Нерушимо. Харьковская епархия УПЦ выразила поддержку канонической церкви


Харьковский Благовещенский собор

Харьковская и Богодуховская епархия
Украинской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Украина, 61003, г. Харьков, ул. Университетская, 8
  • Тел.: (57) 712–83–87, 712–83–01, 712–85–23.
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Харьковский, Богодуховский, Валковский, Дергачёвский, Зачепиловский, Золочевский, Кегичевский, Коломакский, Красноградский, Краснокутский, Лозовский, Нововодолажский, Первомайский, Сахновщинский районы и гг. Харьков, Лозовая, Люботин, Первомайский Харьковской обл.
  • Кафедральный собор: Благовещенский в г. Харькове
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Со времени крещения Руси Христианство укрепилось в землях нынешней Харьковщины, находившейся в начале в составе Киевской, а после ее учреждения в 1054 году – Переяславской епархии. Монголо-татарское нашествие в XIII веке привело к разорению и опустошению края и Переяславская кафедра пресеклась в 1279 году. Край оказался по большей части под властью кочевых племен и стал честью так называемого Дикого поля. Лишь в веке здесь вновь появляются поселения православных оседлых крестян. В XVII веке стали расти посления православных беженцев из Речи Посполитой, которые пришли сюда спасаять от насаждаемой римо-католиками унии, в годы освободительной войны гетмана Богдана Хмельницкого. В эти годы был основан город Харьков, а здешний край, находившийся на юго-западной границе Московского государства, получил название Слободской Украины. В XVII веке земли слобожанских казачьих полков в духовном отношении входили в патриаршую область, а с 1667 года стали подчиняться Белгородским владыкам. В составе Белгородской епархии Харьков делается важным духовным и образовательным центром – в 1726 году при активном участии Белгородского епископа Епифания (Тихорского) был открыт Харьковский коллегиум, известный также, по имени основателя, как Тихорецианская академия – самое значительное после Киево-Могилянской академии учебное заведение в южно-русских землях того времени.
Согласно указу императора Павла I от 16 октября 1799 года о приведении в соответствие епархиальных и губернских границ, по докладу Святейшего Синода, из состава Белгородской была выделена самостоятельная Слободско-Украинская епархия охватившая территорию одноименной губернии. В нее вошли не только земли нынешней Харьковской области, но также и бывшая Новая Сербия, части области Войская Донского и другие, населенные разноплеменным народом – в большинстве своем слободскими казаками, но также московскими «служилыми» людьми, «битыми холопами», донскими казаками, переселенцами греками и сербами – православными, но зачастую малообразованными в вере.

В течении XIX века значительно выросло количество церквей и школ в епархии, во второй половине века в одном Харькове выходило 14 духовно-просветительских изданий. В 1840-1841 учебном году Харьковский коллегиум был переименован в Харьковскую духовную семинарию. В 1866 году в помощь архиерею было устроено Сумское викариатство.

В годы советской власти в пределах СССР на долю Церкви выпали тяжелые испытания – массовое закрытия церквей и всех монастырей, аресты духовенства и активных мирян, изъятие имущества не минули Харьковскую епархию. В добавкок к гонениям безбожников Церковь страдала от раскола самосвятов, который сеял смуту среди верующего населения и использовался государством для истребления духовенства. Как и по всему СССР гонения утихли только с пришествем Второй мировой войны, а затем возобновились в более прикрытой форме в 1960-х годах. В начале 1970-х годов в епархии действовало только 57 приходов, которые в своем большинстве не имели храмовых помещений.

Только в конце 1980-х годов положение стало изменяться к лучшему, особенно после празднования 1000-летия Крещения Руси. Возрождение церковной жизни епархии и возвращение людей к вере совместилось с начала 1990-х годов с новым витком расколов на Украине. Историческое значение для Православия в этих землях имел Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви состоявшийся в мае 1992 года в архиерейской резиденции на территории Харьковского Свято-Покровского монастыря и оградивший каноническую Церковь от раскола. В 1996 году в Харькове было открыто духовное училище, которое в 1997 году было преобразовано в Харьковскую духовную семинарию.

