На протяжении всей нашей жизни рядом с нами одна из главных святынь – живая святая вода. Молитва перед употреблением святой воды, нужно ли читать ее? И как правильно это сделать? Такая вода помогает очистить себя изнутри и укрепить в вере Божьей.
Святая вода — это особенная вода. Не каждый человек знает, что перед употреблением святой воды можно читать молитву
Использование воды в Ветхом Завете
Молитва на принятие святой воды связана с религиозными ритуалами, берущими начало ещё в древнем иудаизме. Во времена Ветхого Завета были установлены ритуалы очищения водой. Иосиф Флавий (37-100) свидетельствовал, что ежедневно перед дневным приемом пищи совершалось очистительное омовение (полное погружение в воду). Для этого использовалась обычная вода, главное, чтобы она не была мутной. Также очистительное омовение совершалось как знак обращения и покаяния. Однако совершенную чистоту вода не приносила и омовения должны были повторяться регулярно.
Святая вода
Как освящают воду на молебне, заказанном верующими?
Обряды при этом выполняются намного чаще, нежели в день Богоявления. Так, на молебнах происходит малое водоосвящение. Его могут выполнять также и дома, не только во храме. В церкви священие воды происходит по окончании чтения литургии. Особые свойства приобретает жидкость при благословении людей, предметов, исцелении от болезней. Для проведения обряда емкость с водой выставляют на столе, подготавливают крест и Евангелие. Необходимо зажечь свечи, после чего вступают тропари, читаются псалмы. Конечный этап при этом – произнесение прокимен, также необходимо выполнить чтение Апостола (Евр. 2, 14-18).
Что такое Святая вода
Первоначально обыкновенная чистая проточная вода становится освященной (святой) после чтения особых молитв. Вода может быть родниковой, колодезной, водопроводной . По «Учению 12 апостолов» («Дидахэ») вода эта должна быть «живой» (проточной и холодной). После совершения над ней молебна вода приобретает особые свойства под воздействием Божьей благодати.
По словам святителя Иоанна Златоуста (347-407), со святой водой «происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная вода остается неиспорченной и свежей целый год».
Такая вода меняет свои характеристики и сама становится благодатной. Она может исцелять больных и освящать предметы. Также святой водой называют воду из Святых источников. В Православии Святыми считаются источники, которые возникли или приобрели целебные свойства после действий какого-либо святого или явного чуда.
Традиция использовать святую воду началась с евангельской истории Крещения Иисуса Христа в реке Иордан.
«Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея, 4:17)» (святитель Кирилл Иерусалимский, 315-386).
Как происходит чин великого водоосвящения?
По православным канонам нужно читать молитвы, проводить навечернюю службу в преддверии дня Богоявления (19 января) или непосредственно в этот день (тогда обряд выполняется после совершения литургии). Возможен и другой вариант – освящение воды проводится в конце вечерни, после ектений.
Важное действо при этом – крестный ход. Вместе с тем требуется осенить крестом емкости с водой. Этому предшествует обход их с кадилом, свечой. Непосредственно сам обряд крещения начинается пением тропарей. Тогда же читают послание апостола Павла и Евангелие от Марка.
При этом не перестают выполнять периодическое каждение над водой,
даются благословения над освещаемыми емкостями.
Когда используется Святая вода
Святая вода является обязательным атрибутом в Таинстве Крещения. Крещаемого три раза погружают в купель со святой водой. Это совершается в знак омытия от первородного греха, обновления в новую жизнь во Христе.
«Что же происходит в таинстве Крещения? В нем наступает смерть ветхого, греховного человека. Поэтому если человек во взрослом состоянии с верою и покаянием принимает таинство Крещения, то прощаются ему и первородный грех, и его собственные грехи. Человек из купели выходит как Ангел Божий… Принявший таинство Крещения возрождается Духом Святым, облекается Самим Господом, ибо Господь входит внутрь его сердца» (игумен Никон Воробьев, 1894-1963).
Святой водой освящают храмы и все богослужебные предметы, жилые дома и постройки. На водосвятный молебнах верующих окропляют святой водой.
