Донецкая епархия Украинской православной церкви (Московского патриархата)

У этого термина существуют и другие значения, см. Донецкая и Мариупольская епархия.

Донецкая епархия
Преображенский кафедральный собор в Донецке
СтранаУкраина
ЦерковьУкраинская православная церковь (Московского патриархата)
Дата основания1943
Управление
Главный городДонецк
Кафедральный соборСпасо-Преображенский кафедральный собор
ИерархМитрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) (с 12 сентября 1996)
Викарные епископыАрсений (Яковенко), митрополит Святогорский Варнава (Филатов), архиепископ Макеевский Варсонофий (Винниченко), епископ Новоазовский Амвросий (Скобиола), епископ Волновахский
Карта
donetsk.church.ua
Медиафайлы на Викискладе

Доне́цкая епа́рхия

— епархия Украинской православной церкви Московского патриархата с центром в Донецке. Объединяет приходы и монастыри в южной части Донецкой области.

История[ | ]

В 1779—1780 годы из Крыма в район нынешнего Мариуполя переселилась премущественно греческая православная община во главе с митрополитом Готфийским Игнатием (Гозадинос), который сохранил за собой право самостоятельного епархиального архиерея над переселенцами на новом месте, будучи викарным епископом Славянской и Херсонской епархии (впоследствии известной как Екатеринославская). После его кончины в 1786 году основанные переселенцами приходы были переданы Екатеринославской епархии. В XIX веке продолжалось переселение в этот край православных греков и болгар.

Впервые собственно Донецкая епархия появилась в период немецкой оккупации в январе 1943 года в составе Украинской автономной православной церкви, сохранявшей общение с Русской православной церковью (с января по сентябрь 1943 года епископ Донецкий Димитрий (Маган))[1][2]. В мае 1944 года епископом Ворошиловградским и Донецким Московской патриархией назначен Никон (Петин). С назначением епископа Никона на Херсонскую кафедру в 1949 году, за ним было оставлено также и управление Донецкой кафедрой (епархиальное управление находилось в городе Горловка). Такой порядок управления Донецкой кафедрой продолжался до 1990 года, когда Донецкая епархия получила архиерея, управлявшего только Донецкой епархией, при этом епархиальное управление и резиденция архиерея размещались в городе Луганске.

6 сентября 1991 года из состава Донецкой епархии была выделена Луганская епархия. И только с этого момента в Донецке появляется епархиальное управление, Свято-Никольский храм на Ларинке становится полноценным кафедральным собором. С января по март 1992 года епархиальный центр вновь перемещается в Горловку, поскольку духовенство Донецка не приняло митрополита Леонтия (Гудимова). После смерти митрополита временное управление епархией поручается Луганскому епископу, и управление епархией (с марта по май 1992 года) вновь осуществляется из города Луганск.

29 июля 1994 года из состава Донецкой была выделена Горловская епархия, в которую вошли северные пределы Донецкой области.

В 2004 году бывший в подчинении Горловской епархии Святогорский мужской монастырь получил статус лавры и подчиненён Донецкой епархии (несмотря на территориальную принадлежность к Горловской епархии).

В июне 2009 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершён чин малого освящения Преображенского кафедрального собора Донецка[3].

Как живет Донецк: православная церковь

Деятельность Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) на территории Луганской и Донецкой народных республик (ЛДНР) — предмет всевозможных «фейков», домыслов и спекуляций. Особенно пристальное внимание украинские СМИ уделяли этой теме в 2014–2015 годах. Сегодня их пыл охладел, но журналисты и эксперты, как правило, по-прежнему не могут справиться с эмоциями и беспристрастно рассказать о происходящем. Аналитический портал RuBaltic.Ru попытался разобраться, в каком положении оказалась УПЦ МП на неподконтрольных Киеву территориях.

Религиозный фактор войны в Донбассе

С момента обретения независимости православие в Украине находилось в состоянии кризиса, порожденного межконфессиональной рознью. Преодолеть его так и не удалось, клубок противоречий между основными «игроками», УПЦ Московского и Киевского патриархатов, а также Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ), за прошедшие годы окончательно запутался.

Вопрос единства православных христиан, видимо, всерьез никого не интересовал. Украинские политиканы всех мастей либо не находили в этом личной выгоды, либо боялись тормошить «осиное гнездо» религии, а церковные иерархи довольствовались тем, что в своих приходах обладали всей полнотой власти. Зато на поприще духовного раскола активно действовали и те, и другие.

Особенно отличились президент Украины Виктор Ющенко и предстоятель неканонической УПЦ КП Филарет, которые общими усилиями пытались «протащить» проект создания единой поместной православной церкви в Украине.


Третий президент Украины Виктор Ющенко (слева) и предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) / Фото: УНИАН
Именно на фундаменте Киевского патриархата, игнорируя интересы других конфессий, Ющенко хотел воздвигнуть свою «новостройку». При этом экс-президент пытался заручиться поддержкой вселенского патриарха, у которого складывались непростые отношения с РПЦ, но Константинополь не пошел ему навстречу. «Лоббирование интересов УПЦ КП оказалось малоэффективным, а давление на УПЦ — спорадическим и ситуативным, — подводил итог деятельности Ющенко архиепископ Уманский (УАПЦ) Иоанн Модзалевский. — И в поисках наиболее точного эпитета к его церковной деятельности мы неминуемо остановимся на слове “неэффективная”. Всё, что ни делал третий президент для продвижения идеи “единой поместной церкви”, всегда оканчивалось неудачей».

Между тем попытки придать канонический статус Киевскому патриархату и укрепить его позиции (к этому сводились все старания Ющенко) спровоцировали новый виток насилия: участились случаи захвата храмов Московского патриархата, давления на прихожан и священников, дискредитации УПЦ в средствах массовой информации. Через это Украина уже проходила в годы каденции Леонида Кравчука, который стоял у истоков создания УПЦ КП.

Реванш «оранжевых» сил в феврале 2014 года не мог не вызвать озабоченности у людей, находящихся в лоне канонической Украинской православной церкви.

Самый жесткий отпор новый режим получил в тех регионах, где вопрос религиозной принадлежности, по большому счету, перед населением вообще не стоял: в Крыму и Донбассе епархии УПЦ КП носили маргинальный характер (как и остальные религиозные направления, кроме канонической православной церкви).

Кстати, начавшего АТО (антитеррористической операцией в Киеве называют боевые действия против ополчения Донбасса — прим. RuBaltic.Ru) Александра Турчинова в Сети окрестили «кровавым пастырем», а противники Майдана находили неслучайным тот факт, что обязанности президента после бегства экс-главы государства Виктора Януковича стал исполнять человек, который читает проповеди в баптистской церкви. Определенный символизм просматривается и в ходе боевых действий.


Александр Турчинов / Источник: politpuzzle.ru

«Ареной» первых кровопролитных боев стал Славянск, на территории городского совета которого находится знаменитая Святогорская лавра — духовный центр православной паствы не только Донбасса, но и всей Украины. А первым командиром ополчения был монархист и идеолог Белого движения Игорь Стрелков, мировоззрение которого можно охарактеризовать как православно-имперское. Не будем забывать тот факт, что одной из первых организаций, которые выступили на стороне республик Донбасса, было православное, что называется, до мозга костей Всевеликое войско Донское.

