Христианство на Руси: причины принятия, значение и последствия

  • 19 Августа, 2019
  • События
  • Арина Михалкова

Принятие христианства на Руси стало важным историческим событием в формировании восточнославянской цивилизации. В результате этого шага произошли существенные изменения в этнической, социально-экономической, политической и культурной жизни общества. Признание и утверждение «греческой веры» являлось необходимостью, поскольку уравнивало молодое государство с остальными крепко стоящими державами, где язычники воспринимались как неполноправные народы. В ходе статьи будет рассмотрено, в каком веке Русь приняла христианство, названы причины, способствующие этому процессу, и проанализированы особенности введения новой веры.

До крещения

Первые русские летописцы, фиксирующие хронику родных земель, появились не ранее XI столетия. По этой причине версия событий IX–X веков, за исключением нескольких греческих рукописей, не имела иных источников происхождения, кроме устных преданий, достоверность которых весьма сомнительна. Поэтому за отсутствием подлинных документов история того времени, когда христианство появилось на Руси, довольно слабо изучена.

Языческие верования славянских племен, некогда обитавших на территории современной России, малоизвестны. Мифология и религиозные обряды являлись важной составляющей их жизни. Они поклонялись природе и ее силам, веруя, что она населена существами, несхожими с людьми (упыри, берегини, духи зла). Через различные ритуалы праславяне отмечали перемены, происходящие в окружающей среде, тем самым создавая круг определенных языческих праздников. Позднее появился культ, связанный с земледелием, они стали почитать Рода (дух-покровитель рода, судьбы) и богинь Рожаниц Ладу и Лелю (покровительниц плодородия, беременных и рожениц).

В эпоху образования государственных объединений на землях древних славян формируется языческий пантеон, в котором каждое божество закрепляется за отдельной стороной быта. Их насчитывалось немало: Сварог (ходящий по небу), Велес (дарующий богатство и благополучие, покровитель странников), Перун (громовержец, позднее – покровитель воинов), Даждьбог (бог солнца), Макошь (богиня изобилия, покровительница женщин) и другие. Однако образы демиургов так и не обрели у славян какой-либо ясности и определенности: не было ни специальных святилищ, ни выделенного сословия жрецов. Только местами, на открытых пространствах, устанавливались грубые изображения идолов, которым приносились жертвы (порой человеческие), но этим все и ограничивалось.

По следам предков

В древних преданиях повествуется, что первые шаги христианства на Руси были сделаны святым апостолом Андреем Первозванным. Проповедуя Евангелие, апостол проходил через Фракию, Скифию, Сарматию и дошел до днепровских гор, где позже был воздвигнут Киев. Он предрек, что однажды на этом месте поднимется славный город и церкви.

Следы христиан отмечаются на юго-западных рубежах русской земли у племен тиверцев и угличей, населявших районы на нижнем Днестре и до нижнего Дуная. По записям блаженного Феодорита известно, что Иоанн Златоуст пытался насаждать христианство у соседей-греков и скифов-кочевников, проживавших у Дуная. Источники повествуют о том, что в его устьях находилась Скифская (или Томитанская) епархия, и назидательные учения отцов церкви имели возможность доходить до полян, находившихся южнее Киева. В IV веке епархия находилась у готов, кочевого народа, жившего в южных областях между Дунаем и Днепром. Позднее, когда славянские племена открыли для себя Византию и стали ездить туда по торговым делам и на служение в императорские войска, они ближе познакомились с «иной» верой. Христианство всполохами стало отмечаться на Руси, но в целом восточные славяне находились под сильным влиянием язычества.

Первые христиане на Руси

Принятие христианства варяжскими и славянскими дружинниками было упомянуто еще в IX веке. На первых порах крещение отмечалось единичными случаями, в основном это были воины, участвовавшие в походах на Византию и ведущие торговые дела с христианами-греками. Их решение в перемене веры было вполне объяснимым: большую часть жизни они проводили в дорогах и на чужбине, где постоянно созерцали величественные соборы и особую торжественность богослужений, а затем сравнивали имеющиеся культы на Руси с христианством. Таким образом, уверовавших варягов становилось больше.

