Основной догмат христианства состоит в учении о трёх лицах единого по существу Бога, являющих Собой Пресвятую Троицу. Эти три заключённых в Нём ипостаси ― Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не слитны между собой и нераздельны. Каждая из них является проявлением одной из его сущностей. Святая церковь учит о полном единстве Троицы, творящей мир, промышляющей в нём и освящающей его.
Изображение Святой троицы в иконописи
Святая Троица является традиционным сюжетом православной иконописи. Но так как непосредственное изображение Бога явилось бы нарушением концепции о его вечности и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда», принято использовать его символические изображения, главным из которых является Ветхозаветная Троица.
Для раскрытия этого образа иконописцы традиционно прибегают к изображению сцены, описанной в 18 главе библейской Книги Бытия. Она получила название «Гостеприимство Авраама».
В стихах с 1 по 18 рассказывается о том, как праотец Авраам, во время дневного отдыха, сподобился посещения трёх мужей.
Узрев духовными очами, что в их образе перед ним явился сам Бог, Авраам оказал пришедшим величайшее почтение и гостеприимство.
Именно эта сцена стала основой традиционного иконописного сюжета ― Троица Ветхозаветная.
Как было сказано выше, лишённые возможности непосредственного изображения Творца мира, мастера прибегали в своих работах к символике, которая стала их основным выразительным приёмом.
Так вошло в традицию, закреплённую благословением церковных иерархов, представлять мужей, посетивших Авраама в виде трёх ангелов.
Появление Святой Троицы в живописных сюжетах
Впервые изображения, в которых представлена Троица Ветхозаветная, появились во II веке на стенах римских катакомб, где первые христиане втайне от языческих властей совершали богослужения.
Эти рисунки ещё не соответствовали канонам, установленным в более поздние века, и представленные на них сцены выглядели достаточно историчными.
Но уже в этот период, неизвестные нам художники пытались подчеркнуть одинаковость всех трёх гостей Авраама.
Позднее в богословии появился термин «изокефальность», которым обозначалась равноправность путников. В настенных изображениях римских катакомб она подчёркнута нарочитой одинаковостью поз и одежд трёх мужей. Постепенно изображение гостей, посетивших ветхозаветного праотца, стало принимать всё более символический характер, и со временем сложилась традиция изображения их в ангельском виде.
Важно отметить, что сюжет «Троица Ветхозаветная» нередко преподносится в двух вариантах ― изокефальный и неизокефальный. В первом случае, как понятно из самого термина, при полной статичности композиции подчёркивается взаимная равноправность трёх ангелов. Во втором же ― один из них бывает выделен с помощью нимба, изображения креста или соответствующей надписи.
Мозаика древней базилики
Кроме Святой Троицы, на стенах катакомб одним из древнейших Её изображений является мозаика V века на Триумфальной арке римской базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция изображения достаточно сложна. Она визуально делится на две части.
В верхней изображён Авраам, выбегающий навстречу странникам, один из которых окружён сияющим ореолом ― символом святости, а в нижней представлен накрытый стол, за которым сидят гости. Хозяин дома Авраам в ней изображён дважды ― прислуживающим гостям и отдающим указание своей жене Саре.
Фоном служит вид богатого строения с башней ― очевидно, дома Авраама и Мамврийского дуба, под которым произошла встреча.
Окончательный вариант композиции
В XIV веке композиция икон, изображающих Святую Троицу, сложилась в том виде, в котором написаны наиболее прославленные её образцы.
Об этом свидетельствует икона «Троицы Зырянская», созданная в этот период и приписываемая кисти святого Стефана Пермского.
Принято считать, что именно в ней впервые представлена сцена, центром композиции которой являются ангелы, восседающие за накрытым столом.
Андрей Рублёв: «Троица Ветхозаветная»
Об этом произведении было написано и сказано очень много. И это неслучайно, ведь среди многообразия икон, написанных на сюжет «Гостеприимство Авраама», особое место занимает «Ветхозаветная Троица» Рублева.
По единодушному мнению искусствоведов и всех ценителей древнерусской живописи, в ней художник достиг высшей степени раскрытия духовной сути Триединого Божества.
Это произведение, созданное в XV веке, стало одной из самых прославленных русских икон.
Композиционное решение образа весьма своеобразно. Фигуры ангелов как бы вписаны в невидимый круг, символизирующий единосущность всех трёх ипостасей.
В то же время художник достигает эффекта, при котором взгляд зрителя не задерживается ни на одном из них, а свободно пребывает внутри образованного ими пространства, смысловым центром которого является чаша с головой жертвенного агнца. Именно вокруг неё происходит безмолвный диалог жестов.
Христианская символика в иконе Рублёва
Следует о ― икона, полная символической атрибутики, выражающей основные христианские догмы. Неслучайно фоном для изображения фигур ангелов являются дом, дерево и гора.