Епархия охватывала всю Харьковскую область до 8 мая 2012 года, когда из её состава была выделена Изюмская епархия, после чего в ведении Харьковской кафедры остались города Харьков, Лозовая, Люботин, Первомайский, а также Харьковский, Барвенковский, Близнюковский, Богодуховский, Валковский, Зачепиловский, Кегичевский, Коломакский, Красноградский, Краснокутский, Лозовский, Нововодолажский, Первомайский, Сахновщинский районы на западе области.

20 июля 2012 года к Харьковской епархии были отнесены Дергачёвский и Золочевский районы Харьковской области, выделенные из состава Изюмской епархии, а к Изюмской епархии были отнесены Барвинковский и Близнюковский районы Харьковской области, выделенные из состава Харьковской епархии [1].

Исторические названия

  • Слободско-Украинская и Харьковская (1799 — 5 февраля 1836)
  • Харьковская и Ахтырская (5 февраля 1836 — 1946)
  • Харьковская и Богодуховская (с 1946)

Статистика

  • 1799 – 673 церкви [2].
  • 1899 — 930 храмов, 816 церковных школ, 777 храмовых библиотек, 16 богаделен [3].
  • 1912 — церквей — 952, часовен — 75; монастырей — 13 (8 муж., 5 жен.), женская община — 1; духовная семинария — 1, духовных училища — 3, епархиальное женское училище — 1, церковных школ — 816; библиотек при церквях — 777; больниц — 7, богаделен – 27 [4].
  • 1 января 1958 [5] — 158 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • нач. 1970-х – 57 приходов [2].
  • 2000 — 214 приходов, 3 монастыря [6].
  • ок. 2004 — 190 приходов; 155 священнослужителей (147 священников, 8 диаконов) [7].
  • ок. 2006 — 237 приходов, 3 монастыря (1 муж., 2 жен.) [2].

Архиереи

  • Христофор (Сулима) (16 октября 1799 — 6 февраля 1813)
  • Аполлос (Терешкевич) (14 октября 1813 — 20 января 1817)
  • Павел (Саббатовский) (18 февраля 1817 — 26 января 1826)
  • Виталий (Борисов-Жегачев) (28 февраля 1826 — 12 марта 1832)
  • Иннокентий (Александров) (19 мая 1832 — 22 июня 1835)
  • свт. Мелетий (Леонтович) (22 июня 1835 — 29 февраля 1840)
  • Смарагд (Крыжановский) (6 апреля 1840 — 31 декабря 1841)
  • свт. Иннокентий (Борисов) (31 декабря 1841 — 1 марта 1848)
  • Елпидифор (Бенедиктов) (1 марта — 6 ноября 1848)
  • Филарет (Гумилевский) (6 ноября 1848 — 2 мая 1859)
  • Макарий (Булгаков) (18 апреля 1859 — 10 декабря 1868)
  • Нектарий (Надеждин) (21 января 1869 — 7 сентября 1874)
  • Савва (Тихомиров) (7 декабря 1874 — 23 апреля 1879) [8]
  • Иустин (Охотин) (23 апреля 1879 — 15 сентября 1882) [9]
  • Амвросий (Ключарев) (22 сентября 1882 — 3 сентября 1901)
  • Флавиан (Городецкий) (10 ноября 1901 — 1 февраля 1903)
  • Арсений (Брянцев) (8 февраля 1903 — 28 апреля 1914) [10]
  • Антоний (Храповицкий) (14 мая 1914 — 1 мая 1917, 19 августа 1917 — 30 мая 1918) [11]
  • Феодор (Лебедев) (? — 16 октября 1917) в/у, еп. Старобельский
  • Митрофан (Абрамов), в/у, еп. Сумской
  • Неофит (Следников) (30 мая – 29 ноября 1918) в/у, еп. Старобельский
  • Георгий (Ярошевский) (1919) в/у, архиеп. б. Минский
  • 1919 — 1921 — вдовство кафедры

  • Нафанаил (Троицкий) (1921 — 1927)
    • Сщмч. Серафим (Самойлович) (? — 15 января 1924) в/у, еп. Угличский
    • Сщмч. Константин (Дьяков) (21 сентября 1924 — 12 ноября 1927) в/у, еп. Сумский
  • Сщмч. Константин (Дьяков) (12 ноября 1927 — 9 июля 1934)
  • Сергий (Гришин) (9 июля – 5 ноября 1934)
    • Сщмч. Анатолий (Грисюк) (1934 — 1935) в/у, митр. Одесский
  • Сщмч. Иннокентий (Летяев) (17 февраля 1935 — июль 1936)
  • Сщмч. Иннокентий (Тихонов) (январь – 5 апреля 1937)
  • Сшмч. Александр (Петровский) (2 июня 1937 — 1938)
  • 1938 — 1941 – вдовство кафедры

