Богодухновенность Священного Писания — что значит это понятие?

Библейские уроки

Опубликовано 16.12.2011

Что означает понятие «Богодухновенность Священного Писания». Почему Библию называют Богодухновенной книгой? Библия — необычная книга, она уникальна, и нет подобной ей во всей истории человечества. Она уникальна, поскольку она исходит от Бога, это Святая Книга. Ни одна другая книга не делала заявлений и вызовов, подобных тем, что в этой книге, и нет другого такого количества свидетельств и доказательств, кроме тех, которые подтверждают истинность Библии.

Библия утверждает свою Богодухновенность — это то, чего Бог хотел, и предназначил вам, чтобы вы знали о Нем и о вашем спасении. Это утверждение означает, что эта книга – то, с чем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО следует считаться. Это утверждение может быть либо истинно, либо ложно в ваших глазах. Если оно ложно, это все еще замечательная книга, но если это правда, то эта книга в один прекрасный день станет вам судьей.

Библия говорит о своей Богодухновенности:

  1. 2 Тимофею 3:16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 3:17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен
  2. 2 Петра 1:20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
  3. 1 Коринфянам 2:12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа, Который от Бога, что мы могли бы знать дарованное нам от Бога, что вещи, которые мы также говорим, не на словах научили от человеческой мудрости, но в те изученными от Духа Святого, сочетающий духовные {мысли} {с духовными словами.}
  4. 2 Царств 23:1 Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: 2 Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня..
  5. Иоанна 14:26 «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
  6. Иоанна 16:12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. 13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
  7. Иоанна 17:07 «Теперь они узнали, что все, что Ты дал Мне от тебя, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я дал им, и они получили {их} и по-настоящему понял, что Я исшел от Тебя, и они считали, что Ты послал Меня 17 «освяти их истиною Твоею; . слово Твое есть истина. 18 «Как Ты послал Меня в мир, и Я послал их в мир.
  8. 1 Коринфянам 14:37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. 38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
  9. 1 Фессалоникийцам 2:13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, — каково оно есть поистине, — которое и действует в вас, верующих.
  10. 1 Фессалоникийцам 4:08 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго
  11. Евреям 1:01 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
  12. Иеремия 1:09 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
  13. Исаия 51:16 И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ».
  14. Матфея 10:19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
  15. Более 2000 раз Писание использует фразу «Слово Господне» и более чем 1800 раз использует «так говорит Господь»

Польза Писания

Во Втором послании Павла к Тимофею 3:16 сказано: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Давайте рассмотрим эти слова апостола Павла.

Писание богодухновенно

То, что Писание богодухновенно, означает, что Библия — это дыхание Бога, это то, что было выдохнуто Самим Богом, который есть Дух. Бог выдохнул Себя, и то, что Он выдохнул, и есть Библия. Вот что имеется в виду во 2 Тим. 3:16, когда говорится, что Писание богодухновенно.

Внешне Библия выглядит так же, как и любая другая книга; она состоит из слов. Однако, если все обычные книги имеют одну и ту же природу, Библия отличается от всех остальных книг. Библия уникальна. Однако многие люди не понимают этого. Они читают Библию так же, как они читают обычные книги. Это совершенно неправильно.

Библия, и в особенности Новый Завет, учит нас читать Писания не как простую, обычную книгу. В Эф. 6:17 и 18 говорится, что мы должны принять слово Божье посредством всякой молитвы и прошения. Почему Божье слово нужно принимать посредством молитвы? Потому что, согласно 2 Тим. 3:16, Писания богодухновенны. Бог выдохнул Себя в Писаниях, поэтому, читая Писания, мы должны принимать в себя Божье дыхание. Когда Бог выдыхает Себя, Он делает выдох. Когда мы читаем Писание, то есть, когда мы принимаем Писание, мы вдыхаем Бога. Поэтому чтение Библии подразумевает, что Бог выдыхает, а мы вдыхаем. Это совсем не похоже на то, как мы читаем обычную книгу.

Писание полезно

Во 2 Тим. 3:16 говорится не только о том, что Писание богодухновенно, но и о том, что Писание «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Со стороны Бога Библия — это Божье дыхание. С нашей стороны Библия предназначена для того, чтобы мы получили пользу в отношении четырёх вещей — научения, обличения, исправления и наставления. Эти слова намеренно расположены именно в таком порядке.

