры:

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее…

(Ин. 11:1)

Лазарь умирает. Христос знает об этом и идет в Вифанию. Его там встречают:

Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.

Веришь ли сему?

Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

(Ин. 11:20-29)

Вифания — селение, где остановился Христос перед входом в Иерусалим. Из текста понятно, что Иисус не раз бывал там. Он давно знает всю троицу:

Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря…

(Ин. 11:5)

Вифанию отождествляют с городом Аль-Азария, где находится могила Лазаря.


Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что́ сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин. 11:45)

После воскресения Лазаря на глазах у сестер, иудеи во главе с первосвященником Каиафой окончательно решили убить Иисуса.

Христос воскрешает Лазаря, и, опасаясь преследования со стороны иудеев, уходит в пустыню, в город Ефраим. Но к сестрам в Вифанию он еще вернется.

Праведная Мари́я Вифанская, сестра Ла́заря Четверодневного

Кондак 1

Избранныя от Бога служительницы новыя благодати, праведнаго Лазаря боголюбивыя сестры, Марфо и Марие, вы деянием и разумением в вере и любви Христу последовали и ныне с лики святых жен пребываете, наслаждающеся райских красот и веселия. Темже, яко имущия дерзновение ко Господу, Того прилежно молите от бед и скорбей и падений греховных избавити нас, да вами научившеся угождати Христу Богу, не престанем со умилением взывати Ему: Аллилуиа!

Икос 1

Ангелов и человек Царь и Господь, доброту душ ваших провидев и до конца вас возлюбив, во дни земной жизни Своея благословенный дом ваш посещаше и брата вашего Лазаря от мертвых воскреси. Мы же грешнии, таковое человеколюбное снисхождение Его воспоминающе, во умилении сердец наших вопием вам тако:

Радуйтеся, всем сердцем, всею душею и всею мыслию вашею Бога возлюбившия;

Радуйтеся, любовь вашу не словом или языком, но делом и истиною явившия.

Радуйтеся, любовию веру во Христа Сына Божия от Отца Небеснаго снискавшия;

Радуйтеся, верой, послушанием, делами любви и милосердия Ему послужившия.

Радуйтеся, тем Царствие Небесное наследовавшия;

Радуйтеся, дев непорочных и жен целомудренных похвало и украшение.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 2

Ведяще, праведныя жены, яко Господь, не имый где главы подклонити, приидет к вам, потщалися в дому вашем Его, яко Божественнаго учителя, с верою и любовию послушати, и со усердием многим послужити Ему. Темже научаете и нас Ему, яко Богу, нас ради воплотившемуся, неленостно служити и благоговейно воспевати: Аллилуиа.

Икос 2

Научая нас и страннолюбия не оставляти, и о слове Божием усердно прилежати, не о хлебе бо едином жив будет человек, но о всяком слове Божием, Господь и Учитель наш и службы Марфы трудолюбивыя не отверже, и Мариино седение у ног Его попремногу ублажи. Темже и мы боголюбивей двоице оной воспоем:

Радуйся, Марфо, Христа, нас ради воплотившегося, в дому твоем приявшая;

Радуйся, в служении твоем на потребу плоти Его не отверженная.

Радуйся, и нас делами милосердия служити Ему научающая;

Радуйся, Марие, у ног Иисусовых словом уст Его насыщавшаяся.

Радуйся, единое на потребу, яко благую часть, избравшая;

Радуйся, ревности ради о слышании словес Господних со блаженными Им сопричтенная.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам пoкaзующия.

Кондак 3

Силою Божественною укрепляеми, унынием не уязвилися, егда узрели брата вашего болезнию лютою истощаема, но к Целителю недугов, Господу Иисусу со упованием послали, глаголюще: Господи, егоже любити, болит. Сим последующе, и мы во всяком обстоянии унынию да не предадимся, со упованием Христу Богу вопиюще: Аллилуиа!

