Царю Небесный
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы (49 дней) она не читается.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.
Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель — Ин.15:26 ), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.
Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть источник всех благодеяний, источник добра.
Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть всё от Него получает жизнь, а христиане получают от Него святую вечную жизнь ( Ин.3:5 ), очищаясь от грехов и обретая добродетели.
Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин.1:14 ) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя христиан в единое Тело Христово – Церковь.
Очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.
Источник статьи: https://azbyka.ru/molitvoslov/carju-nebesnyj.html
Молитва «Царю небесный»
Молитва «Царю небесный» является одной из основных в православии. Ее обязательно читают во время каждого церковного богослужения. Также она считается домашней молитвой, которую рекомендуется читать в утренний час после пробуждения и непосредственно перед сном. Кроме того, существует традиция читать молитву «Царю Небесный» с целью, чтобы призвать Святого Духа в свою жизнь перед каким-либо начинаниях.
Происхождение и авторство данного молитвенного обращения неизвестны. Понятно, что конями эта молитва уходит в глубокую древность. Большинство священнослужителей склоняются к тому, что она возникла приблизительно в конце первого тысячелетия христианской эры.
Как правильно читать обращение к Богу
Молитва – способ контакта души человека с Богом. Она будет иметь силу, если верующий понимает, как следует обращаться к Божественной силе. В молитвенном обращении не обязательно точно следовать тексту с ударениями. Главное – испытывать твердую веру в силу Господа во время чтения. Для такой молитвы требуется особый душевный настрой, достичь которого бывает непросто. Он требует сосредоточенности, отвлечения от суетных мыслей и желаний. Добиться этого можно только постоянным волевым усилием, преодолев сомнения, забыв на минуту неприятности и печали.
Не надо стараться ввести себя в религиозный экстаз, добиваться особого вдохновения. Господь видит, что в сердце каждого человека. Молитва будет услышана, если она идет от сердца, верующий ощущает свои несовершенство и греховность, благоговеет перед величием и могуществом Бога. Ежедневное обращение к Царю Небесному приучает к кротости и смирению перед волей Господа.
Прежде, чем начинать утром читать любую молитву, следует встать, перекреститься и произнести: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Затем произносится текст молитвенного обращения: вслух или про себя. Не следует торопиться, чтобы суть каждого слова дошла до сознания.
Молитву Царю Небесному можно читать на русском и старославянском языках, за исключением понедельника после празднования Троицы (в день Духа Святого), когда ее следует произнести на старославянском.
Молитва Святому Духу
В молитвенном тексте «Царю Небесному» воспевается одна из ипостасей нашего Всемогущего Господа. Это делается нечасто и связано с тем, что знания верующих людей основаны на Ветхом завете. А в нем упоминание о Святом Духе встречается трижды: два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.
Но сила Святого Духа безусловно известна всем верующим. Каждый христианин знает, что Святой Дух снизошел к Спасителю во время Крещения. Также он приходил к Святым Апостолам, перед тем, как они шли на проповедь.
Очень часто у верующих людей возникают сложности в понимании образа Бога в трех ипостасях, но при этом Нераздельного и Единосущного. Именно на этой догме основывается православное христианское вероучение. Для того чтобы наглядно объяснить, священнослужители используют земное сравнение – образ женщины.
Она может быть одновременно:
Вообще, в христианской религии Святой Дух – это определенная самостоятельная сущность. Он представляет бесплотное создание, которое способно пронизывать мир мертвых и живых. Святой Дух не имеет характера, лица и эмоций. Но он способен наполнять человека Божественной силой и даровать благословение. Именно посредством Святого Духа осуществляется Крещение. Примечательно, что в силу бестелесности и невидимости Святой Дух не может действовать самостоятельно, но при этом он может принимать различные формы. Самым популярным изображением Святого Духа является голубь.
Оно закрепилось с момента возникновения христианской религии.
Текст молитвы с ударением
Чтобы правильно расставить акценты следует понимать, о чем молитва. Несмотря на всю краткость молитвенного обращения в нем кроется глубокий смысл.