Есть основания полагать, что в начале или середине 860-х годов первые киевские князья Аскольд и Дир c небольшим количеством народа получили крещение в Киеве, после похода русичей на Константинополь. Эти события некоторые историки представляют как первую дату, когда принято христианство на Руси (крещение Фотиевое, или Аскольдовое).

Далее русские христиане упоминаются также и в договоре с греками 944 года. Большая заслуга в приходе христианской веры на русские земли принадлежит княгине Ольге, которая крестилась во время своего визита в Константинополь (958). Во время ее правления христианство на Руси стало занимать не последнее положение, и с ним вынуждены были считаться язычники. Некоторые исследователи склоны считать, что обращение Ольги в веру было следствием сложной политической игры с императором Византии, Константином Багрянородным.

Выбор князем Владимиром новой государственной религии

Как гласит легенда, история крещения Руси началась с принятия в Киеве представителей главных мировых религий. Прибыли мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи, христиане Латинского обряда (католики) и христиане Восточного обряда (православные). Эти религии исповедовали соседи Руси, поэтому это был выбор стратегического союзника. Политический шаг, который менял историю государства на столетия вперед. Иудеям из Хазарии Владимир ответил примерно следующее: «как же вы других учите, если Вы отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям или и нам того же хотите?».

Ответ представителям ислама, запрещающего употребление алкоголя, гласил: на Руси есть веселие – пить, не можем без того жить. Западные христиане обряда натолкнулись на ответ: «Уходите, ибо и отцы наши не приняли этого». Скорее всего, имелось ввиду, что во времена Ольги часть русской знати приняла именно православие. Князь Владимир отправляет свои посольства в эти страны, чтобы “испытать их службу”. После возвращения из Византии послы рассказывали, что были поражены красотой и величием храмов. Во время богослужений они не могли понять, где они находятся: на земле или на небе. Послы присутствовали на Литургии в храме Софии в Константинополе.

На распутье

В каком веке приняли христианство на Руси? Известно, что это произошло в Х веке, но последовательность событий остается до конца не выясненной. После продолжительной междоусобной борьбы на киевский престол в 980 году взошел Владимир (внук княгини Ольги), при котором Русское государство сумело значительно раскинуть свои границы и укрепить южные рубежи. В попытках объединить разобщенные земли князь хотел создать в стольном граде единый пантеон почитаемых богов, но не возымел в этом успеха. По прошествии некоторого времени на Руси было принято христианство как основная государственная религия.

К началу правления Владимира семена христианского учения уже имели свои всходы на территории государства. При этом князь все еще отдавал предпочтение языческим богам, хотя вполне осознавал все недостатки веры предков. Последующий провал религиозной реформы подтолкнул его к поискам новой религии, могущей заменить язычество и основательно укрепить государственную власть. Решение было продиктовано еще и тем, что все державы, окружавшие Русь, уже имели такие религии.

Согласно летописным сказаниям, к киевскому правителю явились посланники трех монотеистических верований: ислама, иудаизма и христианства. Последнее из них было особенно хорошо известно в Киеве по причине частых связей с Константинополем. Собрав бояр и старцев, Владимир держал с ними совет в выборе новой веры для государства. По их рекомендации он отправил в разные страны своих людей, чтобы выяснить, какая вера лучше всего подойдет русичам. В итоге предпочтение было отдано греческой вере.

Варианты выбора

Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.

РасхождениеПравославиеКатоличество
ОбрядыПричащение велось хлебом и виномВином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки
ЯзыкЛюбойЛатынь
Отношения между церковью и государствомШло подчинение духовенства государственной властиГлавой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа

Если перечислить все плюсы и минусы обеих ветвей, то становится понятно, что у князя Владимира не было желания положительно относиться к католической вере, поскольку в его планы не входило подчинение Римскому папе.

Крещение Владимира

Крещение Владимира и его ближайшего окружения произошло в 988 году в греческом городе Корсуне. Данное событие было несколько форсировано ходом сложных дипломатических взаимоотношений и договоренностей между Русью и Византией. Русского князя не устраивало христианство по византийскому образцу, поскольку в этом случае русичи попадали в прямую зависимость от империи. Однако опыт Болгарской державы, располагавшей независимым патриаршеством, вдохновил Владимира на реализацию собственного замысла: породниться с византийскими правителями.