Икос 3

Любляше Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря и, веру их в грядущее Царствие жизни вечныя испытуя и утверждая, рече: сия болезнь несть к смерти, но к славе Божией, да прославится Сын Божий ея ради. Вы же, о, боголюбивыя сестры, и пред лицем смерти брата вашего верою и любовию ко Христу духом горяще, в Божественней силе Его не усомнилися. Сего ради приимите от нас похваления таковая:

Радуйтеся, во уныние безнадежное обстоянии и скорби не впадшия;

Радуйтеся, обремененных скорбями житейскими тем ободряющия.

Радуйтеся, в печали вашей ко Врачу душ и телес, Господу Иисусу, со смиренным упованием помыслы своя обратившия;

Радуйтеся, лица Его не видяще, во благой покорности Ему пребывшия.

Радуйтеся, во испытании сем веру крепку яко Авраамову явившия;

Радуйтеся, в злостраданиях терпение твердое, яко Иов, показавшия.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 4

Ведая, яже хощет сотворити Bсeмогущий Господь и Спас наш, рече учеником Своим: Лазарь, друг наш успе. Но иду, да возбужу его; научая всех во свете лица Божия ходити и Подателю жизни воспевати: Аллилуиа!

Икос 4

Многии от иудей приидоша к Марфе и Марии, да утешат их о Лазаре, брате их. Сестры же, отбегли их, яко не имущих о Христе Иисусе упования. Марфа к Единому Утешителю стопы своя с радостию направи, егда Той Вифании достиже. Таковую крепкую любовь сестер Лазаревых ко Христу и веру их зряще, радостными гласы воспоем им таковая:

Радуйтеся, добротою душ ваших неверных иудеев окамененныя сердца покорити возмогшия;

Радуйтеся, не суетному унынию, но Божию благоволению себя предавшия.

Радуйтеся, на единую благость Христову в печали вашей надежду возложившия;

Радуйтеся, в сретение Его со тщанием стопы ваша направившия.

Радуйтеся, во уповании вашем от Могущаго спасти оправданныя;

Радуйтеся, утешения в скорбех не от людей, но от Бога искати нас научающия.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 5

Марфа блаженная, егда срете Господа, утешения от Него ищущи, рече: Господи, аще бы Ты зде был, не умер бы брат мой. Но и ныне вем, яко елика аще просиши от Бога, даст Тебе Бог. Емуже от всея души нашея и мы вопием: Аллилуиа!

Икос 5

Божественное Свое смотрение о нашем спасении показуя, Господь Иисус, яко жизни и смерти Владыка, благоволи рещи тебе, блаженная Марфо: воскреснет брат твой. И паки: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. Вериши ли сему? — вопроси тя. Ты же отвеща Ему: ей, Господи, верую, яко Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир. Сего ради, вере во Христа Сына Божия тобою научаемии, восхваляем тя сице:

Радуйся, блаженная Марфо, обетование о воскресении брата твоего от Самаго Жизнодавца услышавшая;

Радуйся, яко вопрошенная от Него о вере твоей, не плоти и крови, но гласа Отца Небеснаго послушавшая.

Радуйся, яко от Него наученная, Христа Сына Божия твердо исповедала;

Радуйся, яко тем камень веры, на немже созда Господь Церковь Свою, явившая.

Радуйся, во исповедании твоем Петру Первоверховному апостолу уподобившаяся;

Радуйся, равноапостольнаго ублажения воистину достойная.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 6

Трости надломленныя не преломляяй, Человеколюбец Господь, егда виде Марию и пришедшия с ней иудеи плачущия, якоже любляше Лазаря, прослезися Сам. Да и мы немощнии, в скорбех суще, бестрепетно к Нему со слезами притекаем, вопиюще Ему: Аллилуиа!

Икос 6

Воистину благословен о брате твоем плач твой, Марие, егоже видя прослезися Иисус. Сего ради со умилением ублажаем тя сице:

Радуйся, боголюбивая Марие, в серафимстей любви твоей ко Господу, и к сродникам любви своей не угасившая;

Радуйся, плачем твоим о Лазаре нас, во окаменении сердечнем пребывающих, обличившая.

Радуйся, Христа Бога слезы о падшем создании Своем источити подвигшая;

Радуйся, в слезах Господа Иисуса, немощем нашим состраждуща, елей утешения всем плачущим и болезнующим показавшая.

