В чем состоит духовная жизнь человека и что это за понятие?


Что такое духовность?

Вопросами духовности занимаются такие науки, как философия, теология, религиоведение и обществознание. В чем состоит духовная жизнь человека? Дать определение ей очень сложно. Это формирование внутреннего мира, который включает в себя знания, чувства, веру и «высокие» (с морально-этической точки зрения) цели. В чем состоит духовная жизнь человека? Образование, семья, походы в церковь и редкие подачки милостыни? Нет, это все неверно. Духовная жизнь – это достижения чувств и разума, объединенные в так называемые духовные ценности, которые ведут к построению еще более высоких целей.

Религия

Религия — это вера в сверхъестественное, божественное происхождение мира. Первые религии зародились еще в древности. Люди поклонялись идолам, богам,олицетворяющим природные стихии в надежде получить хороший урожай, умилостивить силы природы, получить защиту от различных бедствий.

В прошлом люди поклонялись множеству богов, такая форма религии называется политеизмом (многобожием). В Древнем Риме, Греции, Египте боги представляли собой целые семьи, где каждый член семьи отвечал за отдельную сферу мироздания.

Это интересно! У Древних греков было 30 основных богов, и множество дополнительных. У греков существовал даже бог злословия, бог воров, покровитель тюленей, богини времен года, богиня мщения.

Религии в современном мирев основном основываются на вере в одного единого бога — это называется монотеизмом. Сегодня в мире насчитывается более 5000 различных религий. Но самыми распространенными среди них, у которых насчитывается большее количество последователей, являются:

  1. Христианство;
  2. Буддизм;
  3. Ислам.

Эти религии называют мировыми, так как они находят своих последователей по всему миру. Существуют так же другие виды религии: родоплеменные, народные, национальные. Их особенностью является то, что религию разделяют только представители одной нации, этноса, народа, племени.

Религия имеет большое значение в жизни любого общества. К функциям религии относят:

  • Интеграцию (объединение людей между собой, достижение ими взаимопонимания);
  • Формирование мировоззрения;
  • Регулирование поведения людей на основе религиозных норм, ценностей;
  • Успокоение и утешение людей.

Если в прошлом, принадлежность человека к той или иной религии определяло окружающее его общество, то сегодня, в большинстве стран, человек свободен выбирать любую веру, приходящуюся ему по душе.

«Сила» и «слабость» духовного развития

Что отличает от прочих «духовно развитую личность»? В чем состоит духовная жизнь человека? Развитая, целостная личность стремится к чистоте идеалов и помыслов, она думает о своем развитии и поступает в соответствии со своими идеалами. Слабо развитый в данном плане человек не способен оценить все прелести мира вокруг, внутренняя жизнь у него бесцветна и бедна. Так в чем состоит духовная жизнь человека? В первую очередь, это прогрессивное развитие личности и ее саморегуляция, под «руководством» высоких ценностей, целей и идеалов.

Мировоззрение-основа духовного мира личности

Мировоззрение – это комплекс знаний и представлений о мире, сформированных у человека. К структуре мировоззрения относятся: знания, принципы и ценности.

Принято подразделять мировоззрение на:

  1. Обыденное – опыт человека и общества, связанный с повседневной деятельностью человека. Как правило, это конкретные и простые рекомендации.
  2. Религиозное – источником являются сверхъестественные знания. Отвечает на вопросы о смысле жизни и на другие философские запросы.
  3. Научное – опыт, полученный в результате экспериментов и исследований. Редко применимо в жизни в прямом виде.
  4. Философское – размышления о смысле жизни, разговор с самим собой. Как правило, тяжело для восприятия и тиражирования.

Обыденное мировоззрение

Рассмотрим основные компоненты обыденного мировоззрения:

  • личный, реализуемый на ежедневной практике опыт человека;
  • представления общества, как коллективный разум;
  • стереотипы поведения;
  • суеверия и историческая мудрость.

