Икона Архангела Гавриила — значение, в чем помогает


Православная вера отображает все богатство души русского человека. Для многих людей она – источник света и радости бытия. Это молитвы, пение акафистов и просьба о помощи, обращенная к Господу, Христу и Божьей Матери, а также к ангелам. Архангел Гавриил – один из духов, которых очень почитают верующие православные люди. Он не просто ангел, этот святой наделен именем архангела, ставшего старшим посланцем Бога. Каким изображен Гавриил на полотнах иконописцев, кто может молиться этому архангелу, чтобы получить помощь — поговорим далее.

О Гаврииле

В соответствии с библейскими канонами, архангелом считается один святой, его именуют Михаилом. Но традиции церкви со временем пришли к признанию восьми святых, которым отведена своя роль.

Миссия архангела Гавриила – начальник, руководящий группой святых, которые помогают людям и приносят весть об откровениях Господних. У этого святого есть миссия охранять райские врата. Христианство отводит архангелу Гавриилу и роль посланника, который несет дары тайных знаний Бога для людей:

  • Ветхий Завет сообщает о явлении его перед пророком Даниилом, чтобы рассказать о том, что Иисус Христос скоро появится на свет;
  • В Евангелие повествуется о появлении Гавриила перед Захарием с вестью о рождении сына и о том, что миссия младенца — быть рядом с Господом. Для Захария слова архангела не были важны, он проигнорировал их значение, поэтому Бог наказал его и сделал немым;
  • По преданию, именно Гавриилу была предоставлена миссия доставить сообщение о том, что ожидается рождение дочери – будущей Матери Иисуса, для ее родителей, Иоакима и Анны.

  • Саму Деву Гавриил посещал два раза: сначала чтобы сообщить, что у нее будет сын — это произошло на Благовещение, позднее – с вестью, что она скоро умрет. В некоторых преданиях упоминается, что Гавриилу было поручено охранять Марию на протяжении всей жизни, и именно он передал предупреждение Иосифу о том, что царь Ирод замышляет убийство Христа.


Значение Архангела Гавриила для иудеев

Гавриил (др. евр. Габриэл) относится к числу основных четырех Архангелов, особо почитаемых в иудаизме. К ним относятся еще Рафаэль, Михаэль, Уриэль. Этим Высшим Ангелам предписывается охранять все четыре стороны света. Каждый из них находится со своей стороны Божьего престола.

Ко всей четверке Высших Ангелов иудеи обращаются в молитве перед сном. Каждое из трех колен Израиля имеет Ангелов Хранителей в образе четырех Архангелов.

Гавриилу отведена особо важная задача — оберегать весь иудейский народ от врагов, молить Бога о милосердии и ниспослать прощение всему роду человеческому.

Этому серафиму небесному еще отводится роль посланника Суда Небесного. Он появляется в этом образе, в руках с ровным острым ножом, с помощью которого забирает души верующих праведников, достойных Царствия Небесного. За грешными душами посылается Самаэль, имеющий нож с зазубринами, который причиняет боль адскую.

Святой присутствует во многих мировых религиях

Архангела Гавриила упоминают и в текстах книг других религий:

  • Иудейской — под именем Габриэля. Он и три архангела были в роли защитников, охраняющих Господний трон и четыре стороны света. В молитвенных текстах они упомянуты все вместе. Габриэлю поручено также защищать еврейский народ от постоянных гонений и преследования. Он должен посылать молитвы Господу, чтобы тот освободил евреев из неволи, и чтобы во всем мире было благополучие. Архангелу Гавриилу, фото которого предложено ниже, отведена миссия быть добрым ангелом, забирающим души праведников во время смерти. Его противоположностью является Самаэль, приходящий за душами грешников и вырезающий эти души с помощью ножа, на котором множество зазубрин.
  • В исламе — под именем Джибриль. Здесь архангел также входит в число четырех приближенных к Господу духов и выступает посредником между Богом и многочисленными пророками, среди них и Мухаммед, которого Джибрилю приходилось:

– защищать в противостоянии с неверующими;

– сопровождать во время его путешествий;

– благословлять;

– помогать, если происходят споры и войны;

– передавать на протяжении 23 лет значение откровения – Корана.