    • Пантелеимон (Рудык) (1941) в/у, еп. Львовский
  • Владимир (1941 – 1943)
  • Сергий (Гришин), 2-й раз (20 мая – 13 июля 1942) [12]
  • 1943 — 1945 – вдовство кафедры

  • Стефан (Проценко) (5 июня 1945 — 6 октября 1960)
    • Андрей (Сухенко) (? – 23 ноября 1960) в/у, архиеп. Черниговский
    • Алипий (Хотовицкий) (23 ноября 1960 – 16 марта 1961) в/у, еп. Кременчугский
  • Нестор (Тугай) (16 марта 1961 — 30 марта 1964)
  • Леонид (Лобачев) (30 марта 1964 – 28 июля 1967)
  • Леонтий (Гудимов) (7 октября 1967 — 1 декабря 1970)
  • Никодим (Руснак) (1 декабря 1970 — 23 ноября 1983)
    • Никодим (Руснак) (23 ноября 1983 — 28 марта 1984) в/у, архиеп. Львовский
  • Ириней (Середний) (28 марта 1984 — 13 сентября 1989)
  • Никодим (Руснак) (13 сентября 1989 — 15 сентября 2011)
    • Онуфрий (Легкий) (16 сентября 2011 — 8 мая 2012) в/у, архиеп. Изюмский
  • Онуфрий (Легкий) (с 8 мая 2012)
  • Нерушимо. Харьковская епархия УПЦ выразила поддержку канонической церкви

    Православие в современной Украине. Справка
    ©

    РИА Новости, Стрингер / Перейти в фотобанк
    Соответствующее заявление сделали в пресс-службе епархии 1 ноября.
    «Собравшееся духовенство во главе с архиереем засвидетельствовали верность канонической Украинской православной церкви во главе с ее предстоятелем блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием», — говорится на официальном сайте епархии.

    По данным пресс-службы, накануне состоялось собрание духовенства Харьковской епархии, где обсуждались вопросы, связанные с жизнедеятельностью епархии, подготовкой к годовому собранию духовенства, а также актуальные вопросы, касающиеся жизни верующих православной церкви на Слобожанщине — исторической области на северо-востоке Украины и юго-западе Центрально-Черноземного экономического района России.

    Помимо Харькова, позицию УПЦ касательно томоса поддержали митрополит Херсонский и Таврический Иоанн, заявивший, что останется с Онуфрием «при любом раскладе», клирики Одесской епархии, духовенство Запорожской епархии, а также архиереи и священники Днепропетровской, Криворожской и Каменской епархий. Все они единогласно выступили против создания автокефальной церкви на Украине. К них присоединилась православная община храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца в итальянской Флоренции, которая в знак протеста против действий Фанара на Украине приняла решение перейти из Константинопольского патриархата в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ).

    Томос об украинской автокефалии: что это

    ©

    РИА Новости, Стрингер / Перейти в фотобанк
    В свою очередь, запад и центр Украины преимущественно поддерживают проект томоса. Так, согласно результатам исследования, проведенного cоциологической группой «Рейтинг», 54% респондентов положительно относятся к идее создания на Украине «Единой поместной церкви» (ЕПЦ).
    В связи с подобным делением православных верующих, в УПЦ опасаются, что томос может углубить межрелигиозное и гражданское противостояние в обществе, а также привести к насилию и попыткам захвата святынь со стороны сторонников автокефалии и националистов.

    Политолог Ростислав Ищенко в интервью изданию Украина.ру отметил, что президент Украины Пётр Порошенко, провоцируя религиозный конфликт, не понимает, как тот может обернуться против него самого и страны в целом.

    «Выпишут ли ему томос или не выпишут, Порошенко будет подогревать религиозный конфликт внутри страны. Однако он думает, что сможет этим конфликтом управлять. На самом же деле этот конфликт снесет и Порошенко, и украинскую элиту, и оставшуюся часть украинского народа», — убежден эксперт.

