Молитвы по окончании 19-й кафизмы


По 19-й кафизме

Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 7: Благодаря, славлю Тя, Боже мой, яко всем дал ecи грешником покаяние. Спасе, не посрами мене, егда приидеши судити миру всему, срамная дела сотворшаго.

Слава: Безмерная Тебе прегрешив и безмерных мучений ожидаю, Боже мой, ущедрив, спаси мя.

И ныне: Ко множеству милости Твоея ныне прибегаю: разреши вериги, Богородице, согрешений моих.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Владыко Христе Боже, Иже Страстьми Твоими страсти моя исцеливый и язвами Твоими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления, сраствори моему телу от обоняния животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои. Возвыси мой ум к Тебе, долу привлекшийся, и возведи от пропасти погибели, яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве, но, Владыко Господи, Иисусе Христе, Сокровище Благих, даруй мне покаяние всецелое, и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою, и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене, изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей, и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь.

Читаем Псалтирь. Псалмы 134-135

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
Мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня будем говорить о 134-м и 135-м псалмах. Они имеют огромное значение не только для нашего домашнего пения, но и постоянно употребляются в богослужебном пении – эти псалмы соединяются во время полиелея.

134-й псалом имеет преднаписание: Аллилуиа, 134.

Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. «Аллилуиа» и переводится как «хвалите Господа». Псалмопевец Давид всех призывает прославлять Господа за все Его великие благодеяния, которые Он совершает всему роду человеческому. Но особо он призывает к хвалению тех, кто считает себя рабами Господа, верными, которые служат Ему, стоят только на пути этого служения и совершенствуются в прославлении Господа.

Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Особое место указывает Псалмопевец, где мы должны прославлять Господа, – во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Особое значение имеет церковная молитва. Мы не раз поясняли слова Псалмопевца, который указывает место особой сугубой молитвы, где Господь слышит нас – не случайно Господь говорит: …где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Господь живет во храме, об этом свидетельствует и ветхозаветное Писание, и святые отцы говорят, что Господь избрал для Себя домом храм, где совершается Его Бескровная Жертва, поэтому сугубая молитва, конечно, должна совершаться в храме: там мы должны славословить и прославлять имя Божие и благодарить Господа за великие непрестанные благодеяния, которые Он совершает по отношению к каждому из нас.

Хвалите Господа, яко Благ Господь: пойте имени Его, яко добро. Господь действительно Податель всех благих, что совершаются с нами. Он всегда подает нам добро, будучи Начальником благости и добра: от Бога не бывает никакого зла, более того, Бог Промыслом Своим всякое зло ко благу направляет. Господь очень много делает для каждого из нас, порой даже тогда, когда мы не просим Его, все равно Он участвует в нашей жизни и помогает нам. А когда мы посылаем Богу свои прошения, то Господь их исполняет. Некоторые говорят: «В моей жизни и так все хорошо: и работа есть, и дети не болеют, и достаток есть, и в семье мир». Но не надо забывать, что и это все – от Бога нам дается: если Господь Своею благодатью не будет нам помогать, не будет нас покрывать, то ничего доброго в нашей жизни не будет. Господь постоянно дает великую милость каждому, постоянно творит добро, и за это добро нужно благодарить Бога.

Яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. И чтобы не быть голословным, здесь Псалмопевец говорит о благодеяниях, Господь конкретно явленных непосредственно Израилю и Своему избранному народу. Во-первых, Он дал ему истинное служение – не языческое, не идолам поклоняться, а служить Истинному Богу, и заботится затем об этом народе, как не заботился ни о каком другом живущем на этой земле: Он выбирает этот народ, выделяет его среди прочих, дает ему истинное богопочитание – общение не с бездушными идолами, но с Истинным Богом, Который (если ты живешь духовной жизнью) наполняет тебя, дает тебе свет в этой жизни. И Господь не просто дает тебе духовные блага, но, если мы всматриваемся в Ветхий Завет, Он устраивает жизнь ветхозаветного человека: Он его наказывает, при покаянии милует и защищает, дает суд за определенные поступки. Но Господь судит и тех, кто причиняет зло этому народу. И здесь Псалмопевец не просто призывает хвалить имя Господа, но говорит, что мы обязаны Господу, ибо Он заботится о нас, являет любовь каждому: столько дарит нам благого и доброго в этой жизни, что мы просто не имеем права не прославлять имя Божие.