Словом, весной 2014 года одной из движущих сил конфликта на юго-востоке Украины стал религиозный фактор. Поэтому сановники Украинской православной церкви Московского патриархата так или иначе оказались втянуты в эту войну. Линия фронта разрезала не только карту Донецкой и Луганской областей, но и карту епархий УПЦ МП. Всё это не могло не отразиться на положении церкви.

Московский патриархат в Украине: свой среди чужих

В 2014 году патриарх Филарет поддержал стремление киевских властей решить вопрос Донбасса силой и заручился их поддержкой в противостоянии с Московским патриархатом. Сильный антагонизм между государством и УПЦ МП уже никто не пытается скрыть (в прошлом году Церковь даже подала в суд на Министерство культуры Украины).

Каноническое православие, таким образом, оказалось в незавидном положении. Но все эти годы Московский патриархат, опираясь на поддержку широких масс, проявлял твердость.

Принципиальную позицию в отношении военных действий на Юго-Востоке занял митрополит Онуфрий, о чём свидетельствует его интервью Союзу православных журналистов от 14 июля 2015 года. Заявляя о поддержке территориальной целостности Украины, предстоятель УПЦ тем не менее назвал войну гражданской и братоубийственной.

Беспрецедентное давление, которое оказывалось на Онуфрия, не возымело успеха: митрополит не принял сторону действующей власти.


Митрополит Онуфрий / Фото: pravoslavie.ru

Ни к чему не привели и попытки официального Киева убедить УПЦ МП перенести на территорию Украины четыре епархиальных центра, которые сегодня действуют на территории ЛДНР. Когда в сентябре 2015 года с подобной инициативой выступили чиновники Министерства культуры, Церковь ответила категорично: она сама решает, где должны находиться ее епархии. Об этом заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ Николай Данилевич. Кроме того, протоиерей не упустил возможность больно «уколоть» украинскую власть:

«В сегодняшней ситуации Украинскому государству такие шаги делать просто глупо, потому что епархии Украинской Православной Церкви на Донбассе, где каждый день за богослужением упоминается Киев и Украина в титуле Митрополита Онуфрия, являются фактически единственным позитивным упоминанием о Киеве и Украине среди местных жителей, которые живут там в условиях как реальной, так и информационной войны.

Потерять это — стратегически неправильно. Украинское государство потеряло свой политический Крым и часть Донбасса. УПЦ свой церковный Крым и церковный Донбасс не потеряла».

А что, в сущности, потеряла Украинская православная церковь за годы войны в Донбассе? Некоторые СМИ утверждают, что потеряла значительную часть сторонников, хотя социологические опросы доказывают обратное. Вспомним и провальную попытку Филарета ответить на крестный ход, организованный в июле 2021 года Украинской православной церковью: несмотря на поддержку государства и центральных средств массовой информации, патриарх УПЦ КП вывел на улицу в разы меньше людей.

«За эти годы заметного увеличения верующих в УПЦ КП мы не наблюдаем, — отметил в интервью газете “Аргументы и факты” митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. — И это несмотря на мощную информационную пропаганду, поддержку государства и т. д. У нас людей не уменьшается, а у них — не увеличивается. Наши храмы заполнены, новые приходы открываются, увеличивается количество монахов».


Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан / Фото: Youtube

При молчаливом согласии официального Киева УПЦ МП потеряла часть своих храмов, но масштабы «перераспределения» отнюдь не велики. Иерархам Киевского патриархата и политикам, лоббирующим их интересы, не удалось вернуть в государственную собственность вожделенную Киево-Печерскую лавру. Кроме того, в конце 2021 года суд признал недействительным решение приходского собрания Сретенского храма от 10 июля 2015 года о смене конфессиональной принадлежности, а после оставил без рассмотрения кассационную жалобу представителей УПЦ КП.

«Реанимировать» процесс конфискации церковной собственности в Украине пытались принятием двух скандальных законопроектов с красноречивыми названиями: «О внесении изменений в закон Украины “О свободе совести и религиозных организациях (относительно изменения религиозными общинами подчиненности)”» и «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой Украины государством-агрессором». Но рассматривать их так и не стали, поскольку в «сессионном зале отсутствовало необходимое количество голосов для их принятия».

Таким образом, положение опальной Украинской православной церкви под давлением киевских властей за последние годы серьезно не пошатнулось.

Епархии Донбасса

Как уже было сказано, административная структура УПЦ МП в Донбассе осталась неизменной. На территории Донецкой и Луганской областей, включая территории самопровозглашенных республик, действуют четыре епархии: Донецкая и Макеевская, Горловская и Славянская, Луганская и Алчевская, Северодонецкая и Старобельская. СМИ отмечают, что УПЦ МП является единственной церковью, которая не перенесла свои административные центры на подконтрольную Киеву территорию. То есть управление делами Церкви в ДНР осуществляется из Горловки и Донецка, но церковные иерархи при этом остаются в подчинении Киевской митрополии.

Предстоятели обеих епархий пересекают линию разграничения: митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) в октябре 2021 года приезжал в Одессу, а митрополит Горловский и Славянский Митрофан совсем недавно совершил литургию в одном из храмов Славянска.


Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион / Фото: donetsk.church.ua

В целом за годы войны деятельность Церкви в Донбассе принципиально не изменилась. Об этом свидетельствует подробный отчет об итогах 2021 года, опубликованный на сайте Горловской и Славянской епархии. Открываются новые храмы, молитвенные комнаты, строятся воскресные школы, проводятся собрания священнослужителей. Церковь активно работает с детьми и молодежью: «Класс духовного пения в Горловке выпустил своих первых учеников. Ученики, которые шесть лет назад переступили порог учебного заведения, получили свидетельства государственного образца о полученном дополнительном образовании».

Острым остается вопрос восстановления православных храмов, которые пострадали в ходе боевых действий. На территории ДНР за время войны получили повреждения порядка 70 храмов, 10 были полностью разрушены.

Очевидно, восстанавливать церковную недвижимость епархиям помогают волонтеры и представители государственной власти. «У нас есть планы по созданию фонда для восстановления храмов, — говорил в 2015 году председатель Народного совета ДНР. — В работе этого фонда будет задействована как исполнительная власть, так и благотворительные организации».

Сотрудничество с местной властью

Согласно законодательству ДНР, республика является светским государством, от которого отделены религиозные объединения. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной. Текст девятой статьи Конституции, в которой прописаны эти положения, в 2014 году намеренно извращали.

В Сети распространялась информация, что первенствующей и главенствующей религией в ДНР объявлено православие, а исторический опыт и роль РПЦ признаются и уважаются, «как системообразующие столпы Русского мира». Трудно сказать, откуда пошел этот «вброс», но ни одна из опубликованных редакций Конституции ДНР ничего подобного не содержит.

Тем не менее руководство ДНР открыто солидаризируется с православной церковью, первые лица государства и полевые командиры часто демонстрируют свою набожность.

