Христианские святыни – история, происхождение, особенности

  1. Гвозди из Креста Животворящего
  2. Терновый Венец
  3. Копьё Лонгина
  4. Туринская Плащаница
  5. Сударь
  6. Плат Вероники
  7. Нерукотворный Спас, или Мандилион
  8. Хитон Иисуса Христа, или Риза Господня
  9. Святой Грааль
  10. Крайняя плоть Иисуса Христа

Связанные с земной жизнью Спасителя реликвии – величайшая ценность для верующих. Для хранения раритетов воздвигнуты величественные соборы, к ним припадают с молитвами паломники, а из уст в уста передаются предания о совершённых чудесах. Наша статья расскажет Вам об этих святынях!

Гвозди из Креста Животворящего

Точно не известно, сколько гвоздей использовалось при распятии. На традиционных иконах их всего три. Однако найденный археологами скелет человека, умершего от такой казни, пронзён четырьмя остриями. При этом ноги прибивались к перекладине креста с боков, как бы обхватывая её.

Эти Орудия Страстей Христовых были найдены императрицей Еленой рядом с Истинным Крестом. К сожалению, святыни оказалось очень легко подделать, чем и пользовались мошенники. В частности, французский богослов Жан Кальвин сообщает о 14 таких реликвиях, хранящихся в церквях Милана, Рима, Венеции, Парижа и Кельна. Кроме того, некоторые гвозди перековали в другие предметы культа – к примеру, византийский правитель Константин сделал из них шлем и уздечку для своей лошади, а ещё один раритет вставили в Железную корону Лангобардии.

Железная корона Лангобардского королевства

Камень Ибрахима (Мекка, Саудовская Аравия)

Когда пророк Ибрахим по приказанию Аллаха восстанавливал Каабу после всемирного потопа, и ее стены поднялись выше его роста, так, что он уже не мог их достать, помогавший ему сын Исмаил прикатил камень. Ибрахим встал на него и закончил возведение сооружения. Считается, что во время строительства произошло чудо: камень стал мягким, и на нем остались отпечатки стоп. Камень почитается у мусульман: рядом с ним имамы руководят молитвой правоверных, которых каждый год приезжает в Мекку по несколько миллионов. Кстати, праздник Курбан-байрам (Ил ал-Адха), к которому приурочено паломничество в Мекку, тоже связан с именем Ибрахима и его сына Исмаила. Ибрахим собрался принести в жертву своего сына, но в решающий момент тот был заменен агнцем. В христианской и иудейской традиции это история об Аврааме и Исааке.

В восточный угол Каабы вмонтирована еще одна мусульманская святыня — Чёрный камень, или камень прощения. По преданию, он был послан Адаму после его раскаяния. Адам заложил Каабу, а пророк Ибрахим вделал в стену камень. Считается, что изначально камень был белым, но постепенно почернел, пропитавшись грехами человечества.

Терновый Венец

Это сплетённые в кольцо ветви белого терновника, возложенные на главу Господа во время Его поругания римскими солдатами. Диаметр святыни составляет 21 см. В конце XIX ст. её запаяли в стеклянную колбу.

До 1204 г. Венец находился в Константинополе, в храме Богородицы Фара. Об этом сообщает эфесский митрополит Николай Мессарит. Но после того, как на город напали крестоносцы, реликвия попала к Латинскому императору Балдуину II. Из-за финансовых трудностей он заложил святыню венецианцам, у которых её выкупил король Людовик IX, уплатив 135 тыс. золотых ливров.

Терновый венец в соборе Нотр-Дам де Пари

Борода Пророка Мухаммеда (Стамбул, Турция)

По преданию, после смерти пророка Мухаммеда его бороду сбрил и сохранил один из приближенных к нему цирюльников. Считается, что именно эта борода сегодня выставлена во дворце Топкапы в Стамбуле. В отличие от многих священных для мусульман мест, попасть туда могут не только исповедующие ислам. Сам дворец тоже заслуживает внимания. Построен он был в конце XV в. и на протяжении пяти веков служил главной резиденцией турецких султанов. Это огромный комплекс, состоящий из множества служебных и жилых помещений, с богатейшей коллекцией фарфора. Помимо бороды пророка Мухаммеда здесь хранятся и христианские реликвии: частица мощей Иоанна Крестителя, посох Моисея и меч пророка Давида.