Дальше весь псалом будет посвящен тому, что Псалмопевец будет предъявлять некие доказательства, как Господь помогал избранному народу, – он покажет в целом на народе, а если получает в целом народ, значит, и каждый человек получает благо, состояние, мир, Божьи водительство, поручительство и избавление, раз мы оказываемся членами этого общества или этого избранного народа. Когда мы говорим об избранном народе, мы всегда должны помнить, что есть Древний Израиль, а есть Израиль Новый – есть христианская Церковь, есть христианское общество, есть христианские государства. Мы и на своей жизни тоже параллельно можем проследить эти великие благодеяния и милости, которые Господь являет и нашему в том числе народу, и наказуя его, и через покаяние возвеличивая, и опять приводя его в трудное состояние, но не давая в обиду другим народам; Господь постоянно подчеркивает, что Он с нами, но в то же время лишает нас каких-то благодеяний – не потому, что хочет наказать нас, а видя, что мы не ценим то, что имеем: мы не ценим, значит, Господь больше этого не дает. Святые отцы говорят так: нет ничего хуже, как благотворить неблагодарному человеку. Если наше современное общество не благодарно Господу, значит, оно получает то, что получает. А если мы сможем быть благодарны Господу за Его великие благодеяния, то, конечно, Господь возвратит нам блага и будет радоваться вместе с нами нашей спокойной, размеренной и довольной жизни.

Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги – то есть «я вас не призываю к пустому славословию – я на себе испытал великую милость Бога и Его непрестанную заботу обо мне: у меня был трудный путь и много испытаний, много врагов, но я всех их победил с помощью Бога, ибо Господь стал моим Заступником и защитил меня, вывел меня из всех трудных обстояний». Почему мы должны верить Давиду? Он говорит: Яко аз познах. А что, другому человеку Господь не благодетельствует? Конечно, благодетельствует, но мы всегда обращаемся к примеру жизни святых – они особо почувствовали на себе это благодеяние, а самое главное, с благодарностью Богу восприняли это, ничего не приписав самим себе. Они четко расставили все по своим местам: где, когда Господь помог. Не то что «мне повезло», как мы говорим, или: «хороших людей нашли», или: «так обстоятельства сложились», или Глоба предсказал нам в этот день хороший астрологический прогноз. Нет, конечно же. Все от Господа. Святые это видят, чувствуют и на это прямо указывают. Поэтому Давид говорит: Яко аз познах. Что познал? Яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги – наш Господь велик, Он настоящий и Он над всеми богами: нет бога, который был бы выше нашего Бога. А те, которым вы поклоняетесь, языческие боги – идолы бездушные, демоны, которые приняли этот образ. Выше нашего Бога нет никого и надо служить Истинному Богу, Творцу Неба и земли.

И далее Псалмопевец продолжает эту мысль: Вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах – се, что Господь восхотел, Он и сотворил на Небе и на земле. Мы видим светила небесные, мы видим, что Господь на земле сотворил, – какая радость, премудрость, сила в этом! Как все взаимосвязано – и прекрасные, замечательные законы вложены в эту жизнь, в эту природу: нет ничего бессмысленного и хаотичного, и мы познаем этот мир, познавая Бога и законы, которые Господь вложил в эту жизнь. Если было бы хаотично, никакая наука не смогла бы развиваться, она началась и тут же закончилась бы: невозможно было бы узнать, что за чем идет, от чего, почему и как происходит, из чего вытекает и к чему приходит. Но великий разум Божий вложен в природу, и она имеет законы, она имеет порядок. Поэтому и развивается наука – она познает Божественный мир и природу, которую Господь дал человеку. В морях и во всех безднах. В морях тоже особый прекрасный мир: и животный мир, и рыбы, и растения, и кораллы. Все настолько удивительно и красиво, что когда ты попадаешь в море, смотришь и думаешь: «Господи, какая же красота! Как глаз радует!» А там своя жизнь, свои законы – все развивается не хаотично, а по законам, Господом вложенным в этот мир. И во всех безднах. Псалмопевец говорит о безднах, о земле, а что под землею? В те времена Псалмопевец еще не знал, что там есть нефть, газ, различные природные ископаемые, которые сегодня формируют экономику, – Господь позаботился и о нашем безумном веке, где будет такой материальный и технический прогресс, чтобы человеку было интересно жить и в наше время пытливого ума и достижений науки.

Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих – тоже великая глубина! Как же не видеть Премудрость Божию, когда от недр земли, от последних земли (последние земли, как говорят святые отцы, – это водные источники, моря, океаны, которые окружают землю) вода поднимается к небу, образуя облака, затем из облаков вода истекает, орошая и наполняя прохладой и водой всю землю. Нельзя не восхищаться, как перед дождем сверкает молния и бывает гром. Мы до сих пор не знаем, как сочетаются молния, иссекающая огонь, но не иссушающая облака, и облака, которые не покрывают молнию и не тушат этот огонь: мы можем все это рассказать, а как, почему это происходит – не знаем. Мы можем описать законы природы, мы можем сказать, откуда берется ветер; откуда, правда, мы не знаем, но как он берется, мы можем описать – мы можем сказать про атлантический ветер или что какой-то циклон идет, а откуда все это берется и почему именно происходит, мы не можем сказать: все это от сокровищ Своих Господь берет, ведь Он повелевает ветрам. Если мы не можем ветер остановить, не можем циклоны перенаправить, то Господь – пожалуйста: когда Он проповедовал на земле, Он одним Своим Божественным словом останавливал ветер, укрощал бури, ведь это все в руках Божиих – все находится в сокровищнице Самого Бога, Отца нашего Небесного. И за это мы должны хвалить и прославлять Его.