В этой молитве содержится обращение к Святому Духу, как к Небесному Царю. Обращение «Утешитель» связано с тем, что так был назван Святой Дух самим Иисусом Христом. В одной из бесед с учениками он пообещал, что умолит Отца дать людям другого Утешителя, который будет пребывать с ними вовек. Это будет Дух Истины, который людям будет очень трудно принять, так как он будет невидимым. Сочетание слов «Утешитель» и «Душа Истины» может пониматься, как «посредник» или «заступник».
О Святом Духе в молитве говорится, что он присутствует везде. Именно такое определение также применимо к Богу. Далее следует подтверждение того, что Дух Святой все может исполнить. Под этим подразумеваются не только все желания и просьбы искренне верующего человека. Такая фраза указывает то, что Святой Дух заполняет весь мир вокруг нас и оживотворяет его. Каждое мгновение он поддерживает существования мира в целом, в противном случае все будет разрушено. То есть в этой молитве акцентируется внимание на том, что бог – это Создатель и Творец.
Сокровище благостей – это значит источник милостей и всего доброго. Поскольку в старославянском варианте эта фраза звучит, как «Сокровище благих», то не следует понимать, что Святой дух является сам по себе сокровищем для людей.
В молитвенном обращении Святой Дух называется «Подателем жизни». Это акцент на то, что всякая праведная душа подпитывается от Святого духа. Именно это утверждается во многих церковных песнопениях.
После обращения идет просительная часть молитвы. Прежде всего, молящийся помнит, чтобы Святой Дух пришел и вселился в нас. Это понимается двояко. То есть, с одной стороны мы хотим, чтобы каждый из нас принял Святого духа и стал его обителью, а с другой у каждого из нас имеется желание, чтобы Святой Дух обитал среди нас, а значит, объединял нас, исключая разногласия и ссоры. Но при этом следует понимать, что, ни одно утверждение не исключает другое, они полностью совместимы.
Далее в молитвенном обращении мы обращаемся к Святому Духу очистить нас от разной скверны. Под этим подразумевается просьба о прощении прегрешений и защите от дьявольских искушений. Мы хотим, чтобы Благой, что означает добрый Святой Дух, помог спасти наши души и даровал надежду на Царствие Небесное.
В чем суть и сила молитвенного обращения к Святому Духу
Для того чтобы понять суть молитвенного обращения к Святому Духу, нужно глубоко понять само это понятие в религии. Следует знать, что еще до того, как человек становиться христианином, Святой Дух уже оказывает на него влияние.
Еще в детстве Святой Дух начинает сообщать о том, что был совершен. И делает он это посредством использования такой внутренней характеристики человека как совесть. Именно через нее Высшая сила обращается к человеку и принимает участие в формировании его характера. Если случается так, что человек продолжает поступать не по совести, и не обращает внимания на знаки, которые даются свыше, то Святой Дух покидает его.
Святой Дух, вселяясь в человека, сближает его с Богом и в итоге приводит к нему. Это значит, что человек получает надежную защиту от Господа Бога, ведь Всевышний любит каждого из нас, поэтому даже грешников он не бросает в трудную минуту, пытаясь научить жить по заповедям Божьим и наставить на путь истинный. Причем приводит господь нас к этой истине через Святого Духа.
В каждого человека, кто искренне верит в Бога и принимает решения жить по законам церкви приходит Святой Дух, вселяется в него и живет внутри такого человека. Таким образом, Господь способствует духовному росту, и в тот момент, когда христианин начинает искренне раскаиваться в собственных прегрешениях, он чувствует, что услышан некоей Силой. И эта сила есть Святой Дух.
Верующий человек всегда отличается скромностью. Они никогда не преувеличивают своих достоинств, для них не характерна гордыня и они никогда не обманывают. Не совершают они и каких-либо других греховных действий. Именно такие черты и говорят о том, что в человеке присутствует Святой Дух. Основной дар Святого Духа – это Страх Божий. В этом случае человек понимает, что он не может считать себя самодостаточным, так как все в этом мире зависит от Господа Бога. Только после осознания всего величия Господа, человеку дано увидеть реальность окружающего мира. Искренне верующий человек со временем может, прислушиваясь к внутреннему голосу принимать правильные решения и делать правильный выбор. Это также является доказательством присутствия Святого Духа.