Несколько волос из бороды Мухаммеда оказались в мечети Хазратбал в индийском Шринагаре и в Тюменском областном музее. В Россию реликвия попала в XIX в. благодаря тюменскому купцу и меценату Нигматуллы-хаджи Кармышкову-Сейдукову. Сначала она хранились в мечети, а после революции 1917 г. была передана в музей

Копьё Лонгина

Согласно Евангелию от Иоанна, так называют пику, которую легионер вонзил в подреберье распятого Творца. Легенды гласят, что реликвией владели императоры Константин Великий и Юстиниан, король готов Теодорих, спаситель Европы от арабов Карл Мартелл и Фридрих Барбаросса.

В церквях хранится несколько подобных реликвий. В частности, это копьё из Ватикана, венское копьё (ещё известное как «Копьё Судьбы»; именно за ним охотился Гитлер) и святыня из армянской обители Эчмиадзин.

Венское копьё, копьё из Ватикана (фото не существует), копьё в Эчмиадзине. Армения

Туринская Плащаница

Реликвия представляет собой четырёхметровое льняное полотнище с многочисленными тёмными пятнами. Это следы крови и пота Иисуса Христа, оставшиеся после того, как Иосиф Аримафейский укрыл тело Мессии погребальной пеленой. А если взглянуть на негативы фотографий Плащаницы, можно увидеть, что отпечатки образуют человеческий силуэт! Различимы сложенные руки, корпус, ноги и даже черты лица. В данный момент святыня содержится в соборе св. Иоанна Крестителя (Турин, Италия).

Впрочем, церковь не признаёт этот предмет священным, так как его достоверная история начинается лишь с 1353 г. Существуют предположения, что изображение создал средневековый итальянский живописец Джотто ди Бондоне. А датирование методом радиоуглеродного анализа показало, что ткань Плащаницы была соткана между 1275 и 1381 г.