Радуйся, и сама в скорбех наших сострадати нам могущая;

Радуйся, с сестрою твоею Мapфою милосердия сестрам первоначальница богоугодная.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 7

Всеведый по Божеству Своему, человеческое естество показующе, о Лазаре вопрошал, Господи Иисусе: где положили его. И камень от гроба взяти повелел, да возсмердением смерти заградятся неверных уста. Мы же, вернии, со дерзновением Тебе, победити смерть пришедшему, вопием: Аллилуиа!

Икос 7

Немощь естества человеческого являющи, сестра умершаго, Марфа, глагола Иисусу: Господи, уже смердит: четверодневен бо есть. Мария же, зряще камень отвален от гроба, в молчании пребываше. Сему Мариину молчанию со умилением внимающе, с Марфою же маловерие свoe Господу дерзновенно исповедующе, воззовем к ним таковая:

Радуйся, Марие, яко ко гробу смердящаго в претрепетном молчании за Христом, пришедшая;

Радуйся, яко сим всех нас в послушание веры разум покоряти научившая.

Радуйся, Марфо, яко немощь веры нашей превозмогати научающая;

Радуйся, яко всем нам: ей, Господи, верую, яко Ты Христос, Сын Божий, глаголати указавшая.

Радуйтеся, блаженныя сестры, в немощех душ и телес ваших от Христа не отступившия и Ему любовию последовавшия;

Радуйтеся, на высоту благодатнаго разумения Самим Всеведцем возведенныя.

Радуйтеся, Мapфo и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 8

Славу Свою, яко Единороднаго от Отца, всем верным являя, хвалу Отцу Своему воздав, Иисус гласом великим воззва: Лазаре, гряди вон. И бездыханный, Дающаго дыхание послушав, от смерти восста и от гроба изыде; да чудо сие зряще, купно и мы с ним Победителю смерти воспоим: Аллилуиа!

Икос 8

Чудо велие и страшное сотвори Христос Бог наш, Лазаря четверодневнаго от мертвых воздвигнув. Да и нас всех веру в Него, яко Сына Божия, утвердит, бессмертие души и общее всех воскресение уверяя. Мы же, божественное поклонение Сотворшему сие воздающе, ублажим сестры воскрешеннаго Им и воззовем к ним сицевая:

Радуйтеся, праведнаго Лазаря сестры, Христа нелицемерно возлюбившия;

Радуйтеся, Христом за верность вашу возлюбленныя.

Радуйтеся, общее воскресение прежде страстей Христовых в вере узревшия;

Радуйтеся, верою вашею и нашу веру укрепляющия.

Радуйтеся, ученицы Христовы достославныя;

Радуйтеся, лика апостольскаго истинныя причастницы.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 9

Сыны тьмы, зря умершаго и гласом Божиим от тления восставшаго, в ожесточении сердец не вероваша Христу даже до сего дня, во ослеплении суще. Мы же, сих безумию не прилагающеся, но в общее Воскресение по гласу Сына Божия верующе, Ему, яко Жизнодавцу, велегласно и вседушно возопиим: Аллилуиа!

Икос 9

Преславная и страшная в Вифании сотворив, Иисус, прежде шести дней Пасхи, паки прииде в весь сию. И сотвори Ему вечерю, и был Лазарь един от возлежащих с Ним. Вы же, присноблаженныя сестры, Подателю всяческих благодарни суще, Марфа служаше Ему всеусердне, Мария же миро на нозе Его возлия. Сего ради, в радость вашу внити желающе, и мы со умилением зовем вам:

Радуйтеся, богомудрыя жены, хвалы и благодарения благодеющему Господу преисполненныя;

Радуйся, Марфо трудолюбная, се уже другой раз на вечери Господу послужившая.

Радуйся, в благодарном служении сем Господом милостивно приятая;

Радуйся, Марие, Сладчайшему Иисусу нозе миром многоценным помазавшая.