Подчеркнуто уважительное отношение к религии укладывается в логику процесса сакрализации войны, который в 2014 году был запущен по обе стороны фронта. Каждая из сторон конфликта доказывает, что совершает богоугодное дело. Но если Киевский патриархат поспешил кинуться в объятия новых властей (вспомним слова Филарета о необходимости «кровью искупить грех федерализации»), то ситуация с УПЦ МП сложнее. Известно, что донбасские епархии в лице предстоятелей поддерживают линию митрополита Онуфрия, причем их высказывания звучат весьма жестко. К примеру, вот что в мае 2014 года говорил руководитель Донецкой и Мариупольской епархии Иларион:

«Все стороны нынешнего противостояния считают свои действия правильными, но для верующих людей ценностным ориентиром является одна Истина — Господь наш Иисус Христос, Который сказал, что превыше всего — любовь Бога к человеку, а человека — к ближнему. Поэтому Церковь не имеет права поддерживать и не поддерживает кого-либо в этой смуте и братоубийственной войне. Не будет Божьего благословения на тех, кто нарушает заповедь “Не убий!”, совершая Каинов грех».

Такого же мнения придерживается и митрополит Горловский и Славянский Митрофан: «Когда случилась война, мы вдруг обнаружили интересное явление: с одной стороны стоят люди, которые называют себя православной армией, у которых на флаге Нерукотворный Образ, которые крестятся, носят на себе крестик. Наверное, они исповедуются и причащаются.


Митрополит Горловский и Славянский Митрофан / Фото: pravlife.org

С другой стороны стоит “Сотня Иисуса Христа”, так и называется. Тоже с флагом, тоже с изображением Спасителя, на дулах тоже написано “С нами Бог”, прочая церковная атрибутика присутствует. Эти люди с удовольствием друг друга убивают, из автоматов стреляют, из пушек.

“Сотня Иисуса Христа” против православной армии, а бес над этим всем смеется. Конечно, Господь этому радоваться не может, и это не может быть никоим образом связано с тем, что человек исповедуется и причащается».

С другой стороны, многочисленные факты подтверждают, что в 2014 году отдельные священнослужители открыто поддерживали ополченцев, благословляли их, освящали оружие и т. д. Украинские СМИ не оставили это без внимания. Обвинения посыпались и в адрес клира Святогорской лавры, которую окрестили «рассадником сепаратизма», и в адрес донецкого митрополита Илариона. Последнего заподозрили в приверженности идеалам Русского мира и покровительстве бойцам непризнанных республик, но конкретными фактами это не подтверждается.

Позиция Церкви относительно священников, которые поддержали ополчение, остается неясной. По известным причинам представители УПЦ МП неохотно распространяются и о сотрудничестве донбасских епархий с властями республики. Между тем, принятый в июне 2021 года закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» предполагает осуществление реального государственного контроля за деятельностью Церкви. Для Московского патриархата эта тема остается острой и неприятной.

Другие религии

О деятельности других конфессий в ДНР известно немного. На этот вопрос должен был пролить свет тот же закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», но ни цифры, ни наименования объединений, прошедших регистрацию, с тех пор не были опубликованы. Более того, спустя четыре месяца после принятия закона министр юстиции ДНР Елена Радомская заявила:

«На сегодняшний день ни одна религиозная организация не встала на учет. Проведение любых обрядов, культов, проповедей на улицах организациями без государственной регистрации, которые себя считают религиозными, является неправомерным».

Последнее замечание не касается УПЦ МП — ее деятельность, исходя из текста документа, регламентируется в отдельном порядке. А вот для понимания положения других религиозных организаций в ДНР информация очень важна. После принятия закона их руководители явно не спешили проходить процедуру регистрации, о чём открыто заявила министр юстиции. Почему? Вероятно, потому, что официальная «прописка» в ДНР может бросить на них тень сотрудничества с «террористами» и пошатнуть их положение на Украине.

При этом легальная деятельность некоторых украинских церквей на территории ДНР (таких как УПЦ КП) невозможна в принципе. Киевский патриархат нежелание сотрудничать с новой властью выразил еще в 2014 году, когда эвакуировал свои административные центры из городов республики. Если говорить об УАПЦ, то отдельной епархии в Донецке Церковь вообще не имела. Грекокатолики до войны располагали Донецким экзархатом, который, по всей видимости, также по факту перестал существовать.

«Мы определенные свои структуры эвакуировали, — говорил в начале 2016 года священник Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) Василий Пантелюк. — Канцелярию, благотворительные структуры. Они сейчас находятся в городе Днепропетровске и помогают вынужденным переселенцам». Тем не менее, по словам всё того же отца Василия, разрешение на служение в Донецке на тот момент имели четыре священника УГКЦ. Разрешения выдавались неким «комитетом» и «службой безопасности» (вероятно, имеется в виду Министерство госбезопасности ДНР).


Священник Василий Пантелюк / Фото: pravlife.org

Особых перспектив развития в ДНР у других конфессий нет. На стороне православия симпатии и гражданского населения, и политического руководства, и военных. Кроме того, глава республики Александр Захарченко еще в 2015 году заявлял, что признаёт только четыре конфессии (православие, ислам, римокатолицизм, иудаизм) и намерен жестко бороться с сектантством.

О положении других религиозных организаций красноречиво свидетельствуют и слова архиепископа Горловского и Славянского Митрофана: «…я у него тогда спросил: хорошо, тогда объясни мне, почему на территории Горловской епархии нет захваченных храмов Киевского патриархата, нет грекокатолических храмов отобранных?

Наоборот, по просьбе нашего Синодального отдела по внешним церковным связям мы регулярно просим, чтобы освободили грекокатолического священника или пастора адвентистов седьмого дня или ходатайствовали о том, чтобы здание, которое у них забрали, вернули обратно и они могли там собираться и молиться. Когда даже нам предлагали с помощью силы захватить какое-то здание, мы от этого отказывались сознательно».

В заключение

Положение УПЦ МП коротко и доходчиво описал митрополит Луганский и Алчевский Митрофан:

«Сегодня наша Церковь живет и действует в трех общественно-политических контекстах: в контексте Украинского государства, в контексте Крыма и в контексте Донбасса, который пылает в пламени войны. Нет больше в Украине ни одной конфессии, которая полноценно присутствовала бы в этих трех реальностях. И именно этим объясняется наша позиция по основным вопросам общественно-политического бытия Украины».

Приняв решение действовать в контексте Донбасса, руководство УПЦ вынуждено принимать его реалии, идти на сотрудничество с местными властями и мириться с тем, что некоторые священники открыто поддерживают одну из сторон конфликта.

Между тем, хулители церкви упорно не замечают того важного факта, что на неподконтрольных Украине территориях УПЦ является едва ли не единственной легальной и влиятельной организацией, управление которой осуществляется из Киева. Для украинского политикума (если он всерьез помышляет о восстановлении территориальной целостности страны) это несомненный плюс.

Теоретически именно православная вера может стать фундаментом будущего примирения украинцев. Возможность играть роль «третьей силы» в конфликте между ЛДНР и Украиной православная церковь уже продемонстрировала во время организации масштабного обмена пленными в декабре 2021 года. Очевидно, именно этого опасаются конкуренты и недоброжелатели УПЦ, которые разжигают религиозную истерию.

Современное состояние[ | ]

Кафедральный город — Донецк, кафедральный собор — Преображенский кафедральный собор.