Собор Святого Иоанна Крестителя в Турине

После Никейского собора по приказу императора Константина в Иудею отправилась целая делегация, и спустя сотни лет после распятия Иисуса были найдены все святые места — и пещера, в которой он родился, и терновый венок, и гвозди, вбитые в тело Иисуса, и даже его пуповина, обрезанная при рождении… В различных церквях сейчас находится несколько десятков гвоздей, которыми был распят Иисус (по Библии, их было всего 4), шипов от тернового венка столько, что хватило бы на 5-10 венков. Ещё в средние века говорили, что «если собрать все частицы креста Господня воедино, не каждый корабль может выдержать такой груз». Копий, которыми, по преданию, был проткнут Иисус, распятый на кресте, в мире насчитывается около десятка. Обрезанной крайней плоти Иисуса насчитывается аж целых 13. В общем, нашли всё, что хотели найти, именно там, где хотели найти. Все эти находки подделки.
СВЯТАЯ ПЛАЩАНИЦА ХРИСТОВА
Согласно библейскому Писанию, Мария Магдалина первой обнаружила плащаницу в пустой гробнице Иисуса Христа. Мария вынесла из склепа этот саван и передала его матери Иисуса. Дева Мария как великую ценность берегла эту память о своём безвинно пострадавшем сыне. И увезла её с собой в Галлию (Франция). Хранила эту реликвию до последних дней своей жизни. После смерти Марии плащаница перешла к дочери иисуса Христа, которая вышла замуж за местного вельможу. Плащаница как великая реликвия хранилась в глубокой тайне в специальном железном ящичке. Самые ранние сказания о Святой Плащанице относятся к VII веку. В записях того времени говорится о Полотне, покрывавшем пречистое тело Спасителя, на котором осталось Его изображение. Первое время, пока было гонение на христиан, Святая Плащаница Христова сохранялась верующими втайне. Когда же гонения эти прекратились, Плащаница хранилась у византийских императоров — в императорской часовне при храме Влахернской Богоматери. Они ревностно охраняли ее и долгое время не показывали народу. Впоследствии Плащаницу стали выносить из храма, развертывать, и народ приходил поклоняться святыне, на которой «ясно можно было видеть Лик Господень». Однако возникает еще вопрос и о том, где же хранилась Плащаница до того, как она попала в Константинополь? Евангелисты повествуют, что пелена, которой было обвито тело Иисуса Христа по его погребении, лежала на полу погребальной пещеры. Первыми ее увидели ученики Его, Иоанн и Петр, и жены-мироносицы. По преданию, Плащаница хранилась сначала у святого апостола Петра, а потом передавалась от ученика к ученику. В сочинениях доконстантинопольской эпохи она практически не упоминается. Это была великая святыня, и сведения о ней могли бы послужить поводом для ее поисков языческими властями. Сообщения о Плащанице стали поступать после торжества христианства при императоре Константине. Известно, что именно святая Пульхерия, сестра императора Феодосия VI, поместила Плащаницу в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне. В 640 году епископ галльский Арнульф, описывая свое паломничество в Иерусалим, упоминает о святой Плащанице и указывает ее точные размеры. Перенесение Плащаницы из Константинополя в Иерусалим связано, вероятно, с развитием в Византии богоборчества и опасностью уничтожения этой святыни. Роберт де Клари, летописец Четвертого крестового похода, писал, что во время разгрома Византии Плащаница «исчезла так, что никто не знал, что с ней сталось». Другой хронист, граф Риант, рассказывал, что во время разграбления Константинополя Влахернская капелла не была тронута крестоносцами. Епископу Гарнье де Тренелю, который находился при их войске, было поручено охранять все реликвии императорской капеллы. Но епископ вскоре умер, оставив после себя список охраняемых им предметов, в котором Святая Плащаница не упоминается. Многие из перечисленных в списке предметов были отправлены им в Европу, но Плащаницы среди них не было. Как не было и сведений о том, куда она делась. Впоследствии исследователи высказывали предположение, что епископ оставил Плащаницу у себя, как самую главную из вверенных ему святынь. Может быть, он сам хотел привезти ее в родной город Труа, но смерть помешала ему осуществить это намерение. А может быть, он завещал кому-нибудь из главных рыцарей отвезти Плащаницу в Шампань? Однако с тех пор исторических сведений о том, где и у кого находилась эта святыня, нет. Но вот в 1353 году граф Жофруа де Шарни I принес в дар аббатству, которое он основал близ Труа, Плащаницу как подлинное полотно, которым было обвито тело Иисуса Христа при снятии его с креста и при погребении. Точных сведений, откуда де Шарни получил Плащаницу, нет, известно только, что она с незапамятных времен находилась в его родовом замке и будто бы досталась предку де Шарни как военная добыча с Востока. Слух о чудесной Плащанице быстро распространился среди народа, и толпы богомольцев стекались в Труа на поклонение святыне. Однако епископ Г. Пуатье быстро прекратил это паломничество, так как сам не верил в подлинность Плащаницы и считал изображенный на ней лик Спасителя делом рук плохого живописца. Вскоре Плащаницу вернули графу де Шарни, и он хранил ее у себя. Однако здесь следует вспомнить об особой ценности сообщений Николая Мазарита, спасшего святую Плащаницу от огня еще в 1201 году: «Похоронные ризы Христа. Они из полотна. Еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное Тело Бесконечного в смерти». Николая Мазарита поразило то, что Иисус Христос на Плащанице совершенно нагой, а такой вольности не мог себе позволить никакой христианский художник. Поклонение Плащанице возобновилось в 1389 году, но Петр д’Арси, новый епископ Труа, тоже не хотел верить в подлинность святыни. Чтобы покончить с этим спорным вопросом, он отправил римскому папе Клименту VII послание, в котором и изложил свои выводы о неподлинности Плащаницы. К посланию епископ приложил письмо, якобы бы найденное им, в котором какой-то неизвестный живописец признается, будто это он нарисовал Плащаницу. Папа благосклонно отнесся к этому посланию и своей буллой приказал считать Плащаницу простой живописью. Святыня вновь возвратилась в замок Шарни, а в 1452 году Маргарита де Шарни, одна из наследниц графа, подарила Плащаницу своей подруге — герцогине Савойской. Людовико I Савойский, супруг герцогини, построил в городе Шамбери прекрасную капеллу для драгоценной реликвии, куда ее торжественно внесли в 1502 году. Однако случившийся через год пожар едва не уничтожил часть капеллы, Плащаница чуть было не погибла, но самого изображения огонь не коснулся. Только на согнутых краях остались следы… На прожженные места потом были наложены шелковые заплаты, а еще через два года для большей прочности края Плащаницы были окаймлены особой тканью. Многие плащаницы и до этого показывались в разных городах, но массовым сознанием только эта принималась за подлинную. Она трижды горела и чудом сохранялась. Чтобы очистить от копоти после пожаров и убедиться в ее ненарисованности, Плащаницу несколько раз стирали, варили в масле, но изображение оставалось. В 1578 году Карл Барромено, престарелый епископ Милана, пошел пешком в Шамбери на поклонение святой Плащанице. Чтобы избавить старца от перехода через зимние Альпы, Плащаницу вынесли ему навстречу. Встреча эта произошла в Турине, в соборе Святого Иоанна Крестителя, где Плащаница хранится до настоящего времени. Она была сложена и помещена в металлический ларец с несколькими замками, ключи от которых имелись только у папы римского, принца Савойского и архиепископа Туринского. Плащаница представляет собой тонкое льняное полотно длиной 4 метра 36 сантиметров и шириной 1 метр 10 сантиметров, тканное зигзагом 3х1. Такие ткани изготавливали на Ближнем Востоке (в частности, в Сирии, отчего их стали называть «дамасскими») в II-I веках до нашей эры. В более ранние и поздние времена такие ткани, стоившие очень дорого, неизвестны. Кроме льна, в составе ткани ученые обнаружили несколько волокон хлопка переднеазиатского вида. В пользу древнего возраста Плащаницы свидетельствуют и отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Иисуса Христа. «Лепта Пилата» — очень редкая монета, она чеканилась только около 30 года нашей эры. Надпись на ней — TIBERIOV KAICAROC (ИМПЕРАТОР ТИБЕРИЙ) сделана с ошибкой: CAICAROC. Монеты с такой ошибкой не были известны нумизматам до публикации фотографии Плащаницы, да и после этого в разных коллекциях было обнаружено всего пять подобных монет. На пожелтевшей от времени поверхности Плащаницы видны коричневые и красновато-багровые пятна, своим расположением создающие форму человеческого тела спереди и сзади. Лик Спасителя приходится на половину всей длины Плащаницы, а грудь и другие части тела лицевой стороны продолжаются до конца одной ее половины. Спинная сторона (начиная от затылка) занимает другую половину, и притом в таком соотношении к лицевому изображению, какое могло получиться только при условии, что погребаемый, будучи положен на спину по одной длине Плащаницы, затем другой ее половиной был покрыт через голову по длине всего тела. Когда в 1898 году Плащаница была выставлена на Международной выставке религиозного искусства, вновь разгорелись споры об ее подлинности. Одни видели в изображении на Плащанице плохую живопись, не заслуживающую особенного внимания. Другие, кто отнесся внимательно и беспристрастно, приходили к твердому убеждению, что это не живопись и изображение получилось непосредственно от тела умершего человека. Для археологов Плащаница явилась совершенно необъяснимым предметом, так как ничего подобного ей ранее не встречалось. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. Археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой (60?50 сантиметров) вечером того же дня, 28 мая, он проявил и… оцепенел. Получилось очень отчетливое изображение в позитиве погребенного после распятия человека — со следами бичевания на спине, от ран на руках и ногах, в боках, со следами от тернового венца на лбу и на голове. На руках раны были не на ладонях, а выше сгиба кисти руки. Капли кровавого пота исчерчивают лицо, а на теле образуют сгустки крови. Несмотря на следы от ран, фотограф видел перед собой фотографический портрет Спасителя — Лик с неземным выражением красоты и благородства. У С. Пиа невольно появилась и крепла уверенность, что на полотне до сих пор все видели лишь негативное изображение Лика и Божественного Тела Иисуса Христа. Всю ночь просидел фотограф в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Иисуса Христа. «Святая Плащаница, — размышлял фотограф, — сама каким-то невообразимым способом