Обыденное мировоззрение – это ориентация человека в мире, ответы на повседневные вопросы. К примерам знаний, применяемым на основании данного типа взгляда на мир, относятся:

  1. Навыки обслуживания себя и помощи другим.
  2. Основы физического труда, обустройства дома, приготовления пищи.
  3. Традиции в воспитании и игры.
  4. Празднования, обряды и обычаи.

Обыденные знания – это то, с чем сталкивается человек на ежедневной основе.

Научное мировоззрение

Научное мировоззрение базируется на объективной истине. К ключевым критериям знаний относятся:

  1. Объективность – они не зависят от конкретного человека, подчиняются только динамике изменений окружающего мира.
  2. Системность – допустимо повторное проведение экспертизы несколькими учеными.
  3. Применение особой методики и приемов – эксперимент, моделирование и так далее.
  4. Специфический язык и литература.

Все, что невозможно доказать или подтвердить отвергается наукой

.

Мировоззренческие особенности

В чем состоит духовная жизнь человека? Эссе на эту тему часто задают писать школьникам и студентам, так как это – фундаментальный вопрос. Но его нельзя рассматривать без упоминания такого понятия. как «мировоззрение». Что это? Этот термин описывает совокупность взглядов личности на окружающий ее мир и процессы, которые в нем происходят. В мировоззрении заложено отношение индивида ко всему, что его окружает. Мировоззренческие процессы определяют и отображают чувства и мысли, которые мир преподносит человеку, они формируют целостное представление о других людях, о природе, обществе, моральных ценностях и идеалах. Во всех исторических периодах особенности людских взглядов на мир были разными, но и сложно найти две личности с одинаковыми взглядами на мир. Именно поэтому можно сделать вывод, что духовная жизнь каждого отдельно взятого человека – индивидуальна. Могут быть люди со схожими представлениями, но есть факторы, которые обязательно внесут свои коррективы.

Гуманизм и человечность

Понятие «гуманизм» и понятие «человечность» – синонимичны. Гуманистом принято считать индивида, для которого первостепенны ценности личности другого человека.

Признаки гуманизма:

  1. Автономность – идеи не связаны с религией или идеологией, они основаны на честности, терпимости и лояльности одного человека по отношению к другому.
  2. Фундаментальность – являются базой социального общества.
  3. Универсальность – идеи гуманизма характерны для всех обществ.

Понятие «гуманизм» связано с моральными категориями.

Виды гуманистов:

  • народные – выступают за интересы общества в целом и народа;
  • правозащитные – акцентируют внимание на правах и свободах людей;
  • пацифистические – выступают против всего вредного и опасного;
  • общественные – поддерживают социальную сферу и помогают незащищенным группам населения.

Базовый принцип гуманизма основан на трех правилах:

  1. Общество одинаково достойно относится ко всем людям, не зависимо от их социального положения и статуса.
  2. Одно из приоритетных прав человека – быть самим собой и выражать собственные интересы.
  3. Наличие милосердия, основанного не на жалости, а на стремлении искренне помочь человеку.

Существенное влияние на принципы гуманизма оказало проявление глобализации, так как все люди стали присматриваться к ценностям и обычаям других народов. Основные причины глобализации – развитие технологий и технический прогресс, стирающий границы между нациями и странами.

Существуют положительные и отрицательные последствия глобализации. С одной стороны, границы стираются, происходит обмен технологиями, что стимулирует развитие человечества. С другой стороны, теряются национальные культурные особенности, нищает народная культура.

Ценности и ориентиры

В чем состоит духовная жизнь человека? Если говорить об этом понятии, то необходимо вспомнить и про ценностный ориентир. Это – наиболее дорогой и даже святой момент для каждого человека. Именно такие ориентиры в совокупности отображают отношение личности к фактам, явлением и событиям, которые происходят в действительности. Ценностные ориентиры различны для разных наций, стран, обществ, народов, общин и этносов. При их помощи формируются как индивидуальные, так и общественные цели и приоритеты. Можно выделить нравственные, художественные, политические, экономические, профессиональные и религиозные ценности.