Радуйся, во обличение Иудиных злохулений похваления Иисусова сподобилася;

Радуйся, яко многоценнаго мира на нозе Христовы возлиянием и нас благолепие дому Божия любити и о том прилежати поучаеши.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 10

Марфе и Марии вернии подражающе, кийждо во своем чину, ко Христу Спасу припадем и, просяще от Того исцеления немощей наших и от сна греховнаго воскрешения, благодарными усты воспоим Ему: Аллилуиа!

Икос 10

Верные до конца во служении вашем Христу во днех плоти Его пребывшия, и самовидцы страстей Его быти сподобившиеся, к погребению Воскресителя Лазарева, славныя Марфо и Марие, посреде мироносиц явилися. С ними предстояще ныне престолу славы Божия, молитвами вашими к песнопенному тех лику совокупите и нас, ваши подвиги прославляющих:

Радуйся, Марфо, в твоем Христу многопопечительном служении, якоже и по исповедании, поревновавшая;

Радуйся, странноприимницам и милосердия сестрам подвигоположница.

Радуйся, Марие, возлюбленному ученику Христову Иоанну, в пламенней любви к Тому уподобившаяся;

Радуйся, непорочных дев, Христу в житии своем уневестившихся, руководительница не ложная.

Радуйтеся, боголюбивыя сестры, и деятельным житием, и вниманием сердечным исследования Христу ревнительницы изрядныя;

Радуйтеся, на обоих сих путях угождения Господу жити братии вкупе мудре нас научающия.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 11

Кий глагол довлеет по достоянию воспети Воскресения Христова радость всемирную, еяже вы, со прочими женами мироносицами, в сей велий и святый день причастилися; темже и мы, Воскресения Христова величие боголепное славяще, поем Христу: Аллилуиа!

Икос 11

Всякое искушение преити молящися и живот вечный улучити хотящи, яко верныя ученицы Христовы, каяждо во своем пути, обаче единым духом веры и любви Ему поработали, отонудуже и радостей во Царствии Его сподобились. Сего ради, труды и подвиги ваша воспоминающе и славе вашей во Царствии Христовом радующеся, воспеваем вам таковая:

Радуйтеся, верныя ученицы Христовы, не человекам, но Богу в житии вашем угодившия;

Радуйтеся, нищетою духовною Царствие Небесное стяжавшия.

Радуйтеся, духом кротости землю обетования наследовавшия;

Радуйтеся, милосердия делами милостей от Господа во Царствии Его сподобившияся.

Радуйтеся, сердцем чистым Бога Слова зрящия;

Радуйтеся, исповедницы веры Христовы, мзду многу на небесех приявшия.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 12

Благодатию Всемилостиваго Бога прияли дерзновение велие к Нему, о, блаженныя сестры. Моления ваша и прошения о нас грешных к престолу славы Его вознесите, да спасаеми предстательством вашим, Воскресшему и вся с Собою воскресившему ангельскую песнь воспоим: Аллилуиа!

Икос 12

Поюще ныне со всеми небесными силами Трисвятую песнь дивному во святых Своих Богу, о, преблаженныя сестры Лазаревы, призрите с высоты небесныя на нас грешных, волнами моря житейскаго обуреваемых, тихаго пристанища жаждущих и вас сице любовию величающих:

Радуйтеся, на небеси во славе со Ангелы и всеми святыми царствующия;

Радуйтеся, и на земли, в Церкви Христовой песненно прославляемыя.

Радуйтеся, яко звезды небесныя во тьме века сего добродетельми вашими сияющия;

Радуйтеся, Богом данныя нам в житии нашем наставницы.

Радуйтеся, милосердия служением Христу первоначальницы;

Радуйтеся, теплыя о нас к Богу молитвенницы.

Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия.

Кондак 13

О, предивная боголюбивая двоице, верные ученицы Христовы, Марфо и Марие преславныя, огнь любви и веры в душах ваших возжегшия и сих ради в Царство славы силою Воскресшаго вшедшия, испросите нам у Христа Бога нашего помощи путями вашими зде на земле жительствовати, да во обители Отца Небеснаго вселившеся, купно с вами и всеми святыми и мы на престоле славы Седящему воспоем ангельскую песнь: Аллилуиа!

