Что такое сквернословие? Причины, последствия, борьба со сквернословием

О том, что такое сквернословие, лучше всего могут рассказать филологи. Впрочем, тема актуальна и во многих религиозных учениях, постулаты которых запрещают использовать нецензурные, неэтичные выражения. В общем случае под сквернословием принято понимать такую личностную особенность, которая выражается в наполнении своей речи неприличными, ругательными, непристойными фразами.

Откуда пошло слово?

О том, что такое сквернословие, можно понять, если внимательнее присмотреться к нему. Корнем выступает «скверна». В настоящее время само по себе это слово практически не употребляется, для широких кругов оно кажется устаревшим, связанным более с религиозной сферой жизни, нежели светской. А вот в прежние времена им обозначали, как подтверждает составленный Далем словарь, что-то гнусное и противное, мерзкое и отвратительное как с духовной точки зрения, так и с плотской, материальной. Скверной можно было назвать гниль, вонь, противное с точки зрения религии, эстетики, моральных норм, правил нравственного поведения.

Так сложилось, что преимущественно используемая в ругательских целях терминология связана с наименованиями интимного взаимодействия людей, половых органов, испражнений, обусловленных особенностями физиологических процессов нашего организма. В английском языке для этого есть специальное понятие «грязная дюжина».

Почему сквернословие – огромное зло?

Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие – это не только и не столько проблема культуры. И менее всего проблема культуры. О том, почему сквернословие – зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви, давая и советы, как воздерживаться от сквернословия, как противостоять искушению выругаться.


Мытарство 1-е, грех языка

Сквернословие – это порабощение бесовским силам

Игумен Нектарий (Морозов):

– Слово – это универсальный инструмент, который дан нам для общения с людьми, но в словесную форму мы обращаем чаще всего и свою молитву к Богу. Бывает, конечно, такая молитва, как говорит святитель Феофан Затворник, когда мы молимся не словами, а чувством, какой-то мыслью, в слово не оформившейся. Но чаще всего мы всё же обращаемся к Богу словесно. Когда человек использует данный ему дар слова настолько нерассудительно, небрежно, что позволяет себе произносить гневные слова, это и нелогично, и неестественно, ибо, как указывает апостол Иаков, не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода (ср.: Иак. 3: 11–12). Не может человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить.

Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько свое сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему к Богу обращаться.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

– Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть. Можно произнести простые слова: «Не знаю этого Человека», – и отречься от Него. А можно сказать: «Я верен Ему даже до смерти!» – и стать мучеником.

Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!

Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам.

Протоиерей Максим Козлов:

Сквернословя, мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас – способности слова

– Грех сквернословия, на мой взгляд, страшен тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас. Этой чертой является, по преподобному Иоанну Дамаскину, способность слова. Соответственно, враг рода человеческого более всего желает исказить в человеке то, через что человек становится Богу подобным. Исказить любовь, исказить чистоту, простоту души. Стремится он исказить и употребление дара слова, отличающего нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия – это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином.

Как не поддаться искушению сказать гнилое слово

Протоиерей Олег Стеняев:

– В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).

Совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее

Человек должен очень аккуратно относиться к своим словам, поэтому я обычно даю такой совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак. 3: 2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.

Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда мы что-то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем. Хотим ли мы помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить.

Протоиерей Александр Кузин:

– Сквернословие – следствие обуревания сердца нечистыми страстями, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Бывает, что в общем-то чистый человек попадает в среду, где господствует сквернословие, – в армию, на стройку и т.п. Требуется употреблять усилие, чтобы не поддаться искушению. Поддался – кайся. Не поддаешься – несешь свой крест исповедания Христа – и помоги тебе, Господи.

Протоиерей Павел Гумеров:

– Сквернословие – это большой грех. И не только сквернословие, но и любое грубое, бранное слово. Апостол Павел говорит: «Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Совершенно недопустимо засорять свою речь матерной бранью – не только для христианина, но и для человека, у которого просто есть совесть.

Но это не только тяжелый грех, но еще и преступление. Административный Кодекс Российской Федерации нецензурную брань в общественных местах рассматривает как правонарушение – «мелкое хулиганство», которое карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Статья эта очень редко применяется, но если найдутся свидетели или попадется дотошный полицейский, то человека могут оштрафовать или отправить на 15 суток. А если нецензурная брань будет высказана в адрес конкретного лица, то это уже оскорбление – преступление не административное, но уголовное. Статья 130 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за оскорбление с употреблением нецензурной брани. Как видим, все очень серьезно.