В Донецко-Мариупольской епархии на 2021 год было: 241 приход, 259 священнослужителей (231 священник, 28 диаконов), 4 монастыря[4].

В состав епархии входят 15 благочиннических округов: Амвросиевский, Великоновоселковский, Волновахский, Докучаевский, Донецкий, Макеевский, Мариупольский, Марьинский, Новоазовский, Селидовский, Снежнянский, Тельмановский, Торезский, Харцызский, Ясиноватский.

Именем Донецкой республики. Донбасс начинает церковную войну

На территории самопровозглашенной «ДНР» в ближайшие дни готовится ликвидация всех структур Православной церкви Украины (ПЦУ), созданных из приходов и епархий в том числе и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). После 1 марта священники будут депортированы на территорию, контролируемую украинским правительством, а все имущество епархии конфисковано.

После получения Томоса все приходы Киевского патриархата перешли в новую поместную церковь Украины, и на 1 марта на территории так называемой «ДНР» существует примерно четверть приходов этой церкви в Донецкой области – 36 храмов и помещений, епархиальный Дом милосердия в Тельманове и здание епархиального управления в Донецке.

Уничтожение новой поместной Православной церкви Украины намечено только в «ДНР», в самопровозглашенной «ЛНР» пока такой шаг даже не планировали. Глава ПЦУ, митрополит Киевский и всея Украины Епифаний уже выступил с обращением к ООН, ОБСЕ, странам – гарантам «Минского процесса», Европейскому союзу и всем, кто может «повлиять на тех, от кого зависит принятие окончательных решений», с просьбой «не допустить катастрофического развития событий».

Радио Свобода уже писало о том, что в «ДНР» еще в мае прошлого года были опубликованы поправки к закону «О свободе вероисповеданий и религиозных объединениях», которым закрепляется особая роль в «ДНР» Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Облегченную процедуру перерегистрации получили согласно закону Донецкая и Горловская епархии этой церкви. Все остальные религиозные организации должны были до 1 марта 2021 года пройти принудительную процедуру перерегистрации как церкви «ДНР».

«Такое требование не может быть выполнено, поскольку структура, которая издала такой «закон», никем не признается», – говорится в обращении митрополита Епифания.

В течение прошлого года на территории самопровозглашенных республик были запрещены церкви в основном протестантского толка: Свидетели Иеговы, «Всеукраинский союз церквей евангелистов христиан баптистов», церковь «Новая Жизнь». Молельные дома и имущество этих церквей были конфискованы, часть помещений передана для использования военным, в Макеевке бывший молельный дом превратился в ЗАГС. В Донецке весной 2021 года прошел обыск в одной из двух действующих на тот момент мечетей, и она была закрыта, следом был опечатан и закрыт храм Святого Духа УПЦ Киевского патриархата.

Архиепископ Донецкий и Мариупольский Сергий (Горобцов)

Радио Свобода поговорило о сложившейся ситуации с архиепископом Донецким и Мариупольским Сергием (Горобцовым), представляющим в регионе новую Православную церковь Украины.

– Все это началось несколько лет назад, там есть такой уполномоченный по делам религии Гавриш Сергей Сергеевич, и он сказал, что нашим священникам нужно пройти перерегистрацию по законам «ДНР», –рассказывает владыка Сергий. Он был епископом КП Донецким и Мариупольским, стал правящим архимандритом Донецким и Мариупольским ПЦУ. – А что значит для нас пройти перерегистрацию? Это фактически означает признать республику в качестве государства и тем самым открыть против себя санкции в Украине! Наше высшее церковное руководство никогда бы на это не пошло. У нас есть своя позиция: мы регистрировались по законам Украины и по законам Украины мы там служим. Хочу при этом заметить, что со стороны наших священников не было никаких провокаций, никой пропаганды, они никак не касались политики. Священники занимались исключительно миссионерской, проповеднической деятельностью и каждый день делами милосердия – оказывали помощь и переселенцам, и беженцам, и тем людям, что пострадали вследствие войны, у которых взорвали квартиры, дома, убили родственников. Священники были и духовниками, и работниками социального служения одновременно.

Власти «ДНР» это не нравилось, и они постоянно нас пугали тем, что в ближайшее время выйдет закон о религиозной деятельности, в котором будет четко прописана позиция по отношению к тогда еще храмам Киевского патриархата, ну и, конечно, храмам протестантских церквей, мечетям духовных управлений мусульман, но никак не для УПЦ Московского патриархата.

– Чего вы ожидаете в ближайшие дни?

Видимо, чтобы не показаться голословными, они в прошлом году уже захватили наш храм в Донецке

– До нас уже довели информацию, что 1 марта в случае отказа от плана «ДНР» «мы ваших священников депортируем, а все имущество, начиная от земельных участков, храмов, епархиального управления, дома милосердия, икон, утвари и всего остального изымем в фонд республики». Видимо, чтобы не показаться голословными и несерьезными, они в прошлом году уже захватили наш храм в Донецке, в поселке Рудченково, опечатали его. Был прекрасный храм Святого Духа, на священника его отца Ивана были гонения, он по моему благословению, чтобы спасти свою жизнь, был вынужден покинуть ту территорию, но люди собирались сами и беспрестанно молились. И в один воскресный день они пришли и увидели, что храм опечатан «государственным фондом имущества Донецкой Народной Республики» – ну и все. Второй храм, временное помещение, у нас был на Чулковке в Донецке, его тоже забрали. Ну и помните, в конце 2014-го – начале 2015-го несколько раз обстреляли и в итоге взорвали наш храм в Тельманове. К этому надо добавить постоянные гонения, оскорбления и запугивание всех наших священников…

Вынесли суровые испытания, но сейчас лишаемся там уже всего

Во многих наших храмах отключили свет, воду, обрезали коммуникации, мотивируя тем, что «официально вашей религиозной организации на территории ДНР нет, она не зарегистрирована». Поэтому священники использовали запасные варианты, вечерами служили при свечах, переделывали систему отопления с газа на твердотопливные котлы, чтобы хоть как-то отогревать церкви зимой, как-то справлялись, смирялись, терпели. Вынесли суровые испытания, но сейчас лишаемся уже всего.

– Много священников осталось на неконтролируемой территории Донецкой области?

– Сейчас, после всех гонений и смертей, осталось три священника, один дьякон и несколько монахинь. Всех остальных выгнали, создали все условия, чтобы священники с семьями покидали ту территорию. Один из наших отцов умер перед Рождеством Христовым, похоронили сразу после Рождества. У него был заработанный во время войны сахарный диабет – сами понимаете, постоянные угрозы, волнение. А тут ему сообщили, что служит он в своем храме в Тельманове последнее Рождество. Он нервничал, переживал за всех и вся… Отец Владимир, молодой еще человек, 41 год ему был, окончил семинарию, духовную академию, а перед этим — исторический факультет университета. Поднялся у него сахар, привезли на скорой в Тельмановскую районную больницу, а там и врачей уже нормальных не осталось. Ему резко понизили сахар, он впал в кому и умер…

При Украине столько не ходили в наши храмы, как сейчас

Мои священники сейчас работают там практически 24 часа в сутки, они успевают служить в 80% этих 36 храмов, каждый божий день – по районам, по городам, сегодня вечером в каком-то селе вечерняя литургия, завтра с утра в другом – утренняя, акафисты, молебны, панихиды и так дальше. Да, тяжело, трудно, но, поверьте, на праздники, на Рождество, Богоявление так много прихожан в церквях, что у многих создавалось впечатление: при Украине столько не ходили в наши храмы.