Архангел по описанию — это высокий человек, причем головой этот ангел достигает облаков. По преданию, он преподнес Аллаху землю, чтобы тот создал Адама, стал его защитником после изгнания из Рая. Соломон узнал от этого архангела, что родился Иоанн Креститель, как и отец Закария, для которого архангел Гавриил также постарался.

Служение

Ангелы, как и люди, сотворены Богом. Но они имеют только духовную сущность, и постоянно находятся в услужении Творца. Люди же проживают в телесной оболочке. После грехопадения они утратили дар видеть Господа. Поэтому иногда Он использует ангелов в качестве посланников. Имя Гавриил переводится как «сила Божия». В иудаизме он считается учителем Иосифа, хранителем избранного народа.

В православии существует классификация ангельских чинов, в ней 9 ступеней. Архангелы занимают высокое, но не высшее положение. Однако, по мнению святых отцов, хотя Гавриил называется архангелом, он относится к высшему чину — серафимов. Этот вывод основан на исключительной важности его поручений.

Как выглядит икона

Икона архангела Гавриила, который особо почитаем в христианской религии, находится почти во всех церквях. Наличие этого изображения обязательно для Деисуса. Архангела могут изображать как на общем полотне, например, на иконе «Благовещение», так и отдельно на участках алтарных врат, где это предусмотрено церковным уставом.

Церкви выбирают этот лик, чтобы изобразить Гавриила. В большинстве случаев, это златокудрый ангел. Он одет как дьякон, чтобы подчеркнуть миссию служить человеку. Правая рука Гавриила осеняет людей благословением, а левая удерживает копье. Это означает, что он сможет защищать.

На ранних полотнах архангел Гавриил изображен в доспехах, что символизирует его готовность воевать. В его руках могли быть и другие предметы, в зависимости от выполняемой миссии:

  • Зеленая ветвь, которую архангел должен отдать в руки Девы Марии как знак весточки от Бога.
  • После того как человек увидит в зеркале изображение своей души, он может услышать огненное слово и спастись. С фонарем и зеркалом – еще один вариант изображения архангела на полотнах икон.

Каким было первое изображение этого святого? Об этом поговорим далее.

Некоторые атрибуты


Характерным сочетанием является жест благословения и копье. Одной рукой он благословляет человечество и каждого в отдельности, а в другой несет копье, и такой предмет указывает на возможность защиты.
Он оберегает (во всех смыслах) людей, а дополняется эта символика зачастую характерными одеждами дьякона, которые подчеркивают функцию служения человечеству.

Различным образом и с разными атрибутами изображается архистратиг Гавриил. Икона, значение которой рассматривается нами, может трактоваться в зависимости именно от этих атрибутов.

Как указано ранее, есть целый спектр того, в чем помогает и о чем заботится этот небесный иерарх, то есть речь идет о целом спектре функций. Поэтому и атрибуты являются разными, описывая различные варианты деятельности и символического значения этого существа.

Как правило, изображается он как юноша с обильной шевелюрой, которая поддерживается специальной повязью, представляющей собой знак готовности ангелов всегда внять божественной воли и приказанию.

Когда чествуют святого

Дней архангела Гавриила в христианстве несколько. Их отмечают трижды на протяжении года:

  • В апреле, 8 числа. Этот праздник идет сразу после Благовещения и подразумевает необходимость почтения памяти Господнего вестника.
  • В июле, 26 числа. Повторное празднование, так как для этой даты характерно освящение в XVII столетии храма архангела Гавриила в Константинополе.
  • Собором, посвященным архистратигу Михаилу, днем памяти для всех архангелов — 21 ноября. Тогда же и празднуют именины Гаврииловы.