Нельзя легкомысленно относиться к брани. Это всегда оскорбление чувств другого человека, а ведь если кто-то хочет другого человека оскорбить, то оскорбляет что-то для него святое. А самое святое для человека – это его мать или его вера. Оскорбление веры карается у нас теперь по закону. Но и оскорблением матери ты наносишь человеку очень серьезную обиду.

Употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании темных сил

Почему сквернословие для христианина – серьезный грех? Потому что, как, например, пишет епископ Варнава (Беляев), корни сквернословия – в языческом фаллическом культе. Этот культ поклонения всяким мерзостям присутствовал у многих языческих народов. Так что если человек эти слова произносит, даже не желая кого-то обидеть, просто для связки слов, он мало того что оскорбляет мать того человека, к которому обращается – и не только его мать, но, как говорили еще наши предки, он оскорбляет Матерь Божию и нашу землю – три сразу оскорбления. Так вот, он еще волей-неволей читает языческие заклинания фаллического культа. Этот культ связан с языческим поклонением силам плодородия и сопровождался всякими непотребствами. Он был или есть у всех языческих народов, в славянском язычестве в том числе. Он и сейчас практикуется различными родноверами, когда они около фаллического столба пляшут. Так что употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании нечистой силы.

Сквернословя, ты, как христианин, отрекаешься от веры и служишь всяким нечистым инфернальным сущностям. Так что это очень страшное дело.

В течение дня фиксировать, сколько раз ругнулся, а вечером класть за каждое гнилое слово 10 поклонов

Избавиться от привычки к брани сложно. Это страсть, устойчивая греховная зависимость. Один военный дал такой очень хороший совет – а среди военных, к величайшему сожалению, эта страсть распространена. Так вот, он говорил так: «Я в течение дня старался фиксировать, сколько раз ругнулся матом, а потом, придя вечером в казарму, клал за каждый мат 10 поклонов. И когда сделаешь 100 поклонов, мне уже в следующий раз ругаться не хочется». Вот так человек сам себя исправлял. Мне кажется, очень эффективно, когда ты сам фиксируешь свой грех и потом хочешь сам себя наказать за него. Конечно, фиксировать сложно; может быть, стоит какой-то блокнот завести, чтобы в нем отмечать, сколько раз ты не удержался. Но совет мне кажется хорошим.

Невозможно сквернословить и молиться!

Протоиерей Алексий Уминский:

– Грех сквернословия имеет двойную злую особенность. Прежде всего, это грязное осквернение себя самого. Потому что слово велико само по себе. Потому что мы знаем, что слово есть Бог. Бог есть Слово. И «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Потому что даже само слово «человек» – русское слово, неправильно иногда трактуемое как составное от «чело» и «век», – значит «словесный». Человек – это значит: «словесный». И славяне – от слова «словесный». Слово – это то, что делает человека человеком, то, что отличает человека от животного. То, что делает человека образом и подобием Божиим. И когда человек это слово начинает унижать, уничтожать, опустошать, то человек самого себя опустошает.

Второе: слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине…

Сквернословие – это разрушение мира. Бог созидает – а человек разрушает

Слово может созидать, и слово может разрушать. Слово Божие – созидательно. И слово человеческое может быть созидательно. Слово святых созидательно. Слова добра и любви очень созидательны. А вот мат и сквернословие – разрушительны. Они несут в себе призрак страшнейшего разрушения мира. Бог созидает, а человек разрушает; Бог строит, а человек уничтожает. И потому сквернословие имеет эти два смысла. А может быть, даже и больше смыслов. Но мне кажется, эти два, о которых я сказал, наиболее опасны.

Священник Александр Шумский:

– Лучше апостола Иакова об этом никто не сказал: «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 5–6).

Действительно, лучше не скажешь. Черное слово произнес – и все оскверняется: и тело, и душа. И люди, которые это слышат, тоже оскверняются. Сам не ругаешься матом, например, но находишься среди тех, кто сквернословит, – и через какое-то время чувствуешь себя так, будто тебя дерьмом облили из пульверизатора, – хочется пойти в душ помыться. Потому что, хочешь, не хочешь, но ты все равно эти слова в себя вбираешь, хоть и не произносишь их.

