Рейтинг семинарий: или пан – или переквалифицируйся

Рейтинг церковных образовательных учреждений составлен. Какая из духовных школ оказалась на первом месте, в чем секрет их успешности и что будет с семинариями, находящимися на низших позициях рейтинга, рассказывает первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.

Идея рейтинга церковных учебных заведений Русской Православной Церкви возникла во второй половине 2012 – начале 2013 года, когда за четыре месяца было проведено фактически единовременное инспектирование всех духовных семинарий и академий на территории Российской Федерации.

Сегодня в рейтинг церковных учебных заведений Русской Православной Церкви входят 35 семинарий и 2 академии. Все 37 учебных заведений соответствуют уровню бакалавриата, при этом 29 из 37 имеют подготовительные отделения, в 10-ти есть образовательные программы уровня магистратуры. При 37 учебных заведениях действуют 2 аспирантуры, 19 регентских отделений и 8 иконописных отделений.

В церковных учебных заведениях учится 9,5 тысяч учащихся, из них на уровне бакалавриата – более 7 тысяч студентов, на уровне магистратуры – около 1 тысячи студентов, на регентских отделениях – более 500 человек, на иконописных отделениях – более 250 человек.

Рейтинг учитывает различные параметры жизни духовных школ. С частью их Учебный комитет знакомится на основании листов самообследования – документации, которая присылается учебными заведениями в Учком с определенной периодичностью в регулярном или экстраординарном порядке по запросу. Контроль за другими параметрами осуществляется в ходе плановых инспекций – в среднем каждое учебное заведение будет посещаться инспекцией Учебного комитета раз в три года.

Главные параметры, которые учитываются в рейтинге:

  • нормативное обеспечение, то есть наличие всей необходимой документации – лицензии, государственного свидетельства и пр.;
  • материальное обеспечение, то есть параметры по количеству аудиторий, качеству оборудования в аудиториях, условий проживания студентов – питание, спортзалы и пр.;
  • качество и результаты обучения.

Также при составлении рейтинга учитываются:

  • результаты тестирования студентов выпускных курсов для проверки результата знаний во время инспектирования;
  • наличие при учебном заведении дополнительных программ;
  • показатели воспитательной работы, работа института индивидуальных наставников;
  • степень коммуникации между студентами и администрацией;
  • информационно-библиотечное обеспечение;
  • профессорско-преподавательский состав;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • научно-исследовательская деятельность – наличие сайта, сборника преподавательских трудов, проведение конференций, сотрудничество со светскими вузами.

Все эти факторы соответствуют определенного рода коэффициентам и сопоставляются с бумажными данными и данными дистанционного контроля за проведением защиты квалификационных работ и выпускных экзаменов, который введен с прошлого года.

Рейтинг: тревожный звонок

Отец Максим, можно ли сказать, что рейтинг – критерий прежде всего чисто бюрократический?

– Нет, рейтинг – критерий, показывающий определенного рода динамику развития церковного учебного заведения – вверх, вниз, стабильность. Если рейтинг учебного заведения изменился на одно-два места по отношению к первоначальным параметрам – это одно, а если на десять – это уже важное изменение. И хорошо, если на десять вверх. Поэтому рейтинг – это определенного рода система оповещения. Либо тревожный звоночек, либо подтверждение, что в учебном заведении всё делается правильно.

Протоиерей Максим Козлов

Кто же сегодня является лидерами духовного образования согласно рейтингу?

– Хотя мы не публикуем рейтинг, который является нашим рабочим документом, для всеобщего ознакомления, полагаю, допустимым будет сообщить, что на первом месте в рейтинге стоит Санкт-Петербургская православная духовная академия.

Вообще, церковные учебные заведения, которые исторически являются центральными – СПбПДА и МДА – традиционно находятся в топе. Также в верхней части рейтинга – семинарии, которые уже имеют государственную аккредитацию – это Смоленская, Саратовская и Пензенская. Еще – семинарии, в которых есть магистратуры: Сретенская, Нижегородская, Казанская и др. А также стабильно крепкие семинарии, с хорошо сформированным преподавательским корпусом и внимательным архипастырским отношением. Это, например, Коломенская семинария, где, помимо всего прочего, есть прекрасная материальная база и лучшее на сегодня семинарское здание, не так давно построенное на территории Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, которое идеально приспособлено для учебного процесса и проживания студентов.

Вторая группа – семинарии, которые показывают стабильные показатели, но имеют те или иные недостатки.

Третья группа – семинарии с более значительными недостатками, находящиеся на контроле.

Четвертая рейтинговая группа – низшая. Здесь семинарии, которые на сегодня не свидетельствуют о подтверждении статуса высшего учебного заведения. Я не буду называть эти семинарии, но они знают о своем положении и о решении Синода от июля 2013 года дать им три года на исправление ситуации. Если уровень не будет повышен, то эти семинарии могут быть преобразованы в учебные заведения иного профиля. Например, в один из центров подготовки приходских специалистов.

Как я уже указывал, публикация рейтинга не предполагается характером документа, но по благословению Святейшего Патриарха промежуточный документ уже разослан ректорам духовных учебных заведений, и все на местах уже знают, на каком месте находятся.

А зачем нужны центры подготовки приходских специалистов?

– На сегодня таких центров более 15-ти. Они имеют четыре профиля: молодежный, миссионерский, социальный и катехизаторский. Межведомственная комиссия при Учебном комитете оценивает организацию этих центров и предоставляет им право выдавать студентам по окончании обучения документ общецерковного образца. Востребованность подобного рода кадров на приходах велика, и пока используется только малая часть потенциала – так что это направление церковного образования будет интенсивно развиваться.

Увеличить количество таких центров как раз можно будет за счет заканчивающих свое историческое существование духовных училищ. В качестве примера можно привести Читинское духовное училище, которое сейчас находится в стадии преобразования в Центр подготовки приходских специалистов. А вот Вологодская семинария, наоборот, после решения Синода в 2013 году повысила свой статус и очень динамично развивается силами ректора, Вологодского митрополита.

Нормативно-правовая база религиозного образования в России

1. Государственная система образования носит светский характер (ст. 2 Закона Российской Федерации “Об образовании”) и религиозное образование в государственной школе допускается в следующих формах:

а) преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин в рамках дополнительной образовательной программы (Письмо Министерства образования Российской Федерации “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации” N 47/20-11п от 19.03.93.);

б) преподавание этноконфессиональных курсов в государственных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве (Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве от 19.11.97 N 65);

в) обучение религии во внеучебное время в рамках факультатива (п. 4 ст. 5 Закона “О свободе совести”).

2. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещается создание и деятельность религиозных организаций (п. 5 ст. 1 Закона “Об образовании”). В связи с этим государственные и муниципальные образовательные учреждения не входят в перечень тех организаций, на территории которых допускается совершение религиозных обрядов и церемоний (п. 3 ст. 16 Закона “О свободе совести”).

