Епископ Сергий | |||||||||||||||||||||||||||||
c 1 апреля 2009 года | |||||||||||||||||||||||||||||
Церковь: | Русская православная церковь | ||||||||||||||||||||||||||||
|
Биография
Из семьи служащих. В 1991 году окончил среднюю школу посёлка Наровчат Пензенской области.
16 марта 1993 года епископом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарём) пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Тем же владыкой рукоположен 7 апреля 1993 года во диакона.
С 9 августа 1993 года, нёс послушание секретаря Владивостокской епархии.
С 1 сентября 1995 года был также проректором Владивостокского духовного училища.
17 февраля 1996 года епископом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарём) был рукоположён в сан пресвитера.
2 апреля 1997 года назначен настоятелем храма в честь Успения Божией Матери города Владивостока.
В 2000 году возведён в сан игумена.
В феврале 2003 года сопровождали архиепископа Вениамина во время его паломнической поездки на Афон[2].
В середине августа посетил Представительство Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд (Бангкок)[3].
20 июня 2004 года награждён крестом с украшениями[4].
В мае 2005 года возведён в сан архимандрита.
22 июля 2005 года назначен председателем организационной комиссии по подготовке пребывания в епархии мощей святого великомученика Георгия Победоносца, состоявшееся с с 7 по 17 августа[5].
Архиерейство
26 декабря 2006 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви архимандриту Сергию определено быть епископом Уссурийским, викарием Владивостокской епархии[6].
14 февраля 2007 года в крестовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялось его наречение во епископа.
15 февраля в кафедральном соборном храме Христа Спасителя за Божественной литургией — архиерейская хиротония, которую совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко), архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь), архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков), епископы Абаканский и Кызылский Ионафан (Елецких), епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), епископ Шаргородский Пантелеимон (Бащук), епископ Дмитровский Александр (Агриков), епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских), епископ Люберецкий Вениамин (Зарицкий), епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков), епископ Магнитогорский Феофилакт (Курьянов)[7].
Целью назначение викарного епископа было масштабное расширение миссионерской деятельности в регионе, как среди диаспор, так и в сопредельных государствах, а также более оптимальное распределение церковно-административной нагрузки в руководстве епархии.
12 октября 2007 года Священный Синод года поручил епископу Сергию духовное руководство православной общиной в Сингапуре, принятой в юрисдикцию Русской Православной Церкви[8].
31 марта 2009 года на первом заседании Священного Синода под председательством Патриарха Кирилла назначен епископом Солнечногорским, викарием Московской епархии.
1 апреля того же года распоряжением патриарха Московского и всея Руси Кирилла от назначен руководителем административного секретариата, ответственного за решение в рамках Патриархии административных, хозяйственных, кадровых, юридических, протокольных и информационных вопросов.
9 апреля 2009 года указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № 34 назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы — Патриаршего подворья в Останкине города Москвы и приписных к нему храмов и часовен.
27 мая 2009 года назначен членом новообразованной Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси[9].
27 июля 2009 года решением Священного Синода включён в состав новообразованного Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви[10].
26 декабря 2012 года решенеием Священного Синода епископу Сергию было поручено архипастырское окормление Михаило-Архангельского прихода в городе Куала-Лумпур[11].
21 октября 2021 года управляющим приходами Московского Патриархата во Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах, КНДР, Республике Корея с оставлением в должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии[12].
Адвокат: отец Сергий вернется к пастве весной
Экс-духовник женской обители может выйти на свободу, отсидев в колонии полгода Фото: Владимир Жабриков © URA.RU
статья из сюжета
Дело отца Сергия
Басманный суд Москвы продлил арест бывшему схиигумена Сергию Романову до июля. К концу этого месяца должно начаться судебное следствие, которое завершится приговором и реальным сроком, уверены собеседники URA.RU из числа правоведов. Они же дают прогноз на длительность заключения опального монаха, а в РПЦ — на возвращение к пастве.
Адвокаты отца Сергия уже знакомятся с материалами завершившегося расследования, следующий этап — утверждение обвинения в прокуратуре и передача дела в суд. Защита священника — Павел Бабиков и Светлана Герасимова — уверены, что ей удалось не допустить политизации дела, хотя в окружении экс-схимонаха было немало радикалов, которые пытались навязать именно такую риторику (спор об этом даже привел к раздору в стане адептов опального экс-схиигумена). Ни одного политического лозунга из уст их подзащитного не прозвучало. Именно это, по мнению одного из ближайших сторонников Сергия, помогло не допустить «утяжеления обвинения». По данным агентства, рассматривался вариант вменить экс-схиигумену обвинение в экстремизме.