В 987 году для устранения грозного мятежника Варды Фоки, восхотевшего занять византийский трон, император Василий II просил помощи у русского князя, не скупясь на обещания ответной благодарности. По записям арабского историка XI столетия, отслеживающего время и события того периода, когда принято христианство на Руси, между двумя правителями состоялся договор, где главным условием выступала женитьба Владимира на принцессе Анне, сестре императора. Вторым немаловажным пунктом этого соглашения стало обязательное крещение русского князя и его народа.

Бунт у соседей благодаря вмешательству княжеской дружины был успешно подавлен, а его зачинщик Варда Фока устранен. Тем не менее византийский император не спешил исполнить своих обещаний Владимиру. Тогда тот решил сам напомнить о себе и захватил город Корсунь, послав соответствующую весточку византийскому престолу. Угрозе пришлось внять и смириться: русский князь получил крещение и сочетался с принцессой Анной.

Принятие решения

После изучения православной веры ее принятие произошло не сразу. Этому предшествовали серьезные события. Владимир желал ослабления Византии. С этой целью его войска осадили Херсонес и быстро захватили его.

Оттуда в Константинополь было послано сообщение с требованием отдать в жены князю сестру императора Анну. Оно было выполнено, поскольку Византия не хотела вступать в конфликт с Киевской Русью.

При этом в ответ было выставлено условие: Киевская Русь должна принять христианство. Нельзя было назвать такое предложение невыгодным. Каков бы ни был предварительный план у Владимира, решение было принято в пользу православия.

Введение «новой» веры

Киев, повинуясь воле Владимира, первым крестился в водах Днепра. Событие произошло в конце июля 988 года, когда княжеским указом жителей города собрали на берегу реки и посредством ритуала обратили в новую веру. Эта дата стала официальным днем празднования крещения Руси, но фактически она только положила начало длительному процессу, затянувшемуся на несколько столетий.

У большинства историков все еще остается спорным вопрос о том, в каком веке христианство было принято окончательно. Во многих областях язычество довольно долго имело сильную позицию, и периодически организовывались бунты, прежде чем христианская вера встала на ноги как государственная религия. Некоторые территории приходилось крестить буквально «мечом», вследствие сильного сопротивления населения, не желающего предавать своих богов. Во Владимиро-Суздальском княжестве в 1024 году сторонники старой веры подняли восстание, в 1071 году был подавлен мятеж в Новгороде, Ростов смирился с крещением только к концу XI столетия, а город Муром и вовсе продержался до XII века.

Интересно отметить, что приход христианства на Русь по своим последствиям и общему значению нередко сопоставляют с преобразованиями Петра Великого.

Вне зависимости от причин, результат нам известен.

Околдованный или изначально злокозненный Владимир принимает христианство и крестит насильно Киев и Новгород. Он решает присоединиться к вере близкого торгового партнёра. Не смотря, на то, что партнёр не был силён.

Некоторые историки утверждают, что весь план по принятию христианства был продиктован желанием Владимира захватить ещё и Византию. Если не самому, то организовать наследование своих детей.

Кроме того подобный союз с Византией был менее кабальный, чем другие варианты. Принять католичество,значило прогнуться под немцев, мусульманство и иудаизм — иметь слабых союзников вблизи.

Ещё здесь был вопрос денег, под католичеством пришлось бы выплачивать Папскому престолу конкретные суммы, а византийское христианство было и дешевле и привычней.

Кроме того часть дружины уже была крещена, а христианские общины были во многих городах существовали уже давно.

Ещё принятие христианства означало более доброе отношение, как со стороны мусульман, так и со стороны иудеев, а также других христианских государств.

Этот ход позволял Владимиру избежать различных кривотолков, т.к. христианство было религией новой. А снова начинать проще, чем пытаться перестроить старое. Только мы знаем, что с этого вышло.