А за что еще мы должны прославлять Бога? Далее говорит Псалмопевец: Иже порази первенцы Египетския от человека до скота. Посла знамения и чудеса посреде тебе, Египте, на фараона и на вся рабы eго. Как не благодарить Господа, если Господь весь народ выводит из Египетского плена, и посмотрите, как чудно Он это делает: Он поразил первенцы Египетския, наказал разными казнями египтян, от фараона до раба, чтобы израильский народ мог выйти из плена египетского. И сегодня Господь избавляет нас от этого фараона – врага рода человеческого, демона, который хочет причинить нам огромное зло, хочет нас всех в рабстве держать, но Господь и поныне заботится о каждом из нас.

Иже порази языки многи и изби цари крепки. После Вавилонского пленения многие народы встретились на пути, и разные цари сильные, и Господь всех поразил – дал силы израильскому народу, что он победил их, хотя народ испытывал большие трудности и ходил по пустыне, не имея возможности вооружить свою армию, накормить ее досыта. Но Господь дает силы этому народу, и он побеждает. Кого?

Об этом далее пишет Псалмопевец: Сиона, царя Аморрейска, и Ога, царя Васанска, и вся царствия Ханаанска. Царь Аморрейский имел огромное войско, был очень богат и силен, и с ним не каждый мог сравниться. Ог, царь Васанский, был буквально исполином, был сильный, крепкий, спал на металлической, железной кровати, то есть был такой силы, что с ним боялись сразиться. Господь же дал победу Израилю и над этими царями, хотя и силы были не равны, и не было их богатств и возможностей, и силы войска такой не было, но Господь дал возможность поразить их, ибо с ними был Бог, а эти цари воевали без Бога.

И даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим. Всех поразили, и вся царствия Ханаанска. Царство Ханаанское находилось в пределах Палестины, и их победили. Разные царства жили своими народностями, но Господь дал победить их, и всю землю, которую обещал, Обетованную Землю, Он отдал израильскому народу.

Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род. Как Тебя, Господи, не прославлять? Ты заботишься о нашем народе, Ты дал нашему народу такую победу! Мы увидели исполнение Твоих слов: слова Твои – истина. Как об этом не помнить в род и род? Нужно быть самым неблагодарным человеком, если обо всем этом забыть. Если забыть Тебе поклоняться, забыть прославлять, какой смысл жизни на земле? Давид обращается сегодня и к каждому из нас – каждый из нас должен вместе с Давидом сказать: Господи, имя Твое в век и память Твоя в род и род – мы никогда, Господи, не забудем Твою милость, которую Ты явил всем нам и всему роду человеческому.

Яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится – Господь будет судить людей Своих, а когда они будут каяться, будет прощать их и давать милость. Но Он будет судить и врагов, которые будут причинять вред народу, избранному Господом, – как народу израильскому, так и народу Нового Израиля – христианам.

Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. Здесь напоминает Псалмопевец, что все идолы из злата и серебра – это дело рук человеческих, но не такие изображения наши, христианские, говорит Иоанн Златоуст: наши христианские изображения святых возводят нас к Первообразу – мы прославляем тех, кто прославлял Господа, славим тех, кто показал свое истинное житие. Это не те идолы, которые не существовали, вымысел человеческий. Наши образы возводят к Первообразу, а он говорит о своем служении, о святости, к которой они стремились. В то же время идолом сейчас может быть серебро и золото – наша материальная жизнь может похитить нас от Господа. Если мы не язычники, неоязычники, то должны быть осторожны, особенно детей предупреждать, чтобы они не впали в эту ересь: материальная жизнь становится для некоторых религией – служением всей жизни и целью жизни. Об этом тоже говорит нам Псалмопевец. А как мы можем служить идолам?

Уста имут, и не возлаголют, очи имут, и не узрят, уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их. Псалмопевец как бы укоряет: кому вы служите? Тем, кто не имеет ни ушей, ни очей, которые духа в себе не имеют, бездушным существам, которых вы сами придумали, служите?

Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня – он говорит: «Вы надеетесь на них, служите им, и вы будете им подобны – так же бездушны, безумны, бесчеловечны, станете такими же неживыми существами: кто кому служит, от того и набирается. Служим идолам – набираемся этой жесткости, черствости, бездушия. Как наши предки были жестокими, уничтожали всех и вся, и для них не было никаких законов, никаких принципов, так и здесь: если человек служит идолам, то он таким и становится. Служишь Христу – одухотворяешься Духом Христовым и любовью Христовой, ведь Бог наш есть Любовь.

Доме Израилев, благословите Господа, доме Ааронь, благословите Господа, доме Левиин, благословите Господа. Боящиися Господа, благословите Господа. Всех призвал благословлять Господа – и священников, и левитов, диаконов, которые прислуживали при церкви, и простых людей, боящихся Господа: все благословляйте Господа, ведь каждый благословляет согласно своему положению. Одно благословение – священническое и другое благословение – человеческое, но каждого, весь народ, все сословия без исключения он призывает благодарить Господа за Его непрестанные благодеяния.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Почему от Сиона? Верили древние евреи, что Бог живет только на Сионе и только в Иерусалиме. На самом деле мы знаем, что Бог везде и всюду, и можно Ему поклонятся, благодарить и прославлять Его на всяком месте. Но выше всего – во дворех дому Бога нашего: в храме Господнем, где Господь указал место для нашей молитвы и где Он Сам будет присутствовать с нами и помогать нам в наших нуждах и в наших потребностях.

***

Псалом 135-й подобен псалму 134-му. Он тоже начинается удивительными словами прославления Бога. Поэтому мы и поем на полиелее, соединяя эти два псалма. Этот псалом также призывает нас прославлять Господа, благодарить Его.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. Каждая строчка, каждый стих этого псалма заканчивается именно такими же словами: яко в век милость Его – ибо Господь творит добро по отношению к роду человеческому, Он всегда делает для нас милость, снисхождение, и призывает, чтобы и мы с вами были таковыми. Почему в каждой строчке: яко в век милость Его? Бог никогда не устает, говорят святые отцы. Мы можем заболеть, обнищать, не иметь за душой копейки, чтобы сотворить какую-то милость, сделать добро, но Бог это делает непрестанно. Поэтому этот псалом соединен с предыдущим псалмом той же мыслью и почти такие же слова говорит здесь Псалмопевец.

Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Мы опять возвращаемся к тому, что Псалмопевец видит милость Бога в том, что Он так премудро сотворил весь этот мир — так устроил день, ночь, дал светило и наполнил светило тем необходимым, чтобы солнце было обращено лучами вниз. «А куда же оно должно быть обращено лучами?» – спросите вы. Зажгите лучину, свечу: куда огонь идет? Огонь всегда идет вверх. А солнце огненное направляет свои лучи вниз, освещая землю. Видите, как удивительно и промыслительно творит Господь…

Поразившему Египта с первенцы eго, яко в век милость Его. И изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его. Опять Псалмопевец говорит: смотрите, какая милость Божия, каким чудным образом Он вывел Израиль… Здесь Псалмопевец повторяет то, что говорил в предыдущем псалме: благословляйте Господа, потому что Господь являет великие благодеяния ко всему роду человеческому. Дальше – такие же перечисления, как в предыдущем псалме:

И проведшему Израиля посреде eго, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу eго в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари велия, яко в век милость Его. И убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его. И Ога, царя Васанска, яко в век милость Его. И давшему землю их достояние, яко в век милость Его. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его. Удивительные слова Псалмопевец добавляет еще в этом псалме, что во смирении нашем: Господь милует не за праведность нашу, а за то, что в смирении они переносили скорби свои. Господь видел, как они это наказание переносят со смирением, и за это дал им милость Свою.

Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его. Действительно, Господь дает пищу всякому человеку. Здесь мы можем расширить и сказать не только об избранном народе, но и в целом обо всех людях: не только избранному народу, но и всем живущим на земле Господь дает пищу. Не только праведникам, но и грешникам. Не только человеку, но и всему животному миру. И никого Господь не оставляет Своей милостью и Своей любовью. Он на всех дождит, и на всех светит солнце. И никакие причины нашей земной природы не могут помешать этой великой любви нашего Господа.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Псалом заканчивается вот такими замечательными словами: Богу Небесному. Псалмопевец показывает, что наш Бог – это не идол, живущий на земле, а Бог, Который на Небесах, Который Свое Небесное через Христа делает уделом для каждого из нас: Господь взошел на Небо, чтобы уготовить там, у Отца Небесного, для каждого из нас обители. Вот за это надо благодарить и прославлять Бога: Он, живя на Небе, не забывает о человеке, живущем на земле.

Записала Нина Кирсанова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]