«Ходатайство» в переводе с греческого
Именно таково малопонятное неофиту значение слова. Парастас — это, по сути, прошение к Всевышнему от лица усопших, возглашаемое устами Церкви. Основное отличие особо торжественной проникновенной утрени — чтение священником 17-й кафизмы Псалтири (целиком всего 118-го псалма с разделением по статьям). Содержание этого стихословия, ошибочно считающегося «сугубо заупокойным» — исповедание веры, скорбь об отступлениях от Закона, данного Творцом, просьба о милости и снисхождении к немощам человеческим. Памятуя о том, что «несть человек, иже поживет, и не согрешит», и присутствующие на службе верующие от своего лица вместе с хором повторяют припевы «Спасе, спаси мя» и «Благословен еси Господи».
Для чего нужен ритуал отмаливания?
Ко мне на консультации часто приходят женщины с проблемами в личной жизни: у кого-то не получается создать семью, у других – родить ребенка, у третьих – не ладятся отношения с родителями. Как правило, многие из этих ситуаций берут свое начало даже не в детстве, а в истории Рода.
Особенно удивительны ситуации повторяющихся или эмоционально заряженных сценариев. Например, если ваша прабабушка умерла в родах, подсознательно вы можете бояться забеременеть, и этот страх может привести к бесплодию. Если кто-то из ваших предков вольно или невольно участвовал в гибели других людей, то потомки расплачиваются неудачами в личной жизни, конфликтами на работе или тяжелой судьбой.
Возможно ли исправить такие ситуации? Да, возможно. Для этого мы делаем констелляции (расстановки). В этом также помогает обладающий большой силой РИТУАЛ ОТМАЛИВАНИЯ Рода – исцеление Рода с помощью православной молитвы. Мы делаем это в группе, но его можно провести и самостоятельно.
Что дает ритуал отмаливания Рода?
Во время ритуала участники группы отмечают, что уже в процессе чтения молитв приходит успокоение. После ритуала уходит напряжение – и не только из тела. Возникает ощущение, будто камень с плеч упал. В общем и целом ритуал помогает улучшить отношения с родителями, с родственниками, с партнерами, с детьми. Как-то само собой прекращаются конфликты, начинает получаться то, что раньше никак не удавалось, – словно приходит благословение Рода на реализацию ваших намерений (особенно, если они связаны с продолжением рода, замужеством, зачатием, процветанием семьи). Постепенно в семью приходит успех, дела спорятся, а отношения налаживаются.
Имеем ли мы право вмешиваться?
Выполняя ритуал, мы просто молимся за тех, кто дал нам жизнь. Мы обращаемся к Богу, прося за наших предков, так же, как молимся за наших детей и других близких. Мы не судим своих родных и их поступки, не пытаемся разобраться, кто был прав, кто виноват – это не в наших силах и власти. Мы не вмешиваемся в ход истории и все оставляем на усмотрение Всевышнего, повинуясь Его мудрости и воли. У нас нет цели исправить ситуацию в прошлом – обычно мы даже не знаем, что именно произошло в истории семьи. Мы стараемся через молитву и принятие впустить в наш Род энергию исцеления, которая будет действовать в согласии с волей Вселенной.
Когда и где проводить ритуал?
Этот ритуал желательно делать дома, оптимально – по утрам. Можно – в храме (особенно за ближайших родственников, имена которых известны), ставя свечки перед иконами Иисуса или Богоматери. Причем в данном случае неважно, все ли предки в вашем роду были православными, верили они в Бога или нет.
Последовательность действий в ритуале.
- Составьте ДРЕВО ВАШЕГО РОДА, выпишите 7 поколений вашего рода (лучше на формате А2-А1):
Первое поколение – вы сами (имя)
Второе поколение – ваши родители, мама, папа (имена)
Третье поколение – ваши бабушки и дедушки (родители родителей)
Четвертое поколение – ваши прабабушки и прадедушки, то есть родители бабушек и дедушек (написать имена, которые известны)
Пятое поколение – ваши прапрабабушки и прапрадедушки (родители прабабушек и прадедушек)
и так далее, до седьмого колена.
Если имя какого-нибудь родственника неизвестно, вы пишете в привязке к известному лицу. Например, «Моя прапрабабушка в пятом поколении» или «Бабушка моего дедушки Ивана». Если уж совсем ничего неизвестно, то можно писать «Прапрабабушка в таком-то поколении по линии отца или мамы (или бабушки)» (привязывайте к тому родственнику, кто вам известен).
в таком виде, как это показано на рисунке.
- Затем вы зажигаете восковую свечу, купленную в церкви, и начинаете читать молитвы за КАЖДОГО члена РОДА в определённой последовательности:
- Читаете молитву за себя (1-е поколение).
- Читаете молитву за мать, затем – за отца (2-е поколение).