Появление христианства на Руси: причины

Остановив свой выбор на греческой вере, Владимир руководствовался не столько религиозным воодушевлением, сколько государственными соображениями. Это судьбоносное решение давало возможность приобщить русский народ к высоким стандартам культуры и успешно развить государственную жизнь. Крещение Руси стало началом формирования современной российской цивилизации, и было спровоцировано комплексом определенных факторов.

Причины принятия христианства на Руси:

  • введение государства в европейский мир;
  • установление дипломатических, торговых и культурных отношений с христианскими государствами;
  • формирование единого древнерусского общества на общих духовных и нравственных принципах;
  • упрочение русской государственности;
  • становление городской культуры;
  • развитие образования, искусства и архитектуры, создание художественных и эстетических ценностей.

Таким образом, Византия привязала к себе религиозными узами сильного северного соседа, обретя в нем серьезного союзника. Киев же, в свою очередь, получил религиозно-идеологическое средство для укрепления государственности в складывавшемся феодальном порядке.

bogemasamara.ru

Сам культурно-исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной «предрасположенностью» древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору.

Летопись не содержит убедительной мотивации именно этого решения. Очевидно, в глубине осуществленного Русью культурно-исторического выбора заключено несколько разных, хотя и тесно связанных причин принятия нужного на том этапе для Руси решения.

Причина № 1; На первом плане мотивации была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития Несомненно, что во всех отношениях Константинополь как культурно-политический и духовно-религиозный центр был для Руси ближе, чем Иерусалим или Рим. События, происходившие в Византии, были достовернее, понятнее, верхушке древнерусского общества, нежели те, что имели место у римлян или арабов.

Причина № 2; Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, но и в известном смысле выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример, образец, эталон оптимального общественного устройства — централизованного, иерархичного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера. Крещение могло сознаваться в этом смысле как акт культурно-исторического «выравнивания».

Причина № 3; Из летописного повествования не вполне ясно, в чем состояли мотивы отказа князя Владимира от христианства в его западном варианте (будущее католичество). Если судить по тексту «Повести временных лет» посланцы папы римского старательно доказывали минимальность своих обрядовых запретов. Владимир же, по легенде, не задавая лишних вопросов, отослал папских гонцов назад. Можно предположить, что выбор восточного христианства опирался на религиозно-культурный опыт предков, действительно был освящен заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. В этом отношении древнерусская народность, еще только складывавшаяся в Х в., была в этнокультурном отношении близка восточным народам с их установкой на преимущественный традиционализм. Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры должно было опираться — хотя бы условно и частично — на традицию, на имеющийся социокультурный опыт.

Причина № 4; Предпочтение восточной ветви христианства было связано также и с факторами культурно-политического характера. Принятие западной ветви христианства означало для Руси признание над собой власти папы. Подобная религиозно-духовная или государственно-политическая зависимость не устраивала древнерусских князей с их естественным стремлением к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению и не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапе своего национального становления и развития древнерусская народность, стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению.

Таким образом, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила идеальную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Точной даты рождения князя достоверно установить не удалось, но историки относят этот период к 962 году. Рос и воспитывался будущий правитель под присмотром бабушки – княгини Ольги. И уже к 17 годам он принял в самостоятельное правление земли, подаренные отцом. Согласно преданиям Владимир был грамотным полководцем и пользовался авторитетом у своей дружины. Наряду со всеми достоинствами ему приписывают распутство и жестокость. В некоторых летописях, сохранившихся до наших времен, развратный образ жизни он вел с юных лет. Кроме нескольких официальных жен, что допускалось в язычестве, в его распоряжении было несколько сотен наложниц, с которыми он предавался любовным утехам, будучи в военных походах. С особой жестокостью он обошелся с одной из своих жен. Рогнеда в то время была объявлена невестой его брата – Ярополка. Сватаясь к ней, он получил отказ, после чего собрал войско и одержал победу над Полоцком, взяв Рогнеду в жены без ее согласия. Она была обесчещена Владимиром прямо на глазах ее родителей, после чего их жестоко убили. Князь всячески стремился к власти и часто служил причиной гибели ни в чем не повинных людей.