представляет собой фотографически точный негатив, да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу, больше 1000 лет! А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо». В ту памятную ночь фотограф понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности не мог бы ее нарисовать, сделать, по существу, невидимый негатив. Позже Туринскую Плащаницу много раз снимали в разных лучах спектра — от рентгеновского до инфракрасного излучения. Ее изучают криминалисты, историки, физики, химики, врачи, ботаники, нумизматы и люди других профессий. Хотя неоднократно высказывалось убеждение, что Плащаница нерукотворна, были попытки приписать ее кисти великого Леонардо да Винчи или какого-либо другого известного художника. Но Плащаница отражает такие анатомические подробности в строении человеческого тела, которые не были известны даже великим средневековым мастерам. На ней нет следов красок, связанных с изображением, только в одном месте она слегка испачкана краской. Это произошло, может быть, в 1516 году, когда А. Дюрер рисовал с нее копию. Французские ученые, доктор химии П. Винсон и профессор физики Кольсон, увидев фотографические снимки, приступили к исследованию отпечатков на пелене. В течение двух лет ученые проделали целый ряд физико-химических опытов и пришли к выводу, что при тех условиях погребения, как об этом рассказывают евангелисты, отпечатки на полотне могли получиться. Изображение на Плащанице не могло быть подделано, так как художники прежних времен изображали распятого Иисуса Христа совершенно не так, да и рисунка в строгом смысле этого слова на пелене нет: на ней находятся лишь пятна без резких очертаний. Там, где пелена близко соприкасалась с телом, очертания эти интенсивнее и отчетливее. Дальнейшие исследования показали, что подверженное действию аммиачных паров тело (завернутое, по обычаю древних евреев, в пропитанные соком алоэ пелены) может производить отпечаток на пелене совершенно так же, как и в случае с Туринской Плащаницей. Впоследствии свои исследования П. Винсон обобщил в книге, в которой он, в частности, писал: «Туринская Плащаница представляет поразительное явление с научной точки зрения. Не имея в пользу своей подлинности последовательных и достоверных научных данных, она сама неопровержимо ясно говорит о своей нерукотворности: история ее происхождения начертана на ней самой». Известия об исследованиях французских ученых появились во многих периодических изданиях в 1902 году. Появились они и в русских журналах и газетах, вследствие чего в России интерес к Плащанице был настолько захватывающ, что многие русские люди дали себе обещание рано или поздно побывать в Турине для поклонения Святой Плащанице Христовой. Вопрос о происхождении изображения на Плащанице вызывает интерес не только среди ученых. В середине 1980-х годов интересную версию выдвинул О. Хмоловский из Ленинградской области. Он считает, что изображение на Плащанице могла оставить… молния. И даже приводит случай, когда на теле солдата, убитого молнией, отпечатались форменная пряжка ремня и находящаяся у него в кармане монета. «Допустим, — продолжает О. Хмоловский, — что в то время, когда тело Христа обертывали плащаницей, хлынул дождь и мокрое полотно прилипло к телу. Люди поспешили в укрытие, а тело Христа положили на землю. Ударившая рядом молния «стекла» на плащаницу и сделала отпечаток». Однако физики (например, Л. Пекарь) утверждают, что от молнии, даже от ста молний, не может запечатлеться изображение ни на чем-либо, кроме особым образом и для особых целей приготовленных эмульсий. Даже если допустить, что образовалось вещество рекордной чувствительности, то и в таком случае от дневного или сумеречного света детали (как на любой фотографии) потеряли бы четкость за считанные секунды. Врач М. Ильин подошел к вопросу о происхождении изображения на Святой Плащанице с медицинской точки зрения. Он считает, что человек, чье изображение сохранилось на Плащанице, был болен, а загадочный снимок получился благодаря особенностям его редкой болезни. Эта болезнь называется порфирия, когда у больного вместе с выделениями выходят порфирины — пигменты, в основе которых лежит структура из четырех колец пиррола. На свету патологические порфирины вступают в реакцию и окрашивают в красный и бурый цвет и сами выделения, и ткань, на которую они попадают. В нашу задачу не входит описание всех исследований Святой Плащаницы, которые проводились на протяжении десятилетий. Но об одном открытии, которое сделали эксперты военно-воздушных сил США Джексон и Джампер и которое по сей день вызывает головную боль у физиков и оптиков, мы все-таки расскажем. Джексон и Джампер обработали снимки Плащаницы компьютерным анализатором, преобразующим интенсивность оттенков и тонов изображения в цифровую форму. Затем по этим данным было изготовлено множество картонных пластинок разной высоты. Поставленные друг за другом в определенном порядке, эти пластинки образовали рельеф, ошеломивший исследователей. Они увидели на Плащанице объемное изображение человека! Такого результата после аналогичной обработки простых фотографий или рисунков не получается. И никто не может объяснить до сих пор, как в плоском контуре человеческой фигуры на Плащанице мог быть «закодирован» объемный вариант…
Туринская плащаница