Кто может просить помощи

Гавриил помогает:

  • Когда женщина хочет забеременеть – ведь именно этот ангел сообщил Деве Марии и Захарию о том, что у них будут дети.
  • Если надо исцелить тяжелый недуг — этот святой поможет при заболеваниях печени и почек.
  • Чтобы излечить бесплодие и сохранить здоровье маме и ее внутриутробному ребенку при беременности.
  • Чтобы очистить душу, засоренную страхами и пугающими мыслями, исцелиться от фобий, успокоить мысли и чувства.
  • Чтобы возвратить веру и любовь, не свернуть с истинного пути.
  • Наказать людей, которые вас обманули. Для Гавриила обман и предательство неприемлемы.
  • Избавится от заболеваний психики, депрессивного состояния.
  • Обрести счастье замужества или найти свою любовь.
  • Укрепить веру, стойкость духа, помочь следовать заветам христианства.

Как молиться

Молитва архангелу Гавриилу не требует обязательного следования особенным канонам или зазубриванию текста. Важно, чтобы она была искренней и исходила из души, а не монотонно повторялась без понимания смысла.

Прежде чем просить о помощи, необходимо уделить внимание очищению мыслей и сердца. Для этого можно умыться и выбросить из головы все тяготы бытовых и негативных мыслей хоть на некоторое время.

Для обращения к архангелу Гавриилу не обязательно носить его имя. Это можно делать и родственникам, особенно, если надо попросить Господа о младенце, даровании ему таланта и благополучия.

Ангелы — это воинство Небесное

В Святом Писании говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Богословы под небом понимают, в том числе, невидимый духовный мир или же Ангелов. В Библии Ангелы, начиная с книги Бытия и до Апокалипсиса, представлены как силы, действующие по повелению Бога и ограждающие по Его приказанию благочестивых людей своим покровом.

Ангелы — это воинство Небесное и поэтому о нём в Евангелии говориться: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 13 13—14).


«Ангел Рублёва» (миниатюра Евангелия Хитрово). Ангелы ― это посланники Божии, они возвещают людям повеления Господа

Основная задача Ангелов — возвещать людям Божии веления. Именно поэтому они и назваться Ангелами, то есть вестниками. Ангелов бесчисленное множество и пересчитать их человеческий ум не в состоянии.

Святой Дионисий Ареопагит, ученик святого апостола Павла разделяет Ангелов на девять чинов, а девять чинов Ангельских разделяет на три иерархии – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую.

Ангелы

это самый нижний чин в Небесной иерархии, поэтому самый близкий к людям

Первая, высшая иерархия, наиболее близкая к Пресвятой Троице, составляет: Серафимов, Херувимов и Престолы. Вторая, средняя — Власти, Господства и Силы. Третья же представляет собой Начала, Архангелы и Ангелы.

Ангелы в Небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всего к людям. Именно поэтому рассказы о них можно часто встретить в Священном Писании.


Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (новгородская икона, конец XV века). Архангелы ― это те посланники Божии, которые несут великие вести

Архангелы — это великие благовестники, несущие великие вести. Они открывают пророчества, дают возможность людям познать волю Божию, укрепляют в людях веру, открывают её таинства и т.д. Так, например, каждый человек имеет своего собственного ангела хранителя.

Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога. В священном Писании указанны все имена Архангелов и каждый из них имеет особое служение перед Богом.

Эти факты интересны

До недавнего времени практиковалось изображение архангела Гавриила в обществе святых, которых он наставлял на путь истинный. Самого Гавриила иконописцы облачали в богатое убранство, на голову одевали корону, в руки давали скипетр.

После XV века стало более популярно изображение архангела в обществе Девы Марии — царицы ангелов. Гавриилу посчастливилось исполнять миссию ее подчиненного. Тогда ему в руки стали рисовать лилию, сменив на нее царские знаки. У этого цветка символ чистоты, он означает непорочность и духовность.

Иногда можно услышать об уникальности этого ангела, которого считают женщиной. Для подтверждения этого приводят ситуации из Библии, которые свидетельствуют об особенной поддержке детей в процессе внутриутробного развития. Но в официальной религии нет пола у ангелов, они все бесполые существа, в том числе и Гавриил. Следовательно, такая версия не принимается.