    Харьковская и Богодуховская епархия

    Файл:Svafanasij.jpg Святитель Афанасий патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец

    Святитель Иоасаф епископ Белгородский

    Православие появляется на территории современной Слобожанщины задолго до основания города Харькова[1]. Ещё в XI столетии оно проникает сюда вместе с населением, принявшем христианство. Влияние шло со стороны соседних княжеств — Переяславского и Черниговского, Суздальского и Рязанского, Тмутараканского. В 12 — первой половине 13 века эта территория входила в основном в состав православного Новгород-Северского княжества. Однако опустошительные татарские набеги обезлюдели эту землю и до XVI — начала XVII века территория оставалась почти незаселенным Диким полем.

    Начавшиеся утеснения русинского православного населения Речи Посполитой поляками вызвало целую волну переселений с Правобережной и Западной Украины на пустующие земли Слобожанщины, где не было поляков и религиозных гонений на православие.

    Массовой народной колонизации предшествовала монастырская колонизация пустующих земель. В Диком поле возникают такие монастыри, как Святогорский, Краснокутский, Куряжский, Дивногорский… Рядом с монастырями возникали поселения. Монастыри влекли переселенцев к себе не только желанием жить рядом со святой обителью, но и крепкими монастырскими стенами, за которыми можно было спрятаться от татарских набегов.

    Слобожанщина в XVII веке заселялась как великороссами, так православными переселенцами из Русского, Брацлавского и Киевского воеводств Речи Посполитой. На новое место они часто везли не только церковные сосуды, богослужебные книги и прочую церковную утварь, но и свои церковные традиции. Эти традиции значительно отличались от северорусских, московских обычаев. Сюда входили, например, выборы прихожанами священно- и церковнослужителей, организация братств, школ и богаделен. Первые священники, часто также приезжали вместе с переселенцами.

    Население Слобожанщины с самого начала было многонациональным; кроме черкас — переселенцев, значительную часть населения составляли русские — местные жители и служилые люди, присылаемые Москвой для помощи переселенцам.

    Успенский собор Покровский собор

    Духовная жизнь была в то время одной из важнейших страниц в жизни переселенца, потому приходские храмы возникали на новом месте одними из первых. Так, первых храм Харькова — Успенский, был построен за год — с 1657 по 1658 гг. А уже в 1659 году насчитывалось 3 церкви — Успенская, Благовещенская и Троицкая. К 1663 году появилось ещё 2 церкви — Рождественская и церковь в честь Архангела Михаила. Храмы строились силами переселенцев.

    Большинство храмов возникало не на территории самой Харьковской крепости, а по слободам. Харьковская крепость была небольшой по размерам и уже не могла вмещать всего населения, которое хотело поселиться здесь. Поэтому рядом с самой крепостью возникают небольшие поселения — слободы. Поскольку они находились недалеко от крепости, их население во время татарского набега могло спрятаться в самой крепости. А крепостные стены не мешали населению слобод заниматься сельским хозяйством и ремеслами.

    Первые церкви строились из дерева и первоначально были очень бедными. Бедность Успенской церкви вызвала в московском воеводе Офросимове, который привык к пышности храмов, огромное возмущение, которое он описал в своем донесении царю:

    «…А образов местных и деисусов нет — черкасы молятся бумажным листам, своему литовскому письму и стенам, а книг и заводу никаких нет, и за тебя, великий государь, молить Бога не по чем; только лгут Богу и десятой части хвалы Богу не воздают. Нет Евангелия напрестольнаго, ни служебника, ни требника, ни триоди постной, ни трифолоя, ни апостола, ни минеи, ни октоиха, ни шестоднева, ни псалтири следованной, ни евангелия толковаго. И о том вели свой милостивый указ учинить, чтоб было по чем за тебя, великий государь, молить Бога. А я, видячи их маловерие, что поклоняются бумажным листам и стенкам, для того к тебе и писал. И о том, как ты, великий государь, укажешь»

    — Багалій Д.І. Історія Слобідської України. — Харків: Основа, 1990 р. — С.180-181

    Первыми харьковскими священниками были — священник Еремеище, священник Василище и диакон Иосипище (как они себя именовали в челобитной московскому царю).