Существует два чина освящения воды: малое и великое. Малое освящение воды происходит во время водосвятных молебнов, которые священник может совершать в любое время. Великое освящение воды происходит в праздник Крещения Господня и накануне, в Крещенский сочельник. Воду, освященную в эти дни, верующие сохраняют на протяжении года и употребляют ее во время болезней.
По церковным канонам Великая агиасма (на греческом «святыня») приравнивается к низшей степени Святого Причащения. Во время епитимьи (с греческого — «наказание») христианину на определенный срок запрещено приобщаться Святых Тела и Крови Христовых. Однако в качестве утешения ему разрешается пить святую воду.
Для хранения святой воды используют не только специальные сосуды, но и обычные стеклянные банки. На них нужно делать соответствующие надписи, чтобы не перепутать ее с обычной водой. Крещенская вода может не портиться несколько лет.
Верующие христиане употребляют Святую воду вместе с просфорой ежедневно натощак после прочтения утреннего молитвенного правила. В каждом молитвослове имеется молитва на принятие святой воды и просфоры. Принятие просфоры и святой воды нужно совершать с особым благоговением (как святыню). Святую воду также можно употреблять на протяжении всего дня.
Зачем Церковь освящает воду?
В православии одним из обязательных обрядов считается освящение воды. Необходимость в этом обуславливается греховностью природы человеческой. Такая склонность происходит еще от Адама и Евы, а потому неискоренима. Соответственно, необходимо периодически освящать не только людей, но и все, чем они пользуются, включая воду. Это позволяет остановить распространение нечистот, процессов тления, замедлить умножение следствий греха. Причем нужно постоянно проводить обряд освящения.
Для чего пьют Святую воду
Божья благодать через святую воду оказывает благотворное воздействие не по списку заслуг человека. Требуется искренняя вера принимающего её человека. Святая вода не обладает волшебными химическими свойствами, меняющими жизнь человека только по факту принятия жидкости. Для «мнимых» христиан, не имеющих веры и добрых дел во имя Христа, эта вода бесполезна.
«Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению» (архимандрит Амвросий Ермаков, род. 1970).
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи» (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»).
Если верующим христианином совершается молитва при принятии святой воды с твердой верой в помощь Божию, тогда можно получить исцеление от телесных и душевных болезней. Так, преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949) советовал болящим христианам принимать по столовой ложке святую воду каждый час. Он напоминал всем, что более сильного лекарства наряду с освященным маслом нет. И святитель Лука Крымский (1877-1961) как врач рекомендовал употреблять Святую воду на сколько можно чаще. Он говорил, что это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство.
Глава 3. Путь христианина к исцелению
Наконец, следует упомянуть об экзорцизме, занимающем среди религиозных средств исцеления особое, но тем не менее важное место.
Как мы говорили выше, согласно утверждениям святых отцов, диавол и демоны положили начало многим болезням. Их вмешательство зачастую носит косвенный характер, однако в некоторых случаях принимает форму одержимости. Тогда один или даже несколько демонов осаждают тело и душу человека, делают их своим обиталищем, разрушают и губят их здоровье363, «подвергают тело мучительным болезням и несчастным случаям, а душу – неожиданным и жестоким скорбям»364. Евангелисты365, святые отцы и авторы житий святых описывают множество подобных примеров.
