После распространения христианства после преобразования Римской империи появилось немалое количество святых подвижников, которые проявили собственную преданности и великую веру. Одной из таких подвижниц стала святая Мария Египетская, которой теперь есть во многих церквях и пользуется большим почтением.
Дни памяти:
- 5 апреля (переходящая) – 5-я Неделя Великого поста;
- 14 апреля – День преставления.
История святой Марии
Мария родилась в Египте в пятом веке новой эры. До двенадцати лет пребывала в доме своих родителей, после чего отбыла в Александрию, которая на тот период представляла собой развитый культурный и экономический центр. Там, где процветание и роскошь, практически всегда присутствует блудная страсть и другие грехи.
Поэтому Мария поддалась распущенности и стала предаваться телесным утехам. На протяжении многих лет она позволяла себе любые страсти и много блудила. Для нее именно телесное удовольствие было главным смыслом и высшим блаженством.
Как свидетельствуют жития, Мария на протяжении около 17 лет непрестанно и ежедневно потакала собственным страстям, в частности предавалась блуду. Она не собирала деньги, просто наслаждалась телесными удовольствиями.
По достижению 29 лет Мария отправилась на корабле на праздник Воздвижения Креста Господня, который отмечали в Иерусалиме. Именно данное событие стало основополагающим в биографии этой святой и именно благодаря этому женщина смогла принять истинную веру. При этом изначально она ехала на праздник для того чтобы и там блудить, но увидела, как люди идут в храм.
Греховная жизнь молодой Марии
О жизни и подвигах преподобной поведал миру святой старец Зосима. Волею Божьей он повстречал её в глубине пустыни, куда и сам отправился, чтобы вдали от мира провести Великую четыредесятницу в посте и молитве. Там, на выжженной солнцем земле, ему была явлена святая Мария Египетская. Икона преподобной часто изображает эту встречу. Ему она исповедалась, рассказав удивительную историю своей жизни.
Родилась она в конце V века в Египте. Но уж так получилось, что в юности своей Мария была далека от беспрекословного соблюдения заповедей Божьих. Более того, необузданные страсти и отсутствие умных и благочестивых наставников превратили молодую девушку в сосуд греха. Ей было всего двенадцать лет, когда она, покинув родительский дом в Александрии, оказалась предоставленной самой себе в мире, полном порока и соблазнов. И пагубные последствия не заставили себя ждать.
Очень скоро Мария предалась необузданному разврату. Цель её жизни свелась к тому, чтобы соблазнить и вовлечь в пагубный грех как можно больше мужчин. По её собственным признаниям, она никогда не брала с них денег. Напротив, на жизнь Мария зарабатывала честным трудом. Разврат не был её источником дохода ― он был смыслом её жизни. Так продолжалось 17 лет.
Преображение святой Марии
Мария присоединилась к остальным, но почему-то не могла войти в храм Гроба Господня. Сначала казалось будто мешает толпа и трудно протиснуться сквозь существенное количество других людей, но потом ситуация стала очевидной. Как бесноватым трудно войти в храм, Марии невозможно было оказаться там, нечто свыше удерживало блудницу.
Женщина ощутила всю тяжесть накопившись грехов и взмолилась пред Богородицей, икона которой располагалась в притворе перед самим храмом. Только после этого она смогла войти в сам храм и поклониться. Вышедши, Мария снова обратилась к иконе в притворе и услышала наставления о том, чтобы идти за Иордан.
Так погибает блудница и рождается святая. Первые 17 лет (по числу лет проведенных в блуде) святая терпела тяжелые мучения и лишения, боролась со страстями. После этого 30 лет святая продолжала свое подвижничество в пустыне, проявляя различные чудеса веры: воспаряла над землей, когда молилась; ходила по воде Иордана; могла подчинять диких зверей пустыни, к примеру, лев был с ней ласков и даже вырыл для святой яму, облобызав перед этим ноги, когда Мария почила.
Жизнь в пустыне
И только после этого Господь допустил великую грешницу к святыне. Приложившись к Животворящему Кресту, Мария услышала от иконы Богородицы повеление идти в пустыню за Иордан. Там в полном одиночестве женщина провела целых сорок лет. Она претерпевала голод, жару, жажду, ночной холод и страх диких зверей. Но самое большое искушение Мария перенесла от бесов. Они рисовали в ее воображении картины прежней распутной жизни, напоминали греховные песни и вкус вина. Подвижница горячо каялась и оплакивала свою распутную жизнь.
Когда на Марию нападало желание вернуться к прежним грехам, она зарывалась в песок и стояла там долгое время. Одежда на ней истлела от времени. Питалась она сначала хлебом, который взяла в Иерусалиме, а когда он закончился, то колючками и скудной растительностью пустыни. Только Господь знает, как она не умерла от голода и жажды.