- Читаете молитву за бабушку и за дедушку по материнской линии, потом за бабушку и за дедушку по отцовской линии (3-е поколение).
- Читаете молитву за прабабушку и за прадедушку – родителей бабушки по женской линии, потом – за прабабушку и прадедушку – родителей дедушки по женской линии. Точно так же работаете с предками по мужской линии: сначала читаете молитвы за прабабушку и прадедушку – родителей бабушки, потом за прабабушку и прадедушку – родителей дедушки (4-е поколение).
- И так далее, за всех 126 предков в 7 поколениях.
Каждый раз отмаливание начинайте с указания имени того родственника, за которого вы молитесь: «Я, раба божия ______, читаю молитву за раба божия ______ (имя) по материнской / отцовской линии. Например, «Читаю молитву за мою бабушку ______ (имя), мать отца» или «Читаю молитву за мою прапрабабушку ______ по линии мамы».
За каждого родственника вы подряд читаете:
- Три молитвы
- 90-й псалом (Хвалебная песнь Давида)
- 50-й псалом (Помилуй мя, Боже)
- Символ веры.
- После каждого прочтения всех трёх молитв за каждого родственника, вы произнесите слова от имени родственника: «Прошу прощения у всех существ, кому вольно или невольно, чаянно и нечаянно принес(-ла) зло, причинил(-а) боль и на кого обижался(-ась), кого обидел(-а). Я прошу прощения за свою вину и любое недовольство своей жизнью».
- Также вы просите прощение за предка от своего лица у всех тех, кому он причинил при жизни зло: «Прошу прощения у всех живых существ, кому вольно или невольно, сознательно или несознательно, чаянно и нечаянно мой дедушка/моя бабушка (имя), причинил/ла зло, причинил/ла боль и на кого обижался/ась, кого обидел/а. Я прошу прощения за её (его) вину и любое недовольство своей жизнью».
- Для завершения ритуала трижды прочитайте Молитву «На очищение рода»: «Господи, прошу прощения перед всеми, кого я вольно или невольно обидел в этой жизни и в прошлых моих жизнях.
Господи, прощаю всех, кто меня обидел вольно или невольно в этой жизни или в прошлых моих жизнях.
Господи, прошу прощения за всех моих умерших родственников.
Господи, прошу прощения за всех моих живущих родственников.
Господи, я прошу прощения перед всеми людьми, кого вольно или невольно, словом, делом или помышлением обидели мои предки.
Господи, прошу Тебя, очисти, исцели и защити меня, мою семью и весь мой род и наполни Твоей Силой Святого Духа, светом, любовью, гармонией, силой и здоровьем.
Господи, прошу Тебя, очисти мой род.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
и благодарственную молитву: «Господи, благодарю Тебя за все, что Ты даешь мне. Благодарю Силу Твоего Святого Духа, все Силы Света, неба, земли и всех святых, кто молится со мной о моем прощении».
Важные моменты!
✓ Если имя вашего предка неизвестно, то важно представлять его место в вашем родовом древе, поэтому нужно иметь родовое древо под рукой.
✓ Иногда эта практика идет легко и быстро, иногда вдруг на ком-то из предков стопорится – почему-то молитва идет тяжелее, возникают препятствия, не хватает времени и так далее. Значит, именно с этим предком связано возникновение определенных негативных программ в вашем роду, и на изменение этой программы, на отмаливание у вас уйдет несколько больше времени, чем на других членов рода, которые не так грешили.
✓ Важно читать молитвы по поколениям. Можно молиться за несколько поколений сразу. Когда вы читаете молитвы за предков в 6-м или 7-м поколении и у вас не хватает времени, можно читать отдельно по отцовской/женской линиям (чтобы не разрывать линии).
✓ Важно читать несколько дней подряд, желательно утром, не прерываясь ни на день. Пока не дойдете до конца 7-го поколения. Если хоть день пропустили – начинайте с начала (с себя).
Крайне важно то настроение, в каком вы проводите ритуал. Входите в ритуал в состоянии глубокого уважения к роду, к предкам, к тем, кто был до вас и благодаря кому вы сегодня живете. В состоянии смирения перед волей Всевышнего принятия судьбы предков и своей Судьбой.
Если после ритуала ваши проблемы не решились в один момент, это не значит, что ваши молитвы не действуют. Это значит, что опыт, которые вы проживаете, нужен в этом варианте и именно благодаря ему вы получаете возможность что-то осознать.
В случае, если у вас не получается выбраться из сложной ситуации самостоятельно, приходите ко мне на консультацию, в группу или на семинар!
С любовью,
Марина Стрекалова
Усопшие — не значит неживые
Христианская традиция полагает для каждого человека три дня рождения: первое — появление на свет, второе, главное событие — Святое Крещение и третье — переход из земной юдоли, полной скорбей и болезней, в Жизнь Вечную. Смерть, персонифицированная в как побеждённая Воскресением Христовым прислужница ада, не имеет более власти над теми верующими, кто перешёл в инобытие через успение. «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?» — в этом вопрошании заключена уверенность в том, что «у Бога все живы». Недаром дни памяти христианских святых приходятся именно на дату их успения, возвращения «домой», к Небесному Творцу из долгого земного странствия.