Для многих наших современников существует искушение усматривать в описании одержимости архаичный способ восприятия тех явлений, которые современная медицина пытается объяснить с научной точки зрения и смело помещает в общей классификации болезней. Однако опыт духовных наставников, да и простой анализ библейских и агиографических текстов, опровергает такое видение этих явлений и раскрывает их намного более сложную природу. Так, на основании текстов Евангелия мы можем заключить, что одержимость с одной стороны и болезни и немощи с другой представляют собой явления различного порядка, имеющие присущие им характерные признаки и далеко не всегда взаимосвязанные друг с другом. Прежде всего, в многочисленных отрывках из текстов Писания между одержимостью и болезнями и немощами делается существенное разграничение366, что уже не позволяет сводить их к одному понятию. Во-вторых, большинство болезней и немощей, упомянутых в связи с чудесными исцелениями, совершенными Спасителем, никак не связаны с одержимостью367. В-третьих, в некоторых случаях один и тот же человек может страдать от одержимости и какой-либо болезни (или немощи), никак не связанных между собой. Так, святой Матфей говорит: к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных (Мф.8:16). Здесь мы видим, что Христос совершает два последовательных действия: изгнание бесов и исцеление; однако одного первого уже было бы достаточно, если бы болезнь отождествлялась с одержимостью или была бы вызвана ею. Эти аргументы заставляют признать, что болезни представляют собой некую автономную область и в большинстве случаев имеют собственную этиологию естественного происхождения. И это не соответствует действительности только в отношении особой категории заболеваний; ведь даже те болезни, которые в некоторых случаях считаются следствием одержимости, в других случаях заведомо рассматриваются как имеющие естественное (физическое) происхождение. Так, упоминается в Евангелии о немых, глухих и слепых, которых не считают одержимыми368, тогда как другие, страдающие от тех же недугов, предстают именно таковыми369. Также и некоторые расслабленные считаются заболевшими вследствие одержимости370, а другие нет371. Аналогичное различие делается и в отношении припадочных: некоторые из них называются одержимыми372, тогда как другие четко отделяются от «бесноватых»373. Следовательно, отсюда можно заключить, что попытка определения демонической этиологии заболеваний никак не связана с невозможностью объяснить их происхождение иным образом и только подтверждает, что естественная их причинность далеко не единственная. Кроме того, симптомы той или иной болезни или недуга не являются определяющими признаками, по которым такую болезнь или недуг можно отнести к явлениям естественного или демонического происхождения, поскольку зачастую они внешне схожи, и только духовный взгляд, исполненный дара прозорливости (см.: 1Кор.12:10), способен их отличить.
В этих наблюдениях мы угадываем всю сложность таких явлений и разницу, существующую между клиническим восприятием медицинской науки, которая судит о вещах по их феноменальности, то есть по внешним материальным признакам, что обуславливает ее критерии, и духовным взглядом, проникающим в суть вещей, превосходящим поверхностную «науку» постижением того, что лежит в ее основе. Итак, признание того факта, что одна и та же болезнь или немощь в одних случаях вызвана исключительно естественными причинами, в других – происходит от одержимости бесами, логически приводит к применению экзорцизма.
Изгнание Христом демонов есть одно из знамений спасения, которое Он принес людям: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Мф.12:28). Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, – говорит святой Иоанн (1Ин.3:8). Из-за прегрешения Адама сила диавола и демонов высвободилась и распространилась по миру, чтобы творить в нем дела зла. Деянием Христа, Нового Адама, она связана и снова подчинена власти Духа. Человечество, воссоединенное с Богом через Воплощенное Слово, заново обретает блага изначально свойственного ему состояния и удела. Вот что демонстрирует Спаситель, когда передает сначала двенадцати апостолам, а затем семидесяти двум ученикам господство и власть над демонами, а вместе с тем и силу изгонять их (см.: Лк.9:1; Мф.10:1; Мк.3:15) и попирать ногами любые «противные силы». Одним лишь призыванием имени Христа сатана лишился своего царства, спадши с неба, как молния (ср.: Лк.10:17–18), и народы обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу (Деян.26:18). Через Святое Крещение сила порабощения человека сатаной уменьшается до власти внушения, и каждый христианин получает способность противостоять ему и отгонять его (см.: Иак.4:7)374. Некоторым даже, подобно апостолам, дана власть изгонять демонов из одержимых ими людей, а также исцелять болезни, которые такая одержимость сопровождает или порождает.
Дар изгнания бесов был чрезвычайно широко распространен в первые века христианства, да и в последующие эпохи упоминался как расхожая практика375. «От этого Святого Духа, явившегося в виде голубя, остались еще отголоски в нынешних христианах; они изгоняют демонов, исцеляют множество болезней», – пишет Ориген376. Также мученик Иустин о377.
Будучи знаком того, что Христос явился вернуть людям Царство, которое они утратили, и возвратить им власть, которую они уступили сатане, экзорцизм осуществляется от имени Царя Сил378. Потому что именем Иисуса Христа бесы усмиряются и изгоняются379. «Вся власть и господство, которую мы имеем над ними, получают свою силу, когда мы произносим имя Христа», – пишет Тертуллиан380. А святой Иустин добавляет: «Любой бес, заклинаемый именем Сына Божия. становится побежден и покорён»381. Для них Его имя невыносимо382: они боятся его более всего, поскольку оно означает их поражение и наказание383.