Иконография и богословское значение

Согласно иконописной традиции Архангел Гавриил изображается в виде прекрасного юноши с нимбом и крыльями. Он облачен в длиннополую рубашку – хитон, ворот и запястья которого прошиты золотыми нитями. Цвет платья – белый, как символ святости и чистоты Архангела. На плечах божий посланник носит плащ оттенка весенней травы, ибо зелень – это указание на вечное обновление природы, а значит и всего живого.

Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XVI в. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 131 см, ширина 59 см. Храмовая икона с образом Архангела Гавриила. КП 18. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Не менее часто на иконах можно встретить Архангела Гавриила в диаконских облачениях: ораре – крестовидно перекинутой через плечи ленте, и стихаре – широком платье из парчи. Этот вид богослужебной одежды подчеркивает функцию служения Архангела Тому, Кто послал его с вестью. Крылья за спиной – символ скорости, необходимой для выполнения поручения.

Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XVI в. Около 1517 года.Происхождение: Из соборной церкви Святой Живоначальной Троицы Филиппо-Ирапской пустыни.Материал: дерево,темпера. Размеры иконы: высота 94 см, ширина 36 см. Икона из Деисуса. Изображение Архангела Гавриила в рост в трехчетвертном повороте. Поступила в музей в 1927 году.Реставрация: ГРМ, 1959 г., реставратор – Коненков С.Ф.Инв. № 280/4. © Череповецкое музейное объединениеЛитература:Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 21

Божественного глашатая легко узнать по цветку лилии или пальмовой ветви в деснице, символизирующими в первом случае безгрешность, а во втором – добрую весть.

Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XV в. Третья четверть XV в. Происхождение: Из церкви Власия на Волосовой улице в Новгороде.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 152 см, ширина 54 см. Из деисусного чина. Ростовое изображение Архангела Гавриила в трехчетвертном повороте. НГОМЗ 11167. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №32.

Среди других атрибутов и элементов облачения Архангела можно выделить:

• жезл или скипетр, как символ данной ему Богом власти; • зеркальную сферу, ибо ему открыты судьбы человеческие; • зажженный фонарь – знак незримого света Божьего; • диадему, вернее ее упрощенный вариант – ленту, завязанную вокруг головы с крупным драгоценным камнем в центре надо лбом. Ее развевающиеся концы символизируют послушание Богу.

Полезные материалы

Новозаветные сюжеты в иконографии

Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Конец XVI века. Материал: дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 53 см, ширина 45 см. Один из наиболее распространенных сюжетов в христианском искусстве. Известен с V века. Основой изображения является Евангелие от Луки, Протоевангелие Иакова и другие сочинения. Сцена Благовещения Пресвятой Богородицы представлена на фоне архитектурного пейзажа. Слева изображен Архангел Гавриил, приносящий Благую весть Пресвятой Богородице, восседающей на троне в правой части иконы. КП 0175. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Ряд икон воспроизводит евангельские сюжеты:

  • в Евангелии от Луки говорится о том, что в наказание за неверие его словам, Архангел Гавриил обрек Захарию на немоту ровно до того дня, как предначертанное сбудется;
  • явление Архангела Гавриила Деве Марии с благой вестью о будущем непорочном зачатии;
  • весть Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о будущем рождении сына и ожидающей его судьбе:

«…многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк.1:15);

  • явление Иисусу Христу, молящемуся в Гефсиманском саду. Эта икона называется «Моление о чаше». На ней к погруженному в молитву Христу спускается с неба Архангел, держащий в руках чашу. Эта чаша – символ страданий, которые Христос должен испить до конца ради спасения человечества;
  • явление женам-мироносицам, которые шли к пещере, где лежало тело Господне, дабы умастить Его благовониями. Перед ними возник Гавриил и сказал, чтобы не искали мертвого среди живых: «Он воскрес, Его нет здесь» (Мк.16:6).

    Иконография: жены-мироносицы у гроба Господня. Датировки: XVI в. Начало XVI века. Иконописная школа или художественный центр: Вологда. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 81,5 см, ширина 58,8 см. Жены-мироносицы и два сидящих ангела изображены у гроба Господня. Инв. № ДРЖ-2727. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011

Иконы домонгольского периода

Изображения Архангела Гавриила, датируемые XII-XIII в., восходят к так называемому домонгольскому периоду на Руси. Одна из икон: «Устюжское Благовещение» написана в первой трети XII века, чудом уцелела после татаро-монгольского нашествия. Ныне хранится в Третьяковской галерее.

Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XII в. 30-40-е годы XII векаИконописная школа или художественный центр: Новгородская школа. Происхождение: Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена среди других икон Иваном Грозным в успенский собор Московского Кремля.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 238 см, ширина 168 см. Богоматерь изображена стоящей, с чуть склоненной влево головой. В лоне ее изображен Христос Эммануил. Он представлен фронтально, сидящим в торжественной позе, с благословляющей правой рукой, левая отведена в сторону (кисть не сохранилась). Богоматерь как бы осеняет его правой рукой, пальцы которой почти касаются плеча Младенца и заходят на нимб. В ее левой руке моток красной пряжи. Слева – архангел Гавриил, обращенный к Марии и благословляющий ее. В левой руке он держит мерило. Вверху, в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами, представлен сидящий на красном престоле «Ветхий Деньми». У подножия престола – красные херувимы; чуть выше, справа и слева, — красные серафимы с золотыми рипидами. Вокруг «Ветхого Деньми» голубая слава. В левой руке его свиток, правая рука – благословляющая, и от нее идет синий луч к фигуре Богоматери. Инв. № 25539 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 7

Сюжет воспроизводит один из эпизодов Нового Завета: возвещение Пречистой Деве Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии Спасителя. Главной особенностью этой иконы является изображение Богомладенца на груди своей Матери и как бы сходящего в ее чрево. Его фигура выполнена в красноватых тонах, отчего сливается со складками одеяний Богородицы, которые по традиции также являются красными. Тело Его обнажено, лишь чресла опоясаны набедренной повязкой, что, очевидно, должно символизировать грядущую Жертву и Распятие. Голова Богородицы чуть склонена по направлению к представшему перед ней небесному посланцу. В ее руках – моток красной пряжи, из которой, согласно апокрифу, она должна соткать нити на завесу в Иерусалимский храм.

Интересный факт

В иносказательной трактовке пурпурная пряжа – это ее плоть и кровь, ткущаяся в плоть ее Сына.

Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Происхождение: Происходит из церкви Благовещения в Ярославле.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 112 см, ширина 85 см. На фоне архитектурного пейзажа помещены стоящие фигуры Марии и Архангела Гавриила, приносящего ей Благую весть. Между ними находится прядущая девица. В верхней части — изображение Саваофа. И-1144. © Ярославский художественный музей. Литература: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. № 50

Интересно, что на мафории Богородицы (объемной накидке с капюшоном) отсутствуют характерные звезды – символ Приснодевства.

Архангел Гавриил простирает правую руку к Деве Марии, кажется, что он хочет ее благословить. На самом деле этот жест ораторский, он означает начало речи. Кроме того, рукой Архангел как будто ограждается от нее, не смея приблизится к той, кому благовествует. Его поза словно намекает на существование неодолимой преграды между небесным и земным созданием. О различии их природ: светоносной ангела и человеческой Марии, повествуют также цвета их одеяний. Огневидная, пылающая природа Гавриила нашла отражение в охряных и золотистых красках по контрасту к багрянцу и пурпуру одежд Богородицы, которые по человеческой категории мышления присущи земным царям.

Благодаря удивительному иконописному приему взор Архангела Гавриила направлен одновременно на Богородицу и на зрителя.

Сверху иконы в синей мандоле Ветхий Денми (Бог Отец) в окружении серафимов и херувимов. В левой руке у него зажат свиток, правая, благословляющая, направлена в сторону Богородицы, с исходящим от ладони снопом света.

История названия иконы связана с памятным событием: избавлением от метеоритного дождя города Великий Устюг. Согласно преданию в 1290 году во время природного катаклизма перед ней молился святой преподобный Прокопий. Образ источил миро, и грозовая туча отошла от города, обрушившись на землю в пустынном месте в 21 км от Устюга.