Научение — снятие покрывала

Что такое научение? Как вы понимаете слово «научение»? Нам нужно понимать это слово в том смысле, в каком его употреблял Павел. Если мы в достаточной мере обладаем надлежащим духовным опытом, то мы поймём, что научение в стихе 16 — это то же самое, что откровение. Научение — это не что иное, как божественное откровение.

Теперь мы понимаем, в каком смысле Библия полезна для научения. Она полезна для того, чтобы снять покрывало. Покрывало нельзя просто взять и снять; его нельзя полностью снять за один раз. Напротив, покрывало снимается постепенно.

Обличение является результатом полученного нами откровения

Примечательно, что за научением в стихе 16 следует обличение. Причина этого в том, что, увидев что-то от Бога, вы неизбежно будете обличены увиденным.

Всякий раз, когда мы видим что-то от Бога, мы осознаём свои ошибки, просчёты, недостатки и грехи. В результате мы испытываем обличение. Это обличение является результатом полученного нами откровения. Однако часто, читая Писания, мы не получаем никакого откровения, а потому нет и никакого обличения. Но если мы, читая Писания, будем получать откровение, то это откровение будет обличать нас.

Исправление

За обличением следует исправление. Научение, или откровение, приносит обличение, а обличение производит исправление. Исправить — значит сделать правильным то, что было неправильно, вернуть человека на правильный путь, возвратить что-либо в надлежащее состояние.

Наставление в праведности

После того как мы были исправлены, мы получим надлежащее наставление — наставление в праведности. Говоря о научении, обличении и исправлении, Павел не добавляет к этим словам никаких определений, но, говоря о наставлении, он уточняет и говорит, что это наставление в праведности. Праведность — это вопрос правоты. Поэтому наставление, о котором здесь говорится, направлено на то, чтобы сделать нас правыми.

Почему нам нужно обличение? Потому что мы неправы во многих вопросах. Мы можем быть неправы перед Богом, перед Христом и перед Духом. Мы можем быть неправы перед церковью, перед братьями и сёстрами, перед мужем или женой, перед своими родителями, перед своими детьми, перед своими соседями и даже перед самими собой. Мы можем быть неправы в том, как мы тратим свои деньги, в том, как мы проводим своё время, в том, как мы одеваемся, или в том, как мы причёсываемся. Мы можем быть неправы в очень многих вопросах, поэтому полученное нами при чтении Писаний откровение обличает нас.

Можно заучивать стихи из Библии и пересказывать их наизусть и не переживать при этом никакого обличения. Но когда мы получаем из Слова откровение, это откровение обличает нашу греховность и упрекает нас. Нас обличает не человек и не Сам Бог — нас обличает научение Слова. Когда мы получаем подобное обличение, происходит естественное исправление, а когда происходит исправление, то происходит и наставление в праведности. В результате мы оказываемся в надлежащем состоянии.

В этой статье использовались отрывки из первой главы книги Уитнесса Ли «Обучение для учителей» (стр. 10-18). Полностью прочитать эту главу можно по этой ссылке.

Какова сущность Библии? С чего начать чтение?

Богодухновенность Священного Писания: почему мы верим Библии

Если Бог дал нам Священное Писание, мы в праве ожидать, что Он скажет нам об этом. Иисус подтверждает этот самый взгляд в Евангелии от Матфея 22:31, когда спрашивает саддукеев: «..А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом?» В другой раз он демонстрирует силу Библии. Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 10:35 о том, что Писание не может быть нарушено.

Если Бог является автором Библии, мы вправе ожидать от нее единства и законченности содержания. Хотя 40 различных людей писали Библию в течение 16 веков, в ней есть удивительная гармония — от первого до последнего стиха. Сквозь нее проходит одна и наиглавнейшая тема искупления человека от греха. Общий набор моральных ценностей и учений хорошо видно. От самого начала и до конца Священного Писания видно внутреннее ощущение взросления человечества, одного поколения за другим, как бы от детства до зрелости. Каждое поколение имеет свой собственный план и цель в рамках осуществления этой схемы искупления. Достойна упоминания также и невероятная гармония между книгами – еще не было объективно доказано ни одного противоречия.