Источник статьи: https://psy-magic.org/molitvy/955-molitva-caryu-nebesnyy.html
Божественная Троичность
Православные христиане в молитвенной жизни чаще всего обращаются к Богу Отцу и Сыну, Иисусу Христу, уделяя мало внимания Святому Духу, неотъемлемой Ипостаси Троицы.
Святая Троица
Для тех, кому трудно представить Троичность Бога, следует посмотреть на мужчину, который одновременно приходится сыном, мужем и отцом.
Дух Святой изначально существовал, о Нем пишет пророк Моисей в книге «Бытие» Старого Завета (Быт.1:2). Еще до появления света Господний Дух окутывал землю.
Духом Святым, явленным в облаке, еврейский народ был выведен из Египта, им же через архангела Гавриила было передано послание Деве Марии.Апостол Павел передает слова Иисуса о том, что тело каждого христианина является храмом Божьим, если в нем живет Дух Святой.Третья Божья Ипостась не один раз проявила Себя в Новом Завете, явившись впервые в виде голубя, севшего на плечо Иисуса во время водного Крещения в Иордане.
Крещение Иисуса Христа и схождение Святого Духа в виде голубя
Иисус, уходя к Отцу, оставил обетование, чтобы христиане собрались на праздник и ожидали Путеводителя, Утешителя, и сошел Дух Святой во время Пятидесятницы, явив полноту Святой Троицы.
О молитве Царю Небесный
Молитва Царю Небесный — это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Святой дух — третье Лицо Святой Троицы, Господу Животворящему. Название молитвы происходит от первых двух слов из ее текста. От Пасхи до Вознесения эта молитва не читается, ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…». от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не произносят.
Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века. Читать молитву Царю Небесный можно и келейно, в домашней молитве.
Часто приходится слышать о том, что Царю Небесный — очень сильная молитва. Произносить ее можно, когда человек:
- Просит о помощи в любом деле.
- Не может освободиться от власти греха.
- Испытывает кризис веры.
Но сила молитвы зависит не от того, какой текст произносится, а от веры человека. Ритуальное произношения текста молитвы без истинного разговора с Богом не имеет никакой «особенной» силы.
Царю Небесный текст молитвы
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Объяснение:
Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.
На русском:
Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
О духовном смысле молитвы «Царю Небесный»
Сегодня мы с вами, милостью Божией, чествуем, славословим, молимся Святей Троице, Единосущной, Животворящей и Нераздельной, воспоминая евангельские слова о том, что Дух Святой ещё не сходил на землю, потому что Христос ещё не пострадал на Кресте. Но вот Он изрёк Марии Магдалине: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему1. И восходит Богочеловек в небесные обители, возносит человеческое естество превыше земли и неба, с тем чтобы, войдя в славу, которую имел Он, Господь, ещё прежде сложения мира, исходатайствовать и ниспослать нам живительную благодать Святого Духа, усвоение которой верою во Христа, Крещением и пребыванием в заповедях Христовых есть вечное спасение. И вчера мы призвали Утешителя Духа и будем отныне предначинать всякое моление словами: «Царю Небесный, Утешителю». И кратко вникнем в эти великие слова, за которыми стоит тайна нашего спасения.
Царь Небесный. Отец, Сын и Дух Святой. Дух Святой ниспосылает нам благодать из недр Божественного Существа и землю делает небом, делает нас, причастников благодати, гражданами Царства Небесного. И об этом нужно всегда вспоминать, зная, что жительство наше на небесах, мы сотворены не для земли, а для неба. И в уме нашем, и в сердце нашем, в помыслах, в намерениях, в чаяниях, устремлениях пусть главенствует небесное, как говорит Господь: о горнем мудрствуйте, а не о земном. Живя на земле и по необходимости имея земные попечения, будем и их обращать ко славе Царя Небесного. Все свершать, как учит нас апостол Павел, во славу Господа Иисуса Христа, променивая земное на небесное. Земные сокровища, так сказать, используя ради пользы ближних, будем непрестанно запасаться, умножать сокровище небесное – благодать Духа Святого.