Новость по теме
Источник: отца Сергия оставят в СИЗО до августа
Сейчас в уголовном деле Сергия (Николая) Романова остались три статьи Уголовного кодекса: часть 3 статьи 110.1 (склонение к суициду несовершеннолетних), часть 3 статьи 148 (воспрепятствование религиозной деятельности) и часть 1 статьи 330 (самоуправство). «С этим обвинением мы будем продолжать работать — доказывать, что он не виновен, — заявил URA.RU защитник отца Сергия Павел Бабиков. — При рассмотрении дела в суде необходимо учитывать его общественно-полезную деятельности за несколько десятилетий».
По мнению опрошенных агентством юристов, с учетом того, что Сергия СКР не хочет отпускать из СИЗО (для домашнего ареста не подошел даже арендованный в Москве дом), срок будет реальным. Но самое суровое наказание, которое грозит Романову — четыре года колонии: это максимальный срок по части 3 статьи 110.1. Две других статьи обвинения вовсе не предусматривают лишения свободы. Это значит, что отец Сергий отсидит максимум четыре года, но реально — меньше.
«Нахождение в СИЗО зачитывается день за два. Он сидит там уже полгода, суд тоже будет идти минимум полгода — итого к приговору у него будет год тюрьмы, который зачтут за два», — считает екатеринбургский адвокат Сергей Колосовский.
По закону, осужденный за нетяжкие преступления может подать прошение об условно-досрочном освобождении по прошествии половины назначенного срока. Это значит, что Романов сможет ходатайствовать об УДО сразу же, как окажется в колонии. «Но есть негласное правило: чтобы колония могла выдать хорошую характеристику, человек должен отсидеть не меньше шести месяцев, — объясняет Колосовский. — Так что через полгода после приговора он выйдет на свободу — даже если ему назначат максимально наказание! А максимальное ему, скорее всего, не дадут».
По мнению екатеринбургского ученого, исследователя феномена «отчиток» Антона Кочнева (однажды он даже читал в екатеринбургском баре «Бесы» лекцию об обрядах изгнания нечистой силы, проводимых отцом Сергием), наказание, которое получит экс-схиигумен, не будет суровым. «Раз процесс ушел из политической плоскости, „показательную порку“ устраивать не будут, — уверен эксперт. — Думаю, что и сидеть он долго не будет».
Многие приверженцы Сергия найдут себе новых кумиров — уверены сектоведы. Но часть адептов останется ему верна
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU
Между тем, по мнению адвокатов, в деле Сергия четко прослеживается религиозный конфликт с екатеринбургской митрополией. «Мы возмущены тем, что епархия выступает в этом деле против него, — заявляет Павел Бабиков. — Допрошено очень много священников, которые дали показания против по принципу „Пастернака не читал, но осуждаю“. Я понимаю, что им как работодатель сказал, так они и будут говорить. Видимо, хотят сделать процесс показательным».
По его мнению, развитие событий показывает, что конфликт с епархией носил и имущественный характер. «Звучали упреки в том, что он якобы препятствовал оформлению имущества монастыря „Спорительница хлебов“ в собственность епархии. Но сейчас епархия через суд без него спокойно все оформляет с проведением соответствующих экспертиз! Это нормальная юридическая практика, и для этого ни отец Сергий, ни кто-либо другой не нужен. Теперь монастырь забрали. Мы изначально говорили, что дело имеет экономическую подоплеку — так оно и оказалось!» — говорит Бабиков.
Один из самых интересных вопросов, который обсуждают все, кому интересна судьба Романова — чем он займется по выходу из колонии. В екатеринбургской митрополии не исключают варианта его возвращения в лоно церкви. «Пока нет никаких фактов о том, что он разочаровался в своем служении и хочет сменить род деятельности. Скорее всего, он в этом и останется, — считает секретарь епархиального совета отец Вениамин (Райников). — Он имеет возможность вернуться на стезю служению Богу, но для этого надо вернуться в церковь. Господь ждет каждого раскаявшегося грешника. Будем надеяться, что голос божий будет услышан».
Между тем, по мнению религиоведов, такой вариант маловероятен: пути отца Сергия и РПЦ разошлись навсегда.
«Для РПЦ было бы логично отправить его в какой-то отдаленный приход, но вряд ли православная церковь захочет с ним снова связаться»,
Статья по теме
Почему свердловские VIP едут к отцу Сергию изгонять бесов
— говорит Антон Кочнев. Руководитель правозащитного центра Всемирного русского народного собора, заведующий лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев уверен, что по выходе из колонии Романов продолжит свою «сектантскую деятельность», так как «ничего другого делать не умеет».