Поскольку Бог, как автор и источник — свят, то можно ожидать, что в Библии есть возвышенный моральный подтекст. Так и есть — её вечные законы зарекомендовали себя на протяжении многих веков в качестве источников высшей морали:

  • Десять заповедей (основа для правильного и неправильного)
  • Возлюби ближнего своего, как самого себя

Нагорная проповедь:

  • Матфея 5: быть злым — грех
  • Матфея 5: вожделяться — грех
  • Матфея 6: праведность напоказ – грех (лицемерие)
  • Матфея 7:01 суди в первую очередь себя и свои поступки
  • Матфея 7:12 поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой
  • Любите друг друга, как Я возлюбил вас
  • Блаженнее давать, нежели принимать

Везде, где распространялось влияние Священного Писания — жизнь людей наполнялась моралью и порядком, там же, где она не имела возможности влиять – процветала анархия и зло. Джон Ричард Грин в «Краткой истории английского народа» пишет следующее:

«Нет больших нравственных изменений, когда-либо происходящих с народом, чем те, что произошли в Англии в течение царствования королевы Елизаветы из Долгого Парламента. Англия стала в полном смысле Народом Книги, и этой книгой была Библия. Её читали в церкви и дома, и везде её слова, как только они попадали в уши, которые, как правило, не были глухи, вызывали поразительную реакцию. Конечно же, как просто памятник литературного наследия, английская версия Библии остается благороднейшим примером английского языка. Но гораздо более значимое влияние Библия оказала на характеры и жизни людей. Елизавета могла заставить молчать, или заглушить слова с церковных кафедр, но заставить замолчать или обратить на свою сторону великих проповедников справедливости, милосердия и истины, которые говорили со страниц книги, было, разумеется, невозможным для нее. Изменения коснулись даже национального менталитета народа. Новый моральный и духовный импульс распространялся сквозь каждый его класс».

Блог о.Сергия Кондакова

МВН 27 января 2021 07:29

Дорогие отцы! Благословите задать вопрос.

Разумеется, Вы правы, отмечая у данных авторов определенные «вольности» и неуместные выражения – порою их, что называется, «заносит» в излишне бойкую стилистику.

Однако, что касается Ветхого Завета, то ведь многие святые отцы и современные богословы подчеркивали, что не всё содержание Ветхого Завета духовно равноценно и не всё почитается Церковью священным.

Авторитетный богослов РПЦЗ о. М. Помазанский писал: «Принятием ветхозаветного Священного Писания Церковь показала, что она есть наследница угасшей Церкви ветхозаветной: не национальной стороны иудейства, а религиозного содержания Ветхого Завета», ПОЭТОМУ ЦЕРКОВЬ НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛА ВЕТХИЙ ЗАВЕТ «В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ». Ветхозаветные писания «без солнца Евангельского… становятся ветшающими, ветхими, как сказал о них Апостол, как назвала их и Церковь, а «ветшающее и стареющее близко к уничтожению», по выражению того же апостола». «Только к Евангелиям всегда прилагается слово «святое» … и слушать его обязаны стоя… между тем, как при слушании ветхозаветных чтений – паремий Церковь разрешает сидеть». [Протоиерей М. Помазанский. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви. Джорданвиль, 1961, с. 3-4, 10]

В частности, о. М. Помазанский писал о неважности для христиан ветхозаветных описаний различных исторических событий, имеющих значение только для национальной истории еврейского народа, «где национальный иудейский элемент оставляет в тени чисто религиозную идею, таковы: кн. Есфирь, Иудифь; такие книги остаются в стороне от богослужебного использования их Церковью…» [Там же, с. 24].

Видный историк Церкви А.В. Карташев высказывался об этом еще резче: «Многие авторы брали в основу своих книг легендарные полуфантастические истории (Эсфирь, Иудифь, добавления к Даниилу, поучительные романы, повесть об Ахикаре в кн. Товит). По меньшей мере неумно все эти человеческие черты и материи возводить к внушениям Духа Св.». [А.В. Карташев. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947, с. 71]

Книга Есфирь, как и некоторые другие тексты (войны Иисуса Навина), для христиан представляют интерес только как свидетельство Божией помощи тогдашнему избранному народу, который, несмотря на его «жестоковыйность», надо было сохранять в его конфликтах с языческими соседями пока что как «форму» ради взращиваемого в нем «содержания» – Ветхозаветной Церкви – то есть ради выполнения его великой будущей миссии. С перенятием этой миссии христианством для нас отпадает всякая необходимость в почитании подобных страниц истории еврейского народа.

