ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДОНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Заочное отделение при Донской духовной семинарии создано по благословению управляющего Донской Митрополии Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Целью создания сектора заочного обучения при Донской Духовной семинарии является возможность преподавания качественного духовного образования духовенству, монашеству и мирянам Донской митрополии, без отрыва от возложенных на них церковных послушаний. Заочный сектор ДДС предназначен для обучения и повышения квалификации священнослужителей и монашествующих Донской митрополии, а так же мирян, несущих послушание в епархиальных отделах, имеющих полное среднее или высшее образование. На заочное отделение при Донской духовной семинарии принимаются клирики РПЦ, монашествующие, состоящие на приходском служении, на епархиальном, монастырском или приходском послушании, не находящимся под церковным прещением или за штатом. Так же миряне, до 55 лет, несущие послушания в епархиальных отделах и благочиниях и рекомендованные к обучению Правящим Архиереем. Лица, имеющие основное высшее светское или незаконченное богословское образование могут быть зачислены на 2-3 курсы семинарии. В отдельных случаях с благословения администрации семинарии допускается обучение по индивидуальному плану и сдача экзаменов экстерном. При обучении на заочном секторе Донской Духовной семинарии реализуется учебный план по программе «бакалавриат». Срок обучения на заочном секторе – 5 лет.
Священнослужители и монашествующие принимаются на Заочное отделение ДДС без вступительных экзаменов на конкурсной основе. Миряне на отделение заочного обучения принимаются по благословению духовника и рекомендации епархиального архиерея по результатам экзаменов на конкурсной основе. Лица, имеющие полное светское или незаконченное высшее духовное образование по представленным документам по результатам собеседования и сдачей учебной разницы в течение первого семестра могут быть зачислены на 2-й или 3-й курс семинарии. Обучение на отделении заочного обучение при Донской духовной семинарии регламентируется
История
Первым регулярным духовным учебным заведением в самом Калужском крае было открытое в 1775 году Калужское духовное училище, сразу именовавшееся семинарией.
Первоначально училище помещалось в Калуге, на Жировке, в казенном доме. Официальное же его открытие в Лаврентьевом монастыре состоялось в 1776 году, при участии митрополита Платона, прибывшего в Калугу по случаю открытия Калужского наместничества. Митрополит Платон лично заботился о материальном обеспечении новооткрытой семинарии. Кроме испрошенных у императрицы 300 рублей в год, он сам несколько раз высылал дополнительные средства.
В 1800 году семинария из Лаврентьева монастыря была переведена в здание возле Троицкого собора, в котором до 1880 года помещался и архиерейский дом. В том же году были открыты риторический и философский классы, а в 1802 году — богословский.
При еп. Евлампии (Введенском) было открыто и семинарское общежитие, но к 1809 году в нем проживало лишь 20 человек, остальные — на частных квартирах.
Несмотря на большое общее количество учащихся, выпускников старших классов было мало, так как почти никто до окончания полного курса и не доучивался. Потому еще долго даже священнические места не могли замещаться людьми с образованием, и преосвященным приходилось рукополагать полуграмотных наследников мест, не знавших даже основных догматов веры. Даже в самой Калуге до 1820-х годов не было образованных клириков, за исключением нескольких человек. Так, в 1826 году один диакон на экзамене у еп. Григория (Постникова) отвечал, что «Сын Божий не рожден», а один городской священник смешивал Сына Божия с Духом Святым и не имел понятия о Священном Писании, сознавшись, что «не знает истин христианских за обрабатыванием земли». Положение переменилось лишь после того, как семинария была отделена в Калуге от училища, и лишь окончившие ее могли надеяться на получение достойного места.
Еп. Евлампий (Введенский) отправил комиссию по монастырям епархии, чтобы выяснить, где возможно разместить духовное училище, которое разгрузило бы семинарию. Комиссия, посетив Пафнутьев-Боровский монастырь, Лихвинский, Покровский-Добрый, Мещовский Георгиевский для устроения училища избрала первый. Духовное училище было открыто после Пасхи 1810 года. Преподавать в нем должны были городские клирики, причем плату (200 руб) получал только префект, остальные же должны были исполнять свои обязанности «без жалования, а награду за сие ожидать от высшего духовного начальства епархии».
В 1811 году в калужском семинарском корпусе была устроена церковь во имя Иоанна Богослова. Ко времени построения церкви учащихся в семинарии было уже до 900 человек.
В 1812 году семинария была эвакуирована в Орел, а в ее здании размещался военный лазарет.
В 1814 году епископом Евгением (Болховитиновым) было начато отделение Калужской семинарии от училища. С этой целью за 71 тыс. руб. был куплен дом Билибина, переделка которого длилась до 1840 года, переселение же училища в новое здание длилось еще пять лет.
В 1900 году в семинарии была проведена ревизия, которая обнаружила большие недостатки в управлении семинарией, которые привели к беспорядкам среди учащихся и неподчинению их начальству. В результате ревизии были уволены ректор семинарии и поставлено на вид дурное поведение учащимся, но такие строгие меры, как увольнение, не были к ним применены. Многие годы неправильного управления семинарией давали о себе знать и впоследствии. Среди учащихся были весьма популярны кружки, по большей части социалистической направленности [1].