Господь Дух Святой есть Царь, в отношении Которого мы, Его верноподданные, должны быть всегда верными нашему призванию, трепетными, богобоязненными. Ничто высокое не помышлять о самих себе, но со страхом и трепетом содевать наше спасение2, то есть привлекать смирением, чистотой и любовью благодать Святого Духа.
«Утешитель» – таким словом Христос наименовал третье Лицо Святой Троицы. Нет такой беды и скорби, болезни, таких тягостных обстоятельств, которые не развеяла бы Божественная благодать. Нужно лишь иметь веру в Него, Утешителя, меньше жаловаться окружающим, а лучше и вообще не жаловаться, но слушать чужие жалобы. И прибегать к Нему, Утешителю, зная, что всех, кто отвратился от этого скоропреходящего мира и всецело посвятил себя Господу, Дух Святой непременно и поддержит, и укрепит, трудности разрешит, болезни умалит и исцелит, и утешит так, как не утешает родная матерь. Ибо Он есть Бог, «Иже везде сый и вся исполняяй».
«Душе истины», – обращаемся мы к Святому Духу, прося Его наставить нас на всякую правду, избавить нас от всякой мысленной лжи, всякого заблуждения, всякого прельщения, соделать наше сердце простым, чистым, слова и поступки правыми, богоугодными. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, льнёт к истине, она ему приятна, она радостна для него. И, напротив, всякое лукавство, экивоки, всякое вранье, ложь оставляют всегда на душе осадок, отзываются тяжестью. И мы просим Господа, чтобы Он даровал нам всегда ходить во истине, ибо ложь от диавола, а Бог наш есть путь, истина и жизнь.
«Иже везде сый и вся исполняяй». Если бы у нас открылись сердечные очи, мы бы увидели, что вся вселенная – и небо, и земля, и всякое творение Божие, и животный, и растительный мир, и небесные тела, и люди, все они движутся и существуют благодаря пребыванию в них Духа Святого. Тот есть воистину Царь, Который, пребывая вне этого мира, Своей энергией пронизывает все видимое и невидимое. И созерцая красоту Божьего мира, расцветающую природу, взирая на людей, нам должно воспоминать зиждительного творческого Духа и, так сказать, черпать вдохновение от внимательного рассматривания чистым оком всего, что открывается нашему взору. Но не прилепляться ни к чему земному, потому что главный предмет нашего вожделения, алкания есть невидимый Господь.
«Жизни подателю». Дух Господень несёт с Собой жизнь, Он сотворил эту жизнь. Тайна жизни никогда не будет разгадана сухим и чёрствым, а особенно неверующим умом. И воздавая Господу благодарность за дар жизни, мы должны понимать, что истинная жизнь есть общение с Богом, союз с Ним, истинная жизнь даётся нам, когда мы входим в Божественную область, когда Дух Святой прикасается к нашей душе, её священным и таинственным образом очищает, её украшает, её исполняет. И соответственно, дыханием жизни является только молитва, устремление к Богу всей нашей природы – тела, души и духа, мыслей и чувств. И об этом говорит Господь: «Жаждущий да приидет ко Мне и черпает, пьёт воду жизни даром».
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой2.
Именно силою Духа Святого вспомоществуемая наша молитва привносит вечную жизнь в наши сердца.
«Прииди – молимся, – и вселися в ны». Слово «вселися» говорит о том, что благодать Божия посещает нас не только в храме и не только в час причащения, но она всегда сопребывает с богобоязненным христианином, её черпать мы должны в течение всего дня, а может быть, и части ночи. И просим Господа, чтобы Он никогда не расставался с нами и не отступал от нас, а Он и обещает нам всегдашнее сопребывание с нами. А значит, всего больше мы должны бояться греха, любого: и деятельного, и словесного, и мысленного, потому что грех единственный и может отлучить нас от этого дыхания жизни.