– Я знаю, что вы в Тельманове содержите Дом милосердия для стариков…

– С 1999 года содержим, помогаем, 20 лет уже. Сейчас там около 45 человек. Там разный состав, есть такие пожилые люди, которые приходят только на зимний период, есть такие, которые приходят только покушать. Это или инвалиды, или старые люди, от которых отказались или уехали из-за войны дети… Понятно, что мы их не оставим, защитим, будем каким-то образом вывозить, мы своих не бросаем…

Священники помогают нуждающимся

Но представляете, что творится в душе и сердце наших священнослужителей, что творится у меня внутри!? Я с 1992 года строил, восстанавливал эти храмы! Мы привлекали благотворителей, помогали людям, вели воскресные церковные школы, организовывали прекрасные паломнические поездки. Все это в нелегкий постсоветский период, были и гонения на нас, давление со стороны власти Януковича. И в этих условиях в роли «изгоев» мы все равно двигались вперед, восстанавливали в селах прекрасные старинные соборы, которые в советское время в лучшем случае были если не разрушены, то превращены в склады для хранения удобрений или овощей…

Власть «ДНР» заставляет нас уходить в катакомбы, тайком совершать богослужения

Мы всегда старались быть полезными обществу, и сейчас лишиться всего – катастрофа. Сегодня звонили мне десятки прихожан с той стороны, и люди плачут. Говорю им: «Молитесь дома, читайте Библию, Псалтырь, если приезжаете сюда за пенсиями, мы вас с удовольствием будем принимать в своих храмах, причащать, помогать. Ну, вот такое вот тяжелое время пришло». Сейчас фактически власть «ДНР» заставляет нас уходить в катакомбы, тайком совершать богослужения.

– Тельмановский район – украинский, там и до войны большинство парафий было у Киевского патриархата?

– Да, так и было: в этом районе до войны было три церкви Московского патриархата и два десятка Киевского. В Тельмановском, Новоазовском, Старобешевском районах очень много сел, куда после Второй мировой войны во время операции «Висла» переселили украинцев с земель восточной Польши. Сейчас этот народ остается без пастырей, и это большая беда. Я уверен, что Боженька нас не оставит, всякие случаи были в жизни. Я просто боюсь, чтобы эти «товарищи» не повторили опыта 1930-х годов и не разрушили храмы. Либо у них есть такая мания: они забирают хорошие здания и отдают для своих военных под казармы. Либо просто грабят, ценности вывозят. Я этого больше всего боюсь: разрушат все, отберут у людей надежду, и это будет очень печально.

– Что изменилось для вас с появлением ПЦУ?

Рано или поздно церковь объединится, хотим мы, не хотим, но в Украине будет единая поместная православная церковь

– К нам в большом количестве начали приходить прихожане, то есть церкви в Донецкой области из МП к нам не переходят, а вот переток прихожан колоссальный. Я просто смотрю – на каждой службе в храме на пять-десять человек больше, всегда новые лица. Ну и если большая часть верующих перейдет к нам, то кому будут служить московские батюшки? Рано или поздно церковь объединится, хотим мы, не хотим, но в Украине будет единая поместная православная церковь. А какое-то количество духовенства и верующих в украинскую церковь просто не пойдут, поскольку считают себя россиянами и им близка идеология «Русского мира». Ну и господь с ними – храмов хватит на всех.

Как руководитель епархии я не спровоцировал ни одной ситуации по поводу захвата храма Московского патриархата, даже в мыслях такого не было! Наоборот, все время объясняю прихожанам, что нужно человеку духовно и морально созреть, тому же батюшке Московского патриархата нужно понять, что единство лучше нахождения по разные стороны баррикад. На всех пресс-конференциях, на публичных проповедях, встречах с журналистами не устаю всё это повторять. Нужна духовная система миротворчества, мы должны объединяться на фундаменте святого Евангелия, в котором сказано: «В любви, согласии, благочестии и долготерпении!» Сейчас у УПЦ Московского патриархата в Донецкой области церквей раз в восемь больше, чем у нас, у нас примерно 130 приходов зарегистрированы, у них больше шести сотен плюс Лавра.

– Давно вы в Донецке были?

– Мне на ту сторону доступа нет с 2014 года, я там в списках на арест еще с тех времен, «приветы» передают по сей день и с Тельманова, и с Донецка. Какой-то человек, я его не знаю, он обо мне осведомлен хорошо, недавно в присутствии моих прихожан в Тельманове показывал, на каком тополе он меня повесит на украинском флаге. За что, спрашивается? За то, что мы были законопослушными гражданами, за то, что мы помогали людям, за то, что мы всем сердцем любили Украину и с любовью относились и ко всем остальным странам? Но я им всем прощаю, и уверен, что рано или поздно каждый человек будет отвечать за свои грехи и свои ошибки и, дай Бог, чтобы при жизни каждый нашел в себе совесть и силы стать чище, добрее и стал поступать по-христиански… А сейчас надежда у нас только на то, что Господь нас защитит, а мировая общественность сможет как-то повлиять на власти этой республики, — рассказал в интервью Радио Свобода архиепископ Донецкий и Мариупольский Сергий.

Епископы[ | ]

  • Димитрий (Маган) (январь — конец 1943)
  • Никон (Петин) (26 июня 1944 — 16 апреля 1956) c 1952 в/у, архиепископ Одесский
  • Иоанникий (Кобзев) (19 февраля 1990 — 6 сентября 1991)
  • Алипий (Погребняк) (6 октября 1991 — 23 января 1992)
  • Леонтий (Гудимов) (23 января 1992 — 16 марта 1992)
  • Иоанникий (Кобзев)
    (16 марта — 28 мая 1992) в/у
  • Алипий (Погребняк) (28 мая — 7 декабря 1992)
  • Иоанникий (Кобзев)
    (7 — 22 декабря 1992) в/у
  • Ипполит (Хилько) (22 декабря 1992 — 3 мая 1996)
  • Алипий (Погребняк)
    (3 мая — 12 сентября 1996) в/у
  • Иларион (Шукало) (с 12 сентября 1996)

Примечания[ | ]

  1. ДИМИТРИЙ (неопр.)
    . Архивировано 2 декабря 2012 года.
  2. Феодосий (Процюк), митр., Обособленческое движение в православной Церкви на Украине: (1917-1943), М., 2004, 473, 562
  3. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Донецка Патриархия.ru, 29 июля 2009
  4. Донецкая епархия
  5. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 24 січня 2007 року, ЖУРНАЛ № 13 (неопр.)
    (недоступная ссылка). Архивировано 20 октября 2011 года.

Почему донбассовцы идут в храм?

В недавний Праздник Преображения Господнего, названный в народе «Яблочным Спасом», главный храм Донецкой епархии Спасо-Преображенский кафедральный собор, был заполнен прихожанами, и на подворье было очень людно. Надо сказать, что заполненные храмы столицы, и других населенных пунктов ДНР – характерная черта донбасского времени.

