Исторические предпосылки
К 1701 году российский император был очень недоволен отрицательным отношением духовенства к преобразованиям, проводившимся в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все новшества разрушали старый строй и обычаи, которым они были привержены. Религиозная политика духовенства мешала Петру 1 создавать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.
Еще в молодости император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин, но церковный глава был против каких-либо изменений в государственном устройстве России. К началу XVIII века сложились предпосылки принятия реформ против патриаршества:
- Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразований.
- Чрезмерный авторитет церкви, который выражался в сильном влиянии на обычных людей.
- Во владении монастырей и церквей находились большие финансовые и людские ресурсы, которые были неподотчетны государству.
С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой только усиливалось, поэтому он свои ошибки и неудачи зачастую приписывал сопротивлению служителей духовенства. Если кратко, то церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противоборства священнослужителей, а именно:
- Устранение возможности вырасти Московскому патриарху до второго государя, равносильного императору.
- Подчинение духовенства государственным законам и царю.
- Устранение экономического и административного самоуправления посредством подробной ревизии имущества, назначения государственным аппаратом должностей, строгого регламентирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
- Снижение количества церковников и монахов в патриаршестве, введение запрета на строительство монастырей.
- Борьба со стихийным нищенством, так как император считал, что на подаяния могут жить только блаженные и инвалиды.
Петр 1 очень тщательно готовился к реорганизации церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Суть их состояла в решении духовных и политических вопросов.
Причиной обращения императора именно к восточным священнослужителям стало то, что они находились на содержании российского правительства, а патриарх Досифей информировал обо всем происходящем в Константинополе.
Положение Церкви до реформ Петра I
В конце XVII в. церковь находилась в некотором кризисе, что было связано с ее положением в обществе, фактическим отсутствием системы религиозного просвещения и образования, а также церковным расколом, который продолжался с 1650-х годов. В целом, церковь находилась на привилегированном положении, владея достаточным объемом земель и не уплачивая налоги. Самостоятельная и влиятельная политика патриарха угрожала власти царя, поэтому еще Алексей Михайлович понимал необходимость реформ, однако на активные действия так и не решился, хоть и несколько ограничил права церкви: был прекращен переход земли к церкви и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Церковная реформа Петра I 420 руб.
- Реферат Церковная реформа Петра I 220 руб.
- Контрольная работа Церковная реформа Петра I 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Петр I в силу свой энергичной политики переходит к радикальным мерам. В основном, он был заинтересован в умножении финансовых средств для ведения Северной войны со Швеций и проведения дальнейших реформ. Достаточное количество финансов можно было получить от церкви.
Петр стремился к государству, которое будет основано на западноевропейских обычаях, а это не предполагало значительную роль церкви. К тому же, большинство представителей духовенства выступали против петровских реформ, что еще больше усугубляло ситуацию. Со временем недовольство духовенством усилилось: Петр даже стал основную часть своих проблем при проведении преобразований приписывать тайному сопротивлению духовенства.
В 1707 г. митрополит Нижегородский Исаия за протесты против действий Монастырского приказа в своей епархии был лишен кафедры и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь
Ударом по духовенству было дело сына Петра, Алексея, с именем которого многие церковники связывали надежды на восстановление прежних порядков. Алексей поддерживал связь с митрополитом Крутицким Игнатием, митрополитом Киевским Иоасафом, епископом Ростовский Досифеем. Однако после ареста Алексея и проведения следствия некоторые церковники были казнены или сосланы.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Проведение реформы
После смерти патриарха Адриана император всячески стал препятствовать избранию нового главы духовенства. Одновременно был создан Монастырский приказ, которому отошли земли монастырей и архиерейское имущество. Руководил им светский человек, то есть фактически весь контроль и судебные дела над священнослужителями осуществляло государство.
Петра 1 больше всего интересовало церковное богатство, поэтому первые преобразования носили больше материальный интерес, чем духовный. Было издано несколько указов, которые ограничивали деятельность духовенства:
- из монастырей были выгнаны все инакомыслящие;
- в монахини разрешалось вступать только после 40 лет;
- монахам запрещалось владеть земельными участками;
- запрещено было подавать милостыню, а добровольные взносы можно было сделать только в богадельнях.
Решению царя о дальнейшей судьбе церковного устройства помешала Северная война, а после победы в ней император вернулся к реформированию. Для решения некоторых нюансов он привлек к помощи епископа Нарвского и Псковского, на которого была возложена разработка регламента взаимодействия государства и церкви.
Согласно этому документу царь издал указ об упразднении патриаршества и образовании высшего органа духовенства — Синода. Схема церковной иерархии при Петре 1:
- Император.
- Синод.
- Митрополиты и епископы.
- Священники.
- Диаконы.