Термин “религиозное образование” имеется в действующем Федеральном Законе “О свободе совести”. Он вынесен в заголовок ст. 5 Федерального Закона, а содержание статьи охватывает право религиозных организаций создавать собственные образовательные учреждения и, помимо этого, обучать вере учащихся государственных и муниципальных школ.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона “О свободе совести” каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Закрепленное в приведенной статье право на религиозное образование конкретизируется в ст. 3, 16, 19 того же Закона.

Помимо Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” религиозное образование в Российской Федерации регламентируется следующими нормативными и внутрицерковными актами:

-Положение “О церковно-приходских воскресных школах”, утв. Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7.07.99. N 3786

-Положение “О православных образовательных учреждениях основного общего и дополнительного образования”, утв. Советом директоров православных образовательных учреждений основного общего и дополнительного образования при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

-Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве N 65, утв. Постановлением Правительства Москвы N653 от 19.08.97.

-Информационные письма Министерства образования РФ от 19.03.93.; 15.05.95.; 04.06.99.

-Рекомендации “О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений”, утв. Письмом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9. 12.99. N 5925;

-Положение о епархиальном отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Формы религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (комментарий юриста).

Впервые право на деятельность религиозных организаций в государственной школе было закреплено в ст. 9 Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий”, согласно которой “преподавание вероучений, а также религиозное воспитание может осуществляться факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях”. Согласно закону преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. Во исполнение приведенной статьи Закона, который в настоящее время утратил свою силу, Министерство образование РФ направило в органы управления образованием два информационных письма, а именно Письмо “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации” N 47/20-11п от 19.03.93. и Письмо органам управления образованием N 230/ 35-15 от 15.05.97. В этих письмах урегулированы вопросы преподавания религиоведческих, религиопознавательных и религиофилософских дисциплин в государственных и муниципальных школах. Характерно, что в ныне действующем Законе “О свободе совести” о преподавании религиоведческих дисциплин не сказано ни слова. Таким образом в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда информационные письма Министерства образования, не имея под собой законной основы, сохраняют юридическую силу и значение.

Закон “О свободе совести” достаточно подробно регламентирует порядок обучения школьников конкретному вероучению, в частности Православию. Этот порядок урегулирован также Информационным письмом Министерства образования Российской Федерации “О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений” N 19-53-28Iин/14-04 от 04.06.99. (далее- Информационное письмо). В настоящее время Информационное письмо разослано в подведомственные Министерству образования образовательные учреждения и в государственные органы управления образованием. На церковном уровне вопрос об обучении детей Православию регламентируется Письмом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9. 12.99. N 5925, содержащим рекомендации по организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее-Рекомендации).

В п. 4 ст. 5 Закона “О свободе совести” установлена следующая процедура решения вопроса о религиозном образовании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: “По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.”

Как видим, согласно закону, обучать религии, в частности Православию, можно лишь несовершеннолетних учащихся государственных и муниципальных учебных заведений. В связи с этим факультатив по Закону Божию или иным православным вероучительным предметам недопустим для совершеннолетних лиц, в том числе для достигших 18-летнего возраста студентов государственных и муниципальных вузов.

Следует подчеркнуть, что согласно Информационному письму обучение Православию может быть организовано в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Из приведенного перечня исключены дошкольные образовательные учреждения. Однако отсутствие этих учреждений в перечне не означает запрета на обучение религии их воспитанников. Дело в том, что в российском законодательстве действует принцип: “разрешено все, что прямо не запрещено законом.” Таким образом, поскольку ни в Законе ”О свободе совести”, ни в Информационном письме не содержится запрета на обучение религии воспитанников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждений, такое обучение возможно.

Первым шагом на пути к факультативу по Православию в государственной и муниципальной школе является достижение взаимного согласия между учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими). Наличие такого согласия обязательно в отношении учащихся в возрасте до 14 лет. В том же случае, если учащиеся достигли четырнадцатилетнего возраста, они, согласно п. 5 ст. 3 Закона “О свободе совести”, самостоятельно решают вопрос о своем отношении к религии и вправе не согласовывать с родителями (лицами, их заменяющими) свое желание получить религиозное образование.

Просьба родителей (лиц, их заменяющих) о предоставлении конкретной религиозной организации возможности обучать ребенка Православию оформляется заявлением на имя администрации образовательного учреждения. Согласие детей в возрасте до 14-ти лет на обучение Православию указывается родителями (лицами, их заменяющими) в этом же заявлении. Несовершеннолетние в возрасте старше 14-ти лет фиксируют свое отношение к обучению религии в самостоятельном заявлении на имя администрации образовательного учреждения.

Что касается просьбы конкретной религиозной организации о предоставлении ей возможности в данном образовательном учреждении обучать детей православной вере, то она оформляется специальным письмом руководителя религиозной организации (настоятеля, наместника, председателя православного братства и т. п.) на имя администрации образовательного учреждения. Закон подчеркивает, что заниматься обучением религии в данном случае может лишь то религиозное объединение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица. Организации, не имеющие статуса юридического лица (например, религиозные группы) либо не относящиеся к разряду религиозных организаций (в частности, общественные объединения), не вправе осуществлять религиозное образование в государственных и муниципальных учебных заведениях. Кроме того, в соответствии с Информационным письмом правом на обучение религии детей в упомянутых учебных заведениях не могут пользоваться те религиозные организации, которые имеют права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, что, согласно п. 3 ст. 27 Федерального Закона “О свободе совести”, оформляется выдачей временного свидетельства о государственной регистрации. Приведенное положение письма имеет достаточно большое значение, так как ограждает государственные и муниципальные образовательные учреждения от так называемых “сект”, юридическое определение которых в законе, к сожалению, отсутствует. Действительно, в силу Информационного письма большинство сект не имеют доступа в государственные школы по следующим причинам:

Во-первых, некоторые секты не являясь религиозными объединениями, существуют в качестве не имеющих статуса юридического лица религиозных групп (в частности, катакомбники, баптисты-инициативники). Во-вторых, целый ряд сект зарегистрирован в качестве не относящихся к разряду религиозных организации некоммерческих организаций. к числу таких сект относятся “Богородичный центр”, корейская секта Муна и др. И, наконец, отдельные “секты”, успев зарегистрироваться в качестве религиозных организаций по прежнему законодательству, имеют в настоящее время права юридического лица на условиях ежегодной перерегистрации. Таков, как известно статус свидетелей Иеговы, которые обратились в Конституционный Суд с требованием о пересмотре неправомерного с их точки зрения положения о ежегодной перерегистрации тех религиозных организаций, которые, хотя и зарегистрированы в качестве таковых, не имеют 15-летнего срока существования на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы администрация образовательного учреждения могла удостовериться в наличии у заявителя законного права на обучение религии детей, руководитель религиозной организации обязан приложить к своему письму (ходатайству) копию устава и свидетельства о государственной регистрации религиозной организации. В Информационном письме подчеркивается, что религиозные организации могут быть допущены к обучению детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях лишь в том случае, если такого рода деятельность предусмотрена в их уставах. Что касается православных религиозных организаций- епархий, монастырей и приходов, то в разработанных Московской Патриархией Типовых уставах содержится специальный пункт о праве упомянутых организаций обучать Православию всех желающих. Так, например, в п. 14 Типового Устава прихода указано, что приход в целях распространения православной веры, а также для попечения о религиозно-нравственном воспитании осуществляет религиозное образование, обучение и воспитание. Таким образом, уставы тех православных религиозных организаций, которые в процессе перерегистрации привели свои уставы в соответствие с разработанными Московской Патриархией Типовыми уставами, позволяют обучать Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Решение об организации в образовательном учреждении факультатива по религии принимает администрация учреждения по согласованию с функционирующим в нем органом общественного самоуправления (совет школы, попечительский совет, общее собрание школы, педагогический совет и т. п.). Состав и полномочия этого органа определены в уставе образовательного учреждения. Принятое образовательным учреждением решение должно быть согласовано также с органами местного самоуправления, к числу которых, согласно действующим в данном населенном пункте нормативным актам о местном самоуправлении, могут относиться городская дума, земская управа, совет представителей, мэрия и другие органы