Однако призывание имени Христа, необходимое в подобных случаях, не является достаточным: Господь сообщает Свою победоносную силу только тем, кто этого достоин; Он ниспосылает эту силу призывающему Его в соответствии с силой его веры и чистотой сердца. Вспомним отрывок из Евангелия, где рассказывается, как ученики не могли освободить припадочного от одержащего его беса. После того как Христос изгнал беса, ученики спросили Его: «Почему мы не могли изгнать его?» – Иисус же сказал им: «по неверию вашему» (Мф. 17:19–20). И чтобы заставить нас постичь необходимость безусловной веры и ненарушимой приверженности, Христос добавляет: никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мк.9:39). «Авва Питирион, ученик аввы Антония, говорил: “Кто хочет изгонять демонов, должен сначала укротить страсти, [которые в нем]”»384. Если же тот, кто хочет заниматься экзорцизмом, недостаточно полно соединился со Христом путем очищения от страстей и осуществления добродетелей, бесовская сила может обернуться против него, как свидетельствует пример иудев-экзорцистов, приводимый в Книге Деяний (Деян.19:13–17): они стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» <…> Но злой дух сказал в ответ: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?». И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян.19:1,15–16). На самом деле святой Павел, апостолы и святые в силу своей святости вкладывают необходимую силу в призывание имени Христа; только через нее и власть Его может распространяться через них. Помимо чистоты, смирение есть та добродетель, которой в первую очередь должен обладать экзорцист и без которой он ничего не может сделать385; потому что только когда человек признает собственную беспомощность и откажется от самого себя, Христос может сделать его Своим вместилищем и облечь его, именем Бога Отца и Святого Духа, Божественной силой. Наконец, экзорцист должен быть глубоко проникнут любовью к ближнему и действовать не с какой бы то ни было корыстью, но из чистого сострадания.</…>
Поэтому в отличие от того, что можно было бы предположить с первого взгляда, экзорцизм – это не методика; он не работает, подобно магии, одной силой заклинания. Его действенность прежде всего зависит от духовного состояния того, кто его практикует. Как подчеркивает Гарнак, «не молитва исцеляет, а тот, кто молится; не слова, но Дух; не экзорцизм, а экзорцист»386.
Многочисленные в эпоху раннего христианства примеры изгнания бесов, как и случаи чудесных исцелений, со временем также становятся все более редкими отчасти по тем же причинам, что упоминались относительно исцелений, – поскольку они, помимо своей основной цели, также имели «символическое» значение; отчасти же и в основном потому, что с распространением христианства бесовское воздействие, не теряя силы, меняло форму и выражалось уже другим образом: оно смягчалось, становилось более тонким, менее заметным и едва уловимым. Так, святой Иоанн Кассиан о – и предлагает два объяснения этому явлению: «…или сила Креста, проникшая до самой сердцевины пространства, и Его благодать, сияющая повсюду, подавили бесовские козни; или же. прекращение их нападений, совершавшихся явно, позволяет им обманывать нас и наносить нам более тяжкие поражения»387. Согласно второму объяснению, бесы, ополчившись в основном на носителей Духа, чтобы обмануть их бдительность, принимают формы и используют средства менее заметные для духовной проницательности.
Достаточно скоро перестав быть расхожей целебной практикой, изгнание бесов тем не менее будет по-прежнему применяться в отдельных случаях и демонстрировать свою способность избавлять множество людей от их недугов инемощей388.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: молитва на принятие просфоры и святой воды, молитва на принятие святой воды, молитва перед принятием святой воды
Что такое просфора? Зачем её употребляют? С какой молитвой нужно вкушать просфору?
Просфора – это литургический хлеб, его выпекают в епархиальных пекарнях специально для проведения служб (литургических) по утрам или вечерам. Он предназначен для употребления прихожанами. Но вкушение должно осуществляться на голодный желудок, еще нужно выпить освященную воду. Это символ единения Божественного и Человеческого (просфора состоит из двух частей).
Употреблять это изделие следует не во время чтения молитвы,
а по окончании.