КРЕСТ


С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.


После того как святая Елена нашла подлинный крест, она приказала заложить на месте распятия церковь, в которой и стала находиться реликвия. Церковь была заложена в 327 году. Спустя 10 лет многочисленные паломники и пилигримы по кусочкам стали растаскивать этот крест. Таким образом, спустя некоторое время от святыни осталась лишь небольшая часть.
14 августа — происхождение Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом». 19 марта — Обретение Честного Креста и гвоздей царицей Еленой в Иерусалиме. В 7 веке персы, захватившие Иерусалим, разрушили церковь до основания. В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609—633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм. В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество». Крестоносцы, освободившие Иерусалим от арабов в 1099 году, построили на Голгофе храм Гроба Господня, который с переделками сохранился до наших дней. В 1187 году Иерусалим был захвачен султаном Египта и Сирии Саладином. И в этот раз остатки Животворящего Креста были утеряны окончательно. Праздник Воздвижения Креста Господня (Утверждение Креста) — 27 сентября
.

Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. Картина В.К. Сазонова, XIX век

См. Крестовоздвиженский девичий монастырь города Мурома. Монастырь Животворящего Креста Господня.

Животворящий Крест Господень в храме Святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново.

Богослужение

Православная церковь

Богослужение аналогично богослужению Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа). Накануне (то есть 26 сентября) вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом). На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословиемнастоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятого настоятель совершает вынос креста. Держа Крест на голове, настоятель, в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает его вынос через северную дверь; остановившись на амвоне, он произносит «Премудрость, прости», затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» несёт Крест на середину храма и кладёт его на аналой. Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час. На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (без земных поклонов). По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета. Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.

Католическая церковь

В экстраординарной форме латинского обряда богослужение начинается накануне вечерней праздника, если 14 сентября приходится на воскресенье или совершается как праздник 1 класса. Обычно же начинается с утрени, которая имеет 3 ноктюрна. На первом положено чтение из Книги Чисел (Чис.21:1-9). Первый ноктюрн завершается протяжным респонсорием в котором упоминается возвращение Креста из Персии при императоре Ираклии: «Haec est arbor dignissima, in paradisi medio situata, in qua salutis auctor propria morte mortem omnium superavit. V: Crux praecellenti decore fulgida, quam HERACLIUS imperator concupiscenti animo recuperavit». На втором ноктюрне историческое чтение о возвращении Креста. На третьем ноктюрне чтение из проповеди св. папы римского Льва Великого. В миссале имеется собственный формуляр для праздничной мессы. Богослужение открывается интроитом Nos autem на слова из послания ап. Павла к Галатам (6:14). Первое чтение из послания к Филиппийцам (Фил.2:5-11), при чтении которого положено коленопреклонение на словах: «чтобы в имени Иисуса преклонилось всякое колено». Второе чтение из Евангелия от Иоанна (Ин.12:31-36). Префация о Святом Кресте. В целом, собственные тексты мессы и оффиция во многом подобны тем, что используются в страстное время (2 недели до Пасхи).

ВЕНОК И ГВОЗДИ

Венок и гвозди были спрятаны Иосифом Аримафейским сразу после снятия Иисуса с креста. Он передал эти реликвии своим детям. После разрушения Иерусалима римлянами в 70 году дети Иосифа были вынуждены переехать в Вавилон. Венок и гвозди долго хранились у родственников Иосифа, которые не знали, что с ними делать дальше. Один из потомков хотел выбросить из дома странные, с его точки зрения, предметы. Но однажды увидел удивительный сон — к нему подошла неизвестная женщина и пообещала, что их семью постигнет большая удача в случае, если он отдаст венок и гвозди в христианскую общину, и даже указала место, где можно её найти. Потомок Иосифа Аримафейского немедленно тронулся в путь, но не ради денег, а чтобы выполнить просьбу просящего. Он нашёл указанное место, рассказал христианам свой сон и передал им венок и гвозди. Христиане поняли, что их нежданный гость видел во сне Богоматерь, и поэтому щедро одарили его. На полученные деньги семья приобрела заброшенный участок земли, о котором так давно мечтала. Весной, когда мужчины стали пахать землю, то плуг задел какой-то предмет — им оказался кувшин, наполненный золотыми монетами. Венок от монахов попал в Константинополь. В 13 веке константинопольский император продал его французскому королю Людовику IX. Сейчас то, что осталось от венка — несколько прутиков без единого шипа,- хранится в Париже в соборе Нотр-Дам. Гвозди до наших дней все не сохранились. Их неоднократно распиливали на кусочки и переплавляли, поэтому есть только один, который хранится в церкви Святого Креста в Риме. Гвоздь по форме и размеру точно соответствует следу от гвоздя на плащанице.