В Информационном письме не указаны основания отказа администрации образовательного учреждения и органа местного самоуправления в предоставлении религиозной организации возможности обучать детей Православию. Между тем, раздел А. Информационного письма предусматривает, что условия реализации программ обучения религии должны отвечать государственным и муниципальным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья учащихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза привлекаемого к обучению детей религии персонала религиозной организации. На наш взгляд, несоблюдение приведенных требований может послужить основанием для отказа религиозной организации в просьбе обучать детей Православию. В случае если администрация образовательного учреждения не разрешит проведение занятий по Православию заявители, в том числе руководитель религиозной организации, вправе потребовать от нее письменный отказ с указанием мотивов. Отказ администрации обжалуется в орган местного самоуправления либо в суд. Согласно Рекомендациям в целях урегулирования возникших между образовательным учреждением и религиозной организацией разногласий в государственных органах управления образованием, а именно в Министерстве образования Российской Федерации (в Москве — в Московском комитете образования) копию письменного отказа администрации образовательного учреждения следует направить в Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, представители которого входят в состав функционирующего при Министерстве образования Координационного Совета по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви.

В случае положительного решения вопроса об обучении Православию учащихся конкретного государственного или муниципального образовательного учреждения администрация этого учреждения и религиозная организация заключают между собою договор, в котором следует определить условия и режим проведения занятий, права и обязанности организующего эти занятия лица (далее-законоучителя), условия и порядок предоставления помещения для проведения занятий. При этом стороны должны руководствоваться следующим:

1. В Информационном письме под предоставлением религиозной организации возможности обучать Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений понимается предоставление религиозной организации помещения соответствующего учреждения для проведения в нем занятий по Православию. Это положение означает, что обучение Православию относится к разряду услуг, предоставляемых религиозной организацией, и не может рассматриваться в качестве услуги образовательного учреждения. В связи с этим, в частности, администрация образовательного учреждения не обязана включать законоучителя в штат, платить ему зарплату, обеспечивать законоучителя учебной программой и учебными планами, предоставлять ему средства на приобретение необходимого оборудования и литературы. Единственной обязанностью администрации является предоставление религиозной организации на время проведения соответствующих занятий пригодного помещения. Помещение предоставляется на праве безвозмездного пользования, что может быть указано в тексте договора, заключенного между религиозной организацией и образовательным учреждением. В договоре определяются также права и обязанности сторон по поддержанию помещения в надлежащем состоянии.

2. Согласно п. 4 ст. 5 Федерального Закона “О свободе совести” занятия по религии, в том числе Православию, проходит вне рамок образовательной программы, во внеучебное время, на факультативной основе. Таким образом закон гарантирует соблюдение принципа добровольности религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Время проведения и продолжительность учебных занятий по Православию согласовывается сторонами в договоре.

3. Учебная программа и учебный план по основам Православия разрабатывается на церковном уровне, в том числе на уровне конкретной религиозной организации. При этом допускается использование авторских программ, которые содержатся, в частности, в рекомендованном Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата сборнике программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ (М, 1999 г.). Государственные и муниципальные образовательные учреждения, равно как и государственные органы управления образованием не вправе навязывать религиозной организации свои учебные программы и учебные планы по основам Православия.

4. В соответствии с разделом А. Информационного письма условия реализации программы по обучению Православию должны соответствовать требованиям в части образовательного ценза педагогов. Вопрос об образовательном цензе законоучителя решается на уровне Русской Православной Церкви, а не на уровне государственных органов управления образованием. В соответствии с Рекомендациями законоучитель должен иметь богословское образование, подтвержденное документом об окончании соответствующего учебного заведения (например, богословских курсов). Руководитель религиозной организации, заключившей договор с образовательным учреждением, выдает законоучителю письменное удостоверение (благословение), подтверждающее право законоучителя на проведение факультатива по Православию. Вопрос об оплате труда законоучителя решается религиозной организацией. Так, например, в том случае, если должность законоучителя входит в штатное расписание религиозной организации, занятия по основам Православия, оплачивает религиозная организация. Возможно и иное решение вопроса об оплате. В частности, религиозная организация вправе заключить с родителями учащихся особый договор, согласно обязанность оплаты занятий по Православию будет возложена на родителей.

5. При проведении занятий по Православию необходимо соблюдать ст. 16 Закона “О свободе совести”, запрещающую проведение религиозных обрядов на территории образовательных учреждений. В связи с этим на занятиях по Православию не допускаются молебны, миропомазание и другие обряды. Вопрос о допустимости использования на занятиях по Православию предметов культа (крестов, лампад, икон и т. п.) в настоящее время нормативно не урегулирован.

Религиоведение в государственной школе

Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях возможно не только в рамках факультатива, но также и в рамках дополнительной образовательной программы, включающей в себя религиоведческие, религиофилософские и религиопознавательные дисциплины. Основные требования к преподаванию этих дисциплин изложены в Информационном письме Министерства образования Российской Федерации “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации” N 47/ 20-11п от 19.03.93., а также в Письме Министерства образования органам управления образованием N 230/35-15 от 15.05.97.

Согласно приведенным документам к разряду религиоведческих курсов относятся курсы “История религий”, “Мировые религии”, “Религиоведение” и другие курсы, опубликованные в научно-методических журналах и вестниках Министерства образования Российской Федерации. Выбор и утверждение учебных программ и учебных планов по данным курсам осуществляется государственным или муниципальным образовательным учреждением. В письмах Министерства образования указано, что преподаватель религиоведческого курса должен пройти специальную профессиональную подготовку, что подтверждается выдачей ему сертификата государственного образца. Права и обязанности педагога, в том числе вопрос о заработной плате, регулируются трудовым соглашением (договором, контрактом), заключенным между государственным (муниципальным) образовательным учреждением и педагогом.

Согласно выше приведенным документам преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин не сопровождается совершением религиозных обрядов и носит информативный характер.

диета дом из бруса

Автономно-междусобойное существование нам неполезно

Должны ли церковные учебные заведения соответствовать параметрам светских вузов?