Что касается веры, то Владимир был преданным язычником и свято чтил каноны этой религии. Что сподвигло князя к таким серьезным идеологическим переменам, до сих вызывает у историков споры. Некоторые утверждают, что этот поступок был совершен только из меркантильных соображений. Хотя эта версия никак не согласовывается с происходящими в то время событиями. Во владениях князя в целом царил порядок, в том числе и относительно политических укладов. Поэтому в официальной версии трактуется другая причина – Владимир часто задумывался о безысходности человеческого существования и пытался искать истину. Также в летописях описывается случай, который заставил князя пересмотреть принципы язычества. Вернувшись из очередного похода, Владимир решил поблагодарить языческих богов и принести им жертву. В качестве жертвы был выбран молодой парень Иоанн. Отец юноши всячески препятствовал жертвоприношению, публично осуждая языческих идолов. В результате отец и сын были убиты дружиной князя. Эти события натолкнули Владимира на серьезные размышления. Он начал думать над изменением идеологического наследия и внутренних уставов своего государства. К принятию христианства князь шел достаточно долго, глубоко изучая каноны разных вероисповеданий. Он даже общался с представителями разных религий, чтобы найти то, что ближе народу и его самому. После долгого изучения законов православия он принял решение, изменившее впоследствии вероисповедание целого народа.

НОВЫЙ ПУТЬ

Итак, Владимир запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые

были ни в чем не виноваты и даже не воевали с ним. Он изнасиловал дочь

Рогволода Рогнеду. Та даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и

братьев. Владимир вероломно умертвил собственного брата. Предал он и своих

боевых товарищей — варягов. У этого князя, и тому свидетельство летопись,

грехов было достаточно. На его репутацию воителя тяжким грузом легла

корсунская авантюра. Так что же, светлая память о нем, сохраненная

потомками до наших дней, может быть названа незаслуженной?

Нет! Историческая память связывает образ Владимира не с его личными

качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным —

выбором веры, одухотворившей жизнь народа. В самом деле, распространив свою

власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен

был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, «общенациональной»

политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в

религиозной форме.

К религиям (теистическим системам мировоззрения), оказывавшим существенное

влияние на ситуацию в Восточной Европе в Х в., следует отнести:

православие, католичество и ислам. Русские «искатели веры» должны были

представлять и вполне представляли себе различия этих основных религий.

Последнее неудивительно: киевские купцы и воины постоянно бывали в

Константинополе, сражались на Крите и в Малой Азии, торговали с египтянами

и сирийцами, ездили в Волжскую Булгарию и Хорезм. Принятие определенной

веры автоматически приводило и к ориентации на вполне определенные

группировки внутри страны. Поэтому предстоявший князю Владимиру «выбор

веры» легким не назовешь. А ведь у этой проблемы был и международный

аспект, обусловленный постоянными суперэтническими контактами.

Во время, предшествовавшее крещению Руси, нарастали грозные признаки

грядущего раскола в дотоле едином христианском мире. И здесь в основе

идеологических споров также лежали природные, объективные процессы

этногенеза. Находившаяся в фазе пассионарного подъема западноевропейская

суперэтническая целостность ощущала свое отличие от других суперэтносов

очень остро и облекала его в ризы церковного превосходства, именуя

«Христианским миром» только себя. Борьба между православием и католичеством

начинала переходить из сферы теологических разногласий в область политики.

Германский император Оттон II на имперском сейме 983 г. в Вероне добился

решения о войне против «греков и сарацин». Такое уравнивание православных

христиан с мусульманами уже не позволяло говорить о единстве церкви Христа,

делало вполне реальной угрозу католического натиска на Восток, в том числе

и на Русь. На Руси это понимали слишком хорошо, так как еще до веронского

сейма польский король-католик Мешко 1 воевал с киевским князем из-за

Червленой Руси (Галиции), а уже упоминавшийся Оттон II — с западными

славянами на реке Эльбе (Лабе).