Почему усопшим необходимы наши молитвы
Любовь Творца даже к согрешившему, отступившему от верного пути человеку трогательно изображена в Евангельской Однако далеко не все при жизни успевают вернуться к отчему порогу, совершить путь покаяния, то есть измениться к лучшему, вернуться к первообразу, явленному Богочеловеком — Христом. Иных Смерть, утратившая нераздельную власть, но не потерявшая силу, застигает в дороге. Парастас — это возможность продолжения пути к вечному благу по молитвам живущих для тех, кто ожидает дня последнего Суда, не имея возможности к дальнейшему покаянию. Православие утверждает возможность изменения к лучшему загробной участи человека. Главным средством для этого становится Проскомидия — поименное поминовение на Литургии. Священные узы любви позволяют и совершаемые нами дела веры — милостыню, церковную и домашнюю молитву посвятить Богу от лица усопших. Парастас по усопшим — это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким.
Служится вечером в пятницу.
Главным звеном Парастаса является 17 кафизма (псалом 118), которая на вечернях родительских суббот исполняется особым чином.
Нередко прихожане задаются вопросом, почему именно 17 кафизма используется на заупокойных богослужениях либо трактуют ее как заупокойный псалом, хотя такое мнение является крайне неверным.
«Это песнь о законе, это исповедание души, восторгающейся Божиим законом, скорбящей о своих отступлениях от него, умоляющей Господа быть милостивым. На заупокойных богослужениях это исповедание от лица усопших. Но и живущие — предстоящие, не желая оставаться только слушателями и свидетелями этого исповедания, прерывают его частыми воззваниями ко Господу и от себя»
Афанасий Сахаров. «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»
Так, хор параллельно с чтением кафизмы священником непрестанно поет припев: «Спасе, спаси мя» или «Благословен еси Господи».
Для чего служится парастас по усопшим
Парастас по усопшим – это панихида, которая совершается по умершим православным христианам, обычно служится на всенощном бдении в дни родительских суббот. Структура этой службы напоминает утреннее богослужение.
Это поминовение обычно происходит вечером в пятницу или перед памятными днями, такими как случившаяся трагедия или отпевание священника. Также парастас совершается в домашней обстановке в третий, девятый, сороковой день после смерти православного христианина.
Парастас по усопшим так же необходим отошедшим душам, как и все остальные заупокойные службы. Когда мы молимся об умерших, их души получают в раю – радость, в аду – облегчение. Слыша наши молитвы, которые являются диалогом с Богом, наши близкие, которых больше нет рядом, тоже возносят молитву Спасителю за нас.
Христианское предание повествует о том, что когда Макарий Великий молился за души язычников, адское пламя отступало от них, они даже могли видеть друг друга без препятствий, что приносило утешение страждущим. С самого начала существования Христианской Церкви молитвы об умерших были приняты как традиция.
Можно готовиться к парастасу по усопшим так же, как и к остальным службам. Нужно записать преставившихся родных и знакомых, о которых бы хотелось помолиться в общей церковной молитве, приготовить панихиду (хлеб, кутью и то, что сами желаете из пищи) – отнести ее в церковь.
Во время службы старайтесь быть внимательными. Мы должны помнить о том, что наша забота об умерших напоминает внимание родителей к детям, которые уехали далеко и нуждаются в заочной молитве. Церковь учит нас тому, что души праведных людей пребывают в раю до наступления Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. А грешники попадают в ад, испытывая там мучения.
Парастас по усопшим – богослужение, которое помогает облегчить переход из земной жизни в загробную и страдания преставившихся в аду. Для того, чтобы в будущем наши близкие не забывали нас в своих молитвах, когда их уже не будет рядом с нами, то же самое должны делать и мы. Кроме парастаса существует молитва за умерших во время литургии, лития…
Особо радостным днем, когда мы возносим просьбы к Богу об ушедших, является Радоница. Это радостная молитва, возвещающая о том, что Христос воскрес из мертвых и дал возможность каждому из нас попасть в рай после смерти. А как известно всем православным христианам, у Бога не существует мертвых – для Него все живы.
Последование парастаса
«Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся».
Начало парастаса
такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).
После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.
Непорочны разделяются на 2 статии.
Первая статия
: «Блажени непорочнии в путь».
Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».
Вторая статия
: «Твой есмь аз, спаси мя».
Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
Сразу после этого поются тропари по непорочных:
«Благословен еси, Господи…
Святых лик обрете источник жизни…».
После тропарей
и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».
По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».
По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».
После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».
По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».
Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».
После канона
читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.