Базилика Святого Креста Иерусалимского в Риме Храм построен по инициативе матери Константина Елены

КРАЙНЯЯ ПЛОТЬ

Во время поездки в Египет Иосиф и Мария — родители Иисуса — расположились на отдых в пустынном месте под одиноким деревом. Неожиданно неподалёку завыли степные волки. Смертельная опасность нависла над всем семейством. Мария и Иосиф быстро собрали свои вещи и покинули опасное место, разбудив при этом Иисуса. Волки подошли к дереву и уже не могли никуда двинуться с места, словно невидимая стена была перед ними и преграждала путь. Животные долго метались по кругу, пока, обессилев, не улеглись под деревом. За это время семья ушла на безопасное расстояние, а Иисус совершил одно из первых своих чудес, которого никто даже не заметил. Спустя некоторое время Мария обнаружила, что в спешке оборонила маленькую кожаную сумочку, в которой хранилась крайняя плоть её сына. В этом месте впоследствии забил живительный источник чистой воды. И некогда пустынная местность преобразилась в район цветущих оазисов.
14 января — Обрезание Господне
.

Православные Церковные Праздники.

Храм гроба Господня

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Сударь

Эта святыня, известная также как убрус и главотяж, является куском льняной ткани размером 84*53 см. Материю покрывают пятна крови и сукровицы, ведь, как гласит Евангелие, ею укрыли лик Божьего сына при снятии с креста. Название реликвии происходит от лат. «sudarium» – «платок для вытирания пота».

История раритета описана в начале XII ст. епископом Пелагием. Согласно ей, сударь вывезли из Иерусалима в 614 г. Из Александрии платок попал в Овьедо (Испания). Для хранения реликвии построили капеллу Камара Санта, а затем и собор Сан-Сальвадор. Ещё одна похожая святыня есть в Брюгге (Бельгия), где она оказалась после II Крестового похода.

Дубовый ларец, обитый серебряными пластинами с чеканным рисунком, в котором хранится Сударь. Овьедо, Испания

Арабское завоевание

Арабы овладели Иерусалимом в 637 году. До взятия Иерусалима состоялась битва при Ярмуке 20 августа 636 года. Войска халифа Умара ибн-аль Хаттаба (или Омара I) разгромили византийцев, что дало возможность халифату «отжать» у Византии Сирию и Палестину. Но вопреки тревогам жителей города, халиф не предал священную постройку огню. «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены», — сказал он.


Мечеть Купола скалы. (wikimedia.org)

Плат Вероники

Данное изображение Спасителя появилось на платке благочестивой девы Вероники, который она протянула идущему на Голгофу Мессии. Отличительные особенности святыни – искажённые черты Иисуса Христа и терновый венец на Его главе.

В Евангелиях подобный эпизод не упоминается, однако легенда о чудотворном Плате всё же очень популярна. Существует несколько копий реликвии, главная из которых находится в соборе св. Петра (Ватикан, Рим). Другие похожие раритеты – Вуаль из Манопелло и святой лик из Аликанте.

Плат Вероники хранится в соборе Святого Петра в Риме

Христианские святыни, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы

Риза Богородицы

Риза Богородицы – риза Пречистой Девы Марии, которая по преданию была украдена византийскими аристократами у пожилой женщины-еврейки в Назарете в 5 веке. Считается, что риза долгое время находилась во Влахернской церкови, однако после пожара в церкви в 1434, след ризы теряется.