Сами обстоятельства «выбора веры» Владимиром широко известны и изложены в

«Повести временных лет». В соответствии с версией Нестора, князь, желая

понять разные исповедания, отправил своих посланцев в соседние земли и

затем принял представителей всех тогдашних учений. Насколько реальны эти

подробности, нам не столь важно, ибо куда большее значение имеет

приведенная Владимиром мотивировка своего решения креститься по греческому

Говоря о мотивах, учтем, что, кроме догматов, в любой религии существуют

обычаи, традиционно передаваемые из поколения в поколение. Такие обычаи для

новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особенно если эти

книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама — Коран —

написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, например

не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И

вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот

обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для

князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно

обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и

пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал

«буйства во хмелю». Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино,

но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являясь

трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов

поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными

словами: «Руси есть веселие пити…»

Сложнее причины отказа Владимира немцам-католикам. Его слова неясны:

«Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Попробуем

разобраться, что именно «не приняли отцы». В середине Х в. на Русь прибыл

епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киевлян. Адальберт

потерпел неудачу, но «не по своей нерадивости».

Известно, что в середине века на святой престол иногда всходили очень

грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел шестнадцатилетний юноша,

нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных

женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей,

то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с

возлияниями в честь древних языческих богов и пил за здоровье Сатаны.

Конечно, вести о таких «подвигах» достигали Руси. Хронологическое

совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева случайностью

быть не может. Поэтому традиция отвержения латинской веры и сознательного

выбора греческой действительно восходит к предкам Владимира на княжеском

столе: княгине Ольге и ее внуку Ярополку.

А вот рассказ о приходе к Владимиру хазарских евреев — пример явного

литературного творчества Нестора. Евреи якобы признаются Владимиру:

«Предана бысть земля наша хрестеяномь». На самом деле в Х в. Палестина была

в руках мусульман. Летописец сместил даты. Примечательно, что, по летописи,

Владимир не обращался к иудеям, а только принял их, чтобы прогнать.

Следовательно, летопись Нестора фиксирует последнюю попытку хазарских

иудеев прибрать к рукам киевского князя, сделанную тогда, когда Хазарский

каганат уже не существовал. Исход попытки известен: Владимир был

проницателен.

Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный

выбор не только дал Владимиру сильного союзника — Византию, но и примирил

его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивление крещению

оказали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов. Но

язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время

Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед

киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы.

В степях между Русью и Черным морем царили печенеги. Именно печенеги,

богатевшие на торговле с Корсунью и Византией, выступили против князя

Владимира. Нам известен только результат столкновения, которое,

предположительно, вылилось в немалую войну; Владимиру пришлось огородить

свои земли частоколом, поставить «сторожи», а также отказаться от гегемонии

в южнорусских степях и от выхода к Черному морю.

Враги русских и Византии — печенеги -в Х в. были язычниками. В XI в. это

племя приняло ислам. Обращение в магометанство сопровождалось междуусобной

войной. Часть кочевников крестилась, но большинство, обратившись в ислам,

стало враждовать с греками. Переход в ислам, войны с Византией и внутренние

смуты сковали силы кочевников и к концу первой трети XI в. избавили Русь от

печенежской угрозы.

Что же происходило на Руси? Мы видим, как православная церковь постепенно

распространяла свое благотворное влияние, строила храмы и монастыри, учила

людей грамоте и живописи. Только в Ростове (в Мерянской земле) долгое время

сохранялись две городские общины: христианская и языческая. В одном конце

города стояла православная церковь, в другом находилось капище бога мерян

Керемета. При этом христиане и язычники сосуществовали довольно мирно, а

после того, как меряне убили двух особенно назойливых миссионеров, их и

вовсе оставили в покое.

Итак, Владимир пошел по пути, который наметила «мудрейшая из людей» княгиня

Ольга, избравшая православие. Ступив на этот путь, сбросив гнет купеческого

капитала рахдонитов, Русь пришла к крещению 988 г. Сила проповеди

православия была и в политической умеренности Византийской империи, и в

искренности константинопольских патриархов, и в очаровании греческой

литургии (церковной службы).

Византия хотела от Руси дружбы и прекращения бессмысленных набегов на

побережье Черного моря. Греческие богословы не сдабривали проповедь

православия лукавыми политическими хитросплетениями. Важным оказалось и то,

что православие не проповедовало идеи предопределения. И потому

ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на

грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских

норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые

привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.