Первая встреча с Зосимой
Спустя некоторое время иеромонах Зосима из Иорданского монастыря отправился в пустыню по обычаю во время Великого поста. И внезапно он увидел некое существо. Подумав, что это – подвижник, Зосима бросился догонять его, чтобы взять благословение. Но Мария спряталась за куст, крикнув ему, что она – женщина. Она попросила его бросить ей свою одежду. Зосима бросил ей плащ, она завернулась в него и вышла к нему. Старец попросил ее рассказать о себе. Мария долго не хотела ему поведать о своей распутной жизни, но наконец, согласилась и в подробностях рассказала о своих грехах. Но о своих подвигах в пустыне подвижница не захотела рассказывать. Она сказала только, что неграмотна, не умеет писать и читать. И, несмотря на это, Мария цитировала Священное Писание и святых отцов. Видимо, Ангел в пустыне читал ей Божественные книги.
Когда они молились, Мария поднялась на воздух и так стояла к ужасу Зосимы. Потом она предсказала старцу, что в следующий Великий пост он не сможет покинуть монастырь из-за болезни. Но в Великий Четверг через год она попросила его вернуться на это место, чтобы причастить ее Святых Таин. Он выполнил ее просьбу. Когда он пришел, то недоумевал, как же святая перейдет реку Иордан. Но тут он увидел, как она идет по реке как посуху.
Вторая встреча с Зосимой
Старец причастил ее, Мария попросила его вернуться на то же место ровно через год. И снова перешла реку как посуху. Когда Зосима вернулся туда же спустя год, он увидел святую уже умершей. Рядом на песке была надпись, относящаяся к нему с просьбой предать ее тело земле. Он удивился, вспомнив, что она не умеет писать. Потом он увидел большого льва, приближающегося к нему. Сначала он испугался, но понял, что лев не замечает его.
Лев подошел к телу святой и начал рыть могилу для нее. Старец похоронил в песке ее тело и вернулся в монастырь, где рассказал историю о святой. Это предание передавалось из уст в уста, а в седьмом веке его записал монах Софроний.
В чем помогает святая?
Каждый христианский подвижник ведет людей к истинной вере и помогает укрепиться на собственном пути к Всевышнему. Тем не менее, каждый святой имеет, скажем так, свое более специализированное ведомство. Именно в такой специализированной области и следует просить помощи.
Таким образом, если задаться вопросом, в чем помогает икона Марии Египетской, то ответ становится очевидным. Наиболее действенной является молитва к этой святой, когда следует отвергнуть блудную страсть. Подобная помощь весьма актуальна в наши дни, когда разврат буквально пронизывает общество.
Если коснуться значения иконы Марии Египетской, то святая также может дать поддержку, когда просто следует избавиться от различных страстей и перевести свое вниманию к вечному и возвышенному
Подвиг Марии вдохновляет других людей, а ее икона пользуется почтением и у монахов, и у мирских людей. Как говорят верующие, эта святая может помочь усмирить страсти и дать вдохновение для крепкой веры.
Беспредельность Божьего милосердия
Милосердие Господне всеобъемлюще. Нет такого греха, который бы превзошёл Его любовь к людям. Недаром Господа величают Добрым Пастырем. Ни одна заблудшая овца не окажется брошенной на погибель.
Отец Небесный сделает всё для её обращения на путь истинный. Важно лишь желание очиститься и глубокое покаяние. Христианство являет множество таких примеров. Наиболее яркие среди них ― Мария Магдалина, Благоразумный разбойник и, конечно, Мария Египетская, икона, молитва, и житие которой указали многим путь из тьмы греха к свету праведности.
Варианты икон
Для того чтобы помолиться может использоваться простая икона преподобной Марии Египетской, где она изображается на однотонном фоне с нимбом.
Помимо этого, распространены три варианта писания святой:
- образ в житии – сама святая стоит в центре, а по периметру в клеймах изображаются основные этапы жития (указанные ранее, чудеса в пустыне причастие и упокоение);
- икона святой Марии, где она пребывает в молитве Христу или Богородице;
- причащение и встреча со старцем Зосимой.
Старец Зосима был практически единственным человеком, с которым виделась святая. Именно он в начале подвижничества дал ей часть своей одежды прикрыть наготу и именно он принес причастие, когда Мария стала святой. Для того чтобы принять причастие, подвижница перешла по Иордану как по земле.
«Иди за Иордан…»
После осознания собственной греховности женщина разрыдалась. Тогда увидела перед собой икону Богородицы. Запятнанная пороками взмолилась перед Пречистой Девой. Блудница так каялась в своих грехах, так обещала измениться, что Богоматерь и Христос приняли ее моление.