– Безусловно. Это требование времени. Все церковные учебные заведения имеют лицензию, и Святейшим Патриархом поставлена задача провести государственную аккредитацию по крайней мере лучшей части семинарий. Соответственно, семинарии подлежат лицензионным и аккредитационным проверкам Рособрнадзора. И задача Учкома – помочь подготовиться церковным учебным заведениям к государственной аккредитации.

Конечно, эта работа добавляет нам много хлопот: государственные требования всё время меняются. Например, было требование, что вузу необходим договор с поликлиникой, но при этом поликлинике, чтобы осуществлять медицинскую деятельность на территории семинарии, нужно изменить лицензию. Можете представить, какие нужны усилия, чтобы руководство поликлиники согласилось переоформить свою лицензию! То же самое касается требований к преподавательскому составу, к учебно-нормативному обеспечению – нормы, к несчастью, предельно нестабильны.

С другой стороны, процесс получения госаккредитации – это стимулирующий фактор. Автономно-междусобойное существование нам весьма неполезно. И церковному учебному заведению как некоей абстрактной провинциальной духовной школе с выдачей собственных дипломов теперь пришел конец.

Насколько болезненным для церковных учебных заведений был переход на болонскую систему?

– В этом переходе было много полезного. Да, магистратуры стали профильными по направлению, но это очевидные требования времени, понятно, что нужно переходить к специализации факультетского типа, это в магистратуре и осуществляется – преподаются на выбор библейские, богословские, исторические, церковно-практические дисциплины.

Очевидно, необходимым был и переход от урочно-опросной системы, которая рекомендовалась в духовных школах в советский и постсоветский период, к лекционно-семинарской. Преподавание в высших учебных заведениях – это не уроки с опросами, а лекции, семинары, практические занятия.

Что касается каникул, да, мы стали больше учиться, но если не сердцем, то головой я понимаю, что неадекватное количество выходных и каникулярных дней, которое у нас имело место до болонской системы, было вредно для учебного процесса. Богослужебный цикл – это одно, а учебный год – другое, он не может быть связан напрямую с пасхалией, например.

Если в чем и есть болезненность, то в непонятной изменчивости внешних форм нашего государственного высшего образования, учитывать которую мы должны. Происходит постоянное мельтешение критериев и требований – например, полноценно не решен вопрос со статусом теологии в системе высшего образования. Защищать диссертации по теологии на сегодняшний день невозможно, нет соответствующего совета. Дисциплина есть, а соответствующего диссертационного совета нет – абсурд.

Фото Анны Гальпериной

Слагаемые успеха

От чего зависит успешность и неуспешность духовного вуза, вы можете привести примеры правильной стратегии или типичных ошибок по результатам инспекции?

– В качестве положительного примера, безусловно, можно назвать Саратовскую духовную семинарию. Из чего складываются параметры успешности?

Во-первых, из безусловной заинтересованности правящего архиерея. Когда правящий архиерей видит, что иметь хорошую семинарию в своей епархии не просто престижно, но само по себе выковывание кадров образованного духовенства и церковных тружеников в качественном высшем учебном заведении – один из краеугольных камней позитивного развития для епархии, – то это своего рода глубина, трезвость и правильность видения ситуации.

Во-вторых, залогом успеха является формирование квалифицированного профессорско-преподавательского корпуса. Преподавательский корпус не должен состоять преимущественно из совместителей! Костяком должны быть люди, для которых место работы в образовательной области является главным. Конечно, хорошо привлекать известных преподавателей из светских вузов, но и при самом церковном учебном заведении должен быть сильный костяк «своих» квалифицированных преподавателей.

В-третьих, достойная оплата труда преподавателей. «Невольник – не богомольник» – церковная поговорка, или «Рабский труд непроизводителен» – слова одного нецерковного экономиста. Труд должен достойно оплачиваться!

В-четвертых, важна работа с абитуриентами. В наше время эта работа может осуществляться в разных формах. В качестве дискуссионного, но несомненно отвечающего вызовам времени примера назову известный видеоролик Казанской духовной семинарии, подготовленный ее новым руководством. Подобный жизненный, позитивный креатив свидетельствует о процессах обновления и развития, которые идут в духовной школе, некогда бывшей одной из четырех академий Российской Церкви и ныне вновь динамично развивающейся.

Семинариями должны обеспечиваться и нормальные условия для жизни и труда студентов. На это большое внимание обращает Святейший Патриарх – студенты пришли учиться, а всяческие дополнительные послушания и обязанности должны строго дозироваться.

В-пятых, залогом успеха является нормальная атмосфера в отношениях воспитательной части администрации со студентами. Например, общежительная система в семинариях – очень важное воспитательное начало: а могу ли я пожить с другими людьми вместе, не так, как мне хочется, как я привык с мамой и папой, а самостоятельно строить отношения 4-5 лет обучения? Семинаристы – это студенты, живущие в общежитии, выполняющие определенного рода обязанности, но при этом открытые современному социуму.

Можно поподробнее про воспитательную составляющую в церковном учебном заведении, каково ее значение?

– Церковные учебные заведения призваны давать не только образование, но и воспитание. Как бы высоко ни звучали эти слова, но все мы понимаем, что священнослужение – это не работа, а целожизненное служение. Конечно, в социуме есть сопоставимые призвания: медик, учитель, военный. Все мы хотим увидеть во враче не только специалиста, но и сочувствующего человека; в учителе не только преподавателя, но и воспитателя; в священнике не только человека, который может отслужить требу, но и наставника, утешителя. А такой навык у священника невозможен без приобретения определенного внутреннего опыта христианской жизни, воспитания души.

И здесь мы подходим к деликатнейшей сфере воспитания в духовных школах, которая, с одной стороны, необходима, ибо как будет воспитывать тот, кто сам не был воспитан, а с другой стороны, легко замещаема чисто дисциплинарными началами.

Нельзя сказать, что здесь уже найдены все подходы, но и отказаться от этой части работы в церковных учебных заведениях нельзя. Новым и хорошим примером воспитательного начала в церковных учебных заведениях является институт индивидуальных наставников. В системе Учебного комитета и в МДА эту работу возглавляет Олег Суханов – человек с высшим военным образованием, в прошлом военный моряк, исключительно любимый студентами и умеющий находить с ними общий язык. Интереснейшие материалы на специально созданном сайте индивидуальных наставников, передачи на «Богослове» и то живое общение, которое идет между ним и другими наставниками в рамках этого портала, показывают, насколько этот институт востребован.

Наставник – это человек, который занимает пограничное положение между студентами и администрацией. Чаще всего это молодой преподаватель или недавний выпускник, который может помочь студентам и в практической жизни, и в учебной деятельности, и в решении каких-то проблем, которые возникают в ходе учебы с высокопоставленными членами администрации.

Эта форма уже введена повсеместно, теперь важно, чтобы повсеместно она была наполнена содержанием. Пристальное внимание уделяется тем случаям, когда представители администрации, в том числе воспитатели, оказываются не соответствующими своему призванию. Когда соответствующие сигналы подтверждаются фактами, такие люди, однозначно, перестают работать в церковных учебных заведениях.

Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви

Духов­ные учеб­ные заве­де­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви
РОССИЯОбще­цер­ков­ная аспи­ран­тура и док­то­ран­тура имени свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кирилла и Мефодия
115035, Москва, ул. Пят­ниц­кая, 4/2, стр. 5 Тел.: (495) 721–80–35, 721–80–23, 952–20–27, факс: 721–80–23 https://doctorantura.ru E‑mail,
Духов­ные академии Мос­ков­ские Духов­ные ака­де­мия и семинария
141300, Сер­гиев Посад Мос­ков­ской обл., Лавра, Академия Тел.: (496) 541–55–50, факс: (496) 541–55–05 – при­ем­ная рек­тора; (496) 541–56–01, факс: (496) 541–56–02 – кан­це­ля­рия; (496) 540–53–32 – сек­тор заоч­ного обучения https://mpda.ru Е‑mail (при­ем­ная рек­тора); (кан­це­ля­рия)

Санкт-Петер­бург­ские Духов­ные ака­де­мия и семинария

191167, Санкт-Петер­бург, наб. Обвод­ного канала, 17 Тел.: (812) 717–33–51, 717–39–84, факс: 717–86–07 https://spbda.ru E‑mail;
Уни­вер­си­теты и институты Пра­во­слав­ный Свято-Тихо­нов­ский гума­ни­тар­ный университет
115184, Москва, ул. Ново­куз­нец­кая, 23б, стр. 5а Тел.: (495) 953–22–89, факс: 953–56–97 https://pstgu.ru Е‑mail

Ново­си­бир­ский Свято-Мака­рьев­ский Пра­во­слав­ный Бого­слов­ский институт

630123, Ново­си­бирск, ул. Жуков­ского, 57 Тел.: (383) 243–07–15, 243–06–83 Е‑mail

Рос­сий­ский Пра­во­слав­ный университет

109012, Москва, Новая пло­щадь, 12 Тел.: (495) 626–22–25, 626–21–56, 626–21–57 https://rpi.su Е‑mail

Цари­цын­ский Пра­во­слав­ный уни­вер­си­тет им. пре­по­доб­ного Сер­гия Радонежского

400012, Вол­го­град, ул. Чапа­ева, 26 Тел.: (8442) 32–76–98, 32–77–97, 32–78–94 Е‑mail
Духов­ные семинарии Бар­на­уль­ская Духов­ная семинария
656008, Бар­наул, ул. Ники­тина, 137a Тел.: (3852) 63–32–55 E‑mail

Бел­го­род­ская Духов­ная семинария

308000, Бел­го­род, Бел­го­род­ский про­спект, 75 Тел.: (4722) 27–32–79, 27–32–50, 27–07–78 – кан­це­ля­рия, факс: 27–47–72 https://seminaria.bel.ru E‑mail

Вла­ди­мир­ская Свято-Фео­фа­нов­ская Духов­ная семинария

600000, Вла­ди­мир, ул. Бол. Мос­ков­ская, 68 Тел.: (4922) 42–06–33, факс: 32–74–09 E‑mail

Воро­неж­ская Духов­ная семинария

394004, Воро­неж, Ленин­ский про­спект, 41 Тел.: (4732) 49–20–20, 49–81–22, факс: 49–96–28 https://vpds.ru E‑mail

Дон­ская Духов­ная семинария

344034, Ростов-на-Дону, ул. Пор­то­вая, 72 Тел./факс: (863) 269–42–52 https://donseminary.ru Е‑mail

Ека­те­рин­бург­ская Духов­ная семинария

620026, Ека­те­рин­бург, ул. Розы Люк­сем­бург, 57 Тел./факс: (343) 331–99–40, 269–42–87 https://epds.ru Е‑mail;

Ека­те­ри­но­дар­ская Духов­ная семинария

350000, Крас­но­дар, ул. Фрунзе, 67 Тел./факс: (861) 259–04–38, 259–58–15 https://edsem.ru Е‑mail

Ива­ново-Воз­не­сен­ская Духов­ная семинария

153012, Ива­ново, ул. Марии Ряби­ни­ной, 29 Тел./факс: (4932) 41–23–60, 49–62–70, 30–06–04 https://ivanovo-seminaria.blogspot.ru Е‑mail

Казан­ская Духов­ная семинария

420036, Рес­пуб­лика Татар­стан, Казань, ул. Челюс­кина, 31а Тел.: (843) 571–14–90, 278–89–70, факс: 571–14–70 https://kazds.ru Е‑mail

Калуж­ская Духов­ная семинария

248600, Калуга, ул. Набе­реж­ная, 4 Тел./факс: (4842) 56–27–00, 57–72–71 https://kalugads.ru E‑mail

Коло­мен­ская Духов­ная семинария

140406, Коломна Мос­ков­ской обл., ул. Голутвин­ская, 11 Тел.: (496) 613–49–24 https://kpds.ru Е‑mail;

Костром­ская Духов­ная семинария

156000, Кострома, ул. Бого­яв­лен­ская, 26а Тел.: (4942) 35–40–51 – кан­це­ля­рия; 31–42–06 – вахта; факс: 31–33–22 (с помет­кой «для семинарии») https://kds.kostromaeparhia.ru E‑mail

Куз­бас­ская Духов­ная семинария

654025, Ново­куз­нецк Кеме­ров­ской обл., ул. Зыря­нов­ская, 97 Тел./факс: (3843) 31–13–01, 31–03–08 https://npds.ucoz.ru E‑mail

Кур­ская Духов­ная семинария

305021, Курск, ул. Про­гу­лоч­ная, 71а Тел.: (4712) 50–01–70, факс: 50–01–77 – про­рек­тор по учеб­ной работе E‑mail

Ниже­го­род­ская Духов­ная семинария

603001, Ниж­ний Нов­го­род, Похва­лин­ский съезд, 5 Тел./факс: (831) 437–00–63 – кан­це­ля­рия, 437–00–16 – сек­тор заоч­ного обучения, 430–50–64 – дежур­ный помощ­ник, 437–00–23 – пер­вый проректор https://nds.nne.ru Е‑mail

Ново­си­бир­ская Духов­ная семинария

633103, Ново­си­бир­ская обл., г. Обь, Воен­ный горо­док, 127 Тел.: (383) 295–21–89, 735–64–70, 8–913–770–85–17 https://dsnsk.ru E‑mail,

Орен­бург­ская Духов­ная семинария

460014, Орен­бург, ул. Челюс­кин­цев, 17 Тел./факс: (3532) 43–13–24 https://orends.ru Е‑mail

Пен­зен­ская Духов­ная семинария

440023, Пенза, ул. Пере­коп, 4 Тел.: (8412) 20–94–99, 69–02–10 https://pds58.ru E‑mail

Пере­р­вин­ская Духов­ная семинария

109383, Москва, ул. Шос­сей­ная, 82 Тел./факс: (495) 354–15–83 https://ppds.ru Е‑mail