«Большая часть его адептов найдет себе новых кумиров — у нас этого „добра“ хватает. Мало кто из такого рода деятелей отлучен от церкви, некоторые даже не лишены сана, — говорит Силантьев. — Но часть адептов останется верна Романову — на хлеб с маслом ему хватит. Правда, без привычного образа ему будет тяжелее».
Однако, но мнению Кочнева, после выхода из колонии Сергий все равно останется успешен как «старец» благодаря уже сложившемуся образу. «Богатые покровители примут его под крыло, — уверен ученый. — Все знают про [участника шоу «Уральские пельмени Дмитрия] Соколова и [хоккеиста, олимпийского чемпиона Павла] Дацюка, но наверняка есть люди побогаче и помогущественнее. Возможно, у Сергия будет своей частный приход, где он будет рассказывать адептам свои конспирологические истории, и они будет счастливы его слушать. Этакий придворный старец при ком-нибудь из богатых людей. Раз он так любит Николая II, думаю, ему будет близка роль Распутина. Возможно, это его судьба — стать Распутиным при местном царьке».
Подписывайтесь на URA.RU в Google News, Яндекс.Новости и наш канал в Яндекс.Дзен. Оперативные новости вашего региона — в telegram-канале «Екатеринбург» и в viber-канале «Екатеринбург», подбор главных новостей дня — в нашей рассылке с доставкой в вашу почту.
Награды
церковные
- Орден святого апостола и евангелиста Марка II степени Александрийской православной церкви (11 апреля 2010)[13]
- Орден святых Первоверховных апостолов Петра и Павла II степени (Антиохийская православная церковь, 13 ноября 2011)[14]
- Орден святителя Алексия, митрополита Московского III степени (7 апреля 2013)[15]
- Золотой крест ордена святого апостола Павла (Элладская православная церковь, 3 июня 2013)[16]
- Орден Святого царя Константина (Сербская Православная Церковь; 3 июня 2013)[17]
- Орден Святого Саввы II степени (Сербская православная церковь; 16 ноября 2014[18])
светские
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст. (1994)
- юбилейная медаль в честь 1000-летия Ярославля;
- медаль за участие в боевых походах кораблей ТОФ;
- крест графа Муравьева-Амурского I—III ст.;
- знак отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой РФ»;
- наградной крест Российского казачества «За веру и верность России»;
- Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту».
Примечания
- [www.patriarchia.ru/db/text/1909320.html «Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви»]. // Патриархия.Ru
- [vladivostok.eparhia.ru/blagovest/archive/faith/?ID=63&forprint «Правило веры»]
- [old.vladivostok.eparhia.ru/blagovest/archive/info/?ID=116 Владивостокская епархия Русской Православной Церкви | Информация]
- [vladivostok.eparhia.ru/news/mitropolia/2003_2011/?id=186 Новости Владивостокско-Приморской епархии 2003—2011 / Архиепископ Вениамин отметил наградами священников епархии]
- [vladivostok.eparhia.ru/blagovest/archive/s_interviews/?ID=515&forprint Интервью]
- [www.patriarchia.ru/db/text/175655.html ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года / Официальные документы / Патриархия.ru]
- [vladivostok.eparhia.ru/eparhia/newest/upr/sergij/ Епископ Уссурийский Сергий]
- [www.patriarchia.ru/db/text/307292.html ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 года / Официальные документы / Патриархия.ru]
- [www.patriarchia.ru/db/text/657505.html ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 мая 2009 года / Официальные документы / Патриархия.ru]
- [www.patriarchia.ru/db/text/705058.html Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви / Официальные документы / Патриархия.ru]
- [www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года / Официальные документы / Патриархия.ru]
- [www.patriarchia.ru/db/text/4645730.html ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 21 октября 2021 года / Официальные документы / Патриархия.ru]
- [www.patriarchia.ru/db/text/1135853.html Святейший Патриарх Кирилл удостоен высокой награды Александрийской Православной Церкви]
- [www.patriarchia.ru/db/text/1673408.html Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном Успенском соборе Дамаска]
- [www.patriarchia.ru/db/text/2894382.html Руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий награждён орденом свт. Алексия Московского III степени]
- [www.patriarchia.ru/db/text/3016930.html Члены делегации Русской Православной Церкви удостоены высоких наград Элладской Православной Церкви]
- [www.sedmitza.ru/text/4129804.html Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили Литургию в городе, где родился св. Константин Великий]
- [www.patriarchia.ru/db/text/3842102.html В завершение визита Святейшего Патриарха Кирилла в Сербию в Белграде состоялся прием в честь Его Святейшества]
Отрывок, характеризующий Сергий (Чашин)