(Этот кондак читается трижды, а затем икос 1 и кондак 1)

Молитва 1-я

О, святыя и всехвальныя ученицы Христовы, Боголюбивыя Марфо и Марие! Умолите возлюбленнаго вами и вас возлюбившаго Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали Христа, Сына Божия, да даст и нам грешным грехов оставление, в вере правой нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и к ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, с дерзновением веры и упования предстанем на оный страшный суд и, добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя в Царствии Небеснем сподобимся во веки веков.

Молитва 2-я единыя жены молящияся, наипаче в келии наедине чтомая

О, блаженныя и святыя жены, верою и любовию Христу Богу последовавшия и во обители Отца Небеснаго вселившиеся! К вам ныне аз грешная (имярек) прибегаю и смиренно молю: научите мя и помозите ми ходити пред Богом путями вашими непреткновенно и вечную купно с вами жизнь наследовати. О, Марфо праведная, твердым исповеданием веры твоея Христу угодившая, укрепи слабую веру мою. О службе Господу и братиям нелицемерне и всеусердне прилежавшая, помози и мне служение мое безропотно и вседушевно проходити. Сестру твою, некогда в скорби сущу, ко Христу воззвала, рекши ей: Учитель пришел и глашает тя. Ныне предстани мне в трудный час испытания веры и любве моея и в глубине сердца возвести ми, яко Господь Иисус незримо грядет, да путем испытаний привлечет мя к Себе! Испроси мне, о, мати святая, у Господа нашего силу и крепость, да воставши скоро, притеку к Нему, поклонюся Ему и в смиренней любви Его мир и спасение души моей обрящу. И ты, о, Боголюбивая Марие, у ног Иисусовых единое на потребу обретшая, помолися Ему благую часть спасаемых и мне грешней улучити. Миро благовонное в дар благодарения Христу Жизнодавцу принесшая, умоли ныне Его и душе моей подати: миро молитвы и покаяния слезы, чистоты и добрых дел благоухание, яко да во обновленное всеми сими сердце мое Господь приидет и обитель Себе сотворит. К вам, о, святыя праведныя жены, Мapфo и Мapие, припадаю и смиренно молю: не оставите мя в дни тяжких испытаний, да не соблазнюся тленными прелестями мира сего, наипаче же в час горький разлучения души моея с телом, предстаните мне и общаго Владыку нашего умолите, да призрит на мя во оскудении сил моих милостивым оком и, простив вся прегрешения моя, возставит мя к жизни нескончаемой во блаженных обителях Отца Небеснаго. Аминь.

Марфа и Мария возможно были участницами Вечери в Вифании


В католической традиции Марию отождествляют с Марией Магдалиной
В Евангелии есть рассказ о том, как перед Пасхой Иисус пришел в Вифанию и остановился в доме у Симона прокаженного.

Одна из женщин обмазала Христу ноги (или голову, Евангелия не совпадают) миром и обтерла своими волосами. Миро — ароматическое масло, используется в богослужении.

Евангелие от Иоанна сообщает о том, что этой женщиной была Мария, сестра Марфы и Лазаря:

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

Там приготовили Ему ве́черю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

(Ин. 12:1-3)

Другие Евангелия не содержат имени помазавшей ноги Христу женщины. У Луки эта женщина именуется грешницей. Это позволило толкователям предположить, что Мария, сестра Марфы — и есть Мария Магдалина.

Служение Марии

Было бы постыдно, если бы Мария сидела у ног Иисуса и не помогала Марфе, если бы Иисус был просто обычным гостем.

Но Иисус не был обычным гостем, и Мария знала это. Он был Богом во плоти, и величайший способ, которым вы можете служить Богу, когда Он находится в вашем доме, — это сидеть у Его ног и продолжать принимать от Него! Вот что радует нашего Господа.

Когда вы приходите к Иисусу, чтобы получить от Него как можно больше, Он любит это. Вот почему Иисус был доволен Марией. Вот почему Он защищал её поступок, говоря: “Нужно одно, и Мария выбрала эту хорошую часть.”