Пока произносятся священные слова, просфора «запоминает» эту информацию, накапливает положительную энергию. Если употреблять такое тесто, поститься при этом, то нормализуются внутриклеточные процесс в организме, болезнь не поразит такого человека или отступит. Вкушать этот продукт и питие, нужно, прочитав молитву на принятие просфоры и святой воды. При этом дар почитается за святой. Вода помогает отчиститься от грехов, улучшить здоровье тела и духа, укрепить силы, покорить страсти.
Рубрика вопрос–ответ
Молитва перед принятием святой воды произносится с соблюдением правил. Можно скачать ее текст на церковно-славянском языке. Однако будет правильным чтение на русском. Это обусловлено тем, что перевод с древнеславянского не всегда точный, а расставленные в словах ударения не помогают понять смысл. Чтобы глубже изучить исцеляющие молитвы, обряд освящения воды, приема просфоры, следует обратиться за разъяснениями. Можно сделать это на сайте онлайн.
Как пить святую воду дома?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Вкушать освященную воду нужно натощак, причем первый прием должен быть утром перед едой. Нет запрета на употребление питья в домашних условиях на протяжении дня».
Когда принимают просфору и святую воду?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Принятие святого хлеба и воды должно быть до завтрака. Нужно перекреститься, но возносят крестное знамение над собой, не нужно крестить пищу, питие. Также читается молитва на принятие святой воды и просфоры. Это сделает жидкость и хлеб еще более полезными».
Как правильно принимать святую воду?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Рекомендуется читать молитву на принятие святой воды, текст доступен для бесплатного скачивания на сайте. Нет ограничений по объему, наоборот, нужно чаще принимать это лекарство, нельзя хранить его дома «про запас»».
Как пить святую воду во время болезни?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Количество освященной воды в этот период нужно увеличить. Она может исцелить от любой хвори. Для этого каждый раз необходимо читать молитву после принятия святой воды. Нужно просить о выздоровлении».
Почему вода освящается в особых сосудах?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Здесь скрыта символика: круглое основание означает земную церковь, а округлая чаша – это церковь небесная. Причем на ней предусмотрены ячейки (их три) – соответствует Святой Троице. Общее же значение специального сосуда – вместилище Божьей Благодати».
Почему Церковь молится о водных источниках?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Вода – основа физического существования. При освящении водных источников целебная жидкость в конце концов попадает к каждому человеку домой. Насколько целебной и полезной она будет, зависит от состояния души».
Как освятить квартиру святой водой?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Для этого нужно приглашать священника, только православный священнослужитель может освятить жилье. Самостоятельно вы можете окропить святой водой комнату, особенно ее углы».
Где хранить святую воду?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Лучше не держать долго освященную воду дома. Она должна постоянно использоваться. Но в качестве временного хранения выбирают отдельную полочку ближе к иконам».
Как умываться святой водой?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Достаточно набрать в ладонь немного такой воды, протереть ею лицо. Не рекомендую выливать литры святыни в канализацию, это не приведет к добру».
Как пить святую воду правильно?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Для этого заранее выделите отдельную емкость, лучше, если она по форме будет напоминать чашу. Не следует ее использовать для других нужд, пока принимается освященная вода».
Можно ли давать святую воду животным?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Нет, животным такое питье не дают. Вы можете лишь периодически окроплять жидкостью своего питомца».
Помогает ли святая вода против пьянства?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Все зависит от силы веры читающего и того, над кем произносят молитвенные слова. Сама по себе освященная вода не сможет решить эту проблему».
Как умыть ребенка святой водой от сглаза?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«При этом нужно посетить храм, оставить записку о здравии ребенка, затем подойти и прочитать молитвенные слова перед иконами Матроны, Господа и Богородицы. После этого над освященной водой читают молитву, обращенную к Богу, для чего следует зажечь 3 свечи. Важно раскаяться в своих грехах. Затем примите глоток особой воды. После этого нужно поить и умывать ребенка ею».
Как готовят просфору?
Мнение эксперта
Отец Иннокентий
«Основные компоненты: вода, освященная молитвой, соль, дрожжи и пшеничная мука. Готовятся отдельные части просфоры, а затем соединяются по две».