Митрополит Савватий (Антонов) |
Савватий (Антонов)
(род. 1968), митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии В миру Антонов Сергей Геннадьевич, родился 1 сентября 1968 года в городе Чебоксары Чувашской республики в семье священника Геннадия Антонова.
С 1975 по 1985 год обучался в средней школе №3 в Чебоксарах и получил среднее образование. В 1986-1988 годах служил в рядах советской армии, в войсках ВВС, в Приморье.
20 августа 1989 года пострижен в монашество архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой, с наречением имени в честь преподобного Савватия Соловецкого.
27 августа того же года года рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой, а 22 октября — в сан иеромонаха.
1 ноября 1989 года назначен на должность рядового священнослужителя кафедрального собора Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чебоксарах.
30 июля 1993 года назначен наместником Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах с возведением в сан игумена.
В 1993 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 1996 году возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В 2004 году окончил Московскую духовную академию.
24 декабря 2004 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Алатырским, викарием Чебоксарской епархии.
Епископ Савватий (Антонов) |
29 января 2005 года был наречен, а 30 января — хиротонисан во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии. Хиротонию в Московском кафедральном храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Калужский и Боровский Климент (Капалин), Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), архиепископы Истринский Арсений (Епифанов), Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), Корсунский Иннокентий (Васильев), Верейский Евгений (Решетников), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), епископы Красногорский Савва (Волков), Дмитровский Александр (Агриков), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев), Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), Люберецкий Вениамин (Зарицкий).
10 октября 2009 года назначен правящим архиереем новообразованной Улан-Удэнской и Бурятской епархии [1].
27 декабря 2011 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря села Посольское Кабанского района Республики Бурятия и Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря села Троицкого Прибайкальского района Республики Бурятия [2].
1 февраля 2014 года возведён в сан архиепископа патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Московском Храме Христа Спасителя [3].
5 мая 2015 года назначен главой новообразованной Бурятской митрополии [4].
24 мая 2015 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом [5].
25 августа 2021 года назначен митрополитом Чебоксарским, главой Чувашской митрополии, с освобождением от управления Улан-Удэнской епархией [6].
Бывают ли среди беженцев лодыри
— Беженцы, конечно, не идеальны, — признает епископ Тарский Савватий. — Они южные люди — очень эмоциональны. Если уж благодарят — то до слез, если уж жалуются — то на всё, даже на то, что на завтрак все продукты молочные. Но они выговорились — и им уже полегчало, они уже и не просят, чтобы ты что-то предпринял. При этом все они очень трудолюбивы. Дома они создавали свое семейное благополучие, заботились о детях, и вдруг у них все сломалось, работы не стало. Они же не монахи, Иисусову молитву творить не будут. С лодырями и тунеядцами я не встречался — если уж они устраивались на работу, их там только хвалили.
Недовольство, что беженцы якобы ленивы, иногда высказывали местные жители. Действительно, говорят в Таре, они не хотели идти на работу за 7-8 тысяч. Однако если беженец — отец семейства, у него жена и двое детей, ему надо заработать на прокорм четверых, то есть идти на работу на 12 тысяч ему никакого смысла нет. А зарплат по 30 тысяч, которые ему нужны на семью, нет во всем регионе, даже официально средняя зарплата по региону — 15 тысяч (реально — около 10 тысяч). К тому же если многодетный сибиряк найдет работу, например, на 20 тысяч, ему уже не надо с нуля начинать быт, чаще всего он уже запасся и домашними заготовками. Поэтому беженцам трудно было решиться выйти на малооплачиваемую работу.
Шедевр в глуши
В эту церковь из соседнего Бурнакова Ушаковы 270 лет назад приходили на исповедь и причастие всей семьей. Примером для них был дядя будущего адмирала, которого мы сегодня знаем как преподобного Феодора Санаксарского – его тоже, кстати, крестили здесь, в Богоявленском храме. Тогда храм был частью Богоявленского Островского монастыря, закрытого еще при Екатерине II, лишившей монастыри земель.
Памятник Федору Ушакову и преподобному Федору Санаксарскому на берегу Волги
Из всех монастырских построек уцелел один собор – образец ярославского стиля с массивным четвериком, высокими барабанами, объемными главами. Вдалеке от больших городов, на опушке леса у изгиба Волги, он сохранился таким, каким его задумали ярославские мастера XVIII века и ни разу с тех пор не перестраивался.
И вот с недавних пор церковь Богоявления «на Острову» стала фигурировать в государственных планах как . Был создан попечительский совет во главе с председателем правительства области, подготовлена программа развития окрестной территории. По ней Богоявленский собор должен быть полностью восстановлен, а в деревню, где практически не осталось местных жителей, протянут современные коммуникации, построят в ней паломнический центр, епархиальное подворье, а вместо ржавого дебаркадера — современную пристань. Обещают не забыть и о дорогах — пока от трассы к Хопылево идет обычная грунтовка, которую за лето напрочь разбивают трактора.