Основные элементы духовной жизни общества

В чём состоит духовная жизнь человеческого общества? Она распространяется на все уровни и типы общественного сознания:

  • научного;
  • политического;
  • религиозного;
  • нравственного;
  • эстетического;
  • правового.

В соответствии с этим духовная жизнь человеческого общества условно разделяется на четыре основных составляющих.

  • Религия.

Суть этого явления можно кратко охарактеризовать как общность церкви, специфических догм, мифов, обрядовых и культовых отправлений.

  • Мораль.

Под этим понятием подразумевается принятая в человеческом обществе целая система правил поведения, основанная на представлениях человека о добре и зле, социальной справедливости, плохом и хорошем. Все эти правила могут отражать как самостоятельные внутренние убеждения человека, так и действия, предпринятые под давлением общественного мнения.

  • Искусство.

Эта особенная форма общественного разума представляет собой систему художественных образов, появившихся как итог творческого переосмысления предметов и явлений окружающей действительности.

  • Наука.

Философия трактует её как теоретически систематизированные знания, полученные в ходе научных изысканий и облечённые в абстрактно-логическую форму теорий, законов, терминов и гипотез.

Мы – это то, о чем мы думаем

Сознание определяет бытие – так говорят классики философии. В чем состоит духовная жизнь человека? Можно сказать, что развитие – это осознанность, ясность сознания и чистота мыслей. Нельзя сказать, что весь этот процесс происходит только в голове. Понятие «осознанность» подразумевает некие активные действия на этом пути. Она начинается с контроля над своими мыслями. Каждое слово происходит от бессознательной или сознательной мысли, именно поэтому важно их контролировать. Следом за словами приходят и действия. Тон голоса, язык тела соответствуют словам, которые, в свою очередь, порождаются мыслями. Следить за своими действиями также крайне важно, так как они станут со временем привычками. А перебороть дурную привычку очень сложно, гораздо лучше ее не иметь. Привычки формируют характер, а это именно то, каким видят личность другие люди. Они не способны знать мысли или чувства, но они могут давать оценку и анализировать поступки. Характер же, вместе с поступками и привычками, формирует жизненный путь и духовное развитие. Именно постоянный контроль над собой и самосовершенствование составляют основу духовной жизни человека.

Четыре составляющих духовной жизни

свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко

Святой Феофан Затвор­ник писал своей духов­ной дочери: «Вы совер­шенно верно опре­де­лили для себя основ­ную цель жизни – соот­вет­ство­вать высо­кому досто­ин­ству чело­века. Для этого вовсе не обя­за­тельно (во всяком случае, чаще всего) кар­ди­нально менять внеш­нюю сто­рону своей жизни, основ­ные изме­не­ния каса­ются сокро­вен­ной духов­ной жизни чело­века. Обычно можно по-преж­нему рабо­тать в том же месте, не раз­ры­вать обще­ния с дру­зьями, инте­ре­со­ваться теми же пред­ме­тами, что и прежде. Только все это напол­нится иным содер­жа­нием, все это будет важно не само по себе, теперь чело­век через все это будет вос­хо­дить к Богу».

Святые всех веков хри­сти­ан­ской эры утвер­ждают: если вы хотите начать духов­ную жизнь, то должны пом­нить о четы­рех ее состав­ля­ю­щих и про­дви­гаться во всех четы­рех направ­ле­ниях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре состав­ля­ю­щие духов­ного пути суть:

  • чтение Еван­ге­лия и духов­ной лите­ра­туры и раз­мыш­ле­ние над про­чи­тан­ным,
  • уча­стие в бого­слу­жеб­ной жизни Церкви, в ее Таин­ствах, и, прежде всего, Таин­стве Евха­ри­стии,
  • инди­ви­ду­аль­ная молитва,
  • доб­ро­де­ла­ние.