Перм­ская Духов­ная семинария

614036, Пермь, шоссе Кос­мо­нав­тов, 185 Тел.: (342) 206–26–28, факс: 226–50–05 https://permseminaria.ru E‑mail

Рязан­ская Духов­ная семинария

390000, Рязань, Кремль, 1 Тел./факс: (4912) 28–08–04, 27–41–06 https://rpds.spassmon.ru E‑mail

Самар­ская Духов­ная семинария

443110, Самара, ул. Радо­неж­ская, 2 Тел./факс: (846) 336–75–12, 338–36–70 https://samds.ru E‑mail

Сара­тов­ская Духов­ная семинария

410031, Сара­тов, ул. Ради­щева А.Н., 24б Тел.: (8452) 28–34–47, 23–04–38, факс: 23–89–80 https://sarpds.ru E‑mail

Свято-Николо-Угреш­ская Духов­ная семинария

140090, Дзер­жин­ский Мос­ков­ской обл., пл. Свя­ти­теля Нико­лая, 1, корп. 6 Тел.: (495) 551–78–29, 551–73–70, факс: 551–26–43 https://nupds.ru Е‑mail

Смо­лен­ская Духов­ная семинария

214000, Смо­ленск, ул. Тими­ря­зева, 5 Тел.: (4812) 39–42–76, факс: 38–26–54 https://smolensk-seminaria.ru E‑mail

Сре­тен­ская Духов­ная семинария

107031, Москва, ул. Боль­шая Лубянка, 17, стр. 1 Для пере­писки: 107031, Москва, а/я №87 Тел.: (495) 623–34–44 (доб. 160), 628–25–08, факс: 621–45–29 https://pravoslavie.ru/sm/page_1113.htm E‑mail

Став­ро­поль­ская Духов­ная семинария

355017, Став­ро­поль, ул. Дзер­жин­ского, 155 Тел.: (8652) 35–92–84, 35–44–87, факс: 35–48–80, https://stavropol-eparhia.ru/category/духовная-семинария E‑mail;

Там­бов­ская Духов­ная семинария

392000, Там­бов, ул. М. Горь­кого, 3 Тел.: (4752) 71–07–97, 72–04–84 https://seminaria.eparhia-tmb.ru E‑mail,

Тоболь­ская Духов­ная семинария

626152, Тобольск Тюмен­ской обл., Крас­ная пло­щадь, Кремль Тел.: (3456) 22–25–57, факс: 22–09–58 https://tobolsk-eparhia.ru E‑mail

Том­ская Духов­ная семинария

634000, Томск, пл. Ленина, 82 Тел.: (3822) 51–26–05, 51–24–30, 51–26–05 https://tomds.ru E‑mail

Туль­ская Духов­ная семинария

300045, Тула, ул. Ста­ро­ни­кит­ская, 75 Тел.: (4872) 31–29–19, 31–18–46, факс: 30–70–20 https://tula-seminary.ru E‑mail

Хаба­ров­ская Духов­ная семинария

680000, Хаба­ровск, ул. Тур­ге­нева, 26 Тел./факс: (4212) 22–02–83, 22–32–21 https://dvseminary.ru E‑mail,

Якут­ская Духов­ная семинария

677000, Якутск, ул. Чер­ны­шев­ского, 52 Тел./факс: (4112) 40–39–96, 40–39–94 https://seminaria.ya1.ru E‑mail

Яро­слав­ская Духов­ная семинария

150000, Яро­славль, пл. Челюс­кин­цев, 12/4 Тел./факс: (4852) 31–39–75, 30–58–07, 73–06–70 – регент­ское отд., 30–41–45 – сек­тор заоч­ного обучения https://yarseminaria.ru E‑mail
Духов­ные училища Брян­ское Духов­ное училище
241000, Брянск, ул. Покров­ская Гора, 4 Тел./факс: (4832) 74–14–07, 74–00–97 E‑mail

Брян­ское Епар­хи­аль­ное жен­ское учи­лище (3‑год.)

241000, Брянск, ул. Покров­ская Гора, 5 Тел./факс: (4832) 74–14–07, 74–00–97 E‑mail

Вер­хо­тур­ское Духов­ное училище

624380, Вер­хо­ту­рье Сверд­лов­ской обл., ул. Воин­ская, 1а Тел.: (34389) 2–23–58, 2–18–26, факс: 2–24–44

Вла­ди­во­сток­ское Духов­ное учи­лище (4‑год.)

690091, Вла­ди­во­сток, ул. Поло­гая, 65 Тел./факс: (4232) 40–13–36

Вла­ди­кав­каз­ское Духов­ное училище

362002, Рес­пуб­лика Север­ная Осе­тия – Ала­ния, Вла­ди­кав­каз, ул. Авгу­стов­ских собы­тий, 83 Тел.: (8672) 76–26–30

Вол­го­град­ское Духов­ное училище

400012, Вол­го­град, ул. Чапа­ева, 26 Тел.: (8442) 32–76–98

Воло­год­ское Духов­ное учи­лище (2‑год.)

160035, Вологда, ул. Сер­гея Орлова, 1 Тел./факс: (8172) 72–84–14 Е‑mail

Вык­сун­ское Духов­ное учи­лище (3‑год.)

607060, Выкса Ниже­го­род­ской обл., ул. Спар­така, 33 Тел.: (83177) 3–22–58, факс: 3–88–66 E‑mail

Вят­ское Духов­ное учи­лище (3‑год.)

610000, Вятка, ул. Гор­ба­чева, 4 Тел.: (8332) 38–58–19 https://vdschool.ru E‑mail

Гусев­ское Духов­ное учи­лище (2‑год.)

601500, Гусь-Хру­сталь­ный Вла­ди­мир­ской обл., ул. Вок­заль­ная, 15 Тел.: (49241) 2–29–84, 2–33–70

Калуж­ское Духов­ное учи­лище (4‑год.)

248600, Калуга, ул. Дар­вина, 13/33 Тел.: (4842) 57–30–06 https://kdu-kaluga.ru

Ниже­го­род­ское жен­ское Духов­ное учи­лище (4‑год.)

603001, Ниж­ний Нов­го­род, ул. Суе­тин­ская, 29 Тел.: (831) 433–39–45, 430–87–50, 430–87–45 https://ndu.nne.ru E‑mail

Нов­го­род­ское Духов­ное учи­лище (3‑год.)

173007, Вели­кий Нов­го­род, Юрьев­ское шоссе, 10 Свято-Юрьев муж­ской монастырь Тел.: (8162) 77–30–20 E‑mail

Омское Духов­ное учи­лище (4‑год.)

644007, Омск, ул. Тре­тья­ков­ская, 48 Тел.: (3812) 25–02–41, 51–90–87, 21–23–99

Орен­бург­ское Духов­ное учи­лище (2‑год.)

462100, пос. Сарак­таш Орен­бург­ской обл., ул. Пуш­кина, 77 Тел./факс: (35333) 6–12–32 E‑mail

Псков­ское Духов­ное учи­лище (3‑год.)