По декрету от 2 декабря 1917 года о переходе духовно-учебных заведений в ведение бывшего министерства народного просвещения все духовные учебные заведения, в том числе и Калужские духовные семинария и училище, были закрыты, а их имущество передано Наркомпросу.
В 1992 году в Калуге было вновь открыто духовное училище.
В 1996 году училище преобразовано в семинарию, с переходом на четырехлетний курс обучения. Учебные программы ориентированны на курс Московской духовной семинарии.
В 2000 году был осуществлен переход к пятилетнему курсу обучения, учебный процесс построен на основе разработанной Учебным комитетом программы семинарии с пятилетним сроком обучения.
С музыкой по пути
Большинство ребят, обучающихся в Курской духовной семинарии, до этого не имели опыта музыкального образования. Для будущих священников пение — один из главных предметов. Как показывает опыт, музыкальный слух и способности проявляются даже у тех, кто прежде и не подозревал о способностях.
Регентское отделение заведения располагается при Казанском храме города, знаменитой церкви, построенной на средства мамы преподобного Серафима Саровского — ребенка, оступившегося на лесах строящейся колокольни этого величественного собора, и чудом оставшегося невредимым.
За два с половиной столетия регентское отделение подготовило множество певчих и регентов не только для Курской метрополии, но и для соседних епархий. Подготовка обучения ведется по программе специалиста сроком на 3 года на очной форме обучения. Лица до 25 лет принимаются на обучение без музыкального образования, а с музыкальным образованием до 35 лет. Главным критерием поступления является наличие музыкальных способностей.
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Калужской епархии
- Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ… на 1896, 1917 год // Синодальная типография, СПб, 1896, с. 54; 1917, c. 69.
[1] Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7» Тверь. 2002. С. 152-157 —
[2] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 232.
[3] А.В. Журавский Беляев Николай Яковлевич
, «Православная Энциклопедия», Т. 4, сс. 591-592 от 3 мая 2009 г.,
Учебные будни и не только
На территории Курской духовной семинарии обучается и проживает около двухсот человек. Жизнь студентов протекает очень размеренно, но насыщено. Каждый день в первую половину дня студенты ходят на пары по специальным и профильным предметам. С понедельника по пятницу огромное внимание уделяется всем важным церковным аспектам будущих духовников и работников церкви. По субботам студенты слушают лекции по искусству кино, а потом смотрят фильмы: мировую и отечественную классику, художественное кино и документальные ленты.
В любую погоду на небольшой спортивной площадке в центре семинарского сада студенты играют в футбол. Это не только урок физкультуры, но и прекрасный отдых.
Семинария сегодня
Курская православная духовная семинария сегодня — это одно из лучших учебных заведений в Курской области. На ее территории сегодня действуют три профессиональных отделения, готовящих специалистов по профилю: пастырь, регент и иконописец. После окончания обучения каждый студент получает диплом государственного образца и также почетное звание выпускника семинарии.
Мало какое учебное заведение из существующих сегодня в России обладает такой огромной территорией или, как в шутку говорят преподаватели, «Курский Оксфорд». Семинария сегодня работает с особой для себя направленностью – культурологической. Все, кто преподают и проживают там, работают над тем, чтобы создать необычайно творческую и душевную атмосферу культуры и творчества.
Как завещали старые художники-мастера
Отделение иконописания в Курской православной духовной семинарии – это особая творческая среда с глубоким миссионерским назначением. Главная задача отделения — научить учащихся понимать богослужение и переносить в живопись. Специалистами в семинарии становятся не только в области иконописания, но и в других сферах церковного прикладного искусства. Обучение длится сроком 5 лет по программе специалиста на очной форме обучения.
Настоящему иконописцу важно разбираться в областях культуры и искусства. Это и есть главный критерий при поступлении. Но предметы на иконописном отделении во время обучения, кроме профилирующих, еще богословские и исторические, общая история русской церкви.
Ректоры
- Венедикт (Григорович) (сентябрь 1821 — 31 августа 1829)
- Владимир (Алявдин) (25 сентября 1829 — 5 декабря 1834)
- Израиль (Лукин) (1835 — 1843 [2])
- Феофилакт (Губин) (3 мая 1850 — 11 декабря 1857)
- Агапит (Лопатин) (1858 — 1860)
- Герасим (Добросердов) (1860 — 1863)
- Иосиф (Баженов) (10 июля 1870 — 18 декабря 1873)
- Мисаил (Крылов) (9 апреля 1878 — 23 октября 1879) и/о
- Климент (Капалин) (1996 — 29 мая 2013) и/о
Известные выпускники
- ок. 1800-1805 — Иасон (Никольский), архим.
- 1840 — Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Угличский
- 1851 — Вениамин (Смирнов), еп. Воронежский
- 1858 — Иоанн (Митропольский), еп. б. Аксайский
- 1864 — Николай Беляев, проф. КазДА [3]
- 1879 — Никодим (Преображенский), еп. Забайкальский
- 1882 — Никифор (Никольский), архиеп. б. Калининский
- 1894 — сщмч. Георгий Извеков, прот.
- 1900 — Лебедев Николай Михайлович, проф. МДА
- 1904 — сщмч. Сергий Покровский, прот.; Глеб (Покровский), архиеп. Пермский
- 1998 — Антоний (Пухкан), еп. Корсунь-Шевченковский; Феодосий (Снигирёв), архиеп. Черкасский
- 2000 — Игорь Нагайцев, свящ.