Их изображения полны конкретного смысла. Так, ангел, находящийся слева, символизирует Бога Отца.
Об этом говорит помещённое над Ним изображение дома ― палат Авраама, что соответствует исходному моменту Божественного домостроительства, совершаемого по его воле.
Дерево ― дуб Мамврийский, изображённый над центральной фигурой, невольно переосмысливается как древо жизни, и ассоциируется с крестными муками Спасителя. Соответственно, у зрителя не остаётся сомнений в том, что центральной фигурой композиции автор изобразил Сына Божьего Иисуса Христа.
Что же касается фигуры левого ангела, то подсказкой её принадлежности служит изображённая над ней гора ― символ духовного восхождения, осуществляемого через действие третьей ипостаси Святого духа. С образом горы в Библии связаны самые значительные события. Это дарование скрижалей Завета на Синае, Преображение Господне на Фаворе и Вознесение на Елионской горе в Иерусалиме.
Следует отметить и ещё одну важную идею, которую выражает «Троица Ветхозаветная». Андрей Рублев в своём поистине гениальном творении сумел создать прообраз истинного единения и любви.
Его фигуры, лишённые активного движения, и как бы погружённые в неподвижное созерцание, полны безмолвного общения.
Перед глазами зрителя предстаёт процесс сообщаемости божественной энергии, заключённой внутри трёх ипостасей Божьих.
Мозаика древней базилики
Кроме Святой Троицы, на стенах катакомб одним из древнейших Её изображений является мозаика V века на Триумфальной арке римской базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция изображения достаточно сложна. Она визуально делится на две части. В верхней изображён Авраам, выбегающий навстречу странникам, один из которых окружён сияющим ореолом ― символом святости, а в нижней представлен накрытый стол, за которым сидят гости. Хозяин дома Авраам в ней изображён дважды ― прислуживающим гостям и отдающим указание своей жене Саре. Фоном служит вид богатого строения с башней ― очевидно, дома Авраама и Мамврийского дуба, под которым произошла встреча.
Икона — Новозаветная Троица. В киоте
Икона — Новозаветная Троица. В киоте- Н
овозаветная икона Святой Троицы. - Изображение Бога-Отца в виде седовласого старца, Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном.
- Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии
- Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».
Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама.
Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.
Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте — значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»
- Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
- 1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
- 2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
- 3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Икона Симона Ушакова
Широко известна также ещё одна икона «Ветхозаветная Троица», автор которой — мастер Серебряной палаты при Оружейном приказе Московского Кремля Симон Ушаков. Написана она была в 1667 году. По своей композиции ушаковская «Ветхозаветная Троица» следует традиции Андрея Рублева. В ней представлена та же сцена явления странников праотцу Аврааму, и так же фигуры ангелов вписаны в круг, создающий у зрителя впечатление некоего единства. Однако это произведение имеет свои индивидуальные особенности.
Икона Святой Троицы
Перед образом Святой Троицы молятся Богу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.
Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам. Молитесь Господу Вседержителю в любой момент жизни во всех нуждах:
- Просите Господа о помощи в любом деле, житейских трудностях и бедах,
- Просите о помощи в нуждах своих близких и друзей,
- Кайтесь перед Богом в ваших грехах, прося простить их, дать вам увидеть свои ошибки и пороки и исправиться,
- Молясь об исцелении в болезни,
- Обращаясь к Нему во внезапной опасности,
- Когда у вас на душе тревога, уныние, печаль,
- Благодарите Его за радости, успехи, счастье и здоровье.
В Православии существует отдельный праздник — День Святой Троицы, который празднуется на 50-й день после Пасхи, в воспоминание Сошествия на апостолов Святого Духа.
В этот день читается молитвы Пресвятой Троице и отдельно Святому Духу, которые должно читать также ежедневно, чтобы оградиться при помощи Божией от зла.
Молитва «Трисвятое»: Святой Бог, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас! — нужно прочитать три раза, крестясь и кланяясь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, сейчас, и всегда, и вечно. Аминь.
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, Который везде присутствует и все делает, Сокровище доброты и жизни податель, приди и вселись в нас, и очистки нас от всякой нечистоты, и спаси, Благой, наши души.
Пресвятая Троице, помилуй нас: Господь, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели болезни наши ради исповедания нами Твоего Имени. Аминь.
Молитва Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:
«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле.
Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых.
Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».
Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-svjatoj-troici.html
Декоративность, заменившая символизм
Нетрудно заметить, что ангелы Ушакова хотя и близки по своему рисунку фигурам, изображённым на иконе Андрея Рублёва, отличаются от них излишней телесностью и природностью. Их крылья, выписанные с тщательной деталировкой, кажутся тяжёлыми и не способными поднять в воздух даже бесплотных духов.