Совре­мен­ный подвиж­ник отец Алек­сандр Мень срав­ни­вал важ­ность сле­до­ва­ния этим прин­ци­пам для нашего духов­ного рав­но­ве­сия с важ­но­стью ножек для рав­но­ве­сия стола. Он гово­рил: если у стола одна ножка отсут­ствует, то стол кача­ется, но еще может кое-как стоять, но если убрать еще одну или более ножек, то стол непре­менно упадет. Так и в нашей жизни, если забы­ва­ется одна состав­ля­ю­щая духов­ного пути, то наша духов­ная жизнь начи­нает качаться и хро­мать, если забы­ва­ются и другие, то мы неиз­бежно теряем рав­но­ве­сие и наша духов­ная жизнь рушится. Под­ра­зу­ме­ва­ется не полное забве­ние какого-либо пункта духов­ной жизни, а мень­ший упор на нем, при­да­ние ему мень­шего зна­че­ния по срав­не­нию с дру­гими. В этой связи данный пример можно при­ве­сти и в несколько ином виде: пока стол нашей духов­ной жизни крепко стоит на забот­ливо при­спо­соб­лен­ных к нему равных ножках, все в порядке. Но если хотя бы одна из ножек ока­зы­ва­ется меньше других, то рав­но­ве­сие нару­ша­ется, стол начи­нает качаться и ста­но­вится непри­го­ден для исполь­зо­ва­ния.

«Сын Божий стал чело­ве­ком, чтобы чело­век сде­лался сыном Божиим» (св. Ириней Лион­ский). И если мы стре­мимся вос­хо­дить в это сынов­ство, то пере­чис­лен­ные основы духов­ной жизни должны занять свое место в нашей повсе­днев­но­сти. Они должны стать как бы опор­ными точ­ками, между кото­рых рас­по­ло­жено все осталь­ное про­стран­ство нашей жизни.

Соб­ственно, эти четыре точки, четыре пункта, по сути – раз­лич­ные про­яв­ле­ния одного стрем­ле­ния, стрем­ле­ния чело­века встре­титься с Богом. Молитва, гово­рят святые, это беседа с Богом, обра­ще­ние одной лич­но­сти к Другой. И в этом смысле и инди­ви­ду­аль­ная молитва дома, и молитва собор­ная за бого­слу­же­нием, и чтение и раз­мыш­ле­ние о духов­ных вещах, и доб­ро­де­ла­ние, – все это можно назвать молит­вой. Дей­ствуя в каждом из этих направ­ле­ний, чело­век обра­ща­ется к Богу либо непо­сред­ственно, либо через ближ­него.

Про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень, выда­ю­щийся пас­тырь и про­по­вед­ник наших дней, любил при­во­дить сле­ду­ю­щий пример. Он гово­рил: ко мне часто при­хо­дят люди, кото­рые жалу­ются на то, что все в их жизни не ладится, что Бога они в молитве не чув­ствуют и что, вообще, Бог никак не про­яв­ля­ется в их жизни и не изме­няет ее. На это отец Алек­сандр отве­чал вопро­сом: а дей­ству­ете ли вы в соот­вет­ствии с моими ука­за­ни­ями об обя­за­тель­но­сти для духов­ного про­дви­же­ния упо­мя­ну­тых четы­рех пунк­тов? Посе­ща­ете ли регу­лярно бого­слу­же­ния и при­ча­ща­е­тесь ли, доста­точно ли вни­ма­тельны к окру­жа­ю­щим и доста­точно ли быстро откли­ка­е­тесь на их нужды? Выде­ля­ете ли хотя бы неболь­шое время в неделю для чтения духов­ной лите­ра­туры? И, нако­нец, моли­тесь ли еже­дневно? Самый мини­мум еже­днев­ной инди­ви­ду­аль­ной молитвы – десять минут. Если вы этого не выпол­ня­ете, то каких же изме­не­ний вы ждете? В данном случае свя­щен­ник как врач дает реко­мен­да­ции, а резуль­тат зави­сит от чело­века, его рвения. Если к врачу при­хо­дит чело­век и жалу­ется, что у него печень, то врач гово­рит: вы не должны есть острого, соле­ного, жир­ного и т.д. Но если паци­ент не выпол­няет реко­мен­да­ций, то врач не может ему ничем помочь. Так и в духов­ной жизни: если не выпол­ня­ете этот мини­мум, то ждать улуч­ше­ния в духов­ном состо­я­нии нечего.