В нижнем храме
Все это должно стать частью туристского проекта «Непобедимый адмирал Федор Ушаков».
Но планы планами, а не деле Богоявленский собор, будущий , вот уже лет 300 всерьез не ремонтировался и до последнего времени держался разве что молитвами отца Савватия: в любой момент тут могли начать рушиться аварийные фундаменты и своды верхнего и нижнего храмов — кирпичная крошка еще прошлым летом сыпалась с них на головы немногочисленных туристов, и в далеко идущие областные планы верилось с трудом.
Отец игумен подводит нас к огромному билборду на стене собора, тут все по пунктам – что сделано за прошедшие несколько месяцев: «цементация фундаментов в осях», «вычинка кирпичной кладки с зачеканкой выветренных швов», «восстановление металлических фвоздушных связей», «воссоздание каркаса главок четверика и медного покрытия главок».
Теперь собор, на главах которого недавно были торжественно установлены кресты, уж точно не упадет. А до конца года строители хотят закончить реставрацию и покраску фасадов, установить ставни и двери и законсервировать фрески.
Купол собора
Сохранившиеся фрески под куполом собора
И все это впервые без участия игумена. В Хопылево задача отца Савватия – служить и молиться. С утра помолился, вышел из дома, снег покидал, дров нарубил, еду приготовил, почитал святых отцов, приготовился к службе…
К лету в Богоявленском должны открыть еще один, большой придел (всего их тут было семь). На заново отстроенной колокольне по праздникам уже можно позвонить в новые колокола. Отец игумен поет свои песни и ждет паломников. В том числе и из родного Крыма.
…Чтобы понять, как паренек из лесной глуши стал великим флотоводцем и святым, достаточно просто выйти на Волгу и постоять на берегу. Рядом с памятником преподобному Феодору Санаксарскому, благословляющему племянника Федю на будущие подвиги. С детства Ушакова тут ничего не изменилось: за спиной все тот же храм, несколько домиков, а впереди – простор, мощь большой воды.
|
Помощь телу
Конечно, на голодный желудок концерты и даже духовные беседы не порадовали бы. С телесными аспектами помощи помогал бюджет: организованный Тарской епархией центр стал официальным пунктом временного размещения, на содержание его жителей государство перечисляло по 800 рублей в сутки на человека. Религиозная организация — епархия — финансироваться государством не может, но ПВР существует на базе АНО «Детский спортивно-оздоровительный духовно-патриотический центр развития детей и молодежи «Застава Ермака». Это светская автономная некоммерческая организация.
В епархии также организовали снабжение вещами.
— Люди приносили вещи на склад, а заведовать складом стали три человека — выбранные из числа тех же беженцев. Сначала они каждую неделю новых троих выбирали, — смеется епископ Тарский Савватий, — а потом установился порядок. У них обостренное чувство справедливости — их и контролировать не надо было, они сами кого хочешь выведут на чистую воду.
Из 151 человека из первой волны беженцев, кто прошел через ПВР в Таре, 26 семей – около 80 человек – подали документы в программу содействия переселению соотечественников. В таком случае они получают около 12 тысяч рублей на каждого члена семьи.
Помощь душевная
26 августа переселенцы с Юго-Востока Украины приехали в Тару, а 2 сентября силами самих же украинцев уже провели концерт – поздравили детей с началом учебного года.
— Беженцы потом благодарили, говорили: вы нас объединили и примирили, — вспоминает владыка Савватий. — У них ведь уже возникали трения, как и в любом общежитии: очередь к стиральным машинкам, в ванную и т.п. А тут вместе порадовались, порепетировали выступления детей — и объединились. Это был душевный аспект помощи.
Детей сразу постарались занять учебой, кружками. Беженцев знакомили с культурой и природой Сибири, с музеями, с историей, чтобы они полюбили суровый край. Организовали четыре кружка для детей по рукоделию, два кружка для взрослых, поставили швейные машины – беженцы сами шили себе одежду, ведь многие приехали в Сибирь в шортах и тапочках.
Среди беженцев был один певец (по профессии этот человек — шахтер, но уже в Донецке он выступал на сцене). Благодаря ему в Тарском ПВР создали ансамбль «Криница» и ездили с ним по пунктам временного размещения, так что украинцы своим же соотечественника-беженцам давали концерты. В епархии это тоже воспринимали как помощь.
Фото с сайта tara-eparhiya.ru
Бюджетные средства оказалось нельзя тратить на психологическую помощь (хотя изначально не было прописано, на что можно их расходовать). Сами же беженцы говорили, что в первые дни у них было придавленное состояние. Духовную помощь оказывали священники.
— Судя по всему, мы с этим справлялись. Никто нам оценки не ставил, но к нам стали отправлять тех, у кого случаи посложнее — склонных к жалобам, конфликтных людей. Значит, понимали, что мы справимся, — констатирует епископ Савватий.
Епископ Савватий поздравляет беженцев с Рождеством
Фото с сайта tara-eparhiya.ru