Разительные отличия заключает в себе и фон, на котором представлена вся сцена. Если у Рублёва он имеет, в первую очередь, символический смысл, то у Ушакова, скорее, декоративный. Это просто красивый пейзаж со старинным палаццо, горой и живописным деревом. Этот автор в иконе «Ветхозаветная Троица» практически лишил все три пейзажных атрибута их символического значения. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы вспомнить подобные детали на картинах Веронезе.
Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел. Такое обилие декоративности не характерно для иконы.
Споры о возможности изображение Бога Отца
Существуют и иные иконописные варианты Новозаветной Троицы, такие как «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Отослание Христа на землю» и ряд других. Однако, несмотря на их широкую распространённость, среди богословов на протяжении веков не затихают споры о правомочности изображения такого рода сюжетов.
Скептики апеллируют к тому, что, согласно Евангелию, Бога Отца никто и никогда не видел, а следовательно, его невозможно изображать. В подтверждение своего мнения они упоминают Большой Московский Собор 1666-1667 года, 43-й пункт постановления которого запрещает изображение Бога Отца, что дало в своё время повод для изъятия из пользования многих икон.
Их оппоненты также основывают свои утверждения на Евангелии, приводя слова Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Так или иначе, но Новозаветная Троица, несмотря на споры, прочно входит в сюжеты икон, почитаемых православной церковью. Кстати, все перечисленные варианты Новозаветной Троицы появились в русском искусстве сравнительно поздно. До XVI века они были неизвестны.
Почему догмат о Троице так важен для христиан?
Если говорить совсем просто — потому, что он служит основанием христианского взгляда на мир, на то, что является движущей силой и смыслом нашей жизни.
Из Евангелия мы знаем: Бог есть любовь (1 Ин 4:8). Любовь — не просто одна из характеристик Бога, не просто Его отношение к сотворенным существам, а ключевой принцип Божественного бытия. Бог есть любовь всегда, Он был любовью еще до того, как сотворил мир, и останется любовью после того, как земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10). Существование мира — вовсе не обязательное условие для того, чтобы Бог был любовью. Он есть любовь уже Сам по Себе.
Но в любви всегда есть как минимум две стороны, любящие друг друга. И, если Бог действительно есть любовь, Он не может быть замкнутой в Самой Себе Личностью, как полагал, например, знаменитый философ и ученый Готфрид Лейбниц. Он должен быть по крайней мере Двоицей.
Нам привычна и понятна ситуация, когда двое любят друг друга. Но о Боге Священное Писание говорит нечто гораздо менее понятное: Он есть Троица и Он же есть любовь.
Может быть, нам будет немного легче в этом разобраться, если мы посмотрим на семью, в которой есть отец, мать и ребенок. Мать и отец любят друг друга, но не замыкаются друг на друге целиком, а щедро делятся этой любовью с третьим — ребенком (или с детьми, если их несколько).
Случается, что у супружеской пары нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то третьего, будь то приемный ребенок, пожилые родители или даже какой-то посторонний человек, нуждающийся в помощи (именно так, раздавая себя нуждающимся, жили, например, бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга Елизавета Федоровна).
Конечно, отношения между людьми нельзя впрямую проецировать на Божественную реальность. И все-таки пример с семьей показывает, что у подлинной любви не может быть «третьего лишнего».
«Триединство подразумевает равноправие более чем двоих, оно делает любовь совершенной», — подчеркивает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
«Совершенная любовь есть парадоксальное единство двух фактов: с одной стороны, существования нескольких «Я», Которые любят Друг Друга, оставаясь раздельными, и, с другой стороны, высочайшей степени единства между Ними, — писал в XX веке известный румынский богослов протоиерей Думитру Станилоэ. — Не может быть никакого иного обоснования для любви в мире, ни иной цели существования мира, кроме существования совершенной вечной любви. Любовь в мире предполагает в качестве своего источника и цели вечную совершенную любовь между несколькими Божественными Лицами».
Исчерпывающим образом объяснить, почему Бог троичен, мы, конечно, никогда не сможем: человеческому разуму не постигнуть тайну Божественного бытия. Богословы всего лишь пытаются описать отношения трех Ипостасей теми словами, которые имеются в их распоряжении, и понять, что из этого следует для Церкви и для каждого христианина.
Троица Нового Завета
Сюжет описанных выше икон взят из Ветхого Завета, поэтому они носят название «Троица Ветхозаветная». Но нельзя обойти стороной и часто встречающиеся изображения Новозаветной Троицы ― иного варианта изображения Божественного Триединства. Он основан на словах Иисуса Христа, приведённых в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец одно». В этом сюжете три Божественные ипостаси представлены изображениями Бога Отца в виде седовласого старца, Бога Сына, то есть Христа, в виде мужа средних лет и Святого Духа в виде Голубя.