Карташев и о. Помазанский говорят о том, что необходимо в самом широком плане учитывать «богочеловеческую» природу Священного Писания: духовный смысл его продиктован Богом, но записан людьми, которых Бог избрал инструментами для передачи духовного откровения Божия на упрощенном языке, доступном людям. Поэтому авторы священных книг, не всегда находя отсутствующие в их языке духовные понятия, в эту передачу откровения привносили свои земные представления того времени, образы, сравнения, аналогии, свой личный темперамент и способности, с разным уровнем образования.

Поэтому в Новое время в западном христианстве возникла целая наука – «ветхозаветная библейская критика», поставившая целью: отличить привнесенный личностный человеческий элемент авторов при написании ветхозаветных книг (заимствованный из национальной истории народа, его мифологии, его национальных интересов) от богодухновенного, Божественного содержания. Хотя эта наука была основана протестантами, позже применена католиками, в XIX-XX вв. эта наука была осторожно воспринята и православными исследователями Библии.

Без этого чтение Ветхого Завета может вводить в немалое смущение, что не только в наше смутное время, но и ранее приводило некоторых христиан к его отрицанию. (Вот почему в Церкви долгое время не поощрялось самостоятельное чтение прихожанами Ветхого Завета.)

Кроме того, сам состав книг Ветхого Завета устоялся не сразу. Книги ВЗ были написаны в разное время, многими различными авторами, разным стилем. Большинство текстов были написаны на древнееврейском языке, который не имеет гласных. Правильное понимание определялось устно передаваемой традицией, за которой следили книжники-масореты, тем не менее толкований было много, в том числе переписчиками «искаженные копии», – свидетельствует «Еврейская энциклопедия»: «Хотя текст Библии и был установлен довольно рано, потребовались столетия, чтобы установить известное однообразие среди всех циркулировавших копий ее… Библейский текст носит на себе следы древней корректуры…» [Еврейская энциклопедия в 16 т. СПб., 1906-1913, т. 10, с. 686-688]. По этому поводу Карташев отмечает, что для древних евреев «книга была… средством религиозно-этического назидания. Все, что казалось в тексте практически нецелесообразным, смущающим, соблазнительным, спокойно ретушировалось, перерабатывалось, изменялось, дополнялось хозяйскою рукою вождей народа…» [Указ. соч., с. 24]. Ученые уже установили несоответствие некоторых текстов (или их частей) приписываемым авторам и неточность их датировок.

Статья в современной «Православной энциклопедии» сообщает, что за два столетия до P.X. у евреев сформировалось два разных канона Библии: сначала палестинский из 39 книг, составленный в V веке до Р.Х. иудейским священником Ездрой, и несколько позже, в III-II в., александрийский (включал в себя около десяти дополнительных книг, появившихся после Ездры).

Ездра руководствовался прежде всего национальными интересами еврейского народа и у евреев «даже почитается вторым Моисеем как восстановитель священных еврейских писаний. Говорится и больше того, что ввиду утраты подлинников он вдохновенно «написал» их по памяти…» [Проф. Н.Н. Глубоковский. Славянская Библия. София, 1932, с. 6]. Однако, если бы отбор текстов производился не иудейским националистом, а православным святым отцом новозаветной эпохи, можно предположить, что состав Библии был бы иным: в него не было смысла включать некоторые тексты, которые имели значение только для истории еврейского народа.

Каноничный состав книг принятого христианами Ветхого Завета (Септуагинта) был создан также до Рождества Христова, в III-II в., в Александрии. Однако и он в первые века христианства подвергался различным ревизиям. Не за всеми текстами в различных христианских конфессиях была признана одинаковая степень богодухновенности [Библия. Статья в «Православной энциклопедии», М., 2002, т. V]. В западной Церкви в IV веке был сделан официально утвержденный папой перевод Септуагинты (с привлечением еврейских текстов) на латынь под названием Вульгата; при этом 11 текстов в ней, отсутствующие в каноне Ездры, назвали «второканоническими»; впоследствии они были утверждены католиками как канонические (2 Ездры, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 1-3 Маккавейские, 3 Ездры; а также некоторые дополнения к каноническим книгам). Православная Церковь не ставит их наравне с каноническими, но признает назидательными и полезными.