Добро и мудрость христианства в 988 г. сразились с Перуном и стремлением к

наживе — действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкам

высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия

подарила Руси тысячелетнюю историю.

Язычество – это религия или комплекс религий, являющихся не христианскими. Однако и к исламу, и к иудаизму они отношения не имели. Просто термин был предложен христианами. Обычно язычеством называют любую политеистическую религию. Само название «язычество» появилось гораздо позже. А само верование возникло еще до новой эры. Тогда у человека не было никаких знаний, кроме тех, которые он мог наблюдать в природе. Все происходящие явления объяснялись божественными силами. Трудно вспомнить, какие народы не были язычниками. Почти все жившее тогда население прошло этот этап развития верований, религиозных взглядов. И лишь через несколько столетий с начала новой эры язычество сменилось современными мировыми религиями.

Спорным и интересным остается вопрос, является ли язычество религией. Здесь мнения разделяются. Кто-то считает язычество совокупностью множества политеистических религий. Кто-то говорит, что это первая в мире религия. Для третьих язычество включает в себя не только понятие религии, но и других сторон человеческой жизни. Нам ближе именно эта точка зрения. Но для простоты будем говорить, что язычество – религия.

Язычество, имея общие черты и базовые понятия, отличалось у разных народов. Поэтому мы и говорим о язычестве славянском, о язычестве римском, скандинавском и другом. Что было между ними общего?

Язычество – это древняя религия славян. Однако религия – это понятие слишком узкое, как уже было сказано. Ведь язычество для наших предков было целой системой мировоззрения, своеобразной культурой со своими особенностями. Религия славянское язычество появилось и достигло своего развития, самостоятельности на заре первого тысячелетия новой эры. До этого была общая религия для всех индоевропейских племен.

Славянская религия (язычество) была сочетанием следующих основных черт:

Как и все языческие религии, славянское язычество было политеистичным. Для кого термины политеизм и язычество – это одно и то же, синонимы. Однако это не совсем так. Язычество – это более масштабное, всеобъемлющее понятие. Это не только вера во многих богов.

Но вернемся к славянскому многобожию. Каждый из «участников» языческого пантеона был ответственным за то или иное природное явление или сторону жизни человека. Например, Перун – бог грома, Лада – богиня любви и так далее. Каждый бог представлялся в определенном образе, с характерной для него внешностью и атрибутикой.

Для чего нужны были боги язычникам? Они, на самом деле, были своеобразными представителями природы, высших сил. Богам не поклонялись, богов славили. Славяне не просили у них прощения. У них просили хорошего урожая, здоровья, успехов на войне, в любви. Причем просить нужно было у соответствующего божества. Для самых почитаемых и важных сооружали языческие храмы – капища, святилища. В них проводились подобия богослужений. А вот посредниками между богами и людьми были волхвы, жрецы. Они обладали необычайной мудростью. Также богам приносили жертвы, или требы. Не стоит думать, что жертвы были человеческими и кровавыми. Совсем нет. В дар богам приносили еду, зерно, цветы. В честь богов устраивали праздники.

Представление о существующем мире у славян было своеобразным. Единым Творцом считался бог Род. Именно он создал три мира. Правь – Высший мир, божественный, мир мудрости и законов. Навь – мир прошлого, мир основ. Явь – мир, в котором живут люди, настоящий, реальный, видимый. Все они преследуют цель продолжения рода, постоянного совершенствования.

Исчезновение язычества

В самом начале новой эры, когда происходило глобальное освоение земель, все племена современной Европы и Азии были языческими. Однако некоторое время спустя (примерно к восьмому веку) язычество стало постепенно вытесняться. Народы примыкали к христианству, исламу, иудаизму.

А почему язычество вытеснялось мировыми религиями? На то было несколько причин:

  • Оно становилось слишком примитивным для развивающихся народов. Люди начинали понимать многие природные явления. То есть теперь объяснить существование простейших природных явлений нельзя было тем, что «бог разозлился» или «духи захотели». Ведь становились известны и понятны реальные физические субстраты всех происходящих явлений.
  • Племена стали образовывать государства. А в любом государстве всегда есть некое социальное расслоение. Для язычества же все люди были равны перед природой. Так появлялись противоречия между действительностью и религией.
  • Язычество как религия не подходило и для государственной власти. Оно не подчинялось единому правителю, монарху.
  • Необходима была монотеистическая религия. А мировые как раз были такими.