«И очисти ны от всякия скверны», – просим Господа Бога Духа Святого, чтоб Он хранил нас от пленения диаволу, от воспоминаний лукавых, от всякого преступления заповедей Божиих. Просим, чтобы Он очищал нас от страстей, которые, к сожалению, нам присущи. Просим Господа Бога, чтобы Он всегда Своей чистительной энергией соблюдал ясность ума нашего непременяемой, сердце хранил в мире и любви.
«И спаси, Блаже, души наша». Общение со Христом и Духом Святым и Отцом есть самое спасение. И тот, кто позаботится, причастившись Святых Христовых Таин, пребывать в благодарении, в смирении, в любви, в молитве, не потерпит умаления Божественной благодати и по выходе из храма, потому что по Божьему предназначению сам человек есть одушевленный храм, в котором таинственно пребывает Божественная благодать.
И мы с вами праздничную нашу службу продолжим вечерней и будем молиться Святой Троице о том, чтобы Дух Святый, некогда освятивший апостолов, прикоснулся и к нашим сердцам, а мы хранили, блюли и умножали Божественную благодать покаянием, молитвой и деятельной любовью.
1 Ин. 20, 17.
2 См.: Фил. 2, 12.
3 Ин. 7, 37 – 38.
Толкование молитвы «Царю Небесный»
Святой Дух упоминается в Ветхом Завете три раза: дважды в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах. А вот в Новом Завете Святой Дух появляется уже гораздо чаще. В виде голубя он спускался во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О нем не раз говорили евангельские персонажи. Он приходил к Апостолам, когда те шли на проповедь. Поэтому при произношении молитвы Царю Небесный нет привычного припева «возрадуйся» или «радуйся», но зато есть слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.
Значение в православии
Несколько строк короткой молитвы раскрывают сущность и роль Святого Духа в жизни каждого человека. О Божественной силе упоминается в Ветхом и Новом Завете. Святой Дух снизошел на Иисуса во время Крещения, на апостолов после смерти Иисуса Христа, когда они шли на проповедь. Иисус говорил своим ученикам, что когда они проникнутся Святым Духом, им откроется истина. Божественная сила не материальна, не имеет образа. Вместе с тем она вездесуща, ею пронизан мир живых и мертвых.
Вездесущность Царя Небесного, его способность влиять на жизнь людей объясняет, почему в молитве к нему обращаются, как:
- к «Утешителю»;
- «Духу истины»;
- «Источнику блага»;
- «Подателю жизни».
Небесный Царь снисходит на человека, если тот стремится избавиться от греха и призывает его к себе на помощь. Роль Божественной силы – объединение души с Божественной сущностью. Его не просят помочь в конкретных делах. К Божественной силе обращаются, когда хотят избавиться от алкоголизма, наркомании, зависти, алчности, лени, ненависти, испытывают кризис веры. Небесный Царь – третья ипостась Бога: «…Во имя Отца и Сына и Святого Духа…». Третья ипостась – это любовь, которую излучает Господь. Божественную силу можно сравнить с солнечными лучами, дающими свет и тепло.
Присутствие Небесного Царя в человеке означает, что его душа очистилась от греховной скверны и ей будет дарована вечная жизнь.
Воздействие Божественной силы человек ощущает через свою совесть. Голос совести – это и есть ее влияние на человеческую душу и разум. Животворящая сила Небесного Царя заключается в том, что он является источником добра и любви к ближнему, истиной души.
Для верующего человека характерна скромность, честность, порядочность, доброта. Молиться Царю Небесному можно в церкви и дома (утром, после пробуждения, и перед сном). Не полагается читать молитву от Пасхи до Вознесения и от Вознесения до Троицы. До Вознесения ее заменяют троекратным «Христос воскресе…». В последующие 10 дней начало молитвы не упоминают специально. Как указано в Новом Завете, это время ожидания апостолами сошествия Святого Духа.