    Бедность первых храмов вынуждала клир часто обращаться к царю с просьбой материально помочь новым храмам и бедствующему клиру.

    Но с ростом города поднималось и благосостояние церквей. В 1685—1687 гг. в городе строится первый каменный храм, который сохранился до нашего времени — Свято-Покровский.

    До 1667 года харьковская церковная жизнь находилась в прямом ведении Патриарха Московского и всея Руси, Слобожанщина входила в состав Патриарщей области; с 1667 по 1799 год территория входила в состав Белгородской епархии.

    В составе Белгородской епархии

    В это время церковной жизнью в Харькове и Харьковском полку управлял Соборный протопоп, или духовный управитель — настоятель Успенского Собора. В ведении Харьковского протопопа находился кроме Харьковского ещё и Валковский уезд и часть Волчанского. Его правление называлось Протопопией или духовным двором. Все архиерейские распоряжения, которые касались церквей харьковского полка, шли именно к нему. К Протопопу обращалась и местная власть относительно церковных вопросов. В других полковых городах Слобожанщины были свои протопопы. В 1744 году в Харькове создается Духовное Правление, в которое кроме протопопа входили ещё два члена — проповедник и один ученый священник. Эта реорганизация была связана с тем, что один протопоп не справлялся со всеми местными делами и часто даже мельчайшие дела отправлялись в Белгородскую Духовную Консисторию, усложняя её деятельность. В 1758 году на 94 церкви, которые входили в ведание Харьковского Духовного Правления приходилось 3 протоиерея, 114 священников, 5 диаконов, 62 дьячка, и 23 пономаря. Весь округ Духовного управления делился на 5 отделений — Харьковское ведомство (управляемое протопопом), Валковское, Нововодолажское, Ольшанское и Золочевское наместничества, которые руководились наместниками из старших священников. Духовное управление было соединительным звеном между Белгородской Духовной Консисторией и отдельными приходскими священниками. Оно же рассматривало и некоторые мелкие дела своего округа.

    Список харьковских протопопов:

    • Еремей
    • Иван
    • Захария Филимонович.
    • Панкратий Филимонович.
    • Петр Андреев.
    • Яков Ревковский 1707—1716.
    • Яков Петрович Сенютович 1719—1722 гг.
    • Григорий Александров 1722—1764 гг.
    • Стефан Флоринский 1764—1769 гг.
    • Михаил Иванович Шванский 1769—1790 гг.
    • Иоанн Андреевич Гилевский 1790—1795 гг.
    • Андрей Семенович Прокопович с 1795 г.

    В 1726 году был основан Харьковский Коллегиум. В свое время там преподавал известный малороссийский философ — Г. С. Сковорода. 26 февраля (8 марта) 1764 года был провозглашен Манифест о секуляризации церковных владений, по которому монастырские земли были переданы в собственность государству [2]. В 1786—1788 гг. секуляризация была проведена в южных губерниях России и Украине. В это время было расформировано множество монастырей.

    Получение самостоятельности и дальнейшая история епархии

    16 (29) октября 1799 года указом Императора Всероссийского Павла I была образована Слободско-Украинская епархия, выделенная из до того огромной Белгородской епархии.

    Первым её епископом стал Христофор (Сулима) с титулом «Слободско-Украинский и Харьковский»; с 13 февраля 1836 года по 5 июня 1945 года титул был «Харьковский и Ахтырский»; а с 5 июня 1945 года — «Харьковский и Богодуховский».

    Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский

    В 1866 году в епархии было учреждено Сумское викариатство.

    В XVII—XVIII веках главным храмом города был Свято-Успенский собор. После основания самостоятельной епархии кафедральным собором стал Покровский, а Успенский преобразован в «градский собор». В 1846 году, по синодальному указу, архиерейская кафедра была перенесена из Покровского в Успенский собор. «Градским собором» стала именоваться Благовещенская церковь, а с 1863 — Воскресенская. В 1865 году Синод обнаружил полную ненадобность титула «Градский собор» и право именоваться собором осталось лишь у Свято-Успенского храма.