Женщина зашла в храм, в раскаянии поклонилась Кресту Господнему, возле которого и услышала ответ на самый важный вопрос: «Как дальше?» Голос сказал:
Иди за Иордан, там обретешь блаженный покой
Мария Египетская так и сделала, причастившись перед тем как переправиться на другой берег Иордана.
У нее не было запасной одежды и запаса продуктов. 47 лет в уединении. Только три буханки хлеба на пропитание. Одежда давно обветшала. Пустынный климат не назовешь мягким: летняя изнуряющая жара, зимние холодные ночи. Но питали ее, согревали в морозы молитва и глубокое раскаяние.
Молитвы перед иконой преподобной Марии Египетской
Тропарь, глас 8
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.
Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.
Кондак, глас 3
Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.
Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.
Ин кондак, глас 4
Греха́ мглы избежа́вши,/ покая́ния све́том озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ Всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь/ Моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние,// и со А́нгелы при́сно сра́дуешися.
Перевод: Избежав мглы греха, озарив светом покаяния свое сердце, достойная славы, пришла ты ко Христу, Его же Всенепорочную и святую Матерь сделала своей милостивой Молитвенницей. Потому и получила прощение прегрешений и всегда радуешься вместе с Ангелами.
Величание
Ублажа́ем тя, преподо́бная ма́ти Мари́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́внице мона́хов и собесе́днице А́нгелов.
Молитва первая
О, вели́кая Христо́ва уго́днице, преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щим – утеше́ние, неду́гующим – исцеле́ние, па́дшим – возста́ние, заблу́ждщим – укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам – заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ – ве́чное упокое́ние, всем же нам в де́нь стра́шнаго Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ ми́ра услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.
Молитва вторая
Свята́я и вели́кая уго́днице Христо́ва Мари́е, Ангелы удиви́вшая безприме́рным по́двигом свои́м! Мо́лим тя, блаже́нная, предстоя́ ны́не у Престо́ла Всесвяты́я Тро́ицы, умоли́ Го́спода, обре́тшая ве́лие дерзнове́ние пред Ним, да сподо́бит Он и нас подо́бно тебе́, пока́ятися в тмочи́сленных согреше́ниях на́ших, и да прости́т нас, и да наказа́в ны зде по Своему́ человеколю́бию, не погуби́т и нас в бу́дущем ве́це. Моли́, свята́я Мари́е, Пресвяту́ю твою́ Спору́чницу, укрепи́вшую тя в по́двизе твое́м тя́жцем, да укрепи́т о́на́ и нас, Всесвята́я, всеси́льною по́мощью Свое́ю, на сем земно́м терни́стом пути́, и я́ко ты, облобыза́в с ве́рою и любо́вию Всечестны́й Крест Христо́в, восприя́ла еси́ благода́ть Его́ Всеси́льную в борьбе́ со диа́волом, ми́ром и пло́тию и до́блестию разруши́ла еси́ вся ко́зни сатаны́, та́ко да сподо́бимся и мы по́мощию Животворя́щаго Дре́ва Креста́ Госпо́дня разруши́ти вся прегра́ды греха́ к достиже́нию го́рняго Ца́рствия, и удосто́ившись ве́чныя жи́зни, вку́пе с тобо́ю вы́ну воспева́ти Пресвяту́ю Тро́ицу во Еди́нем существе́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
О, вели́кая Христо́ва уго́дница, преподо́бная ма́ти Мари́е! Услы́ши недосто́йную моли́тву нас, гре́шных (имена), изба́ви нас, преподо́бная ма́ти, от страсте́й, воюю́щих на ду́ши на́ша, от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́кого зла, в час же разлуче́ния души́ и те́ла отжени́, свята́я уго́дница, вся́кую лука́вую мы́сль и лука́вые бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с, Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той е́сть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Праведная кончина, старец Зосима и дикий лев
Отшельница попросила его и на следующий год, в этот же день, прийти на это же место. Старец Зосима исполнил ее желание. Но вместо идущей по волнам и поднимающейся молитвой ввысь он увидел нетленное тело Марии Египетской с крестообразно сложенными руками. Над ее головой было обращение к нему:
Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля
Это был именно тот день, когда монах причастил праведницу.
Ее тело «охранял» лев. По преданию, дикий зверь лизал стопы преподобной. А потом, словно понимая мысли старца Зосимы и завет упокоившейся, своими когтями помогал монаху рыть яму для погребения.
14 апреля 2021 года исполняется 1492 года со дня праведной кончины Марии Египетской.
Но уже на протяжении почти 15 веков ее подвиг покаяния чтит Святая Церковь. В ее честь названа пятая неделя Великого поста. Ведь именно в этот благодатный для покаяния и изменения час многих верующих подкрепляет пример праведной жизни преподобной.