Безусловно, абсолютная их заполненность более типична в дни крупных храмовых праздников, но и в будни ручеек верующих не иссякает. И это несмотря на введенные профилактические меры: рекомендовано всем прихожанам приходить в храмы в масках, соблюдать социальную дистанцию, проводить всяческую дезинфекцию, проветривание помещений и так далее.

Как сказал местный священник храма, который находится на самой окраине северной обстреливаемой части Донецка, в его приходе даже в связи с коронавирусной инфекцией «люди только немного меньше стали посещать церковь».

«В общем-то, в моем храме верующие и к войне, и к пандемии относятся достаточно спокойно, уповая на волю Божию. Понимают, что ни один волос не может упасть с головы человека, все совершается по воле Господа, и по Его воле мы можем заразиться любым вирусом, а можем вообще ничем не заразиться. Как говорил святитель Николай Сербский, случайных пуль не бывает, каждая пуля летит точно в цель», – подытожил он.

Что приводит в храм тех, кто проживает в эпицентре вялотекущей гибридной донбасской войны? Попробуем разобраться.

Донбасс – земля множества православных святынь

«До революции донецкую землю украшало множество православных храмов – рассказал старожил города, краевед Николай Самойлов – Поскольку его населяли выходцы из Курской, Смоленской, Белгородской губерний, люди православные, то и духовной сердцевиной в Донбассе всегда было и есть Православие. А первая в нашем крае Николаевская церковь была построена на территории нынешнего Ленинского района (бывшее помещичье село Григорьевка) еще в начале XIX века. Ее строили русские люди, переселенцы. В 1842 году благодаря меценатству нашего местного помещика Мандрыкина был возведен первый собор, Свято-Александро-Невский храм в поселке Авдотьино. Хочу отметить, что архитектура храма этого необычна, в России есть только один храм, построенный в подобном стиле. Кстати, сейчас Свято-Александро-Невский храм восстанавливается потомками Мандрыкина, которые проживают в Донецке», – добавил он.

Православные храмы в Донбассе росли вместе с увеличением численности населения края. В том же Свято-Александро-Невском храме в 1858 году община состояла из 1687 прихожан, а в 1896 — 2321 человека. За короткий период были возведены также Свято-Николаевский кафедральный собор (поселок Ларинка). Свято-Успенский храм (поселок Рученково), Свято-Николаевский храм (поселок Шахтостроитель, Калининский р-н). Свято-Успенский храм (поселок Буденновка. Пролетарский р-н). Свято-Вознесенский храм (поселок Петровка. Петровский р-н). Эти храмы выстояли в лихие годы революций, и к 1925 году в Донбассе уже было зарегистрировано 640 православных приходов.

К сожалению, Донбассу выпало пережить несколько жесточайших волн атеистических репрессий, когда уничтожали храмы, репрессировали священников, повергая регион в хаос безверия. По словам местной жительницы, родившейся в 1938-м, в то время в Сталино (Донецк) нельзя было найти священника, чтобы окрестить ребенка. «Такое время было. Большинство священников было сослано, а кто остался – прятались. Моя мать рассказывала, чтобы окрестить меня священника искали почти месяц. Пришел потом один в штатском, поздно ночью, окрестил, а на следующий день мои родители должны были поехать к нему, взять грамотку. Но узнали, что на другой день он был уже арестован», — вспоминала женщина.

От превращения региона в духовную пустыню спас Иосиф Сталин, к которому в Донбассе особое отношение. В 1939 году стало исполняться его известное указание о признании нецелесообразным проведение прежней практики арестов служителей РПЦ органами НКВД. Отменялось также указание Лунина от 1 мая 1919 г. «О борьбе с попами и религией», касающееся служителей РПЦ и ее прихожан. И церковь в Донбассе действительно начала восстанавливаться. К 1948 году в одном только городе Сталино (впоследствии — Донецк) было зарегистрировано 235 приходов Русской православной церкви и 13 религиозных православных общин.

Но с приходом к власти Хрущева и усилением атеистической пропаганды, духовная жизнь в Донбассе опять стала замирать и уходить в подполье. То есть православная традиция не исчезла, люди все равно крестились, шли в храмы, но тайно. По словам местного жителя, бывшего в годы религиозных репрессий дьяконом православного храма, Донбасс становится оплотом Православия на востоке УССР. «У Донбасса своя специфика — рассказывает этот человек, – в безбожные времена сюда съезжались люди со всех областей Советского Союза для того, чтобы работать на шахтах, поскольку труд шахтера в то время ценился высоко. Работа эта опасная, без веры тяжело под землю идти, и многие крестились тайно, шли в храмы. Много фронтовиков также крестили своих детей, потому что война меняет людей, выживших. Это на метафизическом уровне ощущается. Я помню своего дядю, который вернулся с войны и первым делом окрестил двоих своих сыновей. Он исходил из того, что так должно быть, потому что так делали его дед и прадед», – добавил мужчина.

Ростки духовного возрождения во время Донбасской войны

«Я нечасто хожу в храм. Когда представляется возможность, – рассказывает Светлана Ют-ва, педагог одной из донецких школ и прихожанка Спасо-Преображенского кафедрального собора. Постою перед образами, вспомню тех, кто ушел, поставлю свечи за здравие тем, кто еще жив. И так легко становиться на душе. И я вижу, что многие тоже приходят… и молодых немало, ставят свечи. Я молюсь не за себя, за детей, немощных близких, за раненых. За то, чтобы закончилась эта проклятая война, которая уже унесла столько жизней», – вздыхая, говорит женщина, но глаза ее светятся надеждой. Во время войны, когда стремишься выжить, и все чувства обострены, надежда чаще всего приводит в храм людей. А еще нужда в защите, и то, что делает нас людьми, то дуновение Бога, которое называется совестью.

Как сказал мне Виктор С., прихожанин маленького поселкового Свято-Успенского храма на Рученково, «Слава Богу за все!» Я стараюсь во время обстрелов почаще обращаться к высказыванию святителя Макария Великого, который сказал такие слова: «Поверь мне, если бы ты знал того, Кто с тобой, ты бы не боялся ничего в мире». И я вспомнила, макеевский блокпост, известный как «4/13», на котором стояли мои знакомые и маленькую иконку Христа, прикрепленную к балке с флагом Новороссии.

А еще некоторые люди, проживающие в Республике, приходят в церковь за радостью, которую находят не только в общей молитве, но и в совместной работе. В Буденновском районе Донецка над поселком Алексеевка возвышается прекрасный храм в честь великомученика Пантелеймона Целителя. Многое по благоустройству храма и прихрамовой территории делается руками самих прихожан. В своей недавней проповеди в день Пантелеймона целителя на этот простой объединяющий аспект обратил внимание благочинный Троицкого округа г. Донецка протоиерей, отец Алексей. «На себе испытал: переодеваюсь после богослужения в рабочую одежду и вместе с прихожанами начинаю выполнять работу по благоустройству храма и прихрамовой территории, сажать деревья, поливать цветы, красить забор, заниматься уборкой храма. И даже в этом деле, деле труда, мы с вами становимся едины. Мы забываем, что и в древние времена и сейчас в Церкви все трудились вместе. Не смотрели на чины и дорогую одежду, не смотрели на социальные различия. Наша задача – делать общее дело, но в том числе и своими руками. Рукоделие и молитва – это два столпа, которые призваны к объединению».