    В 1800 году на территории Свято-Покровского монастыря была открыта Духовная Консистория. В 1841 году началось внедрение нового устава Духовных Консисторий, который унифицировал церковное управление на уровне епархии. Епархия разделялась на церковные округа — протопопии, которые соответствовали уездам и управлялись протопопами и духовными правлениями — соответствующими коллегиальными органами. Протопопии разделялись на благочинные округа, а те — на приходы. Со временем институт протопопии ослабел, а в 1840 году он был ликвидирован.

    В 1840/41 учебном году в Харькове была организована Духовная Семинария на базе бывшего Коллегиума.

    Ко времени основания епархии в Харькове насчитывалось 10 церквей: Покровская, Успенская, Николаевская, Благовещенская, Дмитриевская, Рождественская, Воскресенская, Михайловская, Вознесенская и Мироносицкая, которая была кладбищенской.

    Если в 1799 году в епархии было 673 церкви, то через 100 лет их насчитывалось более 1000. В начале XX века на Харьковщине было около 800 церковно-приходских школ и около 20 монастырей. Всего на Харьковщине на 1904 год насчитывалось 950 церквей, 10 монастырей, 1360 священников и диаконов. В самом городе насчитывались 42 церкви. В 1912 году в Епархии было 952 церкви, 75 часовен; 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 1 женская община; духовная семинария, 3 духовных училища, епархиальное женское училище, 816 церковных школ; 777 библиотек при церквях; 7 больниц и 27 богаделен.

    16 октября 1843 года по докладу обер-прокурора Священного Синода император Николай Павлович утвердил просьбу жителей Харькова о введении крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Крестные ходы должны были происходить 30 сентября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля(из Харькова в Куряж) в соответствии с престольными праздниками Харьковского Покровского собора (1 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля). Он стал главным городским духовным праздником.

    В 1821—1841 гг. велось строительство колокольни Успенского собора(89,5 м), которая превосходила по высоте колокольню Ивана Великого в Москве.

    Во второй половине XIX века в Харькове выходило 14 духовно-просветительских изданий, в частности философско-богословский журнал «Вера и разум», журналы «Духовный вестник», «Духовный дневник», «Благовест», газета «Харьковские Епархиальные Ведомости», другие издания.

    Харьковская епархия в XX веке

    С 14 мая 1914 года по апрель 1917 года (снова избран в августе того же года) Харьковскую кафедру занимал Антоний (Храповицкий), впоследствии первый предстоятель Русской Православной Церкви заграницей.

    Священномученик Онуфрий (Гагалюк) Священномученик Александр (Петровский) Священномученик Константин (Дьяков)

    В 1920-е в церковной жизни харьковщины доминировало «обновленческое» движение Российской Церкви. Партийно-государственный органы прилагали усилия к полной ликвидации Патриаршей Церкви («тихоновщины»); газета «Известия» от 18 апреля 1923 года сообщала: «<�…> На этих днях среди харьковского духовенства закончена ликвидация последних остатков тихоновщины. В результате арестовано 16 священников, во главе с епископом Павлом, и 2 черносотенца — Стеценко и Губиев. Черносотенные попы будут высланы из пределов Украины.»[3]

    В октябре — декабре 1923 года в Харькове состоялся обновленческий собор, который провозгласил образование Украинской Православной Автокефальной Церкви (УПАЦ) и избрал Синод (отсюда и второе название — «синодалы»), возглавляемый митрополитом Пименом (Пеговым). В начале 1930-х годов возник острый конфликт между УАПЦ и обновленческим синодом в Москве; 20 декабря 1934 года московский обновленческий синод принял решение ликвидировать УАПЦ и перевести её приходы в своё непосредственное подчинение.

    С 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове заседало Всеукраинское предсоборное совещание («обновленческое») в составе 78 делегатов: епархиальных и викарных епископов и по одному клирику и мирянину от каждой епархии. Центральный обновленческий Синод был представлен митрополитом Серафимом (Руженцовым); председательствовал митрополит Пимен (Пегов). Главными вопросами повестки Совещания были: автокефалия Украинской Церкви и украинизация богослужения. Совещание осудило «самосвятов-липковцев» как еретиков ираскольников. По докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода, что и произошло 15 декабря 1924 года. C 1924 года до середины 1930-х Харьков — центр Лубенского раскола (булдовцы).