По слову апостола, язык, воспаляясь от геенны, воспаляет и круг жизни. Это воспаление, это гной – духовный гной, который накапливается в ране, потом прорывается. Страшная вещь.

Сквернословие – это антимолитва, это жертва сатане по сути дела. Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: “Господи, помилуй!” Два слова – всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться – хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет.

Невозможно материться и молиться!

Диакон Владимир Василик:

– Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.

Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.

Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.

И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.

Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.

Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.

Возвращаясь к истокам

Чтобы лучше понять, что такое сквернословие, можно изучить исторические особенности развития русского языка. Известно, что такие методы выражения своих мыслей бытовали и в старое время, до прихода христианства. Предки считали, что это поможет оградить себя от демонов, духов, злых сил потустороннего мира. Это сохранилось и до наших дней в присказках, например: «матюгов и черт испугается». Фактически, непристойные слова, словосочетания использовались в качестве оберега.

Русское сквернословие имеет довольно интересную историю и обряды, традиции. Например, в древности мужчины, стремясь отогнать нечистую силу от своего дома, не только использовали соответствующие выражения, но и демонстрировали половые органы, считая, что это может напугать демонов, духов. В некоторой степени это был диалог с потусторонним миром, и для него применяли те средства, которые, как казалось, будут иметь достаточную силу, чтобы помочь пересечь границу материального мира и иного, загадочного, мистического.

Советы

Искоренение сквернословия возможно только вместе с победой над невежеством. Для этого необходимо:

  1. Учебным заведениям проводить мероприятия, классные часы, где дети совместно с родителями смогут узнать об истоках и причинах появления сквернословия.
  2. На предприятиях руководители могут ввести систему дополнительного премирования для тех работников, кто не использует в общении нецензурной лексики.
  3. Повышать уровень духовного и личностного развития человека.

Вчера, сегодня, завтра

В настоящее время применяется термин «инфернальная лексика». Именно им обозначают выражения, слова, а также поведение, связанное с попытками взаимодействия с потусторонними сущностями. Наименование идет от латинского слова «преисподняя». Впрочем, беседы о сквернословии в наши дни стали исключительно актуальными, так как эмоционально нагруженные фразы многими используются вовсе без всякой идеи и цели, а просто по привычке. Преимущественно, это характерно среде невежественных людей с низким уровнем образования. Считается, что упоминание человеческих половых органов унижает собеседника, оскорбляет его, а со стороны говорящего демонстрирует отсутствие страха и агрессивную позицию. В некоторой степени, это еще и попытка показать себя раскованной персоной, для которой не играют никакой роли признанные в обществе нормативы поведения.

Основная причина сквернословия – попытка доказать себе и окружающим свое высокое положение. Человек словно бы демонстрирует другим, что он сильнее и выше, поэтому может позволить себе оскорбительное обращение. Тот, кто не чувствует в себе такой уверенности, обругать собеседника, конечно, не решится. Если человек находится под влиянием сильного эмоционального напряжения, резкие слова могут выступать как средство энергетической разрядки, попытка расслабиться. Чем эмоциональнее речь, тем проще выразить через нее внутреннюю экспрессию. Впрочем, психологи обращают внимание, что такой путь приводит к своеобразной зависимости – раз привыкнув выражать свои эмоции этим путем, в будущем человеку уже сложно переключить на формы речи, не оскорбляющие собеседников.

Причины

Существует много причин сквернословия, вот несколько основных:

  1. Желание показать превосходство над другими людьми. Громкая бранная речь, произнесенная на повышенных тонах с резкими негативными эмоциями, вызывает у людей страх. Тем самым человек хочет показать окружающим, что он ничего не боится и сильнее остальных.
  2. Демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов. Применение скверных слов наперекор существующим правилам в любом месте и в желаемое время.
  3. Способ выражения эмоций. Накопившееся эмоциональное напряжение некоторые люди привыкли снимать при помощи «крепкого словца». Энергетическая разрядка дает расслабление, но есть опасность привыкнуть к данному способу выражения эмоций. Оскорбление собеседников бранной речью входит в привычку.
  4. Оскорбление и унижение адресата, проявление агрессии. Практически все слова и выражения нецензурной лексики оскорбительного характера. Произнесенные бранные фразы с добавлением агрессии действуют подавляюще на собеседника, унижают личность.
  5. Недостаток воспитания. Если ребенок с детства слышит мат, это становится для него нормой. В своей взрослой жизни он пародирует уже привычную для него форму общения.
  6. Ориентация на идеалы. Данная причина актуальна для людей разных возрастов. Окружающие люди могут оказывать влияние на поведение человека. Кого он выберет для себя объектом подражания, воспитанного или постоянно ругающегося матом человека? Чаще всего выбор неправильных идеалов наблюдается в детском возрасте, когда личность еще не сформирована до конца.
  7. Желание быть как все. Общество, окружающее человека, существенно влияет на его привычки и поведение. Быть как все, не выделяться из толпы – эти принципы часто становятся определяющими в общении людей.

Смириться или нет?

Впервые официальная борьба со сквернословием в нашей державе началась по инициативе царя Алексея Михайловича, в 1648 издавшего тематический указ. Из него следовало, что на свадебных торжествах, при отправлении обрядов нельзя прибегать к нецензурным выражениям. В частности, запрет вводился на «срамные слова» и «бесовские песни». Распространялось это ограничение и на период святок. Нельзя было и «лаяться», используя нецензурные выражения. В равной степени запрет распространялся и на мужчин, и на женщин.

Началась официальная борьба со сквернословием, в которой окончательно сформировалась церковная позиция: употребление бранных слов оскорбляет Божью Матерь. Кроме того, при определенном восприятии получалось, что человек оскорбляет свою собственную родную мать. В более широком понимании матерью считается вся земля. Используя бранные реплики, человек выражал свое неуважение и к ней. Кстати говоря, бытовало мнение, что бранные речи могут спровоцировать заболевания, эпидемии, разнообразные несчастья и даже катастрофы стихийного характера. Пойманные за нарушением царского указа подвергались телесным наказаниям прямо на улице: провинившихся пороли розгами.

Что такое сквернословие?

«Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твоё сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сам становишься грязнее»

Ф.Г. Углов

Сквернословие происходит от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «скверна — мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное…». Корни сквернословия уходят в далёкую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам, мат являлся языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся человеку вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича за сквернословие полагалось телесное наказание.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов.

В 19 веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Зачем это нужно?

Причины и последствия сквернословия в нашей жизни уже не раз становились объектом внимания филологов, психологов. Принято говорить, что при постоянном употребление оно превращается в качество личности. Когда ситуация доходит до такой стадии, психологи говорят о бескультурье в патологической форме. Вырабатывается привычка, при этом люди даже не обращают внимание на то, как строят из бранных кирпичиков сложную речь, причем матерные слова постепенно начинают доминировать над литературными. Автоматическое применение полностью ускользает от внимания самого человека.

Негативное влияние сквернословия и слов-паразитов

Чаще всего ругательные слова оказывают негативное влияние на удачу и везение человека, нежели на его самочувствие.

Беспричинные ругательства. Если матерные выражения являются для вас нормой, обратите внимание на состояние своего биополя. Вероятно, оно у вас будет более слабым и хрупким. Кроме того, такие слова притягивают проблемы.

Ругательства в адрес человека. Если один человек желает другому неприятностей и проблем в очень грязной форме, это приводит к появлению подобных проблем у него самого. Недаром говорят, что тот, кто желает зла, получает его сам.

Слова-паразиты. «Как бы», «вот», «ну», «короче», «типа», «соответственно», «значит» — всё это мусор. Если речь человека наполнена такими фразами, вероятно и вся его жизнь наполнена ненужным мусором. Имеются в виду негативные программы, неприятные мысли, плохие люди. Биоэнергетики считают, что слова-паразиты являются мощным магнитом, притягивающим болезни.

Чей удел?

Как видно из истории сквернословия, и в прежние времена люди сталкивались с подобными изменениями в поведении людей. Отмечается, что чаще к бранным репликам прибегают люди со слабым, небольшим словарным запасом – время, которое уходит на проговаривание дополнительных, не несущих смысловой нагрузки слов, дает человеку больше пространства подумать над осмысленной частью. В то же время речевой балласт (по оценке хорошо развитого, с точки зрения культурных норм, человека) для склонного к использованию нецензурных фраз становится настоящим спасательным кругом, иначе постоянные запинки, паузы в речи могли бы выставить его на посмешище. Усложнение речевых конструкций, достигаемое применением бранных реплик, создает видимость сложной фразы, что позволяет повысить самооценку и самоутвердиться в глазах общества.