Еще одна яркая жемчужина иконографии домонгольского периода, связанная с изображением Архангела Гаврила, носит название «Ангел Золотые волосы».

Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XII в. Около 1200 года. Иконописная школа или художественный центр: Новгород (?) Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 48 см, ширина 39 см. Икона происходит из оглавного деисусного чина. Архангел Гавриил склоняет голову в три четверти влево, к центру композиции. Пряди волос архангела разделаны золотым ассистом. Инв. № ДРЖ-2115. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011

Лик архангела исполнен скорбной печали, которая также отражена во взгляде его огромных глаз. Гармоничность образа достигается благодаря цветовому единству, округлости линий и соразмерности форм. Характерная особенность иконы — тонкая сетка ассиста, то есть штрихов из сусального золота, покрывающая волосы ангела. Отсюда и название иконы. Ассист символизирует нетварный Фаворский свет, которым просияло лицо Христа в момент Его Преображения.

По мнению искусствоведов, икона принадлежит к новгородскому типу. Впервые была обнаружена во второй половине XIII века в Кремлевской колокольне среди вещей, подлежащих уничтожению. Передавалась из музея в музей, пока не утвердилась среди экспонатов Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Любопытный факт: в самых ранних изображениях (III в.) у Архангела Гавриила отсутствуют крылья и нимб.

Благовещение

Существует несколько иконографических схем, передающих сцену Благовещения.

Старейшее изображение этого евангельского сюжета восходит к III веку и относится к памятникам так называемой катакомбной живописи. На фреске в Прискиллах (Рим) Архангел Гавриил представлен в одеждах, которые носили мужчины в Древнем Риме. У него нет ни нимба, ни крыльев. Правой рукой он указует на Богородицу, сидящую в кресле и склонившую голову, словно в знак повиновения этому жесту.

Уже в пятом веке у Гавриила появляется ангельский атрибут – крылья за спиной. Так он изображен на византийском диптихе VI века.

Свой сюжет сцена Благовещения берет не только в Евангелии от Луки, единственном, где описано это действо, но и в апокрифических текстах: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». В этих источниках повествуется, что Божий посланец явился Марии, когда она пряла пряжу или набирала воду из колодца. Первый сюжет обыгрывается, например, в известной иконе «Устюжское Благовещение» или мозаике римской базилики Санта Мария Маджоре. Второй можно встретить на иконах значительно реже. Его еще называют «Предблаговещением», потому что впервые Мария услышала глас Гавриила, когда набирала воду из источника, а непосредственно разговор их состоялся уже в доме.

Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 90 см, ширина 69 см. На фоне архитектурного пейзажа изображена сцена Благовещения Пресвятой Богородице. Архангел Гавриил обращается к сидящей на диагонально поставленном троне с полукруглой спинкой Богоматери, обернувшейся к нему. В руках Мария держит пурпурную нить. Инв. № 1414. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 41. С. 165

К ХVII веку на Руси распространяется еще один тип «Благовещения» — с книгой. Иногда вместо книги перед Богородицей лежит свиток, что ясно указывает на род ее занятий перед благим известием.

Изображение в Соборах

Гавриила часто иконописуют вместе с другим Архангелом – Михаилом. Их симметричные изображения можно встретить на боковых дверях в иконостасе. Оба они присутствуют в деисусной композиции «Спас Эммануил с ангелами». Композиция представляет собой оплечное изображение Христа и двух Архангелов по бокам, Михаила и Гавриила. Само слово «деисус» означает «моление», «прошение».

Иконография: Спас Эммануил. Датировки: XII в. Конец XII века. Происхождение: Из Успенского собора Московского Кремля (из центрального иконостаса, над северными вратами, ведущими в жертвенник).Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 72 см, ширина 129 см. Изображение Спаса Эммануила и обращенных к нему архангелов – оплечное. В центре Эммануил в темно-охристом хитоне, с тонким золотым ассистом; слева – архангел Михаил в сиреневато-розовом хитоне и темно-синем гиматии, справа – архангел Гавриил в голубом хитоне и розовом с сиреневым гиматии. В волосах архангелов голубые тороки с красными камнями в золотой оправе. Инв. № Др 1192. © Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ангелы и Архангелы включены в композиционный состав многих иконописных сюжетов. Перечислим лишь некоторые из них: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе».