    В тот же период активно действовали представители монархической общины «подгорновцев» (по имени священника Василия Подгорного — сначала в ведении епископа Варлаама (Лазаренко), а с марта 1928 — епископа Алексия (Буя)[4]). В конце 1920-х Харьков также был одним из очагов иосифлянства, во главе которого здесь стоял епископ Павел (Кратиров).

    К 1941 году оставался лишь один открытый приход — Казанский храм в Харькове на Лысой горе. В 1937—1938 годы (до своего ареста) архиерейскую кафедру занимал архиепископ Александр (Петровский) (Московский патриархат), который и служил в единственном православном храме города.

    После оккупации в октябре 1941 года города германскими войсками церковная жизнь начала возрождаться под руководством прежнего лидера лубенцев митрополита Феофила Булдовского, который летом 1942 года примкнул к УАПЦ (поликарповцам); в его юрисдикции находилось около 400 приходов[5].

    В 1946 году кафедральным собором Харьковской епархии (Московский патриархат) стал Благовещенский собор.

    В 1947 году из Покровского монастыря Харькова были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи святителя Афанасия (Петеллария), Лубенского чудотворца — в Благовещенский собор города.

    Резкое сокращение числа приходов наблюдалось с конца 1950-х: храмы превращались в клубы, кинотеатры, склады и другие хозучреждения. Количество приходов на 1 января 1979 года, сократилась до 65, из них в Харькове осталось 11.

    К году тысячелетия Крещения Руси в Харькове было закончена реставрация Успенского собора; начался процесс возвращения епархии храмов и монастырей.

    Архиерейский собор УПЦ 1992 года

    Основная статья: Харьковский собор

    Судьбоносное значение для истории УПЦ МП имел состоявшийся —28 мая 1992 года в Харькове, в архиерейской резиденции на территории Покровского монастыря, Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. На Соборе был избран новый предстоятель УПЦ в составе Московского Патриархата митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Собор был созван Митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком), который и председательствовал на нём.

    Архиереи, участвовавшие в Соборе, выразили недоверие впоследствии анафематствованному митрополиту Филарету (Денисенко), который не явился на Собор, и освободили его от Киевской кафедры и должности Первоиерарха УПЦ.

    1990-е — 2010-е годы

    Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак)
    18 сентября 1993 года в городе Харькове открывается двухгодичное Духовное Училище, которое было утверждено Священным Синодом УПЦ 19 октября 1993 года. А уже 12 сентября 1996 года Харьковское Духовное Училище получило статус Семинарии. Срок учёбы был увеличен на два года. Ректором Семинарии стал Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Первый выпуск в Семинарии состоялся 21 мая 1997 года, когда первых 26 человек получили дипломы об окончании этого учебного заведения.

    В 1994 году опять начала выходить газета «Харьковские Епархиальные Ведомости», которая стала официальным органом Харьковской Епархии, а в 2000 году был возобновлен выход философско-религиозного журнала «Вера и разум».

    22 июня 1993 года на заседании Священного Синода УПЦ всех новомучеников Слободского края, которые пострадали в годы большевистского гонения на церковь, причислили к местночтимым святым. Среди них — священномученик архиепископ Харьковский Александр (Петровский), временно управляющий Харьковской Епархией в тяжелые 30-е годы архиепископ Онуфрий (Гагалюк), митрополит Константин (Дьяков), архиепископ Иннокентий (Летяев), архиепископ Иннокентий (Тихонов), священнослужители, и другие православные подвижники.

    Активно идёт возвращение и строительство новых храмов.

    8 мая 2012 года решением Синода УПЦ из состава Харьковской епархии была выделена Изюмская и Купянская епархия в составе 13 районов Харьковской области. В составе Харьковской епархии остались Харьков и 14 районов.[6].

    Карта епархии на 20.07.2012

    20 июля 2012 года решением Священного Синода УПЦ Решением Священного Синода УПЦ были изменены границы: к Харьковской епархии отнесены Дергачёвский и Золочевский районы Харьковской области, входившие с 8 мая по 20 июля в состав Изюмской епархии, как наиболее близкие к Харькову; одновременно к Изюмской епархии отнесены Барвенковский и Близнюковский районы Харьковской области, входившие ранее в состав Харьковской епархии, как наиболее далёкие от Харькова.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]