И когда человек находит время и силы делать что-то в храме, ничего не ожидая за это, он в прямом смысле этого слова трудится для Царствия Небесного, потому что находит в этом утешение, красоту, добро, любовь. Так мне объяснила это одна из прихожанок. Поэтому несмотря на все тяготы военного времени, в Донбассе восстанавливаются храмы. Можно ли в таком случае говорить о кризисе Православия, о котором пишут многие СМИ?

Строительство храма как символ новой жизни

За годы донбасской войны ВСУ повредили 72 православных храма и 10 разрушили. Но многие из них уже восстановлены. Более того, несмотря на то, что обстрелы продолжаются, возводят новые храмы. Ибо есть люди, которым это нужно и которые принимают участие в этом благотворном для души процессе, помогающем им забыть о повседневных делах, соприкоснуться со спасительным и духовным. Это объединяет людей, очищает их души, учит любить Бога и ближних.

Еще в 2015 году это отметил основатель ДНР, донецкий политик Андрей Пургин. Он заявил представителям делегации из Кронштадта, прибывшей с миссией вручить одному из сожженных храмов Республики иконостас, о возвращении ощущения духовности на донецкую землю.

«Издревле церковь была, есть и будет неотъемлемой частью нашей жизни. Ваш визит вселяет надежду на то, что начнется духовное возрождение: начнут восстанавливаться храмы, разрушенные войной, и вернется ощущение той духовности, которую мы сейчас должны вернуть на наши земли», – сказал тогда Пургин.

Безусловно, это еще малый ручеек, восстановление храмов идет медленными темпами, но уже говорит о многом. Ведь стройки если и замирают, то лишь на время, а потом снова возобновляются, как стойкие донбасские растения, которые могут пробить себе дорогу и через асфальт. Только в Донецке сейчас ведется строительство больше десятка храмов. Из новых храмов следует отметить Алексеевский храм возле больницы Вишневского, на пересечении проспекта Панфилова и улицы Розы Люксембург. До этого рядом со строящимся храмом стоял вагончик, в котором размещалась одноименная часовня. Храм назвали в честь наследника российского престола цесаревича Алексея, расстрелянного сто лет назад вместе с другими членами царской семьи.

Еще один новый храм строится на Боссе, на улице Пухова. Два года назад там был установлен вагончик, в котором временно размещалась часовня апостола Иоанна Богослова. В данный момент там продолжаются работы по подготовке фундамента храма, и впереди еще много дел.

В донецком парке кованых фигур силами творческой группы единомышленников-членов Гильдии кузнецов Донбасса сооружена самая необычная в городе часовня. Проект сооружения возник в 2021 году, как творческая тема ХХ фестиваля кузнечного мастерства. Поэтому первоначально часовню хотели назвать в честь святых покровителей кузнецов Космы и Дамиана, но в последний момент переименовали в «Умягчение злых сердец» – так называется самая заметная из установленных в ней икон. Теперь каждую среду в 16 часов в часовне служатся молебны, на которые собираются прихожане.

В микрорайоне Текстильщик, рядом с небольшой бревенчатой Свято-Введенской церковью, которая была открыта несколько лет назад и уже с трудом вмещает всех желающих помолиться, идет строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Медленно, но верно идет строительство или ремонт еще нескольких храмов в разных районах Донецка.

Так, отделали фасад храма святых новомучеников, расположенного на Партизанском проспекте, неподалеку от Щегловского кладбища. В нижнем его приделе, где совершаются службы, установили новые иконы в иконостас. Не прекращаются ремонтно-строительные работы в разрушенном храме Иверского монастыря, расположенного с другой стороны аэропорта. Установлен иконостас в храме святого Александра Невского, что в поселке Авдотьино.

Завершаются внутренние отделочные работы в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица», который построен возле Донецкого онкологического центра. Его начали возводить летом 2012 года. И строили не только в мирное время, но и все годы войны.

Среди тех, кто трудится на восстановлении храмов, немало молодых людей. Один из них Александр, корреспондент ИА «Новороссия», который уже около года служит в донецком храме апостола Андрея Первозванного в качестве алтарника. «У нас небольшой приход, сейчас это около 50 человек, и много прихожан знают друг друга лично. Поэтому когда возник вопрос о том, чтобы помочь в благоустройстве храма, (ремонт не делался уже 7-8 лет), многие люди откликнулись. Краску купить помогали спонсоры, а строительные леса воздвигали сами», – рассказывает Александр.

По его мнению, большинство тех, кто ходит в храмы, воспитаны были в православной традиции, вера прививалась в семьях. «У многих бабушки ходили в храмы. Они правильно воспитали внуков, передав им правильный смысл (жизни). Другие пришли в храм после каких-то жизненных проблем, неудач. Некоторых привели в храм близкие, которые ходили ранее…», – размышляет молодой человек. Отрадно, что все большее количество молодых людей, понимают, что без духовного роста на самом деле трудно добиться социального и экономического развития.

Храмы строятся не только в Донецке, но и в других населенных пунктах Республики. Например, в поселке Рассыпное Шахтерского района также завершают работы по восстановлению храма. 5 августа там состоялась торжественная установка купола, который был разрушен в результате обстрела ВСУ. Снаряд уничтожил кровлю и разорвался в храме, имущество которого, впрочем, не слишком пострадало, что было расценено прихожанами как чудо. Один из осколков потом нашли в иконе у ног Почаевской Божией Матери, словно символ смирения смертоносного оружия перед силой Духовности и Веры. Новый купол был предоставлен российским Волгодонском. По словам настоятеля храма—протоиерея отца Олега, теперь, возведенный на благотворительные пожертвования в 1997 году храм, снова обрел свой прежний вид.

Ведутся строительные работы и по восстановлению Благовещенского собора, одного из красивейших храмов Горловки, почти полностью уничтоженного в 2014 году в результате обстрела со стороны ВСУ. В восстановительных работах принимают участие мастера из Архангельской области, которые используют в строительстве достаточно редкий материал – архангельскую сосну. Уникальностью данного храма является то, что он возводится без единого гвоздя.

Духовный вакуум страшнее войны

Конечно, все герои данного повествования входят в пока еще небольшой в ДНР круг активных воцерковленных людей разных возрастов, которые поняли, что в период нестабильности стабильным остается только храм, что его восстановление – это еще и забота о людях, и возможность изменить жизнь в Республике к лучшему.

По словам прихожанки одного из храмов, в прошлом библиографа донецкой центральной библиотеки Крупской, «люди идут в церковь, потому что они там получают утешение. Все мы знаем горький опыт, полученный от советской власти: чтобы вложить в головы людей коммунистические идеи, было объявлено гонение на Православие… Но самое страшное случилось гораздо позже – после распада СССР, когда рухнули идеи коммунизма, внушаемые в головы людей семь десятилетий, и душа человека, отвращенная от веры, снова оказалось пустой. Кто-то ударился в пьянство, а кто-то в секты, вновь став ярым приверженцем, но уже религиозных лжеучений. Сейчас в Донецке и окрестностях активно ведется восстановление разрушенных и строительство новых храмов, но отстроить материальное легко, а вот как возродить храмы в душах людей, мало кому известно», – заключила женщина. Но если есть такие люди, как наши герои остается надежда и на духовное обновление жизни в Республике, которая остро в этом нуждается. Ведь как ответил Святейшей патриарх Алексий II на вопрос, зачем строить храмы, когда вокруг множество людей, нуждающихся в помощи? Чтобы очистить потом в церковных таинствах, совершаемых в них, тысячи сердец. Потому что, чем больше в нашей стране храмов, тем меньше больниц и приютов.