Часто можно услы­шать: для чего нужна молитва? Понятно, соци­аль­ная дея­тель­ность, от нее есть реаль­ная польза миру. А какая польза от молитвы? Молимся для Бога? Но Бог и так знает все наши мысли и настро­е­ния, зачем объ­яс­нять Ему все то, что Он и без того пре­красно знает.

Конечно, молитва нужна не Богу, а нам. Молитва – это беседа с Богом, а беседа пред­по­ла­гает, что обе сто­роны не только гово­рят, но и слу­шают друг друга. Мы же чаще всего спо­собны только гово­рить сами, мы не даем Богу вста­вить в наш моно­лог хотя бы слово. Такая молитва, без­условно, не имеет смысла, потому что Бог не сосед, кото­рому мы спешим изло­жить наши про­блемы, порой к тому же немного кривя душой и что-то пре­уве­ли­чи­вая, что-то скры­вая, в надежде извлечь из обще­ния какую-нибудь выгоду. Бог знает нас и наши нужды гораздо лучше нас самих, потому неза­чем вда­ваться в долгие объ­яс­не­ния. Но если мы хотим, чтобы беседа с Богом состо­я­лась, наша глав­ная задача – научиться слу­шать, что гово­рит нам Бог.

Пси­хо­логи и фило­софы послед­него сто­ле­тия часто оста­нав­ли­ва­лись на особом свой­стве души совре­мен­ного чело­века – неспо­соб­но­сти слу­шать и слы­шать кого-нибудь, кроме себя. Конечно, эта про­блема стояла всегда, пред всеми поко­ле­ни­ями людей. Но в наш без­ре­ли­ги­оз­ный век она встала осо­бенно остро.

Чело­век стал менее мисти­че­ски вос­при­им­чи­вым, если можно так ска­зать. Это про­изо­шло в силу тех­ни­че­ского про­гресса, дости­же­ния кото­рого не дают чело­веку вре­мени поску­чать, не дают ему побыть наедине с самим собою. Чтобы выде­лить неболь­шое время для Бога, чтобы ото­рвать себя от при­выч­ного вре­мя­пре­про­вож­де­ния перед теле­ви­зо­ром, у ком­пью­тера, с маг­ни­то­фо­ном, чело­век должен делать огром­ные усилия. Совре­мен­ный чело­век пора­бо­щен изоб­ре­тен­ными им меха­низ­мами, ему почти невоз­можно ото­рвать себя от того, что зани­мает созна­ние как посто­ян­ный фон, не застав­ляя чело­века в то же время при­кла­ды­вать усилие.

То же про­ис­хо­дит и в сфере обще­ния. Чело­век и всегда-то – в силу своего гре­хов­ного эго­изма – с трудом откры­вал свое сердце и созна­ние навстречу ближ­нему. Теперь он и вовсе отвык делать усилия в обще­нии, при­вык­нув к тому, что нескон­ча­е­мый поток инфор­ма­ции посто­янно про­хо­дит в его созна­нии, но не задер­жи­ва­ется в нем и не тре­бует обду­мы­ва­ния, серьез­ного и глу­бо­кого осмыс­ле­ния и пере­жи­ва­ния.

Да что гово­рить о Боге, – чело­век не может услы­шать и дру­гого чело­века. Люди иногда могут годами дру­жить или жить вместе, оста­ва­ясь совер­шенно чужими друг другу в силу того, что друг друга не слышат. Может быть, хотят услы­шать, но не слышат. Где уж тут услы­шать голос неви­ди­мого Бога, если даже чело­века, кото­рый рядом с нами, мы вос­при­ни­маем с трудом.