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое. – Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади. – Да отчего же? – сказала княжна. Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались. – Отчего же вы не хотите? – спросила она опять. Никто не отвечал. Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд. – Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил: – Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба. – Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности. – Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас… Но голос ее заглушали голоса толпы. – Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего! Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко. – Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе. Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями. Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина. Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим. То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее. «Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями. «Душенька», – повторила она. «Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее. – Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам. 17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена. Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове. Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина. Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры. Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова. – Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин. – Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца. – А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел. Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков. Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам. – Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть? – И одинакие какие… – сказал Ильин. – Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками. Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову. – Вы из каких будете? – спросил он. – Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку. – Стало быть, русские будете? – переспросил мужик. – А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним. – Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль? – Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него. В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам. – В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу. – Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка. – Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь. – Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии? – Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга. – Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу. – Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади. – А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся. – Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков. – Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
Владыка Сергий успел сказать правду
После рукоположения в декабре 1995 года в сан епископа владыка Сергий прилетел в Новосибирск. Он принял это назначение с радостью, как награду, зная святых, которые восславили Господа в этих краях своим трудом и подвигом. Когда его спросили во время встречи в аэропорту, надолго ли в Сибирь, он неожиданно сказал: «Я приехал сюда умирать».
Этот ответ вызвал у многих удивление, молодой еще человек, едва перешагнувший сорокалетний рубеж… и вдруг такие мысли. Но так и свершилось, он умер на новосибирской земле, как пророк, предсказав свою судьбу. Епископ Новосибирский и Бердский Сергий умер 20 октября, когда совершается память святых Сергия и Вакха, в день своего небесного покровителя — преподобного Сергия Радонежского. С утра владыка работал в епархиальном управлении, потом приехал домой и готовился встретить врача… чтобы его окрестить. Но доктору вместо совершения таинства пришлось констатировать смерть своего несостоявшегося крестного отца — инфаркт или кровоизлияние в мозг. На столе обнаружили завещание. Владыка был готов к смерти несколько месяцев, по-христиански чувствуя, что приходят последние дни его жизни.
В небольшой комнате при храме святителя Николая в Толмачах его настоятель отец Николай Соколов, старший брат почившего архиерея, дрожащим голосом читает завещание владыки: «… Впереди запланированные встречи, службы, поездки, паломничество. Если Богу будет угодно, то все это состоится, а если нет — то слава Богу. Я не знаю, где Господь меня призовет к себе, если здесь в епархии, хочу лежать до всеобщего Воскресения в Бердске у алтаря собора, для меня это будет особой милостью Божией. Для Бога нет расстояний, пусть помолится о душе моей с радостью в любом месте, любовь Божия спасает нас и объединяет в одну большую вечную семью. Прошу у всех прощения и молитв. Помните, что смерть не трагедия, если ее победил наш Спаситель и Господь, верьте каждому его слову, впереди у всех нас Вечная Радостная Пасха…» «Он написал завещание 4 мая, — поясняет отец Николай. — Так остро чувствовать смерть и воспринимать ее по-христиански дано не каждому. Если бы мы знали, что он так серьезно болен, то упросили бы его лечь в больницу».
Какими словами можно описать несчастье, выпавшее на известную московскую священническую семью Соколовых. 21 февраля на заснеженной дороге под Плесом в Ивановской области трагически оборвалась жизнь младшего из братьев — настоятеля храма во имя Преображения Господня в Тушино протоиерея Федора Соколова. Автомобиль, в котором он ехал, вынесло на полосу встречного движения прямо под колеса многотонной фуре… «Есть особые дни, которые ведомы одному Господу, мы не можем себе гарантировать ни одного мгновения жизни, — говорит отец Николай. — Федора Господь спасал в смертельных ситуациях, когда он был на волоске от гибели на армейской службе, обошлось и в конце 70-х годов во время паломничества с Патриархом Пименом по Черногории, когда автобус завис над пропастью. Могли свалиться, но Господь смилостивился». С владыкой Сергием мы говорили о смерти брата, он, как и все мы, был глубоко потрясен, но воспринимал случившееся как промысел Божий.