Современные традиции

Так сложилось, что в нашей стране с самого детства детишек учат: произносить бранные слова – это плохо. Но нечасто родители, воспитатели задумываются над тем, что важно не только дать установку на то, что это плохо, но и внятно объяснить, почему это так. Психологи говорят, что сквернословие для многих – попытка справиться с собственным стыдом, совестью. Раз победив себя, человек получает возможность и дальше творить, что хочется – постепенно это переходит в привычку.

В Америке был изобретен один удивительный и действенный способ, как избавиться от сквернословия. Когда ребенок приходит домой и спрашивает у родителей значение бранного слова, его не ругают за такой вопрос, но доходчиво объясняют, что оно означает буквально, каково переносное значение этого термина. После этого ребенка отправляют вымыть рот с мылом. Это призвано закрепить в создании маленького человечка, что использование подобной лексики делает грязными сознание, тело, слух, рот, который выговаривает звуки. Проводившие на эту тему исследования психологи отмечают: метод действительно работает.

Какие корни у “матерщины”?

Без сомнения, матерщина содержит в себе языческие и оккультные корни. В филологии есть такое понятие как «инфернальная лексика». Слово «инфернальный» означает: «адский, из преисподней». Когда человек матерится, он себя связывает с нечистыми духами.

Изначально и мат был придуман для связи с лешими, домовиками. Говоря гнусные слова, человек призывает к себе гнусных бесов, приносит сатане словесную жертву.

Поучительная история: «Был один человек, именитый по званию и добродетельный по жизни, звали его Стефаном. Он имел одну дурную привычку — браниться нечистым словом. Раз пришел он откуда-то домой усталый и расстроенный и с гневом крикнул своему рабу: «Эй ты, диавол, разуй меня!» — И вот, лишь только произнес он эти нехорошие слова, как сапоги сами собой стали с великой силой сниматься, так что затрещали не только голенища, но и самые кости Стефановы…

Стефан начал громко кричать, на его голос сбежались домашние, и тут-то стало всем понятно, что тот, чьим именем назвал Стефан своего раба, сам явился к его услугам и сорвал с него сапоги, сознал и Стефан свой грех и с ужасом взывал бесу: «Иди прочь от меня, злой слуга! Не тебя я звал, а раба моего купленного!» Бес удалился, но и сапог уже не было, их потом нашли в непристойном месте…»

Стереотипы и ругательства

В нашей стране принято думать, что именно русские положили начало сквернословию, только в нашей стране столь богат матерный язык. На самом деле, филологи давно установили, что это — всего лишь стереотип. Более того, к числу самых богатых на бранные выражения языков наш не принадлежит. В разных державах бытуют самые разные традиции, что очень наглядно показано в небезызвестном рассказе «Сон в летнюю ночь» за авторством Ю. Рытхэу.

Всякий народ в своем языке воспринимает бранью то, что унижает священные для этих людей понятия, традиции местности. Так, греки в своих бранных словах чаще всего будут делать отсылки к половым актам с божественными персонами, а вот арабы, проживающие в Египте, будут указывать на нетрадиционную ориентацию собеседника.

Пытаясь обидеть соперника, мусульманин назовет его собакой, болгарин – уродом. Кстати говоря, за это можно даже подать на человека суд. А вот в одном из африканских племен самое страшное оскорбление – предложение питаться овощами, так как это считается самым унизительным из возможных действий. Подобная брань может стать причиной безбрачия, если обруганный не нашел, что ответить! Действительно, последствия сквернословия в разных традициях, у разных народов самые разные.

Невозможно сквернословить и молиться!

Протоиерей Алексий Уминский:

– Грех сквернословия имеет двойную злую особенность. Прежде всего, это грязное осквернение себя самого. Потому что слово велико само по себе. Потому что мы знаем, что слово есть Бог. Бог есть Слово. И «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Потому что даже само слово «человек» – русское слово, неправильно иногда трактуемое как составное от «чело» и «век», – значит «словесный». Человек – это значит: «словесный». И славяне – от слова «словесный». Слово – это то, что делает человека человеком, то, что отличает человека от животного. То, что делает человека образом и подобием Божиим. И когда человек это слово начинает унижать, уничтожать, опустошать, то человек самого себя опустошает.