Что же прежде всего необ­хо­димо, чтобы изме­нить ситу­а­цию? Конечно, основ­ное – это жела­ние и усер­дие. Наша стар­шая дочка Ека­те­рина часто пока­зы­вает нам яркие при­меры того, сколь мно­гого можно добиться, если все­рьез этого захо­теть. Недавно на дет­ском празд­нике все играли в прятки. Прошло довольно много вре­мени, и нако­нец все, кроме Кати, были най­дены. Ее стали искать семь взрос­лых чело­век, где только ни смот­рели, какие только хит­ро­сти ни при­ду­мы­вали, чтобы заста­вить ее выдать свое место­на­хож­де­ние. Все было бес­по­лезно. Она, кото­рая нико­гда не может и двух минут спо­койно поси­деть на месте, чем всех всегда сердит, сорок минут где-то сидела не шелох­нув­шись и не под­да­ва­лась ни на какие про­во­ка­ции. Мы уже ни на шутку испу­га­лись: жива ли она, может, залезла, куда и уро­нила на себя что-нибудь. Когда мы ее все-таки нашли, ее крест­ная, помо­гая Кате вылезти, ска­зала: «Роди­тели, обра­тите вни­ма­ние, сколько у вашей дочки тер­пе­ния и выдержки, стоит ей только захо­теть. Как, ока­зы­ва­ется, она может ста­ра­тельно и само­сто­я­тельно выпол­нять домаш­ние зада­ния, если захо­чет».

Так бывает и в нашей жизни. Мы можем пока­зать верх вни­ма­ния и серьез­но­сти, если дело каса­ется про­дви­же­ния по работе, полу­че­ния какой-то выгоды или удо­воль­ствия, но тру­диться, чтобы вни­мать Богу или хотя бы ближ­нему, у нас не хва­тает сил. А тре­бу­ется-то от нас, в первую оче­редь, то же, что и мы тре­буем от невни­ма­тель­ного ребенка: научиться сосре­до­то­чи­ваться.

Чтобы услы­шать ближ­него, нужно, прежде всего, уметь быть доста­точно вни­ма­тель­ным к его словам, не отвле­каться, не думать в это время о своем, не оста­нав­ли­ваться вни­ма­нием на том, что нам в его речи близко или инте­ресно, а просто слу­шать… Слу­шать и вос­при­ни­мать его слова, мысли, пере­жи­ва­ния. И это тяже­лая работа над собой: научиться не просто мол­чать в при­сут­ствии дру­гого, но и не отвле­каться, слу­шать и пони­мать его.

То же можно ска­зать и в отно­ше­нии Бога. Чтобы услы­шать голос Божий, необ­хо­димо не просто так­тично помол­чать, чтобы при первой воз­мож­но­сти вновь пере­клю­чить раз­го­вор на себя, свои нужды, а именно с инте­ре­сом и вни­ма­нием вслу­ши­ваться в то, что отве­чает нам Гос­подь.

При таком под­ходе молитва не будет казаться чем-то ненуж­ным, лишним в отно­ше­ниях с Богом. Она необ­хо­дима для нас. От нас немно­гое зави­сит, но то, что мы обя­за­тельно должны сде­лать, без чего не достичь обще­ния с Гос­по­дом – это при­ло­жить мак­си­мум ста­ра­ния, чтобы научить свой ум не рас­се­и­ваться, пре­бы­вать в состо­я­нии сосре­до­то­чен­ного вни­ма­ния. (Оста­но­ви­тесь мыслью на этом заме­ча­тель­ном слове: вни­ма­ние. Это слово озна­чает нашу готов­ность слу­шать!)