Вот почему был сделан выбор между язычеством и мировыми религиями в пользу последних. Наибольшее распространение, конечно, получило христианство. Конечно, переход от язычества к другим религиям происходил достаточно длительно, иногда очень тяжело. Особенно интересен феномен двоеверия, существовавший в начале второго тысячелетия в Киевской Руси.

Однако мы не можем сказать, что язычество полностью исчезло из нашей жизни. Это отнюдь не так. Не многие знают, что даже после укрепление христианской религии на Руси, языческие традиции, обычаи, приметы продолжают существовать и ныне. Поэтому иногда говорят, что мировые религии, пришедшие на смену языческим, были вынуждены частично соединиться с ними.

Советуем почитать

  • Белый Кремль. История вопроса. Кремль перекрасят в белый цвет Кто построил кирпичный кремль
  • Изучаем по алфавиту названия звезд и созвездий
  • Самые красивые объекты ночного неба, которые стоит увидеть
  • Как будет выглядеть человек через тысячу лет

Синтез язычества и христианства

Древнерусский летописец («Повесть временных лет») в своих трудах сообщает, что русичи лишь формально стали христианами, в действительности они жили, как «поганые». В государстве полным ходом царило двоеверие. Поклонение Иисусу отчетливо походило на поклонение Перуну, Богородица сменила богинь Рожаниц в роли женского божества плодородия, за Георгием Победоносцем прослеживалось божество солнца Хорс и так далее. Церковь, приноравливаясь к существующим реалиям, стала связывать праздники языческих богов с культами христианских святых: день Купалы обратился днем Иоанна Крестителя, праздник Перуна заменился днем Ильи Пророка, языческий праздник урожая наложился на празднование Успения Богородицы. Сохранился и чисто языческий по своей природе праздник – Масленица. В итоге полученный синтез привел к формированию самобытной религии – русскому православию.

Христианство на Руси, каким было оно в XI-XII веках, хорошо прослеживается в похоронных обрядах. В захоронениях археологи находят соответствующую символику веры (кресты и образки), но наряду с этим умершему подкладывали и пищу, считающуюся необходимой в загробном мире. Стоит также упомянуть, что традиционные поминальные обеды после похорон, поминки по усопшим и поминальный родительский день являются ничем иным, как отголосками языческих верований о душе и потусторонней жизни.

Таким образом, мировоззрение древнерусского общества вплоть до XV века продолжало определять язычество.

Последствия христианизации Руси

Когда русские приняли христианство, это отобразилось не только на характере богослужений и проповедях, но и на своде принятых норм и новых учреждениях. В 1037 году «варварское» государство получило своего первого митрополита Феопомпа, а сын князя Владимира Ярослав Мудрый начал строительство митрополии. Церковное управление на местах стало осуществляться через епископство, подчинявшееся митрополиту, чья власть теперь курировала все духовенство Руси. Церкви получили в собственность земли, на которых разводили хозяйство, следуя византийским обычаям и законам, при которых юридические отношения с земледельцами устанавливались, как в Греции.

За короткое время русская церковь стала представлять собой мощный механизм в духовно-общественной жизни государства. Под ее неусыпным контролем воздвигались повсюду школы, в которых учителями выступали сами священнослужители. Монастырские стены представляли средоточие культурно-просветительских центров, где рождались труды летописцев, переводчиков, философов и писались первые национальные книги. Используя пример греческих коллег, духовенство управляло и судило людей на основании собрания законов Номоканона, приобретшего название Кормчей книги. Совершаемые преступления и безнравственность паствы пополняли казну церкви неплохими доходами. Помимо основной десятины от населения, пожертвования высокородных прихожан могли выражаться золотом и серебром, землями и угодьями, селами и городами.

Стоит добавить, что, несмотря на византийское влияние, Киевская Русь продолжала сохранять своеобразие своей культуры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]