Второе: слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине…

Слово может созидать, и слово может разрушать. Слово Божие – созидательно. И слово человеческое может быть созидательно. Слово святых созидательно. Слова добра и любви очень созидательны. А вот мат и сквернословие – разрушительны. Они несут в себе призрак страшнейшего разрушения мира. Бог созидает, а человек разрушает; Бог строит, а человек уничтожает. И потому сквернословие имеет эти два смысла. А может быть, даже и больше смыслов. Но мне кажется, эти два, о которых я сказал, наиболее опасны.

Священник Александр Шумский:

– Лучше апостола Иакова об этом никто не сказал: «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 5–6).

Действительно, лучше не скажешь. Черное слово произнес – и все оскверняется: и тело, и душа. И люди, которые это слышат, тоже оскверняются. Сам не ругаешься матом, например, но находишься среди тех, кто сквернословит, – и через какое-то время чувствуешь себя так, будто тебя дерьмом облили из пульверизатора, – хочется пойти в душ помыться. Потому что, хочешь, не хочешь, но ты все равно эти слова в себя вбираешь, хоть и не произносишь их.

По слову апостола, язык, воспаляясь от геенны, воспаляет и круг жизни. Это воспаление, это гной – духовный гной, который накапливается в ране, потом прорывается. Страшная вещь.

Сквернословие – это антимолитва, это жертва сатане по сути дела. Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: “Господи, помилуй!” Два слова – всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться – хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет.

Пойманы за делом!

Несмотря на бытующее мнение, будто бы нецензурные выражения – удел простого люда, из истории известно немало примеров, когда подобные оплошности в своей речи допускали известные люди. Например, гневаясь на себя, Гитлер не раз применял к себе же самые нелестные эпитеты немецкого языка.

Известна история о том, как однажды очень неудачно дал волю своему языку принц Чарльз, во время выступления перед школьниками уронивший лист с записанной на нем речью. Выразился он при этом крайне неэтично. Особенную пикантность ситуации добавляет тот факт, что на листке была (как убеждают представители СМИ) записана речь, посвященная как раз неприемлемости сквернословия в повседневности.

Известны из истории случаи, когда позволяли себе «крепкое словцо» Труман, Никсон, Горбачев, Черномырдин. Даже в мемуарах Плисецкой можно встретить подобные казусы, как и в ставших крылатыми фразах Окуджавы.

Актуальность проблемы

Как отмечают многие филологи, могучим русский язык делает вовсе не разнообразие матерных слов, а возможность выразить сколь угодно сложную мысль без применения нецензурных терминов. Более того, в определенных кругах считается гораздо более эффективным способом оскорбить собеседника, тонко играя терминами языка, интонациями, возможностями иронии и сарказма. Такая реплика задевает гораздо сильнее, нежели прямо, в сердцах высказанное, устоявшееся неприличное выражение. Но, как видно из повседневности, именно к штампованным фразам предпочитают прибегать наши соотечественники, желающие выразить экспрессию в речи.

В последнее время мат в разных формах получил широкое распространение среди всех возрастов, социальных слоев. Даже в книгах, с экранов кинотеатров и телевизоров можно слышать нецензурные фразы. Все это влияет на общественность, понижая уровень культуры. Люди привыкают к тому, что именно такой способ выражения своих мыслей – норма. Безусловно, с этим нужно бороться, поднимая общий культурный уровень социума.

Как ругань влияет на наши ДНК?

Прежде, чем говорить какие-либо слова, человек должен думать, что соловом можно оправдаться, осудиться и — слово может принести физический вред.

Доктор биологических наук П. П. Гаряев сделал важное открытие, описанное им в книге «Волновой генетический код». В ходе экспериментов было выявлено, что бранные слова не пролетают мимо нас, а наносят нам ощутимый физический вред.

Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. (Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген – от такой дозы рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.) Из этого эксперимента видно, что со сквернословием происходит вырождение нации, идет медленная самоликвидация. Вот откуда, в том числе, берут своё начало наследственные болезни и различные уродства у детей.

Книга Второзаконие говорит: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5:9).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]