И сейчас в ДНР все больше людей понимает это. Во всяком случае, все больше не воцерковленных людей стало посещать церковь. Такого явления не было при Украине. Безусловно, частично это связано со стремлением обрести большую защищенность во время войны, но в большей степени, это связано с внутренним стержнем нестяжательства, характерным для жителей Донбасса.

Донецкий философ Андрей Коновалов считает, что именно в Донбассе очень мало было «почвы» для формирования так называемого потребителя, как это произошло на Украине и в Белоруссии. «Там ставку сделали на формирование потребителя, адаптации этого потребителя к рынку. Но… Чтобы быть человеком – надо быть цельным, а потребитель – это функция, то, что называют одномерный человек, которым легко управлять. Есть такое выражение: «Чтобы победить своего врага, воспитай его детей». Все это привело к тому, что майданы стали возможны в постсоветском пространстве. Я хочу еще отметить, что те, кто организовывает эти майданы, учитывает множество факторов. Мы знаем, что в 2004 году в Киеве не позволили пролить кровь во время противостояния по одной простой причине – слишком много было людей, в том числе фронтовиков, которые еще не утратили свои человеческие качества. А в 2014 году этого уже не было, поскольку обновилось поколение, много фронтовиков ушло в иной мир. Поэтому и в Белоруссии, и на Украине осталась эта одномерная публика, которая на вопрос, что ты хочешь, кроме кружевных панталон, ничего не может сказать. Они утратили целостность, а в Донбассе она сохранилась еще. В свое время Тимошенко цинично, но очень точно определила свой электорат – «биомасса». А о жителях Донбасса она сказала по-другому. Изменить нас невозможно, надо оградить колючей проволокой и сбросить ядерную бомбу. Т.е. она прекрасно понимала, что Донбасс в отличие от других территорий, в силу своей истории, в силу доминирующих профессий шахтеров и металлургов, другой. Он еще не получил тот торгашеский окрас, который в значительной мере проявил себя в Харькове и Одессе в 2014 году. И это обеспечило то, что Донбасс не только восстал, но и победил, как бы кто ни говорил несмотря на наши трудности. Огромную роль сыграли в этом наши Православные скрепы. Это наши враги понимают, и будут бить именно по Православию. Но я знаю то, что именно Православие – тот краеугольный камень, то основание, которое делает нас фактически неуязвимыми. Просто надо понимать, что процессы изменения системы – это процессы не одного дня. На все требуется время».

На этой оптимистической ноте мы и закончим.

Наталья Залевская

Литература[ | ]

  • Е. А. Агеева, прот. Георгий Гуляев.
    Донецкая и Мариупольская епархия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2007. — Т. XV : «Димитрий — Дополнения к „Актам Историческим“». — С. 657-661. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  • Реброва М. И., Петрушко В. И.
    К вопросу об изъятии храмов в Сталинской области в 1943—1947 гг. // Теология: история, проблемы, перспективы. Материалы V Всероссийской теологической студенческой научно-практической конференции (Липецк, 5-6 мая 2021 г.). Липецк, 2021. — С. 52-56.

Православный Донбасс ответил на циничные заявления отлученного от Церкви раскольника Денисенко

Донбасс, 12 ноября 2021 г.

Духовенство и православные верующие Донбасса отреагировали на безумные по степени цинизма заявления лжепатриарха Денисенко, произнесенные им недавно с амвона одного из храмов. Ответ на его заявления опубликован на сайтах Донецкой и Горловской епархий.

***

Ответ на заявление главы так называемого «киевского патриархата» Филарета (М.А. Денисенко)

На протяжении нескольких последних недель общественность взволнована словами, которые произнес с церковного амвона гражданин Украины М.А. Денисенко (человек, называющий себя «Патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом») в одной из своих «проповедей». Видео, на котором запечатлено упоминаемое событие, опубликовано 04 ноября 2021 года на видеохостинге YouTube.

Слова, произнесённые «патриархом» Денисенко, возмутили не только нас, жителей Донбасса, но и здравомыслящих людей из разных регионов Украины и других стран. Так называемый «патриарх» сказал, что население Донбасса должно искупить страданиями и кровью «грех голосования на референдуме за федерализацию». Эти страшные и бесчеловечные слова потрясли и глубоко ранили сердца множества людей.

К сожалению, в 2014 году на территории Донбасса началась братоубийственная война. По данным ООН, с середины апреля 2014 года по 31 июля 2021 года погибли 9553 человека и пострадали 22137 человек. За этими цифрами стоят человеческие судьбы. М.А. Денисенко (Филарет) говорит о крови десятимесячной девочки Киры, которую разорвало снарядом вместе с матерью, когда они гуляли в городском парке города Горловки; о страданиях матери, у которой при обстреле погибли трое маленьких детей; о судьбе девятилетнего Вани Воронова, которого снаряд лишил зрения, ног, руки и младшего брата. Возникает вопрос:какому «богу» он (Филарет) служит? Ваалу, которому приносили человеческие, в том числе и детские жертвы в Карфагене?

Люди, которые служат Истинному Богу, сказавшему, что одно из Его имён — Любовь, не могут призывать к насилию и кровопролитию. Снаряды не разбирают, в кого лететь — в настоящих преступников или беззащитных стариков, женщин и детей. Применение принципа коллективной ответственности — ещё одно историческое варварство, отбрасывающее применяющих такой принцип в развитии далеко назад.

Роль истинной Церкви в гражданских и военных конфликтах во все времена была исключительно миротворческой. Задача христиан сегодня — молиться о прекращении войны и своими словами и делами способствовать скорейшему возвращению ситуации на Донбассе в цивилизованное русло, когда люди разных взглядов будут иметь возможность мирным путём договариваться о том, как им жить рядом друг с другом.

Глубокое разобщение гражданского общества, ссоры, разногласия, которые мы наблюдаем сегодня — самое прямое следствие страшного греха церковного раскола, во главе которого в своё время встал лжепатриарх Филарет (Денисенко). За ширмой «патриотизма» скрываются неправда и деструктивная деятельность, разобщающие украинский народ вот уже третье десятилетие подряд.

Донецкая и Горловская епархии являются неотъемлемой частью Украинской Православной Церкви, Истинной и Единой Церкви Украинского народа, которая ближним и дальним проповедует Воскресшего Христа — Источник Любви и Радости в людях. На протяжении всей своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь воспитывает в своей пастве любовь к Богу, к ближним, к Родине, к своему народу.

Сегодня мы возносим наши молитвы, чтобы Господь щедро одарил нашу многострадальную землю миром, мы молимся о всех тех, кто трудится на ответственном поприще миротворчества ради благоденствия Церкви Христовой и всех нас!

Епископат, духовенство, монашествующие Православного Донбасса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]