180000, Псков, ул. Некра­сова, 33 Тел.: (8112) 72–42–19, 62–11–17, факс: 72–16–11

Рязан­ское Епар­хи­аль­ное жен­ское Духов­ное училище

390006, Рязань, ул. Фур­ма­нова, 64 Тел.: (4912) 28–17–28, факс: 28–07–21 https://rejdu.ru E‑mail

Саран­ское Духов­ное учи­лище (3‑год.)

430000, Рес­пуб­лика Мор­до­вия, Саранск, ул. Саран­ская, 67 Тел./факс: (8342) 47–28–38, 47–07–69 Е‑mail

Смо­лен­ское межъ­е­пар­хи­аль­ное пра­во­слав­ное Духов­ное учи­лище (3‑год.)

214000, Смо­ленск, ул. Собор­ный двор, 5 Тел./факс: (4812) 38–28–62 https://smpdu.ru Е‑mail

Сык­тыв­кар­ское Духов­ное учи­лище (3‑год.)

167000, Рес­пуб­лика Коми, Сык­тыв­кар, ул. Пуш­кина, 3 Тел./факс: (8212) 24–40–48, 24–04–07, 24–09–19 E‑mail

Тюмен­ское Духов­ное учи­лище (2‑год.)

625001, Тюмень, ул. Димит­рова, 3 Тел.: (3452) 22–12–49, факс: 46–29–73

Чебок­сар­ское Духов­ное учи­лище (3‑год.)

428018, Рес­пуб­лика Чува­шия, Чебок­сары, ул. К. Ива­нова, 5 Тел./факс: (8352) 58–59–58

Челя­бин­ское Духов­ное училище

454084, Челя­бинск, ул. Кыштым­ская, 32 Тел.: (351) 791–55–38; 790–27–51 E‑mail

Читин­ское Духов­ное учи­лище (3‑год.)

672039, Чита, ул. 9‑го января, 54, корп. 4 Тел.: (3022) 32–54–78
УКРАИНАДухов­ные академии Киев­ские Духов­ные ака­де­мия и семинария
Укра­ина, 01015, Киев, ул. Лавр­ская, 25, корп. 64 Тел.: (10–380–44) 255–12–23 – дежур­ный, 255–11–79 – кан­це­ля­рия, факс: 255–12–07 https://kdais.kiev.ua Е‑mail

Ужго­род­ская Укра­ин­ская Бого­слов­ская ака­де­мия имени свя­тых Кирилла и Мефодия

Укра­ина, 88000, Ужго­род Закар­пат­ской обл., пл. Теат­раль­ная, 5–7 Тел.: (10–380–312) 61–28–01, 61–20–08, 61–38–33, 61–72–39, факс: 61–29–45 https://uuba.org.ua E‑mail;
Уни­вер­си­теты и институты Луган­ский Бого­слов­ский уни­вер­си­тет в честь Архи­стра­тига Михаила
Укра­ина, 91005, Луганск, пл. Вла­ди­мир­ская, 1 Тел./факс: (10–380–642) 50–85–23 https://lbu.lg.ua

Чер­но­виц­кий Пра­во­слав­ный Бого­слов­ский институт

Укра­ина, 58029, Чер­новцы, ул. Марка Черем­шины, 10а Тел.: (10–380–372) 51–64–46, 57–58–07 https://cpbi.info E‑mail
Духов­ные семинарии Волын­ская Духов­ная семинария
Укра­ина, 43025, Луцк, ул. Дра­го­ма­нова, 26 Тел.: (10–380–332) 72–48–81 E‑mail

Одес­ская Духов­ная семинария

Укра­ина, 65038, Одесса, Маяч­ный пер., 4 Тел.: (10–380–48) 746–88–71, 746–83–94, факс: 746–35–85 https://odseminary.orthodox.ru Е‑mail

Пол­тав­ская мис­си­о­нер­ская Духов­ная семинария

Укра­ина, 39800, Ком­со­мольск Пол­тав­ской обл., ул. Кон­сти­ту­ции, 12 Тел.: (10–380‑5348) 2–28–58, факс: 2–53–02 https://orth-mission.org.ua E‑mail

Поча­ев­ская Духов­ная семинария

Укра­ина, 47025, Почаев Кре­ме­нец­кого р‑на Тер­но­поль­ской обл., ул. Вос­со­еди­не­ния, 11 Тел.: (10–380‑3546) 6–15–61, 6–16–99 E‑mail

Таври­че­ская Духов­ная семинария

Укра­ина, 95011, Сим­фе­ро­поль, ул. Героев Аджи­муш­кая, 9/11 Тел.: (10–380–652) 25–45–11, 27–00–59 https://seminaria.crimea.ua E‑mail

Харь­ков­ская Духов­ная семинария

Укра­ина, 61000, Харь­ков, ул. Уни­вер­си­тет­ская, 8 Тел.: (10–380–57) 731–53–83 https://eparchia.kharkov.ua E‑mail
Духов­ные училища Алчев­ское Духов­ное училище
Укра­ина, 94200, Алчевск Луган­ской обл., Цер­ков­ная пло­щадь, 1 Тел.: (10–380‑6442) 5–51–33, 5–52–25 E‑mail

Вла­ди­мир-Волын­ское регент­ское Духов­ное училище

Укра­ина, 44700, Вла­ди­мир-Волын­ский, ул. Собор­ная, 29 Тел.: (10–380‑3342) 2–17–08

Горо­док­ское Духов­ное учи­лище регентов-псаломщиков

Укра­ина, 35331, с. Горо­док Ровен­ского р‑на Ровен­ской обл., ул. Мона­стыр­ская, 1 Тел.: (10–380–362) 20–14–82

Корец­кое регент­ско-кате­хи­за­тор­ское Духов­ное училище

Укра­ина, 34700, Корец Ровен­ской обл., ул. Киев­ская, 56 Тел./факс: (10–380‑3651) 2–18–66, 2–04–55

Мука­чев­ское Духов­ное училище

Укра­ина, 90100, Иршава Закар­пат­ской обл., ул. Гага­рина, 33 Тел.: (10–380‑3144) 2–27–33

Нико­ла­ев­ское Духов­ное училище

Украина,54001, Нико­лаев, ул. Лягина, 10 Тел.: (10–380–512) 37–37–52

г. Сверд­ловск Духов­ное училище

Укра­ина, 94806, Сверд­ловск Луган­ской обл., пер. Под­лес­ный, 2 Тел.: (10–380‑6434) 2–40–51

Сум­ское пас­тыр­ско-бого­слов­ское Духов­ное училище

Укра­ина, 40000, Сумы, ул. Ком­со­моль­ская, 108 Тел.: (10–380–542) 77–04–54 E‑mail

Чер­ни­гов­ское Духов­ное училище

Укра­ина, 14014, Чер­ни­гов, ул. Тол­стого, 92 Тел.: (10–380‑4622) 7–81–78, 4–98–31
БЕЛОРУССИЯДухов­ные ака­де­мии и семинарии Бело­рус­ские (Мин­ские) Духов­ные ака­де­мия и семинария
Бело­рус­сия, 231822, Жиро­вичи Сло­ним­ского р‑на Грод­нен­ской обл., ул. Собор­ная, 55 Тел./факс: (10–375‑1562) 96–5–86 – при­ем­ная, 96–8–22 – канцелярия https://minds.by Е‑mail

