Почитание икон имеет давнюю историю, однако верующие молятся не самой иконе, а тому святому, который на ней изображен, особенно если это икона Иисуса Христа. По сути, икона — образ Иисуса Христа в Его человеческом воплощении.
Христианская церковь пережила эпоху иконоборчества (8 — начало 9 вв.), когда иконы, в том числе и иконы с Иисусом Христом, считались «идолами», а их почитание – идолопоклонством. Иконоборцы уничтожали не только иконы, но и фрески, мозаики, росписи в храмах с изображениями Спасителя и святых, поэтому до нас, скорее всего, и не дошла первая икона Иисуса Христа. Однако Вселенские соборы 787 и 843 годов осудили иконоборчество, и иконопись получила мощный импульс для развития. Вот основные типы икон с изображением Иисуса Христа и их названия.
Добрый пастырь. Мавзолей Галлы Плацидии
Изображение Иисуса, пришедшее из Библии, показывает простого крестьянина, спустившегося с небес и не являющегося земным королем. Представляется нам Господь в простой одежде, чаще в робе. В Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне находится мозаичное отображение немного другого Иисуса.
Здание, изначально задумывавшееся под могилу Римской императрицы, было построено около 430 года. Внутри него богатое убранство. На потолке синяя и золотая сверкающая плитка, помогающая создать эффект тысячи звезд, ведущих к кресту. Над входной дверью находится икона “Добрый пастырь”. Только несколько пастырей могли быть одеты так богато, как Иисус на этой иконе.
Он предстает перед нами в фиолетовом и золотом (такую одежду носили императоры, а не деревенские жители), держа имперский крест. Очевидно, так пытались показать связь имперской и господской власти. Возможно, вас заинтересует статья 10 ложных богов современности.
Деревянные двери Санта Сабины
Церковь Санта Сабины в Риме была полностью завершена в 432 году. Здание сохраняет свой вид по сей день, хотя оно и было лишено своей великолепной мозаики. Вы можете думать, что мозаика остается неизменной дольше, чем дерево, но эта деревянная дверь уже много лет носит на себе изображение распятого Иисуса Христа.
Деревянные панели, вырезанные из кедра, до сих пор сохранились, и они могут быть видны в церкви. Двери показывают различные сцены из Библии. Одна из сцен — Иисус с длинными волосами и бородой держит крест. Хотя это изображение и стандартизировано, в России Иисус показан без бороды.
Внешность Христа
Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена, ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?
— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .
Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по — гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом «Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).
— То была прикровенная проповедь христиан первых веков, — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.
Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).
Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.
Иисус, топчущий тварей. Часовня архиепископа в Равенне
С 500-х годов Часовня архиепископа показывает нам Христа, стоящего на шеях льва и змеи. Псалм гласит: «Если вы по-настоящему любите Бога, то наступите на льва и змею, вы затопчите опасного льва и проклятого змия».
На этой мозаике Иисус представлен как воин в доспехах и плаще. Почему церковь нуждается в защитнике? Церковь была воздвигнута в период соперничества между разными христианскими сектами. Поэтому ей нужна была защита не только от врагов, но и от споров внутри веры.
Исцеление умирающей женщины. Катакомбы Петра и Марцелина
Рим построили под катакомбами, туннелями и лабиринтами, поэтому многие древние фрески не сохранились до нашего времени. Изображение умирающей женщины было найдено в катакомбах.
Икона рассказывает о женщине, которая истекала кровью 12 лет. Она верила, что просто потрогав плащ Иисуса, она излечится. И это произошло, но не из-за того, что она прикоснулась к священному одеянию, а из-за веры в Бога.
Стиль маньеризм
Стоит вкратце рассказать о стиле, в котором были написаны все три картины. Маньеризм переводится как «манерный». Отличительная особенность — искаженные люди и лица. Для этого стиля свойственны нереалистичные фигуры, манерные образы и религиозные мотивы. Перегруженные деталями эпизоды картин, отсутствие четких форм, скомканная стилистика и сюжетная линия. Но в то же время яркость образов, погружение в детали и вычурность изображенных объектов.
Босх писал «Несение креста» в таком стиле и был первым в своем роде, кто использовал это художественное решение для такой тонкой библейской интерпретации.
Излечение паралитика. Сирия
Одна из наиболее популярных историй — история про излечение Господом парализованного человека. Друзья больного человека настолько отчаялись от горя, что сломали крышу дома, где жил Иисус, и внесли паралитика к нему на кровать. Увидев это Христос сказал: «Вставай, бери постель и иди к себе домой».