Что такое “одно”, которое необходимо? Не для того ли, чтобы занять себя служением Господу? Стоит ли беспокоиться о многих вещах? Нет, единственное, что вам нужно, — это сидеть у ног Иисуса и держать свои глаза, уши и сердце на Нём.

Одна сестра увидела Иисуса в естественном состоянии, нуждающегося в её служении. Другая сестра видела в Нём Бога, облаченного в плоть и обладающего всей полнотой для её жизни.

Как вы думаете, какая сестра похвалила Иисуса и заставила Его почувствовать себя Богом, каковым Он и является? Мария. Марфа, очевидно, забыла, что находившийся в их доме Богочеловек умножал хлеб и рыбу, чтобы накормить множество. Он пришёл не для того, чтобы его кормили, а чтобы кормить!

Не беспокойтесь

К сожалению, иногда самое трудное для нас — это сесть и послушать! И не менее трудное, что мы можем сделать, — это отказаться от собственных усилий и полагаться исключительно на незаслуженную милость Иисуса.

Часто мы похожи на Марфу — озабочены, заняты и обеспокоены многим. Всё это может быть вполне нужными делами, о которых мы беспокоимся. В случае с Марфой, — она изо всех сил старалась служить Господу. В тот день она сделала много дел, но упустила единственное, что было действительно необходимо.

Верующие, которые делают то, что необходимо, не беспокоятся ни о чём другом. С другой стороны, верующие, которые не делают этого «одного», в конечном итоге беспокоятся о многих вещах. Верите ли вы, что нужно только одно — упасть к ногам Иисуса и принять от Него?

Итак, практично ли просто быть занятым Иисусом? Абсолютно.

Всему своё время

Мы находим, что позже, в Евангелии от Иоанна

, Мария взяла фунт очень дорогого масла из шиповника, помазала ноги Иисуса и вытерла Его ноги своими волосами, чтобы подготовить Его к погребению
(Иоанна 12:3-8)
.

Утром воскресения некоторые женщины пришли с ароматами, чтобы помазать тело Иисуса, но было уже слишком поздно. Они поступали правильно, но в неподходящее время. Господь уже воскрес…

(Лук 24:1-3)

В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

Марфа была озабочена житейскими делами. Мария же поступила правильно в нужное время. Это показывает нам, что, когда вы поступаете правильно в нужное время, и Бог сделает всё, к чему вы прикасаетесь, удивительно благословенным.

Подобно Марии, сосредоточьтесь на красоте, славе и любви Иисуса. Выберите не беспокоиться о многих вещах или быть постоянно занятым собой.

Подобно Петру, отвернитесь от бури и посмотрите на Иисуса, и вы начнёте ходить над бурей.

Возлюбленные, решите сосредоточиться на Господе и отдохнуть в Его завершенной работе. Каков Иисус, таков и ты в этом мире!

Других сведений о сестрах не сохранилось

Больше никакой информации о Марфе и Марии нет. Священное Предание записывает их в число жен-мироносиц.


Марфа и Мария пришли к гробу Христову для ритуального умащения тела

После они якобы отправились проповедовать христианство по разным странам. Сведений о месте и дате смерти нет.

В Православной церкви сестер поминают в 3-е воскресенье после Пасхи. Храмы в их честь называют Марфо-Мариинскими.

Каким сведениям о Марии Магдалине точно не стоит доверять?