Иконография: Собор Богоматери. Датировки: XVIII в. Первая половина XVIII в. Иконописная школа или художественный центр: Каргополье. Происхождение: вывезена из церкви д. Астафьево Каргопольского района Архангельской областиМатериал: Дерево, ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 109 см, ширина 101,5 см. В центре композиции, на престоле, в ореоле божественной славы, торжественно восседает Богоматерь с Младенцем. Над ней в огненном облачном сегменте – ангел, держащий сферу с Вифлеемской звездой, по сторонам от него на фоне небосвода — ангелы с трубами и свитками. Слева от Богоматери изображен архангел Гавриил, за которым расположена группа пророков, включая пророка Исайю с развернутым свитком в руках с надписью: «Се Д(Е)ВА // В ЧЬРЕ // ВЕ при // ИМЕТЬ // и РОДИ // ТЬ С (Ы)На // ЕМАНУ // И (Ис. VII, 14). За пророками — древо с крестом. Ниже — благоразумный разбойник, группа детей, а также волхвы, приносящие дары. Справа от мандорлы – вертеп, за ним святые, среди которых Стефан Сурожский и Симеон Богоприимец, а также пастухи. Ниже представлены две группы людей, возглавляемые евангелистом Матфеем и апостолом Павлом. Под мандорлой голубь, в восьмиконечной звезде, символизирующий Святой Дух. Справа – группа дев, Иоанн Предтеча и жены-мироносицы. Слева –Закхей, сидящий на смоковнице. Рядом аллегорическое изображение пустыни в виде сидящей женской фигуры с яслями в руках. Две группы святых жен, включая вдовицу Анну и Елизавету с младенцем Иоанном. В нижних углах – аллегорическое изображение морей и рек. Инв. № ДРЖ-1614. © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 2. № 195. С. 366.

Подведем итоги

Архангел Гавриил – важный ангел, который имеет особый чин. Именно поэтому христиане с надеждой обращаются за помощью к этому святому. Считается, что его просьбы будут обязательно услышаны Богом, так как Господь особенно почитает этого ангела.

Упоминание об архангеле Гаврииле встречается не только в христианстве. Иудаизм и ислам также пользуются защитой этого архангела, но в перечисленных верованиях он известен под другими именами.

Молитва к святому Гавриилу имеет большую силу. Для того чтобы обращаться к нему за помощью, надо не думать о повседневных проблемах, сконцентрироваться на смысле текста, вникнуть в его значение. Чтение молитвы не требует обязательного зазубривания.

Обращаться к Гавриилу могут женщины, которые стремятся забеременеть. Также сильна его помощь в создании семьи, возврате любви, успокоении и утешении. Помимо самого обладателя этого имени, молиться могут все, кто желает добра человеку Гавриилу, особенно если он еще в возрасте младенца. Празднование дня архангела Гавриила происходит три раза за год.

Открыв душу для таинств христианства, человек получает веру в вечную жизнь и надежду на то, что с ним всегда рядом находится Создатель. Свет его любви озаряет жизненный путь верующему. Изучая христианскую литературу, можно получить ответы на многие житейские вопросы.

Значение Архангела Гавриила для мусульман

Кто такой Архангел Михаил, почему его считают сильнейшим покровителем всех верующих

У мусульман Архангел Гавриил почитается под именем Джабраил. В исламе он так же особенный ангел, который наиболее близок к Всевышнему. Для них он основной посланник Аллаха. В священном Коране говорится, что Джабраил — это посредник между Всевышним и пророком Мухаммедом, его небесный покровитель. В истории ислама описано влияние, какое оказал Джабраил на жизнь пророка — именно через этого ангела Мухаммед в течение 23 лет получал Коран по частям от Аллаха. Когда пророк путешествовал в Иерусалим, Джабраил скрывал его и охранял его от неверующих. Этот Высший Ангел помогал Мухаммеду в борьбе с язычниками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]