После это исцеленный человек действительно встал с кровати и ушел, взяв с собой постель. Эта картина была найдена на стене в церкви примерно в 230 году до нашей эры в Сирии, поэтому изображение читается не слева направо, а справа налево.
Женщина с младенцем. Катакомбы Присциллы
Когда археологи производили раскопки в катакомбах Присциллы, они нашли очень ценное изображение, на котором была женщина с младенцем. Много картин показывают женщин. Но укрытое в углу катакомб изображение Богоматери с ребенком, возможно, самое древнее в мире.
Было много споров по поводу данной находки: правда ли это Иисус и Мария? Если так, то изображение было сделано еще до того, как появились их кодификации.
Искусство Нидерландов 15-16-го веков
В истории искусств 15-16-й вв. в Голландии называют Северным Возрождением. Этот период можно приурочить к европейской эпохе Возрождения, но с северным акцентом. В искусстве все так же правил готический стиль, только с сильным религиозным подтекстом. Творчество Босха затрагивает более поздний период эпохи Возрождения, но также следует его основным канонам.
Картину «Несение креста» Иероним Босх написал по всем правилам готического стиля той эпохи, вложил в ее создание ужас жестокости своего времени и мрачность окружающей действительности.
Добрый пастырь. Святой Каллисто, Рим
Церковь отца Тертуллиана описывает, как жители Рима обвинили христиан во всех проблемах. Они думали, что христиане виноваты в эпидемиях и недугах. Поэтому христиане были вынуждены прятаться от римлян в таких местах, как катакомбы и церкви.
На стенах церкви люди видят фрески с изображением Иисуса в виде доброго пастыря, несущего воду и ягненка на плече. Эта фреска показывает его заботу о невиновных христианах.
Описание картины
Босх написал три картины «Несение креста», но все они посвящены одному эпизоду библейской истории. Путь Христа на Голгофу был тяжелым не только физически, но и прежде всего эмоционально. Люди, окружавшие его, разделились на два лагеря — те, кто злорадствовал, и те, кто искренне сочувствовал своему учителю.
Описание картины «Несение креста» стоит начать именно с изображения этих людей, чьи образы, совершенно отвратительные, перемешаны с немыслимо прекрасными и грустными. Лица персонажей картины больше карикатурные, чем реалистичные, они будто восстали из ада и в своих насмешливых выражениях напоминают больше чертей, чем людей.
На всех картинах в центре Иисус Христос. Он наклонился под тяжестью креста, также ему тяжело под тяжестью гнева, направленного на него со стороны окружающих людей.
Подробнее о картинах «Несение креста» и описание ниже.
Мозаика в церкви Святой Марии
Мозаика пришла из Великобритании, принадлежала известной семье из Римской провинции. Она составлена из христианских и языческих образов во время охоты. В центре находится мужчина без бороды, окруженный двумя гранатами.
Так как позади него нет символов, можно подумать, что он и является Иисусом. За его головой написаны 2 греческие буквы- ки и ро (первая буква имени Христа на греческом и общий символ Господа).
Фотографии Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя: Фото Карта
Страны мираРоссияГородаМоскваДостопримечательностиХрам Христа Спасителя
1
В данной подборке находится 137 фотографий Храма Христа Спасителя в хорошем качестве, которые сделаны туристами, местными жителями и фотографами. На нашем сайте также можно найти фото других достопримечательностей Москвы и России, для этого Вам необходимо перейти в соответствующий раздел на странице объекта. Помимо Храма Христа Спасителя, наши посетители часто ищут фото Архангельского собора, ЦУМа, Палеонтологического музея, Новоспасского монастыря и Парка Сокольники.