Сегодня известно о нахождении ризы либо её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима, Влахернская церковь в Зугдиди и ряде других мест.

Пояс богородицы

Пояс Девы Марии не упоминается ни в одном из источников до IX века. В XX веке становятся известны 2 истории о поясе, согласно первому преданию, пояс хранится в городе Зила, а затем в Константинополе, а согласно второму преданию, пояс хранился в Иерусалиме, а затем в Константинополе. После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения реликвии.


Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву Девы Марии, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения и веры во Христа.

Нерукотворный Спас, или Мандилион

Спас Нерукотворный — это аналог Плата Вероники, бытующий в православной традиции. Как гласит предание, он был создан самим Божьим Сыном в ответ на просьбу языческого царя Авгаря. Он страдал от проказы и послал к Спасителю гонцов, моля Его об исцелении. Мессия смилостивился над правителем и, умывшись, утёр лицо убрусом (полотенцем), на котором проступил отпечаток святого лика.

Ткань с нерукотворным изображением долго хранилась в Эдессе, пока в 944 г. её не выкупил византийский император Роман I Лакапин. Но когда в 1204 г. Царьград разграбили крестоносцы, реликвия была утрачена. Самыми близкими к оригиналу списками считаются Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите (Ватикан) и образ из армянской церкви св. Варфоломея в Генуе.

Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите. Ватикан

Зуб Будды (Храм Далада Малигава, Шри-Ланка)

В городе Канди расположено хранилище священного талисмана и символа буддистов — зуба Будды. Считается, что он дарует мудрость, храбрость и исполнение всех желаний. Реликвия настолько важна и священна, что почти все время находится под замком в семи ларцах, вложенных друг в друга. Только избранные, например члены королевской семьи, раз в несколько лет имеют возможность взглянуть на великую ценность. Несмотря на это, приехать сюда стоит: буддисты верят, что зуб «работает» и на расстоянии. Интересен и сам храм Далада Малигава. Его внутреннее убранство поражает роскошью.

В честь священного зуба на протяжении нескольких сотен лет устраивается праздник Эсала Перахера, длящийся 14 дней. Главное событие — шествие слонов в великолепном убранстве, сопровождаемое музыкой, танцами и выступлениями факельщиков. Это единственный день в году, когда шкатулку с зубом Будды выносят из храма.

Хитон Иисуса Христа, или Риза Господня

Этот хитон получил по жребию один из распинавших Иисуса воинов. По легенде, он был грузином, и принёс реликвию в Иверию, где её хранили в сокровищнице Мцхетского Патриаршего храма Светицховели.

Трирский Собор Германии является обладателем древней реликвии христианского народа — Хитона Господня. Согласно легенде его соткала сама Дева Мария своему сыну, который носил в течении всего существования земного.

Хитон Иисуса Христа Главная реликвия Трирского Собора. Германия

Христианство на Крите

Самым большим греческим островом является Крит, сохранивший большое количество храмов, церквей и монастырей, расположившихся по всему острову.

Первой церковью, построенной на территории государства, стала церковь Святого Тита. Он был учеником апостола Павла и первым начал проповедовать христианство.

Также на острове располагается церковь Святой Екатерины, келья Святого Мирона и монастырь Святого Георгия Апаносифа.

Святой Грааль

Равно как и Туринская Плащаница, этот раритет не признан церковью. Однако это не мешает людям ему поклоняться – так, одна из реликвий выставлена в кафедральной церкви Валенсии. Согласно исследованиям, стеклянному сосуду действительно около 2 тыс. лет, а манера, в которой он выполнен, характерна для Ближнего Востока.

Кроме того, есть версии, что Чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Спасителя, находится в Турине (Италия) либо Гластонбери (Англия).

Валенсийский Грааль (Кафедральный собор святой Марии Валенсии)

Крайняя плоть Иисуса Христа

Анатомически святыня являет собой препуций (часть кожи полового члена), который удалялся во время обрезания – процедуры, которой подвергали всех еврейских младенцев мужского пола на 8 день после рождения.

Раритет неоднократно подделывали – известно более 18 препуциев, которые хранятся в Саньяго-де-Компостелла (Испания), Антверпене (Бельгия), Шартре (Франция), Калькате (Италия) и других городах.

В 800 году король Карл представил папе Льву II реликвию Священный Препуций

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]