Это еще раз свидетельствует о том, что далеко не все тексты Ветхого Завета должны быть одинаково почитаемы Церковью; богодухновенность же их выявляется или не выявляется только в новозаветном освещении.

Насколько Вы, дорогие отцы, считаете допустимым такой подход? Все это со ссылками на источники я счел возможным использовать в своей статье:

Без Ветхого Завета непонятен ни смысл истории, ни «еврейский вопрос». Полемика с язычниками о «Библейском проекте закабаления человечества» (февраль 2011)

https://www.rusidea.org/?a=12031

Богодухновенность Священного Писания. Выводы

Священные Писания исторически, географически и доктринально верны, а так же оправданы с медицинской точки зрения. Вы можете доверять им всей душой. Что бы Библия ни говорила, это оказывается истинным, когда бы люди ни предполагали, что Библия ошибается, им всегда приходилось впоследствии признавать собственные ошибки и нелепость претензий. Бог не ошибается в том, что Он говорит о жизни, и он не ошибся о нашей душе и о будущем суде.

Ваша Библия является самой замечательной книгой, которой вы когда-либо обладали; если же она остается непрочитанной на вашей полке, она не принесет вам ничего хорошего. Вы должны читать его, любить ее, изучать её и размышлять над ней, вы должны научиться жить ей, если надеетесь извлечь из нее пользу!

Понятие о богодухновенности текста Священного Писания. Вопрос о непогрешимости священного текста

Богодухновенность (от греч. θεόπνευστος – богодухновенный) – это одно из важнейших понятий православной библеистики. Обыкновенно этот термин обозначает особое воздействие Духа Святого на человека, в результате которого появляется священный текст. Кроме этого, термин богодухновенность указывает на одну из важнейших характеристик самого священного текста. Ниже мы раскроем значение термина богодухновенность, прежде всего, в этих двух его смысловых аспектах.

Во многих местах Библии мы встречаем свидетельства о том, что авторы библейских книг делали свои записи по внушению Бога (см.: Исх. 17:14; Числ. 33:2; Ис. 8:1, 2; Авв. 2:2; Иер. 36:2 и т.п.) Кроме этого само Священное Писание свидетельствует о своей богодухновенности. Так, прямо об этом свидетельствует апостол Павел, говоря: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» (2Тим. 3:16). Об особом статусе ветхозаветных писаний говорится и в Новом Завете Самим Господом, а также апостолами (см.: Мк. 12:36; 2Пет. 1:21; Евр. 1:1).

В истории богословской мысли существовали и существуют различные взгляды на природу того, как именно Бог взаимодействует со священным автором в процессе написания последним священного текста, а также как именно понимать богодухновенность самого текста.

В писаниях ветхозаветных пророков мы можем найти образы, буквальное понимание которых свидетельствует о том, что авторы библейского текста подчас говорили вещи противные их желанию (см. Иер. 20:7-9) и являются лишь орудием в руках Божиих (см. Пс. 44:2). Такой взгляд на природу богодухновенности доминировал в иудейской традиции (в ней прочно утвердилось мнение, что Закон написан еще до сотворения мира и существует как отдельная сущность), а также среди раннехристианских авторов доникейского периода. Так, например, свмч. Иустин, Афинагор и Тертуллиан сравнивали священных авторов с музыкальными инструментами, которые издают звуки в тот момент, когда на них играет музыкант.

Своей крайности этот подход достиг в так называемой теории вербализма

(от лат. verbum – слово)
.
Согласно этому подходу, текст Писания был продиктован библейским авторам слово в слово. Их роль в его создании сведена к минимуму и ограничивается лишь чисто механической передачей того, что им сказал/внушил Бог. Отсюда следовало, что сам текст Писания имеет происхождение исключительного божественного характера. Причем речь идет не только о понятиях, а также словах и выражениях, в которые эти понятия облечены, но даже об акцентных знаках и огласовках еврейского текста. По словам П.И. Лепорского, такой подход имеет свой аналог в языческом «ἑνθουσιασμὁς о μανἱα, как состоянии бессознательного экстаза»[1]. Подобное воззрение на богодухновенность автора и текста Писания было распространено в Западных (католической и протестантской) церквах. Так, например, даже на Тридентском соборе (1546 г.) была принята формулировка, которая гласила, что библейские авторы писали «под диктовку Святого Духа».