Синод, который зависел от Петра 1, представлял собой коллегиальную структуру, состоявшую из епископов. В итоге создание нового органа привело к отмене существования соборов и патриаршества почти на 200 лет. В 1722 году император утвердил должность обер-прокурора, который был обязан осуществлять контроль деятельности Синода.
Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было существенно сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.
Во время проведения церковной реформы положение традиционных конфессий (мусульманство, католицизм) стало широко распространяться в России, но ведущей считалось православие. Поэтому мусульмане, владеющими земельными участками, не имели права владеть православными крестьянами.
Тест по теме: Церковь при Петре I
Лимит времени: 0
Навигация (только номера заданий)
0 из 4 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
Информация
Проверь себя! Исторический тест по теме: Церковь при Петре I
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: 0 из 4
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Рубрики
- Нет рубрики 0%
- 1
- 2
- 3
- 4
- С ответом
- С отметкой о просмотре
- Задание 1 из 4
1.
В каком году в России было упразднено патриаршество?
Правильно
Неправильно
- Задание 2 из 4
2.
На какой период было приостановлено патриаршество в России?
Правильно
Неправильно
- Задание 3 из 4
3.
В каком году был учрежден Святейший синод?
Правильно
Неправильно
- Задание 4 из 4
Положительные моменты реформы
- Государство стало получать деньги с духовенства: церковные земли продавались всем желающим, доход, полученный из монастырей и церквей, начал облагаться налогом. Появился запрет на строительство монастырей. Также финансовые дела улучшились из-за того, что реформировали количество духовенства. Особому сокращению подверглись монахи, им, было, приказано закрепиться за теми местами, где их посчитают особый переписчик. Всем непостриженным требовалось покинуть монастырские земли.
- Усилилась численность армии, в связи с тем, что рекрутская повинность распространялась на людей при церкви, за исключением священнослужителей и их семей.
- Началась борьба с нищенством, в богадельни разрешалось прибывать только реально немощным людям.
- Благодаря проведенной реформе завершилась централизация государства, вследствие того, что церковь потеряла свою власть, и единственным правителем стал царь.
- Некоторое время на Руси происходили положительные действия в отношении другой веры. Допускались браки православных с людьми чужой религии.
- Снизилась численность духовенства, вследствие чего появилось более эффективное распределение человеческих ресурсов. По уходу за нищими закреплялся один монах на 3-4 человека. Необходимо было 2 священнослужителя на приход в 250 дворов. Если церковник признавался лишним, то он должен был найти себе новое место.
- К церковной реформе можно отнести преобразование календаря, теперь дата Нового года была перенесена на 1 января.
- Из типографии вышла новая азбука, которая «потеряла» несколько букв от созданной Кириллом и Мефодием. Словарный запас обогатился заимствованию из иностранных языков.
- Феофан Прокопович, помощник Петра в создании реформы, выпустил букварь с толкованием «Отче наш» и заповедей из Евангелия. Позже эту книгу читали на проповедях.
- Сокращалось число «бродяжного духовенства», такие священники стояли на перекрестки больших улиц, где собирался народ. Там они предлагали свои услуги: справить службу на дому или прочитать сорокоуст. Такая ситуация была возможной по причине легкого получения сана, поэтому Петр принял меры, чтобы сократить численность духовенства. Он положительно относился к тем, кто желала выйти из сана. Также царь запретил церковнослужителям посещать дома, разрешалась приходить лишь к больным и умирающим.
Функции Синода
Синод
(от греч. «собрание», «собор») стал высшим государственным органом церковно-административной власти, заменив собой в некоторых отношениях патриарха и соборы епископов поместной церкви.
Под контроль Синода передавались патриаршие приказы (духовный, казенный и дворцовый), приказ церковных дел и канцелярия раскольнических дел, а также типографская контора. Официально Синод был уравнен в правах с Сенатом. Основная цель, которую преследовал Петр 1 при его учреждении, была той же, что и при учреждении Коллегий – упорядочивание и разделение управленческих функций. Кроме того, Петр хотел уменьшить, если не устранить совсем, независимость Церкви, ее обособленность в делах государства. Он решил использовать ее более выгодно на благо страны.
Внутренняя структура Синода
В состав Синода входило 12 человек. Как и в других Коллегиях, здесь главенствовал президент, которого заменяли при необходимости два вице-президента; также присутствовали и советники, ассесоры, канцелярия. Все члены Синода перед вступлением в должность приносили присягу и клятву перед Евангелием. Контроль за деятельностью этого органа, как и в случае с гражданскими Коллегиями, осуществлял прокурор.
Первым президентом Синода стал митрополит Стефан, впоследствии не имевший абсолютно никакого влияния на принимаемые решения, в отличие от преданного царю архиерея Феодосия, которого назначили вице-президентом.