вконтакте facebook twitter
Фото Москвы и его достопримечательностей Фото Москвы Фото Красной площади Фото Московского Кремля Фото Храма Василия Блаженного Фото МГУ Фото Поклонной горы Фото Большого театра Фото Третьяковской галереи Фото Москвы-реки Фото Пушкинского музея Фото Парка Горького Фото Москвы-Сити Фото парка «Зарядье» Фото Арбата Фото Храма Христа Спасителя Фото Измайловского парка Фото Воробьевых гор Фото Марфо-Мариинской обители Фото Нескучного сада Фото Парка Сокольники
Фото Сада Эрмитаж Фото Московского метро Фото Новодевичьего монастыря Фото Царицыно Фото Коломенского Фото Мавзолея Ленина Фото ГУМа Фото Усадьбы Кусково Фото Александровского сада Фото Царь-колокола Фото Царь-пушки Фото Коломенского дворца Фото Театра сатиры Фото Театра на Таганке Фото Манежной площади (Манежки) Фото Оружейной палаты Фото Геликон-Оперы Фото Театра Ленком Фото фабрики «Красный Октябрь» Фото Планетария в Москве Фото Охотного Ряда Фото Аптекарского огорода Фото Бункера-42 Фото Измайловского Кремля Фото Парка искусств Музеон Фото центра современного искусства Винзавод Фото Московского зоопарка Фото Театра «Современник» Фото Донского монастыря Фото Патриарших прудов Фото Палеонтологического музея Фото Океанариума в Москве Фото Алмазного фонда Фото Гостиного двора в Москве Фото Усадьбы Кузьминки Фото Мастерской Петра Фоменко Фото Бородинской панорамы Фото Новоспасского монастыря Фото Политехнического музея Фото Шуховской башни Фото Останкинской телебашни Фото Воскресенских ворот Фото Казанского собора в Москве Фото Зачатьевского монастыря Фото Дарвиновского музея Фото ЦДХ Фото ВВЦ Фото ЦУМа Фото Исторического музея в Москве Фото Покровского монастыря в Москве Фото Данилова монастыря Фото Архангельского собора Фото Памятника Минину и Пожарскому Фото Петровский путевой дворец Фото Петровский пассаж Фото Театра имени Пушкина Фото Успенского собора Московского Кремля Фото Андреевского монастыря Фото Колокольни Ивана Великого Фото Биологического музея Тимирязева Фото Московского музея современного искусства Фото Церкови Иоанна Предтечи Фото Российской государственной библиотеки Фото Елисеевского магазина Фото Музея Булгакова в Москве Фото Музея Маяковского Фото Памятника Пушкину в Москве Фото Центрального музея Великой Отечественной Войны Фото Кукольного театра Образцова Фото Зоологического музея МГУ Фото Московского Дома фотографии Фото Храма Благовещения Пресвятой Богородицы Фото Музея «Точка G» Фото Театра «Школа современной пьесы» Фото Театра имени Вахтангова Фото Большого Московского цирка Фото Гоголевского бульвара Фото дома Пашкова Фото Триумфальной арки в Москве Фото Центра фотографии братьев Люмьер Фото Серебряного Бора Фото Живописного моста Фото Музея космонавтики в Москве Фото Северного речного вокзала Фото Памятника Юрию Долгорукому в Москве Фото Музея Есенина в Москве Фото Музея современного искусства «Гараж» Фото Музея-усадьбы Остафьево Фото Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Фото Памятнику Есенину в Москве Фото Московского Цирка Никулина Фото Памятника Высоцкому в Москве Фото Тюфелевой рощи Фото Царицынского дворца Фото Памятника Грибоедову в Москве Фото Музея истории и реконструкции Москвы Фото Памятника Крылову в Москве Фото Государственного исторического музея в Москве
Показать все альбомы
Храм Христа Спасителя
Описание Фото Погода Карта
Смотрите также: Фото Садов у залива, Города Латвии, Бразилия, Великие Луки, Пуэрто Авентурас, Усадьба Виноградово, Лалибела
Распятие на дощечке, сделанной из слоновой кости
В Британском музее хранится самое раннее изображение смерти Иисуса Христа. Вырезанная из слоновой кости дощечка показывает его мучения. Христос прибит гвоздями к кресту, над его головой написаны слова «Король Иудеев».
С одной стороны стоят Святые Мария и Джон, с другой- Лонгинус прокалывает Иисуса копьем. На дереве висит тело мертвого Иуды, а под его ногами лежит мешок монет, которые он заработал, предав Господа.
Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах
В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:
- Спас Нерукотворный (Мандилион)
По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.
Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.
- Спас Вседержитель (Пантократор)
Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.
Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).
- Спас Эммануил
Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.
- Деисус
Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.
Граффити Алексаменоса
Это граффити, возможно, показывает человеческую природу, а также самое первое представление об Иисусе. Найденное на штукатурке в 200 году до нашей эры изображение рассказывает о мужчине, который пристально смотрит на распятого. Если присмотреться, можно увидеть, что у трупа на самом деле голова осла, а под ним нацарапано на греческом: «Алексаменос поклоняется Богу».
Интересный факт — распятие раньше применялось к низшим людям по закону. Ослиная же голова только усиливала эффект при просмотре.