Фило­соф и пси­хо­лог Эрих Фромм в своей книге «Искус­ство любить» именно в этом видит воз­мож­ность изле­чить отно­ше­ния любя­щих друг друга людей: через еже­днев­ные упраж­не­ния на умение сосре­до­то­чить вни­ма­ние. Фромм пред­ла­гает каждый день выде­лить неболь­шое время, хотя бы пол­часа, в кото­рые надо попы­таться отклю­читься от всего и осво­бо­дить свое созна­ние от любых мыслей. Он пре­ду­пре­ждает, что дело это очень труд­ное, тре­бу­ю­щее огром­ного тер­пе­ния и настой­чи­во­сти. На этом самом эле­мен­тар­ном уровне молитва подобна восточ­ной меди­та­ции, кото­рая тоже тре­бует от чело­века научиться управ­лять своим созна­нием, уметь осво­бо­дить его от всего посто­рон­него. Это то, что зави­сит от самого чело­века, а потому при­зна­ется и дале­кими от рели­гии людьми и дости­га­ется регу­ляр­ными упраж­не­ни­ями, кото­рые вполне срав­нимы с еже­днев­ной заряд­кой или обу­че­нием какому-либо реме­слу.

Апо­стол Павел срав­ни­вает хри­сти­а­нина со спортс­ме­ном, кото­рый бежит свою, Богом отме­рен­ную, дистан­цию. И здесь важно ска­зать: в деле молитвы регу­ляр­ные упраж­не­ния так же важны. Как тре­ни­ровки для спортс­мена. Как спортс­мен посто­ян­ными тре­ни­ров­ками доби­ва­ется того, что его тело ста­но­вится ему послуш­ным и гото­вым к боль­шим нагруз­кам, так и ум наш бла­го­даря соот­вет­ству­ю­щим упраж­не­ниям ста­но­вится послуш­ным и вни­ма­тель­ным.

Как инстру­мент, для того чтобы он был готов к испол­не­нию, так и наша душа должна быть хорошо настро­ена, чтобы в ней зазву­чало при­кос­но­ве­ние Божие, небес­ная музыка.

В молитве мы учимся быть вни­ма­тель­ными, не рас­се­и­ваться, в этом смысле она выпол­няет для нас роль спе­ци­аль­ного упраж­не­ния. Можно было бы учиться вни­ма­нию в отдель­ное время, выпол­няя спе­ци­аль­ные упраж­не­ния для этого, а затем обра­щаться уж к Богу, но это было бы в высшей сте­пени нера­зумно. Обра­ща­ясь к Богу в молитве, чело­век пре­красно пони­мает свои огра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти, он вовсе не наде­ется достичь Бога своими уси­ли­ями. В этом корен­ное отли­чие хри­сти­ан­ской молитвы от прак­тик восточ­ных куль­тов.

От чело­века тре­бу­ется ста­ра­ние, осталь­ное пода­ется Богом как дар. Гос­подь под­хо­дит к каж­дому из нас как Лич­ность. Как в школе: если ученик не обла­дает спо­соб­но­стями, но ста­ра­ется, учи­тель будет помо­гать ему больше и они вместе добьются успеха. Так и в молитве: одни люди обла­дают более силь­ной волей, другие же пришли к Богу с нетре­ни­ро­ван­ной или вовсе атро­фи­ро­ван­ной волей. Одни изна­чально более вни­ма­тельны и собраны, другие совсем рас­се­янны. Перед Богом все в равном поло­же­нии, нужно только при­ло­жить ста­ра­ние, а в осталь­ном Гос­подь помо­жет. В пер­спек­тиве обе­то­ван­ного соеди­не­ния с Богом все мы нуж­да­емся в помощи, кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше. Святой Мака­рий срав­ни­вал наше поло­же­ние с поло­же­нием мла­денца: ребе­нок ничего не может сам, он даже не спо­со­бен встать на ноги и подойти к матери. В его силах только отча­янно пла­кать и звать мать. И она, видя свое чадо ищущим ее с таким нетер­пе­нием, спешит к нему навстречу, берет на руки, нежно обни­мает. Бог ведет себя подобно матери, объ­яс­няет св. Мака­рий. В порыве Своей бес­ко­неч­ной любви Он Сам при­хо­дит, при­бе­гает к взыс­ку­ю­щей и зову­щей его душе.