Такой взгляд приводил к тому, что многие западные (в первую очередь протестантские) богословы отрицали всяческие, какие бы то ни были погрешности (исторического и научного характера) в Библии. Подобное отношение к тексту Писания получило название фундаментализм.

Существует в библейской науке и другой подход, прямо противоположный вышеизложенному. Согласно этому подходу, Бог сообщил библейскому автору лишь начальный импульс, но после самоустранился и не участвовал в процессе написания текста (т.н. психологическая теория

). Эта теория имеет аналог в философском учении деизма. Последнее учит о том, что Бог создал мир, установил в нем определенные законы, но после совершенно не вмешивается в его жизнь.

Некоторые исследователи сравнивают вышеизложенные подходы с ересью монофизитства и несторианства соответственно: если для первого характерен антропологический минимализм, то есть делается особый акцент на роли Бога, а роль человека в процессе написания священного текста сведена к минимуму, то для второго напротив – антропологический максимализм: к минимуму сведена роль Бога. Писание превращается в продукт единственно человеческого труда. В первом случае текст Писания абсолютно безупречен и лишен каких бы то ни было неточностей. Во втором, его сакральность ставится под сомнение, и он рассматривается скорее единственно как собрание произведений чисто человеческого характера со всеми присущими им недостатками и противоречиями.

Избегая этих крайностей, Православная традиция решает вопрос о богодухновенности иным способом. С одной стороны никто и никогда из отцов Церкви, следуя библейской традиции, не отрицал активного участия Бога в создании священного текста. Для Православного Предания признание этого факта – незыблемая догматическая истина. С другой стороны отцы Церкви не умаляют и роль человека, который также является активным участником процесса написания библейских книг.

То есть можно говорить о том, что Библия написана в соавторстве Бога и человека. При этом в ходе такого сотрудничества Дух Божий нисколько не подавляет человеческой свободы. Так, свт. Василий Великий в предисловии к толкованию на пророка Исаию пишет: «Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать изумленным, так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного. Посему нет невероятного, что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, приводит разум в слитность, но нечестиво говорить, что то же самое действие производит присутствие Божия Духа»[2].

В результате сам текст Писания с одной стороны сохраняет свой высокий сакральный статус, с другой – является произведением автора-человека. Как выразился блж. Августин, Бог «через человека… говорит по-человечески»[3]. По этой причине в святоотеческой письменности отмечается жанровое разнообразие различных библейских книг, особенности их языка и стиля. Другими словами, по мысли отцов, каждая из них несет на себе печать индивидуальности своего автора-человека.

Можно даже говорить о степени литературного достоинства тех или иных книг и сравнивать их между собой. Так, например, свт. Дионисий Великий, сравнивая между собою книги Евангелия от Иоанна и Апокалипсис[4], пишет: «Можно отметить также разницу между стилем Евангелия [от Иоанна] и Послания [Иоанна] и стилем Апокалипсиса. В первых – безупречный греческий язык, они красноречивы, убедительны в рассуждениях, хорошо построены; в них не найдешь ни иностранного слова, ни ошибок в языке, ни новых придуманных слов; видно, что Господь одарил их автора двойным даром: даром знания и даром слова. Что автору Откровения даны были и ведение, и знания, и дар пророчества, я не спорю, но вижу, что пишет он по-гречески неправильно, пользуется иностранными словами и делает ошибки в языке. Составлять их список необходимости нет. Я говорю все это не в насмешку (да никто так не подумает), но для того, чтобы ясно показать разницу этих произведений»[5]. В приведенной цитате важно отметить то, что, по мысли свт. Дионисия, формальные характеристики произведения никоим образом не отражаются на той спасительной вести, которую содержат в себе эти писания: автору Откровения, несмотря на то, что его произведения уступает по своим формальным параметрам сочинению Иоанна Богослова, «даны были и ведение, и знания, и дар пророчества».