Уже в наше время широкую известность приобрела интерпретация евангельской истории, согласно которой Мария Магдалина была не просто верной спутницей Христа, но чуть ли не Его возлюбленной. Этот миф, растиражированный западным кинематографом и беллетристикой, родился еще в первые века христианской эры в среде гностиков — сектантов, толковавших все Евангелие исключительно в «сокровенном мистическом» духе. Гностические воззрения были весьма разные (часть гностиков вообще не верила во Христа как в Бога, при этом почти все они были уверены, что и человеком Он лишь казался), но некоторые моменты их объединяли. Прежде всего — мнение (отвергаемое Церковью), будто главной целью пришествия Господа Иисуса Христа на землю было передать ученикам некое «тайное», недоступное для непосвященного большинства людей знание (от греч.γνώσις — «знание» и происходит название «гностики»). Некоторые из текстов, созданных гностиками, отводят Марии Магдалине особенную роль. В таких, например, апокрифах, как «Евангелие от Фомы», «Евангелие от Филиппа», «Премудрость Иисуса Христа», «Апокалипсис Иакова» (содержащие их папирусы были найдены в районе египетского селения Наг-Хаммади в 1945 г., датируются они началом IV века) Магдалина изображена не только как основная свидетельница Воскресения Христова, но и как Его любимая ученица, которую Спаситель выделяет среди остальных и избирает посредницей в передаче «тайного знания» прочим ученикам. Авторы этих текстов отдают ей даже первенство перед апостолами Петром и Иоанном и описывают ссоры между учениками и Марией, якобы соперничавшими за близость к Господу. Поверить в такое соперничество между апостолами, просвещенными Духом Святым и однажды уже получившими от Спасителя мягкий выговор за спор о том, кто из них больше (Мк 9:34–35 и другие аналогичные места у других евангелистов), решительно невозможно. Особенно преуспели в подобных вольных трактовках евангельского сюжета авторы так называемых евангелий «от Филиппа» и «от Марии». В их изображении апостолы обращают претензии по поводу «избранничества» Марии Магдалины к Самому Спасителю: «Почему ты любишь ее более всех нас?» — и в ответ слышат от Него притчу о слепых, пребывающих во тьме. И снова, совершенно невозможно представить, чтобы Христос назвал «слепыми» собственных учеников, которых избрал как раз для того, чтобы нести свет Евангелия по всему миру: Вы — свет мира (Мф 5:14); Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют (Мк 4:11). Сама мысль о том, что у Христа могла быть «возлюбленная», могла родиться только в среде людей, не верующих в Него как в Бога. Немыслимо подозревать в каких-то внебрачных отношениях с женщиной Того, Кто всей Своей жизнью явил образец высочайшей нравственности и любви к Богу; Того, Кто учил не согрешать даже в мыслях: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Но и брак, когда человек становится одной плотью с женой (Быт 2:24) и они уже всецело принадлежат друг другу, был бы для Сына Божия невозможен. Хотя Он не раз именует Себя «Женихом», но «обручиться» пришел со всеми верующими в Него, со всей Церковью, которую святой Иоанн Богослов называет в своем Откровении Новым Иерусалимом и Христовой Невестой (Откр 21:2, 3). Этот образ в Священном Писании — один из самых устойчивых: еще пророк Аггей называл грядущего Мессию Желаемым всеми народами (Агг 2:7), а апостол Павел призывал мужей любить своих жен так же, как и Христос возлюбил Церковь (Еф 5:25). Господь пришел «вступить в брак» со всеми верующими и явно не имел цели создавать обычную земную семью. Но еще более сильный аргумент против подобных домыслов — полное молчание евангелистов на этот счет. Если бы имелись хоть какие-то основания предположить, что Мария Магдалина была для Христа больше чем просто верная ученица, то почему же никто из евангелистов об этом не обмолвился? Ведь женитьба у иудеев ни в коей мере не порицалась, наоборот, люди стремились вступать в брак и рожать детей! Скажем еще раз: мифы об «особых» отношениях Христа с Марией Магдалиной стали распространяться только в XX веке. Ни в Древней Церкви, ни в Средние века, ни в Новое время, когда протестантские богословы пытались изучать Евангелия «научно» и «исторически», никто не принимал выдумки гностиков всерьез. И с тех пор не появилось ровным счетом никаких причин относиться к ним более серьезно.

Именами сестер назвали службу православного паломничества

Раньше паломники на свой страх и риск отправлялись в путешествие к святым местам. Сейчас путешествовать стало намного проще: появилось много организаций, помогающих верующим добраться до святынь.

Такие организации называются службами православного паломничества

Схиархимандрит Илия, духовник Свято-Введенской Оптинской пустыни благословил создание одной из таких служб. Ее назвали в честь сестер, Марфы и Марии.


Паломническая служба «Марфа и Мария» помогает паломникам добраться до святых мест

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]