Громадных сил требовало и служение на епископской кафедре. Неполных пять лет пробыл епископ Сергий в Новосибирске, а сделать за это время удалось многое: возведены храмы, открыты новые монастыри, устроены православные гимназии и школы, развивалась издательская деятельность, миссионерская жизнь — дважды отправлялся в рейс корабль-церковь «Андрей Первозванный» в самые глухие деревни Приобья, куда священники несли слово Божие. Ценили владыку и в Академгородке, он неоднократно выступал перед учеными с лекциями, освятил здесь гимназию…
«Владыка был открытым, он никому не был чужим человеком, — рассказывает отец Николай. — Широта его души, его восприимчивость всех и вся снискали ему и уважение, и почтение у многих, и неприязнь со стороны определенных кругов, которые порой не стеснялись в выражениях, комментируя его взаимоотношения с другими конфессиями. Конечно же, здесь сказались образование и опыт. Многочисленные контакты с инославными, свидетелем которых он был, находясь близ Патриарха Пимена и работая в Духовной Академии. Владыка Сергий спокойно шел на диалог, говорил о самых наболевших вещах и воспринимал их как братьев во Христе, но никак не конкурентов. Он лояльно относился ко всем, а это многим не нравилось».
Например, фундаменталисты обвинили епископа Сергия в ереси экуменизма и устроили ему настоящую травлю, начало ей положило поздравление правящего архиерея новосибирских католиков по поводу освящения их нового костела. Потом епископу Сергию пришлось публично воспитывать настоятеля Александро-Невского собора в Новосибирске отца Святослава Невзорова, который обвинил католическую благотворительную организацию «Каритас», открывшую приют св. Николая, в похищении маленьких детей с целью их обращения в католичество. В ответ 96 представителей «новосибирской православной общественности» опубликовали в «Советской России» открытое письмо, в котором обвинили владыку Сергия в отступничестве от православных догматов и потворству окатоличиванию России. Псевдопатриоты продолжали распространять клевету, сея вражду и злобу, которая глубокими ранами задевала сердце владыки. «Было непонимание, — комментирует ситуацию отец Николай. — Определенная группа лиц не воспринимала его как представителя православия, которое не ведет борьбы. Хотя Господь призвал к любви и миру, и борьба должна быть не против плоти и крови, а против духа зла. Это непонимание рождало большое одиночество, не было возможности выговориться, найти поддержку, и в конце концов привело к душевному надрыву».
Патриарх Пимен хорошо знал одного из старейших священников Москвы протоиерея Владимира Соколова, его супругу Наталью Николаевну, дочь известного писателя Николая Пестова, и их трех сыновей — Николая, Серафима и Федора, которых он позвал в свои иподьяконы. В своей книге «Правдой будет сказать…», изданной в прошлом году, епископ Сергий рассказал о последних днях Патриарха Пимена, времена непростого служения которого пока остаются вне внимания церковных историков. А перед встречей с Патриархом Пименом у будущего епископа была учеба в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, служба в армии… «Серьезно заниматься музыкой (он играл на контрабасе) Серафим начал лишь в 12 лет, — вспоминает отец Николай. — У брата были прекрасные музыкальные данные. За 3-4 года блестяще овладел инструментом, потом работал в Московском ансамбле песни и пляски войск ПВО. Когда я приехал к нему в епархию пару лет назад, мы с ним вечерами слушали музыку, спорили о появившемся тогда диске Ванессы Мей. Трагедия, обрушившаяся в этом году, — гибель отца Федора и кончина владыки Сергия — нестихающая боль в сердцах их матери Наталии Николаевны, сестер Любови и Екатерины, сиротах отца Федора, а ведь его младшей дочери нет еще и года. Безвременный уход двух пастырей невольно приводит к мысли, что Господь забирает лучших. Кто из нас лучший или худший, мы узнаем на Страшном суде, — говорит отец Николай. — Наверное, они выполнили то, что им нужно было сделать на земле. По нашим меркам вроде бы можно было еще трудиться, работать, жить, но жизнь остановилась — Богу нужны строители небесного храма, мы здесь как кирпичики Божии. Когда строишь храм, нужно все — и щебень, и бетон, и кирпичи, и песок.
Человек уходит из жизни в момент, наиболее благоприятный для него в духовном плане, либо тогда, когда он исчерпал свои жизненные и духовные ресурсы. А если человек нечестивый, Господь ждет, чтобы он исправился, а когда все возможности исчерпаны, забирает его душу. Тайна смерти, тайна рождения — все для нас закрыто, мы только можем предполагать, надеяться и верить. И в Церкви все мы единая семья — и живые, и мертвые».