Витеб­ская Духов­ная семинария

Бело­рус­сия, 210026, Витебск, ул. Кры­лова, 7 Тел./факс: (10–375–212) 37–31–59, 23–60–28 https://vitebskseminary.org E‑mail
Духов­ные училища Мин­ское Духов­ное училище
Бело­рус­сия, 220121, Минск, ул. При­тыц­кого, 65 Тел./факс: (10–375–17) 255–55–19 https://mindu.orthodoxy.ru E‑mail

Оршан­ское Духов­ное училище

Бело­рус­сия, 211030, Орша Витеб­ской обл., ул. Совет­ская, 7 Тел.: (10–375–29) 714–14–13 E‑mail

Сло­ним­ское Духов­ное учи­лище (3‑год.)

Бело­рус­сия, 231800, Сло­ним Грод­нен­ской обл., ул. Вилен­ская, 9 Тел.: (10–375‑1562) 2–53–29, факс: 2–35–31
КАЗАХСТАНАлма-Атин­ская Духов­ная семинария
Казах­стан, 480015, Алматы, мик­ро­район «Дорож­ник», 29 Тел./факс: (7272) 98–94–71 – при­ем­ная, 98–91–75, 98–96–04 https://seminaria.kz E‑mail:[email protected]
ЛАТВИЯРиж­ская Духов­ная семинария
Лат­вия, LV–1003, Рига, ул. Католю, 10 Тел.: (10–3716) 722–72–42, 722–76–48, 722–83–24
МОЛДАВИЯКиши­нев­ские Духов­ные ака­де­мия и семинария
Мол­да­вия, Киши­нев, ул. Измаил, 46 Тел.: (10–373–22) 27–27–43, 54–28–70, факс: 54–28–63

Бен­дер­ское Духов­ное учи­лище (2‑год.)

Мол­да­вия, МД–3200, Бен­деры, ул. Суво­рова, 53 Тел.: (10–373–552) 5–42–50
СШАСвято-Тро­иц­кая Духов­ная семи­на­рия в г. Джорданвиль
Holy Trinity Orthodox Seminary PO Box 36, Jordanville, N. Y. 13361–0036 США, Нью-Йорк Тел.: (10–1–315) 858–09–45 https://hts.edu E‑mail
УЗБЕКИСТАНТаш­кент­ская Духов­ная семинария
Узбе­ки­стан, 700015, Таш­кент, ул. Авли­ёота, 91 Тел.: (10–998–712) 54–27–27, 55–54–15, 36–79–39 E‑mail;
ФРАНЦИЯг. Париж Пра­во­слав­ная Духов­ная семинария
Maison Sainte-Geneviéve,4, rue Sainte-Geneviéve, 91860 Épinay-sous-Sénart, France Тел.: (10–33–1) 48–28–99–90, факс: 48–28–74–54 https://seminaria.fr E‑mail,

МДА: статистика

Есть ли у вас статистика конкретно по Московской духовной академии? Чтобы сравнить по годам и выявить тенденцию.

– В МДА в этом году поступало в несколько раз больше молодых людей, чем обычно – более 150 человек в бакалавриат. Притом, что в этом году более жесткие требования и обязательно наличие сдачи ЕГЭ. Из этих 150 человек на подготовительное отделение взяли более 80, и сразу на I курс около 10 человек.

Новый единый учебный план подразумевает обязательные для всех четыре года бакалавриата и наличие подготовительного отделения. На подготовительном отделении преподаются церковные дисциплины, которые отсутствуют в средней школе, происходит также нормализация ситуации с обычными предметами – русским языком, иностранным языком, общегуманитарными дисциплинами, историческими дисциплинами. Но лучшие ученики из средней школы, и в особенности молодые люди, имеющие высшее светское образование, могут поступать сразу на I курс.

На выпускном курсе обычно в МДА около 60 человек: порядка 30% студентов до выпуска по разным причинам не доходит. Во-первых, в духовной школе учиться трудно. Во-вторых, кто-то переходит на заочное отделение, в силу разных жизненных обстоятельств. В-третьих, кто-то сам понимает, что оказался не на своем месте, выбрал не тот путь. А бывает, что это понимает в отношении кого-то и администрация.

Большинство студентов, оканчивающих МДА, рукополагаются. Задача семинарии –прежде всего подготовка клириков. Но здесь не может быть формального механистического подхода: «Изволь за выпускной курс решить – или ты монашество принимаешь, или женишься. А если не решишь, то диплома не получишь». Если подобное когда-то и имело место, сейчас мы такого рода давление отслеживаем и всячески пресекаем.

В МДА есть курсы, где уже к моменту выпуска клириками становятся 60% учащихся. Но соревнования, в какой семинарии больше будет клириков к концу обучения, быть не должно. Главное, чтобы потом выпускники оставались в сфере церковного труда, в сане или как церковные труженики. А таковых выпускников на сегодня решительное большинство. И в этом смысле большинство семинарий реализуют свою задачу – готовят людей, которые потом выходят на служение Церкви.

Отец Максим, а какие у вас ощущения, промежуточные выводы от наблюдения за развитием МДА в период вашей работы в Учкоме?

– МДА – уникальное учреждение, древняя духовная учебная школа. Вынужденный «советский» перерыв именно в МДА и СПбПДА был минимален, возобновленные в середине 40-х годов Московские и Ленинградские духовные школы могли опереться на уцелевшие в годы гонений профессорско-преподавательские кадры и выпускников дореволюционных духовных учебных заведений. Поэтому эти академии по масштабу не сопоставимы с другими церковными учебными заведениями. Это институции, у которых очень большой запас прочности, которые мало зависят от личности руководителя или конкретного преподавателя. Это в самом хорошем смысле стабильность и консервативность.

С другой стороны, именно эта консервативность может приводить к определенного рода процессам инерционности. Масштаб деятельности в рамках огромной преподавательской и студенческой корпорации таков, что решение некоторых практических вопросов осуществляется медленнее, чем в небольших семинариях. Может быть, именно поэтому на сегодня еще ни Московская, ни Санкт-Петербургская академии не имеют государственной аккредитации.

Но думаю, что имеющиеся на сегодня проблемы МДА преодолимы. Некоторые области динамично развиваются, например, библиотека, которая обустраивается не только внешне, но и внутренне – привлечением современных технологий. В институте индивидуальных наставников флагманом также стала МДА. Дистанционное обучение, когда велись трансляции лекций для провинциальных семинарий, также опиралось, прежде всего, на кадры МДА.

Когда потребовалась разработка учебных программ по новому единому учебному плану, именно МДА первой разместила их на своем сайте, чтобы другие могли воспользоваться. И таких примеров успешного осуществления различных задач нашей альма-матер можно привести немало.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]