Таким образом, отцы Восточной Церкви утверждали, «что в составлении книг Священного Писания дар Святого Духа не упраздняет, но, напротив, предполагает самое активное и сознательное участие человека-писателя. Но дальше этого утверждения Церковь – по крайней мере Восточная – не пошла, может быть, именно потому, что догмат о боговдохновенности Священного Писания не только никогда не оспаривался, но и вообще не поднимал никаких острых смежных вопросов»[6].

С опорой на труды святых отцов продолжает развивать учение о богодухновенности православная богословская мысль XIX – XX вв. Подавляющее большинство современных православных библеистов предполагают рассматривать вопрос о богодухновенности Священного Писания в свете Халкидонского догмата (например, П.И. Лепорский, Б.И. Сове, А.В. Карташов, прот. Алексей Князев). Согласно такому подходу, в процессе создания священного текста активную роль играет как Бог, так и человек. Речь идет о соработничестве (синерги

и) воли человеческой и Божественной, а потому этот подход можно назвать
теорией синергизма
.

Так, прот. Алексей Князев пишет: «Мы… настаиваем на истине подлинного участия человека-писателя в деле написания Свящ. Писания. Православному сознанию всегда была дорога истина о синергизме, или подлинном сотрудничестве Бога и человека. Православная Церковь распространяет догмат IV Вселенского Халкидонского собора о неразрывном, неразлучном соединении Божественной и человеческой природы в Богочеловеке на весь сложный комплекс отношений Бога и человека. Божество для православного сознания не упраздняет человечества не только во Христе, но всякий раз, когда Бог действует в человеке и через человека, последний сохраняет в своей самобытности всю свою свободу»[7].

В результате текст Писания рассматривается как имеющий богочеловеческий характер. Человеческая сторона проявляет себя в жанровом своеобразии, особенностях языка, стиля, а кроме того в различного рода неточностях (научного и исторического плана), которые в силу своей человеческой ограниченности мог допустить священный автор. Так, например, евангелист Матфей приписывает пророчество пророка Захарии пророку Иеремии (ср. Мф. 27:9 – Зах. 11:12-13; также ср.: Мф. 28:2 – Мк. 16:5 – Лк. 24:4 – Ин. 20:12; Мф. 28:8 – Ин. 20:11 – Мк. 16:9; также можно упомянуть о Лев. 11:6, где заяц называется животным, которое жует жвачку, в то время как заяц – грызун). Говоря о человеческой стороне Писания можно вспомнить о том факте, что тот текст Библии, который дошел до нас, это не ее первоначальный вариант. На протяжении веков в рукописной традиции Священного Писания возникла масса разночтений, зачастую весьма существенных, а порой и прямо противоположных друг другу (так, например, некоторые рукописи Евангелии от Марка содержат в отрывке Мк. 1:41 причастие, которое на русский язык переведено как «умилосердившись», в то время как другие – противоположное ему «разгневавшись»). Однозначно решить вопрос о том, какая версия должна быть принята за исходную, бывает практически невозможно.

Именно по этой причине блж. Иероним говорит: «Евангелие заключается не в словах Писания, но в его смысле»[8]. Непогрешимость Писания (что является важным признаком богодухновенности) – это, в первую очередь, способность выражать истины вероучительного и нравственного характера, значимые с точки зрения домостроительства нашего спасения.

Вот как эту мысль поясняет прот. Александр Князев: «По своему предмету свидетельство Свящ. Писания может быть исключительно религиозным, т. е. относиться только к области, познание которой возможно лишь в порядке откровения свыше. Свящ. Писание свидетельствует о Боге и о Его отношениях к миру, т. е. об истинах религиозных и метафизических; но оно совсем не призвано к свидетельству об истинах научных, т. е. о тех, которые доступны человеку на естественных путях познания»[9].

Таким образом, богодухновенность можно определить как особое воздействие благодати Святого Духа на библейского автора, которое открывает ему истины о Боге и Его отношении к миру, о человеке и домостроительстве Божьем ко спасению человека, а также побуждает священного писателя выразить эти истины в конкретных понятиях, на конкретном языке, в определенных культурных условиях и в конкретной исторической обстановке, с тем, чтобы по возможности полнее раскрыть их народу Божию.

Или же кратко:

богодухновенность – это «особое воздействие Духа Божия на дух человеческий, чрез каковой последний, при полной сохранности всех своих сил и деятельном их проявлении, становится органом сообщения Божественного Откровения, соответственно целям домостроительства»[10]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]