Есть в наших отно­ше­ниях с Богом один фун­да­мен­таль­ный аспект. При­хо­жанка, отча­яв­ша­яся оттого, что ей тяжело молится, задала как-то отцу Алек­сан­дру Меню про­во­ка­ци­он­ный вопрос. Как же так, воз­му­ща­лась она, вы гово­рите, что наша беседа с Богом должна быть бесе­дой двух любя­щих существ. Но когда раз­го­ва­ри­ва­ешь с чело­ве­ком, кото­рого любишь, не при­хо­дится посто­янно делать усилия, чтобы быть с ним, а чтобы бесе­до­вать с Богом при­хо­дится тяжело тру­диться.

В этом кон­тек­сте сле­дует оста­но­виться на двух момен­тах, игра­ю­щих важную роль в нашей духов­ной жизни. Во-первых, в пра­во­слав­ном бого­сло­вии есть поня­тие бла­го­дать при­зы­ва­ю­щая. Это бла­го­дать, кото­рая пода­ется как дар, как аванс чело­веку только что при­шед­шему к Богу. Это первая непо­сред­ствен­ная встреча чело­века с Богом, залог воз­мож­ного в даль­ней­шем дости­же­ния един­ства с Богом. Она срав­нима с влюб­лен­но­стью, и как влюб­лен­ность через какое-то время теряет пер­во­на­чаль­ную яркость пере­жи­ва­ний, так и эта бла­го­дать посте­пенно отхо­дит от хри­сти­а­нина. Теперь чело­век знает, сколь пре­красно быть с Богом, и должен при­ла­гать свои усилия, чтобы дости­гать того же и гораздо боль­шего. Молитва в данном случае играет как раз ту роль, о кото­рой мы гово­рили, – роль упраж­не­ния, помо­га­ю­щего научиться сосре­до­то­ченно вни­мать Богу; роль упраж­не­ния, помо­га­ю­щего услы­шать, узнать Бога. Как люди, жела­ю­щие вер­нуть утра­чен­ную любовь, могут сде­лать это, если будут осо­бенно вни­ма­тельны друг к другу, будут тру­диться, чтобы лучше понять друг друга, так и хри­сти­а­нин должен рабо­тать, чтобы вновь почув­ство­вать бли­зость к Богу. Потому что насто­я­щая любовь к Богу тоже дости­га­ется нема­лым трудом.

Почему мы думаем, что для того, чтобы полю­бить чело­века, нужно при­ло­жить усилия, а Бога мы спо­собны любить изна­чально? Надо рабо­тать над своим уме­нием любить, тогда беседа с Богом дей­стви­тельно будет для нас радо­стью и отды­хом, как бывает при­ятна беседа с люби­мым чело­ве­ком. Тогда уже не будет посто­янно воз­ни­кать уста­лость и жела­ние поско­рее закон­чить молитву.

Кроме того, не надо забы­вать, что нас от Бога отде­ляют и наши грехи, они создают пре­граду между нами и Святым Богом. Если мы хотим научиться молиться, сле­дует пом­нить, что наши успехи в молитве будут прямо про­пор­ци­о­нальны нашему нрав­ствен­ному изме­не­нию, очи­ще­нию души от стра­стей. Сколько бы чело­век ни упраж­нялся во вни­ма­нии, каких бы высот в этом ни достиг, каким бы ни стал собран­ным и уме­ю­щим слу­шать, все бес­по­лезно, если одно­вре­менно не идет посто­ян­ная борьба с грехом в себе.

из книги «О молитве»

Свобода совести

Свобода совести — это право человека самостоятельно выбирать, какую религию ему исповедовать, или отказаться от какой-либо веры и стать атеистом. Свобода совести гарантирована во всех демократических, светских государствах, где церковь отделена от государственной власти.

Так же гарантирована свобода совести в Конституции РФ (Российской Федерации). Согласно главному закону российского государства запрещено любое принуждение к выражению убеждений или отказу от них.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]